|
Спутники система NAVSTAR имеют 24
рабочих спутника с орбитальным периодом в 12 часов на высоте примерно
20200 км от поверхности Земли. В шести различных плоскостях имеющих
наклон к экватору в 55° , расположено по 4 спутника. Указанная высота
необходима для обеспечения стабильности орбитального движения спутников и
уменьшения фактора влияния сопротивления атмосферы.
Вес каждого спутника около 900 кг, и размер более
5 м, включая солнечные батареи.
На борту каждого спутника расположено несколько высокоточных атомных часов, обеспечивающие точность 10-9 сек, вычислительно кодирующее устройство и два передатчика один мощностью 50 Вт излучающий на частоте L1=1575,42 МГц, второй на L2=1227.60 МГц. Сигнал L1 имеет два дальномерных кода с псевдослучайным шумом (PRN), P-код и C/A код. "Точный" или P-код может быть зашифрован для военных целей. "Грубый" или C/A код не зашифрован. Сигнал L2 модулируется только с P-кодом. Большинство гражданских пользователей используют C/A код при работе с GPS системами. Рождением NAVSTAR можно считать февраль 1978 года, когда на орбиту был выведен первый спутник системы. Средний срок службы одного спутника приблизительно 10 лет, поэтому в программу входит постоянное производство и выведение на орбиту новых спутников, на смену использовавшим свой ресурс. Информация о состоянии всех спутников включается в альманах, передаваемый на каждый спутник. Данные альманаха обновляются ежедневно и передаются с каждого спутника приблизительно каждые 12.5 минут. Если какой либо спутник "нездоров", то приёмник не будет отслеживать и принимать данные от неработоспособного спутника до тех пор, пока альманах не будет обновлён. |
Информация передаваемая спутниками на Землю.
Каждую миллисекунду спутники передают на Землю:
Точность измерения.
Точность GPS измерений различается от 1 сантиметра до более чем 15
метров, в зависимости от используемой аппаратуры, методики обработки
данных и других факторов. Кроме того, на точность получаемых данных
влияет ваш опыт и знание основ работы c GPS системами.
Помните, что точность определения
плановых координат при использовании GPS обычно в 2-5 выше, чем высоты,
независимо от местоположения на поверхности Земли.
Сигналы от GPS спутников большую часть времени имеют искусственно
заниженную точность при определении координат и скорости объектов.
Система GPS была разработана и обслуживается Министерством Обороны США
и её главной задачей является обеспечение навигационными данными военных
потребителей США и их союзников. В период становления системы МО США
приняло решение о создании алгоритма, позволяющего закрывать доступ к
высокоточным навигационным данным неавторизованным пользователям.
В результате появились такие понятия как "Избирательный Доступ"
(Selective Availability или S/A) и шифрование P-кода
(Anti-Spoofing или AS). Эффект вызываемый S/A можно практически
полностью нейтрализовать применением техники измерений под названием
дифференциальная обработка.
Избирательный Доступ
(Selective Availability или S/A) - был отключен 1 мая 2000 года
Если S/A неактивен и не применяется техника дифференциальной
коррекции, то точность плановых координат с использованием
одночастотного кодового приёмника составит порядка 2-5 метров (с
вероятностью 95 %). А при активированном S/A точность плановых
координат с таким же приёмником составит порядка 100 метров (с
вероятностью 95 %). Точность высотных отметок заявляется на уровне
10 метров (с вероятностью 95 %).
Источники погрешности.
Основной источник - режим "избирательного доступа".
Другими источниками погрешности являются неудачная геометрия взаимного
расположения спутников, многолучевое распространение радиосигналов
(влияние переотраженных радиоволн на приемник), ионосферные и атмосферные
задержки сигналов и др.
GPS-приемник.
Система GPS позволяет определить местоположение в любой точке на суше,
на море и в околоземном пространстве. В зависимости от области применения,
диапазон которой довольно широк, а также от стоимости, которая может
колебаться от сотен до нескольких тысяч долларов, исполнение GPS-приемников
также весьма разнообразно. В целом весь спектр моделей можно разделить на
четыре большие группы:
Персональные GPS-приемники индивидуального
применения. Эти модели отличаются малыми габаритами и широким набором
сервисных функций: от базовых навигационных, включая возможность
формирования и расчета маршрутов следования, до функции приема и передачи
электронной почты.
Автомобильные GPS-приемники, которые
предназначены для установки в любом наземном транспортном средстве и имеют
возможность подключения внешней приемо-передающей аппаратуры для
автоматической передачи параметров движения на диспетчерские пункты.
Морские GPS-приемники, оснащенные
ультразвуковым эхолотом, а также дополнительными сменными картриджами с
картографической и гидрографической информацией для конкретных береговых
районов.
Авиационные GPS-приемники,
используемые для пилотирования летательных аппаратов, включая коммерческую
авиацию.
Другие системы определения местоположения.
Отечественной военно-космической промышленностью создана альтернативная
спутниковая система ГЛОНАСС. Однако, несмотря на более высокую точность
определения местоположения, ее надежность и потребительские характеристики
существенно ниже, чем у NAVSTAR, и на сегодняшний день широкого
распространения эта система не получила.