По Белой на байдарках 1996.

Прислал: Алексей Лапин

Последние три года наша группа путешествовала по северу.

В 1993 году большой поход был в Южную Карелию. Эти места порадовали нас мягкой погодой и теплой водой.

В 1994 году мы отправились в Архангельскую область. Вода в Кенозере была очень холодной.

В 1995 году мы вообще забрались в Заполярье. Реки и озера Кольского полуострова весьма студены, климат тоже суров.

А во время майского похода 1995 года вообще выпал снег.

После всех этих приключений народу захотелось погреться на южном солнышке. Рассказы о прелестях волжской дельты "подогревали" страсти, и вот посыпались идеи : Медведица, Хопер, Ворона. В конце концов выбор пал на башкирскую реку Белую. Мягкий климат Южного Урала, горы, пещеры и башкирский мед сделали свое дело. Я пишу эти строки 25 июля. Наш поход в самом разгаре. Мы не ошиблись в своем выборе.

р. Белая ( Агидель ) 1996 г.

НАШИ ЭКИПАЖИ :

1. Таймень-3 "ИМАНДРА"

Лосицкие : Таня, Володя, Альма, Саша ( Шарапов ).

2. Таймень-3 "НЛО"

Саша К, Володя Парамошин, Андрей.

3. Таймень-2 "КИРЖАЧ"

Лиза и Илья Литвак.

4. Таймень-2 "УНДОША"

Света и Леша.

5. Таймень-2 "АГИДЕЛЬ"

Женя и Витя.

6. Таймень-2

Володя и Денис Хренковы.

Интересная это штука - поясное время, сев в поезд Москва - - Магнитогорск в понедельник днем, ехали до вечера, потом весь вторник. Прибытие в Белорецк в среду в 0.20. по московскому времени. Местное время 2.20. - глубокая и глухая ночь. Вскре после того, как мы утвердились на вокзальной площади "поймали" микроавтобус. Он быстро довез нас до моста через Белую. За всей этой суетой, переведя часы на уфимское время незаметно для себя дожили до рассвета. Укороченная поездом ночь для нас как бы пропала, чудесным образом вторник перешел в среду в момент выхода из поезда.

Долгая среда вместила в себя заброску с вокзала на реку, сборку судов, ходовой день (33 км.) и начало нашего со Светой дежурства. Наконец стемнело и мы пошли спать.

18 июля. 22.15. Здесь и далее ВРЕМЯ УФИМСКОЕ.

Стоянка на правом берегу в 33 км. от старта.

Кончилось наше хлопотливое дежурство. Утром погода была теплая но пасмурная, к концу завтрака, впрочем, стало солнечно и жарко. Маршрут у нас замечательный. Подмосковный пейзаж вдруг сменяется скальными стенами, короткие плесы, быстринами и щебнистыми перекатами. При отличной погоде дошли до деревни Серменево. В этой деревне есть магазины, кафе, почта, автопредприятие. Нас конечно же интересовали магазины. Выполнить заветную мечту Жени - купить зеркальце не удалось. "Товары повседневного спроса" закрыты на "разборку товара". Универсам торгует не только хлебом и консервами но и книгами и одеждой. Есть запчасти к мотоциклам, а так же красивая продавщица - башкирка. Купили 6 кирпичей серого хлеба и арбуз. На берегу у деревни устроили перекус.

Естественные препятствия стали более сложными и протяженными. Наша "Ундоша" часто шла второй, сразу после Хренковых и обернувшись назад можно было увидеть длинную "змейку" идущих или севших на мель байдарок. В одном месте мы отстали. Четыре байдарки, шедшие впереди сели на мели на очередном перекате, на самых разных его участках и их обломки послужили нам ориентирами тех мест, куда не надо соваться. В тот раз нам повезло. В другом месте Володя Хр. пошел в левую протоку, разделившейся реки. Сразу же он сел на мель и стал пятится назад. Мы пошли правой протокой. Счастливо обогнули большие камни, развернулись налево на 90 градусов и вошли в треугольник слива. Там где встречаются протоки, обогнувшие остров на мель мы все таки сели. В этом месте глубины не позволяющие пройти байдарке сменяются такими, где и стоять то нельзя, но немного везения и ловкости в ловле норовящей уплыть обуви и "Ундоша" вновь идет вниз по речному плесу. Володе повезло меньше, байдарка столкнула его в омут, он в отместку чуть ее не перевернул.

Потом был еще дождь, потом снова солнце, плесы и перекаты. Встали на стоянку на правом берегу. Женя и Витя покормили нас ужином и арбузом. Сегодня отличный день. После ужина песни под гитару у костра.

19 июля. 15.30.

Облачность переменная, жарко, сухо.

14.50. Встали на перекус на левом берегу. Река кажется стала полноводнее. Сегодня две байдарки получили повреждения. Сейчас Володя Хр. и Саша К. сушат свои суда для заклейки. Хренковы получили пробоину на носу под кильсоном на остром камне при выходе из последнего переката. Володя готовит, что вода льет фонтаном. У Саши Кузнецова пробоина сантиметра полтора.

