Северный Урал 2000.

Прислал: Krasnikov Alexander

Я не стал бы кому-либо советовать повторять в точности описываемый здесь поход по южной части Северного Урала. Но, может быть, не которые факты и опыт этого похода поможет кому-нибудь при организации путешествия по тем же местам.

Этот поход разрабатывался по материалам книги С.Торопова "По голубым дорогам Прикамья" и некоторым другим источникам. Идея заключалась в том, чтобы совместить в одном походе пешую часть с несложным перевалом и сплав на самодельном бревенчатом плоту. Район выбирался еще и из-за возможности побывать сразу на двух континентах. Спускаем первый плот Предварительно на одном из озер Карельского перешейка был построен такой же плот для того, чтобы получить опыт изготовления, оценить трудозатраты и вообще возможность сделать это втроем.

На полный, описываемый в книге, маршрут у нас времени не хватало, поэтому было решено сократить маршрут за счет радиальных выходов и подъезда как можно ближе к перевалу на машине. Однако, график все равно получился достаточно напряженным. Для того, чтобы вписаться в рамки 14 дней, до активной части маршрута пришлось добираться поездом с двумя пересадками: С-Петербург - Москва - Серов - Ивдель. Выезд тоже непростой: Соликамск - Пермь - Москва - С-Петербург. Таким образом, хотелось пройти активную часть за 9 дней с 16 по 25 августа.

Несмотря на то, что находились мы на той же широте, что и Петербург, природа заметно изменилась. Просто удивительно, как вид первых гор поднимает настроение погрустневшего в дороге народа. Однако Уральского хребта как такового практически не видели - проезжали его большей частью ночью. Световой день здесь в августе примерно с 7 до 22 по местному времени.

От пос. Ивдель хотелось на машине подъехать как можно ближе к перевалу через Молебный камень (около 100 км), чтобы по возможности сократить пешую часть маршрута. Пос. Ивдель находится на некотором расстоянии от одноименной ж/д станции, однако, каждые 40 минут ходит автобус между станцией и поселком. В Ивделе машину можно найти на местной автобазе. Нам предлагали там "Урал" за 2.5 т.р. Первые предгорья Однако, можно найти частника. Мы воспользовались услугами Алексея, который взялся отвезти нас на бортовой "буханке" за 1.5 т.р. с условием, что едем, пока есть возможность проехать. Весьма рекомендую обращаться к нему - замечательный водитель.

Были разговоры о том, что по пути в пос. Вижай есть лесничий кордон заповедника и нужно будет заплатить некоторую сумму за посещение заповедника, но мы его не видели и, соответственно, ничего не платили. Вполне возможно, что это была заслуга нашего водителя. В Ивделе есть ПСО. Но отношение к желающим отметить маршрут, по меньшей мере, наплевательское. У нас спросили лишь фамилию руководителя.

Сожженные мосты Несмотря на все старание и мастерство водителя, доехать до нужного места на машине нам вчера не удалось: практически все мосты по дороге разрушены. Когда-то здесь велась лесозаготовка, был большой поселок лесорубов. От него остались только обгорелые бревна. Видимо для того, чтобы эти останки не поджигались вновь, все мосты разрушили, так что проехать практически невозможно. Вода в речках была низкой, поэтому получилось добраться до моста через р. Вижай. Но дальше все же пришлось идти пешком. Из-за этого получилось первое отставание от графика около 10 км.

За следующий день прошли около 20-25 км. Точно оценить сложно, т.к. не получается привязать нынешнее местоположение. Пока шли по дороге, скорость держалась по 4-5 км в час. Прошли еще 2 сожженных моста, перешли вброд, вода низкая. Тропу, ведущую к перевалу, не нашли, видимо, она заросла окончательно. Пришлось идти по тайге, так что скорость движения резко упала. Ближе к концу дня пошли по достаточно натоптанной охотничьей тропе по берегу реки. Река сильно петляет, тропа над берегом каменистая, идти было трудно. Местность заметно поднялась, в лесу появились завалы из камней. На ночь встали на высоком берегу около 20 часов.

