Барда и Сылва. Дневник 1999г.

Прислал: Баранов Борис

Средний Урал
Дневник
похода на реки Барда и Сылва
(7 - 16 мая 1999 г.)
Визитная карточка Сылвы - камень Межевой
Киров - 1999
Баранов Борис Борисович
Зубкова Екатерина Алексеевна
E-mail: boris@baranov.kirov.ru
FidoNet: 2:5056/27.2
7 мая

        В 15 часов куплены билеты, но, увы, не до Лысьвы, а только до Калино, так что предстоит лишняя пересадка. В 16.30 уже сидим в последнем купе первого общего вагона 186-го пассажирского поезда "Москва - Соликамск". Через 20 минут не спеша отправились в сторону Урала. За окном местами идет сильный снег, а в районе Рехино вообще сплошной снежный покров приличной толщины. Сосны стоят словно в сказке, укутанные снегом по самую макушку, даже зелень иголок с трудом пробивается из-под снежных шапок. Решили, что всё, началось, и так рано... Но наши надежды не оправдались, так как снежный покров постепенно сошел на нет.
        Поужинали. Через некоторое время началась территория Удмуртии. В Балезино решил, что пора бы уже и поспать. Пошел предупредить проводницу, чтобы она завтра нас разбудила, а то поезд в Калино приходит очень рано, что-то около пяти утра. Тут-то и выяснилось, что зря я пытался в течение трех дней купить билеты до Лысьвы, так как прицепные вагоны до Лысьвы в этом поезде недавно упразднили.
        Только стал засыпать, проводник стал будить всех спящих вопросом: "А вы не в Балезино выходите?" Как оказалось в последствии - у них в вагоне обнаружился один лишний человек. Последствие наступило почти сразу же: не успел в очередной раз заснуть, как проводники решили устроить всеобщий шмон - проверку билетов. Вычислили или нет этого человека, не знаю, так как отключился сразу же после проверки билетов.
        В Перми, уже после часа ночи, был небольшой шум в вагоне, так как выходила значительная часть населения вагона, в том числе и наши соседи по купе. Больше до утра никто уже не беспокоил.
 

8 мая

        Проснулся, вернее разбудил меня проводник, где-то полпятого. Пейзажи в окнах стандартные для Урала этого времени - залежи снега, местами довольно значительные, но тем не менее ветреница цветет, ее белые цветы видны то тут, то там, зачастую по соседству с пластами снега.
        А вот и Калино. К моему великому удивлению, местных поездов по ветке через Лысьву ходит вполне достаточно, чтобы уехать в любое время суток. Так что зря я три дня таскался по кассам, пытаясь купить билеты до Лысьвы. Наш местный поезд уходил через пару часов с 11-ой пригородной платформы. Железнодорожный узел, точнее пути, расположены в виде треугольника. На нижней стороне треугольника находится вокзал, недалеко от которого мы вышли из вагона, и в котором мы тут же приобрели билеты. В средней части треугольника расположены станционные здания и постройки. 11-я платформа находится на левой стороне треугольника, на платформе имеется навес, где мы и расположились, покинув шумный вокзал. Собственно шум исходил от переругивающейся пары, опаздывающей на похороны, так как мужика ссадили с нашего поезда из-за каких-то разборок по пьяной лавочке.
        Позавтракали. Похолодало, пошел густой снег. Ближе к отходу поезда отправил Катю на вокзал, чтобы она уточнила, не опаздывает ли поезд, а заодно и согрелась. Она обошла всю станцию, но вокзала так и не нашла, хотя он был в 300 м от нашей платформы.
        А вот и наш поезд показался, 4 или 5 вагонов. Вскоре, после г. Лысьвы, наблюдал за рекой Лысьвой, так как поезд поднимается в горы вдоль левого берега реки. В одном месте даже проехали под горой через тоннель. Лысьва - речка довольно шустренькая, места красивые кругом. А сколько снега еще в горах лежит! Кое-где только можно увидеть небольшие проталины, а так все в снегу - зима еще.
        Неспешно, часа за два, добрались до станции Кормовище. Станция находится на высоком левом берегу реки Лысьвы. До вокзала от платформы еще предстояло подняться круто вверх, преодолев приличное количество ступенек. Попытались найти машину до реки, но всё безуспешно. Все почему-то вежливо отказывались, говоря, что им некогда, когда я им показывал на карте дорогу, по которой нам нужно было подъехать к реке. Причину отказа я узнал позднее, когда мы с Катей протащились со всем скарбом через длиннющий поселок (что-то в районе двух километров), заплутав в одном месте (сделали лишний крюк в полтора километра). Причина отказа стала ясна, стоило нам только увидеть эту дорогу, которая представляла из себя вязкую глину с примесью мелкого гравия, а местами просто чачу и кашу.
        Чтобы не плутать по поселку, идти следует так: от вокзала нужно пройти метров 100-150 до дороги, идущей параллельно железной дороге. По этой дороге пройти влево метров 200 до асфальтовой широкой дороги, идущей через весь поселок перпендикулярно железной дороге. Примерно через километр асфальтовая дорога повернет немного влево, по ней и надо идти дальше до развилки, на которой установлен указатель дорог. А мы пошли прямо, дошли до конца поселка, где и обнаружили, что зашли в тупик. Пришлось возвращаться почти до самого отворота.
        От указателя дорог асфальт уходит вправо на село Матвеево. Нам нужно идти прямо по гравийной дороге (указатель на Кын). Надо сказать, что от вокзала дорога идет все время вверх, и только пройдя немного по гравийке, мы пошли на спуск. На окраине Кормовищ слева находится какое-то деревообрабатывающее предприятие, за которым гравийка поворачивает налево. Пройдя от поворота гравийки метров 100, нужно свернуть вправо на грунтовую дорогу, идущую вверх через поле в сторону леса. По этой дороге нужно идти 5 км до Барды.
        Сначала лучше идти справа от дороги прямо по полю, чтобы не месить глину. Потом дорога заходит в лес, который все плотнее подходит прямо к дороге. Какое-то время еще можно идти по тропинке вдоль дороги, в основном слева, но в конце концов приходится все-таки месить глину. По этой дороге примерно через 2,5 км будет перевал: с него отлично видны окраины Кормовищ с одной стороны, а с другой стороны поперек дороги синеет вдали гора, в районе которой и протекает Барда. Кстати, ударение на втором слоге, а не на первом, как я думал (местные меня поправили). То есть, правильно нужно произносить: "БардА".
        Спуск с перевала к реке идется значительно легче. Глина потихоньку сходит на нет, все чаще попадаются сухие участки дороги, хотя и изрядно размытые в некоторых местах паводковыми водами. Спустившись вниз, нужно пересечь реку Ольховку по мосту. В районе моста и далее дорога довольно грязная. От моста по дороге следует пройти еще метров 200-300, затем свернуть направо в заболоченный лес и пройти по нему метров 100-150 до Барды. Здесь она наиболее близко подходит к дороге. Собственно дорога тоже пересекает Барду, но до этого моста нужно еще тащиться около двух километров. Для сбора байдарок места более чем достаточно, так как похоже здесь по берегам находятся сенокосные угодья.
        В общем, до реки добрались с перекурами за три часа: час плутали по поселку, два часа шли по лесной дороге. Сварили обед, собрали байдарку, едва успели упаковать последние вещи в гермы, как пошел дождь со снегом. Быстро загрузившись в байдарку, в 15.28 стартовали. Почти сразу справа миновали устье Ольховки, которая впадает в Барду несколькими протоками. Дождь продолжался минут 40, причем иногда довольно сильный.
        Барда порадовала нас скоростью: тащит хорошо, очень много перекатов. Река петляет в широкой долине между высоких гор, подходя к ним то слева, то справа. Местами прижимы к кустам, иногда довольно сильные, так что приходится отгребаться. Только успели немного поснимать на видео, как начался второй приступ дождя. Пройдя немного под дождем, справа увидели стоянку, к которой и причалили в 17.23. Ходовое время за день - 1 час 50 минут.
        Стоянка нам понравилась. Напротив стоянки невысокая горка, заросшая лесом, вся в снегу. Мы стоим в лесу на приподнятом сухом берегу. Птицы распевают, прямо концерт целый дают. С дровами проблем нет, да и костровище уже готово. Солнце ненадолго показалось и скрылось за высокой горой, что видна впереди по ходу реки.
        Поужинали. Немного погодя, попили чай с кексом, погрелись у костра и пошли спать.
 

