Приполярный Урал.

Прислал: ???

51 Первенство г.Москвы по туризму среди учащихся
Центр Творчества Детей и Юношества “Северное Чертаново”

Отчет о пешеходном туристском походе
2 (второй) категории сложности по Приполярному Уралу
совершенном с 19 июля по 12 августа 1996 года

Маршрутная книжка 04-1-217

Руководитель группы: Макушина Юлия Александровна
адрес:Москва,Ремизова 15-2-124

г.Москва 1996 год.

Справочные сведения

Район похода Приполярный Урал
Категория сложности вторая
Вид туризма пешеходный
Протяженность 185 км.
Продолжительность 25 дней
Номер маршрутной книжки 04/1 - 217

Краткий маршрут похода: г.Москва - г.Инта - р.Лимбеко-Ю - р. Падежа-вож - пер. Олений - р. Манарага - р. Лимбеко-Ю - хр. Восточные Саледы - хр.Западные Саледы - р. Дурной-ель - разъезд 1952 - г.Москва.

Раздел 2.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПОХОДА.

Географическое положение

1.1 УРАЛ - горная страна, которая протянулась в меридиональном направлении от Карского моря на севере до Прикаспийских степей на юге почти на 2000км и является границей двух частей света - Европы и Азии. Ширина хребта неоди-накова и составляет в различных частях от 40 до 300 км.

По своим физико-географическим особенностям Урал делится на несколько частей: Полярный, Приполярный, Северный,Средний и Южный. Наиболее высокой частью хребта является Приполярный Урал с высшей точкой г.Народная (1894 м) и средней высотой района около 1400 м, который в ширину занимает полосу около 100 км.

Приполярный Урал - располагается между 64 и 66 гр.северной широты и 58 и 62 гр.восточной долготы.Протяженность на север от г.Телпозиз до истоков р.Хулги почти на 200км.

Район лежит на границе Республики Коми (на запад) и Ханты - Мансийского АО Тюменской области.

Территория края обширна. Площадь только горной области 32000 кв.км.

1.2.В туристском плане район очень интересен.Это наиболее близкий от крупных городов России район ,в котором можно совершать походы 2-5 к.сл.

 

Водный туризм - походы 2-3 к.сл. по рекам: Лимбекою,Косью,Дурная,Кожим

Пеший туризм - походы 2-5 к.сл.(отчеты № 44,94,265,386, 575,604,656,661,664 находящиеся в библиотеке МосгорСЮТУР и внесенные в компьютер)

Велотуризм - походы 2-5 к.сл.

1.3.Сведения о транспорте:

1.3.1.Поезда:

Москва-Воркута № 22 отпр. 21.25

Москва-Лабытнанги № 176 отпр. 13.15 (Нечетные)

Москва-Лабытнанги № 120 отпр. 01.05

Разъезд 1952-Москва № 175 отпр. 00.40

Разъезд 1952-Москва № 119 отпр. 17.38

 

дополнительные сведения о поездах проходящих

через разъезд 1952

на север 176 Москва-Воркута 4.20

188 С-Петербург-Воркута 3-12 чет

120 Москва-Лабытнанги 12-07

384 Адлер-Воркута 2.20 неч

398 Новоросийск-Воркута 2.20 чет

630 Печора-С.Маска 16.10

618 Кожва-Инта 8-15

на юг 175 Воркута-Москва 0.40

187 Воркута-С.Петербург 2.50 неч

119 Лабытнанги-Москва 17.38

383 Воркута-Адлер 21.30

397 Воркута-Новоросийск 21.30

583 Воркута-Симферополь 9.00

629 С.Маска-Печора 7.48

617 Инта-Кожва 13.30

 

 

№ 120 № 119

1.06 4.15 Москва Ярославский

5.4 23.49 Ярославль

7.20 22.25 Данилов

9.53 19.48 Вологда

13.45 16.07 Коноша1

14.15 15.45 Коноша2

- 14.46 Хмельники

15.06 - Паднога

16.35 13.39 Вельма

20.52 9.17 Котлас

4.37 2.13 Ухта

5.07 0.33 Сосногорск

9.15 20.59 Кожва

9.57 20.38 Печора

10.46 19.20 Сыня

13.10 16.55 Инта

15.43 13.53 Сивая Маска

15.59 - Пернашор

16.44 12.30 Сейда

18.41 10.56 Елецка

21.21 08.10 Харп

22.06 07.30 Обская

22.30 07.00 Лабытнанги

Автобусы - только в черте города Инта

Автотранспорт - можно заказать машину Урал в Кожимском лесничестве

телефон в г.Инте 3-04-76 ( 8 - 82 - 145 - 3 - 04 - 76 )

Медицинские пункты: г.Инта ,поселок Кожим

Магазины : г.Инта (рядом с платформой оптовый рынок

цены на 10-20% больше чем в Москве

и в пос.Кожим 3 продуктовых магазина

(один коммерческий)

Организация заброски на маршрут :

заброска продуктов на маршруте была учтена при составлении

нитки маршрута.Так как завести продукты на транспорте в район

высокогорья слишком дорого,поэтому маршрут был построен в

виде буквы “Я”.Четыре-пять дней до заброски (подход к высокогорью

вдоль реки Лимбеко-Ю ,далее кольцевой маршрутс облегченными рюкзаками ( 5дней (пер.Олений - р.Манарага - р.Лимбеко-Ю) и выход по р.Дурная с заброшенными продуктами .

Пути подъезда и выезда с маршрута :

Москва - г.Инта поезд № 120 отпр. в 01.05

г.Инта - начало маршрута р.Лимбекою - машина арендованная

в Кожимскос лесничестве.Предварительно было согласованно

по телефону о подъезде и выезде на их машинах.

р.Дурная - разъезд 1952 Автомашина

Разъезд 1952 - г.Москва поезд № 175

При покупке групповых ж.д. билетов действует скидка

на 20% если группа состоит из 12 и более человек и

расстояние не менее 2000 км.(для 25 чел. - 30 %)

Станция Инта находится ровно в 2000 км. от г.Москвы.

Адреса КСС курирующих Приполярный Урал :

Воркутинский П С О ( 8 - 82 - 151 - 4 - 14 - 44 )

Вакуленко Владимир Николаевич

Интинский П С О ( 8 - 82 - 145 - 3 - 43 - 33 )

Пуник Владимир Иванович

Печорский П С О ( 8 - 82 - 142 - 5 - 10 - 29 )

Куликов Сергей Владимирович

Единственная обнаруженная на маршруте база -

приют “Олений”,но состояние этого вагончика таково

что лучше туда не заходить.

 

Раздел 3.

График движения

День пути Дата Участок маршрута Км Ход. время Способ передв. Препятствия Экскур. объекты Погода
1 19.07 Москва - Инта 0   поезд      
2 20.07 г.Инта-р.Лимбекою 0   машин      
3 21.07 ДНЕВКА 0         облачно
4 22.07 р.Лимбекою-р.Хамбалъю 5 3ч.50мин. пеш. перепр.через р.Хамбалъю   ясно
5 23.07 р.Хамбалъю-вверх по долине - р.Лимбеко-ю 12 3ч.30мин. пеш.     ясно
6 24.07 р.Лимбеко-ю-р.Алькесшор 13,5 4ч.10мин. пеш. движение по тундре,брод через Алькесшор   переменная облачность, вечером туман, кратковрем. дожди
7 25.07 р.Алькесшор-р.Понъю 16 4ч.10мин. пеш.

брод через Понъю

 

пасмурно, вечером густой туман

8

26.07

ДНЕВКА

0

 

 

 

 

облачно

9

27.07

р.Понъю-р.Падежа-вож-оз.Падежа-ты-пер.Олений-руч.Олений

23

9час.

пеш

движение по заболоченной тундре, подъем и спуск по мокрому куруму

 

пасмурно, дождь, туман

10

28.07

руч.Олений - р, Манарага

6

1ч.20мин.

пеш.

 

 

облачно

11

29.07

ДНЕВКА (рад. выход к г.Манараге)

10

2ч.10мин.

пеш.

брод через руч. Олений

 

облачно, вечером пасмурно, дождь

12

30.07

р.Манарага - пер.Тихомирова - р. Лимбеко-Ю

14

4ч.40мин.

пеш.

движение по заболоченной тундре, брод через р.Манарага, подъем и спуск по мокрому куруму

 

утром облачно, с середины дня пасмурно, дождь,туман

13

31.07

р.Лимбеко-ю - р.Понъю

13

3ч.20мин.

пеш

движение по тундре, переправы через притоки Лимбеко-ю

 

облачно,

туман

14

1.08

ДНЕВКА

0

 

 

 

 

облачно, кратковремен -ные дожди

15

2.08

р. Понъю - оз.Форельное

14

5ч.35мин.

