Южная часть Полярного Урала
(обзор туристских возможностей района).


Прислал: Константин Бекетов



     Полярным Уралом принято считать отрезок Урала от истоков реки Хулги на юге до горы Константинов Камень на севере. На западе и востоке хребты Полярного Урала примыкают к таежным и тундровым пространствам Печорской и Западно-Сибирской низменностей. Территория горной области Полярного Урала занимает площадь более 25000 км2. По характеру рельефа и геологическому строению Полярный Урал разделяется на северную и южную резко различающиеся части. Южная часть Полярного Урала (на юг от долины р.Собь) протянулась узкой полосой (до 25-30 км) в северо-восточном направлении более чем на 200 км. Поперечными долинами хребет разделен на отдельные массивы - Рай-Из, Макар-Рузьский, Собский, Пай-Ерский, Сомкепайский, Хойлинско-Лахортинский, Хордьюзский, Пальник-Шорский, Каровый, Кокпельский. Абсолютные высоты хребтов достигают 1100-1200 м и лишь отдельные вершины поднимаются выше 1400 м над уровнем моря – г.Пайер (1499 м), г.Блюхера (1427 м). Склоны хребта круто опускаются к предгорным понижениям, которые отделяют от подножия гор предгорные гряды с абсолютными высотами до 350-400 м (Малый Урал). В южной части Полярного Урала представлены, как альпийские, так и платообразные формы рельефа. Горы здесь сильно расчленены глубокими ущельями, долинами рек и карами, часто заполненными небольшими ледниками. Глубина вреза долин достигает 600-800 м. По сравнению с северной частью Полярного Урала перевалы здесь расположены на значительно большей высоте (400-1000 м над уровнем моря) и подъем на них более крут и высок.

     Первые туристские посещения южной части Полярного Урала, как правило, ограничивались пересечением хребта через один из низких перевалов (по-местному – "проходов") и движением по долинам в сторону ст.Полярный Урал или ст.Харп. С появлением в 70-х годах хороших картосхем на горную часть, туристы стали активно проникать непосредственно в горы, проходить сложные перевалы, делать траверсы хребтов и включать в маршрут технически насыщенные участки: траверс Пилы Пайера, самого Пайера и восхождения на в.Скальная. К концу 80-х годов основной акцент туристских маршрутов сконцентрировался на технически насыщенных маршрутах в районе массива Рай-Из, вплотную примыкающего к Лабытнангской ветке Северной железной дороги и "походах на Пайер". Неустойчивая погода в районе Пайера привела даже к появлению групп, прекрасно знающих окрестную тундру, но так и не поднявшихся на гору.

     Наилучшее время для лыжных походов по южной части Полярного Урала – апрель. В течении месяца обычно 3-5 раз случается пурга (для сравнения: в феврале 10-12 раз), продолжительность непогоды редко более суток.

     Ниже мы приводим сводное описание района от ж/д ветки Сейда-Лабытнанги до Карового массива, составленное на основании отчетов МГЦТК и ЛКТ, а также собственных посещений региона. Все названия даны по карте масштаба 1:100000, понятия "правый" и "левый" употребляются в орографическом смысле, из многочисленных вариантов названий перевалов и вершин выбраны наиболее часто употребляемые.

Массив Рай-Из

     Под этим названием подразумевается обширная горная территория, ограниченная с запада сквозной долиной рр.Макар-Рузь и Собь, с севера и востока железной дорогой, идущей по долине Соби, с юга рр.Енгаю и Покойник-Шор. Высшие отметки массива достигают 1130 м, эти высоты приурочены к центральной части массива, в истоках р.Енгаю. В Рай-Изе к настоящему времени лыжниками пройдено более 10 перевалов сложностью от н/к до 2А. К достопримечательностям стоит отнести каньон истока ручья Сев.Нырд-Вамэн-Шор, где зимой образуется каскад ледопадов, при их прохождении может понадобиться альпинистское снаряжение. Наиболее высокие и интересные перевалы находятся в истоках р.Енгаю – Грандиозный (2А, 1150; соединяет левый исток ручья Сев.Нырд-Вамэн-Шор с долиной Енгаю), Каровый (Северный Каровый)(1А, 1100; ведёт из Енгаю в правый приток Соби) и Неизвестный (Южный Каровый) (1Б-2А, 1100; из Енгаю в другой правый приток Соби), к югу в 2 км красивая вершина п.Топографов, стены которого подымаются над дном каров более чем на 500 м. К юго-востоку - перевал Сложный (Спортивный)(1Б). К югу от пер.Сев.Каровый возвышается красивая узловая вершина 1259 м (пик Полярный - 2А). Несколько особняком на юге массива возвышается г.Чёрная (1013 м), в её западной оконечности пройден пер.Чёрный (1А-1Б, 844). К северу от г.Чёрной на обширном плато Енгаю-Из расположена действующая база геологов, работает рудник. Заброшенная база геологов имеется в долине ручья Сев.Нырд-Вамэн-Шор, здесь сохранился один жилой балок. Из пройденных в массиве перевалов стоит также отметить пер.Рай-изский (1Б,900), ведущий через плато г.Рай-Из рядом с высшей отметкой.

