Памир 1989 г. Река Муксу

Автор: Бурудастых А.В.

20 апреля

На Свердловском поезде мы выезжаем из Березников. Мы, это 4 туриста водника: Юшков, Ильиных, Ирвачёв и я Бурудастых. Наконец- то закончилась предпоходная лихорадка, с недоспанными ночами. В самый последний момент пришлось посуетиться из-за питания для раций. Мои мужики с работы пришли меня провожать всей бригадой. Выпили на посашок. Провожающих пришло много. Но вот поезд тронулся. Все подготовительные проблемы позади, впереди поход. До Свердловска спали как сурки. На вокзале встретились с пермяками, и все вместе поехали в аэропорт. Оставили вещи и пошли по магазинам искать пленку для кинокамеры. Нашли быстро. Купили 15шт. Сходили в столовую. Потом в кооператив по турснаряжению и в аэропорт. Как всегда взвешивание рюкзаков прошли классно. Груза у нас с полтонны, а доплатили всего за 20 кг. Поздно вечером вылетели в Душанбе. Ночевали прямо в аэропорту на полу.

22 апреля

Утром купили билеты до Джергиталя, но рейс отменили. Весь Памир закрыт из-за погоды. Нашли кооперативный Раф. За 350 рублей он увез нас дальше Джергиталя. Но на самой границе Таджикистана и Киргизии перевал закрыт снегом. Высота 3100. Водитель нас высадил за 2 км до отворота на перевал.

23 апреля

Ночью дошли до Малого Карамыка. В кишлаке расспросили куда лучше идти. Единственный проход в это время по тропе вдоль берега Кызыл-су. Вода в реке мутная, почти красная, прет сильно. Весь день тащимся по тропе. После бессонной ночи - тяжело. К вечеру еле дошли до кошары на берегу Кызыл-су. Это около 10 км. Тропа идет через оползни, щели ручьёв, кусты с колючками. Увидели сурков и змею. Солнечно и тепло, около 30*. Дежурили я и Юшков

24 апреля

С утра погода ветреная, холодная, с дождем. Поднялись на перевал еще метров на 200. Наконец- то увидели Большой Карамык. Вот мы и в Киргизии. Спустились вниз к дороге и ребята сходили за машиной. За пузырь водки и большое спасибо он нас увез км на 20. Дальше еще одна попутка увезла нас на 30 км. И мы в Дороот-Корогоне. Сразу нарвались на местного милиционера. Он потребовал у нас паспорта и выписал штраф за нарушение погран режима по 5 рублей с носа. Мы закупили еще 50 кг продуктов, и сразу нашли машину, которая увезла нас еще на 30 км к перевалу Терс-Агар. (3600) Но до него еще топать и топать. Мы ночуем под перевалом на высоте 2800. Дрова привезли с собой на машине.

25 апреля

С утра тяжелейший подьем 12 часов кряду и без обеда. Забросили рамы катамаранов и часть груза на перевал. Буквально валились с ног, на передыхе засыпали на 15-20 минут и шли дальше. Видел лису. Температура +5*, но ветрено. На перевале открывается шикарнейший вид на долину Муксу и окружающие горы. Прямо напротив нас обвешанные ледниками пики Мус Джилга, пик Комсомольской правды и еще одна вершина, название забыл, все шеститысячники. Подход к перевалу со стороны Киргизии пологий и длинный. Зато спуск в долину Муксу крутой серпантин. Из трех ущелий вытекают три реки Сауксай, Каинда и Беляндкиик, и сливаясь образуют реку Муксу. По ней- то нам и предстоит сплавляться. Левее перевала виднеется пик Ленина, это просто писк. Таких шедевров мы еще не видели. Ночевать вернулись в свой лагерь, Завтра вторую ходку планируем дойти до Алтын- Мазара.