9 мая

        Ночью несколько раз поднимался сильный ветер. Проснулся я оттого, что ветка пихты сильно шуршала по тенту. За деревья мы не опасались, что их завалит ветром, так как еще вечером просмотрели все деревья в округе палатки. В три часа я все-таки вылез из палатки, да вот взглянуть на ветку забыл-таки. Потом, немного погодя, пошел дождь, и шел он довольно долго.
        Вопрос: "По какому времени жить?" - решила за нас природа. Дождь продолжался почти до 7 утра (9 по уральскому времени). Во время готовки завтрака каких-либо катаклизмов природы не произошло. Но стоило только Кате пойти почистить зубы, как сразу же налетела черная туча, и пошел сильный густой град. Не успели доесть манку, как следом за градом из следующей тучи пошел снег, причем довольно густой. Надо заметить, что в 7 утра было +6°C, а к 9 утра температура понизилась до +3°C.
Горы высокой стеной преграждают нам путь         К 9 часам все небесные излияния закончились. Мы собрались и в 9.40, покинув уютную стоянку, пошли дальше. Через 15 минут подошли к разрушенной плотине, от которой, собственно, осталась только высокая дамба. Бывшая д. Киселевка, похоже, располагалась по правому берегу. Никаких признаков ее наличия, кроме пустыря, да разрушенного автомобильного моста ниже самой плотины, мы не заметили. Река опять (то справа, то слева) подходит к высоким горам, которые высокой стеной преграждают нам путь. Опять обилие перекатов, быстрое течение, прижимы.
        Ближе к обеду подошли к открытому правому берегу и посреди длинного переката пристали к нему для небольшого перекура. Берег оказался либо заброшенной деревней, либо бывшим складом древесины, так как раньше по Барде сплавляли лес. С места перекура был слышен шум какой-то деревни. Пройдя немного по перекату, справа открылась нашему взору и сама эта деревня с красивым двухэтажным домиком на небольшой скале. Река повернула направо и пошла вдоль деревни. Надо заметить, что перекат идет почти вдоль всей деревни. Проскочили навесной пешеходный мостик, останки разрушенного тракторного моста оставили слева. Слева впадает река, через которую тоже перекинут навесной пешеходный мостик. У мужика узнали, что это пос. Кордон-Терси, который, кстати, расположен и по левому берегу, в устье реки Дорожные Терси.
        Пока шли вдоль поселка, дул сильный ветер в хариус. Но вскоре за поселком подошли слева к высокой горе, которая закрыла доступ ветру. Сразу на солнце стало тепло и тихо. Пройдя еще немного, встали на перекус на правом берегу недалеко от высокой гряды, как выяснилось, на пастбище. Пообедали и отчалили дальше.
        Перекаты стали пореже, но течение все еще сильное. Периодически, но уже реже, подходим к горам. От д. Чунтоновка (справа) остались развалины одного дома и что-то сгоревшее от второго, более с воды ничего не было видно (развалины мы не посещали). А впереди по ходу от деревни открывается большое поле.
        За час допетляли до д. Сергино (узнали у мальчишки). Деревня раскинулась на обоих берегах. Слева нас сопровождала злобная белая собачонка, пока не закончился забор ее хозяев. Дома в деревне, в основном, потрепанные временем, есть и нежилые. Берега деревни сообщаются навесным пешеходным мостиком. После деревни через пару поворотов решили, что пора вставать на ночевку, так как впереди село, а времени уже в обрез.
        Первый выход на берег в поисках стоянки оказался неудачен: костровище есть, но кругом лежат пласты снега, даже негде палатку приткнуть. А место это очень замечательное, полукругом его опоясывает высоченная гора по ту сторону реки, и к тому же здесь полнейший штиль, не смотря на то, что почти везде дует холодный порывистый ветер.
        Второй выход тоже оказался неудачным: с воды смотрелось очень красиво, а оказалась сплошная болотина, хотя и берег высокий. Отойдя чуть дальше, увидели двух мужиков, как оказалось, охотников. От них узнали, что до с. Матвеево еще идти 12 км (описание врет?). А так мы стали уже прикидывать, что придется идти за село (кругом плохие берега и негде встать), а это еще как минимум час хода, то есть сильно припозднимся со стоянкой.
        Уйдя от мужиков за правый поворот реки, увидели неплохой берег справа, но встали чуть подальше в 17.48. Ходовое время за день - 4 часа 40 минут. Место сухое, дров много. Длиннющее бревно перегораживает всю луговину пополам от леса до реки, вот вдоль него мы и расположились. Палатку поближе к воде поставили (журчит, как на солидном перекате), а костер поближе к лесу расположили.
        По приезду слегка запорхал снег, хотя весь день было относительно спокойно. Временами ощущаются порывы ветра. Поужинали. К вечеру ветер утих, солнце село в тучу, даже соловьи немного попели. Температура воздуха - +3°C.
 

10 мая

        Солнышко утром пригрело палатку, поэтому спалось необычайно крепко. В 8 часов выбрался из палатки и понял, что тепло только внутри, а на улице был настоящий колотун, так как руки задубели мгновенно. Пока готовился завтрак, было ясно. Потом набежали откуда-то тучки, и термометр залихорадило от +14°C до +6°C, хотя реально было около 0°C, так как изредка пропархивал снежок.
Глинистые обрывы перед селом Матвеево         В 9.55 отошли от уютного бережка и пошли в сторону Матвеева. Через 20 минут слева на холме показались домики. Река делает вокруг села мощную дугу влево. Перед автомобильным мостом справа впадает река Лямпа, за которой по правому берегу Барды раскинулось это же село Матвеево. С воды виднеется магазин, но нам туда не надо. На выходе из села по левому берегу паслись гуси, вернее, спали стоя, засунув голову под крыло. Некоторые при всплеске весел лениво высунули клювы из-под крыла, но, не увидев ничего съестного, тут же запихнули их обратно.
        Большая часть села Матвеева находится слева на высокой горе, огибая которую Барда выписывает за селом длинную петлю вправо, пока не упирается в очередную гору, которая разворачивает русло реки влево. Через час подошли к устью Каменки, впадающей в Барду справа. На стрелке очень красивый небольшой скальный выход. После устья Каменки, сделав небольшую дугу влево, вылезли на крутой правый берег для небольшого перекура. Наверху оказалось узкое и длинное поле, уходящее круто вверх, с наполовину выкошенной травой. Пройдя примерно 300 м на противоположную сторону поля, увидели опять же нашу реку. По воде до этого же места мы смогли дойти только через полчаса, так как река делает очень большую петлю.
        После перекура опять продолжили свой путь. Надо отметить, что с утра дул противный ледяной ветер, частенько кружились белые мухи. Русло реки стало немного шире - 30-40 м, течение стало более медленным, хотя временами и попадались перекаты, иногда даже и тащило неплохо.
        В 12.50 встали на перекус в красивом месте. Река делает плавную дугу влево, так как путь ей преграждает высокая гора. Благодаря этой горе мы смогли пообедать без пронизывающего ледяного ветра. После обеда река опять подходила к небольшим (и побольше) горам, нижняя часть которых словно специально была выложена камнями, очень напоминающими кирпичную кладку. Через 1,5 часа после Каменки миновали д. Подсосновое, расположенную на правом берегу.
        Через полчаса издали увидели слева открытый красивый берег, затем останки навесного пешеходного моста и ряд больших лиственниц по левому берегу. Пройдя небольшой слив разрушенной плотины (моста?), встали на левом берегу. Никаких следов деревянной часовенки в живых не обнаружили, лиственниц оказалось два ряда, некоторые были спилены. За лиственницами, ближе к лесу, растет очень красивая сосна. От бывшей д. Красоты практически ничего не осталось.
        Миновав пару перекатов, через полчаса прошли мимо деревни Березовая Гора, которую едва разглядели с воды. Деревня раскинулась на высоком правом берегу. Река от деревни делает длинную плавную дугу влево, пока не упирается в гору, затем разворачивается на 180° и течет в противоположную сторону. Вот на этой излучине реки, недалеко от горы, мы и встали в 17.45 на стоянку на левом берегу, место красивое. Ходовое время за день - 4,5 часа.
        Поужинали. К вечеру прояснило, видимо, будет заморозок. Издалека доносится шум бензопилы - кто-то занялся заготовкой дров в деревне. Иногда доносится шум машин, а так, в основном, всё птички распевают на все голоса. Полдевятого зажглась первая звезда, хотя небо еще очень светлое, так как только недавно закатилось солнце за горизонт.
 

