Реки Аличур, оз.Яшилькуль, р. Гунт.
Еще вчера 30 сентября я в это время был на работе в Березниках, а сегодня 1 октября в 12 часов дня я сижу в Хороге. На 3 самолетах Соликамск-Свердловск, Свердловск-Душанбе, Душанбе-Хорог долетели просто лихо.
Обычная суета при регистрации уже позади. Груз в этот раз едет удачно. За три самолета доплатили всего 18 рублей. Вторую ночь толком не спал. Засыпаю находу. Да еще все ребята поехали в Хорог, а я остался на аэродроме с грузом. Завхоз поехал докупить продукты. Олег и Миша за кедами для сплава для защиты гидроштанов. Остальные отправились поглазеть на Хорог. Место очень живописное. Самолеты на посадку заходят вдоль реки Пяндж и снижаясь садятся прямо на береговую террасу. На другом берегу на против нас Афганистан с высоченными горами.
Погода ясная Т+20. А женщины ходят в цветастых штанах, даже молодые. Здороваются с женщинами за руку. И обратил внимание, что здороваются сперва с женщиной за руку, а потом со всеми мужчинами. Сходил в столовую. Еле сьел все что набрал, порции большущие и много мяса. Вся команда собралась часам к двум, поехали на автовокзал. Долго ждали автобус, который повезет нас до Аличура. В 18 часов выехали. Опять загвоздка, надо еще найти талоны на бензин. Еще час ждали, пока водитель найдет талоны на бензин. Мы с Мишей сходили в гости к местному жителю. Посмотрели памирское жилище, познакомились с местными жителями. Нам подарили по кусочку мумия, грамм по 10. Мы их сфотографировали. Обещали прислать фотки. Жаль что было уже сумеречно и фотки толком и не получились. Адрес г.Хорог ул.Райсовет дом №8 Бахтдавлатову Гулбеку 736100 Горнобадахшанская АО Дай бог ему здоровья.
Стемнело быстро. Вечером доехали до Дузахдара. Поужинали в одном доме, а спать ушли в другой дом. Переночевали хорошо. С утра 2 октября поехали дальше на восток. Дорога поднимается все выше и выше. Высота уже подходит к 4000 м. Доехали до горячих источников. Банька с бассейном, в который протекает горячий ручей с Т* 57. Попытались залезть в этот бассейн, чуть не сварились. Погрелись, помылись. КЛАСС! Только поехали дальше как все сразу уснули. Водитель автобуса нас предупреждал, что эта баня сильно расслабляет.
В Джаланде заправились бензином и сходили в столовую, которые построены специально для проезжающих по Памирскому тракту. Проезжаем перевал Курук 4168м. Дальше перевал Хоргуш 4230м. Соленое оз.Сазык. В 12 часов мы в Аличуре. Позади 205 км. Памирского тракта. Воды в р.Аличур маловато, но плыть похоже можно. До вечера собрали рамы. Обедали и ужинали в столовой, переночевали в общаге для водителей.
Горняшка на всех подействовала по разному. Кто то лежит с красной мордой и еле шевелится. Мой экипаж словили ха-ха. Ржали как кони хоть палец покажи, но работать могли. Вечером проверяли сплавное снаряжение, пришивали наколенники и налокотники. Между делом приговорили здоровенный арбуз.
Спали тяжело. Утром 3 октября вставали как с похмелья. У всех головная боль. Но после чая и арбуза полегчало. Акклиматизация идет лучше. До обеда собрали катамараны, кое кто успел и рюкзаки привязать. Обедали опять в столовой в 11 часов, яичница и плов. После обеда двинулись по Аличуру. На мосту видели не большое стадо овцебыков.
Река петляет по широкой и достаточно ровной долине. Совершенно равнинный характер, даже не верится, что мы на высоте почти 4000 метров. С тремя перекурами шли 5 часов. Очень холодно. Ноги замерзли. Снежёк пугнул нас пару раз, но не сильно. Ночевали у притока Джамдылга. Ночью выпал снег, засыпал все наше снаряжение разбросанное по всему лагерю. В эту ночь мы оценили наши пуховые спальники.
4 октября.
