Приполярный Урал. 2000г.

Прислал: Илья Балеевских



Взято с http://tourism.km.ru/pripa/prip2000/

В дорогу!

Маршрут

г. Екатеринбург - г. Инта - база "Желанная" - г. Народная - пер. Кар-Кар - г. Манарага - р. Косью (сплав) - ст. Косью - г. Инта - г. Екатеринбург


Участники похода
1.
Лавриненко Александр - руководитель, оператор Преподаватель информатики в ЮУПК (университете города Озёрска)
2.
Балеевских Илья Сергеевич - завхоз Студент УГТУ-УПИ, г. Екатеринбург
3.
Денисов Максим Евгеньевич - повар Студент ЮУРГУ, г. Челябинск
4.
Хорешко Алексей - участник Ученик 11 - го класса Школы № 24 города Озёрска

 

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяжённость активной части похода, км

Продолжительность, дн.

Сроки проведения

Общая

ходовых дней

пеше - водный

3

пешком 60
сплав 300

10

8

с 24.07 по 11.08 1999г.

 

Дневник

Из записок шефа...

(время везде московское)

сентябрь 1999 – июнь 2000

Всё началось со статьи в «МК–Урал» за 23–30 сентября 1999 года под названием «Челябинск – Манарага: из лета в зиму» о путешествии безработного и учителя на Приполярный Урал. Стало интересно – они могут, а мы?
Собравшись в декабре просматривать фотографии с Таганая, я показал статью Максиму и Илье. В результате, начилась подготовка к экспедиции. Илья стал наводить справки в Екатеринбурге (он там учится) у туристов и в турклубе, взял дневники, отчёты, карты и т.д. Так идея фикс стала обрастать плотью. В июне к нам присоединился Алексей. Мы прикупили снаряги, правдами и неправдами достали катамаран (за что спасибо В.Ветрову и А.Волошину).
Набросали маршрут с примерной ниткой (район Приполярного Урала): город Инта – база «Желанная» – гора Народная (1895 м, восх.) – перевал Кар-Кар (1А) – гора Манарага (1662 м, восх. 1Б) – река Косью (сплав III к.сл.) – поселок Косью. Всего около 350 км, из них 120 – на машине, 85 – пешком, 145 – на катамаране.

А затем.........

24 июля, понедельник

По дороге в КировПоезд 007, плацкарт (124,4 руб.). Отбыли из Свердловска в 2250. По дороге знакомились с местным народом. Прибыли в Киров пасс в 1529, 25 июля.

Билетов на Инту не было. За 10 минут до отправления поезда, взяли билеты от Кирова до Котласа и от Котласа до Инты.

25 июля, вторник

Поезд 680, общий (48,1 руб.). Отбыли из Кирова в 1925. Прибыли в Котлас южн в 0602, 26 июля.
Надо сказать, что начиная с Е-бурга и до Котласа нас сопровождала группа туристов из Польши («мошка не пролезать» – а-ля Марек, реакция на наши накомарники). Они прочитали в книге «Сто дней на Урале», что есть такая гора – Пайер и решили на неё сходить (маршрут составил для них какой-то товарищ с Е-бурга). Вот и добираются сейчас до Воркуты. Но, судя по их снаряги, они не особо представляют себе все прелести Полярного Урала.
В Котласе полюбовались красавицей Северной Двиной, некогда важнейшей водной артерией российского севера. Сейчас всё в запустении, вода грязная, речной вокзал не работает, суда не ходят. О былой роскоши напоминают лишь таблички типа «Стоянка скоростного флота. Не приставать!»
В ларьке на привокзальной площади Илья за 20 рублей купил электронные часы Осака, которым было суждено сыграть немаловажную роль в нашей истории.

На ж/д вокзале мы видили группу туристов–негров!!!

26 июля, среда

Поезд 176, общий (90,3 руб.). Отбыли из Котласа в 1110. Прибыли в Инту 1 (Верхняя Инта) в 0518, 27 июля.
Местный геолог в поезде сказал, что «тайга горит, вход закрыт, и на вокзале какая-то группа, человек десять, сидит уже два дня, не зная что делать». Похоже, путь на Урал нам заказан... Кстати, Уралом местные жители называют Уральские горы.

Для информации: в будние дни в общем вагоме можно ехать с таким же комфортом, как и в плацкарте (за исключением белья, но мы его и так никогда не брали).

