р. Кожим - р. Лемва - сплав - р. Уса. 1997г.

Прислал: ???

52 - первенство г. Москвы по туризму среди учащихся
Детский клуб водного туризма “Азимут”
Дворца Творчества Детей и Молодежи Восточного округа г. Москвы

О Т Ч Е Т

о водном (катамараны) туристском походе 2 категории сложности по маршруту:

Москва - ст. Инта (машина) - р. Балбанью - сплав - р. Кожим - волок - р. Лемва - сплав - р. Уса - ст. Абезь –г. Москва

с 13 июля по 2 августа 1997 года

 

Маршрутная книжка № 04/4-304
Руководитель похода:
Кузьмина Н.С.
Москва: ул. Воронцовские
Пруды д.5, кв.64
т. 936-10-08

Маршрутно-квалификационная комиссия МосгорСЮТур рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю

Категория сложности_____________________

Рецензент /_______________/

СОДЕРЖАНИЕ


1. Справочные сведения о походе

1.1. Паспорт маршрута
1.2. Состав группы
2. Характеристика района похода 2.1. Обзор района похода
2.2. Подъезд и отъезд с маршрута
3. Техническое описание маршрута и лоция реки 3.1. График движения (Таблица дневных переходов)
3.2. Радиальный выход на хребет Малды-Нырд
3.3. Сплав по реке Балбанью
3.4. Сплав по реке Кожим
3.5. Волок с реки Кожим на реку Лемва
3.6. Сплав по рекам Лемва, Уса
4. Выводы и рекомендации

5. Приложение 5.1. Сведения о материальном оснащении группы. 5.1.1 Средства сплава
5.1.2 Состав специального снаряжения

5.2. Рекомендации по питанию
5.3. Картографический материал
5.4. Фотоматериалы
6. Краеведческое задание

1. Справочные сведения о походе

1.1 Паспорт маршрута.

Вид туризма: водный
Район путешествия: Приполярный Урал, республика Коми.
Категория сложности: 2 к/сл.
Нитка маршрута: г. Москва - ст. Инта (машина) - р. Балбанью - сплав – р.Кожим - волок - р. Лемва - сплав - р. Уса - ст. Абезь – г. Москва Средства сплава: 3 четырехместных катамарана
1 двухместный катамаран
Протяженность маршрута: 237 км сплав по р. Балбанью — 15 км;
сплав по р. Кожим — 18 км;
пеший переход на р. Лемва — 16 км;
сплав по р. Лемва — 177 км;
сплав по р. Уса — 13 км.
Продолжительность похода: 21 день; 13.07 — 2.08.97 г.
Число участников: 16(14 уч. + 2 рук.)
Маршрутная книжка: 04/4-216
Шифр МКК : 142-04-4323300
Руководитель группы: Кузьмина Нина Сергеевна
Поход проведен: детским туристским клубом "Азимут" ДТДиМ Восточного округа г. Москвы.

Раздел подготовил Касторский Дима

2. Характеристика района путешествия.

2.1. Обзор района похода

Путешествие проходило по западным склонам Приполярного Урала.

Рельеф.

Приполярный Урал — наиболее возвышенная и широкая часть Урала. Отдельные вершины поднимаются тут более 1800 м над уровнем моря, а ширина горной полосы достигает 150 км (на 65 град с.ш.). В этом месте меридиональное направление хребтов Урала изменяется на северо-восточное и Приполярный Урал образует широкую дугу, спускающуюся несколькими ярусами к Ляпинской депрессии (впадине) Западно-Сибирской низменности. По внешней стороне дуги простираются сильно расчлененные хребты высокогорной зоны (более 1 000 м) — Саблинский, Западный и Восточные Саледы, Малды-Нырд, Исследовательский, Народно-Интинский, между которыми текут реки Печорского бассейна. Водоразделом Приполярного Урала, отделяющим Европу от Азии, являются Народо-Интинский и Исследовательский хребты.

Основные очаги современного оледенения находятся на приполярном Урале — в районе горы Народной, на хребтах Восточные Саледы и Сабля. Большинство ледников Урала лежит в глубоких карах на подветренных склонах хребтов. Высота нижних концов языков колеблется от 400 до 1350 м над уровнем моря. Ледники Урала питаются в основном навеянными снегами (вечных снегов на Урале нет. Значительную роль играют также мощные лавины, сходящие с крутых склонов каров.

