Юлдашкин гребень (Малые притесы). Это было давно, еще до октябрьского переворота 1917 года. Назначили в деревню Кульметьеву лесником татарина Юлдаша. Ему бы дела по закону вершить, да оказался он мошенником. Всех мужиков обманул. Лес в те времена, как и ныне, был всем нужен, и на дом, и на приусадебные постройки, и на дрова. Юлдаш же деньги брал, а лес не выписывал, все пропивал. Озверели от обиды алексеевские мужики и решили с ним расправиться.
Как-то летним вечером возвращался пьяный, по обыкновению, Юлдаш домой из Терменевой в Кульметьеву. Мужики на конях окружили его, прижали к кромке скалы и вместе с повозкой сбросили вниз с 70-метровой выcоты. С тех пор эту скалу и стали называть Юлдашкиным гребнем.
Сыбар-кая (Большие притесы). Случилась эта история еще до революции. Стали пропадать в деревне Терменевой лошади. И не единицами, а целыми табунами. Встревожились терменевцы и стали подкарауливать вора. А этим вором оказался кульметьевский татарин Юлдаш. Юлдаш тайком угонял лошадей и продавал их цыганам. В те времена конокрадство процветало в Златоустовском уезде, и установить истинного вора было нелегко. Но Юлдаш оставил и за это поплатился.
Однажды после очередного угона он возвращался в родную деревню. Его ждала засада. Терменевцы на конях окружили Юлдаша и оттеснили к кромке айской скалы. Видя, что ему не вырваться из кольца, Юлдаш разогнался и под злобный свист преследователей вместе с конем прыгнул со скалы, найдя внизу свою смерть.
Юлдашкин самовар. Бытует такая легенда все о том же Юлдаше. Как-то стали в Кульметьевой и в соседних русских деревнях теряться лошади. Люди поняли, что появился конокрад. Выследили татарина Юлдаша, известного в округе мошенника и плута. Подкараулили Юлдаша мужики когда он ехал домой. Справа начиналось широкое Алексеевское поле — не скрыться, слева — скала — тоже ходу нет. Не раздумывая, конокрад быстро распряг лошадь вскочил на нее верхом, разогнался и бросился навстречу смерти.
Разгневанные мужики не пощадили и повозку с юлдашкиным добром, опрокинули туда же, куда прыгнул хозяин. В повозке той был самовар, что Юлдаш повсюду возил с собой, тот вылетел и зацепился в расселине скалы. Произошло это как раз в том месте, где открывается вход в таинственную пещеру. Целые десятилетия так и висел тот самовар “на честном слове”, в нем завывал ветер, вызывая у людей суеверный страх. Потом он сорвался все же и утонул в реке.
Камень Корова. Эта известняковая скала возвышается на правобережье Ая чуть ниже Курьинской излучины, напротив Золотого берега, в 1,5—2 км от Старой пристани и Верхнеайской. Скала сильно выветрилась, растрескалась, имеет множество щелей. На ее карнизах выросли сосны, камни покрылись мхом. Хотя скала и не очень приметная, но довольно круглая и высокая. Раньше, когда телепередачи. Принимались от Бердяушского ретранслятора, скала эта Сильно экранировала и создавала помехи. В 1970 году ныне покойный житель Айлино Владимир Грамолин сообщил, что в скалах Курьинской луки, неподалеку от камня Корова, есть сравнительно небольшая пещера, в которой он не раз укрывался в непогоду.
О пещере знали и другие айлинские старожилы. Они вспомнили, что в старину в ней скрывались беглые люди, раскольники. После гражданской войны здесь находили патроны, котелки, старую одежду. Но вот что странно: никакой пещеры сейчас уже нет. Лично проверял и не нашел.
Прямо у подножия скалы на берегу Ая лежит плоская плита. Обычно с нее удят рыбаки. Дно реки здесь мелкое, каменистое, но быстро углубляется. В старину ниже Курьи на лугах и у Белого брода пасли скот. По преданию, как-то в воду в этом месте вошла корова, попала в яму и утонула. г тех пор известняковую скалу и стали называть камнем Корова.