27 июля, четверг

По прибытию в посёлок В.Инта (кстати в магазинах здесь круглосуточно есть продукты, цены примерно такие же как у нас), прочитали на вокзале объявление о необходимости приобретения путёвки на право посещения парка по адресу г.Инта, ул.Мира, 41. Автобус №101 ходит до города, начиная с 340, с интервалом 20 (?) минут и стоит 8 рублей. Ехать около часа до остановки «улица Мира». Я и Илья отправились в город.
Приехав в Инту и найдя филиал парка в подвале жилого дома, случайно узнаём у местного жителя (который обозвал работников нац. парка – «нацистами»), что у них (в Коми) решением президента действует московское время (до этого мы расчитывали на наши уральские +2 часа). А как работает представительство парка мы не знали. Объявление о режиме работы висит внутри: с 900 до 1800, перерыв с 1200 до 1300, выходные – суббота, воскресенье. Этот же местный житель сообщил, что вход в лес закрыт в связи с лесными пожарами («два месяца стоит жара за 30°») и возможен только по личному разрешению главы администрации.
Прошлявшись около часа по городу, насмотревшись на девчонок в мини-юбках (мы мёрзли даже в куртках!) и не дождавшись работников парка (было ещё только 8 часов утра), мы поехали обратно на станцию.
Решили обойти кордон на дороге, где он находится, мы представляли весьма-а-а условно. В результате, пошли не туда – налево от вокзала, а надо было направо. Побродив по болотам и вдоволь соприкоснувшись с местной мошкой, принимаем судьбоносное решение – идти в другую сторону. Проходя мимо вокзала, на остановке встречаем группу из 4-х москвичей. Они приехали в 10 часов и собирались сейчас в город. Едва успев взять деньги и документы, я вместе с Борис Акимовичем и Вячеслав Васильевичем (москвичами) запрыгиваю в автобус до города.
Около 1130 часов мы были на улице Мира. В представительстве парка кто-то был (Кстати, в этом же подвале находится станция юных туристов. Здесь, при желании, можно переночевать – об этом мы узнали позже от Володи, см. ниже). Мы в упор у него спросили, чем он нас может обрадовать. Он ответил, что ничем (вход в лес закрыт – пожары). Но когда узнал, что мы туристы, весь засветился, и обещал нам помочь, как своим (для местных вход в парк проще). Отрекомендовался Виталиком и просил зайти после перерыва, чтобы он успел посоветоваться с лесничим. Предложил заодно купить сувениры: вымпел «Приполярный Урал» (20 руб.), горный хрусталь (80 руб.) и карту Приполярного Урала (45 руб., в Свердловском турклубе – 20 руб.).
Пообедав выше по улице в местной столовой и заплатив за это «живыми» деньгами (чему местные весьма удивились – они денег почти не видят, у них всё идёт в счёт зарплаты), мы, медленно прогуливаясь, вернулись в представительство парка. После перерыва, Виталик стал нам выписывать путёвки, хотя лесничего так и не нашёл. Путёвки он выписал задним числом (17 вместо 27) – «скажите, что знакомый был в командировке в Инте и оформил путёвки, т.к. 20-го вышло постановление о запрете входа в лес». Борис Акимович сболтнул, что у нас есть фотоаппараты и мы тут же за это поплатились (хорошо, что я успел прикрыть сумку с камерой курткой).
Итак, расценки парка (на 2000 год):
  • посещение парка – 10 руб. в сутки с человека;
  • дети до 18 лет – бесплатно
  • с иностранцев – $2-$3 в сутки с человека;
  • за проживание в приютах («Олений», «Манарага», «Косью») – 6 руб. в сутки с человека;
  • пользование фотоаппаратом – 5 руб. в сутки;
  • пользование видеокамерой – 20 руб. в сутки;
  • въезд на территорию парка на автомашине – 50 руб.;
  • оформление путёвки – 5 руб.;
  • и т.д....
  • плюс на всё это накладываются налоги (!!!) +20%, +5%.
    Нашей группе это удовольствие обошлось в 510 руб. 30 коп. (10 дней за трёх человек, Алексей у нас был школьник, плюс фотоаппарат, плюс машина, плюс оформление). Москвичам на сотню дешевле, т.к. они планировали сплав по Кожиму, а не по Косью, и заявили 7 дней.
    В разгар оформления появился лесничий Юрий. Он сказал, что мы можем отправляться туда, откуда приехали (на что Виталик нам хитро подмигнул). Поинтересовался, достали ли мы уже машину и предложил нас отправить тушить пожары. Покричав по должности ещё, он удалился в горсовет. Виталик же закончив с оформлением («постарайтесь уложиться в сроки, если будете задерживаться, скажите, что внезапно кто-то заболел и пришлось делать непредвиденную днёвку») и дав координаты «частников» и директора («директор ведь возьмёт меньше, чем водитель») Кожимского разведочно-добыческого предприятия (ул.Мира, 8), пообещал, что, если мы не найдём машину, они нас забросят в субботу утром вместе с пожарными.
    Мы отправились в Кожимское РДП. Директор сказал, что положение очень серьёзное и все машины в горах. Машина будет только завтра, но он её оставляет «под себя» и она пойдёт до базы «Желанная» не раньше субботы или понедельника. А к частникам лучше не обращаться – их всё равно не пропустят на кордоне. Предложил зайти завтра после обеда – вдруг что-то прояснится.
    Со всем этим мы отправились в посёлок. Как оказалась, пока мы отсутствовали, наши загуляли – у Виктора Семёновича («Нас не пускают, но мы прорвёмся! Потому что мы – волки!») был день рождения и он, за счёт Геннадия Григорьевича, всех угощал. В результате, они, а также Макс, Илюха, Лёха и местный бомж Саша наклюкались до чёртиков.
    Время было примерно 1630. Мы (я, Борис и Слава) решили дальше разведать обстановку и отправились искать автобазу предприятия «Инта-Гео», которая, как я знал, находилась в километрах трёх от ст.В.Инта в сторону Москвы. На самом деле база оказалась в километрах пяти (идти около часа). На базе присутствуют только бензовозы (Слава переговорил с начальством). Недалеко от базы на дороге – КПП – милицейский блокпост. Мы с Борисом переговорили с молоденьким сержантиком в тапочках. Он сказал, что, если бы не было чрезвычайного положения по пожарам, нас пустили бы по путёвкам. А сейчас въезд возможен только на машине по спецпропускам, и мы должны быть указаны в путевом листе, или по разрешению начальника УВД.

    По дороге назад, мы стали присматривать место для ночлега. Палатки ставить негде. Борис рассматривал возможность ночёвки в заброшенных домах, их здесь предостаточно. Но остановились на общежитии МПС (по дороге направо от вокзала). Место стоит 32 руб. 80 коп. Мы предложили спать в спальниках и не брать бельё. Но «у нас нет других расценок и цена одна». Я переговорил по телефону с комендантом, проронил «скупую мужскую слезу» и договорился на полцены. Ужин на плите и хиленький, но душ, были завершением этого долгого дня.

