Нарын 1990 г.

Автор: Бурудастых А.В.

Планировался сплав по реке с тремя названиями Каракуджур, Джоон-Арык, Чу. А получился сплав по реке Малый Нарын

Выехали 27 апреля на Пермском поезде, 28 самолет Пермь-Ташкент, 29 Ташкент-Фрунзе. В аэропорту Фрунзе договорились с автобусом. С ним заехали на ж\д вокзал, забрали шестерых пермяков, и в составе 22 человек поехали до Джер-Кечку. Приехали уже ночью на 30 апреля. Где планировали начать сплав, воды нет. Уехали на 30 км в низ ко второму мосту. Остались ночевать. Утром 30 - начали собирать суда, но воды так и нет. Сходили в Ак-Кию в магазин, пообщались с местными. На обратном пути я и Лена Мальцева тормознули Камаз, и пока ехали до нашего лагеря, уговорили его перебросить нас до Малого Нарына до Урчалы. Сами не верили, что получится. Но наш авантюризм переборол все преграды. Громов с Сашей Долгановым уехали искать машину в низ до Сары-Булака. Я сгонял на этом камазе за ними. Погрузили собранные рамы 7 штук и 22 человека с рюкзаками в самосвал. За 2 часа доехали через перевал до Урчалы. На перевале завизжали от красоты. Со всех сторон нас окружали снежные вершины, красота неописуемая. Выгрузились на широкую ровную поляну на правом берегу М. Нарына. Прямо напротив нас на левом берегу высоченная отвесная скала. По берегам местами лежит метровый лед. Напротив нас ледовый остров. До темноты успели разбить лагерь. Воды для сплава вполне достаточно, Все складывается замечательно. Каты дособирали уже 1 мая с утра и до обеда. Сходили в глубокую разведку на 3 км, познакомились с рекой. Решили этот отрезок сегодня пройти. Что и сделали. Вышли в 17-20 и встали на ночлег в 19-00. Шли от 102,5 до 105,5 км по автодороге. Прошли 6 порогов около3-4 к.с. Расход воды 20-25 м.куб\сек. К вечеру вода мутнеет и уровень немного поднимается.

Ночь на 2 мая была чуть по теплее, но всеже минус, ветра почти нет. Падение реки около 15 м на км. Вечером хорошо попели после праздничного ужина. Настроение у всех прекрасное. Сплав удался. И это после полного отчаяния на Каракуджуре из-за отсутствия воды. Экипажи срабатываются, но пока идут грязно. Камней в русле очень много, сплошной слалом. Днем жарко до +20*. Ребята уже посгорали, но все еще пытаются загорать. Вода за ночь не упала. С самого утра идет мутная. Жарко. Ждем подьема воды. Дежурные встают в 7, остальные в 8. Пошли в 11-15. За 40 минут сплава дошли до 108 км. Пока река простая, идем кильватерной колонной. Около 107 км разрушенный мост. На левом берегу появился лес, но почему то по верху, далеко от воды. Пермские экипажи поотстали. У 108 км 10 минут перекур, и пошли дальше. Ясно, жарко. Но подьема воды пока не видим. Да и притоков нет. Из боковых ущелий сухие русла ручьёв. Еще через 15 минут дошли до моста. На табличке написано река Нарын. Но местные говорят, что это Малый Нарын. От моста уже видно кишлак Оруг-Таш. В кишлаке сходили в гости к киргизам. Нас там угощали чаем с маслом, сахаром, халвой, сливками, кипяченым молоком, лепёшками и печеньем. За этим чаепитием мы уболтали этого киргиза зарезать нам барана. Заплатили ему 50 рублей и 2 бутылки водки. Вернувшись в лагерь, вместо похвалы за все наши труды я услышал много неприятностей. Вместо ожидаемого праздника в группе повисла напряженка. Жаль, но людей не переделать, у каждого свои критерии оценки похода. Это понятно. Но у некоторых напрочь отсутствует терпимость и такт. А может усталость дает у них такой эффект. Ну да ладно. После обеда прошли 2 часа. За это время Вадик выпал с катамарана и поплавал. Чуть позже Шуленкова не успела запрыгнуть и тоже поплыла. У двоих сегодня водное крещенье. Расход воды утром 3 мая 35 м.куб/сек. Стоим перед входом во 2 ущелье. Утром сходил на разведку, зарисовал 4 км 2 листа кроков. День по сплаву получился очень насыщенным. На ночлег встали после 19 порога. Вечером опять сходили на разведку. Еще около 4 км. 1,5 листа схем реки. Вчера прошли 6 порогов 5 к.с. Сколько сегодня нас ждет? Место очень красивое. На противоположном берегу висит ледничек, от которого с грохотом отваливаются куски льда и скатываются до реки. Вода вечером была почти прозрачная, к утру прибавила 20 см и стала цементного цвета. Расход уже 60 м.куб/сек. Многие камни в русле скрылись под водой. Кое- где легче стало проходить, но моща уже не шутит. В 11-30 пошли. Идется действительно легче. До обеда дошли до 31 порога. Идем мини каньон, пороги прелесть. На обед встали в пол второго. Нас обогнали 6 мужиков питерцев. Крутые ребята, красиво идут. Пришли через перевал в верховья реки, а там сухо. Рожи у них пообгоревшие. Идут по какой то паленой лоции. Я у них ни черта не понял. Погода опять жарит, будь здоров. Но вода почему то падает, хотя все еще мутная. Питерцы напугали нас двумя непроходами до Неприступного. Скоро должны дойти. Описание не точное. Вышли с обеда в 16. Через час были уже у входа в каньон. Питерцы сразу поймали трактор с грейдером, погрузили катамараны и уехали вниз. Пермяки тоже поймали попутку и уехали уже ночью. 5 мая. Мы тоже решили пока каньон не ходить. В нем лавина перекрыла реку снежным мостом. А мы решили для тренировки пройти еще раз последние 5-6 км ущелья. Подняли 2 катамарана на дорогу, поймали машину, и в 2 часа дня поехали вверх к началу каньона. Но через 5 км дорогу нам перекрыла огромная свежая лавина. На дороге высота лавины больше 10 метров, а ширина почти 100м. Лавина перелетела через реку, подняла воду на 2 метра. Река эту плотину прорвала, и вал прокатился на несколько км по реке. Зрелище грандиозное. Лавина эта сошла всего в 100 м от места, где мы ночевали предыдущую ночь вместе с экипажем Громова. И когда вечером ходили на разведку из этой боковой щели дул ледяной ветер.

