Отчет о походе на гору Иремель.

Прислал: Гриша Макеев

Взято с http://www.ural.al.ru/reports/iremel.php3

Отчет о походе
на гору Иремель.

Здравствуй, здравствуй, я вернулся
Я к разлуке прикоснулся
Я покинул край, в котором
Лишь одни большие горы
Меж горами перевалы
В том краю ты не бывала
Там звезда есть голубая
В ней угадывал тебя я...
Ю.Визбор

Единственный участник похода: Макеев Гриша.

Дата: 18.07.2000 "Одиночный Глюкер на Южном Урале"

Идея похода куда-нибудь на Иремель возникла, как всегда, спонтанно. Ехал я как-то в автобусе по жаркому июльскому городу, рассматривая недавно купленный атлас со всеми двухкилометровками родного Башкортостана, и вот тогда-то и пришла ко мне в голову мысль - а ведь я еще не был на Иремеле!

Все было решено уже тогда. Именно в том автобусе. Я мог не знать, когда пойду в поход, с кем - но план "Х" уже цвел буйным цветом на душе, уставшей от целого месяца в этом городе…

Основными задачами этого похода поначалу являлись следующие:

1) Посмотреть на Иремель и с него самого на окрестности;
2) Поучиться самому организовывать и вести поход, а не идти под чьим-то руководством;
3) Вывести чайников на Южный Урал и показать им, что природа есть не только в парках;
4) Еще что-то, не помню, что именно…

Однако в самый последний момент оказалось, что либо нужно откладывать поход на неопределенный срок, либо идти одному.

После долгих колебаний, вызванных в основном опасностями одиночного похода и посоветовавшись с Дрончиком я таки склонился ко второму варианту, поскольку терялся тогда только третий пункт в списке задач, а с другой стороны, нереализованная идея "Х" - это нечто такое, чего для собственной безопасности лучше не оставлять в душе…

Итак, наскоро покидав с вечера 17 июля в рюкзак немного продуктов, столько же вещей, не понятно зачем взяв палатку, спальник и котелок - без них вполне можно было обойтись - я поставил будильник и завалился спать…

День 18 июля с самого начала обещал подарить замечательную погоду, по крайней мере в Уфе…

Я сварил себе перекус в дорогу, безуспешно попытался найти фотоаппарат, взял кучу карт, забыл перчатки и хобу и отвалил на вокзал…

Приехав на вокзал пораньше, я переписал расписание электричек, и как уже много раз до этого залез в электричку Дема-Кропачево, выходящую из Уфы в 10.35 (lt)…

Предстоял мне долгий путь на восток в непривычном одиночестве…

В Кропачево мне как всегда пришлось подождать немного, но не часа три-четыре как обычно, а всего лишь час… Переписал расписание, купил билеты до Вязовой, поболтал малость с группой, которая возвращалась со сплава по Юрюзани и ждала здесь электрички домой, в Уфу - и успешно залез в электричку, которая так же успешно за час довезла меня до Вязовой. Там опять пришлось целый час ждать автобуса в Юрюзань - так я не успевал к пяти, но меня успокоили, сказав, что этот автобус приходит точно к тюлюкскому.

До Юрюзани ехали дольше, чем положено - автобус долго не мог въехать в гору, на которой расположен центр Юрюзани…

Однако оказалось, что тюлюкский автобус нас ждет и без нас не уедет. В нем было уже много народу, однако я все-таки залез туда со своим рюкзаком.

Проехали мимо Трехгорного - я впервые видел закрытый город - и для меня были настоящей дикостью жилые микрорайоны, такие красивые и чистые, - опутанные колючей проволокой в несколько рядов - второй ряд по-моему, даже был под напряжением…

Ехать было долго, но не скажу, чтобы уж скучно, а вот когда проехали Меседу, тут я вообще забыл про скуку - в окошках то и дело появлялись хребты - Б.Сука, Нургуш, Зигальга… Народ спокойно сидел (большая часть вышла еще в Меседе), а я бегал по автобусу от окна к окну, издавая вопли восхищения… А люди снисходительно и чуть свысока смотрели на меня - мол, вот мы какие - у вас таких гор нету, а мы все время любуемся!