пеш

брод через Понъю, брод через Алькесшор, движение по заболоченной тундре

 

облачно, дождь

16

3.08

оз.Форельное-хр.Восточные Саледы- руч. Становой - р.Хамбалъю - хр. Западные Саледы - р. Дурная

16

5ч 25мин.

пеш

движение по куруму и по осыпи, брод через р.Дурную.

 

облачно

17

4.08

ДНЁВКА

0

 

 

 

 

пасмурно,

дождь

18

5.08

вниз по р.Дурной

12

3 ч

пеш

движение по высокотравным заболоченным лугам, броды через притоки Дурной.

 

облачно,кратковременные дожди

19

6.08

вниз по Дурной

9

2 ч

пеш

движение по высокотравным заболоченным пойменным лугам

 

облачно, кратковрем енные дожди

20

7.08

ДНЕВКА

0

 

 

 

 

облачно, дожди

21

8.08

р.Дурная- Кожимский тракт

17,5

3ч.42мин

пеш.

движение по болоту, броды через притоки Дурной

 

пасмурно,

туман,дождь

22

9.08

ДНЕВКА

 

 

 

 

 

пасмурно,,дождь

23

10.08

Кожимский тракт - разъезд 1952

4

1час

пеш, маш

 

 

переменная облачность,

туман,вечером дождь

24

11.08

разъезд 1952 -Москва

 

 

поезд

 

 

переменная облачность,

дождь

25

12.08

разъезд 1952- Москва

 

 

поезд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего:

185

56ч47мин.

 

 

 

 

Таблица метеонаблюдений

 

 

тем

пе

ра

ту

ра

День

пути

Дата

9-12

12-15

15-18

18-21

21-09

1

19.07

20

25

28

23

19

2

20.07

20

20

16

13

10

3

21.07

15

16

16

15

7

4

22.07

16

18

20

18

8

5

23.07

16

20

19

16

11

6

24.07

14

15

12

10

7

7

25.07

11

14

13

10

8

8

26.07

16

19

17

16

12

9

27.07

12

15

13

10

5

10

28.07

12

16

15

11

7

11

29.07

12

17

17(6)

16

10

12

30.07

12

17(-1)

18

16

10

13

31.07

10

14

15

11

5

14

1.08

19

21

18

12

8

15

2.08

7

6

7

5

6

16

3.08

8

7

(0)

4

5

17

4.08

14

15

16

10

8

18

5.08

14

20

16

12

10

19

6.08

13

17

15

13

9

20

7.08

15

18

17

15

11

21

8.08

16

17

15

13

11

22

9.08

11

12

10

8

5

23

10.08

6

8

11

12

поезд

24

11.08

20

20

20

20

20

25

12.08

20

22

 

 

 

 

 

в

е

т

е

р

об

лач

н

о

сть

День

пути

Дата

9-12

12-15

15-18

18-21

21-09

9-12

12-15

15-18

18-21

21-09

1

19.07

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

20.07

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

21.07

ю-в

ю-в

зап.

сев

нет

50%

20%

0%

0%

0%

4

22.07

нет

нет

с-в

с-в

нет

0

0

0

20

30

5

23.07

нет

ю-в

ю

ю

нет

30

30

50

50

70

6

24.07

нет

нет

нет

нет

нет

70

70

дождь

дождь

дождь

7

25.07

южн

ю-в

ю-ю-з

ю-з

ю-з

дождь

к.дождь

пасм

пасм

пасм

8

26.07

южн

ю-з

нет

ю-в

ю-в

40%

60%

п.обл

кр.дож

ливень

9

27.07

ю-в

ю-в

ю-в

ю-в

ю-в

облачно

дождь

дождь

дождь

п.дожд

10

28.07

ю-з

ю-з

нет

нет

нет

п.обл

п.обл

морось

морось

морось

11

29.07

нет

нет

нет

нет

нет

100%

100%

100%

дождь

дождь

12

30.07

нет

нет

нет

нет

нет

облачно

к.дожд

дождь

п.дожд

дождь

13

31.07

нет

нет

нет

зап

нет

облачно

кр.дож

80%

кр.дож

пасм

14

1.08

ю-в

ю-в

ю-в

нет

нет

40%

30%

кр.дождь

100%

дождь

15

2.08

с-в

с-в

с-в

с-з

с-з

морось

морось

морось

морось

дождь

16

3.08

с-з

с-з

с-з

с-з

нет

5%

облачно

кр.дождь

пасм

дождь

17

4.08

нет

с-з

с-с-з

нет

нет

пасм.

пасм

п.облачн

дождь

дождь

18

5.08

нет

с-в

с-в

с-в

с-в

20%

40%

п.обл.

к.дождь

дождь

19

6.08

с-с-з

с-з

с-з

нет

нет

туман

кр.дож

морось

кр.дож

морось

20

7.08

с-з

с-з

с-с-з

с-с-з

нет

пасм

пасм

морось

100%

100%

21

8.08

с-з

с-з

с-з

нет

нет

100%

пасм

пасм

100%

100%

22

9.08

нет

нет

нет

нет

нет

пасм

морось

дождь

п.дожд

морось

23

10.08

нет

нет

 

 

 

морось

п.дожд

 

 

 

24

11.08

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

12.08

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кр. - кратковременный

пасм.- пасмурно

30% - соотношение облаков и чистого неба (30 обл.70 чист.небо)

( 6 ) - температура на перевале ,вершине

Автор - Головачёва Ольга

 

Таблица метеонаблюдений

 

 

тем

пе

ра

ту

ра

в

е

т

е

р

об

лач

н

о

сть

День

пути

Дата

9-12

12-15

15-18

18-21

21-09

9-12

12-15

15-18

18-21

21-09

9-12

12-15

15-18

18-21

21-09

1

19.07

20

25

28

23

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

20.07

20

20

16

13

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

21.07

15

16

16

15

7

ю-в

ю-в

зап.

сев

нет

50%

20%

0%

0%

0%

4

22.07

16

18

20

18

8

нет

нет

с-в

с-в

нет

0

0

0

20

30

5

23.07

16

20

19

16

11

нет

ю-в

ю

ю

нет

30

30

90

100

100

6

24.07

14

15

12

10

7

нет

нет

нет

нет

нет

100

100

дождь

дождь

дождь

7

25.07

11

14

13

10

8

южн

ю-в

ю-ю-з

ю-з

ю-з

дождь

к.дождь

пасм

пасм

пасм

8

26.07

16

19

17

16

12

южн

ю-з

нет

ю-в

 

40%

60%

п.обл

кр.дож

ливень

9

27.07

12

15

13

10

5

ю-в

ю-в

ю-в

ю-в

ю-в

ливень

дождь

дождь

дождь

п.дожд

10

28.07

12

16

15

11

7

ю-з

ю-з

нет

нет

нет

п.обл

п.обл

морось

морось

морось

11

29.07

12

17

17(6)

16

10

нет

нет

нет

нет

нет

100%

100%

100%

дождь

дождь

12

30.07

12

17(-1)

18

16

10

нет

нет

нет

нет

нет

пасм

к.дожд

дождь

п.дожд

дождь

13

31.07

10

14

15

11

5

нет

нет

нет

зап

нет

дождь

кр.дож

80%

кр.дож

пасм

14

1.08

19

21

18

12

8

ю-в

ю-в

ю-в

нет

нет

40%

30%

60%

100%

дождь

15

2.08

7

6

7

5

6

с-в

с-в

с-в

с-з

с-з

морось

снег

снег

морось

дождь

16

3.08

8

7

(0)

4

5

с-з

с-з

с-з

с-з

нет

100%

туман

снег,дож

ливень

дождь

17

4.08

14

15

16

10

8

нет

с-з

с-с-з

нет

нет

п.обл

40%

п.облачн

дождь

дождь

18

5.08

14

20

16

12

10

нет

с-в

с-в

с-в

 

20%

40%

п.обл.

к.дождь

дождь

19

6.08

13

17

15

13

9

с-с-з

с-з

с-з

нет

нет

туман

кр.дож

морось

кр.дож

морось

20

7.08

15

18

17

15

11

с-з

с-з

с-с-з

с-с-з

нет

пасм

пасм

морось

100%

100%

21

8.08

16

17

15

13

11

с-з

с-з

с-з

нет

нет

100%

пасм

пасм

100%

100%

22

9.08

11

12

10

8

5

нет

нет

нет

нет

нет

пасм

морось

дождь

п.дожд

морось

23

10.08

6

8

11

12

поезд

нет

нет

 

 

 

морось

п.дожд

 

 

 

24

11.08

20

20

20

20

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

12.08

20

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сокращения: п. - переменный

кр. - кратковременный

пасм.- пасмурно

30% - соотношение облаков и чистого неба (30 обл.70 чист.небо)

( 6 ) - температура на перевале ,вершине

Автор - Елисеев Костя

Раздел 4.