Утром встали, ЗИМА! Все бело Т*-5. Вчера было +2. К обеду доплыли до термальной бани прямо на берегу р. Аличур. Т*+46 Погрелись покупались. Да и погода помягчала. До оз.Яшилькуль 1-1.5км. После обеда пошли дальше. Течение все слабее. Чуствуется подпор озера. Перед самым озером решил подкачаться на ходу, и уронил пробку в воду. Вода прозрачнейшая, пробку видно, пришлось нырять. Вымок до нитки и это при Т* около 0. Переодевался на ходу, чтоб не отставать от катамаранов Новикова и Ковалева. Вышли в озеро, ветер встречный, БРР.!! Успели пройти около 8км, встали на правом берегу. Пришлось вечером подклеить гандолу и герму. Ночью вылезал из палатки понужде Т*-10
5 октября.
С самого утра опять гребля вдоль озера против ветра. Мы еще отстали от двух катамаранов минут на 20. Пришлось налегать на весла. К обеду один экипаж догнали, да и второй был уже не далеко. Обедали на узком перешейке полуострова глубоко выдающегося поперек озера. Мы его обплыли, а другие экипажи перенесли свои суда через перешеек. К вечеру дошли до конца озера. Путь перегородил огромный завал. Гора обрушилась и запрудила долину, образовав оз Яшилькуль. Завал протянулся километров на 5. Походили посмотрели и решили идти вдоль озер, которые просматриваются по пути завала. На ночевку встали у первого озера в завале. Холодно -5, ветер снизу дует будь здоров.
6 октября.
С утра Новиков остался на стоянке чинить гандолы. Наш экипаж и экипаж Ковалева-Сидорова пошли через завал с рюкзаками. Катамараны положили на камни сушиться не разбирая. Донесли рюкзаки до 3 озера. Вернулись за катамаранами. Новикова все еще нет. Мы переплыли 3 озеро и решили встать на обед. Команда Новикова пришли с рюкзаками. После обеда решили идти с рюкзаками до 6 озера и там ночевать. Вечером в 6 озере увидели рыбу, и наловили несколько штук на ужин. Рыба вроде осман. Ночевать пришлось под тентом т.к. каркас от полатки забыли на катамаране.
7 октября.
Праздник. День конституции. До обеда опять перетаскивали суда. Новиков отвязал гандолы и опустил через весь завал довольно быстро. Мы свое судно перенесли целиком. А Сидоров с Ковалевым проплыли через все протоки и озерки в завале. Мы опять порвали гандолу о камни. Вечером заклеились. Сделали баню Напарились супер! Вечером опять обжорство с жареной рыбой. Ночуем в конце завала. Сытно и тепло. И погода сегодня праздничная. Весь день солнце палит. Все уже пообгорали. Лица как у нигретосиков.
8 октября.
Мы с Мишей дежурные. Встали в 7 утра. Завтрак, сборы, пошли вперед, теперь уже река называется Гунт. Пороги пока троечные, но много. До обеда шли 8 минут до Лянгара и 86 минут до порыва правой передней гандолы. Места очень красивые. Идем по ущелью 100 метров шириной, а побокам стены в полкилометра. А впереди хребет еще выше до 1км, и весь заснеженный. На ремонт гандолы затратили около часа и погнали догонять наших. Они встали на обед в 1-1.5 км ниже. Во время ремонта к нам подходили местные на верблюде и на лошади. Мы с ними подружились. Покатались и пофоткались и на верблюде и на лошади. От ремонта до обеда шли всего 15 минут. После обеда за 10 минут дошли до 1 порога многокилометрового каскада. Прошли его успешно, а перед вторым оставили суда и ушли с рюкзаками до устья Рандоравша. Шли 1час 15минут. Встали, справа приток, слева ледник. Место для стоянки хорошее Вода, дрова, поляна, все рядом. На берегу полуразрушенные летовки. Ночью холодно -5-7*, а днем можно загорать.
9 октября.
Подьем в 8 утра, завтрак. Идем к судам, это опять час ходьбы по камням. До обеда прошли 5 порогов. Встали перед непроходом, 2хметровый слив забитый камнями. На обед ушли поздно в четвертом часу. Так долго работали, а прошли всего км. 1.5-2. Пообедали на стоянке и опять пошли на работу. После обеда, отдохнувшие сделали проводку с обносом этого непрохода. Дальше пошли ходом. Падение то же, камней столько же. Но они стали чуть правильнее лежать. И мы пошли увереннее и легче. Получили огромное удовольствие, проскакав км3 на хорошей скорости кильватерным строем. Если начинаем настигать впереди идущий катамаран, делаем телемарк и дальше скачем по порогам. Душа запела от такого сплава. Даже лагерь наш проскочили, и завхоз проспорил банку сгущенки. За день наелись облепихи и шиповника до отвала.
