ПО СЕВЕРНОМУ УРАЛУ

Прислал: Клуб "Дорога"

Адрес конторы заповедника "Денежкин камень"
Нитка пешей части маршрута
Рекомендуемый вариант подъезда к началу маршрута
Перечень интересных природных и исторических объектов на маршруте
Перечень снаряжения, необходимого на маршруте
Средства, необходимые для организации похода

ОТЧЕТ О ТУРИСТСКОМ СПОРТИВНОМ ПОХОДЕ ПО СЕВЕРНОМУ УРАЛУ,
СОВЕРШЕННОМУ ГРУППОЙ ТУРИСТСКОГО КЛУБА "ДОРОГА" ГОРОДА ЛЫСЬВЫ.

 

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода,
километров

Продолжительность

Срок проведения

общая

ходовых дней

Пешеходный

Вторая

Двести пятьдесят

20 дней

14 дней

7.08.-26.08.98г.

Наш пешеходный маршрут проходил по красивейшим и относительно доступным районам Северного Урала. Северный Урал - типичный таежный район. Прилегающие равнины, долины рек, склоны гор до высоты 650-880 метров покрыты густыми хвойными лесами. Выше располагается подгольцовый пояс: березовое криволесье, угнетенные лиственница, кедр, ель, пихта. Древесная растительность подгольцового пояса перемежается альпийскими лугами и горной тундрой. Еще выше каменные россыпи - курумы и отдельные скалы. Климат Северного Урала суровый. Лето в горах короткое (конец июня - середина августа) и прохладное (10-12° С).

Наиболее высокий хребет Северного Урала - Тэлпозский, здесь находится и высшая вершина Северного Урала (1617 м). С востока вдоль главного водораздела в южной части Северного Урала тянется цепочка коротких высоких горных массивов: Косьвинский Камень (1519 м), Конжаковский Камень (1569 м), Денежкин камень (1492 м). Горы, в основном, имеют плавные округлые формы. На склонах и вершинах многих из них стоят скалы-останцы. Лучшее время для пеших походов - июль-август.

Мы начали маршрут в поселке Баяновка Свердловской области, куда добрались рейсовым автобусом из города Североуральска. Баяновка - большой поселок. Имеется почта, магазины, телеграф. В поселке много машин, при желании можно договориться насчет заброски. От Баяновки на север идет неплохая дорога, которая через несколько километров сливается с дорогой, идущей из поселка Калья. На машине можно проехать до ручья Крив-Сосьвинский (35-40 км). На дороге часто встречаются машины: местные жители ездят заготавливать грибы, ягоды, орехи.

У устья ручья Крив-Сосьвинский находится кордон инспектора заповедника. Поскольку наш путь пролегал по территории заповедника, мы заранее попытались связаться с директором, чтобы получить разрешение на посещение заповедника.

Адрес конторы заповедника "Денежкин камень": 624477, Свердловская область, Североуральский район, пос. Калья; телефон директора заповедника М. Сикерина (343-10) 9-45-70.

Однако, разрешение на посещение заповедника получить практически невозможно, нужно либо намечать маршрут, обходя Денежкин камень стороной, либо прямо на месте договариваться с инспекторами заповедника. Граница заповедника, отмеченная на карте "Денежкин камень", выпущенной в 1992 году Уральским аэрогеодезическим предприятием, не соответствует действительности.

Заповедник образован в 1946 году, на сегодняшний день его территория увеличилась почти вдвое. Истинные границы заповедника: на юге - от Уральского хребта по широтному течению реки Сосьва; на западе - по гребню Уральского хребта через верховья реки Малый Кутим и далее по хребту Хоза-Тумп до истоков реки Малый Ивдель; северная граница проходит по долине между хребтами Хоза-Тумп и Тарынг-Нер; на востоке - по долине вдоль хребта Тарынг-Нер, далее по реке Большая Косьва и Шегультан, затем по просекам через Журавлев Камень и восточнее горы Пихтовый Увал до реки Сосьва.

Договорившись с инспектором, что мы не будем вставать на ночевку в пределах границ заповедника, мы переходим Сосьву и начинаем подъем по просеке. Не доходя до обозначенных на карте построек, можно свернуть на короткую тропу, которая выведет к нежилому поселку Сольва. Раньше здесь базировался поисково-спасательный отряд, с расширением границ заповедника базе Североуральского спасотряда пришлось переехать. Сейчас здесь находится избушка инспектора, куда тот приходит раза три в неделю.