Техническое описание маршрута

Первый день похода 19 июля 1996 г.

Поезд № 120 отправляется с Ярославского вокзала в 01.05 .

Так как билеты покупались не за 45 дней до выезда,поэтому брали билеты

на тот поезд, в котором были билеты в один вагон.Этот поезд не самый удобный,

так как поезд прибывает днем.А обычно все водители едут в тайгу утром.

Второй день похода 20 июля 1996 г.

Поезд прибыл в г.Инта в 13.20.Мы очень обрадовались и удивились встречавшей нас машине.Отправив телеграммы о начале похода в 13.45 мы выехали из г.Инта.10 минут асфальта и дорога становится обычной грунтовкой.Через 4 часа мы подъехали к р.Кожим.В этом месте брода река разливается на 2 рукава.Переправа через них не вызвало трудностей у водителя “Урала”.Ширина рукавов р.Кожим в этом месте около 100 метров.Глубина около 90 см.(Фото №1).

Переехав на левый берег р.Кожим и проехав около 2 км. вниз по течению грунтовой дороге ,которая проходит в 150-300 метрах от р.Кожим,мы подъехали к месту впадения р.Лимбеко-ю в р.Кожим.В 400 метрах от места впадения реки - брод через р. Лимбеко-ю.Водитель долго осматривал место переправы и не решился переправляться через реку в этом месте.Было решено подъехать выше и найти другое место переправы. Проехав еще 400 метров выше по течению, нашли еще одну переправу. Ширина реки в этом месте 80 м, глубина 0,9м. Водитель нас благополучно переправил на левый берег реки,к началу маршрута.(Фото №2,3).

Пока шла разгрузка и готовился перекус разведка нашла хорошее место с дровами в 1 км. выше по течению.Вышли в 20.00 Идем по грунтовой дороге .Пройдя 15 мин. сворачиваем к реке.Встаем на левом берегу в 200 метрах от реки.С дровами проблем нет.

Ходовое время - 20 мин.

Протяженность - 1 км.

Третий день похода 21 июля 1996 г.

Погода отличная - Солнце.Все отсыпались сколько могли.Вечером,на общем собрании было решено сделать дневку.Так как при составлении маршрута было заложено дополнительное время на переезд от г.Инта к началу маршрута,и билеты в одном вагоне для всей группы были лишь в 120 поезде,который отправляется в 01.05.Но основная причина - это адаптация к чистому воздуху.К вечеру 20.07 у многих болела голова от резкого перехода от городского воздуха к таежному.Нести лишние продукты отложенные на 21.07 также не хотелось.На дневке были решены все организационные вопросы,участники потренировались ставить специально сшитые к этому походу новые палатки.Так же была сделана разведка к р.Хамбалъю и найдено хорошее место переправы.

Выходить решили рано в 4-6 утра,так как днем очень жарко и много мошки.

В это время здесь белые ночи,поэтому тем кто будет на Приполярном Урале в июле месяце на группу нужен максимум один фонарик.

Четвертый день похода 22 июля 1996 г.

Дежурный штурман - Тюрин Павел

Выход в 07.00.Идем по грунтовой дороге в направлении с-сз.Ответвлений от дороги нет.Справа и слева смешанный лес.Пройдя 20 мин.,выходим на открытую местность поросшую карликовой березой.Через 30 мин.подходим к месту переправы через реку Хамбалъю.Переправляемся вброд по 5 человек.Между участниками для устойчивости используем альпеншток.Первым идет самый сильный участник.Девчонкам перенесли рюкзаки.С обоих берегов ниже по течению была организована страховка.Самым тяжелым оказалось перейти первые 5 метров переправы. Там была основная струя.Скорость течения около 2 -3 м.с.Максимальная глубина 80 см.Через горные реки надо переправляться утром,когда уровень воды в реке минимальный.Вечером за счет таяния вода повышается.Переправу осуществлять обязательно в обуви.Ширина первого рукава - 40 метров.(Фото № 4).

На острове еще маленький рукав - ширина около 3 метров,глубина 0,3 м.Далее - третий рукав - ширина около15 метров,глубина 0,3-0,4м.Вода в последних двух рукавах спокойная. Вся переправа заняла у нас 3 часа.В 40 метрах от места переправы находим отличное место для лагеря с костровищем и накатом. Воду берем в р.Лимбеко-ю, купаемся в Хамбалъю. С дровами проблем нет -сухие лиственницы. Рядом - грунтовая дорога, ведущая вверх по долине Лимбеко-Ю,но она примерно через 300 м. переходит на правый берег реки, значит по ней мы продолжать маршрут не можем. Рядом с нашим лагерем по азимуту 235 гр. отходит ответвление дороги. Разведка доложила, что эта дорога идет по коренному высокому берегу Лимбеко-ю в нужном нам направлении. Решаем завтра идти по ней. Так как погода продолжает стоять жаркая и безоблачная, решаем выйти пораньше, в 6.00.

Ходовое время - 3ч.50мин.

Протяженность - 5 км.

Пятый день похода 23 июля 1996 г.

Дежурный штурман - Боженко Николай.

Выход в 06.00. Движемся по разведанной вчера дороге. От места ночлега она метров 200 идет по лесу, поднимаясь на коренной берег реки ( А=235гр), а затем по коренному берегу с тундровой растительностью (А=195гр). По тундре дорога идет тоже не долго (1км), а потом снова входит в зону леса. Дорога старая,но колея выражена довольно хорошо. На карте она не отмечена, поэтому мы в процессе движения наносим ее на черновой вариант карты. Двигаясь по дороге, мы то приближаемся к реке, то отдаляемся от нее, в некоторых местах до 1,5 км. Слева, на противоположном берегу Лимбеко-ю, хорошо просматривается хребет Малдынырд, (Фото №5)справа, в местах, где лес редеет, можно увидеть хребет Яптикнырд.

Через 2 ходки ( 7 км )от выхода со стоянки, дорога, идущая в основном по лесу, выходит на заболоченную пойму Лимбеко-ю. (Ходка 50 мин, привал - 10) .Скорость у нас пока небольшая, так как рюкзаки еще тяжелые. На противоположном берегу видим хорошую дорогу и рядом с ней палатки. “Кто-то тоже держит путь...”

С 8.30 до 9.00 сделали перекус с чаем, так как находимся рядом с рекой. Лес постепенно редеет, и заснеженные вершины видны впереди;это очень впечатляет ребят,потому что никто из них раньше не видел снега в разгар лета.

Пройдя 1,5 км по пойме, в непосредственной близости от реки, дорога вновь поднимается на коренной берег и больше к реке не спускается.Лес теперь носит “островной” характер, хотя “острова” еще большие. (Фото 6).

Проходим еще 1,5 км. Когда запланированные на этот день 10 км. были пройдены, мы сначала хотели встать на ночлег, но место оказалось не очень симпатичным, да и сработал стереотип, что в 10.30 утра вставать “на ночь” слишком рано и, порезвившись часа 3 у реки, мы решили пройти еще немного в поисках лучшего места. Через 30 минут остановились в лесу, недалеко от дороги в 14.00. Воду берем в р. Лимбеко-ю, в дровах недостатка нет. (Фото №7,стр.16).К вечеру погода стала заметно портиться - натянуло облака, задул довольно сильный ветер, немного покапал дождь. Как ни странно, но это расставило все по своим местам: именно к такой погоде мы морально готовились в Москве, а уральская жара просто была неожиданным подарком. Но все имеет свойство заканчиваться..

Ходовое время 3ч.30 мин

Протяженность - 12км

Шестой день похода 24 июля 1996 г.

Дежурный штурман - Гришин Сергей

Выход в 7. 30. Продолжаем движение по той же грунтовой дороге. Она идет по коренному берегу по лиственничному редколесью. (Фото № 9).

Дорогу часто пересекают небольшие ручьи - притоки Лимбеко-ю. На берегу одного из таких ручьев через 2 ходки ( 1ч.40 мин. ходового времени, 6 км) нами был сделан привал с перекусом, который занял полчаса. Пока готовился перекус, дежурный штурман разведал, что дальше дорога превращается в неясно выраженную тропу, которая теряется в зарослях карликовой березки. Движемся дальше по этой тропе через оленье пастбище, переходим несколько ручьев, стекающих со склонов хребта Восточные Саледы. За редким лесом хребет хорошо виден (Фото № 10,стр18). После того, как тропа потерялась окончательно, продолжаем идти дальше по азимуту 190 гр., (на слияние Лимбеко-ю и Понъю). Под ногами - заросли высокой карликовой березки, растительность преобладает тундровая, местами заболоченная и скорость движения у нас снижается. Через 1 ходку после перекуса, в 10ч.50 мин. (7,8 км от места ночевки) мы вышли к притоку Лимбеко-ю, имеющему ширину 6 м. глубину 0,3м. течение не очень быстрое, 1 м/с. Речку перешли вброд по камням. После привала дальше идем прямо по зарослям березки, которые иногда сменяются заболоченной мохово-кустарничковой растительностью. Кое-где встречаются небольшие озерца (см Фото № 11,стр 18). Следующий привал делаем в небольшом островке леса около довольно большого снежника рядом с курумом. Пока разведка ищет дорогу (мы читали в отчетах предыдущих групп, что вверх по Лимбеко до самого устья Понъю идет вездеходная дорога), мы находим тур, сложенный из крупных камней. Все воодушевляются, встретив след человека в таком месте. Между тем разведка доносит, что долгожданная дорога совсем рядом, каких-нибудь метров 150 ниже. По дороге за 1 ходку мы вышли к р. Алькесшор и переправились через него в 2-х километрах выше его впадения в Лимбеко-ю. В месте брода река делится на 2 рукава, образуя остров. Максимальная глубина в протоках - 0,6 м., скорость течения 1,5 м/с.(Фото № 12).