     Массив Рай-Из чаще всего включают в нитки длинных маршрутов, проводя в его пределах кольцевую часть похода. После Рай-Иза группы направляются на север в сторону Хадаты, реже на юг к Пайеру.

Собский массив

     Он вытянут на 35 км от перевала Арка-Маталоу на юге до железной дороги на севере, с запада ограничен материковой тундрой, с востока долинами Соби и реки Макар-Рузь. Иногда в пределах данной территории отдельно выделяют Макаро-Рузьский массив. Максимальные высоты сосредоточены в северной части массива, в истоках р.Елец (наибольшая высота – 1236 м). В северной узкой части массива известен перевал Леквожский (1Б, соединяет истоки рр.Леквож и Собь). Южнее лыжниками пройдено несколько простых перевалов, наиболее популярны из них два: Макар-Рузь (Сев.Кузьтывис)(н/к, 500, соединяет исток р.Елец с р.Макар-Рузь) и Кузьтывис (1А, 910, ведёт из р.Елец в долину Степан-Рузь). К югу от г.Макар-Рузь (918 м) хребет понижается, здесь разведан удобный переход из среднего течения р.Степан-Рузь в долину р.Макар-Рузь - пер.Лесной (н/к). В верховьях р.Большая Хараматалоу отметки высот водораздельного хребта не превышают 600 м.

     Самостоятельного значения Собский массив не имеет.

Массив г. Блюхера

     К востоку от субмеридианальной линии Лек-Хойла – Харута-Шор расположен обширный массив г.Блюхера (1427). Здесь берут начало рр.Бур-Хойла, Бол. и Мал.Хара-Маталоу. Северо-западная часть этого горного узла имеет ярко выраженный альпийский облик, в бассейне Бур-Хойлы склоны приобретают сглаженные очертания. В массиве пройдены 5 перевалов. Центральное место занимает перевал Азиопа (Блюхера)(1Б, 1100), соединяющий правый исток р.Харута-Шор с долиной р.Бур-Хойла. С широкого седла перевала легко взойти на в.Блюхера по пологому южному склону. На север плато в.Блюхера резко обрывается к перевалу Маталоу (Высокий)(1А-1Б, 1100), соединяющему истоки Большой и Малой Хара-Маталоу. На северо-запад от вершины в сторону перевала Арка-Матолоу отходит скальный гребень. Через него ведет пер.Зап.Хара-Матолоу (1Б). На восток от г.Блюхера в 2 км расположена в.1376 - пик Лох.. Высокий безымянный перевал ведёт из левой составляющей правого истока р.Харута-Шор в верхний цирк р.Лек-Хойла. Перевал технически сложен, на уровне 2А. Известны зимние траверсы гребня хребта от в.Блюхера до в.Пайер. В северном направлении массив г.Блюхера быстро деградирует к перевалу Арка-Маталоу (н/к, 600) в верховьях р.Бол.Хара-Маталоу. Верховья р.Мал.Хара-Маталоу с верховьями Бур-Хойлы соединяет пер.Бурхойлинский (н/к). Восточная часть массива представлена обширными плато, где выделяется в.Пайты-Нел (1156). Северные склоны плато очень круты; южные, постепенно понижаясь, выполаживаются.

Массив Пайера

     Высшая точка Полярного Урала представляет собой интересный объект для туристских путешествий. В массиве можно выделить три основные вершины - Западный (Южный) Пайер (1330 м), Пайер (1499 м), Восточный Пайер (1217м). Гора Пайер представляет собой резкое скальное поднятие с плоской вершиной. Относительный перепад высот составляет 600-750 м. Выделенность массива Пайера, к которому примыкает с востока массив г.Блюхера, хорошо чувствуется при траверсе г.Географов и Сомкепайского массива. Видно, как на фоне плоских и в общем-то невыразительных хребтов резко вздымается протяженная скальная стена. Известно несколько вариантов подъёма на вершину (техническая сложность указана для зимы).

