Поход группы туристического клуба "Дорога" на Приполярный Урал (1999 г).

Прислал: Клуб "Дорога"

Географическое положение, история освоения, климат.
Информация о национальном парке "Югыд-ва" и заброске на маршрут
Описание маршрута (дневник).
Перечень снаряжения, необходимого на маршруте
Средства, необходимые для организации похода
Рекомендуемый состав походной аптечки.

ОТЧЕТ О СПОРТИВНОМ ТУРИСТСКОМ ПОХОДЕ ПО ПРИПОЛЯРНОМУ УРАЛУ,
СОВЕРШЕННОМУ ГРУППОЙ ТУРИСТСКОГО КЛУБА "ДОРОГА"
ГОРОДА ЛЫСЬВЫ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ.

 

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода,
километров

Продолжительность

Срок проведения

общая

ходовых дней

Пеше - водный

Третья

Двести три

18 дней

12 дней

28.07 - 14.08.99г.

Нитка маршрута: г.Инта - база "Желанная" - оз.В.Балбанты - г.Народная (1895 м, восх.) - перевал "Кар-кар" (1А) - р.Манарага - г.Манарага (1820 м, восх.) - р.Юнковож - р.Косью (сплав) -г. Пик Высоцкого (1040 м, восх.) - г.Колокольня (1646 м, восх. на 1500 м) - р.Косью (сплав) - п.Косью.

Географическое положение, история освоения, климат.
Приполярный Урал обладает чётко выраженным альпийским рельефом с многочисленными крутосклонными карами со снежниками и ледниками. Это самая высокая и широкая часть всего Уральского хребта. Большая часть этого района административно относится к Республике Коми, граничащей с севера и запада с Архангельской областью и Ненецким национальным округом, на юге - с Кировской и Пермской областями, на востоке - с Тюменской и Свердловской областями.

Ещё в начале прошлого столетия исследователи Приполярного Урала назвали этот край "Печорскими Альпами". Действительно, горы здесь не похожи на традиционно пологие вершины Среднего и Северного Урала. Остроконечные пики врезаются в небо, подъём на них сопряжён с большими трудностями: многометровые обрывы, ледники, монолитные скальные бастионы. Многие вершины имеют абсолютную высоту до 1700-1900 метров, перевалы от 600 до 1500 метров, верхняя граница леса 600 метров.

Климат Приполярья континентальный, здесь очень суровые, морозные зимы. Суровость климата обусловлена главным образом северным географическим положением края и значительной высотой хребтов. Приполярный Урал - самый богатый осадками район Урала. Особенно много их выпадает в возвышенных районах западного склона: верховьях Вангыра, Манараги, Торговой, Большого и Малого Патока, где годовое количество осадков достигает 1500 мм. Зима с отрицательными среднесуточными температурами и снежным покровом длится в среднем около 7 месяцев на прилегающих к Приполярному Уралу равнинах и не менее 9 месяцев в высокогорье. Дождливая, холодная осень - короткая. Обычно уже в середине сентября высокие хребты покрываются снегом, и только в июне в горах начинает сходить снег. На равнинах устойчивый снежный покров устанавливается к середине октября. Местные жители говорят, что им нередко приходится наблюдать такое природное явление как северное сияние.

Весна на Приполярном Урале, особенно на западном склоне, затяжная, с частыми возвратами холодов, нередко сопровождающихся снегопадами. Безморозный период продолжается от 70 дней на Печорской равнине до 100 дней в предгорных районах восточного склона Урала. В горах морозы и метели бывают в течение всех летних месяцев, но не ежегодно. Июль - самый теплый месяц на Приполярном Урале (средняя температура на равнинах 14-16 гр, на высотах 1300-1400 м над уровнем моря около 5 гр, а на высотах 1600-1800 м не более 2,5-3 гр). В июне и августе средняя температура на равнинах на 3-4 гр ниже, чем в июле, а в сентябре она повсеместно не выше 7 гр. В наиболее жаркие дни температура на равнинах поднимается до 32-34 гр. Летом и осенью погода в горах Приполярного Урала сменяется в течение нескольких часов. Смена ясной теплой погоды на дождливую холодную происходит всегда при западных и северо-западных ветрах, которые приносят дождь и похолодание, сопровождающееся иногда снегопадами. Восточные и юго-восточные ветры, наоборот, приносят сухую и теплую погоду, подчас с короткими ливнями и грозами.

