Путораны 1984 г.

Автор: Бурудастых А.В.

Вот мы и поехали. Начало вроде успешное, если не считать, что с начальником цеха серьезно испорчены отношения из за этого отпуска. Тяжело после бессонной ночи. Собирался долго и боялся проспать автобус в 5-50. Да и все дела какие то находились. Если б спал ночь, плохо бы собрался. Конечно забыты какие то мелочи, как во всяком походе, но это поправимо. У нас еще сутки в Перми. За эти сутки надо много успеть доделать и поспать бы не мешало. Не дело начинать поход измотанным. Жаль что не на поезде, вот бы где выспались. Сильно качает, трудно писать . Метеор идет в 7-00.

Вот и Левшино, вокзал, хмуро, ветрено, холодно. Вот мы в Перми, завод АТС. Прием надо сказать, такой же холодный как и погода. Правда нас успокоили, что о нас помнят и велели ждать. Сам рукав Иван Иваныч разрешил нам пока сходить в кафе пообедать. Оставили рюкзаки в камере хранения. Отметили неукомплектованость проходной- негде прилечь поспать после сытного обеда. Похоже дождь о нас помнил гораздо лучше. Т.к. только мы выходим из под крыши он тут же нас встречает.

Наконец то И.И. распорядился и мы оказались в его гараже Где собирается все снаряжение для похода. Подготовка оказалась еще в начальной стадии. Работы еще не початый край. Спать отправились во втором часу ночи. До трех гоготали. Ночевали у И.И., в третьем часу явилась Лариса Рысева и волевым усилием нас утихомирила. Встали в 8 утра, легкий завтрак и опять в гараж. Народ собирается плохо. Собрались только к 3 часам дня. Последнее напутственное слово, перекличка, бутылка шампанского и по коням в автобус. Приехали в Аэропорт еще раз перепаковали рюкзаки, чтоб выложить ручную кладь. Всего на группу из 13 человек 120 кг.сверх нормы+ ручная кладь. На вокзале потеряли Сашу Вахромеева. Первая тревога. Пока обедали Саша нашелся. Оказалось он всего неделю женат.

Регистрация закончилась и вот мы летим на ТУ 154. Лететь 3 часа. Обещают сейчас покормить. Я правда сыт и тянет ко сну. Перекусили теперь можно и поспать. Погода прекрасная, настроение отличное. Постепенно знакомимся со всей группой. Нас 13 человек:

1. Воронцов Иван Иванович руководитель. Женат, обр. высшее, член партии, руководящий работник. 36 лет.
  2. Азанов Миша моторщик и ремонтник.
  3. Шешен Игорь казначей 30 лет.
  4. Зырянов Володя фотограф. ( в группе был вторым лидером из за чего частенько возникали конфликты)
  5. Штейнман Володя охотник ( взял с собой ружье с которым я весь поход охотился.)
  6. Клапчук Андрей завхоз. (и просто классный товарищ, очень грамотно разруливал конфликтные ситуации в походе)
  7. Бачев Николай боец и рыбак.
  8. Вахромеев Саша. Крепкий боец и хороший рыбак.
  9. Проскуряков Костя. Мой напарник с которым я ходил в Карелию на Охту.
  10. Рысева Лариса 20 лет фотограф. Тоже была со мной на Охте.
  11. Мышкина Ирина г.Брежнев 22года. Провизор аптеки, в походе медик.
  12. Никитина Людмила Старшая мама-хозяйка, опытный турист и повар.
  13. Я Бурудастых Александр перспективный растущий турист участвующий во всем.

25 июля.
Знакомство с Норильском. Все в диковину. Дома на сваях, со двора улицу видно. Полярный день, солнце не садится совсем. С Аэропорта Алыкель ночью добрались до Норильска, нашли чьих то знакомых, доспали остаток ночи на полу. Днем пробежались по магазинам докупили продукты. Дома отрывали талоны от семьи чтоб купить продукты. А здесь есть все и без талонов, в том числе и питьевой спирт.