     Простой путь подъема на Пайер проходит по северному отрогу, разделяющему истоки р.Харота и Правый Кеч-Пель с плато пер.Седло (н\к, 825). Вначале широкий гребень постепенно сужается и переходит в последовательность простых жандармов, часть из которых необходимо обходить по крутому западному склону, что и представляет основную трудность при восхождении. Сложность подъема 1Б-1Б*. Достаточно простой, но иногда лавиноопасный маршрут проходит по кулуарам юго-западной стены, крутизна подъёма не превышает 35-400 на ключевых участках. Это самый быстрый способ, восхождение от оз.Кеч-Пель-Ты до вершинного плато при благоприятных условиях занимает 1,5-2 часа. Категорийность этого пути также 1Б-1Б*. Несколько более сложные маршруты ведут с перевалов Северный, Западно-Пайерский и Восточно-Пайерский (все на уровне 2А, причём последний из перечисленных объективно несколько сложнее и протяженнее предыдущих).

     К юго-востоку от вершины начинается двадцатикилометровый хребет, разделяющий долины рек Лек-Хойла и Левая Пайера. Здесь пройдено 3 перевала – Лек-Хойла (2А, 1120 м), Спартак (1Б, 1025 м) и Успешный проход (1Б, 835).

     Перевал Лек-Хойла связывает верхнее озеро в долине р.Лек-Хойла с верхней частью долины Левой Пайеры, выше мощного ригеля, перегораживающего долину от борта до борта. Ключевой участок – скалы в верхней части восточного склона, где необходима перильная страховка. Спуск к Левой Пайере достаточно прост, но с большим количеством камней. Перевал Спартак расположен между плато 1132 м и в.1110 м; подъем на него из Лек-Хойлы проходит по южному краю кара, расположенного с севера от в.1042, спуск в распадок притока р.Левая Пайера, водопад в нижней части распадка можно обойти по правому склону. Успешный проход (1Б,835) находится между в.Верхняя Пайера и в.978 (спуск в Левую Пайеру проходит по самому правому перевальному ручью, в имеющемся в МГЦТК старом описании спуск проходил по вешкам, идущим от балков, установленных на плато). На юге хребет резко понижается к Бур-Хойле. Достопримечательность Левой Пайеры – высокий скальный ригель, перегораживающий долину в двух км ниже истока. Весной с уступа низвергается грандиозный ледопад высотой более 150 м, обход возможен вдоль левого борта долины по снежным кулуарам.

     Сам Пайер обходится через перевалы Северный (1Б, 1000), Западно-Пайерский (1Б, 1000) и Восточно-Пайерский (1Б, 940). Из них наиболее популярен Западно-Пайерский, соединяющий долину Левой Пайеры с оз.Кеч-Пель-Ты. Перевал Северный ведёт из долины р.Харута в скальный цирк левого истока р.Харута-Шор, а Восточно-Пайерский – из этого цирка на юг в долину р.Лек-Хойла. Все эти перевалы имеют достаточно крутые склоны, при их преодолении необходимы кошки.

     К юго-западу от перевала Западно-Пайерский возвышается красивая скальная вершина Западный Пайер (1Б, 1330). Сложность восхождений на нее от 1А по северо-западному гребню из долины р.Средний Кечпель до 3А по северной стене. На юг уходит 15-километровый хребет, отделяющий Левую Пайеру от ее правого истока р.Ямботывис. Первые 1.5 км от вершины до плато 1091 хребет представляет из себя узкий скальный гребень с мощными жандармами (т.н. "Пила Пайера") - сложность гребня при траверсе до 3А. Между в.Западный Пайер и жандармами находится седло перевала Пила Пайера (1Б, 1200). Далее к югу хребет постепенно расширяется в ряд плато с высшими точками 1115, 950 и 880. В районе в.950 расположены имеется два близкорасположенных спуска на север - перевалы Левопайерский (1А*, 880) и Кечпельский (1А*, 920). Первый ведет из долины р.Левая Пайера в р.Правый Кечпель, второй из р.Правый Кечпель в истоки р.Ямботывис. Возможен и чуть более сложный спуск с перевального плато в р.Средний Кечпель.