На берегу здесь сосновый лес, проходит лесная дорога. Все сучья обломаны, с дровами плохо. Фотографировал красивые желтые цветы, собранные в соцветия. Мой "Зенит" позволяет их снимать с расстояния 0,5 м. Два соцветия заняли весь кадр.

21.53. Стоянка на левом берегу где то за Узяном.

Только что пришли на стоянку и поставили лагерь. Пришли усталые. Как только отошли от деревни стали искать стоянку. Это было часов в 6 вечера. Стоянок попадалось мало. Наконец командор продрался у широкого переката через тростник и увидел на берегу обширную выкошенную поляну, и место и ситуация напоминают Кену в 1994 году.

На поляне водятся кровососы :

комары - просто звери;

мошка - мало;

мухи.

Поэтому искупавшись я решил одеться так, что бы меня не грызли. После этого почел за благо не вылезать из палатки и заполнить очередные странички дневника. Сейчас часы пробили десять вечера. Света залечила пораненные ноги йодом и пластырем. Саша К. с ребятами обсуждают количество пройденных сегодня километров. Решили, что после Узяна мы прошли еще километров 10...15. На этих километрах горные склоны и скальные выступы подступили к самым берегам. Скалы слоистые. Пласты камня сильно наклонены и имеют серый цвет.

Незадолго до финиша с нашим экипажем произошло еще одно происшествие. В одном месте река пересекается бродом. Ниже брода нагромождение больших и малых камней, Вода здесь течет сильной струей. "Ундоша" шла первой. Я чисто вошел в треугольник слива у правого берега. В конце треугольника оказалось нагромождение из округлых камней, на эти камни и село наше судно. Посадка получилась крепкая, так как течение в этом месте мощное. Байдарка получила значительный крен на правый борт. Мы после безуспешных попыток снятся с камней и во избежание оверкиля выскочили через левый борт в воду. Я придерживая лодку за корму, посадил Свету на место и отправил одну вниз по течению. Сам же я пошел с веслом тропой правого берега. Вышел на каменистый пляж с которого сел снова в "Ундошу".

Бегая босиком по пляжу, после аварии я нашел очень интересный камень. Весь пористый, синего цвета. Это кусок вулканического стекла. Потом оно попадалось на мелководье вплоть до Бельска. Цвет его от темо - синего до голубого или зеленоватого. Некоторые куски состоят почти из одной пены и шлака, другие совсем без пузырьков. Это очень красивый минерал. Я так долго искал крупный, красивый обломок вулканического стекла, что он стал для меня чем то вроде философского камня. Я так его и не нашел.

Состояние байдарки после вышеописаного происшествия я еще не проверял, хотя вода не прибывала. Про это напишу потом.

Описание места :

Ориентир - брод. За бродом сразу перекат с крупными камнями, за ним поворот направо. Перед проходом требуется осмотр. У левого берега мелкокаменный перекат с малым слоем воды. Байдарка не проходит Ближе к правому берегу он переходит в перекат крупно - каменный. В нем четко виден большой входной треугольник. В нижней части треугольника груда на вершине которой три больших камня (на которые и села "Ундоша"). Левее проход свободен, по крайней мере на столько, на сколько это было видно от места нашей посадки на мель.

Прохождение :

Под левым берегом с неизбежной посадкой на мель или под правым очень аккуратно с риском кильнутся или повредить байдарку.

20 июля. 21.54.

Там же, утро жаркое, днем дождь, гроза, затем снова жара. Дневка.

Встали поздно, позавтракали и пошли в составе : Саша К, Шарапов, Володя П. и Леша как мы думали вниз по реке, смотреть грот, который мы прошли вчера. Через километр прошли стоянку группы на плотах, потом через лес по бережку, через поле подсолнухов, мимо Иван-чая, снова по лесу вышли на покос и попали вновь к той же стоянке. Решили, что нас шайтан закружил. На втором круге решили быть умнее : прошли снова через лес по бережку, через поле подсолнухов, мимо Иван-чая, оттуда свернули сразу же к реке, пошли дальше не отходя от берега и вышли к своему собственному лагерю. Оказалось, что это был участок реки выше, а не ниже нашего лагеря. В третий раз я пошел один. Вниз по реке шел прямо вдоль берега, метров через 300 встретил двух мужиков из той самой группы, остальные 200 метров прошел разговаривая с ними. В лагере мне рассказали, что группа из Набережных Челнов (Татарстан) и подарили ксерокс карты местности, (в 1 см. 10 км.) со своим автографом. после этого я благополучно вернулся в лагерь и пошел на реку собирать куски вулканического стекла, в чем и преуспел. Потом была гроза и два Саши клеили свои суда под общим тентом, а Лиза и Илья накрывшись полиэтиленом.

На моей "Ундоше" нашлась маленькая дырочка под основанием мачты, задир протектора и потертость от перекладины кильсона.

