Основы слаломной техники.


       Каркасно  - надувная байдарка ( КНБ ) относится к современному  ту-
ристскому водному  транспортному судну. КНБ управляется с  помощью  весел,
которыми гребет  каждый член экипажа. Она имеет собственную скорость вдоль
продольной оси, поворачивается вокруг вертикальной, может смещатся  вдоль
поперечной, а также  управляется поворотами вокруг продольной  оси  ( кре-
ном ).
       В основе управления  КНБ лежит лишь несколько первоначальных техни-
ческих правил. Слаломная  техника предполагает обязательную жесткую посад-
ку гребца в байдарке.
       Весло байдарки по  длине выбирают в зависимости от  роста  гребца -
по известному способу выбора  длины лыж. Ширина хвата  ( расстояние  между
кистями, державшими весло )  чуть меньше расстояния между  локтями  разве-
денных в сторону рук.

Управление судном безотносительно водного потока.

ГРЕБЛЯ. При спортивном сплаве на гребных судах она аналогична гребле на гладких дистанциях и описана в учебнике по гребному спорту. Но при спортивном сплаве возникают ситуации, когда необходим задний ход. Назад гребут в обратном порядке, по сравнению с греблей вперед, тыльной стороной весла. Для поворота вокруг вертикальной оси судна применяются д у г о - о б р а з н ы е гребки. В отличие от прямых, используемых для придания хода лодке и производимых ближе к борту, дугообразные гребки делаются по возможно более широкой дуге, дальше от борта. Носовой гребец гребет от носа до своего уровня либо ( в обратную сторону ) от своего уровня до носа лодки, а кормовой - от кормы до своего уровня и наоборот. При дугообразном гребке от носа туловище наклонено в сторону ло- пасти и как бы следует за ней, поворачивая весло. Рука, тянущая весло ( нижняя), выпрямлена и идет как можно дальше от туловища, а верхняя сильно согнута, кисть ее всегда на уровне носа гребца. При дугообразном гребке от кормы позвоночный столб гребца наклоняется к борту, но ни в коем случае не вперед и не назад; обе руки почти выпрямлены ( чуть сог- нуты в локтевых суставах ). В пачальный момент весло горизонтально и ле- жит на воде, кисти обеих рук находятся на уровне воды. Когда же произво- дится гребок, ни одна рука не должна быть согнута больше другой. Гребок как бы выполняется телом гребца, а руки служат передаточным звеном меж- ду основным двигателем - телом и опорой о воду - веслом. Дугообразные гребки от кормы выполняются тыльной стороной весла. П Р И Т Я Ж Е Н И Я. Предназначены для боковых смещений судна и по- воротов, особенно при большой разности скоростей судна и воды. Чтобы сво- бодно пользоваться многообразными вариантами притяжений, достаточно научи- ться двум элементарным упражнениям. 1. ПРИТЯЖЕНИЕ ПРОСТЕЙШЕГО ТИПА. Лопасть весла погружается в воду на уровне туловища. Нижняя рука вытянута в сторону, верхняя, сильно согнутая, кистью касается носа гребца. Из этого исходного положения и осуществляется притяжение - подтягивание лопасти к борту. Работает в основном туловище, руки лишь способствуют этому: нижняя сгибается ( как бы тянет за ручку дверь, открывая ее ), а верхняя толкает весло прямо от носа гребца в сто- рону. В общем, обычный гребок, только не вперед, а вбок. За счет такого притяжения судно будет смещаться вбок. 2. ПРИТЯЖЕНИЕ "ВОСЬМЕРКАМИ". Весло опускается вертикально, лопасть образует некоторый угол атаки в направлении движения судна. Затем лопасть протягивается вперед, к носу ( угол атаки при этом выдерживается неизмен- ным ), разворачивается кистями и протягивается к корме. В результате та- кого постоянно повторяемого движения возникает сила, обуславливающая бо- ковое параллельное смещение судна. При движении лопасти к носу нижняя ру- ка должна с самого начала движения опережать верхнюю. Обе руки на участке от локтя до весла составляют прямой угол с веслом. Верхняя кисть все вре- мя находится на уровне носа гребца, в поле его зрения. Мнение, что эта кисть может находится над головой, а тем более за головой гребца, о ш и - б о ч н о. 3. "З А Ц Е П". Зацеп - боковое притяжение носа ( кормы ) при дви- жении судна вперед ( назад ). Эта фаза сходна с фазой движения лопасти вперед в упражнении "восьмерка", только здесь лопасть вместе с руками гребца, гребцом и судном не протягиваются вперед, а неподвижны относи- тельно друг друга и вода набегает спереди. В такой ситуации эффект "заце- па" аналогичен эффекту первой фазы "восьмерки" - происходит подтягивание носа ( кормы ( к лопасти. Если весло в упражнении "восьмерка" ставить не вертикально, а как можно ближе к горизонтальному положению ( нижняя рука вытянута, кисть верхней по-прежнему перед носом гребца ), возникает подъемная сила, ис- пользуемая в качестве опоры на весло. Аналогичный эффект возникает и при дугообразных гребках кака от носа, так и от кормы, если лопасти придать соответствующий угол атаки. К Р Е Н. КНБ можно управлять путем поворотов вокруг продольной оси судна - крена. Крен осуществляется бедрами гребца, при этом нижняя часть его туловища не должна зависеть от верхней, которая используется только с целью выполнения гребков, управляющих передвижением байдарки. Со стороны это выглядит так: гребец почти все время сидит прямо, а лодка кренится то в одну сторону, то в другую. М ногие начинающие гребцы плохо гнутся в пояс- ничной области и для выполнения крена используют все туловище, что повышает вероятность переворота, мешает мобильности при изменении крена. В зависимости от набегающего на судно потока крен может быть прямым и обратным. Крен от набегающего потока мы назовем прямым, а на набегающий поток - обратным. Так, при движении судна по гладкой воде носом вперед при повороте влево вода будет набегать на судно справа; значит, прямым в этой ситуации будет крен влево, а обратным - вправо. При поворотах вправо пря- мым будет правый крен, а обратным - левый. Сейчас мы остановимся на обрат- ном крене. Крен в какую-нибудь сторону способствует повороту судна в противо- положную сторону. Так, если при движении судна по гладкой воде носом впе- ред дать небольшой крен вправо, судно повернет влево, и наоборот. Следова- тельно, крен, обратный повороту, может быть использован для поворотов суд- на в движении. Обратный крен должен быть небольшим ( в отличие от прямого, который может доходить и до 90 град ); используется он для поворотов на небольшой угол и почти не сопровождаются потерей скорости. Предельный случай задания крена ( или, наоборот, несовладения с кре- ном ) - переворот байдарки. Чтобы выйти из этого положения, делается эски- мосский переворот, представляющий собой сочетание рывка бедрами и опоры на весло. Существуют различные способы эскимосского переворота. Например, спо- соб "винт" выполняется с помощью дугообразного гребка от носа, проводимого лопастью, сильно развернутой к поверхности воды. В результате появляется опора на весло, от которой можно оттолкнуться бедрами, что делается в мо- мент прохода лопастью уровня гребца. Опора с рывком бедрами возможна и при дугообразном гребке от кормы и при боковых притяжениях. В предельном случае эти комбинации дают эскимосский переворот. Однако в походных условиях их разумнее использовать как средство выправления судна от большого крена. В случае полного переворота следует применять способ "рычаг", как наиболее простой и надежный. Весло берется за противоположную лопасть так, как берут топор, чтобы расколоть полено. При этом лопасть весла перпендику- лярна лезвию воображаемого топора. Затем гребец, сидя в лодке, разворачи- вает туловище и руки с занесенным для удара веслом-топором перпендикулярно судну ( нижняя рука должна быть правой, если поворот делается влево, и нао- борот ). Далее гребец переворачивается, ивыводит весло на поверхность воды ( что равносильно замаху топором ) и ударяет веслом о поверхность воды, од- новременно производя рывок бедрами. За счет этого гребец должен встать - сделать эскимосский переворот. Основное здесь - рывок бедрами. На поверх- ность воды должна выходить сначала дека лодки, потом - поясница гребца, по- том - спина и в последнюю очередь - голова. Распространенная ошибка наруше- ние этого порядка, особенно когда гребец тянет сначала голову.