    28 июля, пятница

    С утра нас разбудили работники общежития, сообщив, что до 12 часов мы должны покинуть территорию, т.к. ожидается большая группа приезжих. Собрав вещи и позавтракав, наша троица опять отправилась в Инту, оставив остальных на самих себя.
    Время было дообеденное и директор РДП предложил зайти после 1500. В представительстве парка нас ожидал Виталик Павленко (помощник лесничего), т.к. он уже знал, что мы не уехали. Сказал, что завтра в 1000 они едут в парк до переправы через Кожим и чтобы мы их ждали около вокзала. Расставшись друзьями, мы все-таки решили дождаться 15 часов. Побродили по городу и магазинам. Вышли на реку Большая Инта (рядом, через двор от РДП). Красота! Директор же нам ничего нового не сообщил («Плановая поездка только во вторник, а так я бы вас подбросил. И платы не надо – только за бензин – я сам в прошлом турист»). Он и Слава пожали друг другу руки (я и Борис были у реки), и мы поехали обратно в посёлок.
    Своих мы обнаружили всё в той же общаге – Геннадий оплатил ещё одни сутки, но, по причине вчерашнего незнания, по полной цене (Борис сказал, что не надо было вмешиваться – «у вас я старший, у ребят – Саша»). Переговоры с дежурной, она была другая, ни к чему не привели («как вы хотели, нам тоже деньги нужны!»). Москвичи же поступили по-мужски, взяв с нас полцены, а остальное возложив на себя (вернее, на Геннадия).
    Вечером мы обследовали окрестности посёлка, который явил прекрасным примером полной разрухи, которая царит на российском Севере.

    29 июля, суббота

    Ровно в 1000 возле вокзала остановился вахтовый «Урал», из кабины которого вылезли Виталик и Юрий. Юрий сообщил, что до переправы нас подкинут за 1000 руб. Мы стали грузиться в вахтовку, в которой уже было 15 человек плюс масса рюкзаков и продуктов – пожарные из числа принужденных добровольцев отправлялись тушить пожары под название «пикник на Кожиме» («будет нечего тушить, сами разожгём и потушим»).
    Сидя на коленях и головах друг у друга, мы пересекли кордон на дороге (кстати, ранее балок кордона находился в 7–8 км по дороге от нынешнего, но зимой его кто-то сжёг – «Хороший был балок, с печкой. Я бы в таком балке жил, мать вашу!» – сказал один из рабочих) и взяли путь к переправе. Пожарные не теряли время даром и любую остановку в пути использовали по назначению – для принятия во внутрь очередной дозы. Отвлечь от этого занятия их смогли только следы лесных пожаров вдоль дороги. К На переправе через р. Кожим1400 мы достигли переправы через Кожим. Здесь была частичная разгрузка, во время которой рабочие организовали для себя стол. Юрий сказал, что его миссия кончилась и дальше мы должны договариваться лично с шофёром. Шофёр Валера вначале запросил до базы «Желанная» 2000 руб., ссылаясь на то, что в том году от города до базы брали 3500 руб. Борис намекнул, что так дело не пойдёт. Цена упала до 1500. В результате упорных переговоров, конечная цена была названа 1200 руб. («это моё последнее слово»). От предложения С Москвичами на Кожимерасплатиться спиртом, водила отказался. В нашем кошельке, без учёта денег на обратную дорогу, оставалось 200 руб., а надо было 600 (ещё 600 с москвичей). И в очередной раз нам помогли москвичи – дали в долг 400 руб., за что им большая благодарность!
    Примерно в 1500 мы поехали дальше. Лесничий Юрий (обращаясь к Борису) проводил нас словами: «Я на вас надеюсь. Если что, у меня стоят два госинспектора на Кожиме» (это касательно будущей расплаты с водителем) и «У нас по плану надо раскрыть 10 уголовных дел по пожарам. Не хотелось бы, чтобы вы попали в этот список» (это касательно костров и т.д.). Высадив оставшихся рабочих и выгрузив главную часть снаряжения пожарных – резиновую лодку, водила предупредил, чтобы мы держались – «поедем побыстрей» (то ли от того, что дорога стала лучше, то ли от того, что в машине стало меньше народа, то ли от того, что он принял существенно на грудь). В вахтовке остались: наша группа, московская группа и местный турист-одиночка Володя. И мы понеслись, периодически пытаясь головами пробить крышу.
    Была у нас часовая остановка у какого-то рабочего посёлка, в который нам посоветовали лучше не ходить. Затем, примерно в 1700, где-то на речке Балбанью высадились москвичи (они планировали оставить здесь часть снаряжения, налегке сходить на г.Народная и, вернувшись, начать сплав). Мы с ними тепло распрощались, и обязались поддерживать связь. Виктор в шутку пожелал: «Нам пешего похода 6-й к.сл. по Кожиму, а вам пешего похода 5-й к.сл. по Косью», – т.к. везде из-за жары была очень низкая вода. Минут через 40 мы и Володя высадились на горке перед базой «Желанная».На горке перед базой  "Желанная" База "Желанная" Володя пожертвовал водиле около литра самогонки.
    В 1830 мы были у базы. Володя хотел договориться с вездеходчиками, чтобы нас подбросили дальше, но они не согласились, ссылаясь на то, что «по камням рвутся треки, а за каждый надо отработать на базе дополнительно неделю». Мы прошли немного по правой стороне озера Большое Балбанты Озеро Большое БалабантыБез коментариевоколо 1930 встали на стоянку на берегу. Приготовили ужин и сварили компот и окрестной голубики и морошки («Ребята, вы чего? Идёте осенью в лес и берёте с собой сухофрукты?» – спросил Володя, узнав, что они у нас есть). У Володи осталось около литра самогона, который он не хотел дальше тащить, и мы помогли ему от него избавиться. Но этого оказалось мало и мы добавили поллитра спирта.
    Володя оказался классным парнем из Сыктывкара. Он работает в клубе туристов и водит группы. Сейчас изучает новый маршрут, идёт через ледники, г.Лимбеко-Из на р.Сыня, где его ждут с лодкой.