Переходим Алькесшор при помощи альпенштоков и на противоположном берегу, недалеко от довольно большого озера (метров 300 в длину) встаем на ночлег. Лес в долине Алькесшора представляет собой крохотные островки по 5-10 деревьев, но дрова мы все же нашли, спустившись вдоль берега к устью реки. Там, на берегу Лимбеко-ю лес погуще, оттуда и притащили несколько сухих бревнушек. Надо сказать, что в течение дня погода портилась, портилась и, наконец, испортилась окончательно. Только мы накинули тенты на палатки, как пошел мелкий противный дождь. Вскоре к нам со склонов спустился туман. Легли спать с надеждой на улучшение погоды.

Ходовое время: 4ч.10 мин.

Протяженность : 13,5 км.

Седьмой день похода 25 июля 1996 г.

Дежурный штурман - Меркурьев Дмитрий

Утром наши надежды не сбылись. Продолжается мелкий дождь. Хотя подъем был в 7.00, выходить не торопимся. Собрали все, кроме палаток и тентов и ждём окончания дождя. Наконец в погоде наметилось улучшение и в 10 час. дождь почти закончился. Быстро собираем всёоставшееся и в 10.15 выходим. Около 1 км идем вдоль берега Алькесшора, чтобы обойти озеро слева и выйти к р. Лимбеко-ю. Дальше идем вдоль берега Лимбеко, примерно в 200м. от неё и наконец выходим к реке. Берег реки высокий и обрывистый, а сама она такая мощная и бурная, что мы тайком перекрестились, что переходить её не надо. Дороги вдоль берега нет, но сегодня утром здесь прошла группа туристов, которую мы вчера вечером видели проходящей по противоположному берегу Алькесшора. Идем по тропе, оставленной ими. Леса больше нет, сплошная тундра: высокая карликовая березка, совершенно мокрая от дождя. Сам дождик то капает, то перестает. Урочище Лимбеко-Гладь представляет собой совершенно плоскую равнину, поросшую тундрой и имеющую высокую заозёренность. Мы идем вдоль берега Лимбеко-ю. Далеко справа - заснеженый хребет Восточные Саледы, а далеко впереди - сужающаяся долина Лимбеко. Через 2 ходки ( 1ч.40 мин. ходового времени) сделали перекус (30 мин.). Река часто меняет характер своего течения: то она бурная и пенистая, то очень спокойная и образует тихие заводи. Берег местами сухой, а иногда настолько заболоченный, что ноги проваливаются в болото сантиметров на 35. В сухих местах под ногами иногда замечаем то ли следы старой дороги, то ли оленьи тропы. Еще через ходку вдали отчетливо показались склоны, поросшие лесом. Мы поняли, что приближаемся к устью Понъю, долина которой ,по описаниям предыдущих групп, защищена от ветра и поэтому здесь растёт лес. Когда долина Лимбеко сузилась, она перестала быть плоской, а значит, уменьшилась и её заболоченность. Мы отошли от берега ближе к склону, так как у берега появилось много кустарника. К концу четвертой ходки мы подошли к устью Понъю. Непосредственно в самом устье она делится на слишком большое количество рукавов и сильно заросла кустарником, поэтому решаем переходить её в 1,5 километрах выше устья. Там Понъю делится на 3 протоки. Первая - самая глубокая (55 см), две другие значительно мельче ( 25 см), но общая ширина реки довольно большая (80м), поэтому на переправу затратили минут 40. Переправлялись с помощью альпенштоков, прыгая по камням. В 1 км выше места переправы - устье р.Падежа-Вож. На правом береге Понъю, как и на левом, есть лес ( скорее лиственничное редколесье на коренном берегу, а пойма - тундровая). Так как нам дальше предстоит идти в долину Падежа-Вож, встаём на ночлег на самой границе редколесья, у небольшого ручейка, стекающего со склона хребта Юлснырд. Ищем место получше, так как завтра у нас днёвка. Воду берём в ручье, дрова есть - упавшие сухие лиственницы. Вечером опустился густой туман - не было видно ни склонов, ни долины. Мы решили, что это предвещает хорошую погоду на завтра, так как между клочками тумана, пролетающего над нами, было видно чистое небо.

Ходовое время - 4ч.10мин.

Протяженность - 16 км.

Восьмой день похода 26 июля 1996 г.

Д Н Ё В К А

Радиальный выход на озеро Падежа - Ты.

Осуществление продуктовой заброски.

Кольцевой участок маршрута, который нам предстоит пройти, рассчитан на 5 дней, но мы решили взять с собой продуктов на неделю, на случай непредвиденной задержки. Распределив продукты таким образом, чтобы у девочек было по 5 кг. общественного груза, а у мальчиков около 8 кг., оставшийся провиант хорошо упаковали, недалеко от лагеря нашли большие щели между камнями, сложили туда продукты, ещё раз обернули полиэтиленом и заложили камнями.

Ходовое время 30 мин.

Протяжённость 3 км.

Девятый день похода 27 июля 1996 г.

Дежурный штурман - Старыгин Артём.

Утром шел дождь и горы были сплошь укутаны туманом. Мы даже стали сомневаться в целесообразности сегодняшнего выхода, но потом погода наладилась и даже пару раз выглянуло солнце. Быстро собравшись, в 9.00 мы вышли в сторону перевала Олений. Немного ниже нашей стоянки, вдоль Понъю, а затем и Падежа-Вож к озеру Падежа-Ты идёт хорошая вездеходная дорога, по которой мы вчера ходили к озеру. До озера дошли за 1 ходку (50 мин.). В 10.00 двинулись дальше. Озеро обходим слева .Берега его сильно заболочены, поэтому стараемся идти повыше, по камням. (Фото № 13).

На противоположном берегу озера стоят 2 домика - один в начале, другой в конце, к ним-то и идёт вездеходная дорога (наносим их и дорогу на карту). Озеро имеет длину 3,5 км и ширину 0,8 км. В 10.50 заканчиваем обход озера и делаем перекус (30 мин.). Движемся вверх на перевал по правому берегу р. Падежа-Вож. Внизу у реки - болото, выше склон покрыт мелким и средним курумом, чередующимся с островками тундры. Стараемся идти выше по склону, но пошёл дождь и камни стали мокрыми и скользкими, потому что размокли лишайники, растущие на них.(Фото №14).

Поэтому темп движения замедляется. Страхуемся альпенштоками.Идём строго по 50мин., делаем привалы по 10мин., но только в 16.00 подошли к озеру под перевальным взлётом. Из озера вытекает р.Падежа-Вож, оно имеет длину 600м и ширину 400м. Озеро остаётся справа по ходу, а влево начинается непосредственно перевальный взлёт. Он не длинный - около 150 м. Перевал представляет собой седловину между двумя цирками. В центре на большом камне сделан тур, откуда мы сняли записку московской группы, прошедшей здесь 11.07.1996г. в сторону приюта Желанного.(Записка прилагается). Время 16.50. Все так замёрзли и промокли, что даже не захотели фотографироваться. Прохождение перевала отметили съеданием вечернего шоколада, “ноги в руки” и айда вниз. Поспешаем не торопясь. Озёра на перевале обходим слева и значительно выше берега,так как в них съезжают большие снежники. Поэтому идём выше снежников. Камни очень крупные, крутые и мокрые. Перевал замыкает величественная стена, у подножия которой ручей, вытекающий из озер на перевале, делает поворот на 90 гр. влево и устремляется вниз в долину ручья Оленьего. Из-за поворота ручья, к которому мы подошли в 18.00,видна долина Оленьего. В долине есть лес и светит солнце. Этот факт придаёт нам сил - есть надежда просушиться у костра. Спуск с перевала крутой - 25 гр. Идём по крупному куруму по левому берегу ручья. Небольшое озеро обходим также слева по камням у самого берега. В 19.00 вышли в зону тундры и обнаружили отличную тропу. Спускаемся по ней. В зоне лугов тропа теряется, но лес уже близко, и эта потеря нас нисколько не смущает. В 20.30 встали на ночёвку в отличном месте на живописном левом берегу ручья Оленьего в 1,5 км выше его впадения в р.Манарагу. Дрова есть (лиственница и берёза), воду берем из ручья.