Уральский Север — лавиноопасный край. Особенно опасные мокрые лавины на Урале сходят обычно с начала апреля, но массовый спад их отмечается в конце апреля — начале мая. Самое позднее падение лавин бывает в конце мая.

Климат

Климат Уральского Севера резко континентальный, суровый, с длинной морозной зимой и коротким прохладным летом. Осадков в наиболее возвышенных районах западного склона, выпадает от 1000 до 1500 мм в год.

Зима с обильными снегопадами, сильными метелями, продолжительная и морозная. Отрицательные среднесуточные температуры воздуха и снежный покров держится около 7 месяцев на прилегающих к Уралу равнинах и не менее 9 месяцев в высокогорье (свыше 1000 м). Самый холодный месяц — январь, со средней температурой — 19-23 град, но случаются морозы и в 55 град (на равнине).

Июль — самый теплый месяц. Средняя температура на равнинах + 12-17 град. На высотах 1000 - 1300 м — до +5-10. В наиболее жаркие дни воздух прогревается до + 32-34 град. Солнечная погода на западном склоне в наиболее теплые месяцы года — июле и августе — редко длится больше 10-12 дней.

Растительность и животный мир

Растительность Уральского Севера богата и разнообразна. Только в таежных лесах насчитывается около 200 видов высоких растений, их них 28 видов деревьев и кустарников. В горах на небольшом расстоянии можно встретить глухую хвойную тайгу, смешанные леса, субальпийские и альпийские луга с травами и цветами в рост человека, суровую высокогорную и арктическую тундру.

Лес поднимается в горы в среднем до высоты 500 м.

Среди елово-пихтовых лесов обильны моховые и осоково-моховые болота, заросшие пушицей, багульником, полярной березкой, голубикой, морошкой и клюквой. С подъемом в горы исчезают болота и топи, реже лесные завалы. Вместо елей и пихт появляются березы и лиственницы. Выше леса начинаются кустарниковые заросли полярной березки, багульника, голубики, альпийские луга с низкой питательной травой и яркими цветами. Выше кустарниковых зарослей и альпийских лугов (800-1200 м) на склонах хребтов среди каменных россыпей растут невысокие кустарнички, травы, мхи и лишайники.

На Уральском Севере обитают типичные представители фауны тайги и тундры: волк, медведь, росомаха, рысь, лисица, заяц, белка, песец, выдра, куница, горностай, соболь, северный олень, лось; из пернатых — полярная сова, кречет, ворон, белая сова, глухарь, тетерев, куропатка, кедровка, гуси, утки, гагара. В прозрачных водах притоков Печоры, Камы, Кары и Оби водятся семга, хариус, нельма, муксун, таймень, сырок, сельдь и сиг.

Реки и озера

Реки Приполярного Урала принадлежат бассейнам Карского моря. Наиболее бурные и порожистые участки с большим падением русла и быстрым течением (до 20 км/ час) находятся в местах прорыва реками хребтов, гряд и увалов или там, где реки прорезают твердые горные породы (Большая Уса, Кожим, Вангыр, Косью, Щугор, Подречье, Илыч). Здесь поляны сужаются, образуя ущелья с отвесными скалистыми берегами высотой 60-100 м.

Водоносность рек края не имеет себе равных на всем Урале (до 40 л/ сек км кв.

До 10 июня ледоход заканчивается на реках Полярного Урала. На крупных реках западного склона — Вишере, Кьсью, Кожиме, Усе6, Каре — ледоход проходит бурно, с высоким подъемом воды, мощными заторами льда.

Озера Приполярного Урала многочисленны. Они в основном ледникового происхождения, лежат в глубоких карах и цирках. Каровые отличаются высоким расположением (выше 800 м), большой глубиной (более 20м), округлой формой, каменистыми, почти лишенными растительности берегами, отсутствием рыбы.

Экономика, население, населенные пункты.

Наряду с добычей полезных ископаемых — каменного угля, нефти, горючего газа, торфа, каменной и калийной солей, горного хрусталя, железа меди, сурьмя, золота, алмазов, свинца и многих других — на Уральском Севере осуществляется заготовка ценной древесины — сосны, лиственницы, кедра, ели. Важное место в экономике края занимает промысел пушнины.

Коренные жители края — коми.