Оставляем в лесу рюкзаки и налегке поднимаемся на "Деньгу". Подъем на Денежкин камень от Сольвы занимает часов пять, поэтому от кордона Крив-Сосьвинский нужно выходить рано утром, если не ночевать в заповеднике. На склонах Денежкиного Камня, в глухом лесу стоят старые деревянные основания геодезических знаков, они являются памятником истории и охраняются законом, о чем свидетельствует табличка на них. Выходим почти на самый верх, но до вершины дойти не хватает времени, необходимо до темноты успеть спуститься и уйти за Сольву. Жаль поворачивать назад, на дойдя до вершины несколько десятков метров!

За Сольвой начинается старая дорога. Трудно представить себе, что здесь когда-то ездили машины. Сейчас дорога заросла редколесьем, местами прямо по колеям текут реки, которые размывают грунт. Очень часто дорога, где на поверхность выходят более плотные горные породы, не подвергшиеся размыву, "падает" небольшими уступами, с которых низвергаются потоки воды. Есть участки, где дорога не смогла справиться с наступающим на нее болотом. Некое подобие тропы изредка появляется то на одной стороне дороги, то на другой. Раньше здесь проходил плановый маршрут, и мы надеялись ориентироваться по маркированным тропам. Никаких троп и маркировки, лишь старая дорога, ведущая из Сольвы в село Всеволодо-Благодатское, служит единственным ориентиром.

Выходим за границу заповедника, о чем узнаем по вывеске у дороги. Рядом - квартальный столб с надписью "Европа-Азия", чуть дальше виднеется полуразрушенный геодезический знак на берегу Малого Кутима. Здесь раньше была изба, теперь в нее заходить опасно: бревна прогнили, в любой момент избушка может развалиться.

От Малого Кутима можно сразу выходить на Главный Уральский хребет, но приходиться продираться сквозь глухие заросли, подъем отнимает много времени и сил. Так не хочется сворачивать с открытого пространства дороги в непроходимую чащу! Мы идем по дороге еще около двух километров и у очередного квартального столба, стоящего на границе Пермской и Свердловской областей, начинаем подъем в гору. Нам хочется увидеть столб "Европа-Азия", обозначенный на карте близ безымянной вершины (1337м). Однако, облазив все рядом стоящие вершины и буквально прочесав эту часть Уральского хребта, мы пограничного знака не обнаружили. Нашли лишь тур, где лежала записка туристов из Перми, датированная 18 июля 1998 года. "Туристы из Перми прошли этот перевал, но не нашли знака "Европа-Азия". Где он? Идем во Всеволодо-Благодатск из Североуральска. Тепло, солнечно. 614111, г. Пермь, Уинская, 3-156, Чумаков Андрей".

Мы оставили в туре свою записку, переночевали на хребте. Правда, за водой и дровами (если можно таковыми назвать зеленые ветки можжевелового стланника) приходилось спускаться далеко вниз. Нам не хотелось терять высоту, мы планировали продолжить путь по гребню хребта. Но на следующий день непогода, шквалистый ветер, дождь со снегом и плотный туман заставили нас изменить планы и "упасть" с гор в зону леса. Таким образом, придерживаясь нижней границы курума и прячась от непогоды в лесу, мы продолжали путь.

Спустившись вниз по восточному склону Главного Уральского хребта, мы вновь оказались на территории заповедника "Денежкин Камень". Дорог здесь нет, просеки заросли и практически не просматриваются, все время приходится идти напрямую, по азимуту. Очень много следов крупных зверей: медведей, лосей. Бывало, увидим тропу, некоторое время идем по ней, а потом оказывается, что шагаем по медвежьим следам. Очень часто попадаются лосиные рога.

Старая заросшая просека выводит нас на вершину 668 м, обилие грибов и ягод затрудняет движение. Покореженные таблички на столбах вдоль просеки напоминают о заповеднике, мы выходим за его границу. За все время пребывания в заповеднике мы не встретили ни людей, ни свежих следов их пребывания. По карте вдоль реки Сосьвы идет зимник, сейчас по этой дороге невозможно пройти даже человеку. Огромные зыбучие болота заставляют "крутить петли", огибая их. Приходится отходить от основной тропы, часто теряя ее. Бывало, "намотаешь" за день километров двадцать, а продвинешься в нужном направлении всего на 2-3 километра. Пытаемся держаться реки Сосьвы, огибаем Большую Ходовскую сопку (706м), склоны которой завалены могучими стволами сухих кедров.