Элементарные ситуации на бурной воде.

На бурной воде самым важным является принцип накренения судна. Бай- дарку следует кренить от струи, подставляя потоку днище. Подчас лодка ока- зывается в месте, где на нее набегают сразу две или более струй ( или даже невозможно разобраться в массах воды, стремящихся перевернуть лодку, - во- ронки, "бочки", сбои струй и т. п. ). В таких случаях лодку нужно откренить от более мощной струи. Так, при попадании в валы, "бочки" лодку необходимо кренить на вал, "бочку". Это правило, пожалуй, самое главное правило для плавания по бурной воде. Приведем элементарные ситуации на бурной воде, которые, заметим, ис- черпывают запас компонентов, необходимых для решения произвольной задачи по сплаву в пороге. 1. В ы х о д и з у л о в а и з а х о д о б р а т н о в у л о в. Это упражнение на бурной воде подобно описанному выше повороту в движении с помощью "зацепа", добавляется лишь правило крена. Судно разгоняется в улове и врезается в струю носом вверх против течения под некоторым углом. В момент, пока судно не приобрело скорость струи, делается крен от струи. Для разворота носа вниз по течению передний ( или единственный) гребец делает зацеп со сто- роны струи или отталкивание носа с стороны верхнего борта, а задний подкручи- вает лодку. Обратный заход в улов ничем не отличается от выхода из него, просто улов и струя меняются местами.