Айгир. 2000г.

Прислал: ???

Взято с http://ikar.on.ufanet.ru/poxod0201.html

Чем закончилась попытка сходить на хр.Нары ...
(о походе, совершенном группой из 5 человек с 05 по 07 ноября 2000 года)

Состав группы:

1.Андрей Десяткин (ИИТ-318);
2.Леонид Смирнов (ЗИ-109);
3.Эдуард Шабеев (СПР-104);
4.Ева Крузенберг (ПЭ-115);
5.Дина Бахтиярова(ПЭ-117) - путевой заметчик.

05.11.2000

11.00 Мы едем в электричке, в сторону п.Инзер, едем уже три часа. Подъезжаем к Зуяково. Туман рассеивается, за окном появляются горы. Они манят своими уходящими в небо вершинами, но нам до них ещё далеко.

В пути что только не делали: стихи сочиняли, пели песни под гитару (в основном слушали Андрея), даже в карты играли (куда же без них). На данный момент, только что перекусив, присутствуем при оживлённой беседе Андрея и Лёньки. Справа необычного вида соседи играют в карты, оживлённо махая руками.

Андрей заговорил про экстремальные условия. Интересно, к чему бы это… За окном прошли люди с лодкой и вёслами; не зря Андрей заговорил про те самые условия. Ну серьёзно, не всем же летом сплавляться!

Электричка постепенно пустеет, душа рвётся на волю, сердце стучит чаще, но ещё предстоит путешествие на автобусе.

Мимо проплыли обалденные розовые скалы, которые обалдевшие соседи описали в доступных им выражениях, чётко уловив самую суть пейзажа.

По мере описания всего происходящего, я не смотрю на время, однако оно идёт своим чередом, на часах уже 11.35, всё-таки в четырёхмерном пространстве живём.

12.35 Сидим в поселке Инзер на бетонных столбах, ждём автобус. Поселок симпатичный, собаки милые, правда голодные.

13.25 Мы изменили месторасположение. Приехавший автобус оказался забитым под завязку, так что пять пусть и худых туриста с пятью не худыми рюкзаками туда бы никак не поместились. Делать нечего, пошли мы на тракт Уфа-Белорецк  в надежде подцепить какую-нибудь попутку. Остановились у бетонного сооружения с буквой «А» и ждём. Мы с Евой мило примостились прямо на асфальте у дороги и сидим, балдеем. Машины, большие и маленькие, со свистом проносятся мимо так, словно мы не рукой им машем, а платочком голубеньким, типа "счастливого пути". Некоторые проезжают и глядя на нас пожимают плечами, мол "ну некуда мне вас"… Эх…

Под действием сложившейся ситуации у нас сочинилось что-то вроде стиха:

Сидим на асфальте в надежде на чудо,
Летит в выхлопную трубу весь наш труд
Летит в выхлопную трубу весь наш труд.
На вновь пролетевший "КАМАЗ" я смотрю,
От грусти наверно сейчас запою.
Я вижу огромный стог сена идёт
Но тут же облом - он идёт в поворот.

Ну да ладно. Наши попутчики уехали на какой-то легковушке. Особенно рада за необычного вида дедушку, который при каждой проезжающей машине снимал с головы шляпу, показывая свои седые волосы. Ну вот и его увезли, предварительно поинтересовавшись, есть ли у него деньги.

15.40 Потеряв надежду мы пошли пешком. Первоначальная идея - пойти на Нары уже отпала и мы решили направиться на малый Ямантау. Так мы и шли по дороге, продолжая предпринимать безрезультатные попытки что-либо тормознуть. Правда не совсем безрезультатные. Увидев что-то большое и на колёсах, я автоматически махнула рукой и оно остановилось. Правда это оказалось бензовозом - самое такое, что в виде транспорта особо не используется, так что извинившись, мы пошли дальше.

Проникнуть на г.М.Ямантау у нас не вышло! Только мы зашли на территорию заповедника, как невесть откуда появился мужик и таким ехидным голосом говорит: "Далёко собрались?" Я как всегда, сразу не сообразила. "Ага" - говорю. Ладно хоть не ляпнула "До малого Ямантау", а ведь собиралась. Смотрю, Лёнька остановился и так настороженно на егеря смотрит. "Мы, - говорит, - так, по лесу погулять". Дальше последовал диалог пререкания на тему раздела территории, мол куда можно, куда нельзя. Наконец, егерю надоело. "Ладно, хватит, - говорит, - идите туда-то, туда-то… и не пытайтесь меня обойти, в лесу всё охраняется - штраф 10 минимальных окладов". Ну делать нечего, поинтересовавшись напоследок, где здесь станция, мы пошли по указанному егерем направлению.

