Отчет о пешеходном походе V к.с. по Приполярному Уралу 1996 г.

Прислал: Константин Бекетов



Санкт-Петербургский Туристский Клуб
Клуб туристов Санкт-Петербургского Университета


отчет

о пешеходном походе 5 к.с.
в районе Приполярного Урала,
совершенном с 09.07. по 01.08. 1996

маршрутная книжка №30\96
руководитель: Бекетов К.Н.
адрес руководителя:
СПб ул.Сытнинская 16-25
197101, тел.232-31-13

СПб, Бекетов (Кандид) ©1996

Содержание

1. Общие сведения о маршруте
2. Состав группы
3. Краткий график движения
4. Техническое описание
5. Итоги, выводы, рекомендации

Список принятых в тексте сокращений

ГУХ - Главный Уральский хребет
ГЗЛ - граница зоны леса.
хр. - хребет.
г. - гора.
в. - вершина.
пер. - перевал.
оз. - озеро.
р. - река.
руч. - ручей.
ор. - орографический.
рад. - радиальный выход.
п/х - по ходу движения.
п/п - первопрохождение.
лед. - ледник.
пос. - поселок.
дер. - деревня.
гор. - город.
ст. - станция.
восх. - восхождение.
бол. - большой.
мал. - малый.
уч. - участие.
рук. - руководство.
м.с. - мастер спорта.

Понятия 'правый' и 'левый' в тексте используются в орографическом смысле кроме особо оговореных случаев, где указано, что описание дается по ходу движения (п/х).

Краткие сведения о маршруте.

Нитка маршрута:

Ст. "1952 км." - Кожимский тракт - траверс хр. Зап. Саледы - р. Хамбол-Ю - пер. в истоки р. Нидысей (н/к) - в. Хамбол-Нырд (1А восх.) - пер. Восток (1А) - руч. Алькес-Шор - р. Лимбеко-Ю - пер. Малды-Нырд I (1А) - оз. Бол. Балбан-Ты - пер. Малды-Нырд II (н/к) - р. Лимбеко-Ю - пер. Двойной (Тракторный) (н/к) - р. Верх. Балбан-Ю - пер. Голубые Озера (1А) - плато Руин - р. Народа - руч. Манси-Шор - пер. Хобе (1Б) - в. Защита (1808 м., 2Б, восх.) - р. Хобе-Ю - пер. Оленеводов (н/к) - р. Ломесь-Вож - р. Манарага - в. Народа (1894, 1А, восх.) - пер. Голубые Надежды (Центральный)( 1А) - пер. Кривой Косью (1Б) - в. Югра (1А, восх.) - р. Верх. Косью - руч. Повсян-Шор - пер. Корона (Неприступный II, 2А) - р. Парнук - руч. Банный - пер. Карниз (1А) - р. Манья - пер. Ступенька (н\к) - База Омега-Шор - р. Бол. Паток - р. Седью - пер. Карнизный (2А, вариант) - в. Сабля (1498, восх. 1Б*) - пер. Гофмана (2Б, рад.-1А) - Аранецкие топи - дер. Аранец.

Ходовых дней: 24
Количество участников: 6
Протяженность маршрута: 416 км.

Нитка маршрута пересекла почти всю горную часть Приполярного Урала. Особой задачей было исследование малоизвестных перевалов и вершин в верховьях р. Хобе-Ю, р. Верх. Косью и в хребте Неприступный. Кроме того, определенный интерес представлял траверс хребта Зап. Саледы и посещение района Сабли с его сложными перевальными путями и знаменитым ледником Гофмана.

Большинство участников группы уже бывало ранее на Приполярном Урале (и зимой и летом), но не утратило интереса к этому суровому краю.

Состав участников

Ф И.О. Телефон Тур. опыт Обязаность
Бекетов Константин Николаевич 232-31-13 М.С.
Vу-Кодар,
Vр-В.Саян;
Vуг-Памир
Vрг-Кавказ
руководитель, фотограф
Тюньков Владимир Валерьевич 584-57-23 Vу-В.Саян;
Iр-Кольский
начпрод
Любимов Михаил Константинович 510-80-91 М.С.
Vр - Пр. Урал
Зав. снар
Студнев Андрей Викторович 583-99-51 IVу - Пр. Урал видеооператор
Петровский Сергей Юрьевич 552-54-63 IVу-Пр.Урал;
IIр-Пр.Урал
ремонтник
Скобелева Светлана Сергеевна   IIIу - Тянь-Шань медик

Краткий график движения группы

Дата Ходовой день Участок маршрута
09.7 01 ст."1952-й км" - Кожимский тракт
10.7 02 р.Дурная - Кожимский тракт
11.7 03 траверс хр.Зап. Саледы
12.7 04 р.Хамбол-Ю - пер. в ист. р.Нидысей
13.7 05 рад. восх. на в.Хамбол-Нырд - пер.Восток - оз.Форельное
14.7 06 руч.Алькес-Шор - р.Лимбеко-Ю - пер.Малды-Нырд - оз. Балбан-Ты
15.7 07 пер.Малды-Нырд II - р.Лимбеко-Ю
16.7 08 р.Лимбеко-Ю - пер.Двойной - р.Верх. Балбан-Ю
17.7 09 пер.Голубые Озера - плато Руин - руч.Манси-Шор
18.7 10 пер.Хобе Вост. - Хобе Зап. - в.Защита - р.Хобе-Ю
19.7 11 пер.Оленеводов - р.Ломесь-Вож - р.Манарага
20.7 12 р.Манарага - устье руч.Олений
21.7 13 р.Манарага - пер.Двойной (рад.) - в.Народа (восх.)
22.7 14 пер.Голубые Надежды - р.Народа - пер.Кривой Косью - в.Югра - р.Косью
23.7 15 р.Косью - руч. Повсян-Шор
24.7 16 пер.Корона - р. Парнук - р. Банный
25.7 17 пер.Карниз - р.Манья - пер.Ступенька - база Омега
26.7 18 р.Бол. Паток
27.7 19 р.Бол. Паток
28.7 20 р.Седью - лед.Гофмана
29.7 21 пер.Карнизный
30.7 22 в.Сабля (восх.) - пер.Гофмана (рад.)
31.7 23 р.Лун-Вож - руч.Вертный
01.8 24 Руч.Вертный - дер.Аранец

