Нугуш-2000

Прислал: Андрей Чупикин

Этот поход был задуман как не слишком напряжный географический поход на майские праздники. В основном интересовали прибрежные скалы, пейзажи, пещеры и, конечно же, знаменитый карстовый мост на ручье Куперля.. Поскольку спортивных целей не преследовалось, решили идти на катамаране. Он и удобнее в транспортировке и свободно давит практически все имеющиеся там препятствия. Хотя, в общем то Нугуш- - хорошая байдарочная речка. В поход подобралась небольшая компания, в основном из Злобных.

Теоретик/спелеолог/диктор-

Олег Павловский

Первый оператор -

Александр Скуратов

Второй оператор -

Илья Слободин

Капитан (ну какой, к черту, Адмирал на одном судне).-

Андрей Чупикин

Из всей компании только я бывал на Нугуше в 96 году, о чем есть отчет на сайте.

30 Апреля. Воскресение. 1 День.

Приехали в Белорецк в 0.26 (время везде Московское). Выгрузились без особых проблем. Погода ясная, прохладно, но под рюкзаком нормально. Нам надо заброситься по Стерлитомакскому тракту в дер. Бретяк. Вариант заброски автобусами не слишком привлекателен. Надо сначала доехать с железнодорожного вокзала, расположенного далеко в стороне от Белорецка, до автовокзала в городе (когда то еще тот автобус будет). Потом ехать автобусом до Верхнего Авзяна, ну а там все едино ловить попутку. Как и в 96 году лучше бы найти попутку. Тем более сейчас нас четверо и можно уехать на одной машине. Лихорадочно шарим глазами по привокзальной площади (слева по ходу за зданием вокзала), но там одни легковушки. Помня, что представляет собой Стерлитомакский тракт, мы искали что-нибудь повышенной проходимости. Но ни черта не было. Однако тут к нам подошел таксист и взялся отвезти до Бретяка на своей тройке, за 600р.Судя по тому, как быстро он понял куда ехать, он знал, куда собирался. Погрузились мы туда не без проблем. Два самых крупных рюкзака, весла и прочая мелочевка влезли в багажник. Еще два, облегченных рюкзака и упаковку с рамой пришлось взять в салон. Один рюкзак ребята взяли на колени на заднее сидение, другой мне удалось поставить между ног на правом переднем сидении. Получилось некое подобие гигантской подушки безопасности. Трубы впихнули в салон по диагонали. Чтобы не мешать водителю, они лежали на рюкзаке у меня и на плече у Ильи, сидевшего сзади слева. Как и в прошлый раз, до Каги доехали без особых проблем, если не считать плотного тумана в некоторых местах. За Белой попался свеженасыпанный участок дороги (старую дорогу затопили при строительстве водохранилища.). Однако, до Авзяна дорога относительно приличная. За Авзяном пошло хуже. В этот раз ночь была относительно теплая. Грязь не смерзлась и жигуленок отчаянно таскало, особенно на подъемах, однако водила вполне успешно справлялся с заносами. Ехали довольно долго. В этот раз дорога в Бретяке оказалась получше, и мы без труда проехали через деревню, решив доехать до моста. Однако чуть не купились на мосту через приток Нугуша - Бретяк. В половодье он тоже был весьма многоводен. Мы чуть было не начали выгружаться, но меня смущало, что мост находился почти в деревне, а с моста через Нугуш деревня не была видна. Сомнения разрешились сначала по направлению течения (Бретяк тек слева направо, а Нугуш должен был течь наоборот), потом по табличке у моста. Проехав несколько минут по лесу, мы наконец доехали до моста через Нугуш. Было 4.20 утра. Было еще темно. Водитель попросил еще 100 рублей за тяжелую дорогу. Пришлось дать. Справа от моста на пригорке у оборудованной стоянки стояли какие то люди с УАЗиком. Мы не стали их тревожить, устроились слева от моста на берегу и начали стапелиться и готовить завтрак. Было довольно холодно, но выше нуля. Потихоньку светало. С дровами там не богато, но кое-что нашли. Поскольку у нас были только три поперечины (на которых, при необходимости, можно было бы уплыть до места с приличным материалом рамы), пришлось искать в прибрежных кустах подходящие продолины и поперечину. Они были малость кривоваты, но вполне пригодны. Несмотря на недосып и довольно вялую раскачку поначалу, отстапелились мы в рекордные сроки. К 9 часам мы позавтракали, спустили кат на воду, погрузились и поплыли. Примерно к этому же времени проснулись и начали спускать суда на воду люди, стоявшие на пригорке. Это была команда из Магнитогорска. У них было два ката и несколько байдарок. Чуть ниже по течению, где дорога уходит от реки на запад, стапелилась еще одна группа. Там тоже неплохое место, особенно если ехать со стороны Стерлитамака. Ширина реки там 10-15 м, в русле отдельные камни и перекаты. Впрочем, течение не сильное. К тому же в этот раз, половодье мы уже упустили. Вода спала почти на полметра. Часа через полтора (в 10.30) причалили у первой скалы на правом берегу. На нее стоит слазить. Наверху море Лесной дремы и отличный вид на долину реки. Дальше обогнали еще пару групп на стоянках. Одна из них собиралась отплывать. К 12 часам (1 час ходу) доплыли до узкой излучины обращенной на запад. Снизу на перемычке излучины оказалась симпатичная зеленая полянка, где мы и встали на обед. Правда перемычка излучины оказалась достаточно широкой и лесистой. Снять там кадр, где было бы видно начало и конец излучины не получится. Безупречно солнечная с утра погода начала портиться. Подул сильный ветер. Натягивает какую то, пока еще тонкую, хмарь. Во время обеда нас обогнала группа из нескольких катов и байдарок (кажется из Екатеринбурга). Они снимались со стоянки когда мы проплывали мимо. Впрочем вскоре мы опять их обогнали, когда они встали на обед. В 14.50 (1.50 ходу) прошли резкий поворот реки на запад у заброшенной деревни Бикташево. Встали на стоянку в 16.00 (1.10 пути). на правом берегу. Там довольно высокий бугор с насиженной стоянкой на зеленой лужайке. Дров не много, но кое что набрали. В этот день было немало хороших мест для стоянок, правда перед стоянкой был длинный плес на юг, где с ними было неважно. На реке в этот день были камни в русле, перекаты и не сложные прижимы к завалам на берегу. Скал там мало и они не высокие. Пока ставили лагерь и собирали дрова, сняли с себя нескольких клещей. Однако бдительность не подвела. Присосаться не успели. Примерно через час нас опять обогнала группа на байдарках и катамаранах. Адмирал подплыл к нам на байдарке и поинтересовался нет ли у нас описания реки. Они потеряли, скачанное из интернет описание (уж не мое ли ?:-)). Поделился с ними одной из копий карты. Надо было дать и описание, но я забыл, что есть еще одна копия.