Мы засели в ближайшем лесочке и стали ждать. До «кукушки» оставалось около часа. Тут я обнаружила страшную вещь - у меня нет ручки! Единственная нормальная ручка выпала у Эдика из кармана! Подумав немного, я решила вернуться к егерю и попросить продать мне ручку. Ева с Эдиком пошли со мной. Весело перепрыгивая с кочки на кочку, мы дошли до ближайшей усадьбы и решили, что ручки могут водиться и здесь, а к егерю лучше не соваться. Не докричавшись ни до кого, я нагло открыла калитку и вошла во двор. В сарае я обнаружила мальчика лет 13-ти - сидел у станка и поэтому ничего не слышал. Выслушав меня и поняв ситуацию, он побежал в дом за ручкой. Минут через 10 он вышел.

И вот, у меня есть ручка и я продолжаю писать свои заметки.

Через некоторое время после того, как мы вернулись, приехала "кукушка" - так её называют. Это нечто, состоящее из локомотива и двух плацкартных вагонов, видимо отцепленных от пассажирского поезда. Там мы уселись в ближайшее купе. Ехать нам оставалось не более пяти минут до станции Айгир.

06.11.2000

10.45 Сейчас уже утро, мы все проснулись и занимаемся - кто чем! Костёр горит плохо, точнее совсем погас, сухих дров мало. Андрей с Эдиком пытаются отпилить кусок дерева. Лёнька ушёл куда-то, видимо ищет сухую ёлку. А мы с Евой сидим как птички на кочках и подмерзаем. Я заодно веду репортаж с места событий.

Айгирские пороги

Вчера, сойдя на станции мы шли не долго, так как уже начинало темнеть. Остановились на довольно милой площадке прямо у реки малый Инзер. Речка не широкая, но довольно глубокая и очень быстрая. На другом берегу очень красивая местность - отвесная скала, переходящая в не отвесную гору, весь склон которой усеян соснами и берёзами и всё это освещается солнцем. Правда, это только сейчас освещается. Вчера вечером, когда мы пытались сварить суп, было темно и тоскливо. Больших усилий стоило ребятам вскипятить котёл с водой. Чай «варить» мы уже не пытались. Съев в кромешной темноте всё-таки приготовленный суп, мы пошли спать. Это было часов девять. Спали как-то странно - головой вниз. Я и мои соседи - Ева с Эдиком практически не спали. Мы с Евой залезли в одну спарку, и я думаю, что мешала ей спать своими частыми разворотами на 90о и 180о градусов.

Скалы

В девять с чем-то все окончательно проснулись и медленно выползли из палатки. Лёнька с Андреем сразу убежали за дровами. Мы с Евой, возвращаясь после прогулки застали Эдика, сидящего на пеньке с ножом в руках. "Ты чего это?" - спросили мы. "Лагерь сторожу", - ответил Эдик. "А… ну сторожи дальше", - подумали мы и пошли умываться.

Ребята устали пилить и я решила им помочь, к тому же я совсем замёрзла.

Репортаж ведёт Эдик:

Дина скитается по полянке после не совсем удачной попытки распилить бревно. Пришёл Лёнька и принёс сухих веток. Андрей колет напиленные поленья, а Ева уже с Диной в надежде, что скоро будет завтрак (или уже обед) машут хобами у костра. Впрочем, им это уже надоело…

Всё, я вернулась к своему репортажу и забрала его у Эдика. Сейчас костёр уже совсем разгорелся и все кроме меня собрались вокруг него и греются. Пошла я к ним.

12.30 Ну вот, мы все наконец позавтракали и даже чай попили. Ребята заварили чай аж в двух котелках, видимо за вчера и сегодня.

Я думаю, что мы сейчас соберёмся и пойдём. Цель путешествия видна уже отсюда - огромная, почти «отвесная» гора. До завтрака, Эдик долго пытался нас сфотографировать - залез на каменную глыбу, закрылся своим Зенитом и сидит! Долго сидел, иногда менял месторасположение, периодически выглядывая из-за холмиков. Потом ещё Лёнька нас сфотографировал на мыльницу, причём закрепив её на штативе на обгоревшем пеньке.

Участники

16.38 Вот мы и спустились с высоких гор, точнее не совсем с высоких. Мы были на Жандармах, высота над уровнем моря около 750 метров. Поднявшись немного, мы оставили Еву охранять, а сами пошли прятать рюкзаки. Засунули их в кусты и засыпали еловыми ветками. Вроде стало незаметно.