    Закончился последний тёплый день в нашем походе. За разговорами, началась последняя тёплая белая ночь, во время которой мы почти не снимали москитников («С комарами и мошкой у нас здесь обстоит дело так – они либо есть, либо нет» – а-ля Володя, в ответ на наш вопрос о том, как чередуются комары и мошка). Завтра нас ждал первый полноценный ходовой (пешкодральный) день...

    30 июля, воскресенье

    На транспорт - вездеходВ 930 на дороге мы увидели вездеход. Остановив его, договорились, что нас подбросят до Старика со Старухой (горы) за литр спирта. Езду на вездеходе не описать словами, это надо прочувствовать.
    Под горой Старик-Из В 1000 мы высадились под горой Старик-Из. Сфотографировавшись на память, одев болотники (дальше начинались заливные альпийские луга), мы пошли к озеру Малое Балбанты, где виднелся чум манси-оленеводов. Они здесь стоят каждое лето, т.к. место обдувается ветром и, поэтому, нет мошки. А олени пасутся на Лимбекою.В гостях у Манси На зиму манси уходят ближе к лесу. Местные жители оказались очень гостеприимными (к чуму мы подошли в 1030), показали нам всё своё хозяйство. У них в чуме жили даже двое туристов на выходе с Народной.
    Отдельно надо сказать о погоде. Начиная с сегоднешнего утра, она начала резко портиться – +11°С, ветер, дождь, тучи и периодическое «молоко» на вершинах гор. Но есть и свой огромный плюс – исчезла вездесущая мошка.
    Весь день шли под дождём по вездеходной дороге по Ледник Балабан с зелёным озером в циркеправой стороне (или левой, если смотреть вдодь течения) реки Балбанью. Периодически приходилось ставить палатку, чтобы переждать наиболее сильные дождевые потоки. В 1630 подошли к леднику Балбан с зелёным озером в цирке. Около озера расположен снежник. Такое возможно только здесь – июль и снег. На стоянку встали перед озером, Володя встал ниже – перед поворотом дороги направо в долину реки Лимбекою (там дальше перевал Зиг-Заг или «500 ступеней» – более лёгкий путь в долину реки Манарага, чем через перевал Кар-Кар). Мы решили ждать хорошей погоды и попытать счастья на Народной. А пока, вылавливая «окна» в погоде, пытаемся немного просушить вещи. Лёха сильно мёрзнет и в душе клянёт всех и вся.

    Ледник, чистая озёрная гладь и холодная ночь на высоте около 1100 метров. Там надо быть и видеть!!!

    31 июля, понедельник

    С утра погода была ещё хуже, чем вчера. Мы решили на Народную не ходить, т.к. из-за облачности ничего не видно, да и время нас поджимало. Около 1100 вышли по направлению к перевалу Кар-Кар. Но потом возникли сомнения в правильности направления, и мы пошли в другую сторону. Внизу увидели Озеро Круглоепалатку Володи. Решили у него расспросить дорогу. Он пережидал непогоду и никуда дальше не пошёл. Получив правильные указания, мы пошли к перевалу, потеряв на блуждании около двух часов.
    В 1400 мы были у озера с островом под перевалом Кар-Кар. Озеро почему-то называют Круглым (оно таким показано на карте), но на самом деле оно вытянуто. Один конец озера упирается в перевал Кар-Кар, другой – в ущелье, откуда возможен подъём на Народную. На этом же каре расположен довольно большой снежник. На берегу озера есть обжитая стоянка с ручьём. Мы решили здесь Перевалостановиться и переждать непогоду. Поставили палатки и готовим обед на примусе. Постепенно перевал и озеро затягивает «молоком» до такой степени, что трудно найти даже примус. Сидим в палатках и дрожим от холода (температура не выше +5°С).
    Около 1700 наконец выходим на перевал Кар-Кар. Перевал назван так потому, что его склоны связаны с карами. Перевал проходит по центральным частям каров. Озеро в западном кареВ западном каре расположено несколько озёр. Спуск с перевала (западный кар) ступенчатый: первая ступень – скальная, вторая – моренное плато, третья – очень крутой курумник с зарослями лишайника и мха. Под перевалом течёт приток реки Манарага. При спуске с третьей ступени, мы приняли сильно вправо. В результате, пришлось осуществлять спуск по сильно отвесному склону, итогом которого стали протёртые штаны, рюкзаки и т.д. Спустившись с перевала и переждав немного дождь в палатке у реки, пошли вдоль притока по правому берегу. Здесь река принимает очень много ручьёв, текущих со склонов гор.
    Стоянка с АлексеемК 2100, вконец обессилившие, мы подошли к стрелке с Манарагой. Здесь на склоне небольшого холма был лагерь туриста-одиночки из Печоры Алексея, который нас гостеприимно принял и поделился дровами. Он сказал, что до балка «Олений» километров шесть и там сидит большая пионэрская группа («балаган») из Магнитогорска. Сам он хотел подняться на гору Манарага, прождал три дня, но погоды не было. Сейчас хочет попасть на Народную. За заброску на вертолёте знакомым пожарным Алексей заплатил 1000 руб. (90км от Печоры); вертолёт стоит 16000 руб. за час полёта.
    По информации Алексея, на непредвиденный случай: на базе «Озёрная» есть 8 домиков, 2 бани, постоянная радиосвязь с Печорой, туда-сюда летает вертолёт.
    Почти до трёх часов ночи мы сушились у костра, благо дождя не было.

