Коксу 1991 г.

Автор: Бурудастых А.В.

Планировали река Чарын (Восточный Тянь-Шань) а получилась река Коксу (Джунгарский Алатау)

Состав 2+4+4: Я, Яковлев,
Юшков, Колобков, Гойнов, Дреев.
Сабуров, Осокин, Зрячих, Шешин.

25 апреля

9 мужиков на свердловском поезде отправились строго по расписанию в 16-30. Провожающие обливаясь слезами забрасывали нас цветами и поцелуями. Торжественная часть закончилась с первым перестуком колес и незаметно перешла в неофициальное застолье. Мы поздравили друг друга с началом сезона 1991 года. С нами в вагоне ехали Ширёв и Анид из группы идущей на Чилик. Они в Свердлвске встретились с группой Новикова и поездом поехали в Бишкек. Новиков нас обозвал авантюристами, ревниво поворчал, по поводу, что мы второй раз не заявляемся на шестерку. Расстались с ним мирно сухо без поцелуев и слез. Гуляя по городу встретили Мальцеву и Громова. Выпили по бутылочке пива за встречу. В 19-35 мы в самолете приводим спинки кресел в вертикальное положение, пристегиваем ремни и рулим на взлет. В Алма-Ате нас должен встретить десятый член команды Дима Древ. Увы, Дима идти с нами отказался. Причина пока неизвестна. Но есть определенные подозрения. Пришлось искать десятого члена команды в Алма-Ате прямо ночью. Утром нашли, но только женщину. Дреевы опытнейшие туристы Алма-Аты, члены МКК напугали нас огромным паводком на всех реках Юго-Востока Казахстана. Все эти новости заставили нас отказаться от Чарына. Взвесив наши шансы, принимаем решение идти на Кок-су от Красной речки. Рано утром 27 апреля едем на автовокзал. Суббота. Автобус только в 12-10. Еще одно обстоятельство: Ольга может ехать только завтра 28 апреля. Мы сней четко договорились, что встречаем у моста через Кок-су перед Рудничным. И поехали. Ехали через знакомый Сары-Озек( где я служил) До моста перед Рудничным доехали без приключений. Река нас разочаровала тем, что воды в 3 раза меньше чем в прошлый раз. Но нас успокоили тем, что тепла еще толком не было. Первые дни жарит солнце, а ночи еще холодные. Поэтому вода еще не пошла. Надеемся что пойдет. Только выгрузились из автобуса, подьезжает камаз самосвал. Грузимся в кузов и вверх по ущелью. Дорога очень плохая. Ехали больше часа. Совсем стемнело. Едем при свете фар. Проехали около 20 км. Встали не далеко от пятой пасеки. Поужинали и спать.

28 апреля

Подьем в 7-00. Решаем до завтрака пробежаться вверх по дороге на разведку. Убежали очень далеко. По карте насчитали 17 км. Через 12 км от нашего лагеря видели подвесной мост, выше его приток Тентек-Булак. Дальше сказы закрывают долину. Поднялись на бом. Осмотрелись. Река ушла в левое ущелье. Пошли по нему вверх еще час. Неплохие пороги. Лавина на нашем берегу перегородила долинку до самой воды. Сфотографировались на ней. Дошли до крупного притока, через него перекинута береза. Под ней ревет поток. Страшно. Время уже 11-00. повернули обратно. В лагерь вернулись только в 14-30. Встретили свежие следы медведя. Шел по нашим следам после нас. После обеда начали собирать катамараны. Два Миши еще в 11-30 ушли к мосту встречать с автобуса Ольгу. Мы собрали катамаран, с 20 до 21 поужинали и легли спать. Ноги после такой разведки гудят. Миши встретили Ольгу и добрались на мотоцикле и пешком к 22 часам. Во время ужина мы наблюдали короткий и резкий скачек уровня воды около 10 см. По реке пошел мусор, снег и грязная вода. На следующий день нашли обьяснение этому явлению. В 2 км от нас сошла лавина с левого борта ущелья. Такие же большие плотные комья твердого снега, как и на Малом Нарыне. Но размерами конечно поменьше.