По густоте речной сети и удельной водоносности территория Приполярного Урала не имеет себе равных на всем Урале. Особенно большого развития речная сеть достигает в горно-таежном поясе (от 200 до 600 м) западного склона, где густота её составляет 1000 м на 1 кв. км площади бассейна (бассейны Щугора, Вангыра, Манараги, Большой Сыни). По удельной водоносности, т. е. по количеству воды, стекающей в среднем за год в 1 сек. с 1 кв. км площади бассейна, многие реки западного склона (Косью, Вангыр, Большой и Малый Паток, Большая Сыня и др.) не уступают самым водоносным рекам Западного Памира и Тянь-Шаня. Водоносность рек западного склона в 2-3 раза выше водоносности рек восточного склона, что объясняется значительно большим количеством осадков, особенно снега, выпадающих на западном склоне.

190-200 дней в году реки Приполярного Урала скованы льдом. Вскрытие низовий рек бассейна Ляпина начинается обычно 8-14 мая, а рек бассейна Печоры - 15-21 мая. Весенний ледоход продолжается в основном 8-12 дней. Особенно бурно, с большим подъемом уровней воды и мощными заторами льда, он проходит на реках западного склона - Щугоре, Косью, Кожиме, где уровни воды, вследствие заторов льда в сужениях русла, поднимаются на 10-14 м выше межени. Навигация на реках возможна 5-5,5 месяца, но для туристских походов наиболее благоприятен период с 15 июня до 1 сентября. Летом и осенью для рек Приполярного Урала характерны дождевые паводки. После каждого продолжительного дождя или интенсивного ливня в горах реки быстро вздуваются, превращаясь порой в бурные, стремительные потоки, передвигающие по дну крупные камни, валуны и гальку. Паводок приходится на конец мая - июнь, высокий уровень воды держится за счёт таяния снежников и ледников практически всё лето.

Самые жаркие месяцы на Приполярном Урале - июль-август, температура воздуха здесь нередко поднимается до +300С. Однако, даже летом при северных ветрах температура может резко понижаться и выпадает снег. Часты дожди и туманы, самые высокие вершины практически всегда закрыты шапкой облаков.

Информация о национальном парке "Югыд-ва" и заброске на маршрут
Заявленный нами маршрут проходил по территории национального парка "Югыд-ва", созданного в 1994 году. Адрес дирекции национального парка: 169716, Республика Коми, г.Вуктыл, ул.Строительная, д.5, директор Н.В. Коврижных, тел. (821-46) 9-20-10. Конторы национального парка имеются в Печоре, Инте, Кожиме.

Описываемый маршрут относится к интинскому участку нацпарка. Из журнала "Путник" ј4 за 1996 год, стр.26 мы почерпнули сведения, что начальником интинского участка является Чибисов Сергей Сергеевич, его адрес 169830, Республика Коми, г.Инта, ул.Чернова, д.7а, кв.37.

В Инте можно договариваться и с Щедринским Львом Минделевичем (дом.тел. в Инте 6-20-75), он тоже какой-то начальник (?) в интинском участке "Югыд-ва". В Инте есть база ПСС МЧС России, расположенная по адресу ул.Инженерная, д.9 (ост. "Горка"), телефон 2-63-28, контора нацпарка находится по адресу: улица Мира, 18. Оформлением путёвок занимается Киселев Юрий Анатольевич, старший госинспектор. Его адрес в Инте: ул. Дзержинского, 21-7, телефон 6-25-57. (Впечатления от встречи с ним - ниже.)

Итак (цены на август 1999г.):

Кроме этого, И еще:

Мнения об этом нацпарке очень противоречивы. Судя по отчётам других туристских групп, если начинать маршрут от остановки 1952 км, не доезжая до ст. Кожим, то на пути не встречается никаких шлагбаумов, инспекторов и других подобных неприятных вещей. Наш маршрут предполагал заброску от города Инта, в чём была наша ошибка (экономическая).

