Карабины



Взято с http://www.progressor.ru:8083/outdoor/snar/carabin/carabiny.htm

D-образные (у нас либо не называют ни как, либо - достаточно редко - называют "крючьевой")
Petzl Spirit M15
  • Спроектирован так, что нагружается наиболее прочная сторона (без защелки)
  • Легче и прочнее овального, при прочих равных
  • Проще прощелкивать веревку, чем в овальный
  • Сейчас более распространены несимметричные D-образные карабины, отличаются тем, что имеют больший зазор для веревки, и в них проще вщелкиваться.
  • С изогнутой защелкой (у нас часто называют "веревочным")
    Petzl Spirit M10
  • Специальный дизайн для быстрого и легкого прощелкивания в него веревки
  • Используется в оттяжках для прощелкивания веревки
  • Ничем, кроме как формой защелки, не отличается от несимметричного D-образного, причем фирмы обычно выпускают сразу пару похожих карабинов (крючьевой и веревочный); пример - Petzel Sprint M10, M15
  • Муфтованные
    Petzl Attache M20
  • Этот тип карабинов оснащен специальной "муфтой" (специальной, как бы трубочкой, как и следует из названия), не дающей ему открываться без вашего ведома
  • Муфтой может быть оснащены, овальные, D-образные и так называемые HMS карабины (они же грушевидные).
  • Завинчивающиеся муфты наиболее многофункциональны, и представляют собой "растянутую" гайку, навинченную на защелку.
  • Автоматические муфты снабжены специальными пружинными устройствами, которые действуют на открытую муфту, пытаясь ее закрыть. Такие карабины могут быть несколько дороже, но ускоряют процесс вщелкивания. Страшно удобны, если у вас свободна только одна рука.
  • Используются всегда для ответственных мероприятий, как то : страховка, самостраховка и тому подобное.
  • Большие карабины (этот тип был отдельно выделен только в одной классификации)
    Petzl Am'D
    Сталь, алюминий, титан
    Стальные карабины в основном используются в индустрии, спасательных операциях и промышленном альпинизме, благодаря их прочности (меньше трутся) и высокой нагрузочной способности. Однако они значительно дороже и тяжелее алюминиевых.

    Алюминиевые карабины в настоящее время практически вытеснили стальные в спортивном и любительском секторе. Они дешевле и значительно легче, и несмотря на это, выдерживают значительные нагрузки, которые они испытывают в спортивном скалолазаньи.

    Как известно, у нас очень популярны и до сих пор титановые карабины - "Ирбис". По своим характеристикам они занимают промежуточное положение между сталью и алюминием. Есть существенный недостаток: при повреждении поверхности карабина, он становится не пригодным. Кроме того, через енго нельзя быстро протравливать веревку (например, быстро спускаться) - теплопроводность у титана меньше, очень легко поплавить веревку.

    Неправильные действия с карабинами

    Никогда не прилагайте неправильную нагрузку. Нагружается должна "длинная" сторона карабина. Если нагружать "короткую" сторону, карабин легко разрушить (как правило, предельная нагрузка в направлении этой оси составляет от 6 до 10 кН, т.е. меньше предельной "нормальной" нагрузки в 2-4 раза, если конечно, нагрузка на карабин относительно этой оси нормирована).

    Никогда не нагружайте открытые карабины. Если карабин открыт, то предельная нагрузка составляет от 6 до 10 кН, т.е. 2-4 раза меньше нормальной.

    Правильные действия с карабинами
    Petzl Locking Spirit M16

    Обращайтесь с карабинами аккуратно.

    Грузите их правильно.

    "Списывайте" карабины, падавшие с большой высоты, т.к. при этом могут возникнуть микротрещины (не заметные глазу), сильно снижающие предельную нагрузку на карабин.

    Регулярно проверяйте карабины на предмет повреждений. "Списывайте" карабин, даже если у вас есть хоть тень сомнения в его исправности. Запомните, что от вашего снаряжения зависит ваша жизнь.

    Предостережения

    При работе с карабинами будьте бдительны! Особенно это касается веревочных карабинов. Дело в том, что веревка может сама выщелкнуться из карабина (например, при срыве). Для того, что бы это предотвратить, необходимо правильно вщелкнуть карабин или оттяжку в точку страховки, и, кроме того, правильно вщелкнуть саму веревку в карабин. (См. более подробно на картинках у PETZL).