11 мая

        Утро было солнечное и теплое в палатке. На улице же был колотун почище вчерашнего, даже чай в котле замерз, хотя на термометре и было +18°C. К концу завтрака небо заволокло перистыми облаками, а потом потянулись и кучевые.
        Стартовали в 10.13. Через 20 минут после старта перед нами предстало село Сая, раскинувшееся на высокой горе за устьем реки Большая Сая (справа). Явно выделялось деревянное двухэтажное здание с одним входом, видимо, школа, рядом что-то похожее на ДК и памятник воинам. А так, налево и направо, по горушке разбежалась целая вереница домов. Напротив села есть трос от бывшего навесного моста, с которого болтаются над водой останки оного. Проходить следует осторожно, дабы не нарваться на второй трос, торчащий наполовину из воды у правого берега. После Саи погода поплохела.
        За селом видели непонятное явление: бревно усиленно двигалось с большим шумом против течения, хотя его никто не тащил. Поразмыслив, пришли к выводу, что оно одним концом к чему-то привязано, и получилось что-то типа кораблика.
        После Саи река делает несколько петель и подходит к деревне Нижние Исады. Я ожидал ее увидеть тоже на горе, но ошибся. Хотя деревня была тоже на правом берегу, но стояла в низине, а круто вверх от деревни уходило поле. Хотя течение и ослабло, но временами тащит все же неплохо. К горам река тоже периодически подходит. Через час пересекаем ЛЭП. Слева видна высокая холмистая открытая местность - это все, что осталось от д. Уткино, никаких признаков, что когда-то здесь что-либо было. Вдоль бывшей деревни река делает большую плавную дугу вправо вдоль горы, поросшей в основном елью. Внизу горы камень, подточенный паводковыми водами, местами прямо целыми пластами выходит и даже похож на кирпичную кладку. Все-таки в конце этой петли видим один разрушенный дом на горе и внизу, у реки, несколько рядов кирпичных столбиков - вот и все, что осталось от фермы и от бывшей деревни Уткино.
        Через 40 минут справа открывается на высоком холме большая деревня, а на карте ничего не помечено, да и спросить-то не у кого. Идем дальше, видим впереди металлический автомобильный мост, а справа на берегу наблюдается автобусная остановка. Решили выбраться на берег и посмотреть дорожные указатели, оказывается, это д. Мачино. По левому берегу почти сразу от моста идет д. Батурята, которая состоит из двух половинок. В первой половинке еще обитает народ, а вторая уже заброшена. Мы даже подумали, что это другая деревушка, выходили на дорогу взглянуть на указатели, но ничего не обнаружили. В конце Батурят на левом берегу есть ключ, оформленный деревянным стоком-жолобом, но само место, где бьет ключ, сильно задичало и, кажется, поплохело.
        После деревни решили встать на перекус, но долго не могли выйти на берег, так как слева река течет вплотную к высокой горе, а правый берег низкий и болотистый, да к тому же подмытый водой так, что даже выходов на него нет. Так мы и шли, пока река не подошла справа к горе. В этом месте есть неплохая луговина-покос, на которой под громадной елью (ствол которой больше, чем в обхват) мы и перекусили. Во время перекуса через нас успела проскочить туча, слегка нас взбрызнув. Поскольку на перекус встать припозднились, в дальнейший путь двинулись только в 16.24.
        Барда все также петляет между небольших гор слева и справа, изредка попадаются перекаты. Вдруг справа открылась высоченная гора, река стала делать плавный поворот налево. Через некоторое время слева показалась красивая гора, заросшая еловым лесом, а следом за ней открылась д. Рязаны, за которой мы увидели бескрайние поля. Через 10 минут миновали навесной пешеходный мостик, а еще через 10 минут справа на высоком берегу показалась д. Зернино. Река попетляла вдоль деревни и устремилась дальше.
        Миновав автомобильный железный мост, слева увидели д. Малыши, справа все еще до горизонта простирались поля. Через полчаса я планировал сделать стоянку (глядя на карту, естественно). На самом же деле на этом месте на правом высоком берегу оказалась д. Демьяны. Пришлось пройти еще 15 минут, чтобы не стоять в цивилизации.
        Встали в 18.34 на большой луговине на левом берегу напротив высокого правого берега, поросшего елью. Наверху правого берега, по всей видимости, находится поле. Увы, этого снизу не видно. Ходовое время за день - 5 часов 20 минут.
        Вечером тепло, +9°C. Поужинали. Небо заволокло какой-то дымкой. Впервые за весь поход нет пронизывающего холодного ветра. Ближе к ночи температура понизилась до +6°C.
 

12 мая

        Всю ночь и утро лил дождь, закончился он в 11-ом часу. Решили, что время в запасе есть, до устья Барды дойдем в любом случае, поэтому под дождем ломиться не будем. Позавтракали в 12-ом часу, попутно собираясь. Пришлось немного подсушить нижний спальник, так как ночью дождь был косой, с сильными порывами ветра. Видимо, под тент все-таки задуло дождя немного. С утра ветер утих, но дождь лил долго и упорно. Пока завтракали, изредка моросило.
        Вышли в 13.27. Через 10 минут справа увидели д. Епишата и попилили дальше, через 20 минут опять подошли к деревне, сделав громадную петлю. Прикол был в том, что сделав очередную петлю (уже поменьше), мы опять подошли к этой же деревне. Далее река течет в лесу. Справа видели довольно симпатичный соснячок, за которым возвышалась довольно приличная горка, к которой мы и подошли через некоторое время. Потом мы к ней подходили еще несколько раз, но ее размеры потихоньку таяли.
        Перед д. Токманы (1,5 ходовых часа от Епишат) сделали короткий перекус. Деревня расположена на таком крутом левом берегу, что мы ее с воды практически не видели. Вдоль деревни под берегом бьет большое количество ключей, некоторые даже культурно обихожены. К одному из ключей спускается трос, по которому поднимают наверх ведра с водой. В конце деревни через русло перекинуты низко над водой тросы от навесного пешеходного моста, идти следует осторожно. По правому берегу видна еще деревня, со слов местных - это тоже Токманы. После деревни река опять петляет в лесу.
        Через час перед д. Брод слева видели останки какой-то деревни, может быть это раньше была тоже часть этой деревни. Сама деревня раскинулась на обоих берегах, связанных автомобильным мостом, за которым несложный перекат. Большая часть деревни расположена на левом берегу. Лес теперь идет только по правому берегу. В районе заброшенной деревни по правому всхолмленному берегу находятся красивые глинистые обрывы. Далее Барда течет в полях.
        У д. Шульгино, расположенной в получасе ходьбы от Брода на высоком левом берегу, река делает две большие петли. В конце деревни два кирпичных дома, похоже старинной постройки. Река по-прежнему петляет среди полей. Через полчаса справа видели окраину д. Вилисово. Затем миновали автомобильный железобетонный мост, за которым слева открывается большая д. Проносное, справа видна д. Вилисово уже во всей красе, а не только окраины. Недалеко от моста слева впадает двумя протоками река Асовка. Далее река делает много замысловатых петель, в связи с чем очень много стариц. Затем слева появляется д. Сользавод, в которой не видно ни одного жилого дома.
        Через некоторое время к реке стали подходить небольшие островки леса, а в основном река все еще течет в лугах, лес находится в отдалении. Пройдя справа деревню, в 19.17 встали на левом берегу на уютной поляночке, окруженной елями. Основной лесной массив находится в 300-400 метрах от реки. Справа вдали (в полутора километрах) на горушке виднеется какая-то деревушка. Ходовое время за день - 4,5 часа.
        Температура весь день в пределах +6°C. Дождя так и не было, к счастью, хотя пасмурно. Со стоянки хорошо слышны поезда, оказывается, по прямой до железной дороги около 5-6 км, хотя по реке еще прилично придется попилить.
 

13 мая

        Сегодня ночью опять шел дождь, но к утру он все-таки закончился. Вышли на маршрут в 10.12. То, что вчера приняли за деревню, оказалось на самом деле деревней, только заброшенной. Барда в основном петляет среди полей, то слева, то справа попадаются деревушки. Берега в основном глинистые, обрывистые. Через 50 минут миновали слева устье реки Сосновки. Сразу за устьем строится автомобильный мост из металлических конструкций. За мостом прямо по руслу Барды выложена дорога-времянка из крупного камня, с которой довольно шумно сливает вода. Проход слева чистый, шли без разведки.
Гряда красивых высоких гор ниже д. Чеченино       Почти сразу за мостом по левому берегу расположена д. Тимино. Через 20 минут подошли к д. Чеченино (справа), которая расположена у гряды красивых высоких гор, поросших в основном соснами. Эту гряду мы заметили издалека уже давно. От Чеченино река стала описывать дугу вдоль гор, которые постепенно понижаются. Затем река подходит к левому берегу, который тоже довольно высок и холмист. Через час 20 минут подошли к селу Андреево (слева). Село довольно крупное, магазин находится от основной дороги налево. Купили пряников и батареек к фотоаппарату, а то старые подсели.
        После Андреева Барда, сделав пару петель, сливается с Сылвой, которая примерно такой же ширины. После устья Барды Сылва становится шире в 1,5-2 раза. Слева просматриваются село Спасо-Барда и железнодорожный мост через Сылву. На правом берегу у места слияния на холме стоит какой-то памятник, а за поворотом видна д. Морозково.
        На левом берегу почти сразу после слияния мы перекусили. Долго не мог развести костер, помогли только охапки сухой полыни, собранные на близлежащем поле. Когда уже начали есть, пошел приличный дождичек, а до этого только периодически накрапывал. Так и пошли дальше по дождю.
        Справа миновали д. Морозково, за которой на холме виден ретранслятор. Сылва большой плавной дугой через 2,5-3 км подходит слева к железной дороге, идущей по подножию горы, поросшей густым лесом. По правому берегу простираются поля. Лес по левому берегу стоит стеной до д. Куделькино, после которой раскинулось большое поле. В 16.26 подходим к горе правого берега, у которой и останавливаемся на стоянку. Отличное место в распадке между гор в 200 метрах от реки. Ходовое время за день - 4 часа.
        Так как местность открытая, да и стоянка у нас высоко над рекой, то видно все далеко вокруг. Напротив распадка, вдали за железной дорогой (порядка 10 км), виден какой-то крупный населенный пункт, быстрее всего, Питково. Прямо по ходу реки видна д. Сухой Лог в расщелине между гор. Дождь продолжается до восьми с копейками часов. Палатку пришлось ставить под дождем. Немного погодя, дождь опять возобновился, так что посуху уйти в палатку не удалось. Температура воздуха +7°C.
        Это, пожалуй, единственное приемлемое для стоянки место на этом участке Сылвы, хотя и сильно загаженное ближе к берегу. В распадке более менее прилично, но большой группе здесь стоять негде. Горы здесь густо поросли лесом, в основном ель и пихта, особых проблем с дровами нет.
 