Ходовое время: 9 часов

Протяжённость: 23 км.

Десятый день похода 28 июля 1996 г.

Дежурный штурман - Страхова Мария.

Учитывая трудности вчерашнего дня, не стали торопиться с подъёмом. Проснулись в 10.00, вышли в 12.00.Погода отличная. Сегодня нам предстоит небольшой переход до устья Оленьего, а затем, вдоль Манараги вверх по правому берегу до конца леса. Идём сначала по лесу по высокому берегу р. Оленьего. Ручей здесь довольно полноводный и бурный. В устье он изменяет характер, так как выходит на равнину. По правому берегу р.Манарага идет хорошая тропа, которую мы, правда, обнаружили не сразу. Поднимаемся по ней до конца леса, где и находим прекрасное место для лагеря. В качестве дров используем сухую лиственницу, воду берём из реки Манараги, протекающей метрах в 100 от нас. Встаём на стоянку в 13.20.

Ходовое время: 1ч.20 мин.

Протяжённость: 6 км.

Одиннадцатый день похода 29 июля 1996 г.

 

Д Н Ё В К А

Радиальный выход к горе Манарага.

Дежурный штурман - Головачёва Ольга

Вышли в 12.00. Идём вниз по той же тропе, по которой вчера поднимались сюда. Тропа идёт в 100-200м от правого берега реки Манарага.Через 10 мин. пересекаем ручей, стекающий с высоты 1080. Пройдя еще 10 мин. выходим на левый берег р.Олений.Переходим вброд цепочкой . Ширина реки 8 метров,глубина 0.6 метра,скорость течения 2 м.с.В месте слияния р.Манарага и р.Олений есть туристическая стоянка. Через 4 мин.переправляемся еще через один ручей (переходим по камням).От места брода по тропе до приюта Олений 10 мин. Приют представляет собой вагончик,внутри которого настил, чтобы спать, и подобие печки. Пол перекошен, крыша течет. В вагоне есть тетрадь путешествующих.Вышли с приюта в 13.10. Теперь тропа идет через лиственно - березовый лес.При такой погоде давно дожны были появиться грибы, но их к сожалению нет.Через 20 мин. выходим к ручью впадающему в р.Манарага.Тропа поворачивает вдоль левого берега ручья и, пройдя мин.10 пересекаем вброд ручей.Ширина 2м,глубина 0.3 м.Страховка альпенштоками.В течении 15 мин.пересекаем по камням еще 2 небольших ручейка.Тропа идет далее через болотистую местность, но через 5 мин. выходит на открытую повехность - поляну из карликовой березы.Отсюда открывается прекрасный вид на г.Манарага. Фото №16.

Тропа идет через середину поляны.Справа от тропы - озеро.В 14.10. переходим маленький ручей- приток р.Манарага, а еще через 1 км подходим еще к одному.Начинаем подъем по левому берегу этого ручья.Вначале тропа угадывалась первые 5 мин. потом совсем исчезла.Переходим по камням на правый берег ручья и снова выходим на тропу.Идем в березо - лиственничном лесу. Фото №17.

Тропа сначала шла вдоль правого берега, затем удаляется в право,на запад . Пройдя около 2 км. с начала подъема выходим на границу леса .Фото № 18.

Слева по ходу подъема течет еще один ручей. Прямо перед нами г.Манарага...Полюбовавшись на красавицу и посетовав на то, что восхождение на неё мы не заявили, поворачиваем обратно. Возвращаемся по пути подъёма.

Ходовое время - 2 часа 10мин.

Протяженность - 10 км.

Двенадцатый день похода 30 июля 1996 г.

Дежурный штурман - Левин Александр

Выход в 12.30. Идем вверх по тропе по правому берегу р. Манараги. Тропу наносим на карту. Примерно через 2 км. (30 мин.) тропа потерялась в болоте. Через 10 мин. мы вышли к реке Манараге ( до впадения в неё крупных притоков).(Фото № 19).

Так как прошли дожди и вода в реках поднялась сантиметров на 20, нам пришлось сделать вынужденный привал и выслать разведку на поиски менее опасного брода. Через полчаса брод был найден в 1,5 км. выше по реке. Максимальная глубина в месте брода 0,7 м., ширина 10 - 12 м., течение быстрое (3 м/с). Траверсируя склон, через 20 мин. выходим на приток Манараги, вдоль которого будем подниматься на перевал. На берегу этого ручья сделали привал. Сфотографировали водопад. (Фото №20).

В 14.30 начали подъём на перевал. Идём по правому берегу ручья, поднимаемся сначала по травянистому склону, затем - по курумнику. В 15.00 переходим камнепад (траверсируем с помощью альпенштока 40 м.). В некоторых местах вдоль ручья лежат снежники. Подъём довольно крутой - 20 гр. и становится ещё круче. Страхуемся альпенштоками. В 15.40 поднялись к небольшому водопаду в месте слияния двух ручьёв. Бросаем прощальный взгляд в долину Манараги (Фото № 21) и поворачиваем на восток на перевал вдоль ручья.

Пересекаем ручей в 20 метрах выше водопада и продолжаем подъём. Подъём крутой. Подходим к первому озеру и обходим его с севера, так как с юга в озеро сползает большой снежник. Озеро около 200 м. длиной. Далее - подъём по травянистому склону (страховка альпенштоком) - и мы на перевале. (Фото № 22).

На перевале тоже небольшое озеро. В туре взяли записку группы Макушина А.Ф. от 29.07.96г. Непосредственно подъём на перевал занял у нас 1,5 часа. Температура воздуха +6гр., моросит дождь и дует довольно сильный ветер, поэтому, отдохнув минут 5, двинулись дальше, благо рюкзаки у нас лёгкие. Через 10мин. спустились к небольшому (около 60 м.) озеру со снежником, из которого начинается р.Лимбеко-Ю. Обходим его слева по большим наклонным плитам, лежащим как лесенка. Слева по ходу движения видно небольшое озерко под сбросами. Идём по мелкому куруму, но вскоре начинает попадаться и тундровая растительность. Подходим к большому снежнику и идём вдоль его нижнего края. Пройдя снежник, делаем привал с перекусом. Погода улучшается, даже выглядывает солнце. После привала поднимаемся немного вверх по левому склону долины и переходим приток Лимбеко-Ю, начинающийся с ледника Лимбеко. Ширина притока- 4 м., глубина - 0,3 м., скорость течения - 3 м/с. Спускаемся вниз по левому берегу притока метров 500 и оказываемся на хорошей вездеходной дороге, идущей по берегу реки. Пройдя по дороге 10 мин., переходим вброд 2 ручья, глубиной 0,2 м. Идём дальше в 20м. реки по левому берегу Лимбеко-Ю. В 18.30 встали на ночлег, выбрав место посуше. Дров нет - готовим на горелках, воду берем в реке.

Ходовое время: 4ч. 40мин.

Протяжённость: 14 км.

Тринадцатый день похода 31 июля 1996 г.

Дежурный штурман - Боженко Екатерина

Выход в 10.00. Идём по вездеходной дороге, которая то просто великолепная - мелкий камешек, то очень грязная в заболоченных местах, там, где она пересекает маленькие ручьи. Иногда дорога исчезаеет, и тогда мы идём по кочкам по болотистой местности. Растительность преимущественно тундровая. Переходим вброд левый приток реки Лимбеко-Ю, его ширина-1,5 - 2м., глубина - 0,2 м. Через две ходки после выхода с ночёвки дорога переходит на правый берег реки. Пока готовится перекус, разведка ищет подходящую тропу. Здесь множество олених троп. Они идут в основном выше по склону, так как берег реки сильно заболочен и зарос густым ивняком. Минут через 40 после выхода с перекуса, появляются первые маленькие одинокие лиственницы. За последние 50 минут мы обходим по курумнику “мыс” хребта Юлснырд и выходим на свою старую стоянку. С замиранием сердца проверяем сохранность заброски. Ставим лагерь, достаём запрятанные продукты и заранее заготовленные дрова. Мы уже успели соскучиться без костра.

Ночью несколько энтузиастов сидело у костра, встречали рассвет. Вот что получилось у них на фотографиях. (Фото №23, 24)

Ходовое время: 3 часа 20 мин.

Протяжённость: 13 км.

Четырнадцатый день похода 1 августа 1996 г.

Д Н Ё В К А

Перераспределение общественного груза с учётом продуктов из заброски.

Пятнадцатый день похода 2 августа1996 г.