Сейчас дежурные готовят блины. Володя печет, Денис командует маслом, а Саша К. помогает советами.

21 июня. 23.31.

Стоянка на правом берегу напротив "Ковша".

Проснулись поздно, по тенту стучит дождь. Дежурные готовят завтрак довольно вяло - непогода. После обеда медленно собрались. В момент выхода проглянуло солнышко, а через час о дождливом дне все забыли.

Прошли деревню Кагарманово на левом берегу. После этого шли еще 3 часа, ожидая появления ЛЭП, обозначенной на карте. К 20.00. подошли к этому замечательному месту.

Справившись с перекатом, поднимаешь глаза и тебе открывается огромный утес в виде арки, он сложен из черного камня с белыми прожилками и обрывается прямо в реку. Река в этом месте делает крутой поворот налево. У подножия утеса узкая естественная пристань того же камня. На вершине растет еловый лес. С воды и стоянки утес напоминает перевернутый ковш с короткой ручкой справа. "Ковш" надо обязательно заснять.

Сейчас горит "таежник", собирается гроза.

22 июля. 21.10.

Стоянка 2 - 3 км. ниже Каги. Левый берег реки.

Сегодня поднялись раньше обычного, так как Саша К. и Володя П. приготовили завтрак и разогнали тучи супероперативно. Переменная облачность весь день радовала глаз и душу. Прошли наконец ЛЭП и сделали перекус на каменистом пляже на правом берегу Белой. Отличная погода и прекрасное купание еще больше подняли настроение, через несколько километров в этом настроении и прибыли в село Кага. Село растянулось вдоль речки Кага впадающей в Белую. Над Кагой на высотке царит красное здание церкви, впрочем сильно поврежденное в 20 веке. Дома бегут вверх вдоль речки. Главная площадь расположена в самом верхнем конце села, где через речку имеется мост. На главной площади находятся 6 магазинов, государственных, кооперативных и коммерческих, отделение связи, правление колхоза и сельсовет. Над сельсоветом кроме российского еще и сине - бело - зеленый башкирский флаг. Купили хлеб серый (15 кирпичей), а так же много нужных мелочей и сувениров. Мне досталась книга Чарльза Майера "Как я ловил диких зверей" и авторучка. С почты отослали несколько телеграмм. Таня позвонила Оле, в Москве холодно и дождливо. На обратном пути я спросил у мужика с пустой бутылкой из под "Пепси", нельзя ли где нибудь купить молока. Он сказал, что с молоком плохо, зато тут же предложил нам сало. Пошли к нему во двор и выбрали шмат копченого сала килограмма на полтора. Заплатили ему 20 тысяч и поговорили за жизнь. На улице напились воды из колонки и пошли дальше. Шарапов спросил у проходящей бабульки, нет ли молочка, она сначала ответила, что нет, но когда узнала нашу цену - 3 тыс. за литр согласилась продать. Мы зашли к ней во двор. Бабулька вынесла нам трехлитровую банну молока. Во дворе у нее множество циплят, куры, котята. Купили еще и 2 десятка яиц за 15 тысяч рублей. Вышли к Белой выпили молоко с одним кирпичем свежего хлеба. Отправились и около 18 часов встали на этой стоянке. Здесь сосновые посадки большая поляна и галечный пляж ниже по реке. Прошел небольшой дождик. Скоро ужин.

23 июля. 11.05.

Погода теплая, безветрие. Дневка. Планируется выход в горы.

17.05. Стоянка.

Наша молодежная группа форсировала Белую и стала карабкаться на скалу. Склон каменистый, крутой. На нем растут ягоды, напоминающие иргу или боярышник. По вкусу они так себе. Постепенно скала перешла в лесистый склон. вскоре мы оказались на вершине. За вершиной проходит просека большой ЛЭП. Под ЛЭП растут малина, клубника и еще какая-то непонятная ягода, красного цвета с большой круглой косточкой. Листочки длинные, как у облепихи. Запах очень приятный. Особо смелые съели по ягоде. Вкус тоже очень приятный. По просеке спустились к ручью и по дороге вернулись в лагерь. Масса впечатлений и отличный аппетит.

24 июля. Вечер.

Сегодня наше дежурство, обычный ходовой день. Перекус на галечном пляже на правом берегу у скалы "Пещера". Дрова только привозные. Народам были предложены : рыба, ветчина, сливочное масло с местным хлебом, а так же чай с конфетами и сухарями. Получилось очень питательно.

Во второй половине дня я немного устал и поэтому наша "Ундоша" пару раз чуть не села на мель бортом. Под вечер обогнали ПСН с вяло гребущим экипажем. Встали на стоянку в 1 км. ниже пчельника. (41 км. по лоции.)

Быстро поставили палатку и сварили ужин : суп, гречка с мясом, сало, чай с халвой.

Володя Парамошин, Саша К, Таня и Саша Шараповы так наелись, что решили встать пораньше и влезть на гору на противоположном берегу, так что бы вернутся к завтраку. С тем и легли спать.