Техническое описание

9 июля, вторник.
Прибыли на ст. Кожим ("1952-й км") около 5 часов утра (время Московское). На станцию не заходили во избежание гипотетической встречи с работниками национального парка "Югыд Ва". Начали движение по Кожимскому тракту, дорога сухая, идти легко, но очень досаждают жара, комары и слепни. За 30 мин. добрались до пересечения тракта с ЛЭП. Погода ясная. От ЛЭП еще 25 мин. хода до первого на пути чистого ручья. Вокруг болота, местность равнинная, впереди отчетливо виден первый на нашем маршруте хребет Приполярного Урала - Обе-Из. От ручейка еще 40 мин. хода до речки возле т.н. "карьера" (около 10 км. от станции). Отсюда начинается затянутый подъем на возвышенность Сыл-Бок-Чугра. По сторонам дороги - сырой еловый лес. Спуск с этой невыразительной гряды приводит к довольно крупной реке Сывью (от карьера около 50 мин. хода). В месте пересечения реки с трактом имеется брод, ширина реки здесь 40 м., глубина 0.8 м., течение относительно спокойное, дно каменистое. "Сывью" в переводе означает "теплая река", что не соответствует действительности. Дальнейший путь по тракту - постоянный плавный подьем. Через 40 мин. после перехода Сывью вышли к развилке дорог у подножия хр. Обе-Из. Налево п/х уходит полотно Кожимского тракта, вправо в лес - т.н. "спусковая дорога", серпантином поднимающаяся до ГЗЛ. Сворачиваем влево. Тракт переваливает плечо хр. Обе-Из, имея местами уклон до 15 градусов. По полотну дороги текут ручьи. Примерно через 20 мин. хода от развилки имеется поворот вправо-вверх - это вездеходная тропа к т.н. "балкам кооператоров". Еще 40 мин. - и длинный спуск приводит к мостику через руч. Пальник-Шор. Здесь обедаем, чему мешают представленные в большом ассортименте кровососущие. От ручья тракт взбирается на второе плечо хр. Обе-Из, около 1 час 20 мин. хода до реки Дурной-Ель-Северный. Ее приходится преодолевать вброд. Ширина до 80 м., глубина до 1 м. течение сильное, дно каменистое, вода холодная. Переправившись, заночевали возле дороги на берегу реки, на старой отмели. Вечером пасмурно.


10 июля, среда.
Утром солнечно, жарко. Продолжаем движение по Кожимскому тракту. От правого берега р. Дурной-Ель-Северный, где мы ночевали, начинается плавный подьем на хр. Западные Саледы. По пути небольшие подьемы и спуски - дорога преодолевает долинки правых притоков р. Дурной, левых - р. Кожим. На 44-м км. тракта, у подножия хребта, стоит изба с печью и нарами на ~12 чел. От берега реки Дурной сюда около 10 км., 2 часа хода. От избы около 2 км. (25 мин.) через лес в направлении склона хребта - достигаем ГЗЛ, представленного низкорослой литвенницей. Дальнейший подьем на хребет - по каменистым россыпям и затем по длинному снежнику, крутизной до 25 градусов. На самом верху обширные платообразные участки чередуются с небольшими подьемами. Окружающий ланшафт - что-то среднее между тундрой и арктической пустыней. Общее время подьема от ГЗЛ до гребня хребта - около 1 час 30 мин. Траверсируем хр. Зап. Саледы на юго-запад. Хребет имеет характер плато с плавными куполами каменистых вершин. Мало воды, холодно, нет даже комаров. После 2 часов хода по столь однообразной местности останавливаемся на ночлег в одной из значительных широких седловин. Воду приходится добывать из снежника.

11 июля, четверг.
Погода по-прежнему ясная, хотя и ветренная. Продолжаем траверс хр. Зап. Саледы. Из-за невысокого качества карты ориентирование затруднено, но по некоторым точкам удается "привязаться" к местности. На одной из вершин по ходу движения обнаружили развалины геодезического знака - возможно, это была г. 1148 м., одна из высших точек хребта. С вершины видны г. Народа, г. Карпинского, район г. Манараги. В другую сторону за широкой долиной р. Дурной взгляд упирается в сильно заснеженый хр.Обе-Из. На Зап. Саледах снега поменьше, немотря на большую высоту, но тоже много. Далее минуем целый ряд глубоких седловин перевалов (варианты пер. Западно-Саледский, 1А). Ночлег под одной из таких седловин, всего за день 5.5 часов хода, движение сильно затрудняют каменистые россыпи.


12 июля, пятница.
Утром сильный ветер, небольшой дождь. Начали спускаться в долину р. Хамбол-Ю пологим траверсом склона хребта, затем пришлось преодолеть крутой (до 30 градусов) спуск в кулуар с залегающим на его дне длинным узким снежником. По снежнику вышли к подошве хребта. От стоянки около 1 часа хода. Далее движение вдоль подножия хребта, вверх по долине р. Хамбол-Ю. Преодолеваем где вброд, где по снежным мостам левые притоки этой реки, постоянно подходя все ближе к ее руслу. Местность заболоченная, местами особо непролазные заросли полярной ивки, иногда угадывается старый вездеходный след. Наконец вышли к реке и перешли ее вброд (35 м., глубина 0.7 м., течение среднее). Все это отняло у нас 1 ч. 45 мин.чистого ходового времени. По правому (ор.) берегу р. Хамбол-Ю идет вездеходная дорога плохого качества, иногда она даже теряется. Лес в долине Хамбол-Ю выше места нашего брода растет только на правом (ор.) борту долины, а через несколько километров кончается и там. Еще немного - заканчивается и дорога. На пути труднопроходимые заросли ивы и полярной березки, туча комаров. В этом смысле верховья Хамбол-Ю - один из наиболее неприятных участков маршрута.

Двигаться лучше вдоль берега, где фрагментарно идет тропа - то ли оленья, то ли человеческая. Основной ориентир - мощный скальный цирк в массиве Хамбол-Нырд слева п/х. После того, как поравнялись с ним, заросли почти закончились, и дальше можно идти уже напрямик к перевалу в исток руч. Нидесей. Путь проходит по болоту, глубина которого не выше колена, но зато мокро везде - почти нет сухих отрезков. Перевал представляет собой широкую ровную седловину - край плато. Снова появляется вездеходный след. Высота подьема около 250 м., крутизна не более 25 градусов. Много крупных камней, склон травянистый. Слева п/х - небольшое озеро в цирке. При выходе на плато справа-впереди становятся заметны развалины геологической базы, до них около 1 км. Один из балков в жилом состоянии, в нем мы и устраиваемся на ночлег. От брода через Хамбол-Ю до балка не менее 4 часов хода.


13 июля, суббота.
Отменная солнечная погода. Предприняли радиальное восх. на высшую точку массива Хамбол-Нырд. От балка пересекли плато (около 1 км.), затем несложный подьем по осыпным склонам до значительного выполаживания, над которым возвышается вершинный массив. Здесь наиболее трудный участок подьема - траверс скально-снежного гребня между двумя цирками. Скальные плиты удобно обойти справа п/х по снежному "ножу". Далее снова осыпи до 30 градусов крутизной. На вершине обширная площадка, открывается панорама центральной горной области Приполярного Урала - видны вершины Народа, Карпинского, Янченко, Защита, хр. Неприступный, Манарага, Колокольня. Спуск по пути подьема, на снежниках - глиссером. Общее ходовое время составило примерно 3 часа. Отдохнув в балке, собрались и направились через пер. Восток к оз. Форельное в истоках руч. Алькес-Шор - левого притока р. Лимбеко-Ю. Вначале спустились вдоль истока Нидысея примерно 1 км. до поворота влево п/х к ярко выраженной седловине перевала. Затем подьем около 100 м., не более 15 градусов, две ступени. Седло классической формы, в скальном обрамлении. На седле обширный снежник, имеется тур из камней. Оз. Форельное лежит на дне обширного цирка, спуск к нему с перевала - 150 м. по снегу и осыпям до 20 градусов крутизной. Озеро обошли справа п/х, местами снежники обрываются прямо в воду. У дальнего конца озера, недалеко от истока руч. Алькес-Шор, остановились на ночлег. От балка 1 ч. 15 мин. хода.