14 мая

        Дождь лил всю ночь, утром, пока готовился завтрак, прекратился. Костер разжегся легко, благодаря большому куску смолы, сколотому с ели. Кругом все сыро и мерзко, даже не осталось сухих веточек под густыми елями. Кстати, потеплело, +13°C. Причем, это явно ощущается, так как, видимо, к холоду мы все-таки привыкли. Даже захотелось умыться впервые за весь поход, но благие намерения порушил, опять же, дождь. Пока жевали геркулес, полил настоящий ливень, поднялся сильный ветер, хотя в лощинке у нас не задувало. Решили, что не пойдем, пока это дело не прекратится.
        Вышли только в 10.53. Обогнули гору, рядом с которой стояли. Через 10 минут справа миновали д. Сухой Лог, еще через 10 минут - устье р. Таз, которая показалась почему-то похожей на канал. Далее, сделав большую дугу влево, подошли к горам, и нашему взору открылся камень Лобач. Пристали под камнем. Кругом мерзко от грязи.
        Сходили наверх, вид открывается великолепный: видна наша стоянка, д. Сухой Лог, излучина реки, по которой еще предстоит нам пройти, далее виден мост и деревни на обоих берегах. На вершине дует пронизывающий ветер, и моросит дождь. Отходя от камня, взглянул на него еще раз, чем-то он похож на спящую собаку: явно видны свисающие уши, морда и туловище вдоль склона горы.
        Выглянуло солнце, но только стоило повернуть нам немного вправо, так тут такое началось: задул пронизывающий ветер, создающий эффект движения против течения. Сделав против ветра большую плавную дугу, подошли к лысой горе, на вершине которой издали была видна какая-то деревушка. В часе ходьбы от устья Таза проследовали мимо какого-то предприятия, расположившегося на левом низком берегу. Это, похоже, д. Фомичи. На правом высоком берегу раскинулось с. Посад. Именно их мы и видели с камня Лобач. Между берегами перекинут автомобильный и навесной пешеходный мосты.
        Надумали перекусить у горы, что возвышается невдалеке справа, но хорошего места так и не нашли. Перекусили на уступке у горы, которая вся была в грязи после дождя. Подниматься в гору на красивый зеленый луг не было сил. После перекуса за горой открылась д. Кленовая (полчаса хода от Посада). Кстати, гора тоже называется Кленовая, на ней установлено что-то типа триангуляционной вышки. С этой горы в хорошую ясную погоду видно с. Ленское на р. Ирень (где мы были в мае 1996 г.), пос. Суксун и другие селения. Такая погода напрочь отсутствовала, поэтому убедиться в этом даже и не пытались.
        Вскоре на левом низком берегу Сылвы показались окраины с. Усть-Кишерть, которое расположено вдали от реки. Миновали слева устье реки Кишерть, берега которой густо поросли мелким ивняком. Все устье Кишерти было густо облеплено рыбаками. Вообще, по всему левому берегу через примерно равные промежутки стояли рыбаки. Справа, невдалеке от устья Кишерти, находится д. Грибушино, довольно большая, часть деревни раскинулась на высоком холме, остальные дома разбросаны в низине. За деревней к левому берегу Сылвы подходит железная дорога.
        Далее Сылва устремляется вправо, где горы стискивают русло реки с обеих сторон: слева - высокие и крутые, поросшие лесом; справа - более пологие. Пройдя еще немного, в 16.23 встали на красивом лугу справа у пологой горы, поросшей лесом, в основном ель, пихта, есть и редкие лиственные породы, нашел даже клен. Ходовое время за день - 2 часа 40 минут.
        Погода так и не успокоилась за день. Опять дождь, ветер. Разжигать костер снова пришлось смолой, так как все вокруг пропитано влагой. На этой поляне перед заказником, похоже, стоят все группы, в том числе и плановые, от которых в лесу остались горы банок и бутылок, хотя сама поляна поддерживается в чистом состоянии.
        К вечеру похолодало, +6°C, птицы опять очередной концерт затеяли. Завтра - последний день похода, похоже, так и не просохнем ни разу за весь поход - придется уезжать с грудой сырых вещей.
 

15 мая

        Позавтракали и в 10.17 вышли на маршрут. С обеих сторон Сылву сжимают горы, заросшие лесом. Через 15 минут справа миновали границу заказника "Предуралье". Правый берег - крутая гора, левый более пологий. Вскоре справа среди леса заметили камень, который называется Кошка. На левом, более низком берегу иногда встречаются знаки, указывающие, что разводить костры и ставить палатки запрещается. Хотя вскоре нами были замечены местные (или приезжие?) рыбаки, которые стояли, естественно, с палаткой и костром, причем недалеко от этих предупреждающих знаков. Может сейчас не гоняют? Возраст знаков говорит о том, что их более 10 лет не обновляли.
        Через 15 минут от Кошки справа показываются один за другим три камня Бастионы: Сторожевой, Хоробрый, Острый. Судя по описанию, в них есть пещеры. В Остром вход в пещеру очень хорошо виден с воды, за что местные прозвали камень Глазырем. Судя по разговору с рыбаками, они не знают настоящие имена камней.
        От Бастионов вскоре Сылва подходит вплотную к железной дороге, которая проходит высоко по склону горы. Слева хорошо виден камень Камайские Зубцы, покрытый лесом, но горные породы во многих местах обнажены. Внизу под камнем железнодорожная станция Камай, почти напротив ее на правом берегу Сылвы находится д. Верхние Частые, а рядом с ней усадьба заказника. Заканчивать маршрут в Камае не имеет смысла, так как площадка для сушки внизу отсутствует, и, кроме того, сама станция находится на высоченном берегу, куда ведет длинная вереница крутых ступеней.
Один из красивейших камней Сылвы - Межевой         Через 40 минут подходим к ст. Чикали. Перед ней справа гордо возвышается к. Ермак. По преданию, у этой скалы ночевал со своей дружиной Ермак Тимофеевич. Скала имеет три вершины, которые здесь так и называют: Ермак, Ермачиха и Ермачонок. За Межевым логом справа же находится один из красивейших камней Сылвы - Межевой. Под камнем стоит большой лагерь школьников-скалолазов, которые периодически ползают по камню под руководством инструктора.
        Пройдя чуть ниже Межевого, выгрузились на левый берег рядом с кирпичным сараем желтого цвета, который обнесен забором с трех сторон. Самое удобное место для сушки - рядом с сараем, куда мы и перетащились. Раскинули все барахло, погода способствовала сушке. Был только сильный ветер, который частенько сдувал с забора наше барахло. Развели костер на дровах, которые привезли с собой, приготовили обед. С дровами здесь напряженка, можно найти только немного хвороста-хлама, так что мы правильно поступили, захватив дрова с последней стоянки.
        Ходовое время за день - 1 час 40 минут. За 8 дней мы прошли по Барде и Сылве около 250 км за 29 часов 10 минут. Средняя скорость передвижения на байдарке составила 8,6 км/час.
        В сторону Перми на станции останавливаются две электрички: одна около 12.30, другая - около 20.00. Это со слов местных. Вокзал закрыт, расписания нет. Платформа находится почти напротив нашего места сушки, нужно только подняться на насыпь около 50 м. Подсушились, запаковались. Вечером уехали. Билеты продает кассир в электричке - ходит по вагонам, а следом за ней идут контролеры. Вот нам они и выписали штрафные билеты, правда, по цене настоящих. Они видели, как мы только что зашли, так что штрафа брать не стали. По пути взглянули на Ирень с моста. Более ничего примечательного до Перми не было.
        В Перми на вокзале ломанулись было на привычное место, но стойкий ядреный запах мочи быстро остудил наши намерения. Устроились рядом с залом ожидания элитных пассажиров (напротив касс), отсюда милиция периодически гоняет бомжей. Это, пожалуй, единственное место, где можно спокойно постоять, а главное перекусить, Да и то один бомж подходил часы ворованные продать, пришлось его послать, так не понимает - совсем тупой народ. Видели разборки крутой подпитой бомжихи, рядом с которой бегает какая-то тетка-шестерка, с другой то ли бомжихой, то ли деревенской забитой бабой бомжеватого вида. Стоит кому-то из пассажиров достать что-либо перекусить, как тут же бомжи начинают пасти - очень со стороны хорошо все это видно. Все залы ожидания платные, поэтому народ, в основном, и тусуется где попало.
        Билеты купили без проблем. В 23.35 сели в скорый поезд "Свердловск - Санкт-Петербург" и улеглись спать.
 