1 Мая. Понедельник. 2 День.

Ночью начал накрапывать дождь. С утра он чередовался со снегом. Вершины гор побелели от снега, но у нас внизу только кружат отдельные снежинки. Встали в 6.40 утра. Ночью колышки палатки ослабли под порывами ветра и полог лег на палатку. От него, через стенку палатки намокла и поверхность моего спальника, однако узнал я про это только утром. Вода в мой новый спальник их Квалофила не пошла, а осталась на поверхности. Теплоизоляция воду не впитала и греет как и на сухих участках. Собрались и отплыли в 10.30. До 12 часов (1,5 часа) плыли почти прямо на юг. между двух хребтов. Там много плесов и очень туго со стоянками. Так что вчера мы встали весьма удачно. В 12.00 размялись на поле на левом берегу. Дальше начались повороты. В конце длинной излучины на скале левого берега начертаны стихи: "Хвала всем тем, кто веслами об воду слагает песнь Нугушных дней". За ним небольшой порожек с большим камнем у левого берега в струе. Легко обходится справа. Насколько я помню, в 96 году по высокой воде там ничего не было видно. Вскоре за ним на правом берегу большое поле с многочисленными удобными стоянками. Там мы стояли в 96 году. На этот раз мы встали там на обед в 13.30 (1,5 часа). После обеда прошли устье Малого Нугуша. По берегам стал попадаться народ. В 16.10 (50 мин) началось Галиакберово. В начале деревни автомобильный брод и налево уходит довольно приличная дорога. Сама деревня справа. Чуть ниже брода паром из лодки на тросе. Трос легкий и достаточно высоко над водой (в малую воду). За рекой опять начались повороты. В 16.50 (40 минут) справа попался знак "две волны в треугольнике", а слева стенды начавшегося заповедника "Шульган-Таш" Дальше начинается участок на запад. Долина узкая. В ней несколько порожков с валом и камнями в русле. Как позже выяснилось, это и был описанный Рыжавским "жуткий" порог с "пульсирующими котлами". На кате мы без труда прошли с ходу. По правде говоря, я считал, что он несколько ниже, да и с воды все прекрасно просматривалось. Валы были порядка полуметра. Камни располагались в шахматном порядке, но достаточно редко, чтобы их без труда обойти на кате в сидячей посадке. Хотя тем кто идет на байдарке, там лучше посмотреть (с правого берега). Сложность порога может сильно зависеть от уровня воды. В 96 году на пике паводка там не было ни камней ни бочек над ними. Только чуть волновалась вода в некоторых местах. На выступах скалы слева могут возникать небольшие бочки, но лезть туда совершенно незачем (разве что из спортивного интереса). В 17.30 (40 минут) мы встали на полке правого берега в конце излучины. Там был осиновый лесок и опасность клещей, но особого выбора не было. К тому же было весьма холодно, и насчет большой активности клещей можно было не беспокоиться. К ночи все мокрые предметы смерзлись и стали твердыми.

2 Мая. Вторник. 3 День.

А наутро выпал снег. Несколько сантиметров мягкого и пушистого снега накрыли все вокруг. Температура -2 градуса. Проглядывает солнышке, но вокруг ходят толи тучки, толи туман. Отплыли в 10 часов. Скоро окончательно убедились, что вчерашний порог и был тем самым "жутким" порогом. Вскоре налетел новый снежный заряд. Иногда приходилось с трудом выгребать против сильных порывов ветра со снегом. Видимость иногда снижалась до 100 метров. Это не считая того, что глаза залепляло снегом. Впрочем, вскоре вышло солнышко и открылся чудесный вид на заснеженные горы. В 10.40 (40 минут) передохнули у скалы в виде ребра. Дальше река повернула на юг. Прошли Верхний Нугуш. В 12 часов (1.10) встали на обед на большом поле внутри правого поворота. Снег, выпавший в предыдущий заряд уже растаял и почти высохло. Пригрело солнышко. Я опрометчиво разгидрился, чтобы просушиться. Наказание последовало немедленно в виде очередного, еще более мощного заряда. Он шел почти весь обед, опять образовав снежный покров 2-3 см. Дальше тоже плыли то при солнце, то при снеге, который едва успевал стаивать до нового заряда. Перед устьем Кужи справа на берегу попалась табличка Ак Тау (Белая гора). Однако в тот момент они все были белыми от снега и мы так и не поняли, какая из них имелась в виду. От устья Кужи до Кашели населенка и туго со стоянками. На единственной, более или менее приличной стоянке напротив устья Видраша стояла группа с резиновой лодкой, на которую можно было ставить мотор. Мы проводили друг друга взглядами. За Кашелей в 17.00 (3 часа) мы встали на полянке перед скалой, похожей на голову Кинг-Конга с сосной на макушке. Здесь же мы стояли в 96 году. Кинг-Конг виден через кроны деревьев только с воды и только пока нет листьев. Однако в этом году листья уже начали распускаться и сделать нормальный снимок не удалось. К вечеру снежные заряды угомонились. Прояснилось. Илья и Саша полезли на Кинг-Конга снимать виды вокруг.

3 Мая. Среда. 4 День.

