Полярный Урал, Реки Кара и Малая Уса.
Прислал:
Нестеров Александр Васильевич
Полярный Урал, Реки Кара и Малая Уса
В 1981 году мы собрались сходить на рыбалку на верховья Кары, пройти на Щучьи озера, откуда выйти на верховья Малой Усы и сплавиться по ней до Воркуты. Идею похода почерпнули в альманахе Север. К тому времени мы располагали плотом ПСН-6 в качестве средства сплава, было здоровье, уверенность в своих силах и мало опыта.
Собирались в поход пятеро, но как водится, двое отказались по разным мотивам, пришлось идти втроем: Нестеров Миша, Козлов Евгений Иванович ( ЕИ ) и Василич. Решение отдавало авантюризмом, потому что даже облегченный плот весил 35 кг, продукты и в них 30 консервных банок с тушенкой по 800 г каждая, личные вещи, патроны с ружьем, рыболовные снасти, ремонтный набор - все это составило 150 кг на троих. Такой вес образовался в первую очередь из-за недостатка опыта. К примеру лишней оказалась брезентовая палатка 4 кг, так как в плоту отлично можно было спать, что мы и делали в походе.Можно было не брать тушенку, а обойтись зажаркой, колья для палатки стали не нужны, да и вообще потом мы обходились байдарочными веслами, ну и прочее по малости.
Карт и кроков для похода не было. Обошлись схемами и описаниями из альманаха Север, переписанными и перечерченными в походный дневник. Естественно были компасы и знание местности из разнообразной туристской литературы. Нам бы очень была полезна вот такая карта района похода.
30 июня выехали из Риги и 1 июля приехали в Воркуту. Нас встречал старый друг Володя Кириченко,
у которого мы завершили подготовку к походу и оставили вещи, без которых можно обойтись в походе. В Воркуте мы купили бензин для примусов Шмель, узнали время отправления рабочего поезда на Хальмер-Ю.
Мы планировали доехать до Хальмер-Ю, договориться о заброске вездеходом к Каре или дальше к Щучьим озерам, оттуда идти пешком до Малой Усы и сплавиться до Воркуты.
2 июля приехали на станцию Хальмер-Ю, отошли от поселка, поставили палатку, оставили Мишу готовить обед на костре из досок, которых по тундре было очень много, а сами пошли в шахтоуправление поговорить о вездеходе. Сначала нам повезло. Главный инженер и еще кое-кто собирались на Щучьи озера порыбачить и согласились взять нас с собой.
3 июля. Мы перебазировались к вездеходной дороге, стали ждать вездехода, а его все не было. Пошли к управлению. Вездеход после ремонта уже стоял под газами, как вдруг у него вырвало свечу из гнезда. Главный инженер развел руками и сказал магические слова:" Ну .... твою мать". Удача от нас отвернулась. Пришли в лагерь, перекусили, Миша и ЕИ пошли разведать дорогу, прошли более половины пути и вернулись в лагерь. Поужинали и устроились спать в плоту. Палатку подстелили для тепла. С этого дня мы спали в плоту. Было тесновато, мешала банка, но спать было тепло, крыша не продувалась.
4 июля. Решили идти пешком. Если посмотреть по карте, то пешая часть маршрута примерно равна по длине водной и составляет порядка 100 км. С нашей ношей у нас получилась трудная дорога. Примерно 25 километров прошли в этот день, дошли до ручья Бур-Шор и заночевали.
5 июля. Примерно через километр от места ночевки началось топкое разъезженное мотоциклами и вездеходами болото. Часа два-три пробивались эти 6-8 километров до берега Кары. Там встретили двух рыбаков. Они перегородили реку сетью и стояли уже вторые сутки и наловили ведра два сигов и хариусов. Поговорили с ними о местности, о рыбалке. Затем надули плот, переправились на другой берег Кары. Ширина ее метров 60-80.