Дежурный штурман - Сидорова Ирина

Выход в 12.30. Через 10 мин спустились к реке Понъю. Переходим её вброд в старом месте (там же, где переходили при подходе сюда).Из-за прошедших дождей вода в реке поднялась. На переправу затратили минут 30. Идёт мелкий дождик и одновременно светит солнце и через реку, как ворота, выгнулась красивая радуга. Перейдя реку, вышли на грунтовую дорогу. Прошли по ней метров 500, а потом она потерялась. Идём по долине Лимбеко-Ю, стараясь держаться ближе к склону, по оленьим тропам. В 14.20 сделали привал с перекусом. На привале решили, что к озеру Форельному лучше идти не низом долины, а поверху, траверсируя отроги хребта Восточные Саледы. (Вспомнилось незабываемое урочище Лимбеко-Гладь). Вышли, держа направление по азимуту 295 гр. Поднявшись на отрог хребта( 20 мин.), обернулись и увидели красивейший вид на долину Понъю и озеро Падежа-Ты. (Фото №25).

Продолжая идти по тому же направлению, примерно через 2,5 часа вышли к ручью Алькесшор. Переходим его вброд. Глубина 0,2 - 0,4 м., ширина 4 - 8 м. Берега реки выглядят так, будто это траншея, прорытая бульдозером. После переправы через Алькесшор,пошли на север, держась ближе к хребту Восточные Саледы, так как опустился густой туман. Через полчаса вышли к озеру, длина которого 300 м., ширина 150 м. Берега озера заболочены. Туман немного рассеялся и мы увидели справа солидные сбросы, а Форельное, судя по карте, должно быть окружено крутыми склонами, поэтому встали на привал, а разведка в течение 10 мин. поднявшись на небольшой пригорок, объявила, что впереди - долгожданное Форельное. Пошли вверх по ручью, вытекающему из озера Форельного и через 15 мин. стояли на его берегу.(Фото №26).

Видимо, озеро пользуется популярностью у любителей подлёдного лова - на его берегу валяется много сломаных буров, много воткнуто длинных шестов. Недалеко от берега сложен большой тур, в который ленинградцы спрятали бутылки с бензином, сопроводив его запиской, что литр этого бензина стоит 24 доллара. На что дальше на бумажке стояла приписка группы Макушина, что это очень дёшево и меньше, чем по 25 долларов его продавать не стоит. В общем, обрадовавшись, что добрались до Форельного, захватили с собой несколько бревен, валяющихся на берегу, и подойдя ближе к концу озера по правому берегу, остановились на ночлег ( в 18.00). Наш берег - каменистый, противоположный- заболочен. Недалеко от нас в озеро спускается пара снежников. Готовим на горелке. Принесенные дрова используем для обогрева. Воду берём в озере, в котором много рыбы.

Ходовое время: 5час.35 мин.

Протяжённость: 14 км.

Шестнадцатый день похода 3 августа1996 г.

Дежурный штурман - Тюрин Павел.

Утром не поверили своим глазам - светит солнце и облачность 5 %.

Выход в 10.00. На северо-запад от озера Форельного (А=310 гр.) в хребте Восточные Саледы есть несложный симпатичный перевальчик в долину ручья Станового. От места ночёвки мы поднялись на него за 30 мин. На перевале есть небольшой тур, но записки в нем не было. Повсюду свежие следы оленей. Далее траверсируем западный склон хребта Восточные Саледы. Склон в основном травянистый, лишь кое-где есть выходы курума. На противоположной стороне долины Станового видны какие-то старые строения, по видимому, оленеводческие домики.(Фото №27).

Через час после подъёма на перевал мы уже стоим вблизи водораздела между бассейнами р.Хамбалъю и Нидысея. На водоразделе, ближе к отметке высоты 952,8 стоит довольно новый оленеводческий вагончик, недалеко от него - какие-то металлические конструкции, а чуть дальше - загон, огороженный колючей проволокой, правда, проволока уже валяется на земле. С водораздела открылась долина Хамбалъю, как вниз, так и к истокам. Спускаемся в долину Хамбалъю, к озеру под каром. (Фото №28).

В 12.10 перешли правый исток Хамбалъю, и в 12.40 - левый. Переходим по камням. Мы у подножия хребта Западные Саледы. Сделали перекус (20 мин) и вперёд, штурмовать последний перевал. Азимут движения - 330 гр., на седловину в хребте. За 1 ходку мы поднялись на первую ступень перевала.( Он имеет 2 ступени: с высоты 800м до 900м- довольно крутой подъём, потом, с 900 до 1000 м - почти ровная поверхность, а потом второй взлёт, протяжённостью метров 750 до высоты 1150 м.). С первой очереди перевала сделали “прощальную” фотографию панорамы уральских гор. (Вдали видна Манарага).Фото №29.

После привала двинулись дальше. В начале подъёма на второй взлет лежит крупный снежник, из которого берет начало ручей - приток Хамбалъю. Пересекаем снежник, страхуясь альпенштоками. (Фото № 30).

Мимо нас пробежало стадо оленей. Фото №31.

В 14.30 мы были наверху. Сделали фотографии долин Хамбалъю и Дурной. (Фото №32, 33).

В 14.50 начали спуск в долину р.Дурной. Сначала , используя альпеншток, по мелкой осыпи сбросили метров 100 высоты. Затем спуск шел по каньону ручья (курум покрытый травой)- спускались спортивным способом по веревке ( метров 100 ) Средняя крутизна 35 гр. Далее склон выполаживается до 10 -15 гр. и покрыт травой и карликовой березой. В 17.00 начали переправу через р.Дурная. Ширина 10 метров,глабина 20-30 см. Страхуемся альпенштоками. По левому берегу идет вездеходная дорога . Дорога пересекает небольшие заболоченные учаски . Через 25 мин. подходим к границе леса и встаем на ночлег в 100 метрах от реки. Дров много, готовим на костре.

Ходовое время - 5 час. 25 мин.

Протяженность - 16 км.

Семнадцатый день похода 4 августа 1996 г.

 

Д Н Ё В К А

 

Восемнадцатый день похода 5 августа 1996 г.

Дежурный штурман - Боженко Николай.

Выход в 12.05. Около 800 метров прошли по вездеходной дороге. Дальше она идет на правый берег р.Дурная. В этом месте на противоположном берегу стоит вагончик, рядом есть дрова. Глядя на карту мы опасаемся переправляться и спускаться вниз по дороге так как вода в этом году очень высокая. Хотя очень заманчиво. Ниже по течению можно не перейти вброд реку. Решаем спускаться вниз все время по левому берегу р.Дурная. Направление движения северо - запад. Все время идем в 100 - 300 метрах от берега. Пробиваемся через высокую траву. Через 1час30 мин.от выхода подошли к первому притоку. Его берега заросли ивняком , который скрывает в себе множество ручейков. Сам приток имеет ширину 3 м.,и глубину 0.4 метра. Преодолеваем его вброд. Дальше река поврачивает на север. Пройдя 5 мин. от брода выходим на огромное заболоченное пространство. Двигаться по нему опасно - впереди трясина. Поэтому мы держимся как можно ближе к реке, где по берегам растет ивняк, береза . С этой поляны отлично виден хребет Малдыиз. Пройдя 1.5 км на север переходим еще 3 брода шириной по 3 метра и глубтной не выше колена. Выход из болотистой местности очень заметен - появляется снова лес и пригорки. Перед самой границей леса переходим четвертый приток шириной метра 4 , глубиной 40 см. Скорость течения в этих четырех притоках маленькая 0.1-0.5 м.с. Делаем перекус , воду берем из р.Дурная.Выход с перекуса в 15.00. Идем на север по коренному берегу по еловому лесу. Пересекаем два притока поросшие ивняком. Ширина обоих 2 метра, глубина - 0.3м.Дальше идем по траве вдоль берега. Пройдя 50 мин. , ищем место для ночлега . Находим его на коренном берегу, в 200 метрах от реки. Дров много -в основном ель.

Ходовое время - 3 часа.

Протяженность - 12 км.

Девятнадцатый день похода 6 августа 1996 г.

 

Выход в 11.00. Идем в 100 метрах от берега по высокой траве. Пройдя 10 мин. пересекаем небольшой приток, шириной 1.5 метра ( перепрыгиваем в узком месте). Далее по карте идет 6 км. переход без притоков. Так и оказывается на местности. Препятствий нет , лишь высокая трава. Чтобы не наткнуться на медведя, периодически орем какие нибудь песни. Переход до очередного притока занял 1 час. В 12.00 подошли к очередному притоку, впадающему в реку Дурная .(На карте это место обозначено отметкой высоты 235 ). Этот приток в месте слияния с р.Дурной распадается на несколько рукавов . Небольшая поляна, где текут эти ручьи, заросла ивняком. Периодически сменяя первого,( как велосипедисты), преодолеваем кустарник, перепрыгивая ручейки. После переправы через этот приток выходим на красивейшую поляну покрытую мхом и лишайником. Не раздумывая делаем здесь лагерь. Река Дурная здесь разделяется на 2 рукава, образуя остров длиной 200 метров. Дров много (ель), воду берем в р.Дурная.