Водитель который нас привез к лавине, сказал, пришлют трактор и он проложит новую дорогу через лавину. Она до конца лета не растает. Вода резко скакнула вверх. Пролетели до нашего лагеря кильватерным строем за 37 минут. Сплав был просто изумительным. Волной от прорыва лавины смыло кед у Лены Мальцевой в 7км ниже. Она полазила по горам, чем вызвала небольшое неудовольствие у оставшихся ребят, которым пришлось переплывать через реку и снимать ее с сыпухи.

6 мая. Йз-за лавины машины по дороге не идут. Прождали весь день, хотели еще раз уехать вверх, не получилось. Почти весь день идет дождь. Вода большая была ночью и смыла часть снежного моста от старой лавины. Но часть свода все же осталась. Вечером надумали готовиться к сплаву. Просмотрели оба порога, до и после моста. Пришли к мнению, что первый идется надежно, а вот второй пока нас сильней. Хотя звучали и другие мнения. Вечером к нам подходили ленинградцы. Они ехали вверх, но доехали только до лавины, дальше пока дороги нет. А они планировали уехать к началу сплава..

7 мая С утра собрались и тремя судами прошли порог до моста, который почему то называется " первый непроход". Мы прошли чисто. Затем по дороге обнесли суда за второй порог и опустили на веревках в каньон. Высота от дороги до воды метров 60-70. Вернулись в базовый лагерь пообедали. Собрали шмотки и унесли их до катамаранов. Решили, что идем весь Неприступный всеми экипажами, и прямо с рюкзаками. При спуске к катамаранам Колобков уронил каску, она упала в воду. Желая ее достать, Сабуров и Яковлев бросились вниз, Бежали вдоль берега, обошли бом по воде. Раздумывать было некогда, пошли на катамаранах под лавину. Выход на сквозь не просматривался. Но свод был над водой 1.5 м. Прошли чисто, каску выловили. Но ощущения АДРЕНАЛИН!!. Идем дальше, страхуем друг друга с воды. На левом повороте примерно через километр нашу двойку припичатало к правой скале. С криком МАМА, Лена хотела перепрыгнуть на мою гандолу. Кат стал заваливаться на мою гандолу и чуть не перевернулся. Прогнал ее на место, и это спасло нас от переворота. Протолкнувшись вдоль скалы смогли оттолкнуться от этого прижима. От удара слетел трос диагональ, придающий жесткость раме катамарана. Из последних сил пересекаем траверсом струю и выбрасываемся на левый берег для ремонта. Только выйдя на берег осмотревшись увидели, что через 30-40 метров в струе лежит полузатопленная конструкция разрушенного моста. Мы чудом от нее ускользнули. Поправив трос, пошли догонять наши катамараны. На этом вся жуть и закончилась. Дальше спокойно шли кильватерным строем. У одного кишлака встретили местных. Я купил у них три шкуры корсака. Это местная лисица. К обеду дошли до Большого Нарына. Прокатились по мощной воде с валами до 3 метров. Но сложных порогов больше не было. На этом сплав закончили, Сели в автобус и уехали в Бешкек. Нашли знакомого нашего Новикова туриста Леонтьева. Он живет в частном доме. У него отмылись, отдохнули переночевали и отправились в аэропорт. Леонтьев нас обрадовал, что за прошлогодний майский поход на Муксу мы заняли 1 место среди походов Высшей категории сложности и стали чемпионами СССР 1989года. Оказывается этот Леонтьев входит в судейство и мы узнали о нашей победе еще до официального обьявления результатов судейства.