25 июля. 8.15.

Проснулся без пяти восемь от будильника, идет дождь. Света говорит, что наши "Альпинисты" ушли до дождя. Загораем в палатке.

9.40. Вернулись мокрые альпинисты. Сфотографировал их на танин "Кодак" и пошел готовить завтрак.

11.30. Накормили народ до отвала и сдали дежурство Жене и Вите. Дождь все сеет через свое сито. Невысокие горы вокруг окутаны клубами облаков. Небо серое как газетная бумага и такое же скучное. Похоже сегодня с места не сдвинемся.

23.00. Так и есть. Вечером к нам в долину спустились облака. Стемнело. Мы поем песни. Вот их список:

( Знаком * обозначены песни, петые без гитары. )

- Милая моя;

- Песня про блины *;

- Пуговицы в ряд;

- Серенада трубадура (из Бременских Музыкантов);

- Среди миров, в мерцании светил;

- Над Канадой;

- Неуклюжий медвежонок *;

- Куклы (Макаревича) *;

- Город (Горы высокие, горы далекие) *;

- А искры вылетают из топки паровоза;

- Под небом голубым есть город золотой *.

26 июля. 22.05.

Стоянка на правом берегу между

Старо-Мунасипово и Тимирово.

Сегодня утром развеялись остатки тумана и стало тепло, потом жарко. Вышли поздно. Примерно в 16 часов пошел дождь, стало холодно. Черная туча пронеслась над нами и снова стало тепло и ласково. Остановились в селе Байназарово, там несколько магазинов, почта. Наше заветное желание - купить хлеб, выполнить не удалось. В сенокос пекарня работает нерегулярно. Зато я узнал, что красивое ущелье выше села называется Мельница, так как там была водяная мельница. Гора, главенствующая над окрестностями, горой Поджаренного. В старые времена башкирские племена воевали между собой и на этой горе заживо сожгли пленного воина.

После отхода устроили перекус на левом берегу. Потом в одной из деревень фотографировали мечеть Потом зашли в деревню Старо - Мунасипово, там тоже нет хлеба. В 20.40 встали на этой стоянке.

Красивое место : внизу плещет перекат, на противоположном берегу - покос, а на стоянке маленький выкошенный лужок.

27 июля 21.39.

Очередная стоянка.

Сегодня, как только вышли, мы со Светой сели на хорошую пару камней, обтекаемую мощной струей. "Ундоша" сразу и быстро стала погружаться.Выбросились на каменистый пляж, зашили и проклеили дыру сантиметров в 30. После отплытия оказалось, что мы все равно сильно течем. До перекуса Света черпалась, я - греб. На перекусе заклеили еще одну дыру сантиметров в 10. Теперь надо проклеить их изнутри а так же устранить еще одну течь, полученную где - то на переходе.

Сегодня в Старо-Субхангулово мы наконец купили хлеб. 30 кирпичей по 2400 рублей и пряники, больше 2-х килограмм. Сегодня был большой ходовой день, встали в 20.55.

28 июля 21.17.

Стоянка на правом берегу

10 км. выше д. Акбулатово.

Сейчас ужин, съели последние сало и халву. За столиком под тентом Денис всем рассказывает, сколько бы он сейчас еще съел. Добрые друзья сразу же проявили фантазию, что в этом случае ему надо грести сразу двумя веслами, а к концу похода он будет в байдарке занимать два отсека.

Ну хватит о еде. Сегодня вышли после 12 и за 2,5 часа дошли до пещеры Миндегуловской. Вход в нее прямо с воды у правого берега.

Залезли в пещеру, она не слишком длинная. Стены, пол, потолок покрыты слоем глины. Пещера метрах в 20 от входа делится на два коридора. Пошли в левый, вскоре он пошел резко вверх. Пролезли немного и уперлись в тупик. Направо есть еще одно ответвление, поднявшись круто вверх метра 2, уперлись в сужение, через которое нельзя пролезть. Левый коридор быстро превращается в вертикальный лаз. Вылезли конечно все в глине.

До этого я не бывал в пещерах (кроме Киево - Печерской лавры). Впечатление незабываемое. После перекуса прошли еще километров 25.

Прошел небольшой дождь. Отличная поляна, прекрасный подход к воде, дрова, глубокий плес и перекат. Есть горная вишня.

Вечереет, поют в траве цикады.

29 июля 12.26.

Радиалка в надежде дойти до Каповой пещеры.

13.23. За этот час встретили пастуха у его домика, он сказал нам, что до Абулатово 3 км, до пещеры 8 км. и два брода. Сейчас я прошел второй брод, народ тоже выбирается на сушу. Кстати сегодня идут :

Саша и Володя Лосицкие, Саша К, Володя Парамошин и Я. (Леша). Сегодня отличная погода для пешего хода. Нежарко, безветренно, сухо.

18.50. У родника на берегу Белой. Идем обратно с победой. Перекус.