14 июля, воскресенье.
Пространство между истоками Алькес-Шора и р.Лимбеко-Ю представляет собой заболоченое безлесное плато, имеющее слабый наклон к северу. При пересечении его основную трудность представляют заросли ивки в рост человека. Ближе к Лимбеко-Ю предстоит пологий подьем на увал, на гребне которого много небольших озер с сухими берегами. От оз. Форельного около 1.5 ч. хода. От увала с озерами движемся траверсом правого п/х склона и постепенно втягиваемся в долину р. Лимбеко-Ю чуть ниже ее слияния с Падеж-Вожем. В долине хороший лиственничный лес, спуск на дно долины около 150 м. до 30 градусов, по глыбам и более мелким осыпям. В лесу неплохая вездеходная колея, которая выше раздваивается. Сворачиваем влево, и дорога приводит к броду через реку: надо пересечь 3 рукава. Максимальная глубина - почти по пояс, течение стремительное. За бродом справа п/х притаилась черная палатка рыбаков. Они приходят сюда через перевал в хр. Малды-Нырд с базы Желанная.От увала с озерами 2 часа. Оставили заброску и налегке, прихватив лишь палатку и продукты на 2 дня, отправились через перевал на базу Желанная: необходимо было отправить попутной машиной заболевшую участницу. От палатки рыбаков начинается тропа на плато Малды-Нырд. Наверху тропа теряется, но путь помечен каменными туриками. Спуск к озеру Бол. Балбан-Ты крутой, до 35 градусов, лучше идти траверсом влево. От Лимбеко-Ю до озера 3 часа хода. Ночлег возле базы Желанная, на берегу озера.

15 июля, понедельник.
За 1 час 15 мин. от базы Желанная по тропе правее п/х цирка озера Грубе-Пенди-Ты поднялись нав плато Малды-Нырд. Крутизна склона не более 25 градусов. 2 часа - движение по плато и спуск по тропе к руслу Лимбеко-Ю, к оставленой накануне заброске. Погода ясная, ветренная.

Весь остаток дня посвятили перераспределению продуктов и снаряжения. Ночлег на правом берегу небольшого ручья, стекающего с хр. Малды-Нырд в р. Лимбеко-Ю, среди невысокого разреженного лиственничного леса.


16 июля, вторник.
Первые 50 мин. - движение правым берегом р.Лимбеко-Ю вверх по течению, по вездеходному следу. На дне долины тундра, болота. Погода неустойчивая, облачная. Затем дорога переходит на левый берег (брод 30 м. шириной, глубиной примерно 0.5 м., течение довольно бурное), и так тянется дальше почти до самых истоков. От переправы 2 ч. 15 мин. хода до потока из лед. Лимбеко. Впереди уже виден конец долины. Пасмурно, ветер. Далее еще 45 мин. хода - и мы достигаем слияния истоков р.Лимбеко-Ю. Долина сильно заболочена, кое-где на вездеходном следе можно увязнуть по-колено. От слияния видны два возможных перевала на истоки р. Манарага. Оставляем заброску, обедаем. Продолжаем движение по дороге и за 40 мин. поднимаемся на перевал в долину р. Балбан-Ю. Подьем пологий, каменистые россыпи перемежаются с заболоченой тундрой. На седловине, имеющей классическую форму, имеется тур из камней, записки нет. От седловины совсем небольшой спуск по снежнику (не более 5 мин.) приводит к озеру, которое оставляем справа п/х; перейдя через вытекающий из озера ручей, по слабовыраженной вездеходной колее спускаемся к руслу р. Балбан-Ю, а затем без тропы траверсом склона входим в долину, ведущую к пер. Голубые Озера. Дальнейший подьем по крупноглыбовой осыпи приводит к нижнему из цепочки озер Верхние Балбан-Ты. Весь переход занял 1 час. Далее за 35 мин. обходим озеро справа п/х по осыпям и снежникам. Береговые осыпи кажутся крутыми из-за лобового эффекта, но на самом деле их крутизна не превышает 25-30 градусов, камни хорошо слежавшиеся. Неплохое место для стоянки - при впадении в озеро ручья, здесь устраиваемся на ночлег. Ночью пасмурно, дождь.

17 июля, среда.
Утром облачно, прохладно. За 10 мин. поднялись к следующему озеру по пологим каменисто-травянистым склонам, местами по снежникам. Далее еще полчаса до начала перевального взлета. По пути - несколько луж-озер, возможно, сезонных. Движение сильно замедляют крупноглыбовые завалы.

Подьем на пер. Голубые Озера (1А, 1210 м.) (другое название - пер. Карпинского) проходит вначале по снегу, затем следуют осыпи и сильно разрушеные скалы, крутизна до 30 градусов. В верхней части подьема наклонные скальные плиты. На перевале заметный тур, сняли записку группы из г. Калуга. Преодоление перевального взлета заняло 25 мин. Спуск по камням и снежникам - до 20 градусов крутизной, в основном положе, перепад высот до уреза оз. Голубое - не более 100 м. Затем идем вдоль берега озера, оставляя его справа п/х (на всем протяжении осыпи), и перепрыгнув по камням ручей (исток р. Северная Народа), выходим на плато Руин, лежащее к востоку от г. Народа (1894.5 м.).

На плато снежники, небольшие озера, болота, очень много плоских камней. В азиатской стороне хорошо видны пологие увалы хр. Хобе-Из. На небе рваная облачность, иногда зарядами идет дождь. Над Сибирью солнечная погода. Примерно посредине плато мы обедаем под прикрытием огромных камней, а затем через широкую невысокую седловину, покрытую тундровой растительностью, начали спуск в долину р. Народа. Спуск крутизной ~30 градусов, крупные скользкие глыбы, снежники (спуск глиссером). В верховьях р. Народы хорошо видны ледники МГП-2 и Югра. В русле Народы цепочка озер, перейти реку можно по камням. От перевала Голубые Озера сюда чуть более 2.5 часов хода.

За следующие 40 мин. траверсом правого п/х склона втянулись в долину руч. Манси-Шор и, продолжая траверсировать склон довольно высоко над рекой, добрались до потока, вытекающего из лед. Манси. Поток довольно мощный, падение большое, перейти его можно по снежным мостам. Отсюда еще 1 ч. 10 мин. до небольшого озера Манси-Ты, около которого на травянистой площадке ночлег.


18 июля, четверг.
Наш дальнейший путь лежал в долину р. Хобе-Ю. Попасть туда из верховий руч. Манси-Шор можно двумя вариантами пер. Хобе. Обе седловины примерно равнозначны: пер. Хобе Вост. (1Б, 1520 м.) и пер. Хобе Зап. (1Б, 1570 м.). Утром погода солнечная, теплая. От места ночлега на берегу небольшого озера Верх. Манси-Ты за 30 мин. подошли под взлет пер. Хобе. Далее поднимаемся на седло Хобе Вост. Последующие 50 м. - подьем на перевал по снегу и осыпям.

Возможны два варианта - в лоб по леднику и затем траверсом влево п/х по осыпной полке или сразу слева п/х в кулуаре, забитом снегом до самого верха. Поднимались первым вариантом. Крутизна склона до 30 градусов, примерно полпути по снегу. Если продолжить подьем по снегу и далее в лоб по осыпям цирка, то можно выйти непосредственно на седловину пер. Хобе Западный.