С утра снег валил еще плотнее. Отплыли в 10.30 под плотным снегом. В 11.35 остановились у понорного ручья в начале излучины, напоминающей на карет дубовый лист из-за извилистой формы более мелких излучин. В 12.10 доплыли до первой излучины "дубового листа". Здесь перемычка в основании излучины очень узкая и низкая. В 96 году причалить в начале излучины было не реально. Там было очень сильное течение и валы. В малую воду там было намного тише. Мы зашли в улово. образованное упавшей в реку глыбой. Там небольшая площадка, откуда можно залезть на перемычку. Снизу эта площадка ограничивается глыбой, которая тоже "собирается упасть. Через образовавшейся между ней и основным массивом трещину можно пройти на вторую площадку пониже. Там на скале начертано: "Кто не был здесь, тот не воспримет, кто здесь прошел, тот вновь придет". Чуть ниже по реке, в перемычке у самого уровня воды обнаружился грот глубиной метров 10. Он виден только в малую воду и влезть в него можно только с воды, если конечно не спускаться на веревке сверху. Интересно, что с противоположной стороны перемычки на этом уровне видны несколько небольших отверстий. Возможно они сообщаются с гротом. Снизу причалить к перемычке намного легче, да и подъем на скалы намного проще, даже в такую, не располагающую к скалолазанию, погоду. В конце перемычки мы встали на обед. Причем, пока варился обед, ребята успели слазить на скалу, господствующую над перемычкой. Погода стала чуть получше, однако снежные заряды еще налетают. Дальше на излучинах "дубового листа" потрясающие скалы. Почти в любом месте можно останавливаться, снимать или лезть на них. Встали мы в 17.04 на южной оконечности "дубового листа" на площадке правого берега. Местность вокруг напоминает Путорана в миниатюре. Такие же скалы (только намного меньше) с почти горизонтальными пластами, с которых сбегают небольшие ручьи с водопадами. Пока варили ужин, мы с Ильей слазили на гребень над поляной. Вид оттуда отменный. К вечеру погода успокоилась, снега нет, на пасмурно. В этот день мы нашли небольшую пещеру с тремя залами, соединенными узкими проходами. Явных следов присутствия людей мы там не обнаружили, так что возможно она еще не открыта. В принципе, там можно пройти и дальше, но не весной (когда возможны внезапные паводки) и не с нашим снаряжением. Мы умалчиваем о ее точном положении, поскольку нашествие случайных людей явно не пойдет ей на пользу, но желающие ее исследовать спелеологи могут получить более точную информацию.

4 Мая. Четверг. 5 День.

