Юрма 2000.

Прислал: Илья Балеевских

Поход на г. Юрма в августе 2000г.

Маршрут
Карабаш (ст. Пирит) - хр. Юрма (760м) - хр Юрма - "Чёртовы ворота" (985м) - хр. Юрма - вершина (1003м) - Карабаш (ст. Пирит)

Cостав группы:
6 Гилижиев Константин 84 г.р техникум

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяжённость активной части похода, км

Продолжительность, дн.

пешком: 40
всего: 40

с 26.08 по 29.08 2000г.

Расписание движения пригородных поездов (время Московское)

960 Кыштым - Пирит 9:15 10:46
955 Пирит - Кыштым 6:45 8:16
Пирит - Полдневая 11:45

Описание маршрута

В общей сложности, переход от Карабаша до стоянки под хребтом занимает 4-5 часов ходьбы с привалами.

От вокзала ст. Пирит нужно пройти на лево по дороге ~100м и повернуть на право, идти по улице вверх до следующей крупной улицы. По этой улице идти на лево (около остановки) до конца, там правее. Дальше по дороге вдоль бывшей столовой через платину Богородского пруда. За плотиной на право по дороге. Идти 20 мин до крупной дороги с насыпным покрытием. По ней идти на право через мост (р. Сак-Элга) 20 мин до развилки, где повернуть на лево. Эта дорога и идёт к Юрме. Через час будет крупная перпендикулярная развилка. Нужно идти на право. Через 5-10 мин будет поляна с родником, где можно хорошо отдохнуть. Дальше продолжать движение по дороге. Будет много свороток. Нужно идти по главной дороге и никуда не сворачивать! Дорога постепенно поднимается вверх. Она усеяна камнями, как будто засыпана гравием. 2-2,5 часа до следующей развилки. Дорога на лево ведёт к стоянке (поляна с родником) от которой есть хорошая тропа для подъёма на вершину (1003м).До этой стоянке 10-15 мин. На право почти сразу будет тоже отличная стоянка (поляна, родник). Если идти по этой дороге дальше, то через 20 мин. будет тропа вверх на "Чёртовы ворота". До скал подниматься 30мин. 1/3 подъёма - курумник (большие каменные россыпи).

Тропы на вершины меченные. На деревьях завязаны красные или белые ленточки, а в курумниках стоят туры (пирамидки из камней). На вершине хребта стоит деревянная вышка 8 м. Сама вершина плоская и не очень интересная. Гораздо интереснее на скалах "Чёртовы ворота" (985 м). Там будет интересно и скалолазам. Между вершиной и "воротами" есть меченая тропа, которая идёт по вершине хребта. Удачи!

Дневник похода

1 день 26.08

В 12:45 прибыли в Карабаш на станцию. Погода солнечная и теплая. Около вокзала у колонки сделали перекус. В 13:45 вышли по направлению к Богородскому пруду. Перешли через плотину и повернули на право. В 14:50 вышли на крупную песчаную дорогу. Перешли мост через р. Сак-Элга. В 15:00 сошли с дороги на лево по тропе и рванули через лес (срезаем угол), правда, сначала сделали привал. Вышли на дорогу (уже за заворотом). В 16:30 привал. В 16:50 развилка и через 5 мин поляна с ручьём. Делаем привал. За родником развилка. Идём по основной дороге на право.

Далее нужно быть особенно внимательным. Макс уже ходил по этой дороге, но мы всё равно сбились с неё и ушли на право. Но всё это мы поняли позднее. Дальше начинаются скитания.

В 17:25 пересекаем просеку. Эта просека знакома. Мы ходили по ней зимой. Она идёт ровно на вершину. Но летом идти по ней очень трудно, т.к. заболочена. Мы идём дальше по дороге. В 18:10 вышли на какую то дорогу и сделали привал. Дальше идёт очень много развилок. Чувствуем, что уходим левее и стараемся всегда поворачивать на лево. В 20:30 дорога завела нас на какой то перевальчик и кончилась! Решаем вставать на стоянку. Заходим в лес. По бурелому из болотца течёт ручей. Вода жёлтая. Наши девушки сказали, что пить эту воду не будут. После Приполярного Урала мне и Максу такая стоянка -просто рай. Устроили вполне нормальное стойло. Сварили макароны. Ночь тёплая. Уснули около часа.