г. Инта – расположен в республике Коми в 50 км к югу от северного полярного круга на ЛБ реки Б. Инта (бассейн реки Печора). Статус города получил в 1954 году. Численность населения более 60000 человек. Центр добычи каменного угля и деревообработки. В 15 км от города - железнодорожная станция Инта-1. Есть аэропорт.

Сеть магазинов, почтовые отделения, больница. Музеи отсутствуют.

Интинская ГорСЮТур – адрес: ул. Куратова 68, тел (821- 45) 376-88

Интинский ПСО – адрес: 169830 ул. Мира 41 тел(821-45) 343-33

Пос. Соно-Вож - 20 дворов, магазина нет

Пос. Епа - 50 дворов, магазин работает после 17.00

Пос. Абезь – крупный поселок у одноименной железнодорожной станции. Население более 2000 человек. Есть больница, почта, телеграф, сеть магазинов.

Раздел составил Баканов Игорь

2.2 Подъезд, выезд с маршрута.

Подъезд

До начального пункта маршрута – г. Инта можно доехать тремя поездами; удобнее ехать на поезде № 120 Москва - Лабытнанги (отправление 23.45; прибытие – 11.00; время в пути 35 часов 45 мин.).

Машину для подъезда на маршрут необходимо искать в городе(15 км от станции), куда ходит городской автобус, на автобазах. Необходимо найти вездеход с двумя ведущими мостами, так как дорога очень плохая. Ехать нужно от 100 до 110 км в зависимости от места начала сплава.

Отъезд

От места зачалки и разборки судов до станции 1.5 км. Через станцию проходят 3 поезда до Москвы(1 фирменный) наиболее удобен поезд 175 Воркута –Москва. Отправляется из Абези в 21.10 прибывает в Москву через 42 часа в 15.10. Стоянка поезда на станции Абезь 5 минут.

Раздел составил Баканов Игорь

4. Выводы и рекомендации

Затем этот район был закрыт в связи с золотодобычей на р. Кожим. Два года назад район открыли для туристов, т.к. золотодобыча сокращается. Реки Балбанью, Кожим вошли в состав национального парка. Для добычи золота в верховья р. Кожим и его первого притока р. Балбанью была простроена дорога, которая позволила добираться в верховья р. Кожим и Балбанью.

Сплав по р. Балбанью в 70-80-е г. не проводился (отчетов нет). При подготовке похода удалось получить отрывочную информацию о р. Балбанью из устных рассказов туристов побывавших на реке в последний год, два.

Решено было попытаться сплавиться по р. Балбанью. К сожалению, уровень воды в реке во время прохождения маршрута был низким, поэтому пришлось начать сплав от устья р. Пелингитай (отсюда сплав — без проводки судов). Выше — много мелководных участков; это явилось причиной изменения графика движения. На р. Лемва при сплаве был очень высокий уровень воды, что позволило пройти среднее и нижнее течение реки значительно быстрее.

Так как описаний участка маршрута по р. Балбанью не было — все препятствия проходились с просмотром.

На прохождение р. Балбанью необходимо выделить 3-4 дня.

На р. Кожим — одно сложное препятствие –1-й сложный прижим к скалам ЛБ в 1 км ниже устья р. Балбанью. Остальные препятствия несложные шиверы, перекаты. Берега изрыты, сложно найти место для стоянки.

В спортивном отношении интереснее сплав по р. Кожим выше устья Балбанью (можно заехать на машине), затем на машине заехать в верховья Балбанью и сплавиться по Балбанью к Кожиму.

Ловить рыбу в реках Балбанью, Кожим — нельзя.

Выезд простой: от реки Уса до ст. Абезь - 1,5 км.

11. Список использованной при подготовке к походу и написании отчета литературы:

    1. Отчеты библиотеки МГЦТК №,№ 761,1168,1514,2110,2111,2440.
    2. Ильина Л.Л.,Грахов А.Н. Реки Севера Л. Гидрометеоиздат 1987 г
    3. Сюткин А., Чумчев М. Коми АССР краткий справочник Сыктывкар 1966 г.

Раздел составил Андреянов В.М.

 

5. Приложение

5.1. Сведения о материальном оснащении группы.

5.1.1. Средства сплава.