Оставив на перевале, возле тура, рюкзаки, вышли в направлении г. Защита (1808 м.). Вначале путь по широкому пологому гребню через неглубокую выемку пер. Хобе Западный, по пути в двух местах на гребне сложены из сланцевых плит большие туры без запиок, видимо, геодезического свойства. После смыкания гребня с ГУХ дальнейший путь к г. Защита траверсом очень острого и изрезаного сланцевого гребня. Идти лучше слева п/х, со стороны Азии. Крутизна склона до 50-60 градусов, но везде есть небольшие полочки, образовавшиеся благодаря наклонному залеганию сланцев. Движение с самостраховкой! В наиболее низкой точке гребня обнаружили тур, а в нем записку о прохождении "перевала Защита 1710 м.", датированую 1980-м годом.

Подошли к вершинной башне г. Защита. Она сложена кристаллическими породами серого цвета и резко отличается по строению от основной части хребта. Продолжаем траверс и преодолев несколько снежников в кулуарах, оказываемся непосредственно под вершиной Защиты. Вверх круто уходят скалы вершинной башни, далеко внизу под ногами лед. Хобе. 2 ч. 30 мин. - подьем по скалам на вершину: повешено 5 веревок, в качестве пунктов страховки использованы закладки и петли. Скалы средней трудности, зацепок хватает. Общая крутизна - около 70 градусов. Вышли на гребень немного южнее высшей отметки. Гребень сложен гигантскими глыбами самых причудливых форм. С вершины прекрасная панорама в сторону Манараги. Имеется тур, оставляем свою записку. Дальнейшие 1 ч. 10 мин. - спуск по гребню Защиты на юго-запад, огромные глыбы образуют причудливые нагромождения. На следующей по курсу движения горке на вершине сооружен геодезический знак. Не доходя до него метров 150-200, поворачиваем влево-вниз, и траверсируем скалы цирка лед. Хобе в обратном направлении. Траверс продолжаем до расширения гребня на вышеупомянутой вершине с большим туром из камней на макушке. От этого места за 30 мин. спускаемся на седло пер. Хобе Вост. Спуск с пер. Хобе Вост. в долину левого притока р. Хобе-Ю занял 25 мин. Крутизна склона до 35 градусов, скользские камни, в средней части выходы скальных плит, бараньи лбы. Ниже спуск глиссером по снежнику. 45 мин. - движение по долине левого притока р. Хобе-Ю до выхода в основную долину. Долина имеет форму канавы, на большом протяжении русло забито снегом - видимо, следы массовых зимних лавин. Падение ручья большое. Непосредственно стрелку с р. Хобе-Ю срезаем траверсом правого п/х травянисто-каменного склона. 35 мин. - миновали озеро (слева п/х), прошли небольшую перемычку и заночевали на следующем, небольшом озере, затеряном среди моренных валов. Пасмурно, ветер, туман.

19 июля, пятница.
С самого утра плохая погода, каковой она и оставалась весь день. От места ночлега двинулись вверх по долине р. Хобе-Ю. Верховья этой реки представляют собой серию мрачных цирков, на дне которых, на ступенях каровой лестницы расположилась цепочка озер. Озера отделены друг от друга крупнокаменными моренами, весьма неприятными для путника, особенно в дождь. От места ночевки за 15 мин. поднялись к большому озеру - Бол. Хобе-Ты. Оставляем его справа п/х. Местами вдоль берега прослеживается старая тропа манси-оленеводов. За озером на правом берегу реки на одной из террас сложены шалашиком лиственничные бревна - похоже на оленеводческую стоянку. На реке чуть выше - каскад водопадов, неглубокий каньон. Долина сужается, слева п/х из под низких облаков выглядывают монолитные черные стены. Выше каскада водопадов следуюшее озеро, лежащее в круглой каменной чаше - т.н. оз. Бокал. От оз. Бол. Хобе-Ты - 30 мин. хода. Далее 20 мин. - подьем от оз. Бокал к следующему озеру по каменистым завалам. Оставив рюкзаки, налегке сходили на экскурсию к самому верхнему озеру в долине Хобе-Ю. Озеро лежит под языком лед. Свердлова, в цирке одноименной вершины. Половина озера покрыта льдом толщиной не менее 1 м. Ручей вытекает из озера каскадом водопадов, местами со скал свисают голубые наледи. Вся экскурсия заняла 40 мин. Забрав вещи, за 20 мин. поднялись на седло пер. Оленеводов, где сняли записку одесских туристов, датированную августом 1995 г. Перевальный взлет состоит из двух небольших ступеней примерно по 50 м. каждая, разделенных котловиной с небольшим озером. Крутизна обоих ступеней не превышает 25 градусов, верхняя из них покрыта снежником. Спуск с пер. Оленеводов вдоль правого притока р. Ломесь-Вож. Путь проходит по заболоченому слабо наклонному плато. В долину Ломесь-Вожа плато спадает крутым высоким уступом- ригелем, высота его не менее 200 м. На дне долины цепочка озер, влево п/х за крутым скальным ригелем прячется верхний цирк с интересными вершинами Гранитная, Комсомола, перевалом Новый (2Б). В каменных завалах, немного не доходя до озера, обедаем, спрятавшись от дождя под нависающим камнем. Холодно, ветер, туман. От перевала 1 час хода. От места обеда до ГЗЛ в долине Ломесь-Вожа 45 мин. хода по слабой тропе правого берега. Прямо по оси долины вид на г. Манарага, с бортов ущелья стекают многочисленные ручьи, образуя грандиозные водопады.
От ГЗЛ до русла р. Манарага, куда впадает, слившись предварительно с р. Верх. Косью, Ломесь-Вож, 2 ч. 15 мин. хода правым берегом. Тропа часто теряется в береговых зарослях. К броду через Верх. Косью, тем не менее, она выводит четко; брод примерно по-колено, несложный. Выйдя на берег Манараги, поворачиваем влево п/х, вниз по течению по неплохой вездеходной дороге, и за 40 мин. достигаем балка "Приют Манарага" расположенного на противоположном правом берегу. Брод через р. Манарага достаточно прост, около 30 м. шириной, до 0.7 м. глубиной. На ночлег устроились в балке, сушимся. Погода отвратительная.

20 июля, суббота
Погода по прежнему плохая. Решили немного отдохнуть и поэтому за весь день совершили лишь переход от балка "Приют Манарага" до балка "Олений", что заняло 2 часа 10 минут хода. Двигались по правому (ор.) берегу р. Манарага. Несколько раз теряли тропу, но вновь ее находили - она хорошего качества, особенно во второй части пути, ближе к Оленьему. В основном, тропа идет довольно высоко над руслом Манараги. Погода пасмурная, очень низкая облачность, облака практически в лесу на дне долины.