26 июля.
Позади Норильск. Выехать из порта Валек оказалось не просто. До оз.Лама никто не везет. Рискнули плыть на катере до затона. От туда прийдется идти пешком по тундре до оз. Мелкого. Ориентир не точный, расстояние от 5 до 18 км. Да еще с нашим грузом 60кг на человека. Мой вес 67кг. Ситуация сложная. Вся сложность из за того, что резко упала вода в реках, и на реке Талой обнажились 4 порога. Глубина 50-60 см.И все катера которые раньше туда ходили теперь пройти не могут. Нас высадили в затоне в 1км. От триангуляционной вышки. Дошли до вышки с полными рюкзаками, начали падать. Пришлось оставить у вышки половину груза. Прошли 5 км за 2 часа. Вторую ходку сделали за 1-10. Позавтракали. В 7часов легли спать. В 8-30 встали идем дальше. В 12-30 встали попить чай и перекусить. В 2-30 пошли дальше. Прошли еще около 5км. Пока делали вторую ходку встретили рыбака. Он нам показал, что озеро мы проскочили и оно слева90*. Но дойти до него сегодня мы не смогли. Сделали одну ходку. А ночевать остались на голых гривах около маленького озерка. Половили рыбу и на завтрак сварили уже вторую уху. Встали очень поздно около 12 дня. Унесли все на оз.Мелкое и до 10 вечера собирали четырехмаран. Пошли под мотором, за 2 часа преодолели 8 км. Лопнула гандола. Это произошло насчастье в близи острова колхозников. Причалили, нашли здоровенную дыру. ЕЕ порвало каркасом. Мотор был высоко и нам пришлось сесть назад, нагрузка возросла и не выдержала клеенка на остром угле рамы. Уже понедельник 29 июля. Заклеили гандолу ночью до4-30. Переделали транец. Перепутали день с ночью. Под утро уснули. Встали поздно, выплыли в 12 часов. Прошли 1км и мотор перестал гнать воду для охлаждения. На озере приличная волна и нам пришлось лопатить около 2 часов. Ремонтировались на ходу пока гребли. Пошли под мотором еще 10 минут. Доехали до песчаной косы и вода опять не пошла. Разбирали, пили чай, потом опять перебирали, обедали уже в пятом часу. Погода стоит все дни ясная и ветреная. Катастрофически отстаем от графика на 2 дня. В шестом часу пошли на моторе, шли опять по штормовому Мелкому. Волны некоторые до 1м постоянно лупят наше суденышко. Мотор взревает на подьеме на волну когда винт высовывается из воды. И так на протяжении 6 часов. Наконец то ушли с волны в реку Лама. Поужинали и пошли дальше. Стали было уже устраиваться на сон на катамаране как нас догнал катер Маяк. Мы взяли его на абордаж. Попадали спать в салоне, а Маяк довез нас до базы на оз.Лама Штормило еще больше чем на оз.Мелком. Временами волны заливали аж через верхнюю палубу.

30 июля.
Поспали еще 6 часов. Время 12-40. Нам дали почитать Норильскую газету про гибель группы туристов в Ханно макитских водопадах. Позавтракали в пятом часу. Уговорить капитана Маяка подбросить нас до конца оз.Лама так и не смогли. Предлагали деньги, спирт, патроны. Бесполезно. Мы убеждали что опаздываем. Капитан был непреклонен. Раз шторм значит нельзя. В 5 часов решили идти дальше на нашем моторчике. Шли сегодня немного. Встали в 8-30 вечера. Я был второй раз дежурным. По берегам много красной смородины. Рыба пока не клюет. По берегам озера высоченные горы. Ночевали под перевалом на оз.Капчук.

31 июля.
Подьем в 5-30. Хорошо собрались быстро, позавтракали, т.к. мы все еще дежурные и 7-15 вышли. Озеро по прежнему штормит. Но идти можно.. Средняя скорость нашего крейсера 3-3.5км\час. Конец озера видно хорошо. Перед нами встает стена высотой метров600-700 и обрывается прямо в озеро. Слева устье Бучарамы, там начнется пеший переход через перевал в долину Ханномакита. До обеда дойти до конца озера не удалось. Обедали в одном из заливов. После обеда попробовали на ходу дорожить. Миша вовремя обеда поймал трех гольцов. И вовремя движения поймали еще 4. Из них двоих вытащил я. Один из моих самый крупный весил около 2кг, остальные от 0.6 до 1кг. Пока добирались до устья Бучарамы, трех гольцов замариновали, а из четырех я сварил офигеннейшую уху, пока все разбирали и паковали катамаран. Вот это была УХА!! Да еще по писяшке приняли ВАЩЩЕ!! Отдышавшись после такого обжорства в 9-30 вечера пошли вверх по Бучараме. Шли вверх с передыхами аж до 4 часов ночи Встали на развилке нашей Бучарамы где то на пол километра выше озера. Перед сном сьели маринованных гольцов и запили по 30гр.

