Сплав по р. Большой Инзер.

Прислал: Гриша Макеев

Взято с http://www.ural.al.ru/reports/inzer.php3

Сплав по р. Большой Инзер
(Южный Урал)

Общая информация:

Участники похода: Макеев Гриша, Безруков Андрей, Хусаинов Тимур, Улыбина Катя, Наталия Чеботарь.

Сроки похода: 13(вс)-22(вт) августа 2000г. Начало маршрута - ж/д/а мост через Б.Инзер недалеко от поселка Улу-Елга, добирание от Уфы: электричка Уфа-Инзер до п.Инзер, потом рабочий поезд Инзер-Белорецк до ж/д/а моста, или до п.Улу-Елга, причем в последнем случае добавляется еще 10км по автомобильной дороге до того же моста. Конец маршрута - п.Инзер, возвращение в Уфу - электричка Инзер-Уфа.

Свободное описание похода.

Есть один закон у нас -
Не на суше мили мерить,
В дружбу верить, да в кампас,
Да в попутный ветер верить.

Дата: 13.08.2К "Заброска"

Поход из тех, которые не возникают спонтанно, а планируются задолго до срока, но не в виде готовой команды или раскладки продуктов, меню, - а в виде твердой уверенности, что этот поход не может не быть…

Последний поход лета… Да, конечно, до лыж еще далеко, закрытие сезона и открытие другого с первой зимней ночевкой на только что выпавшем снегу, который уже обречен наутро растаять, тоже еще далеко, за поворотом, да и купаться мы, известные экстремалы, будем еще не раз, - но вот такого водно-жарко-летнего настроения в сентябрьских или октябрьских походах уже не бывает…

Ну так вот, нас было пятеро, и это были не просто Андрей, Катя, Гриша, Наталька и Тим - это были Мы. Не больше не меньше. Двое были чайниками, зато остальные сильные и мощные - и они решили под завязку лета, наполненного крутыми походами пойти поматрасничать дней 10 на речке Большой Инзер, что начинается на склоне хребта Кумардак у горы Машак, что в Уральских Горах, течет сначала на юго-запад, по направлению хребтов а после пересечения с дорогой Уфа-Белорецк у поселка Улу-Елга постепенно поворачивает сначала на запад, а потом и на север, чтобы долго-долго продираться сквозь горы, у поселка Инзер обрести свою вторую половинку - речку Малый Инзер - и после долго пути вдоль железной дороги выйти наконец из гор и слиться с Агиделью - Белой рекой.

Катамаран нам достать не удалось, зато надыбили две резиновые лодки, привычно раскидали продукты, которых в этот раз оказалось непривычно много, и веселой толпой завалились в электричку Уфа-Инзер.

Гитар у нас было аж две, дудок вообще три, одна зубная гармошка, так что можно понять, как весело мы ехали!

В Инзере как всегда была куча времени, которое мы потратили на каквсегдашной поляне у висючего моста - сварили чай, перекусили, побегали по мосту, искупались, а потом просто лежали на солнышке…

Наконец четыре с половиной часа подбежали к концу, и мы, дотащив лодки обратно до станции залезли в "Кукушку" - поезд из двух выгонов Инзер-Белорецк.

Надо сказать, что рюкзаки у нас с Дроном были вообще тяжеленные, к тому же приходилось каждому тащить по резиновой лодке, так что даже километра хватало, чтобы запыхаться...

Договорившись с машинистом за 50р, что он остановит на минутку около моста, мы сели к окнам, чтобы любоваться на окрестные скалы… И через два часа вылезли к самому берегу реки…

Перекидали продукты в отдельные продуктовые мешки, надули лодки и побыстрее поплыли, чтобы проплыть в этот день хоть немного и оторваться от цивилизации…

Но плыть было тяжело - приходилось постоянно вылезать и стаскивать лодку с камней и мелей, так что проплыв всего километров пять мы нашли что-то похожее на стояночку и несмотря на близость деревни и дороги остановились на ночлег - солнце уже опускалось за горы, а в августе это означает, что начинает тянуть прохладным ветерком, а вода сразу будто становится на несколько градусов холоднее…

Обнаружилось, что как Тим забыл все свои посудные принадлежности, так я забыл все колышки от палатки, так что пришлось все выпиливать из деревьев…

Поужинав, мы долго сидели у костра, пели песни с двумя гитарами, смотрели на звезды и восходящую из-за леса на противоположной горе луну, - и наконец почти на ощупь пошли спать…

Дата:14.08.2К "Халява, сэр!"