Контора нацпарка находится в городе Инта, а поезд довозит туристов только до ст. Верхняя Инта, расположенную в 15 километрах от города. До города регулярно ходят рейсовые автобусы (стоимость проезда 4 рубля), но официальное представительство "Югыд-ва" ещё нужно найти, оно расположено в подвале жилого дома. Здесь вы скорее всего встретитесь с Киселёвым Юрием Анатольевичем, работа которого заключается в выколачивании как можно большей суммы с группы туристов. Он тщательно проверяет маршрутные документы, наличие всех печатей и подписей (вплоть до справок об умении плавать, но если таковых у вас с собой не оказалось - проблем возникнуть не должно), знание маршрута. И упаси вас бог честно вписать в маршрутную книжку должность фотографа или видеооператора! В этом случае можно сразу попрощаться с суммой, равной количеству дней в нацпарке, помноженной на 5 (или на 20) рублей - за памятные снимки, по мнению сотрудников парка, надо платить им! Чтобы избежать такой неприятной ситуации, не сообщайте о наличии фотоаппаратуры и видеокамер, а на маршруте постарайтесь не "светить" уликами, при встрече с инспекторами парка - заблаговременно прячьте аппаратуру в рюкзак. Обыскивать вещи не имеют права даже "люди в камуфляже", им разрешён только досмотр! Что такое "досмотр"? Представители власти могут попросить показать содержимое рюкзаков, а вы вправе отказаться это делать. Самовольный обыск вещей, их порча, угрозы, лишение возможности передвигаться - противоправные действия (обязательно записать данные предъявленных служебных удостоверений)!

В правилах посещения нацпарка записано, что группы школьников должен сопровождать инструктор, но в августе 1999 года в интинской конторе национального парка "Югыд-ва" работало всего два человека, поэтому руководителям детских групп беспокоиться не стоит. Кстати, группы школьников из близлежащих населённых пунктов (Инта, Косью, Кожим, Печора и др.) пропускаются на территорию парка бесплатно на основании справок из школ.

За въезд на территорию нацпарка на автомашине - ещё сотня рублей. Из Верхней Инты до базы "Желанная" есть две дороги: с северной и южной окраины станции. Мы ехали по северной, через несколько километров после станции дорогу преграждает шлагбаум, люди в форме и с автоматами проверяют документы (у нас проверили только маршрутную книжку и наличие путёвки в нацпарк). На южной дороге, по словам местных жителей, постов нет.

Шофёр автомашины "Урал" Алексеев Владимир (дом. тел. в Инте 6-77-92), работающий в "Интагео" (автобаза этой организации находится в 2-2,5 километрах от ж/д вокзала ст. Верхняя Инта, если идти по дороге в сторону Москвы вдоль железнодорожных путей) может по предварительной договорённости довезти группу до базы "Желанная". В августе 1999 года это стоило 1500 рублей с группы независимо от количества людей. Новиков Юрий Юрьевич (дом. тел. 6-80-27) просил за подобный выезд не менее 2000 рублей. Дорога проходима только для автомашин "Урал" и вездеходов.

Описание маршрута (дневник).

31 июля. В Верхнюю Инту мы приехали в 5 часов утра (время московское), день потратили на оформление документов и поиски машины, в 18 часов выехали из Инты в сторону базы "Желанная", куда добрались к часу ночи. На базе, если повезёт, можно переночевать в домике для туристов. Нас гостеприимно приняли геологи, растопили печь (с дровами здесь очень плохо, топят толем, ящиками, термоплитой), утром мы приготовили завтрак на кухне (нам подарили немного риса, банку тушёнки и банку сгущёнки), и в 11 часов утра, расспросив у геологов дорогу, мы выходим на маршрут.

От базы по правому берегу реки Балбанъю идёт разбитая вездеходная дорога, она прослеживается до озера Мал. Балбанты, у которого расположено стойбище оленеводов манси. Мужчины уходят пасти оленей в горы, в стойбище остаются старики, женщины с детьми и многочисленная свора собак. От мансийского жилища дороги уже нет, заболоченная тропа, которая идёт по правому берегу реки Балбанъю, приводит к балку (небольшой жилой вагончик). Здесь можно переночевать, есть печка, нары. В качестве дров - сухие ветви карликовой ивы или карликовой берёзы. Балок на карте не обозначен. Отсюда можно совершить радиальный выход (около 2 километров) на озеро В. Балбанты (местные называют его Восьмёрка), здесь ловится кумжа - рыба из семейства лососевых, берега озера - сплошной курум, отсюда видна вершина Народной.

