Река Агидель ( Южный Урал).
17.08.2001г. - 04.09.2001г.


Прислал: Ирина Латенко (Киев)

 

    Белая (Агидель) - это река, на которую надо пойти ОБЯЗАТЕЛЬНО! Причем идти в этом году, пока не пустили плотину. 2002 г. будет у реки последний. Мы настолько впечатлились в прошлом году, что собираемся вести туда своих друзей этим летом.

    Оптимальное время сплава до середины августа, но мы из Киева выехли 17 августа, на реку прибыли 20 августа и не жалеем: комаров уже не было, туристов крайне мало, (в июле, говорят, очень густо), егеря к нам не приставали, уровень воды пристойный, более того вода была прозрачная, как в аквариуме, а все мне рассказывали, что снаряжение для подводной охоты брать не стоит, т.к. вода мутная. И погода вполне приличная - загорали, купались, ночью, конечно, прохладно. Дождь испортил нам только финальные 2 дня, особенно день отьезда, байды и палатки складывали мокрыми - тяжелю-ю-ю-щие.

    Речка замечательна окружением и абсолютной доступностью. Опыта никакого особенного не нужно. Если будете внимательны на перекатах, то максимальная неприятность, к. может с вами произойти - это сядете на мель. Течение шустрое, глубины около 0,5 - 1 м.

    Есть, конечно, глубокие места, но там течение тихое-тихое.

    А вокруг - красота неописуемая. Планируя длительность похода, это надо обязательно учесть.

    Мы плыли от Старо-Субгангулово до плотины. Это самый яркий и живописный участок. Примерно 130 км, но можно прихватить еще кусочек до Старо-Субгангулово. Дорога от Белорецка идет часто вдоль реки, пересекает ее несколько раз, можно что-то придумать.

    По заброске: поезд Москва - Магнитогорск прибывает в г. Белорецк где-то около 1 часа ночи, но на вокзале дежурят частники. Дежурят обязательно - это их хлеб. Когда мы выгрузились с поезда, они к нам подошли, убедились, что на двух жигулях нас не увезти, и один из водил смотался в город, вернулся с микроавтобусом. Ну а на микроавтобус + жигули мы уже поместились. Стоило это 1400 руб (нас было 9 человек - 3 байды).

    Водители речку знают, куда скажете - туда и отвезут. Тот, что был на жигулях, сам ходил по реке на плоту, порассказал кое-что. Мы стартовали из Старо-Субгангулово (там его все называют Бурзян). До него - примерно 120 км. Мы эти 120 км ехали часа 3-3,5: горы все-таки и туман. (Эта дорога - первые яркие впечатления. Осевую видно на 1,5 - 2 метра, как они ездят непонятно). Нас отвезли на остров, где удобно стапелиться. Доехали мы туда, соответственно, около 5 утра. На рассвете, оче-е-е-е-ень романтично, на противоположном берегу реки из тумана постепенно проступает гора с памятником на вершине. По дороге показали, где базар, где магазин. Да! Это единственное место, где можно купить водку и хлеб! Вообще магазины очень бедные.

    Стоянок на реке много. В начале большинство оборудовано столами, лавочками, кострища, бани на берегу. Типичная стоянка на Белой - галечный пляж метров 20-30 шириной, затем крутой подьем 4-5 метра, как правило, прорубаны лестницы, а сверху - хорошая поляна в сосновом или березовом лесочке. Обычно возле стоянок есть место поглубже для купания, а рядом всегда найдется мель для малышни. Мы, когда выбирали первую стоянку, решили стать на правом берегу, мол, деревня, которую мы недавно проплывали, была на левом берегу. Это до лампочки. Река изобилует бродами, которыми. ходят и рыбаки, и ребятня за ягодой, и коровы,а коровы там гуляют сами по себе (но это только в начале, потом населенных пунктов практически нет).

    Перед Каповой пещерой на реке встречаются гроты.

    О Каповой пещере написано много. Выход к музею пропустить очень сложно: указатель видно с воды отлично, рядом музей природы. Когда были в Каповой пещере, помимо оплаты экскурсии заплатили еще по 5 (или 10 руб) за проезд по заповеднику. Но на нас большее впечатление произвел Муйнак -Таш (скала -палец) и Театральная пещера. Напротив пальца есть стоянка, а метров через 100 по берегу, за поворотом еще одна. Там надо обязательно останавливаться на дневку, можно даже две. Оттуда рядом, но на противоположном берегу, - вход в пещеру Театральная. Она находится в скале Крейсер. В пещеру надо сходить обязательно, если обойти ее всю (с выходом на противоположную сторону скалы и обратной дорогой), то займет это часа 2 -3. Супер. Впечатлений!.. Особенно если в пещерах не бывали раньше. Пещера достаточно большая с одной стороны, с другой стороны - заблудиться там невозможно. Конечно, нужны хорошие фонарики со свежими батарейками, желательно каждому. Нас очень выручил в этом смысле подводный фонарь. Он мощный, на 8 пальчиковых батарейках, хорошо светит. И вид из пещеры обалденный.

    Второй день мы посвятили восхождению на скалу над Муйнак-Ташем. Не в лоб, конечно, по пологому склону, где между скалой Крейсером и Пальцем, А потом поверху прошли на скалу. Подъем занял около 40-50 мин. А какой с вершины вид!!!! Виден торец скалы Вождей. Наверху - деревце с привязанными ленточками на память. Экстрима в этом подьеме нет, дети с ним справятся еще лучше, чем ленивые взрослые.

    Естественно, это не единственная скала и не единственная пещера, на которые стоит тратить время, но, как по мне, это лучшие.

    Голубое озеро тоже хорошо. Вода холодная - 4 градуса. Простое окунание в озеро вызывает мощный выброс энергии, а это позирование в озере мы надолго запомним. Рядом около ручья кто-то построил баньку.

    Дальше всюду следы суперактивной жизнедеятельности. Вырубка, иногда кострища. Но, посредине этого участка есть пара-тройка стоянок. Чуть ли не специально оставленных для туристов. Последняя достопримечательность на этом участке - водопад Невидимка.

    Правда, невидимкой он был до того как вырубили деревья, теперь отлично виден с реки.

    Антистапель. Мы доплыли до плотины. Остановились метров за 100 -150 до нее. Там похоже все сейчас заканчивают маршрут. Если не поймаете подходящую машину на плотине, то идите на стройку (на правый берег по дороге). Там масса предприятий, типа цементных заводов и т.п. Спрашивайте диспетчерскую, там вам подскажут, помогут. Нам мужик вызвонил выходного водителя автобуса. Он за нами приехал на плотину и отвез нас прямо в Уфу (ну время у него было, а заработать каждому охота). Это конечно, мало вероятно, но до регулярного транспортного сообщения с внешним миром доставят. Водители, кстати, тоже в курсе, что, где, куда (в отличие от, например, псковщины), т.к. почти все там не местные, приезжают на стройку на заработки, работают вахтовым методом. Денег берут умеренно, ориентируются на цены общественного транспорта. Мы до Уфы доехали за 1100 руб. В автобусе и обсохли и перекусили.