В XVIII—XIX веках Златоустовский, Кусинский и Саткинский заводы по реке Ай сплавляли на барках железо. для уменьшения их скорости в воду опускали груз, так называемый “лот”. Один такой лот оборвало и он сейчас лежит на дне ниже Курьинского поворота и скалы Корова. Это примерно в двух километрах от Старой пристани. О нахождении этой реликвии поведал покойный житель села Айлино Борис Иванович Трапезников.
Занозинская петля. Занозинская петля находится на участке Айской долины между бывшими деревнями Александровкой и Нижними Лопасами. Ее длина около 3 км. В старину эту речную излучину называли Кривулей, и на ее пойменных землях монахи Воскресенского монастыря выращивали овощи. Здешние берега низменные, заросли соснами, бересклетом, кустарником. Здесь часто останавливаются на отдых туристы-водники. По Занозинской петле нынче проходила граница Челябинской области и Башкортостана. Правый берег башкирский, левый — саткинский. На левом берегу возвышаются хребет Чулков, гора Вишневая, в просветах между деревьями видны постройки поселка Иструть. Выше Александровки и ниже Лопасов к петле подступают мощные известняковые скалы.
Ниже Лопасов, в верхнем ярусе горы, тянется гряда невысоких скал, в которых имеются малые пещеры. Самая большая из них — длиной 12 м. Грот просторный, низкий. В центре пола вырыта круглая яма, где жгли костры. На правом же берегу Ая ниже Крутого лопасинского поворота в воды реки падает сравнительно невысокий притес — Занозинский камень. По преданиям, в этом камне была устроена пещера для хранения кладов и оружия. Пещера располагалась прямо у воды, в нее заплывали на лодке.
По утверждению старожилов, излучина получила название Занозинской по фамилии братьев-разбойников и конокрадов Занозиных, которые грабили купцов на Уфимском торговом тракте, а награбленное добро прятали здесь. Клады Занозиных будто бы не рад находили рыбаки и местные кладоискатели. Но не исключено, что еще не все найдено, и кому-то повезет найти богатство.
Тайны Аверкиной ямы.
— Ты ведь живешь в Айлино, конечно, знаешь про Аверкину яму. Просьба у меня к тебе как к краеведу составь план и сделай описание пещеры, собери рассказы о ней. — С таким предложением обратился ко мне, молодому тогда еще парню, недавно пришедшему из армии, директор Саткинского музея Дмитрий Иванович Вахрушев. И пояснил просьбу: — Видишь ли, люди часто спрашивают про нее; очень уж много бродит всяких побасенок.
Было начало апреля 1966 года, когда я с добровольными своими помощниками, десятиклассниками Володей Трапезниковым и Сашей Ефремовым, приступил к обследованию Аверкиной ямы. Когда мы подошли, края колодца были покрыты кристаллами инея, из глубины тянуло влагой. Двумя бревнами мы перекрыли провал, соорудили настил из досок, начали опускать самодельную плетеную лестницу. 10 метров... 12...15... Лишь на 20-м метре наша лесенка дала знать, что достигла чего-то. Закрепили ее, я начал спускаться.
Метров через пять оказался уступ. Стало сумрачно, включил фонарь. Светлое пятно неба уже еле проглядывало над головой. Стены чуть поблескивали от капель воды. Прошло еще несколько минут, пока ноги не ощутили опору. Включил сразу два фонаря, огляделся. Следом за мной спустились и помощники-ребята.
— Впереди бревенчатый завал, — сказал Володя, бывавший здесь ранее. — Смотри, сколько бревен, жердей! Как замусорили пещеру.
Протиснувшись между скользкими полусгнившими стволами, мы выбрались в первый грот.
— Каменная лестница, — сообщил Володя.