10 октября.
Как обычно подьем в 8-00, завтрак. Уносим рюкзаки на 2км. Вперед до выхода из ущелья. Характер реки почти не меняется. Но проходы стали чище, идется хорошо. Пока Новиков штопается, мы плывем до рюкзаков. Скоро Бачор, с Бачорским каньоном. До Бачора плыли 35 минут В кишлаке есть магазин, но он оказался закрыт. Но зато местные в каждом доме дают нам лепешки. Пообедали со свежим хлебом с огромным аппетитом. Река идет хорошо. Правда пришлось пару раз перетаскивать суда в протоках В 14-45 пошли дальше. После Бачора прошли 3 хороших локальных порога. Один из которых провели с обносом непрохода м.30. На ночевку встали в ущелье, в которое солнце пришло только к 11 часам. Весла слабоваты, уже 4 весла требуют ремонта. И Олег утверждает, что в ботинках плыть теплее, чем в кедах.
11 октября.
Подьем, завтрак. Новиков как обычно опять штопается. А мы ремонтируем весла. Двинулись дальше довольно поздно, уже в двенадцатом часу. До Шазуда шли 35 минут. Опять насобирали по всему кишлаку лепешки. Провожать нас вышел весь кишлак. Старики, женщины и дети , все вывалили на берег. Фотографировались, обменивались адресами. Нашли даже одного парня, который работал в Березниках на строительстве железной дороги на 4 калийный. Как раз где я работаю. Отоварились продуктами в магазине. За 1 час дошли до следующего кишлака Ванкара.. От Шазуда плывем вдоль Памирского тракта. В Ванкаре сходили в столовую, наелись до отвала. В продуктовом купили печенье и конфеты. Часть команды под предводительством Новикова пошли еще в книжный. А Слава, Коля, Володя и я пошли покупать барана. Слава еще купил шерсть. Чабан сам зарезал барана. Мы взяли 16кг. чистого мяса за 27 рублей. Новиков страшно осердился, что пришлось нас ждать 50 минут. Многие его не поняли, мы же для всех старались. Но вечером за ужином барана оценили, и нас похвалили. Река все веселей , набирает силу. Расход уже около 60 м3\сек.
12 октября.
Подьем, завтрак. Баранина бесподобна. Пошли дальше. Местами река разбивается на протоки, мелкие перекаты, вывороченные кусты. Минут через 45 дошли до Чартымского завала. Обносим сперва рюкзаки, затем суда.. Обнос занял всего час. Расстояние 700-800 метров. К обеду дошли до следующего кишлака, зашли в книжный, и целый час уламывали продавщицу продать нам <Дети Арбата>. С трудом, но выпросили 8 книг. Вопрос, зачем они в этом кишлаке, где никто такие книги не читает. К вечеру дошли до Вира. Сходили в продуктовый магазин, затарились, а потом опять в китоб (книжный) по ихнему. Ребята еще набрали кучу интересных книг, которые у нас, почему то в дефиците. Ночевали напротив Вира. Я с Мишей опять дежурю. С вечера начали готовить завтрак. Правда и ужин был досыта.
13 октября.
Подьем как всегда. Сильный завтрак, баранины полный большой котел и жареное на костре мясо на ребрышках. Весь день проходим Вирский каскад. Предпоследний порог назван порог Девяткого. В честь Пермского туриста погибшего при прохождении этого порога. Мы отработали хорошо. Часть каскада обнесли рюкзаки больше километра. Только к вечеру до них доплыли, там и встали на стоянку. Каждый мимо проходящий местный житель приветствует нас фразой> здравствуй, здравствуй, пошли к нам чай пить>.И если мы говорим что мы заняты прохождением и страховкой другого судна, то они сами приносят на берег чай, сахар, масло и лепёшки. Прямо напротив нас Памирский тракт. Мчатся машины в сторону Аличура или Хорога. А над трактом красивейшие горы. До Хорога 52 км. Пороги все сложнее и мощнее. Я снимаю фильм на 16мм кинопленку. Осталось всего 3 пленки. Жаль на все пороги не хватит. А их впереди почти 30 и часть из них первопрохождение.
14 октября.
