Памир 1991 г. Река Шахдара

Автор: Бурудастых А.В.

Как обычно, суета, беготня, недостающие шмотки, не собранные товарищи. Наконец все позади. Шесть мужиков сидим в вагоне свердловского поезда. У некоторых проглотов раньше обычного открывается яма желудка. В Яйве на вокзале успел купить банку сока. Поели, попили и легли спать. Второй раз поднялись уже перед Чусовым. Опять поели, попили чай и опять легли спать. Разбудили уже перед Свердловском. Успели перекусить. В аэропорт решили сразу не ехать. Сдали рюки в камеру хранения и пошли слоняться по городу. Прошлись по столовым, магазинам, попили пивка. Которое правда нашли с трудом. Потом отправились в кино. Знала бы моя половинка, что я без нее в кино пошел. Бессовестный я человек, не могу ее в кино сводить. Уже пол года обещаю. И только вырвавшись от повседневной суеты сумел таки попасть в кино <Русская рулетка>. На нашу беду самолет по расписанию не полетел. Задержка ввиду отсутствия топлива в Душанбе. Вылетели только в 8-10 москвы, вместо 00-05. Это нас не радует. Да еще и топлива нет, можем и не улететь сегодня в Хорог. Прилетели в Душанбе в 11-00 москвы. Это 13-00 по местному. Поехали с Мишей, Вадиком и Димой Зрячих на ж/д вокзал. Войлокова и Громыка не встретили. Дождались следующего поезда в 16-30. Их опять нет. Поехали с Мишей на <почтовый ящик>. Нашли нашего знакомого Сергея Бушмакина. Оставили у него в турклубе вещи которые купили домой. Прикупили в магазине пару бутылок водки и поехали опять на вокзал. Ребят нет. Приезжаем в аэропорт, а они уже сидят, голубчики, бухают. Билеты в Хорог купили на 07-00 утра 29 августа. Вылетели почти по расписанию. В 8-00 уже в Хороге. Видимость хорошая. Горы с самолета- красота неописуемая. В Хороге жарко. Долго бегали, искали машину до Джаушангоза. Нет бензина. Так и не уговорили ни кого. Но нашли три машины, идут в Ош. Доехали с ними до Джиланды. Поужинали в той же столовой, в которой были, когда ходили на Гунт. Водилы нас отговаривали ехать дальше. Но мы доехали с ними до отворота на Джаушангоз. Это 134 км Памирского тракта. Когда выгрузились на отвороте, было уже совсем темно. Везти нас на перевал они отказались. Пришлось нам ночевать в безлесной зоне без костра. Но в наших палатках и спальниках жить можно. Первая машина проскочила мимо нас в 5-50. Подняла нас по тревоге, а сама только хвост показала. Быстро собираемся, но машины больше не идут. Насобирали сучки, корешки, развели костерок. Подогрели вчерашние манты и перец фаршированный из Джиланды. Скипятили чай. Вот и весь завтрак. Но жить можно. Вокруг бегают суслики целыми семьями. Такие забавные. Встают столбиками и наблюдают за нами, что это мы делаем. Машину поймали уже в десятом часу. Везет муку в Джаушангоз. Тем трем машинам мы заплатили литр водки, а этот запросил 60 рублей. Терпимо. За 2 часа доехали до Джаушангоза. Помогли разгрузить муку. Воды в реке мало, поэтому уболтали водителя нас увезти еще на 10-15 км ниже. Встали в устье правого притока. Место очень красивое, но очень много колючек. В 13-00 начали сборку судов. В 19 часов уже темнеет, и очень резко. Собрать до конца так и не успели. Утром встали в 6 часов. Солнце уже осветило горы, а через 20-30 минут было уже жарко, и можно было раздеваться. Вода к вечеру поднялась см на 30. К утру опять спала, но все равно идет мутная. А вот на притоке справа очень чистая.. Завтрак в 8-00, а в 9-00 катамараны почти полностью собраны. Но начинается самая муторная работа, всякая подгонка и регулировка. Главные проблемы, это отсутствие спасжелета у Войлокова, ему дошивать еще часа два. И отсутствие подушек на весла. Я еще и дежурный. Сейчас домою посуду, соберу свой рюкзак и пробегу по каньону притока. Уж больно он красив, надо всё сфотить. Метров через 200 по Харвинку красивейший водопад высотой 8 метров. Сходили всей группой пофотографировались. Вчера к нам походили два паренька Навруз и Нейвуз. Помогли нам, принесли соль, лепешку, а потом стырили пассатижи и изоленту. Утром побеседовал с ними. Обьяснил, что для мусульман это большой грех. Принесли все обратно. Но к берегу больше не подходили, смотрели сверху. Крепость с термальными ваннами осталась на 3 км выше. По описанию выше остался и порог <косой> Сейчас мы стартуем в шивере. Ниже нас на 150 метров скальный створ. Собираемся очень долго. Пошли только в 12-45. Идется довольно хорошо. До обеда жахнули км 7, да после обеда еще 5 км. В Шошбулате посетили магазин. Каждый набрал на 100-150-200 рублей. Появилась новая проблемка, куда складывать вещи. Гидромешков не хватает. Вечером покатали на катамаране местного парнишку, и он принес нам из дому две лепешки, чайник молока и кусок баранины кг 2.5-3. У команды был праздник живота. ! сентября. Сегодня магазины не работают т.к. воскресенье. Поэтому и плывем чуть быстрее. В Советобаде даже не пошли в кишлак. Обедали в устье Абиздашурдары. Перед Советобадом останавливались у термальной бани. С противоположного берега, прямо со скалы в подтеках разноцветных солей переброшена через Шахдару труба. И по ней горячая термальная вода поступает в баню. В ней проточный бассейн. Вода правда чуть тепленькая. Примерно как в бассейне Содовик, чуть теплее на пару градусов. Все помылись, некоторые даже побрились. Возле бани собирают свои суда прибалты. Они идут на двойках с продольным расположением гребцов. К вечеру мы планировали дойти до Седжского прорыва. Не дошли всего пару км. Нашли изумительное место. Ради такой красоты даже встали на ночевку рано, всего в 17 часов. Вокруг полно облепихи, смородины и казерги. До темноты пошли в горы по расщелине. Насобирали сырец мумия. Искали золотой корень, но так и не нашли. Видели зайца и еще какого то зверька, светло рыжего с белку.

