Сплав по Ирени весной 1995 г.
Прислал:
Белоусов Алексей
Сплав по Ирени весной 1995 г
(все по памяти)
8.5.95 (?)
Майские праздники. Из Перми на рейсовом автобусе в
сторону с Уинск. Высаживаемся на мосту через Ирень, который
все называют Уинским. Погода солнечная. Зеленеющие луга и
стремительный поток воды, стиснутый бетонными опорами моста.
Левый берег - холмы, заросшие лесом - под ними и начинаем
собирать с Верой байдарку. Местный житель - рыбак приветлив
и словоохотлив. Говорит что туристы в эти места заглядывают
редко. Обращает внимание на малоприметную деталь - половина
моста деревянная, другая бетонная:
- А.. беляки в гражданскую взорвали, когда отступали.
- А Вы откуда знаете?
- Да мужик, который взрывал, в соседней деревне живет...
- ...!!? Еще в гражданскую воевал?
- Да... у Колчака служил...
... прикидываю возраст...
про себя: "во, контра недобитая!!!" :)
У Торопова маршрут 115 км расчитан на 6-10 дней.
У нас только 3, каждые сутки надо делать по 40 км.
Около 12 часов. Байдарка собрана, вперед - нас подхватывает
быстрина. Ранняя весна сместила паводок - вода уже спала.
На прибрежных кустах и деревях свисают лохмотья перезимовавшей
травы и разного рода мусора. Берега - обрывисты, из-за них не
видно вокруг. Дно илистое. Обносим завал из бревен.
Плесы чередуются с перекатами, который мы наловчились
проходить - перед перекатом встаю в байдарке в полный рост
и высматриваю струю, там и проходим слив. Уток - море.
Первый длинный плес у села Чайка, дальше Ирень петляет по
лугам, течение становится плавнее. Каких либо приметных
скал не видно. Над лесом с курлыканьем кружит стая красивых
птиц, то-ли журавлей, то ли аистов. Иногда река близко
подходит к лесистым холмам, тогда места становятся живописней.
Ориентируемся по книге "По голубым дорогам прикамья" Торопова
и топокарте - 5 км. В книге такая масса ошибок, что в шутку
называем автора Топоровым - впрочем, надо отдать ему
должное, этот популярный туристский сборник до сих пор
остается непревзойденным. Местность - так называемая
кунгурская лесостепь - поля преобладают над лесом. Подплываем
к Денисовской горе - ее голый склон взрыт карьером и осыпается
рукотворным курумником. Здесь добывали селенит - красивый
поделочный камень золотистого цвета. Лунный камень - еще одно
название, хорошо отражаюшее матово-прозрачный оттенок
его поверхности. Вообще то это всего лишь волокнистый гипс,
прослойки которого часто встречаются в гипсовых скалах
и на Сылве, и на Чусовой, но здесь он имеет красивые окраски
от золотистой до оранжевой-красной. Здесь он валяется грудами.
Карьер выглядит заброшенным. В его обрывистых стенках
проглядывают золотистые прослойки селенита. Рядом село
Красный Ясыл - его жители часто собирают здесь камни для
своих поделок. Дальше река прижимается к лесистому хребту
(справа) который часто обрывается скалами высотой 40-50м.
На вершине некоторых из них такие-же селенитовые карьеры, а
подножье усеяно кусками селенита, который в воде приобретает
алый оттенок. Крупное село на пути Мал.Ашап - татарское село.
Здесь запасаемся продовольствием. Народ говорит по татарски,
к нам отностсятся приветливо - сразу переходят на русский.
Здесь кажется чище и прибраннее чем в русских поселениях.
Река незаметно становится полноводней и шире, перекаты
исчезают. Далее появляются невысокие, но живописные скалы
сложенные темным песчаником. В некоторых пещерки со
струящимися ручейками. Красивые места. По Торопову ориенти-
роваться плохо - для островов, скал часто трудно найти
соответствие в книге. Самая известная из ошибок:
скала Марьин утес возле деревни Кокуй (якобы, где снимали
"Тени исчезают в полночь") - нет ее там, нет и ничего
похожего на нее, хотя место само по себе живописное.
Вроде бы на самом деле съемки велись где-то в Башкирии
то ли на Уфе, то ли на Белой. Впрочем в более поздней
редакции книги этот абзац уже выкинут. Плывем дальше.
Одинокий памятник на голом склоне горы - напоминание,
что здесь места бывших боев с колчаковцами, к сожалению
издалека не разглядеть. Далее село Ленское. По обеим
сторонам реки народ гуляет, рыбачит, катается -
- справляет День Победы. За селом короткий привал на
полуострове с высокими тополями в излучине реки и снова
вперед. Скал теперь нет, вдали маячит высокая церковь
с крестом. Преобладают признаки цивилизации: нефтепроводы,
бетонная автодорога, бензовозы на берегу. Почти прямолинейный
участок реки завершается у села Троицкого. За лесом
возвышается какая-то полосатая мачта, кажется ретранслятора.
От деревни Тихоновка, напротив устья речки Кунгур, начинаем
искать место для последней стоянки - кругом одни илистые
берега, впереди деревня Шубино. Встаем в полукилометре от нее,
на маленьком песчаном пляже на правом берегу Ирени. Совсем
рядом, видимо, проходит дорога - периодически слышен шум
мотоциклов. С вершины березы уже виднеется Кунгур, ~15км.
Утром последний заплыв. Моросит дождь. Проплываем большое
старинное село Неволино - каменные усадьбы, беседки на высоком
берегу в дореволюционном стиле - странным образом село
отсутствует на нашей топокарте (5 км карта Генерального штаба).
На новой 5 км топокарте Пермской области 97г оно уже
есть, imho - вообще эта серия общегеографических карт хорошо
соответствует стандарту топографических карт СССР, за
исключением номенклатурной разграфки и километровой сетки,
а в современности отражения местности даже и превосходит.
За автодорожным мостом тянутся садовые пригороды Кунгура.
За резким поворотом реки влево возникает железнодорожный мост,
за 50 м до которого мы, с некоторым трудом от неожиданности,
выбрасываемся на правый берег. Здесь сушим байдарку.
Железнодорожная площадка 1xxx км в ~100м справа от моста.
Сплав занял у нас ~3 ходовых дня (2-3 ночевки).
Заранее извиняюсь за все ошибки и неточности, которые
возможно допустил, вспоминая свой поход 3х летней давности.
К сожалению, путешествовал без ф/аппарата, так что
фотографий нет.
30.11.98