Первое, что я увидел, вылезши из автобуса, был М.Иремель…

Помахав ручкой всем сопровождающим, с которыми я успел разговориться еще в Юрюзани, я как был, в шортах и футболке направил свои стопы навстречу офигительным горам…

Правда, выйдя из деревни мне пришлось остановиться и одеть штаны и рубашку - слепни жрали немилосердно - а так было весело и совсем не скучно, чем меня пугали еще в Уфе. Попались навстречу парень с девушкой, которые попросили меня найти у подножия Иремеля желтую палатку с синим тентом, в ней найти Олега, и сказать ему, что они сегодня не вернутся в лагерь - потом навстречу попался какой-то мужик, который спросил не мы ли стоим лагерем там, повыше… Я ответил, что узнаю, где я буду стоять лагерем только вечером… - в общем, народу было предостаточно…

А вот с дорогами была вообще фигня… Сначала я , боясь ошибиться и свернуть на дорогу, идущую на М.Иремель, и следуя советам Дрончика, на развилках (совершенно не прорисованных на карте, - и вообще, на карте были нарисованы совсем не те дороги и не так, да к тому же в этом году там появилось дофига новых!) поворачивал вправо, наконец, поняв, что я иду по дороге, не нарисованной на карте, так как явно я шел по правому склону правого распадка, я плюнул на дороги и просто смотрел на рельеф… Наконец эта дорога повернула под прямым углом прочь от распадка… Тогда я перешел на другой склон распадка через ручей и нашел там еще одну дорогу, которая, впрочем, тоже скоро закончилась на вырубленной поляне, с которой дальше не было видно вообще никакого пути.

Некоторое время я шел назад, ловя ответвления налево, но они все, поначалу похожие на дороги, через сотню метров заканчивались тупиками - какой-то минотавров лабиринт!

Наконец я разозлился, взял азимут на Б.Иремель и пошел напрямик через лес…

Идти было здорово… Чистый еловый лес с моховой подстилкой, пружинящей под ногами перемежался полосами заросшего лиственного леса, сквозь которые пробираться было достаточно тяжело… Шагал я весело и мощно, почти не отдыхая - мне вполне хватало остановок, вызванных необходимостью, например, достать накомарник (слепней было вообще дофига, и если бы не накомарник, меня бы там точно обглодали до косточек)…

Наконец я вышел на мощную дорогу, по которой должен был шагать с самого начала, но ответвление на которую пропустил, так как шагал не по тому склону распадка (это я тогда так думал, а на самом деле все оказалось еще запутаннее…)

Выйдя на нее я сразу нашел это место на карте, и сразу меня поразило то, что в действительности эта дорога шла очень даже не в том направлении, в каком она шла на карте! Компас показывал, что я иду прямо на юг…

Тут я вообще не отдыхал, благо хорошая дорога позволяла шагать быстро и без особых усилий… Перейдя через ручей я наткнулся на лагерь, правда Олега я здесь не нашел, но люди сказали, что здесь такой есть, и что ему все передадут. (В действительности, мне как оказалось потом, нужен был совсем другой Олег, а это было просто совпадение!) Эта группа, кстати, оказались БГУшники, у которых там была полевая практика…

Одна девченка-студентка меня вообще заставила раззявить пасть и думать, чего бы ответить на вопрос: "А вы настоящий турист, или так же как мы - поневоле?"… ! …

Так я и шел по дороге… Потом дорога кончилась, и дальше шла тропа, потом тропа стала поворачивать налево, я с нее сошел и без проблем залез на хребет где-то между Б.Иремелем и Жеребчиком. Там, на самой вершине хребта, на одном из скальных пупырей я нашел клочок земли, будто специально под палатку огороженный камнями. И на этом клочке земли - на самой вершине! - я поставил палатку, повесил свой флаг, посмотрел по сторонам, съел половину перекуса, выпил кефир и завалился спать…

Дата: 19.07.2000 "Жажда. Высоты."

Просыпался я несколько раз еще ночью, когда какой-нибудь комар просачивался таки ко мне и начинал пищать над ухом. Когда очередной комар таким образом меня разбудил - было уже часов шесть утра - я приоткрыл палатку и выглянул наружу…

Это было потрясающее зрелище… Я ночевал в сотне метров от основной вершины Жеребчика - на скальнике примерно такой же высоты - выход из палатки резко обрубался вниз, и смотрел на восход солнца… Горы ниже и выше меня, многие ущелья в тумане, и вот из этого тумана из-за гор вставало красное солнце… С минуту я любовался этой красотой, потом залез обратно в палатку и спал часов до 12 дня, когда спать уже стало совсем жарко…

Проснувшись я опять пошел к флагу и там, сидя на камне на вершине, позавтракал остатками еды, привезенной еще из дома…