2 сентября

Утром только пошли и очень близко дорога пошла вверх. Это и есть ориентир Седжского прорыва. С начала с Мишей прошли налегке, глянули прорыв и дорогу. В 10-50 начали обнос. До десятиметрового водопада обносили 2 часа. А потом поднялись с рюкзаками в кишлак и нашли трактор с тележкой. Погрузили в него все три судна и рюкзаки и уехали еще один км. До второго пешеходного мостика. Выгрузились на берегу, и первым делом пошли до магазина. Магазин в этом кишлаке победнее. Видимо ни одна группа до нас побывала здесь. Познакомились с местными. Миша с Димой З. и Димой В. пошли к нему в гости, и вернулись через 2.5 часа. Мы все в это время изнывали на берегу. Ребетня одолела нас своим попрошайничеством. Дай веревку, дай то, дай се. Я за ремень от спасателя выменял у них кусок лазурита. Это для моей Леночки. И еще купил ей ремешок и три красивых полотенца. Около 5 часов Миша и Димы вернулись полные впечатлений от увиденного Они ходили смотреть одомашненного теке, фотографировались с ним. Собрались быстро и пошли дальше. Каскад ниже водопадов большой сложности не представляет. Единственный серьезный порог № 42 вдп Шахрез находится сразу за мостиком км на 2 ниже кишлака. Прохождением его раздельным и со страховкой мы и закончили этот день. Решили попробовать эту ночь спать без палатки. Спать можно. Но ночные выходы по нужде из палатки мешают спать остальным. С просоня и не разберешь, кто и зачем шатается вокруг ночью.

3 сентября

Утром завтрак, сборы, ремонт четверки. Они вчера, где то здорово продрались. Дыра на чехле гандолы 60-70 см Зашили и заклеили. Вода утром на 10 см выше вечерней. Сегодня по берегам лесная зона. Сильный встречный ветер, мелкие протоки. Замаялись выгребать против ветра. Наконец то прорыв <Бедиз> По отчету нас ждут пять порогов. Мы сходили посмотрели, все идется по центру. Валы и бочки до 1.5 метров. После прохождения сходили в магазин. После магазина без обеда идем дальше Т.к. перед <Бедизом> в кишлаке пили чай и отправили телеграммы домой. Прорыв Цордж- Сорж проходили раздельно с промежуточной страховкой и чалкой. Благо нашли закуток, где можно тормознуться. Пока это самый сильный из пройденных участков. Четверка опять продралась. Вечером местные пригласили нас в гости. Согласились поужинать, а спать вернулись на берег.

4 сентября

С утра опять ремонт четверки. Мы с Мишей дежурные. Время 9-00. Завтрак позади, ремонт тоже. Осталось помыть посуду и собрать рюкзаки. Опять пришли местные. Их участие и любопытство утомляет, а временами раздражает. Все им надо потрогать, в рюкзаки заглянуть, катамаран похлопать и обязательно покачать. Пришлось при них снять трусы, переодеть плавки. Им стало неудобно и они ушли. Идем дальше. Порог <Стадо>- пыль, идется по центру. Прорыв <Рошткалинский>, вход спорный. Решили 200 метров обнести, перепад около 15 метров. Затем уклон до 30 метров на километр и мощная струя с бочками. Дальше плохо читаемые пороги с мощной струей и косыми валами. Прорыв обнесли, решили не затягивать, порогов нам и так хватает. Сходили по магазинам. Где то часа в 2 началось. С одного моста в нас кинули яблоком. Затем мы его попробовали и причалили к берегу. Набрали 2 ведра абрикос и пол ведра яблок. Ужин тоже принесли местные. Вечером я попробовал рыбачить. Поймал одну рыбку и, к сожалению, порвал единственную удочку.