Четырехместный катамаран - 1,5 т.
Четырехместный катамаран - 1,3 т.
Четырехместный катамаран - 1,2 т.
Двухместный катамаран - 1,0 т.
Рамы катамаранов изготовляются на месте из дерева
Каждый катамаран снабжен 2 чальными концами длиной до 10м и упорами для канойной жесткой посадки.
Общий вес всех средств сплава приблизительно 95 кг.

5.1.2. Состав специального снаряжения.

Общественное снаряжение.

Весла канойные стеклопластиковые - 8 шт.
Весла канойные деревянные - 8 шт.
Запасные лопасти байдарочные - 4 шт.
Спасконец береговой (морковка) - 1 шт.
Гидроупаковка общественная(продукты, палатки) - 18 шт.
Общий вес общественного спецснаряжения 23 кг

Личное снаряжение.

Спас жилеты надувные (4 емкости, общий литраж - 30л с нижней шлеей) - 16 шт.
Шлемы хоккейные - 16шт.
Гидроанараки (серебрянка) - 16 шт.
Гидроупаковки(личные) - 16 шт.
НАЗ (неприкосновенный аварийный запас: спички, гидроперит, бинт) в двойной гидроупаковке - 16 шт.
Вес личного снаряжения (на одного участника) - 2.5 кг

Рекомендации по снаряжению. В связи с тем, что маршрут связан с волоком, основной задачей при подготовке снаряжения было экономия его веса. Рамы для катамаранов изготовляли на месте из стволов молодых пихт, связывая их квадратом из 4 продольных и 4 поперечных слег с двумя диагоналями. Соединения слег - на скрутках из широкой двойной стропы. В качестве запасных весел использовались лопасти от байдарок “Таймень”, цевье изготовляли на месте из молодых березовых столов.

Раздел подготовил Бельчук Владимир

5.2. Рекомендации по питанию

Рекомендуем закупить хлеб в гор Инта на 2-3 дня похода, на остальную часть взять сухарей и муки.

Из-за обилия на маршруте ягод грибов и рыбы рекомендуем взять дополнительное количество сахара для варки варенья, соли для засолки рыбы и грибов.

Рекомендуем расфасовывать крупы в пластиковые бутылки от газированной воды в них же рекомендуем хранить масло. Пластиковые бутылки очень прочные и абсолютно герметичны, что особенно важно для водного похода.

Рекомендуем копченую колбасу покупать только отечественного производства и смазывать предварительно ее поверхность растительным маслом для лучшей сохранности.

Крупы: гречку, пшено, рис рекомендуем предварительно промыть просушить и слегка обжарить для более быстрой и качественной готовки.

Раздел составила Ахмедова Альбина

3. Техническое описание маршрута и лоция рек Балбанью, Кожим, Лемва, Уса

3.1. График движения (Таблица дневных переходов).

Дни

Дата

Участки маршрута

Способ передвиж

Км.

Время (час)
ходовое чистое

Характер препятствий

Погода

Примечания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-3

13-15.07

г. Москва — ст. Инта

поезд

1518

 

35.15

   

Поезд № 120 Москва –Лабытнанги Отпр.- 23.45. Стоянка 15 мин.

3-4

15-16.07

ст. Инта— р. Балбанью

машина

103

20.30-2.30

   

начью + 2

днем ясно-солн. + 20

Стоянка на поляне ЛБ в 100 м от дороги выше

4

16.07

Сбор судов

           

по течению реки

5

17.07

Радиальный выход. Подъем на хр. Малды-Нырд

пешком

15

10.00 —12.00

13.00 —16.00

4

 

ясно-солн. + 23

 
   

за 3 км до п. Соно-Вак

сплав

5

13.00 — 16.00

1

пор. 1-3 — шиверы с прижимами

 

Стоянка на поляне ПБ на краю поля

6

18.07

за 3 км до устья

сплав

7

11.00 — 13.00

15.00 — 17.00

0,5

0,5

пор. 4-8 — мощные шиверы

ясно-солн. +20

Стоянка на поляне ПБ,

у брода

7

19.07

До устья р. Балбанью

сплав

3

11.30 — 12.30

0,5

пор. 9 - пор. 12; прп. 1,2 — сильные прижимы

ясно-солн. +20

 
   

До порога 8 на р. Кожим

 

5

15.00 — 17.00

1

прп.10 –сильный прижим

 

Стоянка р. Кожим ЛБ

8

20.07

До устья р. Б. Таврота

сплав

13

11.00 — 15.00

3

перекаты

пасмурно + 15

 
   