Ходовое время 2 часа.

Протяжённость 9 км.

Двадцатый день похода 7 августа 1996 г.

 

Д Н Ё В К А

Пытаемся ловить рыбу, сделали небольшую баньку.

 

Двадцать первый день похода 8 августа 1996 г.

Дежурный штурман - Меркурьев Дмитрий

Выход в 09.00. С места стоянки идем на север метров 300 по траве. Луг заканчивается и переходит в еловый лес. На границе леса и луга пересекаем приток . Ширина 2 м., глубина - 20 см. Выходим на коренной берег. Здесь появляется тропа, которая идет прямо рядом с берегом. В этом месте левый берег реки Дурной крутой и высокий -5-7 метров. Через 20 минут выходим на поляну шириной 100 метров. В 09.40. подошли к двум ручьям. Между ними 40 метров. Перешагиваем их. В 09.50. прошли еще один ручей (ширина 1м ) и течет он в овраге. Тропа после этого ручья забирает влево и удаляется от реки метров 300. В 10.00. - привал. Выход в 10.20. Идем по тропе на север. В 10.24 вышли на дорогу. Скорость движения мгновенно увеличилась. Все почувствовали приближение цивилизации. В 10.30 подошли к большому притоку реки Дурной. Ширина 5 метров, глубина - 50 см. Скорость течения 0.6 м.с. Переходим вброд. В 10.40 перешли 3 небольших ручья шириной не больше 1.5 метра. В 10.44. подошли к еще одному притоку , шириной 6 метров. Глубина в стремнине достигает 1м. Если подняться метров на 15 выше по течению притока, то можно перейти по бревну. Стаховку организовали в качестве перил из основной веревки. Сразу же после переправы пересекаем еще 2 маленьких ручья ( переходим) и в 10.50 делаем привал. Перекус. Здесь хорошее черничное место.Делаем групповую фотографию .(Фото №34).

то № 34. Это - МЫ. Автор - Страхова Маша.

В 12.40. выход. Сразу брод - ширина 3.5 метра, глубина 50 см. Переходим в брод страхуемся альпенштоками. Через 10 минут после выхода с перекуса выходим на открытую заболоченную местность. Дорога отходит от реки на 500 метров. Дальше мы 8 раз пересекали одну и ту же речку, двигаясь по дороге. В 13.30 подошли к притоку, шириной 3.5 метра и глубиной 0.8 метра. Пересекаем вброд. Река спокойная, скорость 0.3 м./с. Через 100 метров дорога пересекает еще один приток . Ширина 5 метров, глубина 0.7 метра. Переходим вброд. Далее дорога идет вдоль березового леса. В 13.42 стали на привал. Вышли с привала в 14.00. Идем по лугу, высота травы достигает 1м. 20 см. Через 10 минут вошли в густой березовый лес. Пройдя 2 км после привала ,переходим небольшой ручей ( ширина 2 метра, глубина 30 см.) . Дальше дорога постепенно заболачивается и около 1 км. идем по щиколотку в воде. Постепенно дорога выходит на возвышенность. Идем по сухой поляне метров 800 и выходим на БОЛЬШУЮ ДОРОГУ. (Фото №35).Тут же столбик с указанием 33 километра. На дорогу вышли в 0. Лагерь ставим пройдя в сторону разъезда 1952 500 метров на обочине.Воду берем в ручье под мостиком.

Ходовое время - 3ч.42 мин.

Протяженность - 17.5 км.

Двадцать второй день похода 9 августа 1996 г.

Дневка. Сушим вещи, собираем грибы, пытались поймать рыбу в Дурной, варим варенье из черники.

Двадцать третий день похода 10 августа 1996 г.

Когда мы заезжали на начало маршрута , мы договорились что за нами приедут и в конце маршрута 10 августа в 10.00. Поднявшись в 8.00 и позавтракав вышлив 09.00 на дорогу. В 10.00 стало ясно что машины нет. За время нашего пребывания рядом с дорогой машин не проезжало. От нашей стоянки до разъезда 32.5 км. Рюкзаки пустые ,а железнодорожные билеты на 24.00. Надо идти не останавливаясь. Пройдя по дороге 4 км. слышим рев машины. Через 5 мин. к нам подкатил Урал. Посадка на него напоминала исторические кадры взятия Смольного. Через 3 мин. все сидели в кузове. А через 4 часа изнурительной езды под дождем и пронизывающим ветром мы ютились на очень уютной станции - Разъезд 1952. Прочесав все местные магазины и сделав маленькую экскурсию на местный мрамороперерабатывающий завод ,а так же сходив к реке Кожим ( на север по железке 20 мин.), делаем ужин. Садимся на поезд № 175 Воркута - Москва в 00.40.

Двадцать четвертый день похода 11 августа 1996 г.

Дежурный штурман - ТЕТЯ ГАЛЯ - местный обходчик. Выход с вокзала в 00.20. Проводив нас с фонариком до железки ( метров 30) и показав где останавливается приблизительно 12 вагон исчезла в ночи также как и появилась. Подошедший вагон в указанном месте оказался 10, а не 12. Поезд стоит 2 мин. Поэтому пришлось потревожить 2 вагона пока дошли к 12.

Двадцать пятый день похода 12 августа 1996 г.

В 12.30 прибыли на Ярославский вокзал.

 

Физико- географическая характеристика района похода

Приполярный Урал - располагается между 64 и 66 гр.северной широты 58 и 62 гр.восточной долготы.Протяженность на север от г.Телпозиз до истоков р.Хулги почти на 200км.

На ширину от 40 до 130 км. территория занята короткими хребтами и горными массивами, разделёнными долинами рек.

Наиболее высокие хребты находятся в центральной части - Исследовательский и Народа - Итьинский. Самые высокие отметки хребтов - Народа (1894м.), Манарага (1820 м.), Карпинского (1878 м.).

. В северной части Исследовательского хребта поднимается высочайшая вершина Урала - гора Народная. К крупным вершинам относятся горы:Карпинского, Манси-Ньер, Манарага, Колокольня, Неройка. В Народо-Итьинском хребте выделяются Ярота и Хайма. К ним примыкают менее высокие хребты (800 м на востоке, 1100 - 1300 м на западе). Их вершины покрыты каменными россыпями. Продольные межгорные понижения заняты долинами рек Кожима, Торговой и др. В центральной части Приполярного Урала есть поперечные долины, имеющие троговую форму, которые связаны с древним оледенением. В горах есть каровые озёра.

На территории распространены ледниковые формы рельефа. В пределах горной части расположены 12 ледников. Самый крупный из них -Манси - расположен на восточном склоне г.Народная на высоте 1200 м.

Вершинный ярус гор отличается суровым климатом. За продолжительную зиму накапливается снежный покров до 1,5 - 2 м., а в отрицательных формах рельефа - до 8 м. Снежники нередко держатся всё лето. Средняя температура воздуха за январь у подножия западного склона - 21 -22 гр.С, у восточного - 23гр. Зимние циклоны вызывают частые метели ( до 100 в одну зиму), особенно сильные на западном склоне. Скорость ветра иногда достигает 40 м/с. На восточном склоне, где ветры умереннее, возможны инверсии температур.

Лето холодное, со средними температурами в июле и августе +5 +7 гр. в долинах - до + 13 гр. В любой летний месяц могут быть заморозки и снегопады. Часты моросящие дожди. В сентябре усиливаются ветры, учащаются затяжные дожди, хотя количество сентябрьских осадков в общем в 2 раза меньше, чем июльских. Климатические показатели в разные годы весьма изменчивы.

Развита многолетняя мерзлота, активно протекают процессы мерзлотного разрушения, о чём свидетельствуют широко распространённые каменные россыпи. Шлейфы обломочных пород спускаются до днищ долин, где их увлекают речные потоки.

Область выделяется наибольшим для Урала атмосферным увлажнением ( до 1400 мм/год) и среднегодовым модулем стока (25 - 40 л/сек. кв.км), т.е. водный сток здесь в 3 - 4 раза больше, чем на прилегающих равнинах

Реки вскрываются во второй половине мая, но максимальный сток приходится на лето - время таяния ледников и снежников. Ледяной покров на реках устанавливается во второй половине октября.

Около трети территории занимают ландшафты холодных гольцовых пустынь и горной тундры. Зона гольцов начинается с высоты около 700 м., охватывая как альпинотипные, так и плоские вершины. Здесь господствуют крупноглыбовые со щебнем россыпи и осыпи, иногда покрытые накипными лишайниками. Энергично идёт морозное выветривание и сползание материала выветривания в долины, что приводитк характерной террасированности склонов. Грунты гольцов охвачены сплошной многолетней мерзлотой.