22.15. Теперь все по порядку. В 15.44. дошли до кордона заповедника, прошли через лесок и подошли к домику, в котором в прошлый раз ночевала наша группа. Теперь там музей природы. Договорились с гидом - Володей, что он пустит нас не только на первый этаж Каповой пещеры, где идут экскурсии но и на второй, куда пускают только специалистов.

Володя подвел нас к входу в пещеру - огромной арке из которой вытекает речка. Из пещеры повеяло холодом. Метров через 50 прошли дверь в железной решетке и подошли к лестнице, ведущей на второй этаж. После этого гид - Володя выяснив, что мы не заблудимся нас оставил.

Поднялись по нескольким железным трапам и попали в обширный тоннель, идущий немного вверх. Пошли по этому тоннелю, цепляясь за камни и скользя по глине. Постепенно обвыкнувшись со своим положением я стал замечать окружающее. Камень стен со светлыми прожилками. Через некоторое время вошли в зал, где на стене имеются рисунки древнего человека. Им 15 тысяч лет. Я лично видел барана, мамонта, лошадь. Из этого зала ведет на верх еще один трап. Прошли еще некоторое расстояние и подошли к луже с холодной водой. По левой стороне лежат на дне камни, так, что бы по ним можно было идти держась левой рукой за стену. Камни лежат в воде и ноги все равно промокли. Перейдя первым через лужу я примостил фотоаппарат на камне и открыл затвор. Посветили фонариками около полминуты.

На этом кадре кроме фонарей получился отблеск света от воды

и какие то тени стен и кажется даже людей. Еще есть купленные

в музее природы отличные фотографии Каповой, а еще там со

вспышкой снимала Света. Прошли еще сколько-то, дошли до очень низкого прохода. В этом месте повернув направо можно дойти до подземной реки через " P < фонаря. свете в видно не совсем ее спокойна, и замутнена озере вода пока Действительно, воды. него из попил Я озеро. подземное знаменитое впереди увидел я время некоторое через еще вода. зажурчала ногами Под вниз. немого пошла Пещера рост. полный идти можно стало снова 2 - 1,5 метра налево поползли Мы шкуродер?.>

Потом мы выключили фонари, сели на камни и затихли на несколько минут "послушать голос пещеры"...

На обратном пути нас встретил Володя. Он провел нас еще и по двум залам первого этажа. Один из них называется залом знаков, это от того, что в нем на стенах рисунки древних людей - магические знаки. Входя в этот зал надо пригнувшись пройти под широкой аркой, эта арка совпадает с климатическим барьером. За ней всегда постоянная температура. Пол в зале знаков ровный, потолок сводчатый, в середине с него свешивается большой сталактит.

Второй зал - зал Хаоса. У него на полу хаос камней, а в дальнем конце тоже рисунок древних людей. На этом рисунке сверху мамонт, ниже непонятная вещь похожая на корзину, а в низу лошадь. Этот рисунок открыт самым первым и по фамилии первооткрывателя называется Рюминскими лошадками.

Вышли из пещеры. Солнце, тепло. Сфотографироваровались все грязные. Вышли наружу. Зашли в музей природы. Там маленькая но приличная экспозиция. Милая женщина - экскурсовод рассказала нам о бортневом пчеловодстве, окрестной природе, наводнении 1990 года, потом рассказала нам о тех местах, где нам еще идти, показала находки сделанные в пещере. Это обломанные сталактиты и даже железный топор, настолько древний, что на нем наросла порода как на сталактите. У экскурсовода мы купили лоцию Агидели, вымпел "Башкирия" и открытки с видами пещеры, Рюминских лошадок и реки Белой.

После этого быстро пошли в лагерь и около 21 часа были дома. Здесь нас ждал компот. Сейчас пекутся блины.

К нам в лагерь приехал наш знакомый пастух. Я с ним долго беседовал зажизнь. Он мне рассказал про свою жизнь, а потом дал покататся на своем жеребце - Орлике. Скучно ему одному пасти совхозных телят.

Вот такой день !

30 июля 14.50.

У Каповой пещеры. Жара, облачность переменная.

Все ушли в пещеру.

Сейчас вся наша группа кроме меня, командора и Альмы ушла в пещеру, вернутся скорее всего не раньше 17 часов.

Я законспектировал экскурсию по музею природы :

Только в Башкирии сохранилось бортничество - лесное пчеловодство. Диким пчелам готовят борть - что-то типа скворечника, весящего на высоком дереве. Остальное делает природа. В штате заповедника 12 бортников, кстати наш знакомый пастух один из них. В этом году он снарядил 25 бортей. Этому ремеслу он учился самостоятельно.

Капова пещера имеет более 2 км. разведанных ходов. Расположена в двух этажах. Первый этап, по которому проводятся экскурсии содержит :

Главную галерею;

Портик;

Зал Знаков;

Зал Хаоса; Во втором этаже находится много залов и ходов. Там есть Радужный зал, где в своде в виде радуги расположены выходы разноцветных минералов Пещера промыта речкой Подземный Шульган. Шульган стекает в карстовую воронку за несколько километров от пещеры и вновь выходит на поверхность в главной галерее пещеры. Почти сразу после этого впадает в Белую.