    01 августа, вторник

    г. ПодковаДолина р. МанарагиПримерно в 1200 вышли со стоянки и пошли по правому берегу реки. Там есть натоптанная тропа. Алексей из Печоры решил попытать счастья на Народной, на прощание оставил нам свой адрес. Я сделал большую глупость – после вчерешнего перехода у меня разболелась поясница и я её сильно натёр финалгоном, такого адского жжения я не испытывал никогда (от движения мазь принялась за работу и добавьте сюда трущийся об спину рюкзак). Около 1300 вышли к границе леса. Надо сказать, что переход от тундры к тайге достаточно резкий – деревья начинаются не по-одиночке, а скопом. Довольна симпатична гора Подкова на левом берегу – здесь она действительно выглядет выгнутой подковой, что не заметно с перевала Кар-Кар и со стоянки Алексея. Встретили трёх туристов. Они сказали, что детская группа Балок Оленийначала сплав чуть ниже балка «Олений», обнеся лишь пороги.
    В 1430 вышли к приюту «Олений». Балок довольно в плачевном состоянии – полуобвалившаяся протекающая крыша и запах сырости. Но зато здесь в заначке мы нашли сухари и вдоволь их накушались. Самое поразительное впечатление от балка – женские туфли-шпильки на гвоздике над окном!!! Как их сюда занесло? Парни сильно устали от вчерашнего перехода через перевал и решили устроить сон-час, который длился до 1800.

    Оставив запись в тетради отзывов и прибив дополнительную ступеньку к трапу на балок, мы пошли дальше по тропе и около 2100 встали на ночлег на стоянке у притока реки Манарага, стекающего с горы Манарага (от тропы вдоль реки есть ответвление вверх). Уже ночью мы, наконец, увидили Королеву Гор! Небо было ясное, светили звёзды и это внушало надежду на возможность завтрешнего восхождения...

    02 августа, среда

    Утром нам стало понятно, что восхождение придётся отложить – гор не видно. Решили устроить днёвку и делать катамаран (благо, вода поднялась). Я прошёл вдоль по тропе, полюбовался окрестностями и примерно в получасе ходьбы на поляне обнаружил останки базы г. Манарагагеологов – ни одной деревянной части, лишь железо и... банные тазики с огнетушителями.
    Днём периодически нам удавалось увидеть Манарагу, но лишь ненадолго. Мы рубили берёзки, стругали их и обжигали на костре, чтобы казались старыми (так ещё на переправе Борис обещал сделать Юрию). Мы знали, что за каждое срубленное деревце нам грозил штраф – 200 руб., но сильно не боялись («если что, скажите, что вы их нашли уже такими», – из советов Виталика).
    К 22 часам катамаран, наконец, был готов – каркас связан резиной и скреплён с гондолами. Мы произвели ходовые испытания и остались довольны.

    03 августа, четверг

    Утренний дождь и «молоко» не давали нам надежду на свидание с горой Манарага. Время нас поджимало. И, поэтому, в 1234, загрузив тюки на палубу ката, мы начали водную часть нашего предприятия. Река в начале сплава мелкая, много камней, и нам приходилась то плыть, то проводить кат между ними. Обычно сплав начинают километров на шесть ниже по течению.
    р. МанарагаВ 1420 подплыли к балку «Манарага». Здесь река делает правый поворот, огибая отрог Медвежья Лапа. Тропа, идущая по правому берегу, заканчивается и переходит на левый берег. Балок в довольно приличном состоянии, можно прекрасно переночевать и сделать баню; на улице есть столик. Отсюда также совершают восхождение на Манарагу (около 10 км). Погода окончательно начала портиться. Поэтому мы, съев «перекус космонавтов-водников», оставив запись в книге и прочитав журнал «Playboy» (спасибо группе из Глазова), решили идти дальше до балка «Косью» (на левом берегу реки Косью).
    Практически сразу за поворотом, начинается узкий каньон с многочисленными камнями, прижимами к скалам справа. Валы до 1,5 метра, бочки. Есть отбойные валы. Мы не предполагали о его трудности, т.к. в отчётах информации о нём не было (может быть, всё это из-за сильно поднявшегося уровня воды). В результате – прошли «на дурачка», не одевая спасжилетов и отпуская шуточки. Один раз нас всех чуть не сбросило с ката, а Илюха (он сидел впереди) ушёл по грудь в бочку («Я думал – поднимет обратно или нет»). Как потом оказалось, это был самый опасный участок на реке, классифицируемый по 4 к.с. Группа из Магнитогорска проходила его налегке, пустив всех неопытных по берегу с вещами, и тем не менее – мужиков, которые ходили по «шестёрке», выбросило на скалу и они чуть не угробили кат.
    Пройдя этот участок и вылив из сапог воду, осматриваем свой кат – треснувшая задняя поперечина, на которую я опёрся на пороге, протёртая насквозь четырёхслойная полиэтиленовая палуба и прогнувшаяся вовнутрь рама (верхний край рюкзаков, которые были привязаны на палубе, был на уровне верхнего края баллонов). Решаем дойти до стоянки и там сделать новые, более толстые, поперечины, т.к. завтра впереди нас ждёт самый сложный (мы так думали) участок – «Кедровый перекат».
    Холод, ветер и дождь, а также промокшая на перекате одежда заставляют грести как можно сильнее. Впереди встаёт фантастический пейзаж – плавающий в небе остров. Это гора Колокольня, верхняя и нижняя части которой утопают в «молоке». Практически постоянно тянутся шиверы 1–2 к.с. Температура воздуха около +2°C. Пальцы стынут и коченеют. А долгожданного балка так и не видно. Окончательно обессилив, в 2030 встаём на ночёвку в лесу на правом берегу Косью.

