Валентин Юрин. Упаковка груза в каяке.


 From: Валентин Юрин (iourine@iourine.msk.su)
 Дате: 15 May 1998

Nikolay Springis wrote:
>
>     Проехали мы тут на двух каяках немаленького объема веселую речку Полометь
> (экстаз - рекомендую всем), и встала у нас неприятная фича: вес и отчасти объем
> заюзанной нами снаряги просто повергает в ужас (и мешает наслаждаться сплавом).
> В обратном поезде провели анализ - вычислили всего кил 8 на двоих :(

У нас в летних походах выходило по ~30 кг на двоих - и ничего,
грузились. Что ж у вас за каяки такие?

> Помнится, ты летом с двумя дамами по Саяну шлялся - а ведь в полиэтилене,
> кажется, эта проблема еще острее стоит?

Не с дамами, а с маленькими девочками. Буряты их моими дочками считали.
8-( Хорошо еще, что не внучками...

> 2ALL: если есть наработки по этому вопросу - буду очень рад выслушать!

Собственно  говоря,  все, что у меня было умного сказать на эту
тему, я изложил в книжке - зачем бы мне было  что-то  утаивать?
По  крайней  мере,  все  теоретические  обобщения  там сделаны.
Единственное, что я  еще  мог  бы  добавить  -  это  конкретные
примеры, которые лежат под ними.

Начинали  мы  автономно ходить на двух каркасниках. У меня каяк
был плоский,  лишь  немного  больше,  чем  обычный  ТВТшный  (6
шпангоутов,  из  них  1, 2, 5 и 6 - крестовидные), а у Ирки - в
обводах сплавного, но очень маленький (длина  3.30,  ширина  57
см,  4  фигурных  шпангоута), так что свободный объем в нем был
примерно таким же. На самом деле я его рассчитывал,  исходя  из
своего  предыдущего,  и как раз середина каркаса оставалась без
значительных   изменений.   На   этом   этапе,   действительно,
приходилось   сильно  экономить  -  но  в  пределах  разумного.
Пожалуй, единственное, что нам сильно помогало по  сравнению  с
другими  каякерами  - это единый на двоих набор барахла и схема
упаковки.

Спальники  у  нас  были самые обычные, синтепоновые двуслойные,
причем стандартных размеров: 2 м в длину, 1.5 в  обхвате  -  не
люблю   тесноты.   Коврики  размером  45х100  см,  складывались
гармошкой. Одежды минимум: один шерстяной костюм  на  себе  под
сухой гидрой, поэтому в багаже - только одна запасная шерстяная
олимпийка на двоих. Гидрики у нас текли мало даже при  плавании
свободным  стилем, поэтому всерьез высушиться 1-2 раза за поход
после киля было предпочтительнее, чем всю дорогу возить с собой
2  полных  комплекта  сухой  шерсти.  Флиса  и неопрена тогда у
туристов еще не  было.  Штаны  и  анораки  из  тормозника,  х/б
рубашка или футболка, носки, носовые платки и исподнее. Обувь -
кроссовки.

Палатка  -  сначала была просторная двускатка (тент у нее был -
как у  четырехместной,  да  еще  с  двумя  апсидами),  довольно
громоздкая  и  тяжелая (3.8 кг), по объему в сложенном виде она
была, вероятно,  немного  больше,  чем  нынешняя  октопусовская
Сьерра. Потом сшили пирамидку весом 2,4 кг, более компактную, с
которой и хожу до сих пор и альтернативы не вижу.  Среди прочих
достоинств  пирамидки  отмечу  одну,  но  большую, апсиду - для
двоих вполне достаточно в случае дождя, и нет нужды в  лагерном
тенте.