26 апреля

Опять с утра и 12 часов кряду и без обеда. Но цель достигнута, мы в Алтын-Мазаре. На перевале на леднике у некоторых от солнца заболели глаза. Очки плохо защищали глаза от яркого света как в линзе прожектора. Мы то в Алтын-Мазаре, а часть груза на перевале, за которым еще раз надо возвращаться. Познакомились с начальником метеостанции Отюговым Геннадием Ивановичем. А сперва познакомились с его женой Татьяной, совсем молодой и худенькой женщиной, тоже сотрудницей метеостанции. Еще работал с ними Андрей, недавно отслуживший срочную службу. Еще два сына и дочурка. Вечером устроили праздничный ужин. Хозяйка приготовила большущую кастрюлю умопомрачительного супа из теке.( рогач, горный козел) Выпили за знакомство, и душевно попели под гитару. Договорились с Геннадием Ивановичем насчет лошадей. Нам дали 4 лошади и 2 басмачей.

27 апреля

После завтрака мы вчетвером. 2 басмача, Сергей Порошин и я поехали на лошадях на перевал за рамами и грузом в 230 кг первой ходки. Верхом конечно веселей чем пешком. Тем более набор высоты 900 м по вертикали. Я взял с собой кинокамеру, надо же заснять эту красотищу. Поднявшись по серпантину до перегиба, я начал снимать камерой. Лошадь подомной испугавшись стрекота камеры шарахнулась в сторону, и мы провалились в трещину на леднике. Упав набок лошадь придавила мою правую ногу и я не мог из под неё вылезти. Проводник подошел осторожно к нам, взял лошадь за узду. Научил меня, чтоб я уперся в лошадь свободной ногой. Когда лошадь начнет биться , я должен из под неё оттолкнуться и откатиться в сторону. Все получилось удачно, и мы продолжили наш путь. Загрузили весь груз на лошадей. К одной кроме рюкзаков привязали два баула с каркасами катамаранов. Седоку на неё некуда садится. Обратный путь пришлось разделить мне и Сергею для пешего перехода. Обернулись за 5 часов, весь груз доставили в целости и сохранности. Группа без нас весь день продолжала знакомиться с Алтын-Мазаром. Геннадий дал нам мясо, картошку, лук, тушёнку, сгущенку и все бесплатно. Обещал нас подбросить на тракторе до леса. До него 2-3 км ниже, где река подходит к нашему правому берегу долины. Вся долина, шириной в километр сейчас сухая, а в августе залита бешеным потоком мутной воды от тающих ледников. Место очень красивое, оазис в горах. Прямо над нами красавица Мусс-Джилга 6700. Зрелище великолепное. Т+5* ветер поднимает тучи пыли. Мы ночуем вторую ночь в юрте. Над входом огромные рога теке. Я заснял пока 2 пленки. Перезарядил пленки на катушки. Пока пишу дневник, дважды в юрту залетала ласточка. Все интересовалась, а что это я тут делаю? Скоро ужин, а там можно и поспать. Устал сегодня не слабо. Ужин был великолепным. Гена опять дал нам мясо теке.

28 апреля

С утра собирались ехать вниз по долине поближе к руслу. Но вот уже позавтракали,, время уже 12, а трактор все не заводится. Ребята толкнули его, он и завелся. Погрузились и поехали вниз. Переехали первое русло, кому то не понравилось место. Поехали дальше. Выбрали местечко поуютнее, поукромистей, но далековато от воды. Собираем катамараны. Готов обед, опять два котла мяса. Только пообедали, приехал Гена, привез нам 2 булки хлеба. До вечера катамараны собрать не успели, много домашних недоделок. Этот катамаран впервые на воде. Мы назвали его <медовый месяц>. Миша Юшков только женился, и весь медовый месяц занимался изготовлением катамарана и подготовкой к походу.

29 апреля

С утра опять собираем катамараны. Вчера вечером прилетал вертолет и увез Андрея, который нас возил на тракторе. Вертолет забрасывал уголь на ледник Федченко. К обеду суда готовы, но мы еще долго собираемся. Отплываем только в 15 часов и плывем по долине до 19 вечера. Воды мало, расход всего 10-12 м.куб. Вода мутная и камни в ней совсем не видно. Сильный встречный ветер мешает нашему продвижению. Ночуем хорошо. Появились клещи, надеемся не энцефалитные.