    04 августа, пятница

    Подремонтировав катамаран, выходим дальше. Почти сразу встречаем двух туристов из Екатеринбурга (отца и сына лет 14-ти). Они забросились на вертолёте с Печоры, порыбачить. Оказалось, мы вчера очень сильно дали – проплыли двойное запланированное расстояние, и сейчас находились в устье реки Капкан-Вож. Дальше начинается шивера «Кедровый перекат».
    «Кедровый перекат» представляет из себя шиверу протяжённостью около 3 км и классифицируется как препятствие 3 к.с. Валы и бочки достигают высоты 1 метра. Но мы уже настолько осмелели, что я не гребу, а снимаю всё на видеокамеру. В конце шиверы река поворачивает направо, вода бьёт в скалу на левом берегу, течение исчезает. У скалы есть прекрасный омутишко, глубиной до четырёх Туристы из г. Магнитогорскаметров. Прекрасная рыбалка. На правом берегу удобная стоянка, называемая, как явствует из таблички, «Набережная реки Фонтанки». Сюда мы прибыли около 1600. На стоянке расположился лагерь магнитогорцев. Они нам показали свой «шапито» с вполне приличным снаряжением, изготовленным самостоятельно, похвастались добытыми камнями (горный хрусталь, кварц) на базе «Желанная», поделились грибами. Мы сфотографировались на фоне переката, обменялись адресами (кстати, у Кедровый перекатГеннадия Букреева можно заказать любое снаряжение, включая 4-местные катамараны – 4500 рублей без каркаса, 6500 рублей с каркасом), перекусили и в 1640 отбыли дальше.
    После стоянки шивера продолжается и течение не ослабевает. Река принимает ряд притоков. С периодическими остановками, мы гребём по волнам. Начали появляться таблички «национальный парк Югыд-Ва».
    В 1930 мы достигли устья реки Индысей, где на правом берегу на карте обозначен туристский приют. На берегу несколько мужиков под табличкой «Национальный парк ЮГЫД-ВА, охота и рыбалка запрещены» нагло удили рыбу, складывая её в большие чаны. На наш вопрос «Рыба есть?», один, самый весёлый, ответил: «Рыбы нет, зато есть водка». Получив разрешение подняться на берег, мы увидели в глубине леса несколько симпатичных домиков и столы, прогибающиеся от ящиков с водкой и закуски. Навстречу нам вышли двое мужичков – один постарше и посолиднее (в очках и форме лесника), другой попроще (в курточке и платке на голове) – оба с запахом перегара. Порасспросив нас кто такие и откуда, сколько групп ещё видели, и повздыхав: «Опять открыли тайгу», начальник сказал: «Как вы понимаете, мужики, здесь вам нечего ловить – это частная собственность. Но, если хотите, у вас есть шанс хорошо переночевать – в 13 км ниже по течению есть база. Это сторож с той базы», – и он указал на второго. – «Там сейчас никого нет. В дом не суйтесь, переночуйте в подсобке, там есть печка». И тут я сделал глупость, обратившись к сторожу: «Вы Коля?» – «Ну, Коля». – «Нам о Вас много рассказывали, говорили, что хороший человек». – «Для кого хороший, а для кого и...» После того, как начальник отошёл, Николай объяснил, что ему запрешено принимать туристов, т.к. база не достроена, а ты «хороший человек, хороший человек». Рассказал, что здесь правительственная база для президента республики, а эти мужики на берегу крутые из Москвы и из Питера, забросились на вертолёте чисто на субботу «половить рыбу» (в духе «особенностей национальной рыбалки»). Его резко забрали с базы, а там у него пятеро туристов с Екатеринбурга, да ещё брат с подругой. Так что мы сейчас как раз успеем к бане. Предупредил, чтобы, как только услышим шум вертушки, тушили костёр и прятались в лесу. На этом мы и расстались. Температура воздуха на местном термометре +7°C.
    Выплыли в 2000. Примерно в 21 час проплыли скалы «Ворота» (симметрично с двух сторон скалы врезаются в реку). Постоянно накрапывает дождик. В 2125 подплыли к базе «Круглая Яма» (на правом берегу). Нас встретила большая бригада удивлённых и приветливых людей.
    Саша, брат Коли, расселил нас в домике, где уже жили пятеро туристов. Поужинали.
    Саша спросил, когда мы собираемся дальше. И попросил взять с собой Свету (его подругу), т.к. у неё восполилась десна и ей надо было в больницу, а другого транспорта здесь нет. Я сказал, что не знаю завтра-ли мы отбудем.
    Уже глубокой ночью, после свердловчан, мы «попарились» при свете двух свечных огарков в довольно холодной бане (печь была железной, а не каменной и топить её правильно, как оказалось, кроме Коляна никто не умел). Попив чаю, около 3 часов ночи отошли ко сну.