Мы долгое время шли по левому берегу Большой Сосьвы, однако логичнее сразу перейти на правый и идти по западному склону Сосьвинского хребта, траверсируя его. Там меньше болот, заросли крупной черники, к тому же отсюда открывается великолепный вид на Главный Уральский хребет!

На южной оконечности Сосьвинского хребта - большие вырубки, рядом идет хорошая дорога, видимо, здесь недавно возили лес. Однако, наша радость от встречи с дорогой преждевременна: спустившись к Большой Сосьве, дорога круто поворачивает на север. Возможно, именно она (?) пересекает Главный Уральский хребет в южной его части.

Мы вынуждены вновь вернуться в глухие дебри уральской тайги и по едва заметным, затянувшимся смолой затесам на деревьях, искать старую грань. Просека идет рядом с истоком Большой Сосьвы и через несколько километров выводит нас на отличную, хорошо наезженную дорогу. Продолжаем путь по ней, водители подсказывают нам путь к базе Североуральского спасательного отряда. База находится на склоне южного отрога Главного Уральского хребта, домики хорошо видно с дороги, ведущей из Баяновки и Покровска-Уральского в сторону хребта Кваркуш. На базе несколько домиков, где можно переночевать, есть баня.

В десяти километрах от базы спасателей, на обочине дороги стоит столб "Европа-Азия", обозначающий также границу Пермской и Свердловской областей. К северу от дороги на карте обозначен еще один знак "Европа-Азия", но путь нам преграждают многокилометровые вырубки. Очень трудно ориентироваться: карта не отражает реальную картину местности. По вырубкам идти нельзя - глубокие, в рост человека, колеи чередуются с почти сплошными завалами деревьев. Знака "Европа-Азия", отмеченного на карте как особый объект, мы не нашли.

Огибаем Сенные Камни, похожие на стога сена, и выходим на дорогу, ведущую в поселок Сос-новка. Гора Ольвинский камень (1041 м) стоит в стороне от дороги. Подъем на эту голую каменистую вершину был запланирован у нас в маршруте, однако из-за большой потери времени на болотистых берегах Сосьвы мы не можем подняться на Ольвинский камень. Вершина эта не сложна, но с нее на северо-востоке можно увидеть массив Конжаковского Камня, а в противоположной стороне - Уральский хребет. Отмеченная на карте изба Ольва разрушена, ночевку там планировать не стоит.

Недалеко от Ольвы проходит накатанная лесовозная дорога. В прошлые годы движение транспорта здесь было интенсивным, сейчас трасса почти пуста. Изредка проходят лесовозы, проезжающие утром на базу у хребта Кваркуш, а вечером возвращающиеся в Карпинск. К югу от Ольвинского камня коренная тайга почти вся вырублена, сохранилась лишь неширокая полоса по берегам реки Каквы.

Район Конжаковского камня уже знаком нам, мы бывали здесь раньше. Однако, базу Карпинского спасательного отряда пришлось искать долго, хотя, как впоследствии оказалось, к ней идет хорошая дорога от трассы Карпинск-Кытлым.

Весной 1998 года был большой паводок, вода смыла мосты через Первую и Вторую Серебрянку, разрушила автомобильную дорогу к домику спасателей. База Карпинского спасательного отряда находится под вершиной Серебрянского камня. Отдохнув на базе и оставив там тяжелые вещи, мы выходим к вершине Серебрянского камня.

Серебрянский камень (1305м) - восточный отрог Конжаковского массива - потрясающе красивое зрелище. Можно долго ходить по его склонам, любуясь каменными скульптурами, автор которых - природа. С вершины продолжаем путь, траверсируя склоны Серебрянского камня. Выходим к перевалу Иовские ворота, вершина Конжаковского камня от нас, кажется, в двух шагах, на ней лежит огромная серая шапка облаков. Ветер неумолимо несет ее к нам. Принято решение "падать" в зону леса, мы начинаем спуск, но непогода, появившаяся внезапно, опережает нас. Нас настигает густой туман, начинается дождь со снегом. Почти также нас встретил неделю назад Главный Уральский хребет. На склонах Конжака история повторяется... Достигнув леса, разводим жаркий костер, греемся, сушим одежду (как оказалось, зря: все равно через несколько минут снова вымокнем до нитки!), перекусываем. Мы вышли на склоны Конжака, были практически под вершиной, но устойчивая непогода помешала нам подняться вверх. К вечеру возвращаемся на базу спасателей. От нее на следующий день спускаемся к дороге на Карпинск.

 

Нитка пешей части маршрута:

1 день: п. Баяновка - ручей Холодный.