В пещере обнаружено более 40 рисунков человека эпохи неолита, поэтому Капова пещера занесена в список мирового наследия ЮНЕСКО. В кулуарах пещеры сохранились сталактиты в виде сосулек. На одном квадратном метре до 270 штук. Многие из них варварски отбиты посетителями. В 1983 году знаменитые лошадки были расчищены в последний раз. Сейчас они опять затекают кальцитом. Несколько лет назад в пещере была сделана уникальная находка, лесник заповедника нашел в нише небольшую чашечку с охрой. Она простояла там 15 тысяч лет. Это самое древнее керамическое изделие на земле. Сейчас она в Эрмитаже.

Зимой в пещере сухо и очень красиво. В главной галерее выростает лес сталактитов.

Название Каповой пещеры произошло по одной из версий потому, что там всегда слышна капель, по другой версии, потому что там испокон века было капище.

Во время междоусобных войн в пещере прятались все жители селения со своим скарбом, детьми и животными.

В заповеднике водится Водяной Воробей (Оляпка), медведи, лоси, косули и другие животные.

На этом экскурсия заканчивается, экскурсовод предлагает купить открытки и сувениры

Я сижу за деревянным столом около музея природы. Хочу описать начало сего дня.

Во время сплава от нашей стоянки до пещеры мы встретили вчерашнего пастуха. Он чистил рыбу. За 10 тыс. рублей Володя Хренков выторговал у него здоровенного свежепойманного сома. Нашим рыбакам такой и не снился. Света долго сетовала, что вода в Агидели прозрачная, а вот сомов все равно не видно.

Прошли заповедный кордон. На левом берегу из воды вздымаются отвесные скалы, сверху сосновый лес. (Елей здесь не водится.)

В одном месте прямо из воды встает свод грота. Мы загнали "Ундошу" кормой в грот и я сфотографировал Свету. Потом она сняла меня на фоне отвесных скал и воды. Потом подошли еще "Агидель", "НЛО", "Имандра", все пощелкали затворами и снова отправились в путь. Метров через 500 встали на каменном пляже у музея природы, прямо под табличкой "ШУЛЬГАН - ТАШ (КАПОВА). Дальше я уже описал.

В пятом часу вернулись наши спелеологи. Мы отчалили от Каповой пещеры. Идем дальше. Что день грядущий нам готовит.

31 июля. 7.59.

Стоянка. Левый берег. 1 км. ниже Иргизлы.

Нежарко. Командор бьет подъем.

Сегодня подъем ранний. Ходовой день сегодня большой, надо дойти до Голубой речки, а это 48 километров. После завтрака я и Света принимаем дежурство.

1 августа 12.00.

Стоянка у Голубой речки. Правый берег. Погода солнечная. жара.

Сегодня дневка, идем в радиалку вверх по Сакасске. Так по Башкирски называется Голубая речка.

Ручей Сакасска или Голубая речка вытекает из Голубого озера и течет около двух километров по широкой долине, после чего впадает в Белую.

Озеро Голубое совсем маленькое и очень глубокое, от устья Сакасски к нему ведет хорошо набитая тропа. Местность вдоль тропы равнинная, Голубая речка теряется в зарослях справа.

За Голубым озером тропа входит в каньон "Каменный Мешок". Здесь приходится карабкаться по каменным осыпям все круче.

Итак в 12.30. подошли к Голубому озеру.

12.55. Перешли вброд Голубую речку, идем дальше. Поднялись круто вверх по тропе среди серых острых камней. Дальше тропа ненадолго становится пологой и гладкой, но вскоре под ногами вновь застучали камни.

Как говорят старые люди когда-то каменный мешок был закрыт для смертных. За Голубым озером тропу охраняли два огромных и страшных демона. Завидев человека они обрушивали на него камнепады и вдобавок закрывали ущелье воротами. Только ветер свободно гулял между кручами.

Один храбрый батыр решил освободить путь от злых демонов. Он укрепил свой дух омовением в священных водах Голубого озера и вступил в смертный бой с демонами Каменного Мешка. Долго-ли они бились, легенда молчит. Только пронзил батыр сердца демонов своей острой саблей. В тот же миг демоны окаменели. Они и сейчас стоят у западной стены и смотрят на путников идущих по тропе. Ворота окаменели вместе с демонами. Хорошо, что демоны не успели до конца их закрыть. И сейчас, поднимаясь через Каменный Мешок на Кутахское плато надо пройти через полуоткрытые каменные ворота.