Ночью прошел небольшой дождь, но уровень воды в реке заметно поднялся. Это вселяло оптимизм, т.к. становилось понятно, что если по другую сторону хребта с водой дело будет обстоять так же, как здесь, пройти на плоту нам не светит. Пасмурно с утра. Дежурный долго копался с костром. Поэтому вышли поздно. Народ постепенно втягивается в движение, идти становится не легче, но как-то веселее. Двинулись дальше вдоль р. Вижай. Иногда шли по азимуту, срезая большие изгибы реки, возвращаясь к берегу на тропу, которая постепенно ухудшалась. Идти тяжело и медленно, т.к. на тропе много завалов. Очередную дорогу, идущую к перевалу и обозначенную на карте, найти опять не удалось. Несколько позже впадения в Вижай последнего крупного левого притока повернули на запад северо-запад и примерно через час Каменный язык вышли к границе леса у хребта Молебный камень, на 2-2.5 км южнее перевала. Пообедали, переждали сильный дождь над перевалом, и к вечеру вышли на перевал. Идти пришлось по завалам крупных камней, что медленно и опасно. Молебный камень 1 Уже на перевале, осмотревшись, не смогли найти даже признаков тех троп, которые должны идти сюда, еще раз убедились в качестве наших карт. На седле перевала оказались в районе 20 часов. Спустились до границы леса на западной стороне хребта, нашли ручей и встали на ночь. Избы, обозначенной на карте за перевалом, нет. Это же позже подтвердили егеря заповедника.

На утро продолжили спуск с перевала, двигаясь на запад до ручья. После переправы стали подниматься на отрог, уклоняясь к северу. Отрог обошли по границе леса, после чего, двигаясь строго на запад, Малая Мойва вышли к Малой Мойве за 1.5 км выше впадения ручья Орехового. В устье находится метеостанция и кордон Вишерского заповедника, есть рация, вертолетная площадка. От кордона протоптана хорошая тропа на г. Ишерим и по левому берегу р. Малая Мойва. После брода через ручей двинулись вдоль реки. Идти легко и весело, особенно после долгого брожения по нетронутой тайге. Тропа часто используется местными егерями для обходов и рыбаками. Через 5 км тропа преграждается скалой. Здесь следует сделать брод через реку, т.к. тропа продолжается по правому берегу. Однако, мы этого не сделали и, перебравшись через скалу, пошли по левому берегу. Это привело к тому, что пришлось встать на ночь, не дойдя до устья 3 км. Наше отставание от графика все увеличивалось. Оставалась единственная надежда на то, что сплав на плоту поможет наверстать упущенное время.

Переправа На следующее утро вышли к устью Малой Мойвы. Здесь ее уже не перейти вброд просто так, течение достаточно сильное, прошлось организовывать страховку. В 50 м от устья на острове, отделенном от берега узкой протокой, есть отличная стоянка. Здесь начали строить плот. Весь оставшийся день заготавливали бревна. Сухостой валили на берегу, затем перетаскивали бревна через протоку и остров на внешний берег, где утроили стапель. Было взято 8 30-сантиметровых основных бревен.

(М)Чудаки на Мойве Весь день 20 августа потрачен на сооружение плота. Мимо проходили рыбаки. Они предупредили, что ниже по течению воды мало, плот на перекатах может не пройти. Рассказывали, что в прошлом году в 3-х километрах выше по течению они видели подобный разбитый на камнях плот. После ухода рыбаков устроили совет, как быть дальше: достраивать плот и пытаться сплавляться или выбираться пешком. С одной стороны, воды действительно маловато для нормального сплава и есть вероятность застрять на перекате. Но с другой стороны, отказ до сплава автоматически подразумевает аварийное завершение маршрута, т.к. времени на его нормальное прохождение не осталось. Кроме того, стало жалко уже потраченных сил, так как плот уже практически построен. Решено было все же попытать судьбу и достроить плот. Тяжело было свыкнуться с мыслью о том, что цель похода не будет достигнута даже без попытки. Вечером произошла встреча с егерями из охраны заповедника. На всех, кроме Натальи, составили протокол о незаконном нахождении на территории заповедника. Про нее видимо забыли, а, может быть, просто лень стало - моросил дождик и им хотелось побыстрее добраться до избы. Конечно, можно было обойтись безо всяких протоколов, но спирта у нас осталось не много, стало жалко его отдавать. По поводу плота егеря высказались, что у него вполне есть шанс пройти перекаты Мойвы, что вселило оптимизм и силы на продолжение работы.

Плот Утром 21-го достроили и спустили плот. Радость этого события быстро окончилась. Фактически, мы даже не смогли вывести его на основную струю. На сплошном мелководье он разбился от постоянных ударов о камни и наших попыток его снять с мелей. Пришлось эвакуироваться с разбитого плота посередине реки. Что же, теперь точно нужно выбираться пешком. По крайней мере, была попытка. Двинулись по тропе вдоль правого берега Большой Мойвы. Тропа очень плохая, идет практически по гальке на берегу. Зачастую обрывается прямо в воду. Перекаты Бол. Мойвы, которые мы видели с берега, убеждали, что у нас не было никаких шансов пройти здесь на плоту. Если бы воды было хотя бы на 10 см побольше! По-хорошему, это проблема одного сильного дождя в горах. Но его-то и не было. На ночь встали в хорошем месте на берегу.

