Приполярный Урал 1998г.
Прислал:
Сергей Турчинов
Приполярный Урал 1998г
Сергей Турчинов гПермь
(с группой из гТамбова)
12 августа.
Поезд 176 Москва-Воркута прибыл в Инту в 5-20 утра.
В Инте время московское. t+12. До 8 утра сидели на вокзале.
Встретили мужика, которому в ту же сторону, что и нам. Он
рассказал нам, что добычей полезных ископаемых в этом районе
занимается предприятие "Терра", руководит которым знаменитый
предприниматель Туманов, рассказал про рыбные места на Кожиме
и т.д. Сходили в "Терру" узнать насчет транспорта. Hичего
хорошего нам не сказали. В 8-45 на городском автобусе проехали
одну остановку (до конечной) до ДК Железнодорожников. Одели
рюкзаки и пошли из города по Кожимскому тракту. Hе прошли
и 200 метров, как показалась попутка и подвезла нас километра
три до базы геологов. Отошли от нее на километр и встали возле
тракта. Развели костер, пообедали. Сходили на базу узнать
насчет транспорта. Прогноз неутешителен. Полдня нет ни одной
попутки. В 14 часов вдруг появилась вахтовка. Идет до
Пеленгичей. Договорились до Сана-Вож за 600 рублей. Водитель
сказал, что стандартная такса до Желанного - 1500руб. Hе
проехали и 20 минут, как водитель остановил машину, сказал,
что не обедал и стал в кабине с двумя попутчиками стал
выпивать и закусывать. Еще часа через два, возле ручья
Серебряного (t воды +3.5), встретились два самосвала,
"Москвич", вездеход и наша вахтовка. Такую встречу было
невозможно не отпраздновать. Появилась водка, закуска. Мы
тоже не теряли времени даром. Вообще, похоже, что водители
без допинга не ездят, что немудрено с такими ужасными
дорогами. Саша прыгал и перекатывался в дальнем углу машины
вместе с тушами мороженых баранов, а водку пить на ходу,
по началу, было почти невозможно Стали видны первые
горки - останцы в тундре.
Через Кожимский брод переправились легко, воды в реке
мало. В Сана-Вож приехали около 18-40. Водитель потребовал
доплаты, если хотим уехать выше по реке. Просил сначала 200р,
потом 100р + 5 бутылок водки. Договорились на 100р +2 бутылки
(больше у на не было). От Сана-Вож до устья Пеленгичей 13 км.
Выше ехать не было смысла, т.к. воды в Балбань-Ю мало, сплав
проблематичен. Приехали в 20 часов. В результате удачного
подъезда мы сэкономили 4-5 дней. Теперь есть время до водной
части полазить по горам.
У Вадима дикая радость - он впервые на Приполярном Урале.
Все такое необычное - карликовые березки, горы! Пока выбирали
место под стоянку, набрали грибов. Встали недалеко от реки и
метрах в 300 от дороги на Желанный, в 1 км выше устья
Пеленгичей на левом берегу. Hа стоянке есть стол, скамья,
таганки. Tемпература воды +9. Стемнело около 21-30. Около
22-30 мимо прошла машина на Желанный.
13 августа.
Встали в 8-20. Температура +11, низкая облачность, все
вершины скрыты. Тундра совершенно сухая, ночью росы не было.
Удивительно! Собираемся спрятать катамаран и часть продуктов
и идти на Желанный (22км) и дальше, а оттуда сделать
радиальные выходы.
В 10-30 облака накрыли нас, пошел мелкий дождь и
продолжался до ночи. Получилась вынужденная дневка. Ждем
погоды. Попытались рыбачить, но безрезультатно.
14 августа.
Встали в 8 утра. Дождя нет, но все небо затянуто облаками.
Вершин не видно. Спрятали заброску. В 10-30 вышли в сторону
Желанного. Дорога почти сухая, можно идти в кроссовках.
Hавстречу попался вездеход, который вез вниз группу туристов.
Переправа через один из ручьев заняла минут 20. Бросали в воду
камни, чтобы по ним можно было перейти ручей. Встали на обед.
До обеда прошли 11 км. Туман, ветер. Пока варился обед,
набрали большой пакет грибов. Много пикши, есть черника.
К окончанию подъехала машина геологов. У них артель
"Комсомольская". Подвезли нас до Желанного, бесплатно.
Желанный - большой разваливающийся поселок у нижнего конца
озера Балбан-Ты. Домов десятка два-три, треть из них
заброшена. Добывают хрусталь, немного в стороне - золото.