Мы тоже подошли к Каменным Воротам. После ворот каньон сужается. На левом (по ходу) склоне виден круглый вход в какую то пещеру. Перед Воротами поворачиваем направо и по неприметной тропе идем по правому склону. Тропа все круче. Проходим пещерку у которой два лаза как две ноздри. В левой ноздре виден свет. Здесь поворот направо, потом крутой подъем и мы на площадке перед Гуровой пещерой. Пещера длиной метров 50. Сухая и высокая. Сечение треугольное, проход очень удобный. Пещера постепенно поднимается все круче и вскоре под ногами появляются каменные чаши - гуры. Дальше они становятся все крупнее. В самой дальней, размером с ванну на дне прозрачная вкусная вода. Гуры есть всего в двух пещерах России. Из-за тесноты верхней части в Гурову пещеру ходили в два приема. Командор исполнял роль гида.

Илья высказал гипотезу, что гуры, весной наполненные водой, вычерпываются к осени туристами своими кружками и фляжками. Эта гипотеза подтверждается наблюдениями, выполненными в предыдущих походах. В июне воды много, в конце июля - начале августа меньше, в середине августа - совсем нет.

16.00. Поднялись еще выше по каньону и добрались до пещеры "Комсомольская". Низкая арка входа на правом (по ходу) склоне. Пройдя по узкой полке на 10-метровой высоте попали к входу в пещеру. Вошли в пещеру и попали в круглый зал. Оттуда идут три хода:

- правый идет вверх и быстро кончается тупиком;

- левый, метров через 40 кончается залом, там есть балкон, а в его глубине за "шкуродером" маленький зал со сталактитами;

- средний проход после "шкуродера" выходит в небольшой зал, оттуда, проползя по еще одному двухметровому "шкуродеру" можно увидеть ход с озером на дне. Этот ход заканчивается сифоном метров через 10.

16.35. Стою над Голубым озером. Здесь на жертвенном дереве я оставил ленточку ткани от рубашки в которой лазил по всем пещерам.

Камни дна на полутораметровой глубине уже не видны. Говорят, что глубина озера 40 метров. Дальний берег - отвесная стена. Андрей попытался по карнизу пройти эту стену но сорвался и упал в воду, наверное демоны Каменного Мешка сбросили его.

17.49. Дошли до лагеря. Искупались. Съели обед. Как хорошо ходить в походы!

19.00. Мне вновь не сидится на месте. Перекинул через плечо верный "Зенит" и пошел вглубь леса прямо от реки. Лес поднимается все круче, какой шайтан меня сюда несет. Карабкаться вверх по уральскому лесу - занятие не для белого человека. Взобрался на вершину, лес. Прошел немного лесом по горизонтали, впереди забрезжил просвет, раздвинув ветки последнего дубка я оказался на краю бездны. Скалы спускаются стометровой стеной к Белой, спокойной и прозрачной. На дне реки виден каждый камень. А на левом берегу лесистый склон вздымается еще выше. Солнце освещает все это великолепие. Ветра нет, тепло, сухо. Присел на замшелый камушек. Кажется эти скалы называются Сундук - Таш. Сделал два кадра и пошел назад тем-же порядком. В лагере Женя поругала меня за то, что я обещал заготовить дров для блинов, а сам ушел непонятно куда на полтора часа.

2 августа. До подъема.

Вчера, когда уже стемнело мы с Шараповым решили сходить на голубое озеро. Взяли фонари и пошли в сторону устья Сакасски. Поминутно спотыкаясь на камнях и в густой траве дошли до перехода через речку. Дальше тропа ровная, уходит вглубь долины Сакасски, через заросли трав в рост человека, пойменный лес. На подходе к озеру потушили свет и замедлили шаг. Полная луна освещает тропу. Стал слышен шум переката на Голубой речке, и вот оно Голубое озеро освещенное лишь звездами. Луна скрыта каменными громадами. Наверное как раз в такой час на берегу озера собирались колдуны и шаманы, делать свои колдовские дела и держать свой шаманский совет.

Луч мощного фонаря, добивающий до вершины каменной стены не может и на метр проникнуть в озерную воду. Сидим в темноте под жертвенным деревом, слушаем ночь, смотрим на озеро, каменный откос. Освещение - лишь свет звезд. В шуме переката чудятся то шаги, то непонятный подземный гул. По силе ощущений наша маленькая прогулка похожа на поход в Капову пещеру.

Но вот пора возвращаться. Идем без света по долине ручья Сакасска. Все чувства обострены, травы пахнут необыкновенно сильно и приятно. Перешагиваем через упавшие деревья, проходим ручей, спускаемся к Белой, по камням переходим Сакасску и вскоре мы в лагере. Здесь все спят, догорает "таежник". Активизируем его вновь и сушимся от росы. В такие минуты хорошо готовить о вечном.

13.06. Выходим в радиалку на Кутахское плато и к пещере Сумган.

13.57. Вновь сидим под жертвенным деревом. Шарапов не нашел на нем своей черной ленты от волос - его жертва принята богами Сакасски.

14.41. Прошли Каменные Ворота, полезли еще в одну пещеру Каменного Мешка. Это пещера с круглым входом, которую мы видели вчера на левом склоне. По правому ходу до конца не дошли. По левому сразу тупик.

14.56. Идем дальше, Ущелье превратилось в небольшой овраг среди берез. Идем по тропе.