2 день: ручей Холодный - ручей Крив-Сосьвинский.

3 день: кордон Крив-Сосьвинский - заповедник "Денежкин Камень" - г. Денежкин Камень (восх.) - п. Сольва.

4 день: п. Сольва - р. Малый Кутим.

5 день: р. Малый Кутим - Главный Уральский хребет (восх.).

6 день: Главный Уральский хребет - р. Талая - р. Ходовая.

7 день: р. Ходовая - г. Большая Ходовская сопка - р. Сосьва.

8 день: р. Сосьва - р. Большая Сосьва.

9 день: р. Большая Сосьва - Сосьвинский хребет - база Североуральского спасательного отряда.

10 день: база Североуральского ПСО - столб "Европа-Азия" на границе Пермской и Свердловской областей - г. Ольвинский камень.

11 день: г. Ольвинский камень - изба Ольва - г. Буртым.

12 день: г. Буртым - р. Иов - Серебрянский камень - база Карпинского спасательного отряда.

13 день: база Карпинского ПСО - Серебрянский камень (восх.) - перевал Иовские ворота - Конжаковский камень (восх.) - база Карпинского ПСО.

14 день: база Карпинского ПСО - р. Серебрянка - п. Кытлым.

Рекомендуемый вариант подъезда к началу маршрута:

Необходимо прибыть рано утром на железнодорожный вокзал города Серова, отсюда в __ часов отходит пригородный поезд "Серов - Североуральск", через три часа вы прибываете на конечную станцию. Отсюда, прямо с железнодорожного вокзала каждый час ходят автобусы до п. Баяновка. От Баяновки, если не повезет с попутной машиной, начинается пешая часть маршрута.

Рекомендуемый вариант выезда с маршрута:

От поселка Кытлым утром и вечером ходит рейсовый автобус до г. Карпинска. Вечерний автобус обычно заезжает на железнодорожный вокзал, где уже стоит поезд "Североуральск-Серов". Из Североуральска есть автобусное сообщение с г. Серов.

Аварийный выход с маршрута

рекомендуется через базы поисково-спасательных отрядов. На базах постоянно находится дежурный, у которого имеется связь с бригадой спасателей и возможность вызвать аварийную машину.

Сложных участков, перевалов, переправ, вершин на маршруте нет.

Сложность представляет отсутствие троп, многочисленные болота, которые необходимо проходить лишь с предварительной разведкой (или обходить) и огромные вырубки, которые тоже рекомендуется обходить по лесу.

Подъем на вершины Конжаковского, Денежкиного камней и на Главный Уральский хребет не представляет особой сложности, необходимо лишь иметь навык ходьбы по куруму, изредка могут встретиться участки, где требуется применять азы скалолазания.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫХ

ПРИРОДНЫХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ.

Город СЕРОВ - центр административного района, расположен в узле железных дорог, на возвышенном левобережье Каквы. Серов справедливо называют "воротами" Северного Урала. Это название отражает его ключевое положение на перекрестке магистралей, ведущих с Северного на Средний Урал. Серов - культурный центр Северного Урала, здесь находятся 3 Дома Культуры, 6 клубов, 5 кинотеатров. Украшением города является Дворец Культуры металлургов, где работает профессиональный театр драмы им. А.П. Чехова. На улице Ленина - главной магистрали города - находятся основные государственные учреждения, предприятия. На улице Л. Толстого расположены ДК металлургов, центральный универмаг, гостиница, ресторан, Дом спорта, кинотеатр. Здесь же находится самый большой в городе сад. В городе есть краеведческий музей.

Город КРАСНОТУРЬИНСК, второй по величине и промышленному значению город Уральского Севера, расположен в живописной излучине реки Турьи. Город возник, когда на левом берегу Турьи в октябре 1758 года был заложен первый медный рудник - Васильевский. Федоровский геологический музей, основанный в 1894 году, не имел себе равных в дореволюционной России. Краснотурьинск - родина изобретателя радио А.С. Попова, известного физиолога Н.А. Миславского, видного геолога А.П. Карпинского. В городе работают краеведческий музей им. А.С. Попова и старинный геологический музей им. Е.С. Федорова, где хранится более 140 тысяч образцов. Краснотурьинск называют "маленьким уральским Ленинградом" за уникальный внешний облик в стиле ампир.

Город КАРПИНСК находится на железнодорожной ветке Серов - Карпинск. Через Карпинск проходит старинный путь на юг, в сторону Верхотурья. В городе имеется 10 клубов, 2 кинотеатра, гостиница, библиотека.