16 мая

        Проснулся утром, выглянул в окно. Да, почти за две недели нашего отсутствия ничего не изменилось: листьев на деревьях нет, местами лежат небольшие пласты снега. Погода была явно не лучше уральской. Вот мы и дома. Время похода пролетело быстро и незаметно.
 

Борис
 
 
 
* * *

        Поход обычно начинается со сборов. На этот раз имели место экспресс-сборы. Они проводились вечером накануне дня отправления по причине производственной загруженности членов группы со времени первомайской четырехдневной демонстрации по р. Снигиревка - последней до этого похода вылазки на природу.
        Подготовка к походу началась около девяти вечера 6 мая. Капитан производил упаковку-утрамбовку рюкзака, как крупный специалист по этому делу. На мою же долю выпал косметический ремонт полусгнившей да еще пострадавшей при штурме местных речек-ручьев деки байдарки, что заняло все время до 12 ночи включительно и еще немножко. Надо сказать, что за этот промежуток времени наше судно удалось починить чисто символически, поэтому шов "на живую нитку" решено было проклеить скотчем.
 

7 мая

        День отъезда в первой своей части прошел в производственных заботах. По этой же причине сбор нашего экипажа перенесся на более позднее время от назначенного. Борис запаздывал, а мне оставалось слушать на лавочке плеер, прихваченный с работы, и наблюдать за тремя дворовыми собачками, решающими свои песьи проблемы.
        Из-за задержки капитана последние приготовления к отправлению прошли бегом-кругом, хотя и вышли из дома, и прибыли на вокзал вовремя. Приятно удивила тетенька-кондукторша в троллейбусе, вернувшая деньги за один багаж (то ли байда - спортивное снаряжение, то ли рюкзачок по размерам уже и не котировался по сравнению с внушительными размерами нашей лодочки), а дяденька-контролер также вполне удовлетворился тремя билетами.
        В общем вагоне поезда "Москва-Соликамск" нам достались боковые места у туалета (которые, кстати, оставались индивидуальными до конца нашего пути). И вообще весь сервис напоминал больше плацкарт, разве что белье не навязывали: проводница предлагала чай, туалет сиял чистотой, имелось даже мыло, да и в самом вагоне было цивильно. Была возможность воспользоваться не только кипятком, не выходя из своего вагона, но и холодной кипяченой водой, чем не баловали иные плацкарты. Странно было и то, что туалет у купе проводников был открыт для всех желающих и также блистал чистотой, удивляя кусочком мыла в мыльнице.
        За окном мелькали все быстрее и быстрее родные пенаты, а Борис все не крутился на ужин, ссылаясь на поздний обед. Побаловались клюквенной водичкой и пряниками, прихваченными из дома. Уже от корки до корки был прочитан свежий "Вятский наблюдатель", разгадан по мере возможности газетный кроссворд. Кроме того выяснилось, что ответы были помещены тут же под кроссвордом, но вверх ногами. За окном сыпала снежная крупа, иногда превращаясь в хлопья, покрывала с различной плотностью проезжаемые окрестности. А Борис, поговаривая о чае, напрочь открещивался от ужина - рано еще. Ну, что ж, придется идти спать, тем более, что погода располагает, да и поздняя ночная паковка требует восполнения недовосстановленных сил. Но стоило добраться до верхней полки, принять горизонталь, как Борис запредлагал чай, а там обстановка уже и ужином запахла. После его, долгожданного, посидев для приличия и зафиксировав визуально границу Кировской области с Удмуртией, удалось принять более длительное горизонтальное положение.
        Дурдом начался в Балезино. У них, у проводников, что-то там не сошелся дебет с кредитом, и вот тут понеслось. Поначалу один из проводников начал выяснять - не проспал ли кто Балезино. Но, судя по всему, никто не сознавался по-хорошему. Тогда проводники занялись индивидуальным опросом о причастности каждого пассажира к этому населенному пункту. Следующим этапом было выяснение конечной остановки каждого из пассажиров и пункта посадки их в вагон. Помню, что сначала тетенька экзаменовала меня спросонья куда и откуда еду (расслабуха была полная, походная, и вспомнить, откуда еду, было большой проблемой, а уж куда, просто случайно слышала от Бориса), затем этим же занялся дяденька, опять же не тревожа Бориса. Видимо, до пассажира было легче добраться, когда он на верхней полке, то ли вид не внушал (а может, наоборот, внушал) доверия. Операция по изъятию зайца(цев) закончилась шмоном. Со словами "ревизионная проверка" проводники пошли по вагону проверять билеты. Это был уже третий внеплановый подъем. В Перми, в купе напротив наших мест, подсела шумная пара: старушка и молодая женщина. Надо же додуматься - в час ночи так громко разговаривать! Дальше все вроде шло спокойно, если не считать пьяных воплей где-то в конце вагона, предложения почесать спинку и периодических стуков дверью курсирующих в тамбур и туалет.
 

8 мая

        В четыре часа остановившийся у наших полок проводник сообщил, что уже Калино, намекая, что пора бы вставать. Моя реакция была как всегда первой. Борис, проснувшийся со второй попытки, посмотрел на часы и заявил, что еще рано, на что проводник предупредил о движении поезда с опережением расписания и возможности проспать, а затем ушел. Но за окном уже было светло, восток высвечивался красно-бурыми красками, лужи блестели устойчивым ледком. Спать уже больше не хотелось. Поднялся и Борис. Запахло завтраком...
        Калино нас встретило серым пасмурным небом (а ведь час назад за окном не было ни одного облачка), множеством привокзальных деревянных строений и большим количеством железнодорожных путей, заполненных составами.
        В зале ожидания, расположенном в одноэтажном деревянном доме, удалось узнать расписание и не только нашего дальнейшего пути следования. Вопли пьяного мужика, ссаженного вместе с женой (из солидарности) с одного из поездов, гулко раздавались по всему залу ожидания, заглушая все другие звуки, в том числе и собственного голоса. Поэтому перекусить решено было на нашей одиннадцатой платформе, откуда должна была через пару часов отправиться нужная нам электричка.
        То ли холодный завтрак истощил нашу энергию, то ли полетевшие белые мухи окончательно остудили нас после вагонной "сауны", но становилось даже очень прохладно. Простейшие гимнастические упражнения почти уже не помогали. Пробежка вдоль платформы создала лишь временную видимость тепла. А наш розовый, закрытый с трех сторон остановочный навес прикрывал частично лишь от ветра. Дабы скоротать время, а заодно узнать точное время отбытия нашего транспорта, решено было добежать до вокзала. Но чудеса, вокзал, находившийся где-то метрах в ста от платформы № 11, исчез напрочь. Да и главная платформа отнюдь не оказалась бетонной, вернее ее вообще не было. Да и из деревянных строений, разместившихся тут же, ни одно не смахивало на вокзал с вывеской "Калино". Поблуждав минут 7 среди составов, ломанулась через пути к замелькавшему среди вагонов и заборов родному розовому навесу, так как электричка по подсчетам должна была вот-вот придти.
        В электричке проводник оказался разговорчивым. Его волновала проблема клещей и энцефалита, но на следующей остановке он уже общался со "свеженькими" пассажирами о проблемах наркомании среди молодежи. Мой безмятежный сон был прерван воплями Бориса: "Тоннель!" Когда я открыла глаза, то за окном даже скальных выходов-то не было, а не то что тоннеля. Обманул? Хотя утверждает, что с минуту было темно как ночью.
        Кормовище, наш последний железнодорожный пункт маршрута, представлял собой большой поселок, расположенный среди огромных холмов, а невдалеке журчала речка Лысьва. Рюкзаки - на плечи, и - вперед по крутым ступеням вверх к поселку.
        Многочисленные расспросы местного населения о местонахождении речки Барды хотя и прояснили картину направления нашего передвижения, но не избавили нас от лишнего крюка по улицам поселка. Дом, стоящий поперек дороги, дал понять - идем не туда. Сердце кровью обливается - лишний километр с таким-то грузом. За поселком с дорогой все окончательно прояснилось. Асфальто-бетон сменила разбитая, изъезженная по слякоти грунтовка, поднимающаяся в гору. Какое-то время от этого слякотного монстра спасала заросшая травой лесная тропа, шедшая параллельно, но скоро и она кончилась. Выбор оставался один - идти только по грязи, не успевшей до конца оттаять на наше счастье, но все же налипающей пудовыми блямбами на сапоги. Скользко, вязко, однако. Моя попытка снова углубиться в лес на травку закончилась погружением сапога по всей высоте голенища в казавшуюся смерзшейся рыхлую чачу.
        Немного разнообразил наш волок по грязи черный ленивый клещ, пойманный Борисом на штанах.
        С вершины первого бугра виднелся другой, еще более высокий. Борис утверждал, что река там, где на горизонте синел лес. Вскоре синеющий некогда лес оказался совсем рядом, дорога поворачивала, а рекой и не пахло. За поворотом снова показался синеющий лес. Борис утверждал, что именно этот лес и синел в начале пути, что уже очень сильно начало вызывать сомнения.
        Надо сказать, что мягкий грунт дороги в середине пути на большей части ее ширины разрушили глубокие (с полметра до метра) овражки, прорезанные ручьями. Теперь-то ясно, почему никто не соглашался нас подбросить до реки, даже поддатый водитель "козлика", явно нуждающийся в средствах, дабы "подлечиться".
        Из-за очередного поворота показался ручей шириной метр-полтора. Местный рыбак просветил нас, что это речка Ольховка. Местность представляла собой болотину, не просохшую еще после половодья. В зоне видимости речка делилась на два рукава с нулевой проходимостью из-за завалов и малой ширины. Оказывается, эта речонка являлась притоком Барды, а сама она, долгожданная, протекала "буквально за поворотом". Однако, остатки второго дыхания были на исходе, а следующий поворот казался непреодолимо далеко, и, что где-то здесь течет эта наша река, совсем не верилось. Но вот Борис ломанулся через лес к какой-то луже, презрев буреломник и болотину. По мере продвижения лужа увеличивалась в размерах, но уж совсем не думалось, что она окажется рекой Барда. Ширина ее была около 10 метров, вода беловато-зеленоватого цвета перла с неимоверной скоростью, хотя поверхность была ровной, и перекатом и не пахло.
        Погрелись, пообедали в процессе сборов. Лишь неожиданные порывы ветра да дождь со снегом слегка испортили кайф.
        Вода тащила хорошо, баловала перекатами. Пейзажи то и дело менялись: горы, поросшие мхом и лесом, с выступающим иногда скальником, да болотистые заливные низины. Снег то сыпал хлопьями, то превращался в дождь. Но после суровых погодных условий на первомайские праздники это не особенно тревожило.
        На стоянку встали на обжитом рыбацком месте. Все время съела сушка промоченных вещей. Борис углубился в написание мемуаров. Стоянка уютно расположилась среди елочек - не моросило и не задувало. Дневник удалось пописать уже в сумерках при свете костра.
        Ночью гидробудильник выгнал из палатки. Темень была кромешная, речка слегка выделялась светлой полосой, да светились угольки потухающего костра, за палаткой белел снег. Деревья и кусты в этой темноте напрочь отсутствовали. Палатка почему-то не хотела закрываться - молния расходилась, что тоже удалось выяснять только на ощупь. Во время энной попытки проснулся Борис и посоветовал плюнуть на это грязное дело, и молния вдруг повела себя примерно.
 