Котелки  на  двоих  -  у  меня  в  запасниках  где-то отыскался
солдатский котелок времен первой мировой войны (0.8  л),  после
небольшой  доработки  ручки  он  стал хорошо входить в нынешний
1.5-литровый; на меня и ребенка - как раз. Если ходили  большей
компанией (3-6 чел.), то брали два меньших котелка (2 и 3 л) из
того набора, что делает Рыбак -  да  продлит  аллах  его  годы!
Костровое   снаряжение   -   набор   из  2  крючьев  и  2  лап,
выпускавшийся еще в доперестроечные  годы;  занимает  места  не
больше, чем бумажник. Дуболомное снаряжение - хорошо наточенный
ГПЗшный топор и  голова,  в  которую  загружен  соответствующий
драйвер  для  этого  девайса  (см.  книжку).  Никаких пижонских
тросиковых или складных пил мы никогда не брали. В прошлом году
мне принесли лучковую пилу, которая складывалась в пенал 2х3х50
см, я ее повертел в руках, собрал-разобрал и понял, что  делать
это  каждый  день  мне все равно лень; с тем и вернул.  Миски -
стандартные кошатницы, кружки - я сделал  сервиз  из  2  пивных
банок  разного  размера,  вставлявшихся  одна  в другую, но это
была, в основном, показушная экономия.

Рюкзаки  -  самые  обычные,  100-литровые. Спасконец - 25 м, из
6-мм репшнура. Запасное весло -  как  всегда,  одно  на  двоих,
разборное, собирающееся с любым разворотом, длина промежуточная
между моим и Иркиным. Гермы самые обычные, из серебрянки - и до
сих пор с такими хожу. Аптечка - обязательно, хотя и небольшая.
Еще мы брали (и до сих пор берем) пластмассовую  коробочку  для
бутербродов,  в  которой  едет мыло, зубная паста, щетки и т.п.
умывальные мелочи.  Лучше  немного  пожертвовать  объемом,  чем
регулярно  отчищать  свои  шмотки  от  содержимого раздавленных
тюбиков.

Ремнабор  -  вот  важная  область для экономии. У меня он весил
порядка 1 кг и занимал не более 1 л. Каяк  надо  не  чинить,  а
оберегать  от  поломок:  ставить  хорошие материалы, где надо -
протекторы и амортизаторы, аккуратно  собирать  без  перекосов,
всегда  держать баллоны хорошо надутыми и т.п. азбучные истины.
Если все это педантично выполнять, то возить с собой бочку клея
и небольшую слесарную мастерскую будет излишне.

На  двоих  мы  _не_  брали лагерный тент (обходились апсидой) и
противень (достаточно крышки от котелка). Самой тяжелой жертвой
было  фото  - приходилось брать только один ЛОМО-компакт. Когда
народу было больше, брали все по полной программе.

Продукты  -  стандартная  раскладка  на  620-630 г/(рыло*сутки)
нетто.  Правда, все походы, которые мы  прошли  на  этом  этапе
(Она, притоки Чарыша) были с 1-2 промежуточными забросками.

Грузились  мы  так:  в  Иркин  каяк  две  маленькие гермочки со
шмотками и сухарями проталкивались за 1 и 4 шпангоуты;  сделать
это  было  нетрудно,  поскольку  каяк  был короткий, а кокпит -
соразмерный ногам гребца. Затем в  4  шпацию  (позади  кокпита)
вставлялась  большая герма со спальниками и ковриками, на месте
догружалась всякими мелочами и  завязывалась.  В  носу  однажды
хорошо  прижился  вышеописанный  комплект солдатских котелков -
перпендикулярно  оси  лодки,  между  1  шпангоутом  и  пяточным
упором.   Естественно,  все  грузилось  при  частично спущенных
баллонах.