    Однако это не все. Во-первых. Карабин должен быть правильно расположен. Т.е. ни какие внешние предметы не должны как бы "поддерживать" карабин, т.к. в этом случае он начинает "работать на излом", что снижает его нагрузочные способности.

    Во-вторых. Карабин должен быть правильно нагружен. Т.е. вдоль основной оси, и точек приложения нагрузки может быть только две. Иные способы нагрузить карабин опять же снижают его нагрузочные способности.

    В-третьих. Карабин может открыться сам (а это приведет к снижению предельной нагрузки в 2-4 раза) при ударе (в том числе защелкой) о внешние предметы, и/или при вибрации, вызванной протравливанием веревки.

    Ограничения карабинов
    Предельная статическая нагрузка на карабин составляет от 20 до 30 кН, что больше обычно встречающейся при нормальном использовании. Однако существует масса способов неправильного использования карабинов, что может привести к его разрушению, даже если нагрузка меньше допустимой (см. об этом выше).

    Дизайн карабинов таков, что они рассчитаны на нагрузку, действующую вдоль основной оси, при этом защелка должна быть закрыта. Попытка нагрузить его каким-либо другим способом может привести к разрушению карабина даже при незначительной силе воздействия.

    Уход за карабинами
    Держите их сухими и чистыми. Берегите от коррозии. Некоторые повреждения допустимо зачистить шкуркой 220-400 номера (кроме титановых - у них ремонт недопустим). Если это не помогает - уничтожьте карабин. Если из-за грязи заклинила защелка, то карабин следует вымыть в теплой мыльной воде и прополоскать, затем смазать графитовой смазкой пружинку защелки (у муфтованных смажьте внутренности муфты).

    Особенное замечание по поводу титана: он очень чувствителен к "концентраторам напряжения" типа царапин и микротрещин (как шутят, титан - металл крылатый: когда полетит, никто не знает).

    Три шага проверки карабинов (вариант ORCA)
  • Поверхность карабина не должна иметь трещин, заусенцев, пропилов, ржавчины, сильной потертости и т.д.
  • Защелка должна открываться легко и быстро. Удостоверьтесь, что закрывается карабин свободно и полностью. У муфтованных карабинов аналогично проверяется функционирование муфты.
  • Проверяется состояние заклепки. Ее изгиб или повреждение недопустимы.
  • При невыполнении любого пункта, проверяемый карабин должен быть уничтожен.

    Сека, понимающий природу и суть, рюхающий в применении карабинов, может грамотно подобрать и использовать изделие, тем самым уменьшит вероятность неприятных неожиданностей в процессе.

    Отступление
    Ситуация напоминала случай с бородатым человеком, у которого спросили, засовывает ли он бороду под одеяло, или нет, когда он ложится спать. Короче говоря, пользовался карабинами долго и упорно, а тут и получается, что толком написать не могу. Буржуям легко: у них существует достаточно простая и очевидная (хотя тоже, не без вариантов) классификация. На эту тему можно слазить на несколько сайтов (см. список) , или книжек прочесть, и все как-то прояснить. У нас все по-другому, и поэтому возникли некоторые затруднения.

    В старые добрые времена, основным карабином был "Ирбис". По буржуйской классификации, это совершенно нормальный D-образный карабинтолько титановый (у "них" все больше алюминий). Корифеи, разумеется, вспомнят стальные "бобы" и "треугольники", а так же "монтажные" и "пожарные" карабины. Однако сейчас их я их практически в употреблении не вижу, да и сам такими штуками почти не пользовался (возможно кто-то и возьмется написать о них). Бывали, конечно, и забугорные изделия, но их было крайне мало. Следующим шагом стал "Иремель". (Как я тут выяснил, его берут во всю до сих пор - цена-то 20-25 р.! Ребята, а жить мы хотим?! Я понимаю, что богатеи не все, но все же...). Спустя какое-то время появились "Манараги" - обычные веревочные карабины, , которые за бугром именуются "с изогнутой защелкой", и пошло потихонечку. Но самое главное, сейчас появились нормальные "иностранцы" за нормальные деньги. Взять тот же Stubai (виноват, теперь он переименован) который крючьевой (нагрузка до 25 кН, вес 48г) стоит примерно 30-35 р., веревочный (нагрузка до 25 кН, вес 48г.) - 40-45р., а очень приятный большой HMS (нагрузка до 22кН, вес 78г) - 73-78р.

    К началу страницы