Пить хотелось ужасно - последний раз я пил предыдущим вечером - но пока терпимо, а вот воды не было ни капли…

Где-то невдалеке слышались голоса людей, а так только ветер свистел и трепал мой флаг-футболку…

Оставив лагерь как есть, я налегке сходил на саму вершину Жеребчика, которая была совсем рядом, посидел там, почитал надпись: "Если это не Жеребчик, то мы все - летчики кубинской авиации"… Посмотрев в карту напоследок, я пошел обратно к палатке, сложил ее, упаковал рюкзак, надел футболку и пошел в сторону Б.Иремеля, но не совсем по вершине хребта, а чуть-чуть в сторону от него и вниз - в надежде наткнуться на ручей или родник. На верхушке хребта искать воду было, понятно дело, бесполезно - дождей не было давно, так что на курумниках луж не было…

Пройдя с пол километра я встретил двоих ребят, которые почти одновременно со мной произнесли фразу: "А там воды нету?"! Пройдя чуть дальше я наткнулся на группу, из которой были эти ребята. Оказалось, что они из Трехгорного - закрытого города рядом с городом Юрюзань. Карты нет, идут в первый раз - сидят у подножия скальника - одного из камней между Жеребчиком и Б.Иремелем, и пребывают в счастливой уверенности, что они почти залезли на Иремель! Ну да пришлось мне их малость огорчить: показал я им пальцем на Б.Иремель, Жеребчик, М.Иремель, посмотрели они в мою двухкилометровку этого района (правда, было видно, что они совсем не врубаются и смотрят просто так - названия знакомые читают)…

Пошел я дальше - все также, траверсом… пить хотелось все сильнее и сильнее, хотя я мог бы протянуть по-моему, достаточно долго еще, но в такой ситуации волей-неволей забываешь получать удовольствие от похода…

В конце концов пришел я на плато перед Иремелем, бросил рюкзак и побежал по тропе вниз, туда, где на карте начинался ручей…

Полчаса я шел, выпивая редкие встречающиеся на камнях лужи, и, в конце концов, спустившись с тропы на дно распадка нашел там - вот счастье-то! - долгожданную воду!

Сколько я ее там выпил! Столько воды я за раз еще никогда не пил… Наполнив водой фляжку и котелок, я пошел обратно на плато - вверх.

Найдя там свой рюкзак я решил - не зря ведь я тащил котелок с водой - сварить себе обед…

Запалил костер - благо дров было не то чтобы много, но достаточно, соорудил хитрую конструкцию из подвесов и сварил себе суп из кубиков, гречки и геркулеса… Делается он просто:

Кипячу воду в единственном котелке, а когда вода закипает, наливаю часть в кружку, и завариваю там чай. В остаток воды в котелке кидаю кубик и насыпаю гречки. Гречка варится, и когда она почти доваривается я засыпаю туда же геркулес, с таким расчетом, чтобы он съел всю воду. В конце концов получаю нежидкую, удобноносибельную кашу…

Половину я съел, вторую половину оставил на потом, допил чай, сложился и пошел по плато в сторону Б.Иремеля.

Оказалось, что я совершенно зря бегал за водой так далеко вниз - на плато с таким же успехом можно было набрать воды - пусть и не такой чистой - то и дело ноги проваливались в холодную воду, но выраженных ручьев я не видел… Подойдя к самому Иремелю - то есть к началу крутого курумного склона, я вынужден был остановиться, так как приближалась гроза, а лезть в гору я зря гневить Зевса мне не хотелось. Поэтому я нашел вертикальный камень, прислонил к нему рюкзак, прислонился сам и накрылся сверху штормовкой…

В таком положении мне пришлось сидеть часа полтора-два, так что ноги основательно затекли…

Наконец гроза закончилась… Времени было уже часов восемь вечера… Подумав, я решил-таки залезть на Большой Иремель, пусть и по сырым камням…

Влез я на верхушку легко - даже не отдыхал ни разу. Потусовался на вершине, полюбовался замечательными видами на хребет Аваляк, и болота между ним и Иремелем, нашел Б.Шелом и Ямантау, все большие хребты - вообще мне надо сказать, повезло с погодой - пусть было и не ясно, но воздух был достаточно прозрачным и видно было далеко…

Полюбовавшись на природу с высоты я пошел вниз и спустился чуть ближе к седловине между Большим и Малым Иремелями…