Поднялись вяло. На пологе снежная крупа. Холодно. Однако, облаков не много и они дают надежду на улучшение погоды. Солнце долго не показывалось из-за высокого противоположного берега. После завтрака Олег и Саша полезли на скалы мыса. Отплыли только в 11.40. Прошли оставшуюся часть южной излучины "Дубового листа". Сразу началась следующая с узким основанием. В 12.05 (25 минут) причалили у основания в начале, но там залезть было тяжеловато (хотя и возможно, сделав крюк вокруг скал). Решили залезть с другой стороны, где должно быть положе. Эта излучина тоже очень красивая. Река с обоих сторон зажата величественными скалами. Течение сильное. Есть камни и стояки. Где-то здесь мы влетели в бочку в 96 году. Похоже она была над большим белым камнем, торчавшим в этот раз на полметра над водой. В конце излучины перемычка оказалась еще круче. Залезть без снаряжения там весьма проблематично. В 12.36 (20 минут), чуть ниже нашли ручей (справа), круто сбегающий по склону. Он вытекает из поноров, но очень маленьких. Дальше характер берегов изменился. Вместо скал пошли лесистые горки. У поля (справа) в конце "Дубового листа", где мы стояли в 96 году, стояла моторка, но хозяев не было видно. Дальше у вершины излучины к северу (откуда начинается национальный парк по правому берегу), сидели двое мужиков с бутылкой. Предлагали присоединиться. Вскоре за ними на правом берегу небольшой сосновый лесок и стоянка с шалашом. Перед Куперлей опять начались скалы. В 14.46 (2 часа) причалили справа у устья мощного ручья Савкатамак (о чем указывала прибитая у устья табличка). Мощный поток (целая речка) вырывается из скалы. Однако залезть в эту пещеру (наверняка не маленькую) почти не реально, даже с аквалангом. Уж очень мощное течение. Причем уровень воды в нем почти не отличался от уровня 96 года, когда был пик половодья. За Савкатамаком начался правый поворот. За ним я узнал ущелье, из которого вытекал ручей с водопадом (который в 96 неожиданно усилился в несколько раз у нас на глазах) Однако, на этот раз ручей совершенно пересох, и мы туда не пошли. За ним река повернула налево. В начале поворота и впадает Куперля. Мощный поток, стекающий к реке, видно издали. Мы зачалились (плыть там минут 15) к обнажившейся в малую воду галечной отмели. ( в 96 году уровень воды был примерно на 2 метра выше). Хотя я и знал, что там ждет, но впечатления все равно неповторимые. Сначала ты поднимаешься вдоль бурного потока, летящего по огромным камням, потом впереди открывается нижняя ступень водопада высотой метров 5. И наконец, как то незаметно и ненавязчиво вверху появляется карстовый мост, из большого "пролета" которого падает первая ступень водопада. По скалам справа можно залезть к основанию моста и пройти через маленький пролет к верхнему каньону, где равнинная речка постепенно разгоняется, превращаясь в бурный поток. При желании, можно залезть и на сам мост. Там прибита красивая табличка, однако снизу ее почти не видно. Воды в Куперле в этот раз было не много Илье даже удалось перейти ее вброд прямо под пролетом моста. Олег же пытался пролезть по нише под водопадом, но там оказалось очень тесно и много брызг. Лазили мы там долго. Истратили почти весь оставшийся "боекомплект" фото и видео пленки. Спустились мы около 17 часов. Плыть уже никуда не хотелось, и мы приткнулись на крошечной стоянке в кустах между устьями двух ручьев, чуть ниже. Правда после мы обнаружили, что это просто своеобразная дельта Куперли, а ручьи - ее рукава. Погода наконец нормализовалась. По-прежнему холодно, но прекратились снежные заряды. К ночи прояснилось. Высыпало много звезд.

5 Мая. Пятница. 6 День.