2 день 27.08

Встали в 8:30. Погода отличная - солнце. Сварили расовую кашу. Выход в 11:00. Так как дорога кончилась, то идём по азимуту 280 через бурелом. В 11:25 вышли на заросшую дорогу. Привал. Идём дальше по азимуту. Приходиться идти немного вверх. Скоро пошёл совсем крутой подъём. Наши девчонки устали. Скорость передвижения никакая. появился курумник. В 15:15 мы на вершине хребта с рюкзаками. Мы находимся на первых скалах с севера. Планировали выдти к "воротам", а вышли севернее. Немного отдыхаем и идём по хребту на юг. Через 40 мин находимся на следующих скалах. Лазеем, фотографируемся. Но "Чёртовы ворота" ещё впереди. Идём дальше.

Танька совсем устала. Макс и Костя смело чешут по хребту через лес с компасом и картой вперёд. Больше компасов нет. Я жду Ольгу и мы идём второй парой. За нами ковыляют супруги Ковригины. Расстояние между нами такое, что только иногда слышно голоса.

До "Чёртовых ворот" примерно 40 мин ходьбы. Мы с Ольгой выходим на натоптанную тропу. Я думаю она идёт к скалам и мы смело идём вперёд, даже не представляя где остальные. Через 0,5 часа ходьбы меня останавливает большая целая паутина. Если бы здесь проходили Максим и Костя, то она была бы сорвана. Значит, наши по этой тропе не ходили. Тропа немного спустилась вниз с хребта. Я оставляю Ольгу с рюкзаками, а сам иду вверх перпендикулярно тропе. Через 10 мин и на вершине. О чудо, я оказался прямо на скалах! Как хорошо, что именно в этом месте я свернул с тропы и пошёл вверх. На "Чёртовых воротах никого нет . Время 18:30. Оставляю записку, что скоро придём и возвращаюсь на тропу. В 19:00 мы с Ольгой у цели одни. Через некоторое время слышны голоса. И только к 20:00 остальные члены группы выходят к скалам.

Оказывается, Макс и Костя промахнулись и проскочили скалы и прошли до самой вершины - вышки! Не слабо. А Таня с Саней проходили мимо скал! Но услышав голос Макса где то далеко впереди пошли за ним. Они вообще не знали что мы ищем и куда нужно идти. С вышки Макс и Кося увидели на сколько они перешли вперёд и рванули обратно, встретив по дороге замученных супругов. Дальше уже они услышали голоса (мой и Ольги). Погода и видимость была отличная. Пока остальные члены группы бродили в поисках по лесу, наша парочка на вершине наслаждалась друг другом и окружающеё красотой.

Когда все собрались, ты было принято решение разделиться. В начале в наш планируемый маршрут входило ещё посещение Киалимского кардона и г. Дальний Таганай. Но. т.к. мы очень много времени потеряли на Юрму (планировался 1,5 дня), то мы не укладывались в график, потом, девушки устали, да и желательно было вернуться на день раньше. По этому Максим и Костя решили идти в Златоуст, а все остальные в Карабаш. К 20:40 мы разделили веши и продукты и попрощались.

В 10:30 мы вышли с тропы на догогу. Только к 23:00, уже в темноте мы добрались до долгожданной стоянки. Танька уже без рюкзака еле ползла. Сварили макароны. Спать легли в 1:30.

3 день 28.08

Встали в 9:00. Мы с Ольгой решили сходить ещё раз на "Чёртовы ворота" и на вершину. Таня и Саня остались в лагере. От стоянки 20 мин до тропы. В 11:50 на скалах. Полазали и пошли по хребту на лево на вершину по тропе. В 12:25 на вышке. Спускаемся от вершины по тропе вниз. В 13:20 находимся на дороге. 15 мин на север по дороге и мы в лагере. Там уже готовиться обед. В 15:45 пошли по дороге к Карабашу. В 17:45 находимся у родника. Ещё через 1,5 часа у моста р. Сак-Элга. У реки встаём на ночлег. До вокзала 20-30 мин. В 2:00 супруги ложатся спать, а Ольга и Я сидим у костра до утра.

4 день 29.08

В 7:00 варим завтрак и в 8:00 выходим. Благополучно садимся на поезд на 8:45.

Максим и Костя прошли г. Дальний Таганай (траверс), Круглицу (траверс), Откликной гребень, г. Малый Таганай и приходят в Златоуст.

Послесловие

хр. Юрма - не просто гора. Название Юрма переводиться как "не ходи". С Юрмой связано достаточно много загадочных историй. Я был там 2 раза. В первый - нас не пускала погода. Причём, погода портилась при подъёме, и исправлялась при спуске. Второй раз (этот) мы как-то умудрились сбиться с дороги. Макс был до этого 2 раза. И 2 раза были инценденты с погодой (внизу светло, поднялся - дождь) - чертавщина какая то.