Между 200 и 600 м. на севере и 300-800 м на юге Приполярного Урала простирается зоня горных тундр. В них также широко распространены каменистые осыпи и россыпи, но встречаются лишайниковые тундры, а на плоских вершинах - моховые на горно - тундровых почвах. По берегам ручьёв, берущих своё начало со снежников, обычны осоково-разнотравные лужайки. Нижний пояс тундр образуют кустарниково-кустарничковые тундры (ерники). Ниже узкой полосой , около 100 м, по вертикали тянется подгольцовая зона из берёзовых криволесий ( береза извилистая) с лужайками на западном склоне и низкорослыми лиственницами на восточном. До 500 м. по долинам рек в горы поднимается тайга.

В горах нет настоящих горных животных, практически нет и эндемиков. В тундрах селится лемминг, встречаются пищуха тундряная, куропатка, золотистая ржанка. В редколесьях также мала плотность животных. Они не отличаются оригинальностью от прилегающих равнин . В Приполярном Урале распространена белка и северный олень.

Природные ресурсы освоены мало. На северо-западе есть каменный уголь, на востоке- проявление руд. В районе р.Пелингичей добывают кварц и пытаются мыть золото. Тундровые и мерзлотно-таёжные ландшафты используют под выпас оленей. Древостои в горах сдерживают многие склоновые процессы, сохраняя в целостном состоянии горно-таёжные природные комплексы. Однако самовосстановление их здесь, на северном пределе распространения, протекает крайне слабо, поэтому древостои тайги надо охранять.

еловая, кедрово-еловая и березовая растительность северо-таёжного типа.

На территории Приполярного Урала постоянного населения практически

нет. Летом можно встретить оленеводов, основные стоянки которых нахо-

дятся на р. Хамбол-ю, напротив торца хребта Хамбол-Нырд, на реке Лим-

беко-ю у впадения в нее реки Падежа-вож, в верховьях р. Манараги у

слияния трёх Манараг, на верхней границе леса под г.Манарага, на

р.Торговой (в конце лета). Имеются 2 геологические базы: поселок Не-

ройка (существует уже 50 лет) и база Пуйва. В долинах рек много вре-

менных баз.

В туристском отношении район изучен достаточно хорошо. Здесь пролега-

ет множество маршрутов 3-5 категории сложности. Наиболее популярными

Таблица

изменений, внесенных в маршрутную карту

в ходе ее корректировки

Автор - Гришин Сергей

п/п

Дата

Наименование ориентира

Местонахождение

1

23.07

Вездеходная дорога

долина Лимбеко-ю

2

24.07

Вездеходная дорога

долина Лимбеко-ю

3

25.07

Загон для скота

верховья р.Хамбалъю

4

27.07

2 домика

озеро Падежа - Ты

9

28.07

Большая бочка

р.Лимбекою

4

 

 

 

5

25.07

Домик

р.Становой

6

26.07

Грунтовая дорога

левый берег р.Лимбек

10

28.07

Озерко

верховья р.Лимбекою

11

28.07

Снежник

верховья р.Лимбекою

12

29.07

Тропа

р.Манарага

13

03.08

Водопад

р.Капкан Вож

14

03.08

Тур на перевале

р.Капкан-р.Нидысей

15

03.08

Скальная стенка

перевал р.Капакан - р.Нидысей

16

03.08

Водопад

р.Луновож -Нидысей

17

04.08

Вездеходная дорога

р.Нидысей

18

05.08

2 озерка

р.Нидысей

 

 

Сведения о материальном оснащении группы

Список специального снаряжения

ГРУППОВОЕ

ЛИЧНОЕ

Наименование

Колич.

Наименование

Колич.

Веревка основная (10 мм Х 40 м)

1

Альпеншток

1

Система страховочная

2

“Усы” самостраховки

2

Веревка вспомогательная (8 мм Х 40 м)

2

 

2-3

Карабины

4

 

1

Газовая горелка

2

 

1

Газовые баллоны

10

 

1

Рекомендации по использованию снаряжения в данном районе похода.

 

1. Освещение: июль - 1,2 фонаря на группу, август у каждого.

2. Палатки: 2.1.Хороший тент с проклеенными швами.

2.2.Ветроустойчивость.

2.3.Возможнось ( специальные оттяжки, каркасная палатка) ставить палатку на каменистую почву.

3.Спальники: летом - синтепон ( быстро сохнет)

зимой - пуховые

4:Обувь: 1. Ботинки на жесткой подошве

2. Резиновые сапоги.

5.Дождевики : можно из полиэтилена, так как большая часть маршрута по открытой местности.

6.Газовые горелки (2 шт.+ 10 баллонов св 470) или примуса “Огонек”(2 шт)

Одного баллона св470 хватает чтобы вскипятить 40 литров воды в 450 - граммовой кружке.

7.Сковорода : грибы и ягоды.

8.Пила: необязательно, топор - 1 шт.

9.Таганок: самый лучший в данном районе вид кострового оборудования.

10.Общественный тент : рассчитанный на установку с помощью альпенштоков.

11.В походе мы использовали Российские рации РПС-2МФ1”НК”. Дальность связи - 4-20 км.

 

 

2. Питание.

1.В данном походе нам помогли: сублимированное мясо, быстрорастворимые макароны и бульонные кубики. Приготовление на перекус вышеперечисленных продуктов быстрое и менее энергоемкое .

2.Упаковка:Все продукты , перед походом, были упакованы в 2х-литровые пластиковые бутылки из-под воды. Для упаковки всех продуктов понадобилось 200 таких бутылок. Преимущества такой упаковки:

1.Герметичность ( очень важно для забросок)

2.”Транспортабельны” и надежны - за 4 года в нашей группе ни разу не лопнула бутылка.

3.Экономичность: Трудно просыпать ( даже если кто-то забыл закрыть)

4.Удобство при приготовлении: засыпая различные крупы ( в Москве перед походом) мы отмеряли ручкой на бутылке 1 кг. В походе дежурному достаточно посмотреть на риску и рассчитать количество засыпаемой крупы.

5.Сухари также укладываются в этих бутылках. Для этого необходимо срезать верхнюю конусную часть у 2х бутылок ,заложить в них сухари и насадив одну часть на другую замотать скетчем.

3.На всех упакованных продуктах , согласно раскладки, мы сделали надписи дат употребления. Это помогло нам в походе быстро рассортировать продукты на заброску и кольцо, а также пропорционально физическим данным участников сбрасывать общественный вес.

 

Заключение. Рекомендации.

1.Выбор района и нитки маршрута начните с того, что определите возможность подъезда к началу , и выезда с конца маршрута. Дело в том, что автомобильно-дорожная сеть в данном районе развита плохо. Это одна дорога г.Инта - разъезд 1952 через р.Кожим ( место впадения р.Лимбекою). Также ,возможно подняться и сплавиться по р.Косью

На юге этого района есть подъезды к пос.Аранец.

2.При составлении маршрута учитывайте:

2.1.Постепенное нарастание нагрузок

2.2.Закладывайте дополнительные дни для прохождения сложных участков маршрута ( непогода).

2.3.Не переоценивайте физическое состояние группы.

3.Интересные места: На наш взгляд это -

1.г.Народная

2.г.Манарага

3.Озеро Форельное ( форель)

4.Ледники

4.Сезонность: июль, август - самая высокая (в среднем по месяцам) температура,

Август - время поспевания ягод и грибов.

5.Возраст: на наш взгляд, кольцевые маршруты (без восхождений ), в данном районе , можно совершать с 14 лет.Но любому участнику выходя в поход по этому району, нужно совершить 2-3 похода 1к.сл. В походы с восхождениями, сплавами - возраст участников не моложе 15 лет.

6.Специальная подготовка: 1.Работа с веревками, умение страховаться альпенштоком, умение плавать, ориентация без компаса, знание маршрута всеми участниками а также карты района. Физическая подготовка - перед походом мы совершали в тренировочных походах 4 марш-броска с полными рюкзаками по 20-25 км.

7. Колличество участников 8-12 человек.

8.Воспитательные моменты: организованность ( быстрый подъем и выход с места стоянки), группа еще теснее сплотилась, в некоторых моментах ребята и девушки проявили большую силу воли ( перевалы).

Руководитель группы - Макушина Ю.А.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

использованной при подготовке похода, отчета

и выполнении краеведческого задания

1.Отчеты № 44-Махова С.М. №265 Курбанов Ю.Д., №368 ,№604 Гайлит И.Т., № 94 Зыбин А.В.,№ 575 Смирнов П.В.,№ 661 Яковлев Е.Б.,№ 664 Ярошенко В.В. Местонахождение - МосГорСЮТУР




Туристический
сайт "100 дорог"