Миша ловил рыбу на спиннинг, на червя. Безрезультатно. Там где есть люди и сети, рыбы не будет. Поискали вездеходную дорогу, не нашли. Поужинали и устроились спать.
6 июля. Утром после завтрака мы с ЕИ пошли по берегу искать вездеходную дорогу, так как по тундре идти топко и мокро. Пошел мелкий холодный дождь. Примерно через километр от нашей стоянки нашли дорогу или скорее следы вездеходов. Это была вездеходная дорога на озеро Усваты.
Дошли до бойкой речушки, что вытекает из озера Гнеть-ты.
Решили вернуться за Мишей. Миша приготовил обед, поели, собрались и пошли. Рюкзак с плотом был самый тяжелый. До Кары его нес Миша и натрудил спину, теперь плот несли мы с ЕИ поочереди. От этого рюкзака у ЕИ обнаружились нестандартные кости. Переправились через ручей, стали лагерем, да и заночевали.
7 июля. Продолжили движение по вездеходной дороге, перешли еще два ручья, последний из которых с глубокой долиной, и подошли к слиянию Большой и Малой Кары. Поднялись по Большой Каре до водопада, встали лагерем.
Неподалеку был снежник.
В книжке было написано, что под водопадом много рыбы.
Ни на какие снасти Миша не смог что-либо поймать. Нет теперь рыбы под водопадом , потому что на пути к водопаду стоят сети, которыми перегородил Кару житель чума, стоявшего на слиянии рек. Видимо он делает это всегда.
8 июля. Собрались, подошли к чуму, расспросили пастуха о дороге. Пастух домогался спирта. Мы предложили доставить наш груз за спирт до озера Усваты, пастух отказался сославшись на усталость оленей. Переправились в удобном месте через Кару. Вездеходы идут прямо по реке. Река мелкая, дно галечниковое. Ребята остались сушить плот, а я пошел искать продолжение вездеходной дороги на перевал. По дороге встретил озерко, битком набитое хариусами. Встретил пару белых гусей, стада которых когда-то на Каре покрывали землю как снегом. Дорогу на перевал нашел, она шла вдоль чистого бойкого ручья, текущего с перевала. Шел обратно по курумнику, так как ниже было болотисто.
Застал ребят у плота смущенными. При сушке не потравили воздух из плота, плот на солнце нагрелся и у него лопнуло надувное дно по склейке. Клеиться не стали, захотелось рыбу половить. Собрались, дошли до озерка. Хариусов ловили на мушки перетягой. ЕИ дали поплавочную удочку и червей для насадки. Червяков привезли из Риги. ЕИ в рыбалке ленив, но все таки поймал несколько хариусов. Мы с Мишей поймали килограмм пять, правда хариус был мелковат, однако клевал отлично.
Наловились рыбы, собрались и пошли. По заболоченной почве идти трудно, топко. Миша хотел было идти по курумнику, мы с ЕИ отговорили его, ведь если кто-нибудь сломает ногу, человека до больницы нести 80-100 км. Это беда. Оставили рюкзак на видном месте, дошли до дороги, оставили Мишу готовить уху, а мы с ЕИ вернулись за рюкзаком и доставили на место. Сварили отличную уху, затаборились и хорошо выспались
9 июля. Пошли по дороге на перевал. Дорога шла вдоль ручья, дошли до впадения ручья слева. Оба ручья огибали гору с двух сторон. Решили подняться на вершину чтобы осмотреть окрестности. Рассмотрели водораздел, Малую Усу и даже Воркуту. Ориентироваться стало легче. Дорога пошла вниз с перевала опять вдоль ручья. Спустились с горы, поставили лагерь в лощинке, приготовили ужин и заночевали.
10 июля. После завтрака стали чинить плот. Сначала нитками прошили отклеившуюся часть дна, а места прошивки проклеили резиновыми полосками изнутри и снаружи. Собрались и по дороге довольно скоро дошли до озера Проточное и встали на берегу ручья.