1 августа.
Встали в 10-30, позавтракали и в 12 часов вышли. До обеда дошли до границы леса. Обедали в 8 вечера заоднем и поужинали. Я побегал с часок с ружьишком, осмотрел окрестности. Дичи нет, пусто как в пустыне, зато пейзажи просто космос. Сориентировался, нашел четвертый приток справа, напротив него стена- Столбы. Сразу за ней снежник. Отбой в 10 вечера. Завтра побежим за второй ходкой.

2 августа.
Дежурные встали в 4 часа, в 5-30 подьем, завтрак. Вышли в 6-50, вниз бежали хорошо. Сперва прямо по руслу, а на повороте где можно срезать шли по морене. Идти по ней понравилось так, что пробежали даже дальше чем надо. Проплутали больше часа в кустах, пока вышли на озеро дальше наших шмоток на 300 метров. Обратно пошли сперва по реке, Потом ИИ(Иван Иваныч) потащил нас в гору, сколько мы не ругались. Потом все же повернули левее, спустились ниже и пошли по гривкам. Вышли на Бучараму чуть ниже первого притока. По руслу идти было легче. Пришли в лагерь в начале 12. Самый производительный день Успели очень много. И весь день был туман.

3 августа.
С утра пошли на перевал с первой ходкой. Вдоль реки идти нельзя упрёшься в водопад. Нашли тропу по каменным турам левее реки с набором высоты по полкам орографически правого берега Бучарамы. Поднялись на плато к 3-30. Там на перевале пообедали. На перевале остались ночевать три человека Миша, Люда, Володя. Остальные спустились обратно неожиданно быстро. Всего за 1-25. В 7-15 пришли в нижний лагерь. Я сходил за корнем, накопал с кг. Спать легли уже в 11 часов. За этот день несколько раз начинался дождь. Посмотрели сегодня несколько водопадов, каньоны, ущелья. Пейзажи просто марсианские. Красотища, мощь, масштабы громадные. Перевал на высоте 1000-1100.

4 августа.
Встали в 5-30, вышли в 8-10. На перевал со второй ходкой дошли за 2-50. Перенесли двумя ходками еще с километр. Там на аэродроме пообедали и решили перепаковать рюкзаки, что б идти одной ходкой. У меня рюкзак 53кг. С 3 часов пошли на спуск. Путь проходит по каменной пустыне, полого и сыро. Границу леса даже не видно. Кое где лежит снег. Долина просматривается километров на10-15. Несколько озер с болотистыми берегами. На ночевку встали около 7 часов вечера. Погода немного наладилась, выглянуло солнце, свежий ветерок подсушил все снаряжение. Я сходил со спиннингом и ружьем на озера. Они очень мелкие, и рыбы в них нет. Дичи никакой не видел, только оленьи следы, и те старые. Отбились в половине одиннадцатого.