Нашел там синюю палатку, в ней Олега, который сказался настоящим хиппаном. Он накормил меня горячей едой, напоил чаем, пригласил остаться здесь и переночевать в его палатке, раз уж эти двое до сих пор не вернулись. Я с удовольствием согласился… Все-таки настолько приятно было с ним общаться! Я просто подошел и сказал: "Добрый вечер", а он сразу: "Садись, отдохни - чай будешь?"… Конечно, как правило туристы всегда так поступают, но чувствовалось, что такое умонастроение - это его стиль жизни…

Часов до четырех ночи мы с ним сидели у костра, пили чай, который я заваривал и говорили… просто задушевно общались… о добре и зле, правде и лжи, о развитии и изменении - просто очень по-доброму общались "за-жисть" - замечательный и добрый (что, впрочем, и не удивительно) парень оказался, и разница в возрасте в двенадцать лет совсем не чувствовалась, мы учились друг у друга, рассказывая проблемы, то, как мы их решаем и помогали друг другу искать решения чужих - нет, совсем не чужих! - просто проблем другого…

Он мне рассказывал про свою жизнь, про свои путешествия в Карелию, в Крым - где только они не побывали стопом! - про "Радугу" и вообще про хипповскую философию жизни…

Спать я ушел я громадным сожалением от того, что этот вечер заканчивается, и мне нужно хорошо выспаться, чтобы назавтра легко лазить по скалам.

Олега спать и не собирался, поэтому я залез в палатку, на ощупь нашел чей-то спальник, залез в него и отрубился…

Дата: 20.07.2000 "Хиппаны и программеры - братья навек!"

И опять часов в шесть я проснулся - это Олега разбудил меня, чтобы подарить шикарное зрелище - река тумана, оплывающая горы и мы, смотрящие на всю эту красоту сверху…

Полюбовавшись на всю эту красоту я отпустил глаза (их приходилось держать, чтобы они не закрывались) и залез обратно в спальник.

Проснулся я часов в девять. Позавтракал горячей кашей - Олег уже успел и слазить на Иремель, и заготовить дров и сварить кашу! - напился чаю, послушал, как мне лучше пойти и мы с сожалением распрощались, обменявшись координатами (сам Олег живет в Москве, а летом вот ездит куда попало! - стопом, конечно же, - а вот на Южном Урале он в первый раз, и ему здесь понравилось) и в лучших хипповских традициях я подарил ему свой старый заслуженный компас (у него не было компаса, и пару дней назад из-за этого он дал здоровый крюк по лесу), а он мне подарил эбонитовую фигурку, сказав, что она должна путешествовать, а не пылиться в шкафу…

С большим сожалением и не меньшим удовольствием от знакомства мы расстались.

Я пошел напрямую на Малый Иремель.

Все-таки есть что-то такое в одиночном гулянии, чего не получишь, идя в поход группой.

Ты - и огромный мир… Ты - и скалы, горы вокруг. Ты - наедине и в полном единении с природой…

Я шел по тропам, я шел по лесу, я шел по болоту, пересекал ручьи, тащился по тундре, заросшей пружинящим под ногами мхом, я пересекал каменные речки и продирался сквозь можжевельник, я залезал на курумники и любовался на облака, цепляющиеся за вершину Б.Иремеля, я пил воду из луж на камнях и отмахивался от мух… Я жил…

Так же легко и непринужденно за два часа я протопал расстояние от Большого до Малого Иремеля и влез на вершину. Полазив там по останцам я пошел в направлении горы Дураков (так, по слухам, ее называют местные) - это другой конец Иремельской подковы (противоположный конец образует Жеребчик) - за этот поход я эту подкову всю излазил.

По пути я залезал на встречающиеся курумники и скальники и любовался, какие причудливые формы порой придает камням ветер…

Шлось легко, только вот ступни постепенно начинали ныть от постоянного прыганья в кроссовках по камням.

Залез я на эту крайнюю скалу, смотрел оттуда на безграничное море зелени далеко внизу, слушал ветер и чувствовал прогретые солнцем камни…

Вслед за мной на эту вершину влезла группа из Чишмов - один взрослый, пара студентов-первашей, да семнадцать детей - они шли из Учалов, и сегодня им нужно было уже, как и мне, подойти поближе к Тюлюку, чтобы утренним автобусом назавтра уехать в Катав-Ивановск…

Они звали меня с собой, но я сначала хотел еще залезть на отрог Иремеля, который мне очень советовал посетить Дрончик, поэтому они просто пошли сразу вниз, я пошел покорять очередной скальник.