Остаток дня ловили хариуса перетягой на мушку. Хариус попадался покрупнее, до 400-500 граммов, и ловился хорошо. Было холодно. Сварили уху на примусе, грелись костром. Собрать топливо для костра было несложно. Рыбалка понравилась. Решили устроить дневку.
11 июля. Ловили хариусов перетягой и удочкой. Научились находить червяков под навозом у входа в норки леммингов. Около каждой норки можно найти одного -двух червяков.
12 июля. Решили идти на Малую Усу. Рыболовного опыта не было, думали на большой реке и рыба будет больше. Это было заблуждение. На севере и в Сибири летом вся рыба кормится в ручьях и речушках, в висках и озерах, в верховьях рек - там много насекомых, мальков. Большие реки летом пустые. Рыба там бывает два раза в год - весной при ходе на нерест и осенью - при скатывании в места зимовки. Где сплавом, где проводкой вышли на Малую Усу и прошли по ней километров десять, встали в устье ручья и наловили хариусов на уху.
13 июля. Прошли с разведкой шесть порогов.
Это один из порогов. Разведка порогов обязательна. Скорость течения в пороге большая и можно налететь на острые камни или другие опасные предметы. Для ПСН-6 сами пороги не представляют опасности, однако авария в холодной воде с риском потерять средство сплава и продукты опасна для жизни. В это время года солнце еще не уходит за горизонт. Днем поют птицы, ловится рыба, дует сильный и как правило встречный ветер, ночью светло как днем, но птицы молчат, рыба не клюет, ветер перестает. Пришлось нам поменять день на ночь. Днем можно спать в тепле под солнышком, ночью сплавляться, так как ветра нет. Сплав пошел веселее.
Миша на разведке порога.
14 июля. Прошли еще 3 порога. Стали замечать следы людей. Рыболовы из Воркуты на мотоциклах по береговой тропе забираются довольно далеко вверх по реке. Иногда попадались находящиеся в воде кораблики с мушками. Даже если бы рыба поймалась, снять ее с крючка не кому. Огорчительное варварство.
15 июля. Подошли к порогу на слиянии с Большой Усой.
Миша настоял на проходе без разведки, за что поплатились. Дно плота было прорвано. Пришлось чиниться и далее продолжить путь. После 10-15 километров встали на ночлег.
16 июля. К полудню подошли к временной плотине водозабора на Усе. Эту плотину строили каждый год. Раньше эту работу выполняли заключенные, лагерь для их содержания еще сохранился. Зрелище жуткое. Теперь плотину строят рабочие, и так каждый год. Пообедали в рабочей столовой и вместе с рабочими уехали в поселок Советский, затем в Воркуту.
17 июля. Привели в порядок имущество, попрощались с гостеприимными хозяевами и к вечеру выехали в Москву.
20 июля прибыли в Ригу.
Выводы и рекомендации с позиции нынешнего дня.
Самое лучшее средство сплава - четырехместный катамаран с полным экипажем.
Не брать консервные банки с тушенкой и прочими мясными продуктами, достаточно зажарки на сале с луком и прочими полезностями.
Хорошо идут сладкие молочные каши с изюмом , какао на сухом молоке.
В сложных походах достаточно двухразового горячего питания с перекусом копченой колбасой и шербетом или чем-либо сладким и калорийным.
Всего на человека в день достаточно 600 грамм сухой пищи.
Никогда не рассчитывать на пополнение пищи в походе за счет охоты, рыбалки, грибов и других даров природы.
Одежда должна быть достаточно водо и ветроустойчива.
Сапоги брать рыбацкие резиновые высокие, к ним кроссовки для бивака.
Использованная литература:
Водные маршруты СССР. Азиатская часть. Москва. ФиС. 1976. 160с.
Север. Москва. ФиС. 1975. 264 с.
Фотографии и карту можно посмотреть на сайте http://pohody1.narod.ru/index1.html
Другие подробности у автора nestav@yandex.ru
Спасибо за внимание. Василич. Нестеров Александр Васильевич.