5 августа.
Подьем в 8 утра. Дождь, ветер, погода мерзопакостная +5* Наша палатка Памирка с торца промокла т.к. ветер поменялся. Подомной оказалась лужа. Спальник промок. Ночью я сильно замерз в этой луже. Проснулся и убежал греться в другую палатку. Утром вышли в 9ч. Льет дождь, колючий, холодный и прямо в лицо. Но есть и плюсы. От дождя больше будет воды в реке, раньше можно начать сплав, а главное меньше идти. Долина Ханномакита совсем не похожа на Бучарамскую. Плоская, широкая, пустая, ни деревца ни кустика. Одни камни да пучки травы, да кое где лежит снег. Сегодня опять приснилась жена и дом, соскучился. Прошли только треть маршрута, впереди еще 300 с гаком километров. Позади 40 км пешком в две ходки это уже 120, да еще 140 по воде на моторе и на катере по озерам. Вот наконец то и обед. Встали в 1-25. Сбросил с себя этот тяжеленный рюкзак, который от дождя все тяжелеет. Это надо видеть, как под проливным дождем на сильнейшем ветру, на голых камнях мы готовили этот обед. Все замерзли, вымокли. Кое где начали появляться кустарники. Один котел решили варить на костре, а второй на примусах. На костре получилось медленнее. А дождь все хлещет. Идти сегодня еще 8км, прошли уже 10. 8км не пошли, прошли всего 2 и свернули к реке. Ханномакит уже широкий, глубина приличная, но течения почти нет. Встали на берегу на стоянку в 5 часов. До ужина собрали рамы. Гандолы еще нужно подшить. Дежурные сготовили ужин. За ужином пришлось принять по 50гр влаги животворящей, ну что б не простудиться. Работать по ремонту гандол не смогли, сильнейший ветер с дождем. Всю ночь лил дождь. Палатка опять промокла, спальники тоже. Под утро сбежал из нашей палатки в лотос, залез в серединку и согрелся даже без спальника.

6 августа.
Утром встали поздно. До обеда прокопошились с катамаранами. Дождь льет не переставая. Вода наглазах поднялась на 50-60см. И это в широком разливе, интересно на порогах в сужениях на сколько поднялась. Наконец то пошли. Ханномакит прет как из ружья, скорость течения все больше и больше, летим как на моторе. Очень боимся влететь в водопады где погибла группа туристов, про которых читали в газете Норильская правда. Мы внимательно высматриваем каждый поворот. Но пороги все проскочили без разведки. Сложности большой они не представляли. Я шел впереди (на носу первого катамарана) Заливало с головой, промок донитки. Встали на стоянку часов в 8. Появился лиственничный лес, дров море, место сухое и дождь кончился, просто кайф. Развели 2 больших костра и высушили палатки, спальники и всю одежду. Тепло- благодать! Я побродил с ружьишком 2 часа. Нашел красивые оленьи рога. Место красивое. При впадении справа притока, слева скала с прижимом и сильная струя с 1,5м валами. Этот порог проходили уже утром.

7 августа.
Встали в 7-00. До завтрака сбегали с ИИ на разведку. Просмотрели 4км реки. Сплошная мощная шивера, скорость 10км\час. К обеду дошли до водопада. Перед водопадом на правом берегу стоит знак-пирамида из жердей. Двухсотметровая река сужается до 20 метров и рушится в каньон с высоты 7м. В этом каньоне еще один водопад высотой 12м. И далее 4км красивейший каньон с отвесными стенками в несколько десятков метров..Разобрали катамараны и к вечеру добрались до Аяна. Пробовали рыбачить, но неудачно. Зато грибов много. Володя принес пару куропаток.

8 августа.
Ура- мы в графике! Отставание было 3 дня. Весь Ханномакит прошли за один ходовой день. Сегодня у нас дневка, баня, отдых. Прелесть! Катамараны собраны, еды навалом, настроение просто праздник. Я опять сходил на охоту, и даже разок пальнул. Жаль рано, птичка не успела вырасти и набрать весу. А баня получилась обалденная. В долине Аяна вечера и ночи очень холодные до+2*, а днем все +20* и можно загорать. Рыбу сегодня так и не поймали, хотя уже видели.

9 августа.
Встал еще до рассвета и убежал на охоту. Бегал часа3-4, принес 3утки и 1 куропатку. Нашел рыбное место. Пока я завтракал, Володя Штаеман поймал 4 хариуса. Сегодня четверг- рыбный день. Но на обед были мясные пельмени и супец из дичи. Пошли по Аяну только в 4-45. Встали в красивейшем каньоне. Высота стен 500-600 метров. Дорвались до рыбалки, Хариус клевал как бешеный. Наловили штук 50 весом по300-500гр. Вечером еле сьели жареную рыбу и кашу, а уха осталась на завтра. Опять ложусь спать с переполненным брюшком. И это уже 3 день подряд.