21 июля, воскресенье
Погода значительно улучшилась, солнечно, переменная облачность. За 1 час 30 минут поднялись правым берегом р. Манарага от руч. Олений до брода через правый приток Манараги, выше ГЗЛ. Пройдя еще 15 минут, подошли к отвороту боковой долины влево п/х к пер. Двойной (его западной седловине). Отсюда налегке отправляемся к заброске, оставленной в верховьях р. Лимбеко-Ю. Подъем на перевал - 45 минут правым п/х берегом ручья. На ручье водопады. Перевал находится не прямо впереди, хотя там есть четкая седловина на фоне неба, а в правом п/х отвороте долины, где неожиданно открывается взору небольшое озеро. От озера, которое лучше оставить справа от себя, последний взлет высотой метров 50, на седле тур. В туре обнаружили записку, датированную мартом 1996 года. Спуск в долину Лимбеко-Ю пологий, ровный, занял 30 минут до заброски в россыпях камней. Взяв заброску, за 1 час 30 минут вернулись к рюкзакам в Манараге, искупавшись по пути в озере. Надев заметно потяжелевшие рюкзаки, за 35 минут подходим под перевал Голубые Надежды (другое название - Центральный) до места, откуда удобно начинать подъем к в.Народа. Движение по заметной тропе. Слева от тропы за невысокой боковой мореной вытянутое озеро, здесь удобные ночевки. Обустроив лагерь, отправляемся к вершине г.Народа - высшей точке всего Уральского хребта. Подъем занял 2 часа 15 минут: крупноглыбовые осыпи на всем протяжении пути, крутизна до 35-40 градусов в нижней, основной части подъема. За горизонтальным участком плато крутизна уже нигде не превышает 25 градусов. На вершине тур, табличка в память о погибшем в 1992 году эстонском туристе. 1 час 45 минут - спуск практически по пути подъема, лишь на плато уклонились к краю обрыва в верхний цирк пер. Кар-Кар. Ночлег у вытянутого озера, описанного выше. Очень хорошее, ровное, сухое, продуваемое место для лагеря. Мало комаров.


22 июля, понедельник
За 30 минут от озера подходим под первый взлет пер. Голубые Надежды. Путь ровный и сухой, имеется слабая тропа. Затем за 20 минут поднимаемся на ригель (взлет 1) по сыпухе, снегу и (в основном) по бараньим лбам. Крутизна до 25 градусов. Наверху довольно крупное озеро, его оставляем справа п/х - это еще 10 минут движения. Перевальная седловина находится слева-спереди и идентифицируется однозначно. К перевалу ведет снежно-осыпной склон до 30 градусов крутизной, его одолеваем за 35 минут. Седловина широкая, в центре тур, а в нем мартовская записка группы из г. Калуга. От перевала относительно доступные гребни отходят к в. Народа и в. Янченко. Спуск в истоки р. Народа пологий, не более 15 градусов, затем начинаются долгие петляния среди зеленых морен. До устья потока из лед. Югра 45 минут. Здесь, при необходимости, очень удобно заночевать - ровные сухие площадки возле озера. Отсюда совершили 15-минутную экскурсию на лед. Югра, под языком которого - замерзшее озеро.

Дальнейший путь - на пер. Кривой Косью. Со дна долины пер. не виден. Подъем состоит из двух взлетов, разделенных висячей долиной с озером. Первый взлет имеет крутизну до 45 градусов, осыпи, выходы скал. При нашей снежной обстановке можно обойти скальный пояс слева п/х по крутому снегу, но могут понадобиться кошки или же придется вырубать ступени ледорубом. Выше скального пояса склон чисто осыпной, постепенно выполаживается и в конце концов выводит на плато - дно висячей долины. Неприятная особенность ригеля - наличие "живых" камней, что нехарактерно для Урала. Озеро в верхнем цирке почти сплошь подо льдом. На его берегу обедаем.

Солнечно, жарко. На окружающих склонах много снега. От дна долины р. Народа поднимались 1 час. После обеда за 30 минут поднимаемся на верхний перевальный взлет. Неустойчивая осыпь, местами снег, под седловиной снежный карниз. Его обходим справа п/х, по склону г. Югра. Общая крутизна подъема 30 градусов. На седле тур без записки, видна седловине пер. Прямой Косью, а над ней - скальный бастион г. Манси-Нер (Дидковского). 25 минут - налегке, оставив рюкзаки на перевале, восходим на г. Югра. Путь по гребню - вначале широкому осыпному, а затем узкому скальному. Вершина - маленькая площадка. Отличная панорама массива Манси-Нер - Блюхера - Защита, в другую сторону - Народа - Янченко. В туре размокшая записка группы из Инты, совершившей восхождение со стороны правых истоков р. Косью 08.08.1994 года. 20 минут - спуск по пути подъема. Затем за 20 минут с рюкзаками спускаемся с пер. на дно висячей долины, общей с пер. Прямой Косью. Крутизна 25-30 градусов, осыпи, снежники. Заметно, что спуск с пер. Прямой Косью более длинный и пологий. Далее путь преграждает грандиозный для этих мест водопад - ручей падает в глубокий каньон на глубину 30-50 метров. На его дне наледи, ручей имеет огромное падение русла. Пришлось осуществить крайне неприятный траверс скользкого (бараньи лбы) и, затем, осыпного склона. Скалы мокрые, скользкие - тщательная самостраховка! Спустились на дно долины. Слева п/х ручей течет из под перевала Манси (1Б, 1650м). Виден скальный ригель, менее высокий, чем только что пройденный, и над ним скалы цирка. Погода ясная, но холодно и ветер. 40 минут спускаемся левым берегом до слияния с р.Левая Косью. Местами слабая тропа. До поворота долины влево за спиной хорошо видна вершина г.Манси-Нер (с простой стороны, не требующей при восх. применения альпинистской техники). После поворота долины,также за спиной, видна г.Югра - прямо по оси долины, и тоже с самой простой стороны. Вниз по долине вид на г.Манарага и массив вершин Колокольни. В истоках Лев. Косью возвышаются в.Блюхера и в.Защита. Через 25 минут после слияния вошли в лес, встаем на ночлег на приятной полянке у реки, среди множества старых пней. Ширина Косью в этом месте метров 5, течение бурное, но брод несложен (чуть выше колена).


23 июля, вторник
1 час 15 минут - дошли до слияния Косью и Ломесь-Вожа. Движение левым берегом по густым зарослям, идти трудно. 1 час - перешли р.Ломесь Вож (25 м, можно перепрыгнуть по камням не замочив ног!) и по лесу, траверсом сильно пересеченного борта долины, вышли на тракторный след вдоль р.Косью как раз напротив балка "Приют Манорага". По этой дороге за 15 минут дошли до озера слева п/х, возле устья р.Повсян-Шор. Справа от нас на р.Косью в этом месте начинается каньон. Заобедали на старой стоянке у озера. Погода портится на глазах, сильный ветер. 2 часа 30 минут - подъем по долине р.Повсян-Шор до ГЗЛ. Движение правым (ор.) берегом, лишь у самой ГЗЛ перешли на левый. Примерно через 1 час хода от места обеда вышли к слиянию с крупным правым притоком - руч. Моренный. Сразу после этого места падение русла р.Повсян-Шор резко увеличивается - в 200-300 м выше слияния каскад водопадов в каньоне. В долине часто попадаются выходы скальных пород. Возле ГЗЛ снова каскад водопадов в каньоне. В этом месте совсем не сложно перевалить в истоки вышеупомянутого крупного правого притока Повсян-Шора: перевал всего 50-70м высоты, подъем пологий. Выше по течению Повсян-Шора этот хребет (правый борт долины) резко повышается, а в левом борту - глубокая скальная щель левого притока, грандиозные водопады и снежные пробки. К сожалению, из долины не видно, куда ведет этот каньон - возможно, есть перевал в Прав. Вангыр. От ГЗЛ до устья этого каньона около 20 минут. Далее за 1 час 30 минут дошли до озера, самого большого в долине Повсян-Шора. По пути была еще пара озер, небольших, с заросшими ивкой берегами. Берега большого озера каменистые, но кое-где есть приятные зеленые лужайки. Дует сильный ветер с востока, очень холодный. 25 минут - обошли озеро, оставив его беспокойную гладь слева п/х. В дальнем конце возвышается скально-осыпная "балда" с пятнами снежников, под ее прикрытием благоустраиваем площадку.