    05 августа, суббота

    На следующий день выдалась прекрасная погода (без дождя) и мы решили устроить днёвку на базе – отдохнуть и хорошо просушиться.
    "Круглая Яма"Прямо перед базой находится глубокий омут (около 10 метров), называемый «Круглая Яма» – отсюда и название. Таких Ям на Косью несколько, эта самая глубокая. По признанию Николая (это уже было на следующий день), он никогда не доставал до дна, на что мы ему посоветовали следующий раз привязать к ногам камень (на что он ответил: «Эта мысль»). Вообще, Николай удивительный человек. Он пять лет проработал смотрителем базы, затем его перевели в Инту. Так вот, за те полтора года, что он работал в городе, на базе замёрзло два смотрителя (зимой дикие морозы, перебои с продуктами); один пошёл на лыжах в посёлок и замёрз в 8 км от одного балка и в 5 км от другого. Были вынуждены вернуть Николая, потому что ему, кроме спирта, ничего не надо. Но это разговор особый.
    База планировалась как приют для туристов. Её строительство было заброшено в 1991 году, но сейчас её, вроде бы, выкупило какое-то частное лицо. База представляет из себя капитальный древесно-кирпичный трёхэтажный дом; внутренняя отделка напрочь отсутствует, нет даже межэтажных перекрытий. Вокруг несколько подсобных домиков, динамомашина, баня. На горке, в лесу, городок строителей – несколько балков, отделанных полированными досками. Вдаль уходит вездеходная дорога, ведущая на кожимский тракт. Груда заброшенной строительной техники, станки и стройматериалы (кирпич, стекловата, рубероид и т.д.). Есть всё, только нет рабочих рук.
    В течении дня мы осматривали окрестности, ловили рыбу, сушились и отдыхали. Ещё ближе Свердловчанепознакомились со свердловскими туристами – это студенты УрГУ, идут по классическому маршруту: вверх по реке Косью (пешком), затем переход до реки Кожим и сплав по ней. Переход от станции Косью до базы у них занял девять дней и они поняли, что не успевают уложиться в запланированные три недели. Поэтому, они с нами передали послания родным и близким, чтобы не беспокоились и ждали только к 1 сентября. Вообще, странные ребята. Хотя бы сам выбор маршрута? Или тащить на себе 15-килограммовые оленьи рога, когда и так рюкзаки не маленькие? Или рассчитывать в безлесной тундре (при переходе до Кожима) только на сухое горючее и не взять с собой примус?
    День постепенно подходил к концу. Внезапно появились магнитогорцы. Они нас догнали и встали чуть выше базы на левом берегу на прекрасной плановой стоянке, которую мы вчера в темноте проглядели. Договорившись на встречу в районе 21 часа, они пошли устраиваться.
    Здесь же произошёл забавный случай. Стоим жарим рыбу – ребята наловили на спиннинг. Смотрим: снизу моторка идет (обычно, в низкую воду, так высоко моторки не заходят). Мы всё попрятали. Моторка подходит, вылезает из неё баба и мужик с удочкой, с ружьем. Мужик говорит: «Мужики, а где Колян? Я рыбачить приехал». И отошёл. Мы достали сковородку, дальше жарим. Он: «О, мужики!.. Сегодня у вас самый дорогой ужин: 250 рублей – одна рыбка». Мы отвечаем: «Так рыбнадзора-то нету». Он из кармана «корочки» достает: «А я кто?» Потом говорит: «Ладно, я сам приехал браконьерничать». Так и расстались.
    Поужинав жаренной рыбой и компотом из черники, которую насобирали вокруг базы, мы вместе со свердловчанами около 2200, наконец-то, отправились в гости к магнитогорцам. Они нас устали ждать и дежурный катамаран, который они за нами послали, уже застоялся. За песнями, рассказами и принятием на грудь привезённого спирта, мы незаметно провели вечер и около 130 отбыли назад.