1 августа ознаменовалось вынужденной днёвкой: неблагоприятные метеоусловия - дождь со снегом, сильный ветер, туман, видимость ограничена. Ждём погоды, готовимся к восхождению на Народную. Как оказалось потом, ждать погоды на Приполярном Урале совершенно бессмысленно: улучив "окно" в непогоде, нужно двигаться по маршруту. На следующий день (2 августа) погода чуть-чуть улучшилась, идём на Народную. Перешли вброд р. Балбанъю (река неглубокая, в русле много крупных камней, перейти можно практически везде), стали набирать высоту. Под перевалом "Кар-кар" оставили вещи, налегке поднялись на вершину Народной (1895 м), в туре была записка следующего содержания: "Группа туристов г.Кострома и Нерехта 7 человек, совершая пешеходный поход 5 к.с. поднялись на г.Народа в 17 ч. 45 мин 31 июля 1999 со стороны оз.Верх.Балбанты. Погода, снег, туман. Двигаемся на р. Манарага. Сняли записку группы из Магнитогорска. Руководитель группы Попов Е.В. Желаем успехов следующим покорителям и хорошей погоды. 31.07.99." На вершину мы поднялись за 4,5 часа, потеряли много времени в поисках тура - видимость очень плохая, туман, мокрый снег. Спустились с вершины за час, потратив на восхождение 5,5 часов "грязного" времени.

В 18 часов прошли перевал "Кар-кар", сняли записку тульской группы ("Группа туристов клуба семейного туризма "Алазея" из г.Тулы в количестве 21 человека прошла перевал Кар-кар 30.07. в 9 ч. 30 мин. в направлении р.Косью. Погода ясная, ветер. Сняли записку группы из Кирово-Чепецка от 28.07.99. Желаем всем удачи. Руководитель Ролицин Р.В."). Спуск с перевала занял два часа, на ночёвку встали в долине реки Манарага, дров здесь нет, растёт несколько одиноких лиственниц. Костёр разжигали ветками карликовой ивы, но лучше готовить еду на примусе или газовой горелке.

3 августа. Тропа идёт вдоль правого берега реки Манарага, появляется лес - лиственница, берёза. У ручья Олений, притока Манараги, есть балок "Олений", состояние которого полуаварийное: крыша почти провалилась, но при необходимости там можно переночевать. Здесь у нас был обед, дров в районе балка достаточно. Продолжили путь по тропе до подножия горы Манарага. Встали на ночёвку на одном из притоков р. Манараги, берущих начало на вершине г.Манарага. От стоянки идёт чёткая тропа через лес вдоль ручья, по правому берегу. Далее тропа выводит на северо-восточное ребро, затем подъём вдоль него до вершины. Сложный участок - восхождение на бастионы вершины (обледенелые скалы, снег, скальные жандармы), желательна страховка верёвкой. Восхождение на г. Манарага (1820 м) мы совершили 4 августа 1999 года, вершина закрыта шапкой тумана, наверху сильный ветер, снег. Сняли записку знакомой уже нам группы ("Группа туристов г.Кострома и г.Нерехта, совершая пешеходный поход 5 к.с., поднялась на г.Манарага с р.Манарага, группа 7 человек. Сняли записку г.Екатеринбурга. Совершили восхождение 3.08.99. в 16 ч. 45 мин. Вершина снежная, спускаемся вниз. Руководитель группы Попов Е.В. 156016, Кострома, Индустриальная 8-120. Желаем восходителям хорошей погоды."), оставили свою. Подъём на Манарагу (вершина крайнего восточного зубца) занял почти шесть часов, спуск - 4 часа. Вернулись в лагерь уже в сумерках.