5 сентября

Утро теплое солнечное. Впереди остаются сложнейшие 25 километров маршрута. Решили часть рюков с подарками оставить в кишлаке у дороги, а идти на разгруженных судах. Рюки оставили на 21 км. До 17 км шли тремя судами. Четверка опять порвалась. И экипаж решили увезти ее на машине. Уехали до 8 км. А мы на двух двойках шли до них по воде. Мощнейшие пороги. Раза три за день вставали свечей. Миша уходил под воду с головой. И все же прошли без аверкилей. Весь день река сплошная шестерка.. На 13 км тормознулись, устали очень. Съели 1.5 дыни и выпили банку сока. Отдышались и пошли дальше. Вечером догнали группу из Рязани с Калугой. Они прошли на два порога больше нашего (где мы обнесли). Утром попробуем вместе с ними идти.

6 сентября

Утро. Четверка так и не думает плыть дальше. Костя и Эдик уехали за рюками. А Коля и Дима Войлоков должны собираться. Как потом выяснилось, собирался один Коля. А Дима спал, как сурок. Мы двоечники, продолжающие сплав, договариваемся с ними о встрече в Хороге. Мы пошли вперед в 10-30. Соседей уже нет на месте. Шли всего с одной остановкой у входа в Батанический сад. Осмотрели порог 128тт Оказывается он много проще предыдущих тт. Заглянули в магазин. Купил себе шарф и рубашку. Пошли дальше. Очень быстро дошли до слияния с Гунтом. Вода в Гунте светлее и ее намного больше. Прет будь здоров. На Гунте порогов в Хороге нет. Правда местные запустили в нас камнем и попали Мише в руку. Больно! Часов в 12 мы уже на автовокзале. Только здесь догнали группу из Рязани, Обнинска и Калуги. Они разбирают суда, но две четверки сегодня едут вверх по Гунту. Я посоветовал до Бачора, но они сели в автобус до Вира. Это ближе. Часа в 3 мы уже все высушились и собрались. Но наших <собак> с четверки так и не видно. Решили пока идти в гостиницу. Добрались. Пока Миша устраивается, я опять ушел на автовокзал, искать наших <собак>. У меня даже паспорта с собой нет, он у них в моем рюкзаке. Пришел Вадик, ревет, хочет в столовую. Сходил с ним в кафе Молодежное, где обедали с Мишей, когда ехали вперед. Приходим в гостиницу, а <собаки> там. Тоже взяли номер. Гостиница ужасная, грязь нищета. Вечером отметили окончание маршрута. Еще посмотрели по телевизору Муз Обоз с Демидовым..

7 сентября

Я проснулся в 5-30. Всех поднял. Быстро поймали автобус и в аэропорт. С билетами караул! Говорят, на сегодня все билеты проданы. Побегал, посуетился. Поговорил с начальником, милиционером, потом залез в окно кассы, но билеты все же взял на всех. Улетели на четвертом или пятом самолете все вместе. Мне помогло, то, что я всем показывал свой билет на 8 сентября Душанбе-Свердловск. Летели плохо. Самолет почему то высоту набирал с трудом. Трясло как на плохой дороге. Вадик говорит, что весь полет казалось, что упадем. А я проспал. В Душанбе пока купили билеты, взяли на Оренбург. Потом поехали на ж/д вокзал сдавать багаж. К 5 часам все уложили, зашили все баулы и обвязали веревкой. Но багаж взяли только на хранение. На доставку принимают только до 13 часов. < Все для удобства клиентов.> Пошли в ошхану, поели, попили пивка и отправились на <почтовый ящик>. Ключ Серега оставил от клуба прямо на вахте, а от туалета забыл. Переночевали опять в своих спальниках.

8 сентября

Воскресенье. С утра наконец то нашли ключ от туалета. То то было радости. Умылись, кое что постирали. Поехали на ж/д вокзал к 11 часам. Подписали и оформили багаж. С каждым годом он все дороже. 204 кг за 170 рублей. Пошли на Зеленый рынок. Я купил домой ящик с фруктами. Взяли по бутылке вина Памир. Сели прямо на рынке, попили. А вечером я улетел в Свердловск. До утра сижу в аэропорту Кольцово. В 7-40 автобус до Уктуса, а в 9 самолет на Березники. А еще через 3 месяца СССР развалился. И Душанбе стал столицей отдельного государства.