    06 августа, воскресенье

    Около 5 часов утра все были разбужены шумом вертушки. Выбегать из домика и прятаться в лесу не было никакого желания. Как оказалось, это привезли назад Коляна. Наши плавсредства не заметили, а на берегу была только лодка рыбинспектора.
    На базе "Оникс" у КолянаОколо 8 часов утра мы, наконец то, ближе познакомились с «вечно молодым, вечно пьяным» «хозяином тайги». Коля опять припомнил мне «хорошего человека». Мы сфотографировались на память на фоне базы. Я также щёлкнул двух братьев Осташёвых – Николая и Александра – и обещал им выслать фотографию, что позже и сделал. Проводив свердловчан, которых Коля перед этим снабдил продуктами, мы стали тоже собираться.
    Света, у которой десна прошла, просила нас остаться и дальше: «Ведь Коля только туристами и живёт. Одни пришли, другие ушли. Вот и общение. А зимой здесь вообще тоска. А тут, так получилось, они ушли (свердловчане), и вы тоже уходите». Но мы дальше оставаться не могли. Тем более, что Лёха всё время стонал: «Мне надо в Питер, мне надо в Питер». Света рассказала, как они с Сашей добирались шесть дней от посёлка до базы, чтобы навестить Колю. По дороге Саша заболел и они два дня просидели в балке.
    Да, кстати, те самые часы Осака (за 20 руб.), которые упорно не хотели работать в общежитии Инты, но прекрасно чувствовали себя в холоде и сырости Урала, мы обменяли у Саши на котелок хариусов.
    А с пьяным Коляном получилось вот что. Немного побеседовав о жизни, он вдруг вспомнил, что он «хозяин тайги». Проверил нашу путёвку и спросил о наличии рыболовных снастей. У Ильи был спиннинг без катушки. И, согласно законам парка, подлежал конфискации. «Давай, или я сейчас его ломаю об колено, или забираю в обмен на рыбу». Мы, естественно, выбрали второе. И получили... кучу рыбы, размером с руку (её, засолённую, каждый из нас привёз домой). Тогда же на нашей путёвке появилась Подпись Николаязагадочная надпись «Ваня, ребята от меня. Коля» – своеобразный местный сертификат на рыбу, который мы должны были показать, при необходимости, рыбнадзору (Ваня там за главного). Света нас потом ещё долго убеждала, что на трезвую голову Коля ничего бы не стал забирать у туристов. Кстати, и часы Осака с руки Саши перекочевали на руку Коли.
    Видя, что мы готовим завтрак, Саша попросил каши на закуску. Мы ему отвалили. Через две минуты он выбежал из домика, и с возгласом «Как вы такое едите?!» вручил нам две банки свинной тушёнки. Потом мы ещё получили на дорогу тушёнки, килограмм гречки («Берите больше, всё равно её завтра отсюда заберут», – предлагал Коля, указывая на 50-килограммовый мешок) и пачку чая, который у нас к тому времени уже закончился.
    За сборами, я не заметил как куда-то пропала моя бригада. Оказалось, они сидели в домике у Коли и глушили спирт («Совсем пьяный. Обычно, меня туристы поят, а не я туристов»). Благо, недостатка в спирте, судя по 5-литровым канистрам, в этом доме не было.
    Поделились с хозяевами запасами резинового клея, т.к. их резиновая лодка представляла из себя набор отклеившихся заплат и позволяла без поддува переплывать только на другой берег.
    Тепло распрощавшись с Колей, Сашей и Светой, мы в районе 13 часов отчалили от гостеприимной базы. После базы река делает левый поворот. Течение заметно тише, приходится больше налегать на вёсла. Встретили вчерашнего рыбинспектора. Он ловил рыбу. Чуть ниже повстречали неразговорчивую группу из Перми. Они шли на катамаранах вверх по течению (!), но это у них плохо получалось – где от берега к берегу, а где просто волоком. Далее они планировали сделать траверс на другую реку и по ней уже вернуться к цивилизации. Речку ниже базы можно охарактеризовать 1–2 к.с. с периодическими шиверками. Ничего примечательного. До посёлка примерно 70 км.
    ИзбаОколо 17 часов встали на стоянку в курной избе на левом берегу где-то в районе устья Вангыра. Чисто русская охотничья избушка с низкими потолками и печкой. В ней довольно тепло и не чувствуется дождь, который нас замучил на улице. Решили пожарить рыбу, спать лечь пораньше, чтобы с раннего утра отправиться дальше до посёлка. Но, как всегда, просидели примерно до часа ночи при свете парафина на полке. Кстати, увлёкшись поеданием рыбы, мы даже не заметили как огонь с полки перекинулся на стену. Пришлось принимать срочные меры по предотвращению дальнейшего разгорания.

    07 августа, понедельник

    ЛодочнаяВстали около 4 часов и в районе 530 отчалили. Река широкая, течение тихое. Множество островов и проток, а также табличек с напоминанием о том, что правый берег – это уже нацпарк. Старались идти левыми руслами. Около 1630 наконец-то доплыли до лодочной станции (левый берег) в районе посёлка Косью. Отсюда досточками выложена тропа в посёлок, идти минут 40. Кругом много ягод. Сушимся (как назло, нам с маршрута, а погода – солнце), собираемся и идём в посёлок.
    На станции нам сказали, что здесь билетов не продают, поэтому надо возвращаться в Инту. Но поезда уже все прошли. А примерно через 30 минут будет рабочий поезд (тепловоз и один вагон). На нём мы и добрались до Инты.
    Поезд рабочий (18,5 руб.). Отбыли из Косью в 1920. Прибыли в Инту 1 (Верхняя Инта) в 2100. Взяли билеты до Котласа и Кирова. Дальше билетов нет.

    Поезд 175, общий (75,6 руб.). Отбыли из Инты 1 в 2350. Прибыли в Котлас южн в 1830, 08 августа.

    08 августа, вторник

    Поезд 679, общий (53,3 руб.). Отбыли из Котласа в 2315. Прибыли в Киров пасс в 0855, 09 августа. Билетов нет. Решили добираться электричками. Ждать ближайшую четыре часа. Деньги и продукты уже на исходе.

    09 августа, среда

    Электропоезд 6387 (29,1 руб.). Отбыли из Кирова в 1321. Прибыли в Балезино в 1910. Ждать до электрички восемь часов.

    10 августа, четверг

    Электропоезд 6062 (28,8 руб.). Отбыли из Балезино в 0324. Прибыли в Пермь 2 в 0835. Совершенно случайно, прямо перед носом открылась касса, взяли билеты в прицепной вагон до Свердловска. После нас билеты кончились. Ждать поезд двенадцать часов. За это время мы совершили миниэкскурсии в центр города и студенческий городок Пермского университета (он рядом с вокзалом).
    Поезд 244, плацкарт (65,5 руб.). Отбыли из Перми в 2030. Прибыли в Свердловск в 0648, 11 августа.

    11 августа, пятница

    Илью отправили до дома, а нам троим предстоял ещё автобус до города.
    Денег на полные билеты на автобус у нас не хватало, а летом студенческие скидки не действуют. С шофёром договориться не удалось, и мне пришлось пойти на хитрость – взять один полный билет, а два детских (благо, документов в кассе не спросили).

    Мы, наконец, дома!