На следующий день (5 августа) вышли к балку "Манарага", где встретили двух москвичей. Поделились с ними продуктами, так как обещанный им вертолёт задерживался из-за непогоды. На вертолёте им должны привезти катамараны, таким образом они продолжат маршрут сплавом по р. Косью. Стоит такое удовольствие 7200 рублей в час, плюс сто рублей за использование вертолёта на территории национального парка. Возле балка "Манарага", в котором, кстати, можно отлично переночевать, есть брод через Манарагу (далее тропа идёт по левому берегу, по правому - крутые скалы, подступающие к самой воде). Переправа несложная, глубина реки 50-70 см, вода очень холодная, течение достаточно сильное, может сбить с ног, переправляться лучше в лёгкой обуви (кеды), так как много острых и скользких камней. От балка к реке есть тропа, переправляться нужно от конца этой тропы вниз по течению в направлении острова, от острова под таким же углом против течения к левому берегу. На левом берегу, после переправы можно идти по старой, заросшей и заболоченной дороге, которая уходит потом вверх по р.Юнковож. Берег р.Манарага в этом месте высокий, очень много сухостойных деревьев. От балка "Манарага" можно начинать сплав по реке на катамаранах, река огибает гору Медвежья лапа (837 м) и меняет своё название на Косью.

6 августа. В устье р.Юнковож начинаем готовить свой плот (ПСН-10 м) к сплаву. Вода в Косью холодная, красивого изумрудного цвета, скорость течения очень большая, в русле много крупных камней, волны высотой до метра. Река часто делится на рукава, многие из них не обозначены на карте. При ориентировании следует придерживать точных "привязок" (крупные притоки, вершины гор). Балок "Косью", обозначенный на карте на заболоченной поляне у подножия г. Колокольня оборудован под баню, здесь есть печь, котлы для горячей воды, тазы. Однако, месторасположение балка на карте указано неточно: домик стоит не в конце поляны (по течению реки), а в начале, почти возле границы леса. Отсюда удобно совершить радиальный выход на массив г. Колокольня, ниже по течению Косью практически не встречается высоких вершин.

7 августа поднимаемся на г.Пик Высоцкого, на вершине установлена памятная табличка, в туре была записка: "Группа туристов из с.Липин Бор Вологодской области в составе: Потапов Г.А., Ерофеев В.В., Плешков И.А. совершила восхождение на пик Высоцкого-Колокольня. Погода солнечная, чего и всем желаем. Сняли записку от 30 марта 1997 г. из Инты и от 2 августа 1994 г. из г.Днепропетровска. Мы совершаем поход 5 к.с. Кожим - пер.Олений - г.Янченко - хр. Неприступный - г.Колокольня - Кожим. Теперь идём домой. Восхождение посвящаем памяти великого барда. 17 ч. 00 мин. 14.08.97."

Пик Высоцкого на карте не отмечен, судя по отметкам горизонталей, эта вершина имеет высоту 1040 метров. Именно её мы сначала приняли за г. Колокольня. Поняв ошибку, отправляемся на штурм Колокольни Южной (1646 м), но времени не хватает, на вершину так и не успеваем подняться. Склоны Колокольни - крупный курум, кое-где приходится выходить свободным лазанием, на рёбрах вершины множество "жандармов", которые приходится обходить. Траверсировав восточный склон Колокольни Южной, перевалили через ребро и начали подниматься вдоль юго-восточного ребра к вершине, когда до вершины оставалось метров сто по высоте, мы упёрлись в пятиметровую скальную стенку, преодоление которой требовало времени. Срок возвращения в лагерь истекал, поэтому решено было поворачивать обратно. Спускаемся по восточному склону, по снежнику, далее по притоку реки профиль Манараги возвращаемся на стоянку. Радиальный выход на массив горы Колокольня занял 10 часов.