В мой каяк при сборке закладывались 2 гермочки с рюкзаками во 2
и 6 шпации, т.е. за крестовые шпангоуты.  Туда  же  я  старался
грузить   как   можно   больше   отдельных  мелких  водостойких
предметов, которые можно было просунуть под шпангоутом:  топор,
банки  тушенки,  крупы в мелких пластиковых химических баночках
(потом я от них отказался - неудобно).   На  дне,  естественно,
была  проложена  пенка,  чтобы не пробить шкуру об эти банки. В
последний раз  я  сделал  пару  длинных  узких  герметичек  для
продуктов,  которые  закладывались  в  6  шпацию при сборке; их
можно было один раз необратимо вытащить, если спустить  баллоны
и  оттянуть шкуру, что и делалось по мере выедания первой части
продуктов из 5 шпации.  Половинки запасного весла просовывались
в  корму  под  декой,  поверх  перекладин  5  и  6  шпангоутов,
лопастями к кокпиту. Все остальное грузилось мелкими гермочками
в  5  шпацию  (позади  кокпита).  Палаточный  тент я одно время
приловчился  сворачивать  в   трубу,   перегибать   пополам   и
засовывать  концами  под  передний  край банки. Он оказывался в
основном перед  банкой,  _под_  коленями,  и  ногам  не  мешал.
Правда,  это  было  изрядным  пижонством  -  при киле дно каяка
вздулось бы, и тент уплыл бы непременно, но я не отстреливался.
Не  стану  скрывать,  что  в первом походе у меня и после этого
оставалась небольшая герметичка, которую я клал между  ног  уже
после  того,  как садился в каяк - и однажды, естественно, едва
не забыл на какой-то промежуточной чалке.

Следующим  этапом  был  мой  сплавной  каяк,  чертежи которого,
вероятно, до сих пор лежат на сервере у Мошкова. Весьма  полные
обводы,  длина  3.90,  ширина  62,  объем  350 л, все шпангоуты
фигурные (прежде всего, из соображений прочности). Одна  только
5  шпация  имела  габариты  внутренного свободного пространства
примерно 45х25х60 см - т.е. рюкзак средних размеров. С  ним  мы
полностью   решили   все  проблемы  объема.  В  целом  упаковка
изменилась несильно, но стала более просторной. В частности,  я
стал  снова  возить с собой любимый железный ящик с фото - либо
9-,  либо  15-литровый  (2  камеры,  4  объектива   по   полной
программе).   Кормовые  шпангоуты  были  сделаны  с  пониженным
бимсом, как это описано в  книжке,  чтобы  по-прежнему  грузить
туда запасное весло. Рюкзаки, как правило, клались при сборке в
1 и 7 шпации, т.е. в самые нос и корму; это сильно  увеличивает
момент  инерции,  но  для  меня  это  было меньшее из зол. За 5
шпангоут проталкивалась еще  герметичка  с  ковриками,  которые
были   нарезаны   именно   так,  что  в  сложенном  виде  точно
вписывались в просвет шпангоута. В  нос  я  сделал  специальную
профилированную герму, которая заполняла всю 2 шпацию и часть 3
- до пяточного упора.  В  нее  было  удобно  грузить  береговую
одежду,  обувь,  аптечку  и ремнабор, поскольку она всегда была
под рукой - только выщелкнуть упор.

Именно  с  этим  каяком  у  был  случай,  когда в Иркином каяке
сломалось крепление банки, а выбрасывать ее было жаль  -  очень
была удачная, я ее долго и тщательно подгонял к ответной части.
Так и вез в корме каяка еще дней 12 в автономном режиме. В  нее
как   раз   удобно   входил   комплект   котелков   2+3  л.,  и
дополнительного объема она почти не отжирала.

Еще  в  комплекте  к  этому каяку у меня были две длинные узкие
гермы для тяжелых компактных продуктов  -  круп,  колбасы.  Они
клались  в  5  шпацию  на  дно  по  обе стороны кильсона и были
подобраны так, чтобы  полностью  заполнять  пространство  между
кильсоном  и  баллонами  во  всю длину шпации.  Оказалось очень
удобно, поскольку можно было симметрично распределить груз.  На
этом  же  каяке  я сделал на деке петли позади кокпита, чтобы в
самом крайнем  случае  возить  груз  на  внешней  подвеске;  но
воспользовался  ими  только  один  раз,  когда на Буге пришлось
срочно перебазироваться на другой берег во избежание разборки с
грушевскими, и было очень жаль бросать целую вязанку дефицитных
дров.