Разборка судов

   

16.00 — 18.00

     

стоянка в устье на ПБ р. Б. Таврота поляна

9

21.07

2 км за водоразделом и обратно (заброска груза)

пешком

10

10 – обратно

11.00 — 18.00

5

брод, заболоченные участки

пасмурно, дождь, ветер + 8

---"---"---

10

22.07

До р. Лемва (перенос лагеря)

пешком

16

11.00 —15.00

16.00 —18.00

5

брод, заболоченные участки

пасмурно, дождь, ветер + 6, ночью 0 –

снег

стоянка на ЛБ р. Лемва (р-н 190 км)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

23.07

Доставка груза в лагерь

Сборка судов

пешком

6

11.00 — 15.00

3

брод, заболоченные участки

пасмурно, дождь, ветер + 6, ночью 0 - снег

стоянка на ЛБ р. Лемва (р-н 190 км)

12

24.07

Сборка судов

До 175 км

сплав

14

16.00 — 18.00

1,5

мелководные шиверы, протоки слабые прижимы

пасмурно + 8-10

стоянка на ПБ

13

25.07

До 125 км

сплав

50

12.00 — 15.00

16.00 — 19.00

5

мелководные шиверы до устья р. Пороноко-ю перекаты

пасмурно + 8-10, дождь

стоянка на лесной поляне ПБ

14

26.07

До 80 км

сплав

45

12.00 — 15.00

16.00 — 19.00

5

перекаты протоки

пасмурно + 8-10, дождь

стоянка на большой поляне ПБ

15

27.07

До 54 км

сплав

26

11.30 — 13.30

14.30 — 18.30

4

порогов нет

пасмурно + 10-12 вечером ясно

стоянка на острове у песчаного пляжа

16

28.07

Дневка, организация бани

         

ясно-солн. + 15

---"---"---

17

29.07

До 31 км

сплав

24

11.40 — 13.40

15.00 — 18.00

4

прп. нет, ширина реки до 200 м

ясно-солн + 15

стоянка на высоком ПБ

18

30.07

До п. Старая Абезь

сплав

28

12.00 — 14.00

15.30 — 18.00

4,5

протоки, ширина р. Уса до 300 м

пасмурно + 15 ветер

стоянка на острове напротив п. Абезь

19

31.07

До Ст. Абезь

сплав

3

12.00 — 13.00

1

прп. нет

ясно-солн. + 15 , вечером гроза, дождь

 
   

Разборка судов

пешком

1,5

         

19-21

31.07. —2.08

п. Ст. Абезь — Москва

поезд

1580

 

42.00

   

Поезд Воркута-Москва

№175 Отп. 21.10

Итого: радиальный выход на хр. Малды –Нырд 8(16), сплав по реке Балбанью – 15 км, сплав по реке Кожим - 16 км, пешком волок- 18 км, сплав по реке Лемва – 190 км

Всего активными способами передвижения - 247 км

Составили Рязанов Василий и Бельчук Владимир

 

3.2 Радиальный выход на хребет Малды-Нырд.

17 июля

пройденное расстояние 21(13) сплав 5
пешком 8(16) км
ходовое время 5 час

От места лагеря вышли на дорогу (103 км), идущую вверх по склону долины р. Балбанью. Прошли по дороге, вверх по долине 1,5 км и начали подниматься без тропы (Ф ) вдоль русла ручья. Подъем не крутой, сначала по лиственничному лесу, затем по курумнику (30 мин) (Ф,Ф ). Далее более крутой подъем к небольшому озеру расположенному в каре. Озеро частично покрыто льдом, склоны кара в снегу ( Ф ). Ручей вытекает из озера под курумником. Поднялись на хребет над озером, обошли озеро по склону кара и спустились к дороге.

Протяженность 8(16) км (4 часа).

 

3.3. Сплав по р. Балбанью (лоция реки)

Р. Балбанью —левый приток р. Кожим. Протяженность сплава — 15 км.

Уровень воды ниже среднего, в последующие дни повышение уровня.

Место начала сплава - 150 м. выше устья правого притока р. Пелингичей. На ЛБ р. Балбанью. Ширина реки 20-25 м. Уклон 5-6 м/ км. Расход 30-40 м3/ сек. Выше лагеря 50 м. — мелководная шивера с прижимом под скалу ЛБ.