На следующий день (8 августа) продолжаем сплав по Косью. В русле очень много камней, плот часто "садится" на них, волны захлёстывают в ПСН. С обоих берегов Косью принимает множество притоков. Очень красиво смотрится г.Манарага, Косью огибает её с трёх сторон, поэтому "царицей Урала" можно любоваться довольно длительное время. После впадения в Косью крупного притока Капкан-Вож начинается шивера "Кедровый перекат", обозначенная на карте как "опасный для сплава участок реки". Местные жители предупреждали нас о нём, отмечая Кедровый перекат как самое сложное место на Косью. Шивера начинается крутым поворотом реки вправо, на юг. В русле стоячие валы высотой до метра, основная масса воды ударяется в скалу на правом берегу. После разведки решаем обнести этот участок по правому берегу (возможно, не самый удачный вариант обноса). Здесь идёт тропа, но она часто теряется, склон крутой, мелколесье. В некоторых местах удобнее идти по реке вдоль берега. Вырвавшись из скал, река заметно расширяется, течение становится спокойнее, через километр обноса решаем вновь встать на воду. (Ночёвка, разведка дальнейшего участка пути).

9 августа продолжаем сплав, предположив, что шивера "Кедровый перекат" закончилась. Однако, отмеченный на карте опасный участок имеет в действительности большую протяжённость. Причалить к берегу не дают большие валуны и мощное течение. Входим в среднюю часть "Кедрового переката", сплав представляет собой слалом между многочисленных камней. В конце шиверы, при повороте реки направо, вся масса воды с силой бьёт в скальную стенку на левом берегу. И: течение исчезает. Наш плот практически замирает на месте, без усилий мы подгребаем к противоположному берегу. У скалы глубина реки достигает четырёх метров, но чистота воды позволяет рассмотреть дно до мельчайших подробностей. На правом берегу - невысокие скалы, удобная стоянка, но дров поблизости нет, очевидно, многие группы останавливаются здесь обсохнуть и перевести дух. Какой-то шутник прикрепил на скалу табличку "Набережная Фонтанки". Правый берег действительно очень похож на набережную "цивилизованной" реки ровные, монолитные камни. Сушимся, обедаем.

Несмотря на то, что Косью выходит из гор и по берегам большей частью лес и болота, течение не ослабевает. Особенно большие волны после впадения Нидысея. Нидысей приток Косью, не уступающий ей по ширине. После его впадения - небольшая шивера, не обозначенная на карте (названа нами Нидысейский перекат), волны высотой 70-80 см захлёстывали гребцов, сидящих на носу судна, с головой.

Далее на карте в левом русле реки обозначен порог. На местности река делится на несколько рукавов, воды в которых практически нет. Порог представляет собой слив с нескольких ступеней из мелкого галечника, нанесённого водой. Проходится в зависимости от уровня воды с предварительной разведкой местности. Мы проходили этот участок по узкой протоке вдоль правого берега (на берегах много коряг), затем узкий слив между наносами из галечника. Проходить лучше в облегчённом варианте - очень мелко! После порога, на правом берегу мы увидели первую табличку, напоминающую, что мы находимся на территории национального парка. Чем ближе затем мы приближались к посёлку Косью, тем больше таких табличек было по берегам. В устье р. Индысей есть жилой домик, отмеченный на карте как туристский приют. Опасаясь встречи с "гостеприимными" инспекторами нацпарка, проплыли мимо. На ночёвку останавливаемся на левом берегу, чтобы исключить даже случайное столкновение с "хозяевами" этой земли.

10 августа подходим к скалам "Ворота", на карте они обозначены на обоих берегах, за ними, после крутого поворота реки на юг, следует порог "Белая лошадь". Порог представляет собой слив между камней, один из которых выступает с правого берега далеко в русло реки. Летом он проходится довольно легко, необходимо держаться середины русла ближе к левому берегу. В большую воду порог, вероятно, опасен. Сразу за поворотом после "Белой лошади", на правом берегу - несколько больших домов. Раньше здесь планировалось построить туристский приют с базой ПСС, очевидно, проект потерпел фиаско: дома полуразрушены, единственный сторож - "бич Гена" (так рекомендовал нам сторожа старший инспектор национального парка "Югыд-ва" Киселёв Ю.А.). Не останавливаясь, проходим мимо, держась правого берега. У базы река очень мелкая.

Косью течёт в невысоких берегах, после впадения р. Вангыр цвет воды в реке меняется с изумрудного на болотно-серый, непрозрачный. Очень много проток и островов, ориентирование сильно затруднено, нет возможности ориентироваться и по притокам. Отдельные протоки могут, в свою очередь, растекаться на несколько рукавов, некоторые из них упираются в завалы из деревьев. В русле много затонувших коряг. Течение сохраняется вплоть до посёлка, "налегать" на вёсла почти не приходится, хотя скорость движения упала в несколько раз и теперь составляет примерно 4 км/ч. От устья Вангыра стали встречаться местные рыбаки на моторных лодках.

