Алтай 1990 г. р. Сумульта - Катунь

Автор: Бурудастых А.В.

То о чем так долго мечтали,
О чем говорили в кругах,
Близких к туристским
В городе Березники,
СВЕРШИЛОСЬ!

24 июля

Наконец то мы поехали на Алтай. Настроение почти что "Мама я еду в Холмогоры" Нас шестеро героев отважных. Мы едем покорять Сибирь в лице реки Малая Самульта. До свердловска доехали изредка вставая из за стола По нашей "деревянной" железной дороге паровоз шел как на конной тяге. Весь день шарохались по Екатеринбургу. Изучали магазины Манараги с туристским снаряжением. Сходили в клуб Ургу. Позвонили на Алтай, заказали машину на заброску. Ланч в столовой. К поезду № 26 вместе с оркестром нас провожали официальные лица бурга в лице Сереги Муравьева. Который добровольно, почти без внутренней душевной борьбы помог донести наши рюки до вагона №15. Этот железный дом на колесах бежит значительно веселее. Устроились с комфортом. Если до Ебурга места у нас были только верхние боковушки, да еще в двух вагонах., то сейчас все вместе. В одном купэ все шесть мест. Погода отличная. Все еще спят. А я вот пишу этот опус " для драгоценной Екатерины Матвеевны". Кстати, уже 26.07.2000г. 6 Утра. До Новосиба доехали хорошо. Первая эйфория от поездки прошла, а дорога еще дальняя. Едим, спим, играем в карты. Пивцы плохие, никак не можем осилить дорожную бутылку. В Новосибе выгрузились на перроне, так и сидели. По очереди сперва одна группа погуляла, потом я с Димой сходил за продуктами. Поиграли в карты. Туристов на удивление мало. Перешли по путям к нашему вагону. Сфоткались на фоне вагона и поехали. Опять все боковушки. Но ехать всего ночь. Рано утром выгрузились на перрон и сразу в УАЗик. Едем классно, любуемся красавицей Катунью. Сергей (водитель) завез нас к себе домой. Взял с собой дочку, и поехали дальше. Петя убежал вперед, проверить рацию, чуть не остался. До Эдигана доехали довольно быстро. Свернули от Катуни в горы и проехали еще 7.5 км. На крутяк машина не пошла. Все вышли, пошли пешком. Но это было уже все. Машина дальше не поднялась. Вернулись к ней, разгрузились. Я поехал с ним обратно в Эдиган договориться насчет лошадей. Приехал обратно на лошади. В соседнем распадке паслись еще три. Но договориться о заброске так и не смогли. Местные заломили дикую цену 2000 рублей за 40 км заброски. Мы пошли пешком. Но день прошли не зря. За 1ч35м чистого ходового времени прошли км 5 в гору. Поднялись хорошо. Встали на ручье около 9 вечера. Стемнело резко. Готовили и ели уже в темноте. Но с удивительным подьемом настроения. Утром небо как выстиранное, не пятнышка. За время приготовления завтрака с Димой утащили рамы катамаранов в сторону перевала. Чем выше поднимаемся, тем красивее. Виды - просто отпад! Вернулись, позавтракали. Собрались идти с рюками, время уже 11-00. Казалось, самый тяжелый подьем прошли, дошли до рам. Осмотрелись, банька, и только тогда увидели сам перевал. Караул! Ужас! Неужели нам туда? Кошмар! Ломимся в гору, как чумные. Жара, пот градом. Сперва меж деревьев, потом по камням. Все выше и выше. Тур. Ура!!!. Но рамы то еще в низу. Так в облом за ними возвращаться. Но: Дальше еще один тур. Вот он уже на самой верхней точке. 