Сплав по Ирени весной 1995 г.

Прислал: Белоусов Алексей

Сплав по Ирени весной 1995 г

(все по памяти)

8.5.95 (?)

Майские праздники. Из Перми на рейсовом автобусе в сторону с Уинск. Высаживаемся на мосту через Ирень, который все называют Уинским. Погода солнечная. Зеленеющие луга и стремительный поток воды, стиснутый бетонными опорами моста. Левый берег - холмы, заросшие лесом - под ними и начинаем собирать с Верой байдарку. Местный житель - рыбак приветлив и словоохотлив. Говорит что туристы в эти места заглядывают редко. Обращает внимание на малоприметную деталь - половина моста деревянная, другая бетонная: - А.. беляки в гражданскую взорвали, когда отступали. - А Вы откуда знаете? - Да мужик, который взрывал, в соседней деревне живет... - ...!!? Еще в гражданскую воевал? - Да... у Колчака служил... ... прикидываю возраст... про себя: "во, контра недобитая!!!" :) У Торопова маршрут 115 км расчитан на 6-10 дней. У нас только 3, каждые сутки надо делать по 40 км. Около 12 часов. Байдарка собрана, вперед - нас подхватывает быстрина. Ранняя весна сместила паводок - вода уже спала. На прибрежных кустах и деревях свисают лохмотья перезимовавшей травы и разного рода мусора. Берега - обрывисты, из-за них не видно вокруг. Дно илистое. Обносим завал из бревен. Плесы чередуются с перекатами, который мы наловчились проходить - перед перекатом встаю в байдарке в полный рост и высматриваю струю, там и проходим слив. Уток - море. Первый длинный плес у села Чайка, дальше Ирень петляет по лугам, течение становится плавнее. Каких либо приметных скал не видно. Над лесом с курлыканьем кружит стая красивых птиц, то-ли журавлей, то ли аистов. Иногда река близко подходит к лесистым холмам, тогда места становятся живописней. Ориентируемся по книге "По голубым дорогам прикамья" Торопова и топокарте - 5 км. В книге такая масса ошибок, что в шутку называем автора Топоровым - впрочем, надо отдать ему должное, этот популярный туристский сборник до сих пор остается непревзойденным. Местность - так называемая кунгурская лесостепь - поля преобладают над лесом. Подплываем к Денисовской горе - ее голый склон взрыт карьером и осыпается рукотворным курумником. Здесь добывали селенит - красивый поделочный камень золотистого цвета. Лунный камень - еще одно название, хорошо отражаюшее матово-прозрачный оттенок его поверхности. Вообще то это всего лишь волокнистый гипс, прослойки которого часто встречаются в гипсовых скалах и на Сылве, и на Чусовой, но здесь он имеет красивые окраски от золотистой до оранжевой-красной. Здесь он валяется грудами. Карьер выглядит заброшенным. В его обрывистых стенках проглядывают золотистые прослойки селенита. Рядом село Красный Ясыл - его жители часто собирают здесь камни для своих поделок. Дальше река прижимается к лесистому хребту (справа) который часто обрывается скалами высотой 40-50м. На вершине некоторых из них такие-же селенитовые карьеры, а подножье усеяно кусками селенита, который в воде приобретает алый оттенок. Крупное село на пути Мал.Ашап - татарское село. Здесь запасаемся продовольствием. Народ говорит по татарски, к нам отностсятся приветливо - сразу переходят на русский. Здесь кажется чище и прибраннее чем в русских поселениях. Река незаметно становится полноводней и шире, перекаты исчезают. Далее появляются невысокие, но живописные скалы сложенные темным песчаником. В некоторых пещерки со струящимися ручейками. Красивые места. По Торопову ориенти- роваться плохо - для островов, скал часто трудно найти соответствие в книге. Самая известная из ошибок: скала Марьин утес возле деревни Кокуй (якобы, где снимали "Тени исчезают в полночь") - нет ее там, нет и ничего похожего на нее, хотя место само по себе живописное. Вроде бы на самом деле съемки велись где-то в Башкирии то ли на Уфе, то ли на Белой. Впрочем в более поздней редакции книги этот абзац уже выкинут. Плывем дальше. Одинокий памятник на голом склоне горы - напоминание, что здесь места бывших боев с колчаковцами, к сожалению издалека не разглядеть. Далее село Ленское. По обеим сторонам реки народ гуляет, рыбачит, катается - - справляет День Победы. За селом короткий привал на полуострове с высокими тополями в излучине реки и снова вперед. Скал теперь нет, вдали маячит высокая церковь с крестом. Преобладают признаки цивилизации: нефтепроводы, бетонная автодорога, бензовозы на берегу. Почти прямолинейный участок реки завершается у села Троицкого. За лесом возвышается какая-то полосатая мачта, кажется ретранслятора. От деревни Тихоновка, напротив устья речки Кунгур, начинаем искать место для последней стоянки - кругом одни илистые берега, впереди деревня Шубино. Встаем в полукилометре от нее, на маленьком песчаном пляже на правом берегу Ирени. Совсем рядом, видимо, проходит дорога - периодически слышен шум мотоциклов. С вершины березы уже виднеется Кунгур, ~15км. Утром последний заплыв. Моросит дождь. Проплываем большое старинное село Неволино - каменные усадьбы, беседки на высоком берегу в дореволюционном стиле - странным образом село отсутствует на нашей топокарте (5 км карта Генерального штаба). На новой 5 км топокарте Пермской области 97г оно уже есть, imho - вообще эта серия общегеографических карт хорошо соответствует стандарту топографических карт СССР, за исключением номенклатурной разграфки и километровой сетки, а в современности отражения местности даже и превосходит. За автодорожным мостом тянутся садовые пригороды Кунгура. За резким поворотом реки влево возникает железнодорожный мост, за 50 м до которого мы, с некоторым трудом от неожиданности, выбрасываемся на правый берег. Здесь сушим байдарку. Железнодорожная площадка 1xxx км в ~100м справа от моста. Сплав занял у нас ~3 ходовых дня (2-3 ночевки). Заранее извиняюсь за все ошибки и неточности, которые возможно допустил, вспоминая свой поход 3х летней давности. К сожалению, путешествовал без ф/аппарата, так что фотографий нет.
30.11.98