29 апреля

Подьем в 7-00. Заканчиваем сборку, завтракаем и уносим суда вверх по дороге на3-4 км. Я и Вадик встретили там группу с Новосибирска на двух двойках и одной четверке. За час с небольшим доплыли до нашего лагеря. В самом начале сплава очень неплохие 2-3 порога. С берега казалось, что воды меньше. Оказалось струя довольно мощная и жесткая. Скорость не оставляет времени для маневра. Сплав получился очень динамичный и настроение у всех поднялось. Реку зауважали. К вечеру надеемся на подьем воды. Базовый лагерь сегодня не переносим. Желающие смогут еще раз сносить суда вверх. Время уже 15ч. Сейчас будем обедать. После обеда обьявили тихий час до 16-30. Пройти верхний участок желающих, кроме меня и Вадика не нашлось. Мы унесли судно на 50 минут чистого хода. Пока оделись, подкачались, пошли в 18-15. Вода к этому времени прибыла на 10 см в сравнении с утрешней. Валы стали еще жестче , бочки еще глубже и мощнее. Вадик сказал, что пятерка чувствуется. До лагеря 24 минуты- полет нормальный. Вечером после ужина наконец то запели и довольно на долго. Ночь опять была холодная.

30 апреля

Подьем в 8-00, завтрак. Юшков с Димой и Ольгой ушли на двойке вверх. Ждем их часа через полтора. А пока собираем вещи, палатки, спальники. Наконец то сегодня базовый лагерь перенесем км на 10-12 ближе к Рудничному. Вода утром опять упала на 10 см. Но солнце жарит с 8 утра, надеемся что к вечеру опять будет подьем уровня. Пока дождались Мишу, пока они собрались время уже 13-00. Все готово к отплытию. И мы кильватерным строем двинулись вперед. Шли до 15-30. За это время прошли 2 хороших порога. Какой то из них " топор". Первый после селевого выноса образовавшего подпор и мощный порог с крутым падением. Второй порог еще красивее. В коренных берегах огромные глыбы-бегемоты и резкие крутые сливы. Было и несколько порогов попроще. В одном из них на четверке Сабурова сорвало прокладку под горбом, и гандолу трет голой трубой рамы. Решили сразу тормознуться и отремонтировать. Остановились на красивой террасе правого берега. До 3 пасеки 10 минут хода. Решили сходить за хлебом. Думали не далеко. Юшков ляпнул минут 40. Мы шли до пекарни в Кок-су 2 часа30 минут. Купили 7 буханок хлеба и одну сразу сьели. Вернулись в 21-00. А трое Колобков, Яковлев и Гойнов пошли до Рудничного и вернулись вообще в 22-00. Мы успели до полной темноты форсировать ручьи через дорогу. У 1 пасеки встретили команду Порошина. Завтра надо идти до него. Вечером к нашему костру подошли пара из Барнаула. У них был оверкиль в "топоре". Суденышки у них малюсенькие. Договорились, что дальше они идут с нами, что б мы их подстраховывали.

1 мая

Утро, завтрак. Со сборами не спешим. Идти сегодня не много. И лучше идти во второй половине дня, когда воды будет побольше. Не получилось. Вышли в 11-30, а часа через 2,5 хода были уже у первой пасеки в лагере Порошина. Идти сегодня дальше не хотим. Пообедали. Думали покататься по Рубикону, но до него далековато. Не охото таскать катамараны. В верх нас почему то никто не везет. В 18-10 на 66м проехала какая то группа, полный кузов. Нас стоит уже 26 человек, 10 Порошинских, 10 наших и 6 барнаульцев. Они не хотят от нас уходить. Я с Вадимом сегодня дежурный. От безделья после обеда напала тоска. Скорей бы уже ужин. Ужин был сильный. Миша Юшков устал и уснул прямо у костра. Пели долго. Своих было 26 человек, да еще местные подошли человек5. Концерт затянулся. Спать расходились в первом часу ночи.

2 мая

Подьем, завтрак. Пермяки и барнаульцы пошли обносить рюки за Рубикон. Потратили на это почти час. Мы пошли первыми. Двойку обносили раз 5. Всяко проходили, и кормой тоже. Гойнов с Юшковым и Яковлевым пытались специально лагом проходить, может кильнет, не получилось. Пошли дальше. Пермяки отстали. Часа через 1.5 сплава встали на обед. Барнаульцы прошли еще пол часа дальше. Левый приток Коктал добавил воды примерно половину Кок су. Расход примерно 70 кубов. Тепло, ясно. Полно клещей. После обеда сдаем дежурство. Слава богу. Пошли дальше, еще час чистого времени. Встали на ночевку как раз в месте отворота асфальтовой дороги от реки к перевалу. Через час прошли Пермяки, встали на левом берегу на 2км ниже. Барнаульцы с нами. После ужина опять песни у костра.