Вначале мы карабкались по не особо примечательному склону - деревья, земля под ногами. Потом стало интереснее - начался курумник. Камни, большие и маленькие, поваленные друг на друга, покрытые скользким мхом, иногда шатающиеся под ногами. Это был захватывающий подъём. Мы прыгали с камня на камень, стараясь не упасть и не поскользнуться, иногда поглядывали наверх, чтобы не сбиться с правильного направления.

Шёл снег, вокруг росли сосны, было ощущение Нового Года. Наконец, мы вышли на открытую площадку, с одной стороны заканчивающуюся обрывом. Мы все столпились у края и начали смотреть вдаль. Как на ладони одна за другой виднелись вершины таких известных гор, как Ямантау, малый Ямантау и хребта Нары (которые мы собирались покорить).

Вид на г.Ямантау

Вид на г.М.Ямантау

Вид на хр.Нары

Впервые, хоть и издалека, я реально увидела покрытые снегом вершины. Посмотрев некоторое время на всё это круглыми глазами, два раза сфотографировавшись (один раз без Лёньки, второй раз без Эдика), мы начали спускаться.

На Жандармах

А в данный момент, когда я пишу всё это, мы втроём - я, Ева и Эдик, сидим на лужайке, с рюкзаками и ждём Лёньку и Андрея, которые пошли осматривать территорию. Ну вот они возвращаются, сейчас мы пойдём туда, куда они нас поведут.

07.11.2000

18.40 Сейчас я пишу уже из Инзерской электрички, мы возвращаемся домой.

Я сейчас расскажу вкратце, что было до этого момента.

Андрей с Лёнькой привели нас на довольно милую, правда не особо примечательную лужайку. Это была даже не лужайка, а целое поле, с краю которого мы примостились. Рядом находился спуск к речке Айгир. Проблем с костром на этот раз не было и мы довольно быстро приготовили ужин. Спать идти было ещё рано и мы просто сидели у костра и болтали. Больше всего запомнились, рассказы Андрея, как в лагере над людьми прикалываются (он там одно время вожатым был).

Вид на вершину

Вид вечером

Спали на этот раз более менее и даже ногами вниз. Утром нам предстояло решить, как провести время до 4-х часовой «кукушки». Горы, на которые стоило бы пойти были слишком далеко, а поблизости не было ничего подходящего. В конце концов решили не ждать кукушку, а идти пешком до Инзера. Правда дошли мы только до Ревети. Там мы нашли довольно милую полянку на берегу речки. Наличие костровища говорило о том, что заповедник там уже заканчивался и начиналась свободная зона. Там мы скинули рюкзаки. Андрей с Лёнькой пошли к егерю узнавать насчёт пропуска на территорию заповедника. Я как всегда села, взяла тетрадку, думала буду писать, но потом оставила это дело. С голодухи мы доели остатки хлеба, потом Ева предложила играть в прыгалки. Задача состояла в том, чтобы зацепить предмет ногами, подпрыгнуть и перекинуть его через голову, ну или просто закинуть его как можно дальше. За этим занятием нас и застали возвратившиеся Андрей с Лёнькой. Вскоре приехала «кукушка».

Вид с дороги

Доехав до Инзера «кукушка» остановилась, надолго. Делать нечего, пришлось нам покинуть тёплый кукушкин вагон и искать прибежища до шести часов. Недолго думая, мы решили выбраться с вокзала, пойти туда, где поменьше цивилизации и приготовить что-то вроде обеда. Шли мы недолго и вскоре подходящее место было найдено. Правда костёр опять не хотел разгораться, не помогло даже большое количество сухих веток (они оказались не сухими, а гнилыми). Но и эту трудность мы преодолели, вскипятили воду, быстро растворили «нерастворимую» лапшу, выпили настойку из сосновых веток (вместо чая) и пошли в сторону станции.

На станции уже полно народу, сидеть негде. Но разве туристам это помешает? Мы свалили рюкзаки на пол, уселись на них и начали играть в карты. Что мне нравилось в этой ситуации, то что мы чем-то напоминали цыган. Они всегда меня чем-то притягивали. Не современные цыгане, а те, что кочевали шумною толпою по Бесарабии.

Вернёмся к тому, что сейчас уже около семи часов вечера 07 ноября и мы едем домой.

19.10 В третьем с конца туристическом вагоне только что включили свет. Его не было около пяти минут. Совершенно неожиданно мы вдруг оказались в кромешной темноте. Причём только мы! В соседних вагонах свет продолжал гореть. В темноте мы находились не долго. Всё-таки не кого-то там света лишили, а туристов! Со всех сторон подоставали свечки, спички и зажигалки и создали что-то вроде освещённости. Легко представить, что в этом было что-то захватывающее и романтичное. Правда продолжалось так недолго. Кто-то подумал "да будет свет" и он появился.