15.21. Идем по Кутахскому плато, тропа слабая. Где же Сумган?

15.36. Наша тропа влилась в другую - хорошо протоптанную. Идем направо.

16.00. Дошли до Сумгана! В небольшой ложбинке вдруг увидели знакомые серые камни, спустились на несколько метров по ступеням и увидели бездонный провал, из которого тянет зимним холодом. Впечатляет. На стенах лед. Рядом карстовая воронка, сообщающаяся с Сумганом и маленький ход в какую то пещеру. Туда лазил Шарапов.

Провал Сумгана плохо поддается описанию. Таких слов нет. Дна его не видно.

16.30. Уходим

17.18. Крутой спуск и мы в долине Сакасски. Обратно мы шли по хорошей тропе на которую наткнулись по пути туда.

17.20. Вышли на тропу, ведущую к Голубому озеру около перехода через ручей.

Решили искупатся в Голубом озере. Вчетвером : Саша К, Шарапов, Володя Парамошин и Леша вернулись к озеру. Вода надо сказать студеная.

3 августа. 11.20.

Погода хмурая, утром шел дождь но не холодно.

Сегодня надо пройти немного, километров 20.

16.30. Борт "Ундоши". Пасмурно, легкая морось. После обеда вышли в 16.15. Проходим устье Сакасски. Хорошим ориентиром являются приметные скалы серого цвета ниже устья. Они имеют формы треугольников. Эти скалы имеют четковыраженную слоистую структуру.

20.11. Стоянка на правом берегу где-то в районе ручья Юрман - Тамак. Погода без изменений. После ходового дня встали на этой стоянке. В 19.00 чуть ниже по реке перекат. Над нами красивые скалы с ущельем.

4 августа. 12.35. Там же.

Выходим в радиалку на левый берег, там должно быть красивое ущелье ручья Юрман - Тамак.

13.20. Тропа ведет нас по долине ручья. Ручей состоит почти из одних водопадов. Все они не больше метра, и вот наконец выходим к водопаду более двух метров высотой.

13.58. "Смотровая площадка" над водопадом. Справа от водопада взобрался по почти отвесному склону, пролез через пещерку со "шкуродером" и вот я над водопадом. Дальше ущелье совсем узкое, шум ручья перекрывает доносящийся снизу веселый гам нашей группы.

Чуть выше еще один двухметровый водопад. Красота необыкновенная. Второй водопад обходим по отвесной скале слева. Ущелье сужается. Ручей шумит среди камней. На правом (по ходу) склоне обследовали небольшую, красивую пещеру. Ущелье все уже. На склонах промытые до отрицательного уклона монолиты. В одном месте арка. Дошли почти до начала ущелья. Возвращаемся назад тем же путем. Напротив ручья хорошая стоянка.

Чуть выше Юрман - Тамака на левом берегу большой прямоугольный вход в пещеру. Над водой Агидели это на сорокаметровой высоте. Вход хорошо виден с Белой ниже ручья.

Поднялись в составе : Лиза, Илья, Саша Ш. и Леша в эту пещеру. Она очень красивая. Левый ход быстро кончается тупиком. Правый, большой поднимается все круче вверх. В конце концов общими усилиями преодолели крутой подъем. Дальше опять коридор и уже непроходимая стена. Вернулись. Довольно красивая пещера.

18.00. Вернулись в лагерь. Обед, потом банный день. Завтра в последний раз сядем в байдарки.

Поход кончается!

5 августа. Выход небывало - рано - около 11 утра. Сегодня последний ходовой день. Прошли мимо устья Водопадного ручья.

Около хутора Кузнецовский горы вдруг закончились, их сменили пологие зеленые холмы. Воды Агидели успокоились, глубина возросла до 2 - 3 метров.

Около 14 часов подошли к Сыртланово. Село лежит на правом берегу Белой. Напротив села большой остров. Воды в правой протоке у села очень мало, требуется интенсивная проводка. Остановка автобуса находится в нижней части села. Сели на автобус в 16.00. Следующий в 18.00. Едем до города Мелеуза (чуть больше часа). Вторую половину дня посвятили осмотру города. Городок маленький, тихий, немного похож на Жуковский под Москвой. В центральном книжном магазине купили много хороших и дешовых книг.

Ночь с 5 на 6 августа. Поезд до Уфы.

6 августа. Осмотр Уфы. Посадка на московский поезд.

7 августа. 15.24. по уфмскому времени.

Едем домой. Впечатления укладываются в ровные, красивые штабеля. Мне этот поход очень понравился. Так же хорош, был поход по Ундоше и Кенозеру в 1994 году.

Байдарочный сезон этого года можно считать закрытым. В последние 2 года складывается тенденция, ходить на байдарке только два раза в год, в мае и июле - августе. На мой вкус этого маловато. Водные походы выходного дня мне очень нравятся.

Зато складывается своеобразный "триатлон" Байдарка - лыжы - горы. Что из этого выйдет - покажет время.