9 мая

    Борис проснулся как всегда первым, пытался разбудить меня пописать дневник, на что получил отрицательный ответ. Погода ночью была что надо - порывы ветра сменялись ливнем, после небольшого затишья все начиналось сначала. Ветром приносило странные звуки, трепало тент палатки, дождь стучал по крыше, навеивая мысли о подобном ненастье днем во время перехода. Утром же как раз была полоса затишья, удалось заснуть.
        Очередной подъем под угрозой остывавшей каши и пересоленного какао заставил встать и заняться упаковкой рюкзака. Моя скромная попытка умыться вызвала бурный гнев стихии, разразившейся градом. В связи с этим Борис решил больше не шутить с природой чуть ли не до конца похода. За сборами выяснилось, что мои носки, пропавшие на днях без вести, объявились в сумке с продуктами в молочном пакете.
        Особенностью сегодняшнего сплава были солнце и ветер. Снежок, попорхавший было с утра, прекратился, зато порывы ветра, достигая неимоверной силы и скорости, остужали некоторые части тела не меньше снегопада и мешали гребле.
        Пейзажи радовали глаз своей необычностью. Сосульки под корнями деревьев, мозаика скальника по берегам, принимавшая причудливые очертания, глыбы льда и кучки не растаявшего снега вводили в заблуждение, открывая простор для разыгравшейся фантазии.
        Обед порадовал неожиданной шоколадкой, заначенной Борисом по случаю праздника.
        Появлявшаяся то и дело населенка не давала отвыкнуть от людей.
        Выбор вечерней стоянки вызвал некоторые проблемы: снег-то в лесах еще не растаял. Освободились от зимней шубы только горы да болота, порывы ветра не давали скучать, а впереди по описанию маячила еще одна населенка.
        К шести, однако, с этой проблемой управились, а полвосьмого уже и все лагерные проблемы были решены, включая ужин. Борис захотел спать почему-то по-местному (+2 часа) и, подпалив стельки и подогрев сапоги, ушел в палатку.
        Костер почти что тлел без дополнительной заправки. Единственная звезда, появившаяся на небе, затянулась тучей. Температура - +3°C. Немного побаловали песнями соловьи, поразвлекала ожившая от теплой воды из котелка лягушка, а нерасторопная жаба вырыла себе окоп и замаскировалась сухой прошлогодней травой - кусок грязи да и только.
 

10 мая

        Ночь была не очень холодной, но где-то на стыке спальников все время поддувало, создавая небольшой дискомфорт. Утро, по утверждению капитана, было солнечное и безветренное, стрелка термометра подскочила до +14°C, но прохлада была на +2°C. Говорят, ночью подморозило до -1°C, хотя кисель, замоченный с вечера, не замерз. Мое появление из палатки, видимо, спровоцировало изменение погоды: подул ветер, набежали тучки. Мои попытки умыться были встречены в штыки капитаном - испортишь в конец погоду. Но за умывание расплатились лишь небольшой порцией порхающего снега - сравнительно дешево.
        Уже до обеда было ясно, что погода не угрожает улучшением: переменная облачность, пропархивающий снежок, порывистый ветер.
        Побаловались лицезрением населенки - большого села - со всех сторон. Горы все также радовали "бастионами" да "кирпичными кладками". Полностью заснеженные склоны с небольшими проталинами у деревьев, как в начале пути, уже не попадались. Снег красовался среди деревьев только в виде нечастых заплаток. Горные пейзажи сменялись уже больше глиняными обрывами или обширными сенокосными луговинами.
        Солнце своим теплом в отсутствие ветра баловало нас лишь во время перекуса.
        Внес разнообразие в прибрежные картины высокий берег, напоминающий вполне обжитой цивилизованный с несколькими многолетними лиственницами, растущими в ряд. Это место бывшей когда-то здесь деревни Красоты. Очень небольшое количество останков домов на обширном безлесном холмистом пространстве, деревянная ЛЭП без проводов, несколько рядов деревьев - вот и все что осталось от населенного пункта с часовней по описанию.
        Перед стоянкой удалось заметить несколько домов на высоком берегу в небольшой просвет стены из елей - деревня Березовая Гора. Пошарахались по заливным луговинам в поисках места для стоянки и встали на более-менее цивильном сенокосном лугу рядом с кустарником.
        Несмотря на оптимистичные показания термометра +6°C -+7°C , дубак был ближе к 0°C или даже к минусу. Небо очистилось и перестало пугать черными снеговыми тучами. Хоть костер Борис и распалил жарко, ночь похоже ожидается явно не теплая.
 

11 мая

        Ночь не разочаровала согласно прогнозам. Земля покрылась инеем. На небе вызвездило так, что казалось звезд было больше, чем на карте звездного неба. За время моего кратковременного ночного отсутствия в палатке приключилась неприятная вещь. Мои попытки залезть под спальник не увенчались успехом, так как вакантное его пространство напрочь отсутствовало, стянуть излишки спальника с завладевшего им Бориса не представлялось возможным. В голову лезли разные мысли, когда я, вытянувшись струной, пыталась как можно большую часть тела упихать под жалкие остатки "туристского одеяла". Такие мысли, как, например, сходить поизучать звезды на небе (карта имелась) - все равно не уснуть по холодку, приспособить упаковку от байдарки вместо утраченного спальника. На мое счастье, спустя относительно небольшой промежуток времени, виновник всех этих проблем захотел прогуляться, а уж далее проблема решалась сама собой. Передел спальника свершился.
        Утро было по обычному режиму - солнечное, спокойное, а позднее - ветреное. Подъем был мучительным. Пытаясь всю ночь согреться во всей имеющейся с собой одежде, только к утру почувствовала кайф. Простуда, решившая проявиться в самое ответственное время, конечно же, этому также была виной. Неподалеку от палатки валялся вчерашний чай в виде ледяной ванны по форме днища котелка, по сути, вода с вкраплениями чаинок - последствия сегодняшней ночи. Что интересно - заварка-то не замерзла.
        За время сплава погода нас прямо баловала: несколько капелек дождика вместо обычного снега, теплое весеннее солнце, а холодный ветер, тучки - лишь иногда. Населенка попадалась довольно крупная и значительно чаще. На одном из мостов удалось убедиться, что река, по которой мы сплавляемся, действительно называется Барда. Автобусная остановка на берегу тут же демонстрировала наличие поблизости автомобильной трассы.
Берега все более похоже на своих равнинных собратьев         Горки, хоть и реже, но попадались, почти не балуя скальными выходами. Берега все более походили на своих равнинных собратьев.
        В перекус покапал дождичек, слегка похолодало, что и помешало вздремнуть. Борис за время моего бесполезного лежания успел пописать мемуары.
        Деревни попадались даже отсутствующие на карте и в описании, как довольно процветающие - с автобусным сообщением и автомобильным мостом (большой роскошью для здешних мест, где больше практикуются бродовые переправы), так и порушенные, брошенные относительно недавно, даже вблизи больших сел и транспортных коммуникаций.
        Перекаты хоть и попадались, течение реки уже было едва заметно. Сквозь лесные прибрежные стены все больше просвечивали или поля и косьбовые луга, расположившиеся на высоких холмах, или пастбища - по низинам.
        Вечер выдался теплым. +7°C - это не +2°C. Сегодня днем видела летающих насекомых - похоже дело идет к теплу. Птичек везде видимо-невидимо. Кажется, что шевелится каждая веточка, травинка. Пение, щебетание не прекращалось ни на минуту. Тепло - и для птичек балдеж тоже.
        Надо отметить, что, наивно полагая, мы думали, что стоим достаточно далеко от населенки, да и звуков соответствующих не слышали, как вдруг в вечерней тишине совсем рядом раздался отборный мат, больше никаких звуков цивилизации не последовало. Все это вызвало немалое удивление. Лишь на следующий день выяснилось, что на высоком холме за бугром совсем рядом с нами стояла деревня.
 