24 июля, среда
Утром ветер стих, погода пасмурная. За 45 минут подошли под взлет пер. Неприступный-2 (он же "Корона", он же "Пион"). Здесь необходимо внести некоторую ясность. Как обычно, отсутствие хороших карт и подробных описаний в свое время привело к путанице с перевалами хребта Неприступный; а именно с возможностью пройти из верховий Повсян-Шора в истоки р.Парнук. В книге "Север" (М:.ФиС, 1975г.) упоминается перевал западнее в. 1623м., выводящий к озеру в истоках Лев. Парнука. На самом же деле существует два перевала, приводящие в Лев. и Прав. Парнук, они расположены соответственно восточнее и западнее в. 1623м. Прохождением первого из них автор этих строк руководил зимой 1993г., в нынешнем же походе решено было пройти второй вариант со спуском в Прав. Парнук. Надо отметить, что на имевшейся схеме района данный проход имел категорийность "1А", что не соответствует действительности, реально сложность на уровне 1Б-2А (зависит от погодных условий - в случае мокрых скал необходима страховка). Подъем на перевал начинается от середины второго (считая от истока) озера в долине Повсян-Шора. Перепад высот около 500м., скально-осыпной склон крутизной от 20 до 50 градусов. Седловина снизу читается плохо. Наверху разрушенный скальный гребень. Последние 50-70 м. подъема довольно сложны технически при подъеме с увесистым рюкзаком. В нашем случае скалы были сухими, поэтому мы не использовали веревку, но вообще-то она нужна. Выйдя не перевальный гребень, осуществили небольшой траверс к туру, откуда извлекли записку москвичей от 1989г. При подъеме на пер. и непосредственно на седле много черного горного хрусталя. На другой стороне цирка истоков Повсян-Шора хорошо виден пер.Новый (2Б), между в.Граничная и в.Комсомола. На первый взгляд эта сторона пер.Новый несложна. Спуск в исток р.Прав.Парнук к каровому озеру с плавающими айсбергами в целом аналогичен подъему. Наиболее крут первый участок, где лучше всего повесить пару веревок спортивного спуска. Пользуясь благоприятной погодой, мы смогли спуститься с тщательной самостраховкой. Ниже склон немного выполаживаетвся, при движении удобно использовать узкие скальные полки. В сухую погоду можно также спускаться по линии падения воды по дну кулуара - путь осложнен гладкими скальными плитами и ледовыми пробками. В нижней части склона - "живые" осыпи. При спуске на противоположной стороне цирка наблюдаем сход снежной лавины (!), инициированной каменным обвалом. Спуск от седла до берега озера занял около 50 минут. Далее 1 час 05 минут спускаемся вниз по долине Прав.Парнука до впадения справа ручья с пер.Санный (н/к). Путь проходит по каровой лестнице с озерами и крутыми сбросами ригелей с большими перепадами высот. На озере возле слияния обед. 1 час 15 минут - движение вниз по течению правым берегом р.Парнук. Начался сильный дождь. Слева п/х примкнуло ущелье Левого Парнука. Путь долго проходит по кустам, но в районе впадения справа ручья с пер.Сюрприз (1А) появляется тропа. От этого ручья еще 1 час 20 минут хода по тропе до руч.Банный - прав. притока Парнука. Устраиваемся на ночлег на правом (ор.) берегу ручья на галечных отмелях меж зарослей кустов. Дождь!!!


25 июля, четверг
До обеда сушились, чинились и разлагались на берегу руч. Банный. Небо облачное, но дождя нет. Затем за 1 час поднялись по Банному до слияния его истоков. Лиственнично-березовая тайга, тропы нет. ГЗЛ проходит возле слияния. Продолжаем подъем к пер. Карниз (1А) в истоке ручья и за 1 час подходим к подножию перевального взлета. Озеро на дне цирка оставляем слева п/х. На пути заболоченная тундра, небольшие моренные холмы. 15 минут - подъем на перевал правее п/х крутого снежника. Крутизна подъема в верхней части до 35 градусов, камни, трава, небольшие выходы скал. На широкой седловине классической формы ровно в центре большой тур без записки. Спуск с перевала проходит по каньону руч. Водопадный. Путь довольнго трудный и местами крутой. Фрагментарно наличествует тропа. В каньоне много снежников, наледей. На берегах непролазные заросли ивы. Скалы сланцевые, непрочные. Через 1 час хода от перевала вышли к руслу р.Манья. Хорошего леса здесь еще нет. Далее 1 час 15 минут идем вниз по долине Маньи по тропе то левым, то правым берегом. Броды несложные, чуть выше колена. По берегам буйные заросли, в которых тропа часто теряется. Дошли до впадения справа ручья с пер. Ступенька. 50 минут - вверх по ручью правым п/х берегом. Хорошо заметная тропа в зарослях. Серьезный лес в основном в районе слияния с Маньей. Дошли до слияния истоков ручья, влево п/х - путь подъема к пер. Ступенька, вдоль глубокого каньона с водопадами. Можно сходить к нижнему водопаду, он весьма велик и внушителен. 30 минут - подъем по хорошо набитой тропе на плато, оставляя каньон слева п/х. Тропа идет серпантином в зарослях, подъем до 30 градусов. 1 час 20 минут - путь по плато к базе Омегашор, по набитой тропе. Заболоченная тундра, надо перейти исток ручья, стекающего с пер. Ступенька в Манью. Водопады остаются где-то далеко слева п/х, там же и собственно седло пер. Ступенька. Спуск с плато к базе (в долину р. Бол.Паток) не прямо вниз, где придется преодолевать старые горные выработки, а вправо-вниз по дороге. На базе несколько аварийных изб, одна жилая с печью и кроватью, в ней ночуем.