В устье р. Пелингичей — порог 1 — мелководная шивера длиной 200 м. Начинается на левом повороте, по правому берегу галечная отмель. Основная струя по центру, затем слева. Правый поворот. На выходе прижим к скале левого берега. Напротив скалы, в центре русла обливник Прохождение тандемами: вход по центру, затем вдоль ЛБ и вправо ходя от прижима.
Через 100 м — мощная шивера на прямом участке (порог 2). Длина 150м. Прохождение по центру, на выходе обход камня справа
Через 150 м. Галечный остров. Левая протока основная Длина 100 м. На выходе несильный прижим к скальному правому берегу. Проход вдоль острова
Через 200 м — порог 3 — мелководная шивера, на выходе прижимы к скале ЛБ. На скале — сарай. От ПБ — галечная гряда. Прохождение без просмотра по основной струе
Далее 3-4 шиверы в протоках. Длина шивер по 100 — 150 м. Основные протоки — правые (Ф,Ф ).

.

Стоянка на ПБ на краю поля. По ЛБ дорога в этом месте спускается к реке.

 

18 июля

пройденное расстояние 7 км

ходовое время 4 час

Ниже система проток протяженностью - 2 км, мелководные шиверы Прохождение в основном по правым протокам (Ф,Ф ),
После слияния проток по ЛБ виден пос. Соно-Вож (к берегу реки не выходит). У поселка, на ЛБ — скала (вида издалека). Перед ней порог 4 — шивера средней сложности. Длина 200 м. Осмотр по ПБ. Перед шиверой брод через реку. Ширина основного русла - 20 м. На входе зуб по центру. Основная струя справа. Далее обливники, “бочки” по центру, на выходе от ПБ надводные камни. Прижима к скале нет. Проход вдоль отмели ЛБ, затем пересечение струи и в слив между камнями от ПБ и галечной отмелью (см. ФФ ).

Страховка: береговая –для первого судна, с воды – из улова у ПБ для остальных судов

Ниже (через 200 м) на прямом участке шивера (длиной 80 м) без открытых камней, Прохождение по основной струе.
Через 100 м за левым поворотом узкая мощная струя, валы до 0,8, постепенное сужение русла, увеличение уклона. Чалка к отмели ПБ, перед правым поворотом. Прохождение по основной струе.
Порог 5 — мощная шивера длиной 70 м, на выходе — прижим к скале левого берега на правом повороте. Ширина русла 15 м. Перед прижимом у ПБ — надводный камень, слева “бочка”. Слив в прижим под скалу. Прохождение по струе ближе к камню, затем в улово у ПБ уходя от прижима(Ф,Ф ) Береговая страховка с ПБ. ЛБ — скальный, высота - 30 м
Через 400 м устье правого притока р. Соно-Вож. По ПБ отвалы золотодобычи.  
Через 150 м — порог 6 — шивера, средней сложности, длиной 300 м, заканчивающаяся на левом повороте прижимом под скалы ПБ ( Ф,Ф ). Чалка в улове ЛБ. Проход по центру, через “бочки” затем вдоль отмели ЛБ уходя от прижима.
Через 400 м — мощная, крутопадающая шивера (дл. 300 м) — порог 7 (Ф ) с крупными обливными камнями. На выходе гряда зубьев Проход по центру, затем левее
Через 50 м — порог 8 — мощная шивера. Ориентир — на выходе скалы ЛБ. Вдоль ЛБ галечная отмель. По ПБ — отвалы золотодобычи. Вход мелкий, широко (до 50 м). На выходе круто падающий участок, длиной 50 м. Свал с отмели ЛБ вправо, струя узкая. Ширина русла до 20 м. Вдоль ПБ. Надводные зубья. Чалка справа на галечный пляж. Перед порогом 8, на ПБ у брода хорошее место для стоянки. Прохождение по центру.