3 мая

Пятница. Подьем был необычный. Все вокруг за ночь завалило снегом. Все выходят из палаток и охают и ахают. Вот спели вчера про погоду и про снег. Слепили снеговика, и все дружно с ним сфотографировались. Сегодня Ольга и два барнаульца уходят с маршрута. Им всем надо срочно на работу. А пока после завтрака решили не плыть. Полежать и поиграть в картишки. Может погода исправится. Вода даже прибыла, против обыкновения к утру падать. Снег понемногу тает, а временами падает новый. Но тепло. Так что подъем воды будет. Увы. Снег помаленьку растаял, но подъема воды так и не дождались. Холодно. На солнце плюс, а только солнце скрылось, вся одежда замерзает. На прибрежных кустах висят сосульки. Двинулись в путь сегодня поздно, в 16 с лишним.. Подошли к пермякам, захватили у них Лариску Рысеву и удрали с ней дальше. Прошли еще минут 40, и около 19 встали на ночлег. Рядом стоят новосибирцы.

4 мая

Суббота. Утром дружно встали, собрались и ринулись в ущелье Ерзасай. "Ворота" идем без разведки. Порог скромен по этой воде. Но все группы тормозятся, греются, фотографируются. Места все знакомые. Проходим стоянку прошлого похода. Обедаем у "двух автобусов". Порог так изменился, что Сабуров и Юшков его не узнают. После обеда пороги 56, 57, 58, 59(черный камень) Встаем. Идем в гости к нашему знакомому Геннадию Сергеевичу. Просматриваем дневник, хранящийся у него. Наша запись сохранилась с похода 1988года. После нас прошло еще очень много групп. В 1989 году один погиб. На сплаве, но не турист. Сплавлялись на камерах без весел с шестами. По такой реке не мудрено, что погиб. Удивительно, что только один. Геннадий Сергеевич рассказал, что после нашего предыдущего похода летних больших паводков больше не было. Поспорили с ним о политике, о разваливающемся Союзе. Ему сложнее, он русский, а живет в Казахстане. Землю просил, замаялся ходить, не дают. Пофотографировались на память. Пошли дальше. 60, 61 ерунда. 62- "Свирепый Гарри" просто хорош. Две крутые ступени с хорошими валами и бочками. Но мы идем без разведки и страховки. Страховку остальным обеспечили. Красиво их поснимали на камеру. 63-"Водопадный" проходим строем. Хорош! Слив 1.5 метра с мощной бочкой. Сабурову досталось, почему то больше всех из нашей команды. Еще несколько не сложных порогов и мы ищем место для дневки и бани. Место выбрали изумительное. Дрова, солнце, пляж, ровная поляна все есть. Вечером прогулялись с Шешиным вверх. Нарвали зеленого дикого лука. Вечер с песнями у костра. Хорошо!

5 мая

Утром встали поздно в 10 часов. Воскресенье, видимо выходной. Завтрак, отдых. Ближе к обеду начали строить баню. По отработанной тентекской схеме, получилось быстро и хорошо. Обедаем, отдыхаем, и начинаем самое приятное. Все орут и рехают. Парятся и прыгают в реку, и так по 2-3 раза. После бани наркомовские и песни у костра. Вот так славно прошла дневка. В момент нашего ныряния в реку после парилки мимо проплывали несколько катамаранов. И они нам завидовали.