26 июля, пятница
Переменная облачность, тепло. От базы Омегашор начали движение вниз по долине р. Бол. Паток. Вначале 1 км тропа идет по вездеходному следу правым берегом, а затем переходит реку вброд (до 0,5-0,7 м глубиной, течение быстрое) и дальше везде тянется левым берегом. До слияния с Прав. Патоком 2 часа 10 минут хода. На тропе много заболоченных участков. Река на этом участке имеет большое падение, прорывается сквозь завалы из огромных камней, под которыми иногда образуются глубокие омуты - возле таких ям всегда есть рыбацкие стоянки с различной утварью ( котлы, топоры ) На слиянии на левом берегу стоит балок "500 Веселый", вполне пригодный для жилья. На всем участке до балка перейти реку вброд затруднительно. От балка продолжили путь вниз левым берегом Бол.Патока, и шли до ночлега еще 3 часа 30 минут чистого ходового времени. Тропа чем дальше, тем хуже. На реке долго тянутся скалы, места красивые, но затем начинаются луга, протоки, болота. Иногда попадаются рыбацкие стоянки, в одном месте есть этакая хижина на 1-2 человек. Река имеет уже относительно небольшое падение русла и, несмотря на многоводность, во многих местах ее можно перейти вброд. Ночлег на правом берегу р.Бол.Паток, возле впадения руч. Светлый, на хорошем сухом месте. Брод через реку по колено, ширина около 50 м, течение быстрое. Погода испортилась, дождь.


27 июля, суббота
Около 4 часов чистого ходового времени шли по долине Бол.Патока до плавного поворота долины на юг. Здесь наиболее удобное место для перехода через заболеченные водораздельные леса в долину р.Седью. Путь по Патоку труден: тропы фактически нет, фрагментами среди зарослей ивки появляется вездеходная дорога, но она часто выходит на основное русло и теряется в потоке. В надежде на тропу периодически переходим с берега на берег, но тропы нет и мы стараемся использовать хотя бы звериные следы. В тайге мощные завалы, высокая трава и очень много слепней. Ориентирование затруднено по причине отсутствия четких ориентиров. На участке от Патока до Седью картина местности в целом аналогична вышеописанной. Тропы нет, движение по азимуту. В хорошую погоду прямо по курсу должна быть видна г.Сабля, но, увы, идет дождь.


28 июля, воскресенье
Выйдя к Седью, перешли на правый (ор.) берег, где есть тропа с пер. Аранецкий и поднялись вверх по течению до уровня лед. Гофмана. В долине Седью редкий "парковый" лиственный лес, но почва почти везде перевлажнена, с местом для ночлега затруднения. Пологий подъем в направлении к лед. Гофмана приводит через пару км. от реки к валу древней морены. Подъем по слежавшейся осыпи, около 50 м высотой. Далее обширное пространство занимает хаос древних морен. На грудах скальных обломков растут отдельные лиственницы, попадаются и сушины. Заночевали на берегу озера, возле абсолютной ГЗЛ. Верхняя часть лед. Гофмана и Саблинский хребет в целом плотно укутаны облаками. Ночью ветер, дождь.


29 июля, понедельник
Утром пасмурно, туман, холодно. За 1 час подходим к лед. Гофмана в восточном цирке г.Сабля. Движение вначале по моренам, а затем по левому п/х скальному отрогу, позволяющему обойти ледниковое озеро с крутыми берегами. Озеро частично подо льдом, имеет очень яркий голубой цвет воды. Выйдя на тело ледника, одели кошки. Пересекаем ледник вправо п/х, тело его залегает под углом около 15 градусов. четко прослеживается граница фирновой зоны и открытой части с небольшими трещинами и намеками на срединную морену. От первоначального плана штурма пер.Гофмана (2Б) пришлось отказаться: плотная низкая облачность не позволяет идентифицировать путь подъема - кулуаров много, какой из них перевальный - неясно. Зато просматривается 2 варианта подъема на пер.Карнизный, также ведущий на западный склон Саблинского хребта: по осыпному кулуару с пятнами снега (правый п/х кулуар) или по ледовому кулуару слева. Решили подниматься вторым вариантом. Примерно на середине подъема скальный остров, разделяющий кулуар надвое. Наш путь - вправо п/х. Крутизна подъема по льду к скальному острову - до 40 градусов. Дальнейший подъем до седловины, видимой на фоне неба. Настоящий лед до 45 градусов, движение на передних зубьях кошек. Выше льда 50 м осыпного кулуара с сильно разрушенными скальными стенками, состоящими из вертикально залегающих сланцевых пород черного цвета. Крутизна в кулуаре до 55 градусов, лазанье несложное, но очень сильно сыпет - внимание! Кошки необходимо снять у подножия кулуара. Кулуар мы провесили (1 веревка, закрепленная на седловине за скальный выступ). Участники поднялись на схватывающих узлах. От этой узкой седловинки ( 5 м шириной ) до тура на пер. Карнизный остается не более 20 м подъема по узкому несложному осыпному кулуарчику. От выхода на ледник 1 час 45 минут. Спуск с пер. Карнизный невелик по перепаду высот, не более 100 м при крутизне 30 градусов, живая осыпь. Под перевальным склоном небольшое озеро с плавающими айсбергами. Оставив озеро слева п/х, продолжили спуск долиной безымянного ручья. Справа от нас остался также невысокий и очень схожий по характеру с пер. Карнизный взлет пер. Северный (1Б). Идем по безумно скользким, точно намыленным, камням, что сильно снижает скорость. Выйдя на ровную площадку, заобедали. От перевала 45 минут. Пошел дождь, позже сменившийся густым туманом. Мы вынуждены идти на юг по компасу, вдоль склона хребта. Получается медленно, в тумане штурмуем какие-то подъемы и спуски. Наконец туман уходит и мы видим лес, на горизонте проплешины Аранецких топей. Угадывается простой и удобный путь вдоль хребта ниже нас.Спускаемся туда и идем на юг до небольшого ручья, возле которого встаем на ночлег на границе сухого "паркового" леса.


30 июля, вторник
Утром долго выжидали погоду для восхождения на г.Сабля. От лагеря подьем траверсом травянистого склона, а затем прямо вверх по каменным завалам к озеру в юго-западном цирке в.Сабля. К сожалению, вершина в облаках. Слева от нее видна четкая седловина пер. Гофмана. Озеро оставили по правую руку, начали подъем по скально-осыпному ребру. Примерно до высоты седла пер. Гофмана подъем не труден, а затем начинаются скальные жандармы, обход которых проще с правой п/х стороны. Вошли в слой облачности. Крутизна подъема в среднем до 40 градусов, встречаются более крутые участки. От лагеря до вершины 2 часа 40 минут. Большую часть спуска преодолели по пути подъема, а затем траверсом скально-осыпного склона спустились на седловину пер. Гофмана. В разрывах облаков внизу виден ледник. На перевали нашли тур, но без записки. Склон, обращенный на восток, определяет сложность перевала - это узкий осыпной кулуар, весьма камнеопасный, крутизна его от 30 до 90 градусов. Противоположный, западный, склон имеет крутизну не более 30 градусов, всюду крупная осыпь. Спуск с пер.Гофмана до лагеря занял 1 час. В лагере переждали небольшой дождь, а затем собрались и перешли через верховья р. Лун-Вож к избе на тропе, ведущей с Аранецкого перевала в деревню Аранец. До избы 45 минут хода по азимуту. Река Лун-Вож в месте пересечения мелкая, ширина потока 3-4 м. Изба называется "40 окладов", построена работниками Национального парка "Югыд Ва" в 1995г. В избе жаркая, но дымная печь, имеется дневник. Недостаток - далеко до воды ( около 100 м ).