На следующий день пошли дальше по берегу Большой Мойвы. В середине дня вышли к устью к р. Вишера. Вишера значительно полноводнее Мойвы. Если бы изначально плот строился здесь, вероятность нормального завершения маршрута была бы достаточно высокой. Теперь же придется уезжать отсюда на попутных лодках, иначе успеть на обратный поезд нет никаких шансов. Вдоль Вишеры тропы нет, а идти по тайге уже нет сил. В устье стоят избы рыбаков. Одна из них была обитаема, нас перевезли Вишера на моторке через Мойву. Пройдя по берегу метров 200, увидели людей, поднимающихся на моторках вверх по Вишере. Удалось уговорить отвезти нас вниз по реке. Доехали до избы перед Вишерскими порогами (около 15 км). Так как сидя в лодке, все были мокрые от брызг и сильно замерзли, остановились на обед. Изба была обитаема геологами, но хозяев не оказалось на месте. Развели костер, пообедали, немного согрелись и вышли по тропе вниз по реке к порогам. Тропа плохая, частые завалы, а местами она вообще пропадает. Осмотрели Вишерские пороги. После каждого из них на левом берегу есть хорошие стоянки, как правило, в заводях. Пороги вполне проходимы даже на самодельных плотах. По тропе шли до темноты, однако, успели выйти на кордон заповедника на месте пос. Лыпья, которого фактически давно уже не существует. На кордоне переночевали в избе, хотя двое все же предпочли спать в палатке. Остальным первый раз за все время удалось полностью высушиться и согреться.

Вишера алмазная 1 В избе постоянно живет егерь. Нам повезло, ему как раз в этот день нужно было спускаться по реке вниз на смену. Удалось договориться за 1 тыс.р взять нас в лодку. Весь день шли на моторной лодке. Первоначально был договор забросить нас на "71 квадрат", откуда может быть вахтовка до Красновишерска, которая должна забрать смену егерей. Вишера алмазная 2 Но на деле получилось проехать дальше, еще около 120 км до пос. Вая. Здесь переночевали в доме этого самого егеря, в комфорте и тепле.

Наутро машину в поселке найти не удалось. В общем, весь поселок производил впечатление глубокого похмелья у всех жителей. Пошли по дороге. Через Вишеру перебрались паромом за 2р с человека. За поселком, через 5 км, у поворота на п. Золотанка и стали поджидать попутку. Паром под д. Вая Автобус из п. Вая ходит 2 раза в неделю, по понедельникам и средам, но на повороте часто можно поймать попутную машину, как правило, лесовоз. Вскоре 2 человека уехали лесовозов в Красновишерск, оттуда так же с попуткой добрались в тот же день до Соликамска. Остальные добирались до пос. Мутихи, откуда два раза в день, в 11 и 17 часов ходит автобус. Но опять-таки с попуткой удалось уехать раньше. Из Красновишерска в Соликамск ходят автобусы два раза в день, в 11 и 17 часов, есть автобусы до Перми через Соликамск в 1 и 5 часов. Билеты до Соликамска стоили 45р, но в кассе их купить невозможно. Правда, всегда есть возможность договориться с водителем, что мы и сделали. Уехали мы на часовом автобусе на Пермь и были в Соликамске в час ночи 25.08.

В Соликамске сходили в баню. Сняли отдельную сауну на 1.5 часа. 4-хместная сауна с бассейном, в которой вшестером было не тесно, стоила 210р. Баня находится недалеко от автовокзала. После баньки зашли в местную пельменную, которая напомнила о подобных заведениях во всех городах необъятной Родины времен 80-х годов. В городе помимо почты, телефона и телеграфа, есть выход в Сеть. Чем мы и воспользовались, отправив домой email. Все заведения в городе расположены на одной улице. Ближе к вечеру подали наш поезд на Пермь. Нет худа без добра - сколько себя помню, никогда не включал радио в поезде. А в этот раз засыпал на полке под музыку. Утром ситуация прояснилась - поезд обслуживался студенческой бригадой из Перми.

Некоторые координаты:
Поездка из Ивделя на бортовой "буханке" (телефон в Ивделе) - 2-21-61, Алексей
Егерь Вишерского заповедника, с которым можно договориться о моторной лодке по Вишере - 618570, Пермская обл., Красновишерский район, пос. Вая, ул. Октябрьская, д. 33 Александр Григорьевич Дурягин
Официальный адрес Вишерского заповедника, заявки на посещение и рыбную ловлю - 678550, г. Красновишерск, ул. 1-я Максима Горького, д.8