Подьем, завтрак, опять обжорство. Жаль баран быстро кончился. Новиков опять штопает свой катамаран. Пошли. Через 1ч 05минут дошли до Демьянова. Порог длинный, мощный, многоступенчатый. И самые сложные ступени на входе. Кэп решил его полностью обносим.Обнесли до моста через Гунт. За мостом пообедали, сходили в кишлак. Заготовители отоварились шерстью. Дальше пошли уже в четвертом часу. До Дибасты шли около часа. Опять сходили на экскурсию по магазинам. Идем дальше В универмаг Муна опоздали. Они закрывают когда хотят. От Дибасты до Муна шли 25 минут. Решили переночевать напротив магазина у моста. Такого паломничества как в Муне мы еще не видели. Ребятки помогли нам собрать дрова на вечер и на утро. Принесли лепёшки. А часов в 10 принесли гитару. Правда нам пришлось повозиться с этим инструментом. Пять струн от разных инструментов. Гриф от банки на палец выше. Настроить ее толком так и не смогли. Но Миша со своим феноменальным слухом выдал пяток классных песен Слушатели разошлись все довольные . Спать легли поздно.
15 октября.
Подьем, завтрак, предварительные сборы. Все пронизано мыслью о скором походе по 3 Муновским магазинам. Сходили. Полный облом. Самое ценное что нашли - кульки полиэтиленовые для гермитизации вещей и продуктов. Да кто- то прихватил опять интересную книгу. Чем ниже с гор мы спускаемся, тем магазины нищают. Плывем дальше. Нас опять провожает ватага ребят. Прошли всего 20 минут и авария. Подо мной баллон получил пробоину. Дырка не большая, всего 1см. Прошли с ней почти километр пока нашли подходящий для ремонта солнечный берег. Где можно удобно расположиться с ремонтом. На ремонт и сборы тратим в среднем 1 час. В 12-30 должны уплыть дальше. Ребятня опять собирается вокруг нас. Все- таки долина Гунта много заселена. Кишлак за кишлаком, почти без разрыва. Хотя дома стоят не вплотную друг к другу. Сегодня суббота. До обеда шли хорошо. Дошли до 24км и застопорились. Новиков похоже устал и выдохся. Река все сложней. Он ни как не втянется в эти последние км. Время уже 5 доходит, а он все ходит и ходит задумчиво вдоль порогов. Так и не пошли в пороги в этот день. Зато с Олегом и Славой сходили на экскурсию на строительство тоннеля для трех километрового водовода ГЭС. Познакомились с горниками с Токтогул ГЭС строя. Сходили к ним в буфет, купили копченой колбасы. Поужинали по стакану сметаны, творожку и чай с конфетами бутербродами с копченой колбасой.
16 октября.
Подьем, завтрак. Рюки собрали и оставили их во дворе местных хозяев. Решаем все же попробовать эти пороги. Каскад около 4 км. На грани 5-6 категории сложности. На хорошей мощи обилие камней в беспорядке и грядами с затычками и камнями в сливе. Круто, придется попыхтеть. Каскад этот мы сделали. На ночевку встали перед <Чертовым> мостом селение Танг позади. При перевозке рюкзаков на попутке выяснилось, что потеряли 3 прутка от каркаса палатки Лотос. Нашли у дороги стальную проволоку и палатку все же поставили. После такого прохождения порогов настроение у команды поднялось.
17 октября.
Подьем, завтрак. Как обычно сборы. Пошли дальше хорошо. Чертов мост проходили сперва Новиков, а потом сразу оба катамарана. Дальше пошли ходом кильватерным строем. Через километр хороших сливов Миша сломал весло. Пока его ремонтировали, выяснилось, что гандола тоже получила пробоину. Ремонт провели в рекордно короткие сроки. Всего 15-20 минут и мы отчаливаем. До обеда прошли 4 км. Раздельно шли только <Пьедестал>. После обеда шли тоже хорошо. Все пороги проходим сходу в кильватерной колонне. Прошли КПП пограничников. На дороге машины останавливают, проверяют документы, а мы по реке спокойно прошли, и никто нас не тормознул. При входе в селение Борев красивейший порог 34. Первое судно Новикова прошло его очень тяжело. Со второго судна в одном из сливов еще на подходе смыло Славу Сидорова. Меня в этом же сливе кунуло с головой крепко. А катамаран поставило свечой. А кульминацию мы прошли чисто и красиво. Через 300-400 метров автомобильный мост. Под ним 35 порог, а сразу за ним водопад. Мы решили ночевать в Сучанах. Нас наперегонки приглашали на постой. Выбрали , кто постарше пригласил. Нас привели в дом, провели через весь дом. Где мы хотим ночевать . Но мы из скромности выбрали ночлег на веранде. Нас всех накормили до отвала, посмотрели телевизор, от которого уже отвыкли. Постелили нам на веранде кучу матрасов и подушек и одеял. Хозяин Саидмамедов Аслам очень добрый и гостеприимный человек. Долго беседовали с ним за жизнь, смотрели фотографии. Спать легли в 11 часов. Решили завтра еще плыть дальше. До Хорога 8км, а до автостанции 15км.