Проснулись мы очень поздно - часов в одиннадцать утра. Я даже не помню, когда в последний раз так высыпался в походе… Лениво все повыползали из палаток - а спали мы так же, как и плыли в лодках: Дроник с Катей в одной, а Наталька, Тим и я в другой - и пошли купаться в холодной утренней воде…

Сварили на завтрак привычный геркулес на сухом молоке, выпили вкуснейшего чаю, и, загрузившись, начали свой первый полный сплавной день…

Ехать было все лучше и лучше, хотя все равно приходилось часто вылезать, погода была вообще замечательная, так что плыли мы не торопясь и купаясь на редких пока попадающихся плесах…

Выплыли мы очень поздно, поэтому решили не обедать, а плыть до победного конца… Проплыли Карталинскую Запань - это была последняя деревня перед долгим путем вообще лишенным каких-либо поселений…

Долина сменилась горами, которые раньше никогда не подходили близко к реке, - а вот теперь горы высились по обе ее стороны, спускаясь с воде крутыми лесистыми склонами… Кое-где появлялись скальные выходы, хотя больших скал, спускающихся к воде пока не было…

Плыть можно было и подольше, но мы нашли замечательную стояночку с песчаной косой - Дроник просто мечтал поставить палатку на камнях, а не на земле…

Солнце было еще высоко, поэтому мы просто валялись кто где и слушали речку, потом разожгли погасший было костер и до полуночи пели песни, - а потом всех сморило и все пошли спать…

Дата: 15.08.2К "Е-мое, куда ж здесь плыть-то?"

Злой Дроник подкосил нашу палатку, и злорадно хохоча стал изображать лунохода - с этого впечатления в 10 утра начался третий день похода. Небо было затянуто высокими облаками, и солнце только редко пробивалось сквозь них…

Как обычно, просыпались мы в речке, где, правда, можно было только купаться, но не плавать, потом ели пшенную кашу, и в полдень мы уже отплыли…

В этот день появились первые крутые скалы, к которым можно было подплывать и стоять в тихой воде в тени мегатонн камня…

Воды было достаточно, так что тащить лодку не приходилось вообще, разве что иногда мы скребли дном о камешки, да иногда все-таки приходилось слезать с камней - есть такой хитрый сорт камней на перекатах: их видно только после того, как проплывешь - невысокие, с плоской вершиной они почти не выдаются из воды и не оставляют после себя бурунов, легко выдающих другие препятствия… Однако даже не махая веслами мы проходили значительное расстояние за день - лодку несло приличное течение…

Обедали мы на косе напротив большой горы, которая круто спускалась к воде, а среди камней росли красивые кустарники… Андрюха безуспешно попытался найти на той стороне чебрец, все сидели как в театре, наблюдая, как он карабкается по скалам, а я тем временем обломался развести костер с одной спички и почему-то истратил их уйму…

Небо так и оставалось затянутым, так что часов в восемь мы успели до дождя остановиться в офигительном месте, на берегу с замечательным сосновым лесом и оборудованной стоянкой. Дождик то начинался, то заканчивался, я скоптил сало, мы съели пол котла рожков с рыбой, выпили чаю и долго сидели у костра…

Вода мелкими каплями продолжала иногда тревожить, но нам уже было лень то доставать, то убирать накидки, тем более, что костер согревал и высушивал… Наконец, напевшись песен и навспоминавшись былых поездок и походов все довольные разошлись спать.

Дата: 16.08.2К "Черт, ни фига не видно!"