30 апреля

Сразу после завтрака плывем дальше. Река все суровей и красивей. Конгломератные стенки высотой по 20-40 метров, с которых ветер сдувает мелкие камушки прямо на нас. Прошли несколько приличных порогов Каньон Карасель. Обедали на вынужденной стоянке, пробили гандолу. Прошли пороги Скоростной спуск и Архадбаш. На ночевку встали в середине каскада Эг-су. После обеда опять сильный встречный ветер. Долго выбирали место для ночевки. Все продувается, и кругом камни. Но местечко нашли замечательное. Дрова и вода рядом и почти укрыты от ветра. Лучше и не мечтали. Поужинали сильно! Сегодня доснял третью пленку. Спать ложимся не поздно в 10 часов.

1 мая

У кого то праздник, а у нас самый рабочий день. С утра все сыро, ночью шел дождь. А днем все замерзло, идет снег. Самый сложный порог на сегодня Эт-сель, его проходили уже после обеда. Миша вылетел с катамарана, но удачно, выбрался при помощи Ирвачева. Порог сложный, несколько непроходов. Мы обнесли рюкзаки и все идем, прыгаем прямо через камни. Ночуем прямо перед входом в Фартамбек. Самый длинный и сложный каньон на Муксу. Сходили на разведку, прошли по правому берегу почти километр. Холодно, идет снег. Расход 15-20 м куб. Если будет так холодно, вода еще упадет.

2 мая

Холодно. Встали утром, вокруг бело, все усыпано снегом. Долго раскачивались, не хотелось идти в Фартамбек в такую паршивую погоду. В 12 часов двинулись. В первом же пороге застряли в сливе и долго от туда выцарапывались. В результате наши потери: нож, лягушка и пенка сидушка. Но на этом невезенье закончилось. Погода стала улучшаться. Мы хорошо прошли входной, трек, непроход, промежуточная ступень и водопад Фортамбек. Нашли шикарное место для лагеря. Такого еще в этом походе не находили. Дрова и вода рядом, со всех сторон закрыты и от ветра и от камнепада. А перед этим в каньоне уже собирались спать сидя без палаток, если места не будет. Обед сегодня был сухим пайком, зато ужин был на славу.

3 мая

Воды мало но не падает. Вода стала совсем прозрачной и слегка голубой. Утром дежурные встали в 7 часов. Все встали и собираются. Настроение боевое: <Даешь Фортамбек>. Вчера при прохождении непрохода выпал Вова Ирвачев, и в Фортамбеке выпал Сергей Порошин. А сегодня в Фартомбеке-3 я выпал. Правый трек вокруг скалки мы не вписались габаритом и вылезли на скалку. Катамаран встал на ребро, меня выдавило струёй под него. Катамаран развернуло и вылетел на правую стенку кормой вниз. Тут я и выскочил на него. С веслом не получилось, выпустил когда вылазил. Но скоро его поймали метров на 10 ниже. В следующей ступени, в начале Фартамбека-4 выбило весло у Сергея Ильиных. Но тоже сразу поймали. В следующем пороге увидели рога, Миша пытался их поднять, но они оказались вместе с тушей барана. После обеда ребята пошли на разведку поверху каньона. Я остался , постирался, почистил зубы и высушил все свои вещи. Каньон местами расширяется, а местами скалы сжимают до 10 м. А высота стен до 100 метров Вода чистейшая голубая. Сегодня тепло, светит солнце. Я загораю. После обеда прошли метров 400-500 не очень удачно. Все ворота почему то уже катамарана. Много бьемся о камни, расклиниваемся, с трудом продираемся. Дошли до Фартамбека-6. Самая тяжелая ночевка(пока) Палатки ставим раздельно на клочках суши на обмелевшем галечнике. Но все же не сидя. Правда до воды не более 30 см. Да еще и камни сверху прилетают. Как нам сказал Геннадий на метеостанции, сейчас в среднем 28 толчков в сутки. С дровами туговато, но на ужин насобирали плавника. После загара спина трещит.