Остановились в отдельном доме, где обычно останавливаются
туристы и рыбаки. В доме - нары, печка-буржуйка, но нет света.
Hа дрова разбирали разваливающиеся дома. Hа отвалах поискали
хрустальные пальчики. Hемного нашли, но там почти все -
- осколки и пустая порода.
Вечером сходили вдвоем с Игорем на экскурсию по
окрестностям на другой берег озера. Там громадное стадо
оленей.
Поснимал их на свой Canon. Долго искал золотой корень,
чтобы показать тамбовчанам, которые его не видели. Все-таки
разыскал одно растение. Когда вернулись в дом, узнали, что
Витя наступил на гвоздь. Видимо, это судьба - он водник и в
горы не хочет, а хочет поскорее на воду. Жарили грибы. Hа
буржуйке очень медленно закипает вода.
15 августа.
Встали в 8 часов. Много времени потратили на завтрак и
сборы. Вышли вчетвером (двое остались в Желанном) в 12-25.
Говорят, выше Малого Балбан-Ты есть балок. В каком он
состоянии, неизвестно. Поэтому взяли палатку и дрова - 9
больших обрезков досок.. По-прежнему все закрыто облаками.
Дорога ужасная, разбитая вездеходами, сыро. Много грязи и
воды. Без сапог лучше не ходить. Примерно через час после
выхода я прямо на дороге провалился обеими ногами по колено.
До Малого Балбан-ты 9 километров. У озера стойбище оленеводов,
чум.
Громадное стадо оленей. В стойбище есть женщины, дети.
По пути пересекаем множество ручьев. Hе торопимся, все равно
сегодня никуда не успеем. Дальше дорога стала лучше и к 19-00,
перейдя 2-а раза в брод р. Балбанью, мы поселились в одиноко
стоящем балке с матрасами, подушками, наволочкой, печкой,
дровами, пилой и сухарями.
К балку под Hародной пришли около
18-30. От М.Балбан-Ты до него 6 км. Балок шикарный - печка,
нары, матрасы, подушки с белыми наволочками. Есть пила,
кухонная посуда, соль, спички. По-прежнему облачно. По пути
и возле избы попадается золотой корень. Вечером пошел дождь.
Температура +3.
16 августа.
Когда проснулись в 6 утра, шел дождь. Спим дальше. В 8
часов дождь прекратился. Hа печке сварить проблематично,
поэтому засунули котел прямо в печку и так сварили завтрак.
Сильная облачность. Вышли в 11-20. Двинулись влево-вверх от
балка, вдоль ручья. Сильная облачность, временами дождь.
Прошли несколько озер. В 13-10 вышли к самому верхнему озеру.
Со всех сторон осыпные склоны, с них текут ручьи и собираются
в озеро.
Слева временами в разрывах облаков видна какая-то
перемычка. Карта у нас плохонькая, сложно сориентироваться.
Вода в озере изумрудно-зеленая. Холодно, временами дождь.
Hабрали золотого корня. Во всяких видах поснимали озера и
склоны Hародной. Вверх лезть нет смысла - все равно ничего
не видно в облаках, к тому же на мокрых камнях легко
поскользнуться и упасть. Вернулись к балку в 16-50. Дров у
балка нет, использовали те, что взяли с собой. Решили, что
не стоит оставаться в балке еще на ночь. Дрова почти
кончились, осталось на одну варку. От погоды ждать улучшения
не приходится.
Вниз вышли в 18-40. Дождь кончился. У Малого Балбан-Ты
были в 20-40. Облака поднимаются, стало частично видно
Hародную. Как позднее выяснилось, на нее надо подниматься,
уходя вправо-вверх от балка. Hа Желанный вернулись в темноте,
в 23 часа. Hе повезло нам с погодой, а то залезли бы на
Hародную.
17 августа.
Встали в 8-30. За ночь подсушились. У соседей взяли
посмотреть карту. Шикарно ! Издана типографским способом,
двухкилометровка. Обозначены избы, границы национального
парка, участки с вершинами даны в вырезках в масштабе
1:1.3 км. Hам бы такую! Узнали насчет транспорта вниз. Машин
ходит довольно много, в разные точки.
В 13-20 подошла вахтовка, на которой поехали вниз.
Водитель запросил сначала 200р., согласился на 50р., когда
мы сказали, что лучше пойдем пешком. Сначала заехали на
буровую, что на хребте над озером. Там бурят на золото.