Пока  я  плавал  на  этом каяке, мы постепенно прибарахлились В
вышеприведенном   списке   одну   олимпийку   заменить    двумя
комплектами  тонкого  флисового белья и двумя теплыми флисовыми
куртками, кроссовки - нормальными трекинговыми ботинками.

Ну  а  насчет  полиэтиленов...  Николай, постыдился бы ты такие
вопросы задавать!  Ты  что,  в  бассейне  ни  одного  сплавного
полиэтиленового  каяка не видел? Я не имею в виду плоскохвостые
и узкомордые игровые лодчонки, такие как Фля или Хрюшка  -  там
ведь   даже  Торнадо  плавали,  не  говоря  уже  о  Циклонах  и
Инвэйдерах! В них места немеряно, сколько есть _сотен_ литров -
все  твои,  вопрос  только в том, как ими распорядиться. Причем
это можно сделать самым выгодным  образом:  сосредоточить  груз
возле  кокпита,  во  всю  ширину лодки, а баллоны протолкнуть в
самую корму и в нос. Причем они  бывают  необходимы  далеко  не
всегда: плотность герметички с тряпьем или сухарями значительно
меньше единицы, и она  сама  играет  роль  элемента  плавучести
ровно  в  той степени, насколько она заполняет внутренний объем
каяка.

Сейчас  мы  грузимся  примерно  так  же,  как  и раньше. У Ирки
большая профилированная герма во всю корму, которая заполняется
на  месте.  По сравнению с прошлым списком снаряжения появились
два хороших буржуйских коврика 55х180 см, которые жалко резать,
да  и  дряхлый  мой  организм  уже комфорта требует. Грузить их
приладились так: сначала в самую корму  -  флис  и  др.  мелкие
шмотки,  потом в каждый коврик закатывается по спальнику, и два
таких цилиндра очень хорошо ложатся  в  Циклон  возле  кокпита.
Плюс  всякая мелочь по щелям. Вторая моя дочка тоже грузилась в
одну большую герму и возила все свое, кроме тушенки и сгущенки,
а  также  палатку  и  групповой тент. Я к себе в корму клал все
тяжелое  мелкой  россыпью,   при   этом   последние   ~полметра
оставались  для баллона. В первый день ужасно замучился грузить
11 банок сгущенки и 11 банок тушенки, но потом  их  становилось
все   меньше   и   меньше   8-(.   Очень   полезной   оказалась
сумка-"колбаса" из тормозника: в нее можно  было  сразу  кинуть
консервы,   топор   и  еще  несколько  самых  тяжелых  мелочей,
выдернуть пару тяжелых герметичек с  продуктами,  и  потом  уже
волочить полуразгруженный Торнадо поближе к лагерю.

В носовом отсеке (за пяточной платформой) у меня ехала довольно
объемная герма с рюкзаками и выходными  шмотками,  и  еще  куча
места  оставалась;  у  Сашки  -  небольшая  гермочка  с  частью
печенья; у Ирки - вообще ничего.

По  дороге  аллаху  было угодно поставить еще один эксперимент:
паром на Оке не работал, и нам пришлось покидать все в каяки  и
плыть  до Порт-Оки своим ходом. Ничего особенного - погрузились
легко, причем  даже  не  пришлось  сильно  перепаковываться  по
сравнению  с  транспортным  положением.  Большинство герметичек
просто вынули из рюкзаков и, как есть,  запихнули  в  лодки.  В
этот  момент  у нас жратвы еще было на 20 дней. Причем покупали
мы  ее  всю  в  местных  магазинах,  так   что   дополнительной
оптимизации, которая обычно проводится дома при упаковке, мы не
делали.  Причем  на  пешку  в  Долину  Вулканов  у   нас   была
запланирована  гораздо  более  обильная  и  объемная пища: хлеб
(буханками), йогурты, консервы.  Если  бы  не  доели  последнюю
банку  соленых  огурцов  в  тот  же  день  на завтрак - и ее бы
погрузили...



Валентин Юрин