Город СЕВЕРОУРАЛЬСК возник на месте самого старого поселения Северного Урала. Поселение было заложено в связи со строительством Петропавловского завода, хозяином которого был верхотурский купец Максим Походяшин. Североуральск - крупнейший центр добычи бокситов, настоящий "Бокситоград". Ворота города - вокзал, от него берет начало одна из красивейших магистралей города - улица Мира. Есть краеведческий музей. На окраине города - Колонгинское и Кальинское водохранилища.

Поселок КЫТЛЫМ интересен уникальным памятником в центре поселка. Этот памятник борцам за дело революции раскрашивается ежегодно вручную. Это единственный памятник в стране, который расписывается художниками. О нем рассказывалось в журнале "Уральский следопыт".

ГОРА ДЕНЕЖКИН КАМЕНЬ описывается уральским сказителем П.П. Бажовым в сказе "Богатырева рукавица". Там же предлагается одна из трактовок названия горы.

Поселок ВСЕВОЛОДО-БЛАГОДАТСКИЙ. Здесь интересно побывать в музее "Денежкин камень".

ГОРА КОНЖАКОВСКИЙ КАМЕНЬ - высшая точка Свердловской области. На вершине горы лежит крышка от канализационного люка, на которой написано "Слабо?". Ее затащил сюда победитель конкурса "Слабо?" телепередачи "Сам себе режиссер". На склонах Конжака множество памятников погибшим здесь туристам. На Конжаковском массиве можно осмотреть Иовский провал с крутыми красными стенами, близ него, на перевале Иовские Ворота - высокогорное озеро.

ГРАНИЦА "ЕВРОПА-АЗИЯ" отмечена знаками (столбами), которые несколько раз встречаются на маршруте.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ СНАРЯЖЕНИЯ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ПУТЕШЕСТВИЯ.
1. Палатка "Зима" (или любая другая, но лучше каркасная для ночевки в безлесной зоне).
2. Пила, топор.
3. Спальный мешок и пенополиуретановый коврик на каждого члена группы.
4. Тент на палатку из непромокаемой ткани ("лаке", "серебрянка").
5. Комплект котлов.
6. 15-20 метров основной веревки. (Пригодится для организации переправы, подвешивания тента, заготовки кедровых орехов).
7. Накидки от дождя каждому члену группы (обязательно!).

 

СРЕДСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОХОДА.

  1. ПРОЖИВАНИЕ. Деньги на проживание потребуются, если вы будете ночевать на базах спасателей, в домиках. Как правило, за ночлег берут 5-7 рублей с человека. За отдельную, небольшую плату можно попариться в баньке.
  2. СНАРЯЖЕНИЕ. Проще пользоваться личным снаряжением или взятым в прокат. Чтобы снарядить группу всем необходимым групповым снаряжением "с нуля" потребуется около 3000 рублей при условии, что личное снаряжение у участников похода имеется.
  3. ПИТАНИЕ. Расходы на питание зависят от потребностей группы. При достаточно скромной раскладке с трехразовым питанием (завтрак, перекус с чаем, ужин) на продукты мы тратили 10-15 рублей в день на одного человека. Хорошим подспорьем являются грибы, ягоды, рыба, кедровые орехи. В горах можно набрести на заросли дикого лука. При острой необходимости на базах спасателей у дежурного можно приобрести немного хлеба, картофеля, круп.
  4. ТРАНСПОРТНЫЕ РАСХОДЫ. Билет на пригородный поезд "Серов-Североуральск" стоит в пределах 20 рублей, автобусный билет до п. Баяновка (вместе с багажом) - 5 рублей. Кроме стоимости железнодорожных и автобусных билетов необходимо заложить в смету похода деньги на аренду автомашины (в зависимости от расстояния и договоренности с водителем) рублей 100-300. На обратный путь денег потребуется примерно столько же (исключая заброску на машине). Билет от п. Кытлым до г.Карпинск стоит около 30 рублей, оттуда до Краснотурьинска (6 км) мы доехали автостопом. От Краснотурьинска до Серова билет в рейсовом автобусе стоит 15 рублей.

 

Отчет о походе составлен в двух экземплярах. Один хранится в библиотеке отчетов детского городского туристического клуба "Дорога" города Лысьвы, клуб работает в помещении средней школы N13. Второй экземпляр сдан в отдел туризма Областной станции туристов. Фотоотчет хранится в туристическом клубе "Дорога", у руководителя Палкиной Валентины Владимировны. Видео- и киноматериалов о походе нет.