2200 метров над уровнем моря. Видуха, просто отпад. Видны Северочуйские белки, все в снегах и ледниках. Наконец то в низ. Спускаемся к уютному озерку. Нас встречают трое пешеходников, которые обогнали нас у бани. Все в годах, им за пятьдесят. Рюкзаки у них не то что наши. Идут хорошо, в удовольствие. Напоили нас чаем, дали каши. Мы валимся с ног. Еле живые. А надо еще идти за рамами на перевал. Пошли с Вовой. Вернулись, когда солнце уже село. Спускались с перевала уже в сумерках. День очень тяжелый. Слава богу, он уже позади. Попили чай и водку с золотым корнем. Еле уснули. Вова хватался за карвалол. Придавило. Утром проснулись от сборов пешеходников. Они идут по 77 всесоюзному маршруту. Рассказали нам о себе. Преподаватели, зав.кафедрой, доктора наук. Вместе ходят давно. Очень добрые хорошие люди. Подзарядили нас своей энергией. Приятно было с ними пообщаться. Идут мимо нас 8 лошадей с двумя погонщиками. Опять не сторговались. Заламывают жуткие цены. Решили идти пешком сами. Да и после такого страшного перевала 2200, тропа впереди казалась нам прогулкой. С утра сделали заброску. Я Вова и Дима ушли до Тогусколя примерно 6 км. Тропа действительно классная. Идется легко. После завтрака пошли всей командой. До заброски добрались довольно легко. Вдоль Тогусколя с плавным набором высоты еще км 3. Перед бродом морена. В ней два озерка. Некоторые там выкупались. Я Вова и Петя ушли вперед на перевал. Не дошли до него км 1.5. Бросили груз и пошли за второй ходкой назад. Маша, Кирилл и Дима дошли до наших рюкзаков и приготовили обед. Пока мы до них добрались, Дима с Кириллом пошли на перевал. Мы еле дошли до обеда. Обедали уже в седьмом часу. После обеда за час дошли до перевала. Вид обалденный! Но сил "0". С трудом на четвереньках насобирали веточки для костра. Ужинали уже в темноте и лежа. Встать уже не было сил. Да и ноги все поразбивали. За день мы прошли 45 км и 2/3 из них с грузом. Ужас! Сами в шоке. Перевал очень красивый. Скалы, снежники, водопады. Тропа идет слева от перевальной точки, почти на 50-60 метров выше. Уходит траверсом в соседний распадок и серпантином спускается в долину. Спуск вдоль ручья с красивейшими водопадами. Вот этот путь мы проделали 30 июля в воскресенье и опять двумя ходками. Спустились в долину Сайганоша. Дошли до второго брода. Опять "керасин" кончился. Да и ноги все убили. Место нашли просто сказка. Встали на берегу второго брода под кедрами. Вечером поздравляли друг друга с окончанием тяжелейшей пешей части маршрута. Но когда после ужина сходили к слиянию этой речушки с Сайганошем увидели, что воды очень мало. Поняли, что пешком походить еще прийдется.