Сомкепайский массив

     Далее к юго-западу Полярный Урал представлен рядом платообразных вершин, простирающихся до Большого Хойлинского Прохода на 20 км. Из высот следует отметить г.Сомкепай (1062), в.982, г.Пайты, г.Верхняя Хойла, г.Географов и г.Два озера. Все эти плато и вершины условно можно называть Сомкепайским массивом. От господствующих вершин в южном направлении отходит ряд платообразных хребтов, разделяющих долины рек Ямботывис, Пайтывис, Правая Пайера и Хойла. К северу от основного хребта отходят небольшие отроги, разделяющие истоки Левого и Правого Кечпелей. Склоны плато изъедены глубокими карами, на дне множество озер. Наиболее крупные из них: Ямботы-вис, Пайты-вис, Верхняя Хойла. К юго-западу от в.Сомкепай в главном хребте расположены перевалы Пайты (1А, 910), Верхняя Хойла (1А, 920), в северо-западной части плато 1136 (Верхняя Хойла) - Географов (1Б, 990), Юньяхский (н\к, 814). Известны и перевалы через южные отроги хребта - Правопайерский (н\к, 814) с истоков р.Правая Пайера к северному истоку р.Хойла и Узел (1Б, 943) с истоков р.Правая Пайера на оз.Пайтывис. Подъем на г.Географов, можно осуществлять с пер.Географов - 1Б и с севера по длинному отрогу, расположенному к западу от западного истока Левого Кечпеля - н\к-1А.

     Юго-западнее Сомкепайского массива Уральский хребет перерезает широкая сквозная долина рек Хойла-вис и Хойла. Долина получила название Большого Хойлинского Прохода (н\к, 418), и издавна используется местными жителями. Дно прохода изрезано древними отложениями со множеством озер в понижениях. При сильных ветрах прохождение прохода проблематично, поскольку низкое расположение и местная орография делают его как бы аэродинамической трубой, собирающей ветры со всех окрестных склонов и долин.

Хойлинско-Лагортинский массив

     К юго-западу от Хойлинского Прохода поднимается сильно расчлененный Хойлинско-Лагортинский массив. С севера на юг он протянулся более чем на 20 км, а с запада на восток на 18 км. Северо-западная часть массива представлена платообразным поднятием г.Хойла-вис с высшей точкой в южной части поднятия - г.1068 м. Восточные склоны плато представляют глубокие кары со стенами 400-500 м. С северных и западных склонов массива г.Хойла-вис берут начало реки Малая Хойлаю, Правая и Средняя Лахорты. От основного массива г.Хойла-вис отделена глубокой седловиной перевала Среднелахортинский (Параллельный, Ноябрьский) (1А, 890). Перевал очень популярен, редкая группа минует его в лыжном походе по этому району. С востока перевальное седло ограничено в.1094.8 м – высшей точкой массива. Из долины р.Труба-Ю в истоки левого притока р.Хойла-вис ведет перевал Труба (н\к, 800). К востоку от перевала расположен 17 километровый платообразный хребет (высшая точка г.1013.6 м). Через этот хребет имеется потенциальный перевал из верховий правого притока р.Хойла. Подъем проходит через промыв в северном краю кара, расположенного севернее в.871.0 м и выводит через широкую седловину с отметкой 777.1 в верховья р.Труба-Ю. Из верховий левого истока р.Лахортаю в цирк левого истока р.Хойла-вис ведет перевал 931.9 - н\к . К этой седловине можно также подняться из верховий р.Лахортаегарт через плато г.Малая Лагорта (1017.8) или из южного цирка пер.Среднелагортинский. Есть вариант подъема на плато из узкого ущелья левого притока р.Лахортаегарт севернее в.742.7.

     За долинами р.Средней Лахорты и Лахортаегарт, соединенных низкой седловиной Средне-Лахортинского Прохода (н\к, 330), поднимается небольшой массив г.Обрывистой (836 м). Он вытянут с севера на юг на 12 км. В средней части плато расположена седловина перевала Каньонный (н\к, 570), соединяющая р.Лахортаегарт и р.Средняя Лахорта с озером Большая Лахорта, расположенном в верхнем течении р.Левая Лахорта к востоку от массива г.Хордьюз. Левая Лахорта соединена с левым истоком р.Большая Лахорта (на восточном склоне) седловиной Лево-Лахортинского Прохода (н\к, 448).

