|
Овальный D-образный Веревочный Муфтованные Большие карабины Информация о карабинах Отступление
* Здесь не описываются различные специальные и хитрые карабины (типа "Mamba" от фирмы DMM).
** В тексте использованы картинки с сервера http://www.petzl.com/.
Алюминиевые карабины в настоящее время практически вытеснили стальные в спортивном и любительском секторе. Они дешевле и значительно легче, и несмотря на это, выдерживают значительные нагрузки, которые они испытывают в спортивном скалолазаньи.
Как известно, у нас очень популярны и до сих пор титановые карабины - "Ирбис". По своим характеристикам они занимают промежуточное положение между сталью и алюминием. Есть существенный недостаток: при повреждении поверхности карабина, он становится не пригодным. Кроме того, через енго нельзя быстро протравливать веревку (например, быстро спускаться) - теплопроводность у титана меньше, очень легко поплавить веревку.
Никогда не прилагайте неправильную нагрузку. Нагружается должна "длинная" сторона карабина. Если нагружать "короткую" сторону, карабин легко разрушить (как правило, предельная нагрузка в направлении этой оси составляет от 6 до 10 кН, т.е. меньше предельной "нормальной" нагрузки в 2-4 раза, если конечно, нагрузка на карабин относительно этой оси нормирована).
Никогда не нагружайте открытые карабины. Если карабин открыт, то предельная нагрузка составляет от 6 до 10 кН, т.е. 2-4 раза меньше нормальной.
Обращайтесь с карабинами аккуратно.
Грузите их правильно.
"Списывайте" карабины, падавшие с большой высоты, т.к. при этом могут возникнуть микротрещины (не заметные глазу), сильно снижающие предельную нагрузку на карабин.
Регулярно проверяйте карабины на предмет повреждений. "Списывайте" карабин, даже если у вас есть хоть тень сомнения в его исправности. Запомните, что от вашего снаряжения зависит ваша жизнь.
При работе с карабинами будьте бдительны! Особенно это касается веревочных карабинов. Дело в том, что веревка может сама выщелкнуться из карабина (например, при срыве). Для того, что бы это предотвратить, необходимо правильно вщелкнуть карабин или оттяжку в точку страховки, и, кроме того, правильно вщелкнуть саму веревку в карабин. (См. более подробно на картинках у PETZL).
Однако это не все. Во-первых. Карабин должен быть правильно расположен. Т.е. ни какие внешние предметы не должны как бы "поддерживать" карабин, т.к. в этом случае он начинает "работать на излом", что снижает его нагрузочные способности.
Во-вторых. Карабин должен быть правильно нагружен. Т.е. вдоль основной оси, и точек приложения нагрузки может быть только две. Иные способы нагрузить карабин опять же снижают его нагрузочные способности.
В-третьих. Карабин может открыться сам (а это приведет к снижению предельной нагрузки в 2-4 раза) при ударе (в том числе защелкой) о внешние предметы, и/или при вибрации, вызванной протравливанием веревки.
Дизайн карабинов таков, что они рассчитаны на нагрузку, действующую вдоль основной оси, при этом защелка должна быть закрыта. Попытка нагрузить его каким-либо другим способом может привести к разрушению карабина даже при незначительной силе воздействия.
Особенное замечание по поводу титана: он очень чувствителен к "концентраторам напряжения" типа царапин и микротрещин (как шутят, титан - металл крылатый: когда полетит, никто не знает).
Сека, понимающий природу и суть, рюхающий в применении карабинов, может грамотно подобрать и использовать изделие, тем самым уменьшит вероятность неприятных неожиданностей в процессе.
В старые добрые времена, основным карабином был "Ирбис". По буржуйской классификации, это совершенно нормальный D-образный карабинтолько титановый (у "них" все больше алюминий). Корифеи, разумеется, вспомнят стальные "бобы" и "треугольники", а так же "монтажные" и "пожарные" карабины. Однако сейчас их я их практически в употреблении не вижу, да и сам такими штуками почти не пользовался (возможно кто-то и возьмется написать о них). Бывали, конечно, и забугорные изделия, но их было крайне мало. Следующим шагом стал "Иремель". (Как я тут выяснил, его берут во всю до сих пор - цена-то 20-25 р.! Ребята, а жить мы хотим?! Я понимаю, что богатеи не все, но все же...). Спустя какое-то время появились "Манараги" - обычные веревочные карабины, , которые за бугром именуются "с изогнутой защелкой", и пошло потихонечку. Но самое главное, сейчас появились нормальные "иностранцы" за нормальные деньги. Взять тот же Stubai (виноват, теперь он переименован) который крючьевой (нагрузка до 25 кН, вес 48г) стоит примерно 30-35 р., веревочный (нагрузка до 25 кН, вес 48г.) - 40-45р., а очень приятный большой HMS (нагрузка до 22кН, вес 78г) - 73-78р.