31 июля, понедельник

А у нас выходной! Весь день не спеша собираем катамараны. С утра я постряпал оладьи. Маша насобирала ягод, сварили компот. Это был ланч, А первый завтрак был с первыми оладьями с кофе и водкой с корешком. Вообще улет. Днем я попытался рыбачить, но увы безрезультатно. Зато накопал корня. К вечеру приготовили баню. А Вова колдует со своим фирменным пловом. Вот это выходной. И это после 4 дней тяжелейшей пахоты через два перевала да двумя ходками. Сегодня просто сказка. Кстати, на пешке каждый день видели змей и не по разу. Баня получилась прелесть. К вечеру ветер совсем стих, погода шикарная. На окончание бани подьехала группа на лошадях 5 человек. 2 проводника, переводчица, и 2 швейцарца. Немного пообщались, и они поехали дальше.

1 августа

Утром сборы. Мимо нас идет группа из Бийска 7 человек. Пообщались с ними. Позавтракали и отправились в путь до устья Турдема. Ушли все шестеро, унесли весь груз. В устье оставили Кирилла с Машей готовить обед. Сами вернулись за катамаранами. Воды в Турдеме больше раза в 2. В лагере не задержались. Пришли, унесли катамараны, и пошли по реке. Сплав нулевой. Камней больше чем воды. А в порогах вообще тоска. Км 1.5-2 бились, мучались. Решили, что по тропе нести катамараны проще. Вышли на тропу. Пронесли по тропе с км. А перед самым устьем вышли опять на реку. К обеденному столу проплыли спокойно первые 100 метров. У Димы на катамаране первая дырка. Он конечно расстроен. Ремонт и обед занял часа 1.5. Стоим прямо в воротах. Впереди с правого берега метров через 300, огромная сыпуха высотой метров 300. Надеемся, что там будут первые пороги. Облака плывут над нами парусниками. Но дождей пока не видели. Хотя всех кого мы встречали, рассказывают, что целый месяц шли дожди. Да еще и с градом. А мы обгораем под солнцем. Время около 4, надо плыть дальше. Ждем, когда же начнется реальный сплав, а не ползание по камням. Вышли только в 5. До этой сыпухи прошли легко. А вот под ней, и особенно за ней начался каскад порогов, которых в лоции нет. Воды очень мало, проходов чистых нет. Бьемся по камням. Высадили пассажиров. Они прошли по берегу почти 3 км. Дошли до первого правого притока. Пороги были метров 600-700. Потом пошли шиверы. Камней очень много, а воды мало. Мечтаем, что сегодня будет больше с каждым притоком. На стоянку встали в 7 часов. Левый берег крутой, высокий. Река делает поворот на право. В долине притока на правом берегу выбрали классное место. Вечером после ужина поем песни. Дров море, ветра нет. Насекомых тоже почти нет. Утром проспали долго. Встали в девятом часу. Опять пожарили оладьи. Завтрак готов в 9-30. Палатки уже убраны, рюкзаки почти собраны. Пошли сперва с грузом и пассажирами. Местами они обходили по берегу. Река нам расслабиться не дает, сплошные камни. Меньше гребем, больше перетаскиваем через валуны. Обедали на камнях на берегу. После обеда дошли до каскада. Привязка точная. Маленький остров, и слева ручей с водопадами впадает прямо в реку. Падение увеличивается, камни стали крупнее. Обнесли рюкзаки. Пошли два прохода по300-400 метров. Весь каскад не успели до 7 часов.. Встали перед островом, и ушли ночевать с рюкзаками еще на 500 метров ниже. Возле стоянки русло чуть почище. Вечером залез на кедр, насшибал полный пакет шишек. Так закончился Ильин день 2 августа.

3 августа

Встали, позавтракали, собираемся. В хорошем бойцовском темпе добили этот каскад. Он хотел было совсем закончиться, но в конце каскада оказался шикарный водопад высотой 1.5 метра. Потом еще один, пониже, по проще. Дальше пошла шивера. Потом бесконечное множество мелких перекатов. Обедали в устье Тогусколя, как и планировали. Воды в нем маловато. По лоции обещали, что воды в нем столько же как и в Самульте. При нас было раза в три меньше. Перекаты продолжились и после обеда. Ниже впадения Тогусколя красивое место - дома в реке, и глубокие омута. Ждем начало второго каскада. Часа через 1.5 сплава, после обеда дошли до него. Время уже 5 часов. Пошли обносить рюкзаки, шли часа 1.5. Нашли хорошее место, оно уже обжитое. Есть костровище, дрова. Закрыто со стороны гор скалами. Подход к воде удобный. Время 7-40, лагерь уже стоит, ужин варится. Мы все переоделись в сухое. А сырое, развесили на веревки сушиться. Каскад этот мощнее, сложнее и опасней. При обносе груза видели пару непроходов. При хорошем перепаде. Удивляемся, почему этот маршрут не шестерка. При хорошей воде он вполне потянет на шесть.