Хордьюзский массив

     К западу от озера Большая Лахорта расположен небольшой, но интересный Хордьюзский массив. Он вытянулся в меридиональном направлении всего на 7 км. Массив приподнят над озёрной долиной на 400-700 м. Главной достопримечательностью массива является гора Скальная (1178 м) с значительными выходами скал. Гора имеет две вершины примерно равной высоты, тур установлен на северной. Вершины соединены ажурным гребнем со множеством жандармов, траверс в зимних условиях представляет большие технические сложности (на уровне 3А к.сл., покрытые инеем скалы). Наиболее простой вариант подъёма на северную вершину – по северному склону от предгорной тундры (1Б); на южную вершину можно подняться по длинному юго-восточному гребню из долины Большой Лахорты (1Б). Более сложные маршруты ведут: по восточной стене (2Б) или по северо-западному ребру (2Б) на северную вершину; по юго-западному ребру (2Б) на южную вершину. Подъем на г.Хордьюз (1086, н\к-1А) проходит по пологому гребню с седловины 1020 м, расположенной к северу от вершины в верховьях северо-восточного цирка. С верховьями правого истока р.Большая Лахорта и подножием юго-восточного гребня г.Скальная район Лево-Лахортинского Прохода связан седловиной перевала 468.3 м (н\к). В истоке Большой Лахорты расположен красивый и один из популярнейших перевалов через водораздельный хребет южной части Полярного Урала – перевал Скальный (н\к, 540).

Пальник-Шорский массив

     Юго-западнее расположен Пальник-Шорский массив, вытянутый с юга на север почти на 16 км. Центральная часть хребта носит альпийский характер. Наиболее высокие вершины: Пальник-Шор 1174.6, Недью 1157.1, выс. 1115, 1004 м. В центральной части хребта расположены перевалы Шер-Шор (н\к, 680) - между 967 и 1115 и Пальник-Шорский (1А, 840) - между в.Пальник-Шор и в.967. Оба перевала соединяют западный склон хребта - истоки р.Грубе-Ю с р.Шер-Шор - крупным левым истоком р.Малая Лагорта. К югу от массива Пальник-Шор расположен пер.Пальник-Ю (н\к, 370), соединяющий реки Пальниктывис и Малую Лагорту. Массив Пальник-Шор несет значительное оледенение в карах восточного склона. С истоками р.Большая Лахорта р.Шер-Шор связан перевалом Захребетный (н\к, 680). К перевалу Пальник-Ю с р.Шер-Шор можно попасть через седловину 460 (н\к). Подъем на г.Пальник-Шор можно осуществить с пер.Пальник-Шорский по северному гребню - 1А и из долины р.Шер-Шор из верховий южного истока - 1А.

Каровый массив

     Южнее расположены редко посещаемые верховья рр.Пага и Погурей, Кокпельские перевалы (часто используемые местными жителями) и Каровый массив, примыкающий к главному хребту. Массив вытянулся в меридианальном направлении на 25 км, а с запада на восток на 15 км. Высшая отметка - 1142. Горы здесь резко ассиметричны, обрываясь на запад почти непрерывной стеной на всём протяжении массива, и плавно теряя высоту к востоку. С севера Каровый массив ограничен сквозной долиной истоков Малой Лахорты и Лахортаегарта. Высота этого прохода 560 м.

     В центральной части массива находятся перевалы Петербург (из истока Паги в исток Пагурея), Петроград (из Пагурея в Вылью) и Ленинград (из долины Ыджид-Лабахэйшора обратно в Пагу). Из-за значительной удалённости от железной дороги Каровый массив практически не посещается, и зря! Это из интереснейших мест Полярного Урала, своеобразный "затерянный мир".

     Южнее хребет сильно понижается к Кокпельскии перевалам и повышается уже при приближении к северным границам Приполярного Урала - в.1365 м, г.Грубе-из (1435) и г.Лемва-из (1421).

     В заключение несколько слов о подходах и подъездах. Большинство маршрутов начинается с железной дороги. В массивы Рай-Из, Собский, Пайерский и Сомкепайский путь лежит от станций Собь, Харп, пос.Полярный, Полярный Урал, Хорота и Елецкая. К Сомкепайскому, Хойлинско-Лахортинскому, Хордьюзскому, Пальник-Шорскому и Каровому массивам можно добраться от станции Сивая Маска. К самым южным массивам, включая Пальник-Шорский и Каровый, можно добраться от станций Абезь и Шор.

     Наибольшое удаление Полярного Урала от железной дороги составляет около 60 км.