10 августа.
Утро. Дежурные встали в 6-00, до 9 часов готовили. Рыба жареная, печеная в собственном соку, пюре с мясными фрикадельками. Вобщем группа опять еле расползалась после завтрака. У некоторых уже рвутся штаны, у других глаза от жира превращаются в щелки. День за днем обжорство с утра до вечера. Вот разьели аппетит. Я еще так не питался в походе. До обеда плыли по Аяну до левого притока Калтымы. Поймали опять несколько хариусов. Наелись черники. Пока обедали в устье Калтымы, прилетел вертолет. Начальник заказника проверила документы на ружье. Обьяснила, что охотиться запрещено, но ружье и удостоверенье нам вернула. Аян пока ведет себя смирно. Река разливается широко и мелко. От устья Калтымы ИИ обещал нам пороги. Одна очень длинная каменистая шивера начинается выше устья Калтымы и тянется с километр. За сегодняшнее утро и вчерашний вечер кроме основной пищи по раскладке каждый сьел по 2 кг рыбы разного приготовления. Неплохо для начала. Жаль, что больше ни какая другая рыба не ловится. Небольшой переполох приключился после обеда. Пошли вверх по Калтыме пороги посмотреть. Я взял ружье охранять девчонок. Пошли их трое и я один. А когда с вертолета начальник заказника потребовала ружье на проверку- Володя Штаеман побежал меня искать. Мы с ним где то разминулись. Я принес ружье, проверили, вернули и улетели. А Володи все нет. До 8 вечера он так и не вернулся, тогда мы вчетвером пошли его искать. Прошли всего с километр, и он идет на встречу. А сколько уже мыслей передумано всяких. Вернулись на стоянку к 9 часам. Сегодня, естественно уже никуда не плывем. Пока в графике, но наш график опаздывает к вертолету из Волочанки на 1 день.

11 августа.
Подьем, дежурные в 6, остальные в 7. Опять обьеденье. Уха, жареная рыба, каша гречневая, грибовница и компот из красной смородины. Обжорство! Поплыли утром в 9-35. Шиверы, шиверы. Пороги очень мелкие, валы не больше метра. Идем все без разведки. Опять шикарная рыбалка, до обеда и во время обеда. На ужин опять обжорство. Салат из свежей капусты с зеленым горошком, каша, жареная рыба по килограмму на нос, хлеб с икрой, чай со смородиной и торт "А-ЛЯ пороги Аяна" Кошмар, все еле отпалзают от костра. А еще предстоит начистить рыбу на завтрак и на засолку. А Саша Вахромеев черпает и черпает, до ужина 25 штук и сейчас не разгибается. У него сегодня звездный час. За час до ужина подплывали к геологам. Пообщались с ними. Жалуются на питание: "надоели эти консервы" Мы говорим, дак полно рыбы и дичи. Это говорят не рыба. Хариуса и щуку они за рыбу не считают. Разжились у них зеленым горошком, хлебом, капустой, солью, растительным маслом, печеньем. Кое-кто и по 150 гр. Отхватил, да еще и за ужином околпачились. Ложусь спать, время первый час ночи, а завтра в 6 вставать и готовить очередное обжорство.