Вниз уходили ступени, выложенные из камня. По лестнице мы прошли к южной стене грота, повернули, пошли по каменному коридору.
Первый грот был большим. С его потолка свисали белые сосульки-сталактиты. Кое-где на выступах вниз головой висели летучие мыши. Они завернулись в свои крылья-перепонки, точно в плащи. У мышей еще был сезон спячки. С приходом весны они проснутся и безошибочно найдут дорогу на поверхность.
Поднявшись по лестнице обратно, мы обследовали и западную сторону, куда вела вторая часть грота, прошли невысоким коридором, вышли к подземному озеру. Вода в нем оказалась очень прозрачная, чистая. Но грот дальше сузился и перешел в тесный лаз с двумя боковыми ответвлениями, закончившимися тупиками и щелями.
На обратном пути Володя и Саша нашли в первом гроте кости каких-то животных. При осмотре установили, что среди них есть зубы домашних коз и овец.
Тайны Аверкиной пещеры-ямы вот уже более ста лет волнуют жителей окрестных деревень — Старой пристани, Верхнеайской, Айлино, Ваняшкино и Новой пристани. Пещера находится в трех километрах от Старой пристани на левом берегу реки Ай в лесистом склоне горы. Чуть ниже по течению реки находится Песчаный остров на так называемом Белом броду у бурного переката. Вход в пещеру незаметен, искать его нужно от поймы Ая в 300 м вверх по Винокуренному ключу, которому пещера обязана своим происхождением. Подземная полость интересна по своему устройству. Прямо в склоне горы открывается вертикальный провал размером 2 на 3 м, в который приходится спускаться на глубину 20 м. В пещере, как уже говорилось, два довольно просторных грота. У обоих пол неровный, засыпан обломочным известняком, перемешанным с глиной. В первом гроте есть небольшое мелководное озерцо, во втором — тоже, но оно появляется лишь весной. Его глубина достигает 1,5—2 м, длина около Юм, ширина — 6м. Длина второго грота — 24 м, ширина — 12м, высота — 6 м и выше. Этот грот заканчивается тремя тупиковыми ходами длиной 8—15 м. Оба грота соединяются 12-метровым лазом. Общая длина всех ходов пещеры около 130 м. Наибольшая глубина пещерной полости — 28 м. В пещере сыро, влажность воздуха избыточная. Температура всегда положительная.
Теперь установлено, что пещера названа по имени раскольника-кержака Аверкия, который появился на айских берегах свыше ста лет назад. Он прожил в этой пещере несколько лет, а затем внезапно исчез. Исчезновение это вызвали много кривотолков.
В 1974 году в газете “Саткинский рабочий” было напечатано старинное айлинское предание под названием “Золотая трагедия”, в которой события касались и Аверкиной пещеры. Разгорелись горячие споры — правда это или ложь. ' Спорили все, кто хоть что-то знал или краем уха слыхал о тайнах пещеры, и те, кто совсем ничего не знал.
А вот сравнительно недавно удалось обнаружить любопытный материал о пещере — статью Долгова “Путешествие к “святым отцам”, напечатанную в златоустовской уездной газете “Пролетарская мысль” за 3 июля 1924 года. В ней, в частности, сказано: “Айлинская молодежь 15 июня постановила, а 29 осуществила экскурсию на реку Ай и в Аверкину пещеру... Ребята создали комиссию, которая запаслась керосином, свечами,
канатами, хлебом и всем необходимым для путешествия под землей.
Придя к пещере, молодежь привязала к бревну над отверстием блок и по нему на канате стала спускаться. Сначала было жутко: стращали змеями, разными чудовищами. Вход в пещеру представляет из себя круглое отверстие аршина в полтора в диаметре, дальше шире и шире. На самой глубине этого природного колодца навалена масса разного мусора: палок, бревен, камней. Без фонаря, без свечи дальше пробраться невозможно. А на глубине 10 сажен представляется такая картина: от узкого каменного входа идет каменная лестница, дальше обширное каменное помещение... Тут валяются доски от двери, рабочий деревянный станок, кровать. Еще сохранились железные скобки от двери и жестяная труба. Много костей, среди них и человеческих...