Дождик шел и ночью и утром, поэтому все продолжали просыпаться, слыша его равномерное стучание по палатке и обратно засыпать… В итоге около часу дня, решив, что дальше спать просто неприлично, мы повылезали из палаток, чтобы под редким и мелким дождем сварить свой столь припозднившийся завтрак - завтрак программиста, одним словом…

Дождик, впрочем, скоро кончился, а сквозь облака пробивались кусочки синего неба, которые были встречены дружным воплем: "Ура, голубые идут!!!"… В итоге, когда мы отплыли,- а отплыли мы уже в третьем часу,- было даже жарко…

Скальные участки маршрута перемежались пойменными берегами, вылазить не приходилось вообще,- плыть было легко, приятно и весело…

Один раз на 10 минут пошел дождик, которому, впрочем, даже не удалось загнать нас под полиэтиленку, а вообще, облачность была переменной, и облака летели по небу быстро-быстро…

В этот день плыли мы мало… И остановились на понтовой стоянке с березовым лесом напротив заросшей скальной горы…

А Катя порадовала нас пловом! И несмотря на то, что вместо мяса там была рыба - он пошел "на ура". По просьбе трудящихся она сварили его много - больше половины котла - и пребывала в абсолютной уверенности, что мы все не съедим… Наивная…

Трое голодных парней сожрали все - и даже стенки подскребли так, что можно было котел не мыть… Это было Катино потрясение, и после этого она не бралась больше утверждать, что бы чего-нибудь не съедим…

Наталька к чаю достала понтовые подушечки, о существовании которых никто раньше не догадывался (вот партизанка, а! А с другой стороны - что за жисть без таких сюрпризов?), причем все пальцы облизывали,- такие они были вкусные!

Потом на всех напало обжирательное настроение, и с усмешкой вспоминая Тимофеевские походы (в которых и привычные и непривычные люди идут впроголодь), решили забабашить и банку сгущенки… Я открыл сгущенку, которую мне дала Катя, и с изумлением переросшим в испуг (е-мое, и это нам придется сейчас съесть???) обнаружил там тушенку! Наконец в следующей банке сгущенное молоко обнаружилось таки, а мясо решили оставить на утро…

Есть уже не хотелось абсолютно, и на всех напало благодушно-сытное настроение объевшихся вкуснятиной туриков…

Попев песни у костра и посмотрев сквозь туман на утопающие в этом тумане сосны на противоположном берегу, мы пошли спать, заканчивая этот ознаменовавшийся крутым обжорством день…

Дата: 17.08.2К "Да блин, как здесь плыть-то?"

Очередная попытка проснуться по дибильнику увенчалась частичным успехом… То есть все почти проснулись…

Тим первым вылез из палатки, и стал согреваться очень оригинальным способом - то махал палками, а между прочим это были колья, выдернутые из палатки!, то кидал на нас с Наталькой, оставшихся в палатке, лодку - а под конец стащил с нас спальник…

Наконец мы вылезли из палатки и пошли на речку мыться и купаться…

На завтрак пришлось сварить гречку со вчерашней тушенкой, и по этому поводу решили не обедать…

Погода была непонятного характера, а через три часа после отплытия пошел дождь, и пришлось плыть под накидкой…

А потом, увидев знакомую по предыдущему сплаву на этой речке красивейшую стоянку с поваленным деревом, я понял, что мы попали…

Там начиналась Шивера - длиннющий перекат с россыпями огромных камней - а дождик не собирался заканчиваться… Это было ужасно - там по-моему вообще нельзя было пройти и десятка метров, чтобы не вляпаться в камень…

После пары-тройки километров по такой заднице под и не собиравшемся заканчиваться дождиком мы не выдержали и остановились около шести вечера на прикольной стояночке около шумящей Шиверой реки…

Быстренько поставили палатки, наша палатка залезла греться, а Андрюха с Катей грелись другим образом - под дождичком разводили костер и варили офигенный суп… Погода мало-помалу зациклилась - то есть тучи как и в предыдущий день уходили, - и в итоге к ночи мы имели ясное небо и туман у речки…

Просушившись и сварив еще чаю, мы просто сидели у костра, наслаждаясь теплом - днем под этим дождем промокли просто до нитки…

Дата: 18.08.2К "Скалолазы"

Посмотрев в предыдущий день в карту, мы решили, что надо все-таки плыть, а то мы можем и не успеть доплыть до Инзера в десять дней. Поэтому проснулись аж в восемь утра. В предыдущий день погода тоже с утра была хорошей, и испортилась только к вечеру, а наблюдая вечером ее зацикливание, мы решили, что проснувшись пораньше мы сможем поймать побольше ясного неба…

И вот, опять погода нас радовала - от вчерашнего дождя осталось одно воспоминание, да мокрые дрова… Поэтому было весело и хорошо, и омрачали мысли только вот эти самые мокрые дрова, да Шивера, которая постоянно шумя напоминала о себе - а я и не помнил, сколько еще она должна была тянуться…

Дежурила наша палатка, но нормально разжечь костер - так, чтобы он не просто горел и дымил, а кипятил воду - получилось только когда вылез-таки Дроник, у которого был вчерашний опыт по разжиганию костра в дождевых условиях, и заколбасил те поленья, которые я пытался высушить целиком… Чайник!