12 августа.
До вертолета остается неделя( 7 дней), а впереди еще 275км. Течение слабое, частые мели и протоки. Сегодня я опять дежурный. Встали в 7, к 8 завтрак готов. Но выплыли в 12-30. Долго проковырялись с тандемом и транцем под мотор. На сей раз катамараны соединили в длину друг за другом. Конструкция для данной местности оказалась более удачной. Волн больших нет, как на озерах. И 12 человек могут работать веслами. До обеда мотором почти не пользовались. Определили нашу скорость относительно воды 5,2км\час + скорость воды. Получается очень даже не плохо. При такой скорости бензина должно хватить, а у нас его 60 литров. На перекатах мотор глушим и идем на веслах. До конца гор, Иваныч говорит, 150 км будет примерно тоже самое, а в тундре может все измениться в худшую сторону. Вертолетчики нас напугали, что Хета в тундре очень мелкая и много проток, часть из них глухие. Хета это продолжение Аяна по тундре. Пообедали довольно быстро. Ребята еще хапнули с десяток хариусков. После обеда идем под мотором, только на мелких перекатах идем пешком или на веслах. Долина реки постепенно все расширяется. Но горы над долиной еще высоки метров по 300-400 отвесными стенами огораживают ровную плоскую долину. За последние дни засолили хариуса для дома килограмм 20. Говорили, что норма по 5 шт на человека. Мы как раз укладываемся в эти цифры. Да и хариус скоро может закончиться. Но на еду пока хватает. На ужин 10 кг уже почищены и подсолены, едут в котле. Кругом лиственничная тайга, вдоль берега кустарники. Погода сегодня отличная. На плаву загорали пока гребли. Пошли под мотором - дует, холодно. Событие дня! В начале девятого вечера уже присматривали место для лагеря, на берегу встретили медведя. Он сидел у кромки воды и игрался с камушками. Река шуршит, и он нас не услышал и подпустил метров на 50-60. Потом поднял голову, спокойно посмотрел на нас. Девочки помахали ему приветственно рукой - как он дернул вверх по склону. Решили, что на стоянку встанем на другом берегу. По плану идем сегодня до Муниля, это 45 км от предыдущей стоянки. Русло выровнялось и углубилось. Возле медведя был неожиданный порог с волнами около метра, что было серьезным испытанием нашей конструкции. А оленей диких мы так и не увидели, хотя на каждой стоянке встречаются рога и кости. Я сам тащу один рог посимпатичней, еще с Ханномакита. Нашел его после первого дня сплава. Свежий, непогрызанный мышами, темный не выбеленный дождями. Встали на ночлег в 9-00. План дневной выполнили. Прошли Муниль, и даже 5л. Бензина не истратили. Этот факт всех нас порадовал. Есть шанс, что дня через 4 будем в Волочанке и досрочно. Вечером опять набор деликатесов. Хариус соленый, маринованный. Пробежался с ружьем. Много следов оленей, на стоянке видели зайца при причаливании. Спать лег в 12-30.

13 августа.
Подьем в 7. Погода отличная. Завтрак. Хариус жареный, пюре с мясом сублимированным, черный кофе. Все уже наедаются без дополнительной добавки, один Иваныч все еще не наедается. Выплываем в 9-30. Вчерашнего бензина хватило еще на 12 минут хода. На веслах прошли еще 700м пока заливали бензин. Идется хорошо, через 10 минут все запели. Настроение праздничное. Вспоминаем все старые революционные и советские песни 30 годов. Несколько раз видели стаи уток, На обед встали в 2 часа. Что то забарахлил мотор. Я прогулялся час с ружьишком, видел зайца. Место для охоты хорошее, Здесь бы утром пройтись. Вокруг болотца, озерки, протоки. Обед готовили 1,5 часа . Мотор ремонтировали еще дольше. Ремонтировали до ужина, ни каких надежд. Когда дежурные начали готовить ужин, я взял ружье и опять пошел прогуляться тем же маршрутом. Опять встретил зайца, как и в обеденный проход. Стрельнул, но он убежал. Перед ужином пошла щука на блесну. Поймали 3 штуки по 1.5кг. После ужина еще 4 штуки, самая крупная кг на 8. Утром еще одну кг на 6. Девятую Миша поймал и выбросил обратно, девать больше не куда. Соли очень мало осталось около 0.5кг. Спать ложились уже в первом часу ночи.

14 августа.
Я встал в 5 утра и опять убежал на охоту. Пальнул ястреба тетеревятника, при отсутствии тетеревов сварил его. На завтраке правда все обьелись щуками и мою дичь оставили до обеда. Тем более что дежурные ее не заправили как следует. После завтрака опять взялись за мотор. Начали подумывать про распашные весла. Установили на катамаране каркас для сушки рыбы. К обеду мотор затарахтел, оказалось сбито зажигание. Обедали опять жареной щукой, суп гороховый и дичь с бульоном. А на десерт как всегда компот из красной смородины. Наконец то плывем, выехали в 14-20 дня. На ремонт двигателя потеряли сутки. На веслах за это время ушли б км на 50. С обжорства тянет ко сну. Тем более что я встал очень рано. А мотор сегодня тянет хуже. До вечера мы умудрились пройти 60 км. Впереди еще 140 км. Домой хочется ужас! Хоть пешком беги. Плывем теперь по Хете. В этом месте русло довольно глубокое и прямое. Встали на ночевку у речки Озерной. От ее устья 1.5 км до озера. Миша опять хапает щук. За вечер поймали 6 штук и 2 утром. Рыбой все обьелись. Каждый прием пищи начинаем с маринованной, затем уха, а уж потом жареная. И это все плюсом к тому что по раскладке завхоза. Вечером подняли выводок куропаток. Пошли с Мишей к озеру и видели зайца. Озера так и не нашли. Похоже, что это не та речка не озерная. До нее по карте еще около 5 км. Спать лег в 00-50. Дежурные готовили жареную щуку на завтрак.