Время берет свое — все обвалилось, засыпалось подземным камнем, песком и глиной, но старожилы говорят, что не так давно (лет 50) жил в этой пещере раскольник-отшельник. Хлеб ему спускали в верхнее отверстие. Иногда он и сам выходил, но так, чтобы не видели. Имел знакомых женщин, которые с ним иногда пребывали “в посте и молитве” или совершали “святую” прогулку по лесу”.
“Аверкий, скрывавшийся в этой пещере, бежал из сибирской ссылки, — писал мне бывший житель села Айлино Д. С. Чебыкин. — Ему помогали, так же кержаки, местные жители Соснины — снабжали пищей, а тот занимался столярным ремеслом, делал нательные крестики из пещерного “текучего камня”. Побывав в пещере в 1910—1911 годах, мы нашли там верстак, обрезки железа. Куда и зачем ушел из пещеры Аверкий, неизвестно”.
А вот жительница Айлино Елена Михайловна Шляпина (девичья фамилия Соснина) утверждала другое: “Он вовсе не был кержаком. Он был татарин. У него были рваные ноздри, один глаз выколот. Он был черен лицом и с окладистой бородой. Аверкий был конокрадом и его посадили в тюрьму, но он бежал и скрывался здесь. Братья Савва и Иосиф Соснины сказывали, что Аверкий ушел из пещеры тайком, скитался по лесам, занимался грабежом. Его поймали при угоне лошадей, связали, сдали в полицию. Потом он снова появился в этих местах, айлинские мужики видели его около Винокурного ручья. Он сидел на камне, был худ, бос. С тех пор исчез навсегда”.
Чему верить? Было ведь и еще одно мнение, согласно которому Соснины приветили странника неспроста, не по сердечной доброте или общей вере. Согласно этой версии Аверкий привез из Сибири золото, этим-де и заинтересовал богатых мужиков. Утверждалось и то, что одинокий старец был “окаянным прелюбодеем”, к нему в пещеру, якобы, хаживали не только вдовушки, но и монашки из монастыря. Были среди окрестных жителей и такие, что уверовали всерьез, будто золото было спрятано Аверкием в тайном ходу так как xод был, а после исчезновения этого странного человека оказался замурованным. Поисками заветного клада похоже, занимались долгое время, но безуспешно. Даже автор этого очерка находил в пещере погнутый лом и заржавленную лопату. Это ли не свидетельство поисков? В наше время золото, конечно, уже никто не ищет, но найти засыпанный ход спелеологи и туристы пытались еще не раз.
Итак, как видим, все то же — слухи, предположения. Тогда, в июле 1924-го, в пещере побывали учитель, врач, даже “ячейка РКП, женотдел”, не говоря о комсомольцах. Но, как признает газета, “главная цель экскурсии — изучение сталактитов не была достигнута, так как все заинтересовались внутренним устройством подземного жилья”.
Так что же выяснилось из всей этой истории? Ясно что Аверкий — личность не вымышленная, он жил в пещере один, работал там, вероятно, скрывался от властей, его поддерживали Соснины, а затем он почему-то исчез. Все это было в конце прошлого века. Такая вот история отшельника, которого кто-то даже поспешил назвать “уральским Распутиным”.
Уже в начале 90-х годов учащиеся школы № 13 взялись за очистку входного колодца пещеры Аверкиева яма. Входной колодец, как говорилось, завален стволами деревьев. Но не только экологическую цель преследовали ребята. Дно входного колодца находится под настилом из бревен, веток, земли и среди досок попадаются кованые гвозди, таких сейчас не делают. А как-то извлекли бревно с выдолбленной сердцевиной, явно служило желобом для стока воды. И кто знает, что там еще удастся обнаружить?