12 мая

        Ночь стояла теплая, и спальник, конечно же, был в полном ажуре. Но зато хлестал дождь, и порывистый ветер трепал палатку. Подобное природное явление захватило и утро, и потому подъем был поздний, и по времени вместо завтрака должен быть полноценный обед.
        Наконец прекратившийся дождь оставил после себя на память серое небо со сплошными облаками и лужу под ковриками и спальниками с вытекающими отсюда последствиями. Пришлось слегка подсушиться, тем временем приготовился обед, который решено было съесть через 2-2,5 часа пути.
        Речка мало того, что сильно замедлила свой бег, так еще и стала выписывать такие петли, что за значительный промежуток времени мы переместились по прямой на мизерное расстояние. У села Проносного река, прорезая мягкую почву, понаделала массу русел, размыв берега и понаделав массу полукилометровых пляжей, затопляемых при малейшем повышении уровня воды.
        Общее состояние, благодаря погоде, можно оценить как зябкое, хотя дождя не было и снег нам не угрожал. Пришлось для сугреву даже пробежаться по берегу вдоль реки, пока Борис сплавлялся.
        Горки попадались меньше, зато было множество населенки, заброшенной и довольно плотно заселенной. Лес попадался только "горный", холмы украшали поля. Посему пришлось стоять опять, как и прошлый раз, в "придорожных кустах" - узкой полосе елочек и кустов на краю пастбища.
 

13 мая

        Подъем был мучительным. Ночь была теплая, а под спальником вообще черноморское побережье в бархатный сезон, что еще ко всему пресекало проявление остатков простуды - насморка и кашля.
        То ли поднялась я по первой побудке, то ли с приготовлением завтрака возникли проблемы (как выяснилось потом - с костром), но собралась я еще до засыпки крупы в котел. Короче, удалось еще вздремнуть, хотя капитан, опасаясь, что на очередной подъем потребуется много сил, предлагал массу возможностей занять вакантное время. Да и скучно одному было, видимо.
        Утро стояло пасмурное, снег вроде не предвещало - +7°C. Наши "придорожные кусты" оказались местом уникально диким среди сплошной населенки.
        Перед обедом взгляд разве что привлекла беспризорная поленница на берегу вдали от деревни. Населенка по берегам казалась безжизненной. Но поразили красивейшие пейзажи: вот они Уральские горы во всей красе, кое-где над елками живописно пристроились облачка, прикидываясь дымком от костра. Перекус решили затеять сразу же после впадения нашей реки в Сылву, восполнив в возникшем на берегу крупном для здешних мест населенном пункте запасы выпечки и сладкого в виде белого шоколада.
        Обедали на заливном, хоть и высоком, берегу, явно мало приспособленном для разведения костра. Лиственные деревья, кусты, пропитанные влагой, не горели вообще, поиски бересты ни к чему не привели. Спасла положение прошлогодняя полынь, растущая неподалеку на лугу. Дождик дождался начала приема нами пищи и заморосил, не прекратив своего грязного дела до конца дня, благо график нашего движения большой напряженностью на сегодня не отличался.
        Широченная Сылва умудрилась баловать нас перекатами, неся свои воды достаточно стремительно, несмотря на свою внешнюю солидность.
        Место стоянки присмотрели в аккурат у подножья гор, в ложбинке с елочками, защищенной с трех сторон от ветра, а иногда и дождя. До воды, правда, далековато, но до места нашей остановки простиралась луговина, просматриваемая из деревни, а далее горы начинались прямо у воды. Как говориться - не до жиру. Дождь все лил, затихая лишь на время, подсушить коврики и часть вещей возле жаркого костра все же удалось. Темнеть по пасмурной погоде, да еще в лощине, окруженной лесом и горами, начало рано, но пейзаж какого-то городка, живописно расположившегося среди гор, долго радовал глаз. К ночи горы расцветились огнями цивилизации.
 

14 мая

        Утром дождь затих, но поднялись ветер и температура. +13°C - невиданная жара! Стоило позавтракать и начать сборы, как снова пошел дождь. Таким образом, старт состоялся гораздо позднее задуманного. Начальник изругался весь: нарушен задуманный график, хотя вроде и успевали. Отошел он только на воде.
        Пожалуй, самым значительным, после ставших уже привычными пейзажей деревень, поселков и поросших лесом гор, спускающихся к воде, было зрелище величественно возвышающейся скалы - камня Лобач. Поросший лишайниками золотистого и серо-зеленого Величественное зрелище Сылвы - камень Лобачцветов и небольшими редкими кустиками он был необычайно красив. Пристали, сползали, поснимали, пофотографировали: панорама с него обалденная. Сели в байдарку, отчалили, и - началось. Солнце, помаячившее перед черными тучами, скрылось, задул встречный пронизывающий ветер, нагоняющий неслабую волну. Ветер создавал полный эффект движения против течения, и это-то при такой мощной скорости реки. По берегам пошла сплошная населенка, напоминающая один большой город, прерываемый иногда "лысыми" безлесыми горами и прибрежным на наносных в половодье берегах кустарником, обжитом, кстати, метр за метром рыбаками. Оказалось, что местные рыболовы не плохо себя чувствовали и у подножья гор, и поэтому место для перекуса пришлось еще поискать. Обедали в грязи, нанесенной весенней водой, у самых гор, при первом взгляде вовсе не казавшихся солидным препятствием, но попытки взобраться заставили почувствовать реальную крутизну тут же. Между тем, перекусив по ветерку и холодку, вышли. Опять сильный встречный ветер на реке.
        Горя Кленовая. Хороша горка! Не зря ее рекламируют в проспектах для плановых групп. Это конусообразная высокая гора, поросшая лесом, стоящая где-то с краю сплошной горной стенки, тянущейся вдоль реки. Надо сказать, что ее обособленность отчасти и выделяет эту гору и позволяет царить над жалкими холмами, теснившимися возле, с расположенной на них деревней.
        При очередном приближении к железной дороге наблюдали живописное прохождение поезда в горах. Состав продвигался, прорезая склон по дуге окружности, расположенной на середине общей высоты сопки.
        Проплыв Усть-Кишерть, вошли в ущелье между двух горных стенок по обе стороны реки. Обосновались, чуть отплыв от населенки на месте плановой стоянки. Следующий поворот реки, который можно было увидеть от нашего бивака, - заказник, наш завтрашний маршрут. На противоположном берегу уже не раз мелькали таблички-предупреждения о заповедной зоне, на нашем берегу это должно было начаться, судя по описанию, вот как раз с того поворота.
        Местечко вроде ничего, тем более что и выбора особого не было. Но погодка! Тучи, гоняемые по ущелью туда-сюда, периодически поливали дождем и вымочили все, что удалось довезти до стоянки сухим. Температура начала свое движение вниз. Загулял по ущелью и неслабый ветер, тучи заходили косяками, но уже без просветов. Солнце закатилось за гору, и начало темнеть на глазах. Лишь звуки недалекой железки напоминали о завтрашней предстоящей дороге домой.
 

