Повторная заправка туристских газовых баллонов бытовым газом



Взято с http://www.mountain.ru/useful/equipment/gaz/gaz.shtml

Автор: Константин Сергин, г. Климовск

К вопросу о повторной заправке туристских газовых баллонов бытовым газом

Я заправлял баллоны с клапаном как Camping Gaz (т.е. под цанговый разъем), так и Epigaz, Coleman, Markill, Primus и др. с резьбой.

В качестве источника использую бытовой баллон на 50 литров. Его устанавливаю на подставку ВЕНТИЛЕМ ВНИЗ, при этом вентиль можно открывать и закрывать. С заправляемым, маленьким баллоном соединяю через переходник, состоящий из накидной гайки с патрубком от обычного редуктора, толстостенного резинового армированного шланга длиной 20 см. и разобранной горелки Epigaz. У горелки я свинчиваю смеситель - рассекатель и жиклер, а на место смесителя - рассекателя навинчиваю латунную трубку, на которую одет шланг. Самое сложное было найти такую трубку с резьбой. Может быть удобно будет использовать горелку со шлангом - на место штатного поставить армированный, идущий к большому баллону. Все соединения должны быть надежными, на шлаге - хомуты: давление ведь большое.

Camping Gaz заправлял с помощью переходника, который поставлялся с какой-то горелкой русского, полукустарного изготовления. Переходник имел гайку для навинчивания на бытовой баллон и байонет для закрепления на маленьком баллоне.

Технология заправки довольно проста, но имеет пару тонкостей.

Из заправляемого баллона стравливаются остатки газа. Я это делаю острием ножниц, главное - не повредить клапан. Руку надо защитить рукавицей и т.п. от охлаждающего действия газа. Затем полностью открываю регулировочный винт у горелки и на примерно 1 оборот вентиль у большого баллона (пока не пойдет жидкий газ). Закрываю регулировочный винт на горелке и навинчиваю на нее баллончик. Открываю регулировочный винт, и баллон заполняется примерно наполовину за 3-4 минуты. Закрываю регулировочный винт, отсоединяю баллончик и навинчиваю новый (в смысле - следующий пустой). А из первого стравливаю газ в течение 5-15 секунд (не забывать про защиту руки!). Затем меняю местами баллончики. Баллончик может заполниться до того, что газ не будет бултыхаться, тогда надо стравить немного, чтобы обязательно часть объема была с газовой фазой.

Нормальные (фирменные) баллончики выдерживают больше трех заправок. Примерно у 1 из 7 баллончиков может испортиться клапан и его придется выбросить.

Сначала я опасался, что баллончики не выдержат давления, особенно когда полностью заправлены, но ни разу ничего не случилось.

Естественно, заправлять надо в проветриваемом помещении или на улице, причем не допускать искр и т.п. рядом. В помещении даже включать - выключать свет опасно.

Когда я заправлял 50-ти литровый баллон, то заправщик мне сказал, что летом газ привозят "летний" с большим содержанием бутана, а зимой - "зимний", с большим содержанием пропана. Но процентное соотношение он не знал и еще сказал, что и зимой могут привезти "летний" газ.

Неприятной особенностью бытового газа является присадка с противным запахом, причем газ, который пролежал пару лет в баллоне, воняет просто мерзопакостно, а вот свеженький - вполне терпимо.

Очень интересным является вопрос о качестве газа - не засоряет ли горелки и лампы. В моей практике была неприятность с баллонами, заправленными из старых остатков газа. Горелка засорилась. Я объясняю это тем, что в старом газе происходят процессы полимеризации. Со свежим газом проблем не было.

В общем - заправлять можно и нужно.

Теперь насчет температурной стойкости бытового газа. В Подмосковье мы ставили баллоны при минус 10 градусов в снег, и они работали. На седловине Эльбруса этой зимой у нас было три разных типа баллонов: Coleman высотный 30\70, GOSYSTEM с изобутаном и заправленные бытовым газом, предположительно летним. При минус 26 градусов первые два типа газа зажигались без подогрева, а заправленный баллон пришлось подогреть, а потом уже проблем не было.