11 августа. Маршрут заканчиваем у водонапорной башни на левом берегу, здесь удобное место для сбора вещей. Можно закончить маршрут у лодочной станции (левый берег), здесь самый короткий путь (местные жители называют это место "Прорыв") до посёлка Косью. Если вы решили дойти до водонапорной башни, тропа до посёлка идёт в северо-западном направлении по водопроводной трубе, закопанной в землю, сначала вдоль реки, потом отходит от неё. Тропа хорошо набита, местные жители её часто используют. От водонапорной башни есть и автомобильная дорога, но по ней добираться гораздо дольше.

На ж/д станции Косью есть небольшой зал ожидания, кассы не работают, билеты нужно приобретать в поезде. Дежурный по станции, как правило, помогает при посадке в проходящий поезд.


Перечень снаряжения, необходимого для организации похода.

1. Палатка (лучше каркасная для ночёвки в безлесной зоне).
2. Пила, топор.
3. Спальный мешок и пенополиуретановый коврик на каждого члена группы.
4. Тент на палатку из непромокаемой ткани ("лаке", "серебрянка").
5. Комплект котлов.
6. Костровое приспособление.
7. 20-30 метров основной верёвки.
8. Сплавсредство (лучше катамаран), насос.
9. Спасательные жилеты на каждого участника.
10. Герметические мешки для упаковки вещей (обязательно!).
11. Комплект вёсел (лучше с запасной "лопатой").
12. Накидки от дождя каждому члену группы.
13. 1-2 пары "болотных" сапогов (пригодятся при переправе через реки).
14. Репелленты от кровососущих насекомых, сетки Павловского.
15. Примус, газовая горелка.


Средства, необходимые для организации похода.

1. ТРАНСПОРТНЫЕ РАСХОДЫ. На дорогу туда мы потратили 330 рублей (билет от Перми до Кирова - 60 рублей, переезд Киров-Инта - 170 рублей, машина Инта-база Желанная - 100 рублей). На обратную дорогу 170 рублей (билет от Косью до Печоры - 30 рублей, переезд Печора-Киров - 140 рублей). От Кирова до Лысьвы мы добирались бесплатно (на электричках, почтово-багажных поездах и автостопом), так как уже не было денег.
2. ПОСЕЩЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА "ЮГЫД-ВА". Это удовольствие обошлось нам в 60 рублей с человека (расценки национального парка - в начале отчёта).
3. ПИТАНИЕ. При достаточно скромной раскладке на продукты мы потратили 15-20 рублей на одного человека. На маршруте нет возможности пополнить запасы продовольствия, ловить рыбу и охотиться не позволяют правила национального парка. Единственным подспорьем к походной пище могут служить съедобные растения (щавель, дикий лук, родиола розовая) и грибы (хотя грибы нам встретились всего один раз), в хорошее лето можно рассчитывать на ягоды.


Рекомендуемый состав походной аптечки.

1. Перевязочные материалы (стерильный бинт, вата)
2. Кровоостанавливающие средства (перевязочный жгут, перекись водорода)
3. Болеутоляющие средства (анальгин)
4. Сердечные средства (нитроглицерин, корвалол)
5. Жаропонижающие (аспирин)
6. Средства для лечения вывихов суставов, растяжений связок (эластичный бинт, никофлекс).
7. Противовоспалительные средства.
8. Пластыри: мозольный и бактерицидный.
9. Противопростудные средства (бальзам, капли для носа, кальцекс)
10. Витамины.



Отчёт о походе составлен в двух экземплярах. Один хранится в библиотеке отчётов детского туристического клуба "Дорога" города Лысьвы, клуб работает в помещении средней школы ј13. Второй экземпляр сдан в Областную маршрутно-квалификационную комиссию.
Фотоотчёт хранится у руководителя Палкиной Валентины Владимировны и фотографа группы Абатурова Виталия Петровича. Видео- и киноматериалов о походе нет.