Сварили мы геркулесовую кашу, и этот первый Наталькин опыт кулинарничания на костре оказался больше супом, чем кашей… Собрались и отплыли… Причем так рано, как мы еще не отплывали раньше…

Оказалось, что самый сложный участок Шиверы мы уже прошли - больших валунов не встречалось - и дальше шли просто километры и километры длинного нудного мелкого переката - пост-шивера, как бы… Плесы, на которых можно было плыть, закрыв глаза и не опасаясь наскочить на мель или камень, а может даже и купаться - вспоминались как нечто отдаленное…

В одном месте я вспомнил реку Белую - был такой типичный прижим - река на перекате около скалы (из-за этой как раз скалы) сворачивает в сторону, и вода бьет в эту скалу, снося на нее все плавсредства… Мы аккуратно подплыли по протоке сбоку, и, всунув лодку между двумя камнями оказались сидящими в лодке посреди несущейся воды и со скалой, нависающей над головами… Потрясающее ощущение!

А вообще, надо сказать, что когда я в предыдущий раз сплавлялся по этой речке, воды было меньше, и мы всю почти эту Шиверу тащили катамараны волоком, да и потом было не сладко,- а в этот раз шли несравнимо легче…

Где-то в половине третьего остановились на обед уже после хутора Кызыл-Ярово - одного из тех редких населенных пунктов, что был у нас на маршруте…

Но вот, проплыв всего с час после обеда, мы подплыли к огромной скальной стене - больше ста метров в высоту, она тянулась с одного берега реки почти с полкилометра!

Она подходила не вплотную к воде, а оставляла метров пятьдесят на красивейший мховый еловый лес, где мы, несмотря на раннее время и остановились, потому что проплыли мы уже достаточно, а полазить по этим скалам - ох, как хотелось!

Поставив палатки мы не стали варить еду - только недавно ведь обедали, а сразу полезли по узкому ущелью вверх.

Наткнувшись на небольшой грот с уходящим дальше лазом вспомнили, что забыли фотоаппарат и фонарик - и я, быстренько сбегав вниз в лагерь, влез в этот ход, и к огромному разочарованию обнаружил, что он очень короткий, и поэтому лазание по пещере с щекочущими нервы темными "шкуродерами" отменяется…

А потом мы лезли дальше… Прикольно было - ноги вспоминали, как надо лазить по горам - и в итоге я, Катя и Андрюха стояли наверху и ждали, пока непривычные к такому лазанию Тим и Наталя, вспотевшие, тоже залезут наверх.

Ну а наверху было вообще здорово - вид сверху на реку и горы, солнечные блики на воде, слепящие глаза, солнце и ветер, и высота, и настоянный на смоле теплый воздух…

Там, наверху, пройдя немного по еловому лесу мы подошли к обрыву и долго сидели, наслаждаясь днем, смотрелись в карту, потом долго паслись на вершине, на которой было дофига костяники и дофига дикой вишни…

На обратном пути нашли немного молодых маслят, которых было, однако, недостаточно, чтобы сварганить чего-нибудь на пятерых.

Заклеил я баллоны у лодки, Катя опять нас порадовала потрясающим пловом, потом мы с чаем съели тортик из крошек и сгущенки с какавом, и, попев песенки и посмотрев на звезды, мы, довольные замечательным днем пошли спать…

Дата: 19.08.2К

Ночью на несколько минут пошел небольшой дождик, но к утру небо расчистилось, и когда наша палатка вылезла опять дежурить около половины девятого утра, то ветер быстро гнал по небу громадные клочья кучевых облаков…

Проблем с костром не было совсем - самые лучшие в мире дрова из нижних сухих еловых и сосновых веток вскипятили воду моментально… Поэтому когда Катя с Андреем вылезли наконец из палатки, много-много Наталькиной жидкой пшеной каши с молоком и чай были уже готовы.