Подумав и посмотрев карту, я решил идти напрямик, пусть для этого и пришлось сначала спускаться далеко вниз, а потом столько же наверх - но тащиться траверсом по камням далеко в обход мне хотелось еще меньше…

Поэтому я спустился вниз в распадок, там на ручье нашел замечательную стояночку, сварил себе чай, доел старую еду и сготовил новую, и, отдохнув, с новыми силами полез вверх штурмовать последнюю из намеченных на этот поход гор…

Скальник и действительно был красивым, и я не пожалел затраченных сил. Скинув рюкзак я полазил по скалам, потом попрощавшись с горами и пообещав вернуться я спустился на Иремельское плато и пошел вниз по той самой тропке, по которой я день назад бежал за водой…

Путь был интересным - тропа шла по замечательному лесу и то и дело пересекала ручей… Правда вот ступни у меня уже не просто ныли, а прям таки страдали, и поэтому я не в полной мере получал удовольствие от такой прогулки… Однако шел быстро и без остановок, пытаясь по пути хоть чуть-чуть разобраться в дорожной системе… Или уж хоть запомнить путь, чтобы в следующий раз не повторять переходов через дремучий лес!

Дорога шла все ниже и ниже, горы оставались позади и сверху, я уже видел их на редких полянках не как еще вчера - сверху вниз, а снизу вверх… Дорога была - не то чтобы скучной, дороги редко бывают скучными, - но какой-то однообразной, в отличие от того буйства скал, которые я наблюдал и по которым лазил какую-то пару часов назад…

Наконец подойдя достаточно близко к Тюлюку (до него оставалось с полчаса ходу) я перешел по мосту через большой ручей и нашел ту группу из Чишмов.

Поставил рядом с ними палатку, искупался в ручье, они меня накормили замечательным ужином (мне было бы лень варить такую еду…) и чаем с молоком, я наконец-то смог спокойно записать события двух дней.

Посидел у костра - и пошел спать…

Дата: 21.07.2000 ""

Хорошо все-таки, что ночевал я в этот раз не один - сам бы я точно проспал все на свете и автобус вместе со всем этим…

А так, привычно продрав глаза я второй день подряд вылез из палатки к горячему завтраку…

Ночью дождя не было, но небо было затянуто тучами, а туман потихоньку оседал росой на палатке, которая стала заметно тяжелее, и на деревьях, откуда крупными каплями падал вниз, раскрашивая палатку в хитрый пятнистый цвет…

Завтрак, как я уже говорил, готовить не пришлось - спасибо добрым людям! - поэтому поев мы все собрались (но как же долго эти люди собирались!) и весело потопали вниз по дороге в Тюлюк.

По дороге я нашел место, где свернул не в то ответвление и окончательно понял, что зря пользовался Дрончиковской непонятно какой картой - там нарисовано было дофига дорог, но они нарисованы были неправильно и мало того, что направления не совпадают, даже с рельефом там были такие рассогласования, что лучше уж идти по моей двухкилометровке, на которой нарисована всего одна дорога, но нарисована правильно - то есть идет на самом деле так же, как и на карте…

В Тюлюке нам пришлось минут сорок ждать автобуса, вместе с нами в автобус села группа студентов из Подмосковья, которые в этом году уже прошли по Таганаю, Тургояку и вот, залезли на Аваляк, а потом и на Иремель… Не доехав даже до Меседы они вышли и пошли куда-то еще - тот парень, у которого я спросил, не знал, куда они идут, а до руководителя в переполненном автобусе было слишком далеко лезть…

В Меседе залезла другая группа туристов из Южноуральска, которые после Иремеля залезли еще и на хребет Зигальга около горы Поперечной, а потом спускались в Меседу по обратному от Иремеля склону…

Вообще, если в Тюлюк я ехал в гордом туристическом одиночестве в автобусе, переполненном деревенскими, то обратно - весь автобус был набит туристами и рюкзаками - и это было весело!

При всем при этом я искусно спрятался среди этой группы из семнадцати детишек, и - как следствие - сэкономил двадцатник…

В Юрюзани мы дождались автобуса и приехали в Вязовую, а там…

Как и месяц назад, до электрички оставалось три с половиной часа, так что мы пошли отдыхать и матрасничать на берег реки, только вместо станции Инзер на этот раз была станция Вязовая, а вместо реки Инзер - Юрюзань…

А потом - электричка до Кропачево, а там без паузы - сразу электричка Кропачево - Дема…

Вот, собственно говоря и все.

И все это - сделал я и подарил самому себе.