6 мая

Понедельник. Как известно, понедельник день тяжелый. Завтрак запоздал. Уже собранные сели завтракать. Пошли, реку не узнаю. Этот участок в прошлый раз пролетели ходом. Сейчас идем с маленькими передышками. Но "Черный Замок" великолепен. Пока обедаем на нем, несколько раз обносим двойку. Порог проходят все желающие, даже барнаульцы. После обеда момент, и мы в Кукреу. До него совсем рядом. Место достопримечательное, народу собралось много. Посмотрели каньон, решили идти. Выставляем страховку на катамаранах и с морковками на берегу. Первым иду я с Вадиком. Первый водопад пятиметровый, заходим вдоль левого берега через обливные камни. Прыгаем с разгону на пенную бочку и почти не проваливаемся. Сразу под правый берег. Передохнули, и во второй водопад. Прыгаем в центр, а надо бы чуть левее. Бочку не пробили. Но скатиться назад мы не дали. Зацепились веслами и тащим вверх. Судно отбросило в лево, но назад все же не скатились. Это нас спасло. Встали на перекур под левым берегом. Отдохнули. Народ перебежал по берегу к четвертому водопаду. Третий водопад тряхнул на удивление сильнее, чем ожидали. С берега он совсем не смотрится. Струя в нем очень жесткая сбивается в два жгута, а между ними яма. Пролетели как из ружья. Перед четвертым уже не остановиться. Идем сходу. Правее центра. В самом центре яма. С права треком закручивается сильнейшая струя. На самый трек вырулить не успели. Но за эту струю вцепились полулагом. Веслами зацепились и не дали свалиться в яму за центральным камнем. Струей сильно отбросило к левому берегу. Но под скалу совсем не потянуло. Рванули в право сразу под стенку к страхующему катамарану. Вот тогда я понял, что Кукреу мы победили и остались живы. После нашего эффектного прохождения решили идти на четверке Юшков, Осокин, колобков и Гойнов. Мы с Вадиком встали на двойке на страховку после первого водопада. К водопаду они подошли почти лагом, но в сливе их камнями довернуло, и они слетели вниз исключительно ровно. В бочке почти не провалились. Такое легкое взятие этого гиганта воодушевило их на дальнейшие подвиги. Но во втором водопаде при выныривании из бочки их подбросило струей справа и снизу и моментально опрокинуло через корму. Перевернутых отбросило в лево и только тогда бочка отпустила. Все четверо выбрались на судно самостоятельно. Только одно весло упустили. Его понесло прямо на страхующий катамаран. Весло поймали и вернули ребятам. Отдохнули (очухались) и рванули дальше. Третий взяли без происшествий. А в четвертом опять оверкиль. На трек не дотянули, провалились в яму правее почти в центре. Правым треком взрывным валом их опять опрокинуло через корму. Левый задний совсем пропал в бочке, а остальные, пролетев по дуге в воздухе, свалились в центр струи и улетели под левую скалу. Колобков оказался между судном и скалой. Пришлось подныривать. Но катамаран к скале не прижало. А вот Юшкова в бочке крутило долго и не отпускало. Трое держась за судно вышли из порога и выбрались на берег с помощью страхующего судна Сабурова. Осокина подобрали, а Юшков сам выбрался на левый берег. Посидел, отдышался, спустился в воду и вплавь пошел навстречу страхующему катамарану. На этом их прохождение закончилось. Это было круто. Последними решились идти экипаж Порошина. В первый водопад они не сунулись, обнесли. А во втором у них смыло капитана. Его выловили и помогли выбраться на правый берег. Судно ушло как обычно на левый. Когда они пошли за Серегой к правому берегу, мы увидели, что правая гандола распорота. Пока они причалили к правому берегу и пытались пройти против течения 5-7 метров, гандолу струей разорвало до кормы. На веревках подняли судно из щели каньона наверх. Больше желающих проходить Кукреу не нашлось. Хотя на берегу судили да рядили красноярцы, семипалатинцы, новосибирцы и архангельцы. С чувством победителей и огромной усталостью мы прошли по реке еще пару километров и встали на ночевку. По иронии судьбы опять я и Яковлев сегодня дежурим. из последних сил. Ну наконец то этот день закончился наркомовскими и песнями у костра. Отбой.

7 мая

Вторник. Подъем, завтрак. У Вадика сегодня какой то критический день. К счастью Кукреу прошли вчера. С утра, после завтрака, пошли в кишлак за шерстью. Купили 20 с лишним килограмм козьего пуха. Затем прогулялись еще до следующего кишлака. Там в магазине уже все по талонам. Чувствуется приближение цивилизации. Вернулись на берег только к обеду. Перекусили томатным соком с хлебом и решили идти без обеда до плотины. Часа за 2 дошли до плотины. Вдоль реки идет трасса. Проезжающие мимо машины машут нам руками, приветствуют. К плотине подошли к 16-00. Пока суда обсыхали, мы успели пообедать. Затем разобрали суда, упаковались и часов в 20 зашагали к автобусу. До совхоза имени Ленина шли больше часа. Совсем стемнело. Автобусы до Кировского уже не ходят. Подождали почти час. Автобуса нет, поймали камаз и в кузове уехали до Кировского. Там довольно скоро в 23-30 сели в автобус до Алма-Аты. Проснулись уже в Алма-Ате.

8 мая

Утром поехали первым делом на Ж./Д вокзал отправлять багаж. Я заскочил к Дреевым отдал им отчет по Коксу, забрал свой по Чарыну и шмотки. К обеду богаж сдали, правда с заморочками. Пришлось брать ж/д билет и по нему сдавать багаж за 93 рубля. А иначе в 2 раза дороже. Потом билет сдали Саши, где мы остановились, дома не было. Мы оставили у него под окном рюкзаки и ушли по магазинам. Билеты обратные были куплены заранее только на понедельник. А завтра выходной. Поэтому я Вадик и Сабуров решили ехать домой сегодня. Вечером купили билеты до Челябинска, старые до Свердловска сдали, и ночью улетели в Челябинск.

9 мая

Утром мы в Челябинске. С трудом нашли пельменную, позавтракали и поездом уехали в Свердловск. Всю дорогу опять проспали. В Свердловске опять нашли столовую и в поезд и до Березников. Большую часть дороги опять проспали. Вставали только поесть и попить чай. Вот и Березники. Наконец то мы дома..