18 октября.
Подьем, завтрак у Саидмамедова. Рюкзаки унесли в дом рядом с дорогой. Поцапался с Олегом на почве очередного обноса. Любят у нас некоторые товарищи, для пущей важности, потаскать катамараны по берегу. Но это еще не беда, а вот рот затыкать и выпячивать авторитет это уж совсем не хорошо. Наверно усталость накопилась. Да и бог с ним. Конфликт надо замять, не дело злится на такой работе, когда от старания каждого зависит жизнь каждого. Водопад осветился солнцем. Можно снимать. Шести метров, как написано в кроках, в нем конечно нет. Перепад метра 3-4. Но уж больно хитрый какой то. Идти в него желающих не нашлось. Первый же порог ниже водопада потребовал раздельного прохождения. Порог не столько мощный, но требует сложного маневра. Пришлось дважды уходить со струи, в лево и в право. Дальше идет красивейший каньон с отвесными стенами и совершенно чистой водой. И тут под Мишей носовая гандола на глазах начинает травить. Пришлось тормозить. Минут 30 ремонт и погнали дальше. Идется свободно. Река на этом участке упростилась. Хотя бочары встречаются мощные. К Обеду дошли до порога Тоннельного. Это препятствие №40 Ущелье постепенно сужается, Порог длинный и чем дальше, тем сложнее. Ходили минут 30 разведывали. До плотины ГЭС остался всего 1км, но ее с воды не видно. Такое ощущение, что порог идет до плотины. Так потом и оказалось. Тоннельный мы не пошли. Решили закончить маршрут здесь. Маленькое ощущение горечи растаяло в большой радости, что наконец маршрут закончен. Некоторые пермяки давно были готовы его закончить. Трое ушли по дороге пешком за рюкзаками (попутки не садят) А обратно приехали только часа через 3. Собрали катамараны и уехали в гостиницу Хорога. Расположились в номерах, поужинали в кафе. Перепаковали все шмотки, приготовили их к отправке багажом. А позже в нашей комнате устроили банкет, который затянулся далеко за полночь.
19 октября.
Рано утром подьем в 7-00. Сборы, легкий завтрак в Хороге и в аэропорт. Купили билеты. Наш самолет до Душанбе в половине четвертого. Разбежались по магазинам. В третьем часу собрались. Как всегда ажиотаж с проверкой багажа. Рюкзаки проверили, а тюки с катамаранами и трубы пронесли мимо конвоя. За что нас <ласково> пожурили и попросили сделать еще один круг проверки. В результате перевешивания экипаж Як-40 схватился за голову и отказался взлетать с таким перегрузом. Сперва хотели Олега и Славу высадить из-за перегруза. Но мы их отстояли. Пришлось высаживать других пассажиров, купивших билеты последними. Перелет в Душанбе всего час. Бегаем, ищем гостиницу. Груз часть оставили в камере хранения, часть сдали в багаж. Пока бегали, искали гостиницу, случайно в автобусе нашелся коллега водник, который увез нас в общагу почтовый ящик в клуб туристов завода НИИ Фотон. Там нашли Бушмакина Сергея главного по клубу. Желающие сходили в сауну. Устроились прямо на полу клуба
20 октября.
Отмывались, стирались, приводили себя в цивильный вид и гуляли по городу.
21 октября.
С утра опять скачками по магазинам и базарам. А с обеда оккупировали шашлычную в Варзобе. Это зона отдыха душанбинцев на берегу реки Варзоб. Взяли 2 ящика пива, шашлык, виноград, зелень и чудно посидели. Вечером через Зеленый базар в аэропорт. Очередной кипишь с багажом, и мы летим в Свердловск. Прилетели уже ночью 22 октября. Едем на Ж.Д. вокзал. Садимся на электричку до Кузино в 3-54 местного. Дальше поезд Бокал-Чусовая. Едем дальше. Ребята расписывают пульку. Домой добрались в 00-30 ночи уже 23 октября.
Закончен маршрут без единого трупа и опять собирается группа опрокинуть стаканчик другой.