Стоянка на поляне ПБ у брода перед порогом 8

 

19 июля

пройденное расстояние 8 (3-Балбанью, 5 –Кожим) км

ходовое время 3 час

Через 300 м сужение до 15 м. Чалка справа. ЛБ — скальный, ПБ — галечный обрыв. За правым поворотом - порог 9 - шивера “Труба” ( Ф,Ф ). Коридор длиной 200 м с “бочками”, валами до 1 м, отдельные обливники, на выходе слева плита. Прохождение: вход справа, затем по центру на выходе у ПБ. Страховка береговая. ПБ — изрытый золотоискателями.
Через 300 м на ПБ — лотки, бытовки. Здесь крутой правый поворот, затем левый. ПБ — скальный. Под него сильный прижим. Поворот русла на 90. В центре русла галечный остров. Осмотр по ПБ. Это порог 10 (см. Ф,Ф ).На входе мелко. Вход от ПБ, затем по центру и в улово у галечной отмели уходя от прижима. Прохождение тандемами.
Через 50 м еще один не сильный прижим к скале ПБ. Прохождение по основной струе.
Через 500 м плавный правый поворот. По ЛБ — скальная стенка сужение до 20 м, возрастание уклона, валы до 0,8 м, отдельные обливники, прижимы к выступающим камням ЛБ. Длина 400 м — порог 11 Прохождение по основной струе.
Через 200 м на плавном левом повороте — порог 12 — шивера с валами до 0,5 м. На входе гряда обливников слева. Длина 100 м (см. Ф ). На ЛБ — одинокая скальная башня (в стороне от реки). На ПБ — скала красноватого цвета. (Ф ). Проход вдоль ПБ по валам и небольшим бочкам.
Через 200 м — устье р. Балбанью (Ф. ).  

Итого по Балбанью пройдено 15 км

 

3.4. Сплав по р. Кожим (лоция реки)

Протяженность сплава до устья р. Б. Таврота — 18 км.

Уровень воды при сплаве — большой.

Через 1 км от устья р. Балбанью — прп. 1 — сильный прижим к скалам ЛБ (Ф,Ф ). Берега Кожима — осыпные. Везде следы золотодобычи. Река делает крутой поворот направо, затем налево. Ширина реки — 50 м. Проходили прп. 1, 2 — вместе, тандемами Вход вдоль ПБ, затем в улово у ПБ.
За левым поворотом — прп. 2 — порог. Длина 50 м. Скальный коридор. В центре и ПБ в русле надводные камки. Чистый проход у ЛБ.  
Через 1 км на правом повороте прп. 3 — шивера, длиной 50 м: в центре надводные обломки скал. Проход справа.
Ниже на ЛБ — каменный столб ( Ф ).  

Далее на поворотах несложные перекаты длиной 50-100 м, не сильные прижимы под скалы. (прп. 4-8). Берега в галечных отвалах, правый берег чаще скальный (Ф,Ф ).

Прохождение без разведки по основной струе.

Стоянка на небольшой поляне ЛБ за прп 8

 

20 июля

пройденное расстояние 13 км
ходовое время 6 час

Прп. 11 — шивера длиной 50 м за правым поворотом. Два подводных камня в центре и ближе к ЛБ. Более чистый слив у ПБ.

Проход без разведки по основной струе.

В устье р. Тела-Шор — поселок (см. Ф ), 15 дворов. Старый подвесной мост.  
Прп 12-17 — слабые перекаты Проход без разведки по основной струе
Прп 18 — шивера на крутом правом повороте, длиной 50 м. На ЛБ — высокая скала — мыл Прижим, Правый берег — галечная отмель. Улово справа Прохождение тандемами правее центра.
Напротив устья р. М. Таврота — брошенный поселок.  
Через 2-3 км устье р. Таврота — чалка на ПБ. На ЛБ. Кожима — золотодобыча.  

Стоянка на поляне на стрелке Кожима и правого притока Б.Таврота за впадением притока на его ПБ

Итого по Кожиму пройдено 18 км.
Все прп. на р. Кожим кроме 1, 2 проходили без просмотра.

 

3.5. Волок с реки Кожим на реку Лемва.

Протяженность 16 км.

Проводился в две ходки.

1 день: заброска снаряжения за водораздел (10 км) возвращение в лагерь.(10 км)
2 день: перенос лагеря на р. Лемва (16 км).
3 день: заброска остального снаряжения на р. Лемва (6+6 км).

Продолжительность - 2,5 дня

Чистое время волока (при одном переходе) — 4 м. 20 мин.