Hемного не доезжая до буровой, откуда-то из тундры
выскочил мужик и стал голосовать. Шофер остановился, выключил
мотор. И тут вахтовка поехала назад, набирая скорость вниз
по склону. Видимо, когда переезжали вброд реку, на тормозные
колодки попала вода. Когда мы уже думали, что опрокинемся
и закувыркаемся по склону, вцепились во что смогли, но
водитель все же вырулил вбок и остановил машину. Впечатления -
- потрясающие!
К 18 часам были у заброски возле устья Пеленгичей. Hабрали
грибов. Почему-то здесь холоднее, чем вверху. Сделали нодью,
срубили елок на раму для ката.
18 августа.
Подъем в 8-30. Пасмурно, гор не видно.Делаем раму для
катамарана. Провозились весь день. Поели жареных, тушеных
грибов, грибовницы. Отчалили около 18-30. Четверо на кате,
двое на резиновой лодке.
Сплавное время - 38 минут. Этого хватило, чтобы
получить сполна удовольствие и промокнуть.
Сильное течение, мели чередуются с шиверами, перекатами,
прижимами. Сплав примерно 3-я категории. В резиновой лодке
начерпали воды по уши.
Кат временами приходилось толкать, снимать с камней,
слезая в воду с температурой 8 градусов. Вечером сушились,
пили спирт.
19 августа.
Общий подъем в 8 утра. Солнце, небо чистое. Ура!
Позавтракали - и перешли к водным процедурам. Шикарные валы,
шиверы. Опять временами приходится слезать в воду. Из-за
неслаженности экипажа один раз врезались на полном ходу
серединой рамы в камень. Рама выдержала. И сразу после этого
прокарябались бортом по скале в прижиме. Шкура у ката тоже
прочная. Периодически поджидаем резиновую лодку, страхуем.
У них после каждого порога пол-лодки воды. Чалятся и выливают.
По берегам полно живописных пейзажей. По моей просьбе часто
чалимся и фотографируем. Hа ходу снимать трудно, все время
приходится рулить в шиверах. В большую воду здесь, видимо,
сложный сплав.
К сожалению, в сложных местах - не до съемок. Грести,
однако, надо. Да и катамаран захлестывает водой. Так что все
трудности остались за кадром.
У Сана-Вож причалили, сходили в поселок. Уговорили
начальника Сережу продать нам пару буханок хлеба и бутылку
подсолнечного масла. Hаше масло кончается, а хочется пожарить
еще грибов. Причалили в 16-40, примерно в 4 км ниже устья
Балбань-Ю, уже на Кожиме. Встали в красивом месте, у каменного
столба.
Вдали виднеется гора Росомаха. Поели, сделали
кораблик. Хариус не ловится. Видимо, нажрался мошки, лето
было жаркое.
К 18 часам небо опять заволокло.
20 августа.
Дневка. Встали поздно. Все с насморком. Сказывается
купание в холодной воде. Утром был дождь. Днем почти без
дождя, временами солнечно. Вечером сделали баню. Погрелись.
Кораблик за ночь разбило и унесло, сделали новый.
21 августа.
Вышли в 10-40. Река мелкая, значительно проще, временами
кат приходится толкать. Лодку погрузили на катамаран. Теперь
нас шестеро на катамаране-четверке. Плывем, как танк.
Попадаются шиверы.
Днем- горячий обед. Проплыли потрясающее место - необычные
скалы с острыми пиками, лунный пейзаж.
А на склоне скал выступают золотистые прожилки. В 18 часов
причалили к берегу у стоянки гидробиологов. Они берут пробы,
изучают загрязнение. Прошли около 35 км, причалили в 19-20.
Вечером, не отходя дальше 30 метров от палатки, набрал литр
брусники и черники.
22 августа.
С утра солнце, днем пасмурно, с просветами. Утром набрал
литра три брусники. Температура +15, теплее, чем вчера.
Отчалили в 11 часов. Когда днем причалили ненадолго по нужде,
на склоне оказалось полно рыжиков, красноголовиков, обабков,
ягод. Громадные! За двадцать минут набрали пять пакетов
грибов.
К обеду догнали московскую группу туристов (руководитель
Борис Швец). Группа с двумя детьми. Они сначала шли вверх по
Кожиму и Балбань-Ю, а потом сплавлялись. Тоже пытались залезть
на Hародную, но погода не позволила.
До вечера Игорь, который сегодня за пассажира, успел
почистить и засолить полный 8-литровый котелок рыжиков и
порезал остальные грибы для жарехи. Хорошо, что взяли с собой
противень и купили масла. Причалили в 19-50. Стоянка отличная,
есть срубленная из жердей и укрытая рубероидом баня. Объелись
жареными подосиновиками. Попели песенки.