15 мая

        Утро было, как обычно, просто замечательным: солнце, легкий ветерок, на небе ни одного облачка. Но так начиналось каждое утро, а заканчивалось уже противоположными погодными явлениями. И, действительно, чистое небо было недолго. Заходили облачка, и чем дальше, тем больше и темнее, ветер стал порывистей, но солнце продолжало светить и даже греть.
        Пока готовился обед (сразу после завтрака) на случай проблем в заказнике с дровами и костром, решено было перетащить вещи и байду на солнышко и хоть сколько-то просушить после многодневной сырости.
        Выход на воду состоялся против обыкновения также по солнечной погоде. Карта, обещавшая на повороте заказник по правому берегу, оказалась права. Табличка с условными обозначениями запрета костров и палаток не заставила себя ждать. Надо сказать, что местным рыбакам подобные запреты были не в указ.
        На фоне стены леса, расположенного по горному склону, почти у самых вершин гор по правому берегу стали живописно появляться скальники самых причудливых форм. По описанию каждый из таких камней имел свое название. Но то ли пропустили в еловой зелени какой, то ли безымянный приняли за именной - короче, вышла какая-то путаница. Да и других впечатлений хватало, учитывая ко всему прочему большую скорость реки. Железка становилась все ближе к реке. Справа открылась усадьба заказника по описанию, на деле напоминающая дачи, а местами и вообще дом отдыха.
        О месте нахождения Чикалей, нашей посадочной платформы, получили от рыбака не совсем разборчивый ответ. Одно было ясно, что идти нам до нее и идти.
        И, наконец, по левому берегу открылась населенка, а по правому великолепная скальная вертикальная плита, не прикрытая против обыкновения сверху донизу зеленью. У ее подножья пестрел солидный по своим размерам лагерь скалолазов - сборы у них что ли? А присмотревшись, можно было различить ползающих по скальным выступам детей, свисающие страховочные веревки. Дачные хибары по левому берегу сменили пристанционные постройки и добротные деревенские дома.
        После небольшой разведки доплыли до заброшенного дома, расположенного как раз напротив платформы, занялись сушкой вещей и сборами. Тучи ходили черные, но небо не затягивали, а ветер задувал время от времени сильными порывами, не давая расслабляться. Вещички удобно развесили на заборе и расположили на находящемся тут же бревенчатом настиле, чем ужасно порадовали пауков, жуков и прочую тварь, выползшую под вещи погреться. Приятно было заметить, что наш костер был отнюдь не первым, как в заказнике, так и здесь на станции, на месте нашей теперешней стоянки. В процессе перекуса решено было сэкономить пару пряников на поезд, а остальные полтора пряника, поделив по-братски, съесть. Аппетит разыгрался, и в ход пошел и черный хлеб с сахарным песочком.
        Вернувшись к делам земным, выяснилось, что исчезла недавно бывшая в поле зрения варежка от топора, которая как раз была необходима для приведения в божеский вид просохшей клеенки из-под палатки. Поиски ее между бревнами, под вещами, в радиусе раздувания ветром не только ни к чему не привели, но и вообще вызвали сомнение в ее существовании в данный момент на этом берегу. Но посещение места выгрузки внесло ясность во все сомнения. Варежка была там.
        Борис собирался как-то вяло, к тому же искал и мне бесполезные занятия, всячески тормозя процесс сборки.
        Кстати, за это время произошло уникальное за поход событие. Борис изъявил желание умыться и тут же осуществил его, не испугавших возможных природных катаклизмов, могущих последовать за этим по старой доброй традиции этого похода. Впервые за поход!
        Когда выяснилось, что до "вечерней лошади" осталось всего ничего, движения у Бориса значительно ускорились, появилась некоторая нервозность в голосе. Вскоре, когда весь багаж стал представлять два рюкзака, мы двинулись к платформе.
        В результате расспросов полуглухой бабушки выяснили, что электричка будет без двадцати. Старушка, как бы оправдываясь, сетовала на неисправность слухового аппарата, которая ей выливалась, почитай, в полпенсии. "Жду, вот, когда пенсию дадут", - добавила она.
        Наша посадка в электричку не осталась незамеченной для двух контролеров, которые сразу же потребовали билеты, а затем выписали штрафную квитанцию и больше уже нас не тревожили. Молодой железнодорожник поинтересовался, правда, по поводу прохладных весенних ночей.
        За окном открывались пейзажи Кунгура, Сылвы и впадающих в нее рек, не давая скучать. Ближе к Перми вагон заполнился дачниками-садоводами с многочисленным скарбом. Некоторые остановки поражали неразобранными руинами отживших свое домов и помойками, до которых никому не было дела.
        Несколько остановок было в самой Перми. Удивляли овраги, плотно заполненные садовыми участками с постройками, а по краю этих природных провалов на высоком месте контрастом стояли многоэтажки.
        По мере уменьшения садов и частного сектора и преобладания атрибутов большого города электричка мчала нас к своей конечной остановке.
        Выгрузку из нашего электрожелезнодорожного транспорта, конечно же, по закону подлости пришлось производить на втором пути. Это же еще и через тоннель надо тащиться с нашим-то багажом! Садоводческий народ, спешащий по домам, ломанулся прямо через пути, наплевав на манипуляции диспетчеров составами - авось, проскочим. Самое лучшее для нас осталось слиться с этой усталой толпой с корзинками и картонными коробками из-под рассады. Что мы и сделали.
        Поскольку до реализации моих естественных надобностей по моим расчетам оставалось всего ничего, кинули рюкзаки в одном из кассовых залов в закутке рядом с уже неработающим из-за позднего времени ларьком по ремонту часов, как потом выяснилось, очень удачно. Оказывается, в этом кассовом зале располагался вход в зал ожидания повышенной комфортности, и милиция отслеживала бомжей для ликвидации их присутствия возле этой элитной конторы. Хотя мы и сами были едва приличнее этой праздно шатающейся публики из-за загорелых лиц и не внушающих доверия из-за костровой сажи рук, но цивильная одежда и байда с рюкзаком придавали нам другой статус в глазах стражей порядка, а наша некоторая удаленность от комфортного зала вполне их устривала.
        Здесь, на вокзале в Перми, удалось убедиться, что понятие бомж не к каждому плохо одетому и небритому человеку применимо. Приглядевшись к вокзальной суете, можно было убедиться, что масса пассажиров из уральской глубинки, сутками ожидающая поездов, отправляющихся все реже с каждым годом, вполне может подойти по виду под эту категорию. В более дешевый зал их тоже не пустят, сославшись на их внешний вид. И располагаются такие пассажиры где придется: кто-то на ступеньках примостился со своими немыслимыми котомками (в деревнях-то с деньгами плохо, вот и пользуют, что осталось с незапамятных времен), дремлет, а кто-то в уголочке примостился, чтобы меньше попадаться на глаза подпившим бродягам, могущим и в глаз дать, осмелев от водки, и позаимствовать, как средство для выпивки, нищенский багаж. А заступится ли милиция за нищего пассажира?
        Все же контингент бродяжек, нищих, ищущих халявной выпивки, побирающихся и подворовывающих с этой же целью и в прошлые годы отличал вокзал Перми своим количеством.
        Стоило нам расположиться поесть, как этот халявный народец зашнырял поблизости, прося то одно, то другое, или привлекал внимание предложением какой-либо мелочевки типа часов. Учитывая наглость и бесцеремонность этого сословия, оставалось только отказываться от любых контактов и бдить за вещами. Одно радовало, что два здоровенных мешка не упереть незаметно - слабо.
        Зальчик же со стоячими местами (сообщающийся с тоннелем), пользуемый ранее нами для ожидания поезда, на этот раз для этой цели оказался совершенно не пригоден из-за отсутствия электричества и из-за терпкого запаха мочи. К тому же, по углам, как тараканы, ошивались подозрительные личности.
        На наше счастье, поезд домой пришлось ожидать всего 3 часа после прибытия электрички в этом пестром обществе, но насмотреться удалось всяконького, даже в зоне зала повышенной комфортности. Надо сказать, что здешние бомжи - это отнюдь не обиженные судьбой доходяги. Добавив себе крутости вином, не прочь были и попинать наиболее слабых и безответных пассажиров, подремывающих в ожидании своего поезда.
        Но вот, ура, на табло зажглось сообщение о нашем поезде и номере платформы. Вперед! Места достались конечно же верхние боковые. С горем пополам с Борисом упихали рюкзак на 3-ю полку. Мужчин почему-то не оказалось поблизости. Тетка еще что-то завыделывалась со второй полки, не дав нам переложить одеяла. Ну, и ладно, запихнули багаж над ней. Байда еще торчала в проходе, когда проводник пошла собирать билеты. Увидев такой багаж, удивилась и потребовала объяснений. При загрузке-то она ничего подобного не заметила. Ответ "байдарка" вроде бы ее удовлетворил. Но делая очередной обход, выцепила взглядом и наш второй багаж на 3-й полке. "А это что?" - допытывалась проводник, указывая на рюкзак. Видимо, и его она увидела впервые. Байду к тому времени удалось уже водрузить наверх в другом купе.
        Борис тихим, едва слышным шепотом попросил разбудить его в случае громкого храпа. На мои эмоции о ширине проезжаемой Камы он попросил не мешать ему спать, а у меня начались полуночные бдения - обычное дело в поезде. Заодно удалось убедиться, что женское купе по мощи храпа могло потягаться с любым мужчиной. Когда пошел самый сон, возник Борис с вопросом, буду ли я умываться, минут через 10 стала доставать проводница. Короче, за окном мелькал Нововятск, и нужно было готовить багаж на вынос.
        Кировская "прохлада" была покруче уральской, в чем нам удалось убедиться, едва покинули вагон. Троллейбус шестерка помахал нам ручкой, когда мы еще находились на платформе, домой нас доставила привычная тройка.
        Все. Поход окончен. Дома дубак без отопления, но к сожалению уже повседневный, а не походный.
 

Катя