31 июля, среда
С трудом нашли начало тропы от избы "40 окладов". В начале тропа относительно сухая и достаточно заметная. Затем она выходит на равнину, начинаются болота. Тропа обходит наиболее заболоченные безлесные участки, идет по лесистым гривкам, по сырому еловому лесу с валежником. На протяжении первых 12-15 км встречаются ручьи, дальше воды нет, мутная жижа в болотных окнах. Тропа грязная ( по колено ). Во второй половине пути несколько раз тропа пересекает неширокие безлесные участки, откуда вид на хр. Сабля и более южные горные массивы. Ночлег возле руч. Южный Вертный, на высоком сухом месте. От избы 7 часов хода. Ручей Ю.Вертный шириной 5 м, течение тихое. Тропа его не пересекает. Говорят, здесь также планируется построить избу. На всем протяжении дневного пути масса стоянок - в среднем каждые 20 м хода, но многие из них без источников воды.


1 августа, четверг
1 час - движение по тропе по лесу до пересечения небольшого ручья. Впервые (!) за весь поход стали появляться грибы и ягоды. 1 час - от ручья до следующего ручья, с развалинами избы по правую руку. 4 часа 30 минут - пересекли большое болото Пальмикюр, несколько раз теряли тропу. Далее движение по профилям с менее выраженными тропами, нежели прежде. Свернув на очередной просеке почти на юг, в конце концов вышли на широкий зимник, а по нему дошли и до брода через руч. Вертный. В этом месте ручей имеет 10 м ширины, брод ниже колена, простой, дно песчаное. 30 минут - по зимнику от брода до окраины дер.Аранец. За 1 км до деревни начинаются сухие сосновые боры, зимник выходит на песчано-грунтовую дорогу, связывающую Аранец с дер.Конецбор. Слева видна речная гладь Печоры, а прямо по ходу дорога превращается в главную и единственную улицу деревни. Маршрут окончен!


Итоги, выводы, рекомендации

1. Сроки проведения похода

Судя по многолетним данным, июль является на Приполярном Урале наиболее оптимальным по погодным условиям месяцем. В июле наблюдаются наиболее высокие температуры и наибольшее число дней с ясной погодой. С другой стороны, есть и свои минусы: большое число кровососущих насекомых (их массовый вылет приходится на вторую половину июня), отсутствие грибов и ягод (поспевающих в августе), в начале июля при затяжной весне еще велик расход воды в реках, что значительно затрудняет переход их вброд. В начале июля в горной части еще много снега, и это обстоятельство резко повышает эстетические кондиции района и одновременно меняет условия прохождения многих перевалов. В начале июля на Приполярном Урале - сезон белых ночей, что позволяет творчески подходить к ритму движения на маршруте.

2. Построение маршрута

Довольно скудные транспортные возможности района не дают разгуляться туристской фантазии: в продолжительных походах Приполярный Урал пересекают либо с юга на север, либо в обратном направлении. Генеральное направление нашего маршрута - с севера на юг, а более детально нитка разрабатывалась, отталкиваясь от желания посетить те или иные интересные объекты. Таковыми для нас в 1996 году являлись:

хребты Зап. и Вост. Саледы,
район г.Народа и г.Защита,
хр. Неприступный,
Саблинский хребет.

Маршрут линейный с небольшим радиальным кольцом и серией восхождений. Поскольку мы взяли примуса, спуск для ночлега в зону леса не был необходимым условием. Изначально планировалось закончить поход сплавом по рекам Торговая и Щугор, но отсутствие легкого плавсредства (предполагался катамаран) вынудило оказаться от этой затеи. Взамен маршрут был усилен более насыщенной горной программой, включающей преодоление перевалов и вершин до 2Б к.с. Особенно интересно "покрутиться" в истоках рек Ломесь-Вож, Повсян-Шор, Верх.Косью, Хобе-Ю, Мань-Хобе-Ю, Парнук, Манси-Шор, где по данным классификатора имеются перевалы 2А-2Б к.с. Кстати, по-настоящему эти хребты еще ждут своих исследователей. Своеобразной находкой можно считать траверс хр. Западные Саледы - как один из способов нескучно дойти до центральной горной части региона. При построении маршрута необходимо учитывать переходимость рек вброд, качество троп в долинах и т.п. факторы.

3. Снаряжение

Нами использовалась каркасная палатка типа "полубочка" самодельного изготовления. Следует заметить, что в условиях Приполярного Урала далеко не последнее требование к палатке - ее ветроустойчивость. За время похода у нас трижды ломало ветром каркас, выполненный из Д16Т. Второе очень важное требование - полная защита от комаров и мошки. Для приготовления пищи использовали примуса "Огонек", но брали с собой и хороший топор. Вероятно, в таком варианте хорошо показала бы себя газовая горелка, так как температура воздуха не опускалась ниже нуля, а возможность периодически готовить на костре снизила бы необходимый объем газа до разумных масштабов.Еду готовили в скороварке, основываясь на опыте горных походов. Это позволило снизить расход горючего. Из специального снаряжения мы взяли с собой немало "железа": две веревки, ледоруб, комплект закладок, несколько крючьев, расходные петли. Каждый участник имел кошки, страховочную систему, несколько карабинов, жумар, спусковое устройство. Несколько замечаний по личному снаряжению. Каждый имел две пары обуви - резиновые сапоги и ботинки. Поскольку глубина большинства бродов превышала высоту сапог, применение их весьма спорно. Ботинки же все равно всю дорогу были мокрые. Что касается одежды, то в условиях нашего похода лучше всего подошла бы одежда из тканей типа GORE-TEX, а за отсутствием таковой мы использовали обычный техкапрон. Для защиты от комаров пользовались накомарниками и репеллентами. Минимальные температуры воздуха были около 0 градусов, из теплых вещей достаточно иметь с собой синтепоновую или пуховую жилетку и куртку из POLARTEC. Между прочим, этот материал не прокусывается комарами.

4. Подъезды, отъезды

Из СПб до района Приполярного Урала можно добраться прямым поездом на Воркуту, который ходит раз в два дня, или же пересаживаться в Вологде или Котласе на поезда Москва - Воркута. Начать маршрут можно с любой из ж\д станций от гор.Печора до гор.Инта включительно, но при этом только со станции "1952-й км."(пос."Кожим-Рудник" или, на старых картах,"Кожим-Уголь") возможен относительно быстрый в летних условиях заход в горы. От гор.Инта можно по вездеходному тракту заехать на базу "Желанная" в долине реки Балбан-Ю. Путь занимает целый день, в случае предварительного заказа транспорта стоимость рейса - 1.5 млн. рублей. Из гор.Печора можно залететь на вертолете на базу "Озерная" в истоках р.Сыня или же в любую другую точку по договоренности. Стоимость полетного часа - 8 млн. рублей. По р.Печора летом курсирует т\х "Заря", на котором можно заплыть в дер.Аранец (в нашем походе это путь отъезда). "Заря" совершает рейсы по средам, пятницам, субботам и воскресеньям. От гор.Печора до дер.Аранец 60 км., около 2.5 часов плаванья, стоит это удовольствие 34500 рублей без багажа. В принципе, можно от гор.Печора попутным автотранспортом добраться до пос.Конецбор или Медвежка, откуда до Аранца 11 км. хода вдоль берега Печоры по лесной дороге, по пути два несложных брода. В пос.Медвежка расположена молочная ферма, снабжающая город, и надежды на попутку весьма велики.