Общая протяженность переходов 48 км (32 км с грузом + 16 без груза)

 

20 июля

пройденное расстояние 10 км с грузом + 10 возвращение в лагерь
ходовое время 7 час

 

21 июля

пройденное расстояние 16 км до Левмы
ходовое время 6 час

 

22 июля

пройденное расстояние 6 км возвращение за грузом+ 6 км до лагеря
ходовое время 4 час

От устья р. Б.Таврота — старая вездеходная колея идет по ПБ р. Б. Таврота, траверсируя (А-60) склон долины сначала по лесу, затем спускается к ручью — правый. приток р. Б. Таврота. Ширина ручья — 0,5 м. Здесь лес заканчивается. Левый берег р. Б. Таврота — осыпной. Вездеходная дорога тянется до самой Лемвы, иногда слабо просматриваясь на заболоченных участках и в зарослях карликовой березы.

Через 2 км от начала волока — брод на ЛБ р. Б. Таврота. Ширина реки 10 м, глубина 0,4 ( Ф ). После брода подъем на склон долины, развилка — идти по левой колее (вверх по долине р. Б. Таврота) До брода около 30 мин.

Далее по склону долины р. Б. Таврота около 1 часа до опушки леса. Колея сухая. Постепенно колея отходит от реки и плавно поднимается вдоль левого склона оврага (А 90), затем пересекает его и выходит на безлесное водораздельное плато (Ф,Ф ) около 1 часа. Пересекая плато, колея проходит по опушке леса и плавно спускается в овраг, (направление оврага - А 60), пересекает его и идет вдоль него. Леса нет, заросли карликовой березы. Воды нет. Колея пересекает два ответвления оврага, иногда она заболочена. Впереди просматривается долина р. Лемва.

Через 1,5 часа от водораздела колея пересекает ручей (ширина 2 м), можно перейти по кочкам. В этом месте овраг поворачивает на север, колея поднимается на горку, затем спускается в низину. За ней лес. Слева распадок ручья. За низиной развилка. Левая колея спускается в распадок. Правая (А 90) — входит в редколесье и через 200 м круто спускается в долину р. Лемва. От ручья до реки - 30 мин. Далее колея уходит на ПБ Лемвы.

Стоянка на ЛБ р. Лемва справа от колеи под склоном. На склоне — лиственницы для строительства рамы. В 200 м. Выше по реке на склоне — избушка. Вдоль реки заросли ивы ( Ф,Ф ).

 

3.7. Сплав по р. р. Лемва, Уса (лоция рек)

Протяженность сплава — 190 км.
Уровень воды — большой.


Р. Лемва — в месте начала сплава — ширина 30 м.
Глубина 0,5 м. Расход 30 м куб/ сек. (Ф ).

Верхний участок р. Лемва — до устья р. Поропоко-ю — 20 км.
Большая скорость течения. Слабые шиверы, перекаты протоки. Прижимы под скалы ( Ф,Ф ).

Проходили по основной струе без просмотра.

Через 1 час сплава — брод через реку.

Еще через 30 минут — система проток. Часть проток с завалами. Длина шивер 50-100 м.

Необходимо проходить по левым протокам.

Шиверы заканчиваются у устья р. Пороноко-ю. Перед устьем остров. Напротив устья — на ЛБ р. Лемва — высокая скала ( Ф ).

Проходили по основной протоке — по левой.

Далее ширина реки 50-60 м. До устья р. Хайна — по берегам встречаются скалы. Ниже песчаные обрывы. Скорость течения большая. Берега однообразные. Ориентировка затруднена.

Ниже р. Хайна -много крупных, лесистых островов. Ширина реки около 100 м (Ф ).

В 70 км от устья на ПБ остатки поселка.

Через час сплава крупный остров Харута. На ЛБ — ферма.

Единственная деревня на реке — Епа (35 км от устья) на ПБ (Ф,Ф ) Ниже деревни много проток, по берегам несколько ферм.

Р. Уса — сплав по Усе — 13 км. Ширина реки 200 м.

На Усе при впадении р. Лемва — крупный остров (Кытыр-Ди).

Лемва впадает в левую протоку Усы.

В конце острова на левом берегу р. Уса — пос. Старая Абезь. Возможна стоянка на острове напротив поселка.

В 3 км ниже на ПБ — ст. Абезь. От реки до станции 1,5 км.

Все перекаты и мелководные шиверы рек Лемва и Уса пройдены по основной струе без просмотра.

Разделы 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6 составили Лурье Евгений и Рязанов Василий




Туристический
сайт "100 дорог"