4 августа, пятница

С утра дождь. Первый дождь за поход. Но мы место нашли изумительное. Сидим возле костра, завтракаем под кедрами, и нас не мочит. А рядом на полиэтилене на палатке лужи. Идти в пороги в такую погоду не хочется. Долго копаемся, сушимся, хотя лагерь собирать не надо. По плану за сегодня мы должны пройти часть каскада до лагеря. Собрались идти только к 12 часам. За 50 минут дошли до катамаранов. Еще столько же их чинили и готовили к сплаву. В пороги пошли без 10 минут 2. На входе плохая затыка. Суда провели на веревке, в затыке перекинули через щель, и только тогда пошли. Прошли с десяток хороших сливов. Два осложнены навалом на камни. Дальше опять полный непроход. Смерил веслом. Ширина 1.6 метра С ходу выбрасываемся перед сливом на плиту, перекидываем судно через плиту, прыгаем и пошли дальше. Круто! Дальше еще один хороший проход через 5 сливов, и мы подошли к долгожданному плесу. Время 3-45. Решаем сбегать в лагерь пообедать. Погода наладилась, настроение отличное. Пришли в лагерь, вода уже кипит, сварили супчик. Маша нажарила лепешки. Покушали с настроением, и пошли всей командой штурмовать самый сложный участок каскада с огромным падением. Три перебрасывания через камни были после обеда. Оба судна испытали тюлений старт. И перед обедом было одно перебрасывание. После последнего непрохода пошлось почище. Классно проходим 2 прохода, вдоль острова и еще ниже к самому лагерю прилетели через несколько эффектных сливов. Визжим от удовольствия. Вот это кайф! До ужина прошли с Вовой на разведку. Посмотрели еще 1 км реки. Слева приток. Перед ним самое эффектное место. Подрят три слива рядом, и падение на 15 метрах по высоте метра 4-5. Дошли до конца острова. Много бревен и поваленных деревьев. Совсем свежие, даже листва и хвоя не завяла. Нашли весло байдарочное. Еще метров через 500 видно чистый плес. Надеемся это коней каскада. То что просмотрели, все идется, и это радует. Вот и ужин. Выпили за взятые пороги.

5 августа

Утро, солнце. Быстро собираемся к 10 часам мы уже на воде. Красивую горку взяли грязно, но дальше пошли легко. Меньше часа нам потребовалось, что б дойти до плеса. Оставили там суда. Вернулись в лагерь. К 12 часам чай и перекус. Шмотки собраны и рюкзаки упакованы. Обносили 1 км довольно быстро. Привязали и пошли с грузом и пассажирами. Пороги еще продолжаются. В одном месте лихо заклинились меж двух огромных камней. Долго из них выцарапывались. Пришлось выйти на берег и помогать веревкой. Второй катамаран хоть и был предупрежден, залез в это же место и так же расклинился. В результате Петя с Димой вырвались и ушли, а Машу оставили на левом камне. Дальше встретили группу барнаульцев. Они идут от Алеса пешком, ловят хариуса. Напротив их лагеря каша из камней. Пороги еще продолжались, но между ними уже есть плесы и перекаты. Часа в 3 дошли до 1 каньона. Вход не проходим. Красивый заход, высокая горка, но в конце вся вода бьет в угол левой стены. Подвели суда на веревках и перекинули через левые камни. Сразу под сливом сели на суда и пошли в каньон. Второй каньон совсем рядом. Стенки еще выше и еще красивее. Через пол часа сплава устье Алеса. Красивая оборудованная стоянка с мебелью. Вставать рано, и мы пошли дальше. Дошли до следующего правого притока. И здесь классная обжитая стоянка. Остановились вроде на перекур и решили остаться. Море красной смородины. На ужин компот. На котел засыпали три кружки ягод. Ирвачевы ушли ловить рыбу в устье притока. Видать стыдно стало, что люди ловят, а мы еще ни одной рыбки не видели. На стоянку сегодня встали рановато в 5 часов. Но за день сделали много, можно и отдохнуть. До слияния с Большой Самультой остается часа 3 сплава. Пороги практически кончились. Ирвачевы пришли к 8 часам. Приятно нас удивили. Притащили 5 хариусов: 1 большой, 2 средних и 2 маленьких. Я их почистил и пожарил на противне. Под жареную рыбку завхоз выдал наркомовские.