Встали в 6.40 утра, но собирались рыхло. Пользуясь тем, что солнце осветило ущелье Куперли, ребята сбегали туда еще раз. Вскоре приплыли Магнитогорцы на катах с Российским флагом. За ними действительно должен приехать УАЗик, но нас они не возьмут. т.к. их самих много для маленького УАЗика. Они тоже полезли в ущелье Куперли. Отплыли мы очень рыхло. После 11 часов. Поначалу плылось хорошо. Попадались красивые скалы, но потом начал чувствоваться подпор воды от водохранилища. В начале второй излучины на С-З у левого берега стоял брошенный плот не мерянных размеров. и валялась рама от катамарана. В глубину берега на юг уходила мощная свеженабитая тропа. Далековато им пришлось топать, но плыть на плоту по такой стоячей воде еще хуже. тем более, задувает чувствительный встречный ветер. Он как водится ухитряется отслеживать все повороты и дует все время в лоб. В вершине излучины на Ю-В впадает речка и стоит кордон. Вода уже полностью стоячая, Грести против ветра тяжело. С большим трудом дотянули до устья реки Урюк со скалой Утюг. Там немало хороших стоянок на правом берегу. После небольшой передышки в устье Урюка, ветер ударил нам в лоб со всей силы на участке идущем на юг. Стало не до скал, которые там большие и красивые. (на одной нарисован портрет Ленина). Здесь пошла отчаянная борьба с ветром. При порывах мы едва удерживали катамаран от сноса назад. Между порывами едва ползли вперед. За поворотом на С-З стало полегче, но когда мы повернули на запад, нас встретил сильнейший ветер с водохранилища. Ломиться на кате вперед сил уже не хватало. Пришлось зачалиться к левому берегу. Водохранилище было наполнено до максимального уровня. Все отмели затоплены. в итоге вылезать пришлось прямо в лес. С некоторым геморроем удалось разгрузить кат и втащить его самого в лес. Примерно в 14 часов начали антистапель и приготовление обеда. Деваться все равно было некуда. Просушились и упаковались только к 18 часам. Взяли рюкзаки и пошли. В лесу попадались кострища и какое то подобие тропы. Не одним нам пришлось здесь антистапелиться. Перед небольшим заливчиком попалась насиженная стоянка. Там небольшой уклон и есть место для палаток. З заливчиком началась горка. берег стал круче, пришлось карабкаться по камням. в паре мест пришлось слезать по расщелинам. Наконец мы уперлись в скалу, отвесно уходящую в воду. Передохнув, полезли по заметной тропе наверх. Вверху уклон стал меньше, и мы прошли по верху скалы. За скалой спустились к тому месту, где антистапелились в 96 году. там множество насиженных стоянок. Кое где даже вырыты горизонтальные площадки под палатки. Там мы присели передохнуть. Вскоре туда же подплыли катамараны Магнитогорцев, составленные в "галеру". Дальнейший путь до Сергеевки шел по автомобильной колее вдоль берега водохранилища. Шли мы не многим больше часа чистого времени. В Сергеевку пришли около 20 часов. Смеркалось. Устроились на берегу водохранилища между валявшимися за околицей корягами. Илья и Саша пошли узнать про автобус, пока не совсем стемнело. Автобус из Сергеевки ходит в 8.00, 14.30 и около 20.00 по местному времени (соответственно 6.00, 12.30 и 18.00 по Московскому). Шоссе входит в деревню с Ю-З. Разворот и остановка автобуса на первом же перекрестке после въезда. Никакой будки там нет. Поставили палатку и заночевали у коряг. Около 23 часов туда приперлась толпа местной молодежи. Видимо это их тусовочное место. Впрочем настроены они были мирно и перекинувшись с нами парой слов, они ушли в другое место. Ночь была теплой (+5 +7 градусов). Я чуть не сварился в своем зимнем спальнике. Но в остальном он в этом походе себя оправдал сполна.