4 мая

Встаем часов в 7. Вода на том же уровне, такая же чистая и голубая. Солнце светит но пока не греет. До обеда пришлось таскать рюки и дважды катамараны. Шестой Фартамбек непроходим, вода уходит под скалу лежащую поперёк всего русла. В седьмом Фортамбеке тоже явный непроход, даже два. В первом непроходе при перетаскивании Новиков продрал гандолу. Встали на обед и клеимся. Пока готовим обед, обносим рюкзаки. Между этими порогами глубоченные тиховодины с голубой водой. А рыбы почему то не видно. Даже в таком мрачном каньоне везде можно насобирать дрова. Над нами летают голуби, иногда вороны а иногда орлы. А еще выше торчат заснеженные пики украшенные висячими ледниками. При ярком солнечном освещении эта картина великолепна. Но только стоит скрыться солнышку и становится мрачно, сыро и неуютно. Вся обстановка гнетет и давит как рюк в 50 кг. Нам всем хочется закончить сегодня Фортамбек. После обеда выходим с таким желанием. Тем более что 9 и 10 пороги куда проще предыдущих. Десятый понравился, чистый 2х метровый водопад. Узкий слив шириной 6-7 метров и посредине зуб. Правая половина ударяет с разгона в скалу. Левая прямая и чистая. В неё и прыгаем. Каньон быстро заканчивается. До ночевки успеваем пройти еще около 10 км. Это конечно уже не те километры, что были в Фартамбеке. И так, мы его прошли меньше чем за 3 дня. Ночуем у первого леса. Ребята успели полазить по террасам и принесли красивые рога теке. Увезу их в клуб.

5 мая

Утро солнечное, встали рано , семи еще не было. Вышли в 9. Прошли два каньона Кадарша и Эргет. Эргет очень красивый и сильный каньон. Снежные лавины громоздятся до самой воды. Их конуса поднимаются до сотни метров вверх. На скале между языками лавин памятник пятерым погибшим москвичам. Сразу за памятником сильный и сложный порог. Новиков скомандовал обносить. После него еще пара порогов попроще. Почти без разрыва начинается каньон Кардара. Встаем перед ним на обед. Производим ремонт судна изрядно потрепанного в Эргете. После обеда несколько не сложных порогов с одним непроходом и одним красивейшим порогом. Кардара-3. На входе 2х метровый водопад и сложный тройной трек. Новиковский кат налетел на входе на камень и в сливе развернулся телемарком. Дальше в треке телемаркался еще голова-ноги. Мы водопад прошли чисто и красиво. Зато в треке нас прижало к стене левой скалы. Стали проталкиваться вперед, кат поставило на ребро. Вова выскочил на берег, а остальные улетели кубарем в струю. Я и Ильиных плыли на судне , а Миша Юшков под катамараном. Его вытащили, сперва весло и вовремя расселись по местами сразу зачалились. Прохождение самое крутое. Перед вхождением в следующий каньон Сугран встали на ночлег. Вова до обеда тоже поплавал под катамараном. Так что сегодня все хапнули ощущений. Ночевка сегодня красивая. Красные скалы и приток справа был совсем красный.

6 мая

Последний каньон особых трудностей не представляет. Прошли его довольно легко. Хотя река ниже четверки так и не упростилась. На выходе из каньона встретили туристов горников. Подбежали к ним стрельнули по сигаретке и познакомились. При разговоре мы удивились, как можно пешком ходить по таким горам? А они еще больше удивились, как можно по такой реке плыть? Сходили в первый кишлак, магазина нет, купили шерсть. Следующий кишлак Мук. Магазин нищий. После Мука была еще одна остановка. Перетаскивали суда через временный мост из труб. И после этого без единой остановки до 10 часов вечера гнали и гнали. Встали на правом берегу Сурхоба. Муксу пройден за 7 дней. Вот это круто!

7 мая

С утра на перекладных уехали в Душанбе. Самолет в Свердловск и поездом до Березников. А в поезде встретили наших знакомых туристов. Они с приключениями возвращаются с Кавказа со сплава по Куре.