Этот вот участок маршрута - после Шиверы - намного интереснее, чем до нее: больше скал, нависающих над водой, выше горы и быстрее течение… Правда мне почему-то показалось, что уж больно много похожих друг на друга мест: например на крутых поворотах всегда с одной стороны гора со скалой или просто скалы, а с другой - песчаная коса и стоянка в лесу…

В предыдущий день мы нашли несколько молодых маслят в лесу, и теперь вот лелеяли мечту набрать в лесу их где-нибудь столько, чтобы хватило на сковороду…

Но везде, где мы останавливались, когда Катя говорила, что лес ей нравится, были либо отдельные грибы, либо вообще ничего не было, даже поганок, - так что пришлось эту идею затопить…

После обеда выяснилось, что Андрюхе с каждым днем становится все хуже и хуже - зуб разболелся и вся челюсть распухла, так что он глотал и говорил с трудом, и голову старался не поворачивать. Попытавшись придумать ему какую-нибудь сигнальную систему, хотя бы двоичную, вроде: закрывает глаза - "да", моргает - "нет", - мы поняли, что дело - дрянь, и решили поплыть сегодня побольше, чтобы назавтра с гарантией приплыть домой и уехать вечером домой.

Опять, как и в предыдущий сплав, мы приплывали раньше, чем рассчитывали, - однако это никого особо не огорчало, потому что было совершенно не понятно, как поведет себя погода дальше…

Остановились мы с тем расчетом, чтобы завтра без напрягов быть в Инзере часам к двенадцати… Как всегда, это была с бревнами и даже качелями, правда все-таки самой лучшей оставалась та, предыдущая, где мы стояли в соснах под обрывистой скалой…

А потом был прощальный плов и обжирательство им и салом, закопченным еще во второй день, чай с вареньем и пение песен - если все дни до этого я не повторялся, то сейчас хоть и пели не много, но зато самые лучшие песни… Было небо и валяние у костра, были звезды, на которые мы смотрели, стоя на камне посередине реки, был лес и ощущение огромного и прекрасного мира, который разворачивался перед нами.

Последняя ночевка последнего лета в этом году…

Тепло костра, холод воды и мягкость спальника, в который ты залезаешь уставшим после замечательного дня…

Дата: 20.08.2К

Должны мы были в этот день проснуться в семь утра, но услышав пиканье будильника, услышали и стучание дождя по палатке - то сильное, то чуть менее, - но это был уже не летний проливной дождь, а унылое осеннее водоснебападение…

Некоторое время я сквозь сон думал, что же нам делать, и как меняются наши планы в связи изменившейся - а это стало теперь очевидным - погодой…

Костер решили не разводить, чтобы не мучаться и, позавтракав рыбой из консервов, сухарями, вареньем, сгущенкой и старым чаем, стали собираться. А собираться, слава богу, было не совсем неудобно - на стоянке был каркас для навеса, и накинув полиэтилен мы получили почти что полиэтиленовый домик для собирания…

Когда собрали рюкзаки, дождик неожиданно прекратился, и мы опять совершили подвиг по раннему отплытию…

Воды было чуть больше, чем в предыдущий день, так что вода даже почти дошла до моей кружки, по глупости оставленной вечером на берегу. Но пару раз все-таки пришлось вылезать в холодную воду - а вокруг были горы, скалы и лес в клочьях тумана и облаков - потрясающее зрелище…

Доплыли мы до моста через Б.Инзер у поселка Усмангали, выгрузились там, высушили с сложили лодки и пошли по дороге в сторону Инзера, до которого оставалось километров шесть-семь, чтобы подождав немного на вокзале, перекусить, и в 18.40(lt) сесть на электричку Инзер-Уфа, и поехать домой, где мы не были больше недели, обратно к учебе, компьютерам и городам - туда, где нет ни каменистых перекатов, ни глубоких плесов, ни деревьев, свисающих с обрывистого берега в воду, ни костра, который холодным вечером согревает твои протянутые к огню руки.

Но все-таки домой. Или наш дом там, на одной из стоянок, где остались гнить деревянные колышки от палатки?