6 Мая. Суббота. 7 День.

Быстро встали и собрались. Перекусили инжиром, шоколадом и чаем из бутылки. Без 10 6 подошли на остановку. Там уже собрался народ. Много школьников, ехавших в школу в Нугуш. Вскоре подошел и автобус. В ЛАЗ все влезли без проблем. В Нугуш приехали около 6.30. Там почти все вышли. автобус долго стоял на автовокзале. От Нугуша до Мелеуза ехали около часа. Договорились с водителем подбросить до ж/д вокзала. Впрочем там совсем не далеко. Надо дойти до ж/д путей (держать правее элеватора), повернуть направо и немного пройти вдоль путей. Новое здание вокзала до сих пор так и не построили. Касса по-прежнему в здании напротив (слева если стоять спиной к вокзалу). Расписание по состоянию на 6.05.2000 смотри ниже. По нечетным дням видимо есть резон ехать на автобусе до Уфы. Там полно подходящих рейсов. По четным дням стоит попытаться купить билеты на прямой прицепной вагон до Москвы. Так намного легче. Пока дожидались поезда (уже с билетами) немного походили по городу. Главная улица идет параллельно ж/д линии. Если по ней пойти направо там будет автовокзал и рынок, а за мостом "Почта, Телеграф, Телефон, Радио". В магазинах полно сухого молока местного производства.

Расписание по ст. Мелеуз на 6.05.2000 года

 

№ приб. ст. отпр.
623 Кумертау - Уфа 4.10 2 4.12 Ежедневно
624 Уфа - Кумертау 19.52 2 19.54 Ежедневно
607 Кумертау - Урчалы 13.21 2 13.23 Четн. *
677 Кумертау - Уфа 21.10 20 22.10 Ежедневно
678 Уфа - Кумертау 5.24 20 5.44 Ежедневно
281 Ташкент - Уфа 15.27 6 15.33 Вторник
282 Уфа - Ташкент 14.25 10 14.35 Пятница

Пригородные

6605 Кумертау-Стерлитомак 5.20 5 5.25 Ежедневно
6606 Стерлитомак-Кумертау 18.20 2 18.22 Ежедневно

* В нем есть прямой вагон до Москвы.

 

В дневнике используются фотографии Олега Павловского, Ильи Слободина и Андрея Чупикина.