20.20 Начинается собирание денег за проезд - 10р. с человека. Собирающий уселся на нашей скамейке и принялся считать урожай - 500р. насчитал. Не верится, что в этой толпе туристов найдётся только 50 человек. Подошла контролёрша, подсчитала деньги и тут же задалась целью отмотать именно 50 билетов. Через некоторое время прямо перед нами образовалась билетная кучка. Со всех сторон посыпались приколы про туалетную бумагу. Затем она аккуратненько всё это свернула и порвала в двух местах.

20.40 В соседнем по диагонали купе сидят очень интересные, видимо ещё и подвыпившие туристы. Двое парней в таких прикольных колоколо -образных панамах по очереди играют на гитаре и поют в полный голос различные кричалки и другие песни. Особенно всех поразила первая песня про систему "сигосяу". На втором слоге слова система, они резко повышали голос, так что девушка, сидящая в их купе около окна (явно не имеющая отношения к туризму) ещё сильнее съёживалась и прижималась к стенке. Она не выразила особой радости, когда парень, сидящий в соседнем купе сказал, мол "радуйся, со звездой познакомилась"

Они пели опять же что-то громкое, когда в купе вошли менты. Сразу, как под действием переключателя громкость голосов и гитары понизились на несколько децибел.

Классные песни поют! Недавно пели "Сказочная тайга". Сейчас поют "Я на тебе, как на войне", только в украинском варианте.

Я на теби, как на войни,
А под тобой, как рядовой…

Один с их скамейки только что подошёл неровной походкой и спросил "Что это вы тут пишите?" Потом сказал что у его мамы есть во-от такая тетрадка, где она пишет отчёты о походах.

Слушаю и балдею! Всё, не хочу больше писать!

21.10 Купе, которое перед нами недавно пели кричалку "Мамонты", где припев "Мамонты, мамонты рвутся на пролом" поётся максимально громким голосом. И вот, вроде относительная тишина с той стороны и вдруг: "Мамонты, мамонты… ". Вначале все вздрагивали, потом привыкли. Эти вскрики удивительно органично переплетались с песней наших диагональных соседей "Оранжевое настроение".

И так мы ехали почти до самого дома. Всё не передать словами. Скажу только, что концерт наших соседей можно было снимать на камеру и показывать по телевизору. Кстати, на камеру их кто-то всё-таки снимал.

К двенадцати часам все были дома; совсем не верилось, что уже завтра утром начнётся обычный рабочий день.

P.S. Некоторые стихи, сочинённые нами по дороге.

Туман над полем поднялся
И кто-то чем-то занялся.
Туристы рюкзаки неся,
Тащили белого гуся,
Что только что яйцо снеся
На жёрдочке своей вися
И головой своей треся,
Молил их : "Только бы не в суп,
А если в суп, то пусть без круп".
Но туристы беспощадно
Крупы добавили изрядно.
Ах, вкусен был наш ужин, господа!
Коль будет гусь, то будет так всегда!

Андрей играет на гитаре
И трогает игра нашу душу.
А у людей какие-то грустные хари.
Все глазами ищут грушу
Они хотят уже покушать…
И не охота им нас слушать.
Но никуда от нас не деться
Давайте, люди, вернёмся в наше детство!

Гора видна в тумане
Там ёжик бродит где-то
И слон уже на грани:
"В тумане ёжика не видно?!"
Слону поэтому завидно
И как всегда ему обидно.
А гора видна в тумане…

Улыбнитесь солнцу люди,
Протяните к нему руки,
Оно теплом своим согреет
Лучше всякой батареи!
Напротив хомяк сидит серо-белый.
А рядом кот сидит цветом таким же.
Хомяк укусил тётку в палец. Такой смелый.
Таких смельчаков мы будем встречать
На нашем пути всё реже и реже.
А может он и не хомяк был вовсе,
Быть может он белою мышкою был.
В любом случае, он уже сплыл…

Мы придумали много шедевров,
Но показывать их никому не охота.
Чтоб не проходила у них зевота
И больше целых осталось нервов.
И душевных спокойных резервов.

Мы все уселись на перроне
Ждём электрички : уж вот-вот
Наш долгожданный паровоз
Навстречу к нам сейчас придёт!
Стучат, стучат, стучат колёса
И паровоз нас увезёт
Туда, где виден пик утёса,
Где побываем скоро мы.
А может быть мы не доедем…
Но оптимизма мы полны!
Мы верим, что сейчас уедем
И лишь во вторник мы вернёмся.

А может не вернёмся вовсе.
А солнышко заходит, становится темно
Надежд на выживание всё меньше
А мы не знаем ни о чём, мы пьём вино