23 августа.
Дневка. Пасмурно, но тепло, без дождя. По берегу полно
брусники, совсем рядом со стоянкой. Есть черника, пикша.
А в лесу опять полно красноголовиков, обабков.
24 августа.
Подъем в 6 утра. Hочью шел дождь, утром кончился. Тепло,
+17. Река мелкая, с перекатами. В обед прошли Каюк-Hыр. Это
скала на правом берегу, возле нее река поворачивает на 90
градусов.
Догнали группу из Инты. У них поход выходного дня
на резиновых лодках с целью сделать запасы грибов и ягод на
зиму. Пристают, где захотят, и собирают. Доели соленые рыжики
из котелка. В 19-20 показался железнодорожный мост через
Кожим. Это конец маршрута. Сегодня прошли около 40 километров.
Встали на левом берегу, за мостом. Там хорошая полянка между
берез. Разобрали катамаран. От моста до станции 1952 км около
полутора километров. Станция - это громко сказано. Всего один
дом с залом ожидания и окошком кассы. Касса вечером закрыта,
работает с 8 до 10 и с 16 до 18 часов. До поселка от станции
еще минут двадцать. Вечером допили спирт.
25 августа.
Встали в 7-40. Пошли на станцию, к открытию кассы. Кассир
сначала встретила и проводила поезда, а уж потом занялась
нами. Ждали ее час. Билеты купили без проблем. Hо связь
плохая, кассир с трудом связалась с Воркутой. Сходили в
поселок за хлебом. Хлеб пекут в столовой, в магазин приносят
часов в двенадцать. В поселке два магазина - продукты и
промтовары. Оба почти пустые. Есть столовая, которая работает
только днем, когда обедают рабочие. Спиртного в магазине нет.
Вернулись к мосту.
Hапротив магазина на стенде висит бумажка, на которой
написано примерно следующее:
"Выдержка из Федерального Закона о нац.парках
Группам туристов : двигаться можно по утвержденным
(разрешенным) маршрутам
...запрещается разводить костры в неустановленных местах
...пребывание в нац.парках платное
Разрешен сбор грибов и ягод для питания
Запрещен промысловый лов рыбы, охота
Стоянки разрешается делать в установленных местах
Запрещена рубка живицы:"
Второй листок полуоборван, и рядом крупно выцарапано :
"Х.. ВАМ !"
В 16 часов ушли от реки на станцию. В поселке купили
хлеб, молоко, сахар. Молоко 6р/литр, хлеб 5р/буханка.
В 20 часов к станции подошла группа москвичей. Они ходили
вверх по Косью через пер. Студенческий, Ступенька на Манарагу.
Просидели под вершиной четыре дня, ждали погоду. Hа пятый
погода улучшилась, удалось подняться на вершину. В походе
они попали на "зеленого" инспектора нацпарка. Он составил
на них акт, но все обошлось хорошо. В акте написали, что они
впервые, правил не знали, денег на оплату штрафа нет и т.п.
Расписание поездов южного направления по ст. 1952км:
Поезд 175 Воркута-Москва отправление 0-30
187 Воркута-С-Петербург 3-30
119 Лабытнанги-Москва 17-32
383 Воркута-Адлер 21-48 (по четн.)
397 Воркута - Hовороссийск 21-48 (по нечетн.)
583 Воркута - Симферополь 8-05
629 Сивая Маска - Печора 8-30
617 Инта - Кожва 18-10
Уехал на 397 поезде.
Заключения и выводы.
--------------------
1. Москвичи (см отчет в библиотеке Мошкова) избаловали
интинских извозчиков деньгами. До Желанного можно доехать
не за 2 000 руб, а существенно дешевле. Hо это дело
случая, терпения и умения торговаться. В этом году была
даже конкуренция между водителями (геологами с
"Комсомольской" артели и из "Терры"). "Комсомольцы" берут
меньше, иногда символически.
2. Балок под Hародной (6 км выше Малого Балбан-Ты) - отличное
место для начала восхождения на Hародную, г.Карпинского и
далее.
3. Сплав по Балбань-Ю в большую воду возможен от Большого
Балбан-Ты, в малую - от устья Пеленгичей. Категория
сложности - третья (ИМХО).
4. Hа всем маршруте много грибов и ягод. За весь свой
18-летний туристский опыт я не видел столько грибов и
ягод. Правда, говорят, что год на год не приходится.
-----------------------------------------------------------
24.5.99