15 августа.
Встал в 7-00. Сбегал на охоту, погонял куропаток, одну взял. Обжорство и в путь. Выплыли сегодня в 9-35. Намечали правда на час раньше. Планы сегодня наполеоновские. К обеду быть в фактории, а это 55-60 км. Завтра уже пятница, надо успеть в Волочанку, что б не застрять там еще на два дня выходных. В выходные вертолета не будет. Некоторые члены команды уже опаздывают на работу. Я уже ужасно соскучился по дому. Рад бы торопиться. Согласен плыть хоть день и ночь. При благоприятном раскладе можно в воскресенье 18 быть дома. Погода начинает портится. Холодный ветерок и пасмурно. Хорошо еще что сухо. В факторию пришли только в седьмом часу. Там уже ни кто не живет. Мы зря рассчитывали, что здесь можно достать бензин и соль. Но у нас пока всего хватает. Долго обедали. Поплыли дальше уже в 9 вечера. Андрей после натопленной избы решил выкупаться в Хете. Правда забыл раздеться. Это он так пошутил. Во всех водоемах- говорит- искупался, надо и в Хете воду попробовать. Плыли до 11 часов. Ужин. Погода все портится. Небо заволокло тучами и холодный ветер. Я дежурный, до 3 часов ночи жарил щуку на перекус в пути на завтрашний день. За нами бегут две собаки от фактории Камень. Там случайно оказались два геолога. Местное население здесь не живет. Были семейные бригады, несколько небольших стад оленей. Решили их обьединить, чтоб было одно большое стадо. Начались болезни, падеж. Не стало ни оленей ни семейных бригад. Местное население спилось или разьехалось.

16 августа.
Утро. Я встал в 6-15. Завтрак. Поругиваемся с Костей. Выплыли в 8-25. Сегодня планируем дойти до Волочанки и желательно в рабочее время. Хорошо еще, что ветер сегодня попутный. По нашим подсчетам плыть около 9 часов подряд. К берегу пристаем только на 5 минут по просьбам на санитарную остановку. Две собаки все еще бегут за нами по берегу. Утром, когда только встал, видел на противоположном берегу росомаху. На воде холодно. Поназдевали на себя все теплые вещи и гидры. Стали все как карлсоны. Некоторые уже спят на ходу. Сейчас и я отпаду. Как назло в конце похода вылезла простуда на губе. Сегодня 22 день активной части маршрута. Шли 11 часов. Перекус на ходу. Пятиминутные сан остановки и вперед. Наконец-то Волочанка. Нам крупно повезло. Быстро, быстро разбираем катамараны, ужинаем и упаковываем по рюкзакам. К 10 часам надо быть на полосе. Будет борт. Сперва бежим, а потом приходится ждать. Ветрено, но это ерунда в сравнении с тем, что было на воде. Там мы все посинели от холода. А сейчас после ужина только слегка ежимся. Наконец- то поели свежий хлеб. Прилетели в Дудинку ночью. Расстелили палатки на полу в комнате ожидания и уснули.

17 августа.
Утро началось опять со спешки и суеты. Кто- то ест, кто пакуется, кто делит вяленого хариуса. С деньгами вышел полный бардак. Конечно потом все подсчитаем и поделим. Но домой группа едет по-разному. Мы вчетвером летим из Норильска в Пермь, А остальные, во главе с Иванычем едут из Дудинки на теплоходе до Красноярска по Енисею. Они хотят еще увидеть Красноярские столбы, и домой ехать поездом.

Вот так закончился мой самый длительный поход. Вывод - Путораны это шедевр.