6 августа, суббота

Еще одна суббота на маршруте. С утра отправились на рыбалку. Но утреннего клева так и не было. Ни одной рыбки не поймали. Позавтракали, собираемся идти дальше. Пороги действительно закончились. Все перекаты, да перекаты. Река начинает делиться, но боковые протоки забиты смытым лесом. В одном месте завал полностью перегородил русло. Подвели прямо к бревнам и перенесли, а верхушку отогнули и прошли по воде. Дальше река собралась в одно русло. На длинной прямоу мы увидели двух рыбаков, которые рыбачат прямо в устье Б.Самульты. Вода совсем прозрачная в М.Самульте зеленоватая от пузырьков воздуха. Совсем не далеко от устья первый порог. Двух километрового каскада. Идем с грузом. На крутом левом повороте встаем на левый берег перед следующим порогом. Обедаем. Я подклеил гидроштаны. Идем на разведку каскада. Нашли место для лагеря через 700-800метров. Обносим туда рюкзаки и встаем на ночевку. В лесу встречается много клещей, некоторые из них с крыльями. Горы у реки пониже, покрыты лиственным лесом. Кедров и сосен уже почти нет. Дров предостаточно. Вечером шли облака, но к ночи выяснило. В стороне Катуни, где то на юге сверкали молнии.

7 августа,.воскресенье

С утра ясно, подьем еще до 8. Завтракаем. До лагеря несколько сложных порогов. Надо идти без рюкзаков. Против лагеря их привяжем и дойдем до входа в каньон во второй части каскада у сыпухи правого берега. Верхнюю часть каскада прошли в три приема. Первый порог прошли схода без страховки. Перед водопадом "Пирамида" встали, посмотрели, выставили страховку по левому берегу. Прыгали в центр. У нас получилось не очень красиво. Зашли правее. Перед сливом на бочке от обливного камня нас развернуло. В водопад мы зашли кормой. Второе судно мы страховали с воды из под правого берега. Они прыгнули чисто и очень красиво. Следующий порог тоже с лева в центр. Прошли нормально, хотя кое где ударялись о камни. Дальше до лагеря дошли ходом. Забираем шмотки и идем до сыпухи на правом берегу с грузом. За сыпухой, сперва несложный порог, идем с грузом до следующей сыпухи с права,.. там разгружаемся и обносим рюкзаки внутрь каньона. Два порога, водопад двухметровый и порог вход в каньон доставили истинное наслаждение. Это просто чудо! В каньоне привязываем рюкзаки и дальше идем с грузом. Ушли от каньона ниже на 2 часа. Все ждали крупный левый приток Балтырган. В его устье должен быть сложный порог. Мы прошли с десяток, а Балтырган так и не увидели. Около 5 часов нас пугнула туча, и мы резко встали лагерем, поставили палатки. Упало несколько капель, а дождя так и не было. Попробовали рыбачить- не получилось. Ирвачевы сделали баню. Молодцы. Очень быстро управились. Спать легли часов в 10.

8 августа, понедельник

Как обычно, подьем до 8. Солнечно. Собираем шмотки, ,завтракаем. И пошли до Катуни. Должна быть уже не далеко. Шли до Катуни 45 минут. Вода в ней белая, мутная, как цементный раствор. Моща будь здоров. Любой камень на ровном месте и вырастают валы до 3 метров. Дима оставил на Самульте чашку. У меня уплыл тапок. А Вова потерял свой нож. Прошли несколько сужений с порогами. Огромные валы. Мы от них отгребаем. Прошли Эдиган, ворота, мост. Но до Еланды не дошли. Видели группу из Самары. Они идут на каяках с Урсула. Мы с восторгом рассказали им про Самульту. На ночевку встали на правый берег. Дорога рядом. Надеемся, вдруг какая оказия нас увезет до Бийска. Путешествовать хорошо, но уже хочется домой. А до Чепоша, где нас ждет машина еще день сплава. Машину поймали утром и уехали до Бийска. А от туда по ж/д домой, через Екатеринбург. На душе немножко тоскливо, где еще найдем такой красивый маршрут.