Сплав по реке Усьва. 2001г.

Прислал: Маслов Дмитрий

Отчет о водном походе по реке Усьва
июль 2001

Участок реки – от пос. Средняя Усьва до ст. Усьва.
Количество участников – 10.
Предшествующий опыт группы – некатегорийные походы и походы 1 к.с.

Грузовик, на котором мы приехали из Теплой Горы. И собственно мы.

    1. Снаряжение

Байдарки – Таймень-3, 2xТаймень-2,  Вуокса-2.
Вуокса показала себя превосходно – не была пробита ни разу, плюс сидит она выше, чем Таймень. Таймени все были подраны достаточно сильно, клеились много и часто. Одна из Тайменей-двушек не была заранее пролеена, в результате ее шкура восстановлению не подлежала и ее команде пришлось сойти с маршрута.
Остальные байды проклеивались вдоль стрингеров и кильсона, между каркасом и шкурой прокладывались коврики – это очень себя оправдывает.
Использовали клей марки 88-НТ, который очень хорошо себя показал – намертво держит заплатку уже через 40 минут после заклеивания (хотя по инструкции надо выдерживать 24 часа).
Также пригодились фартуки.
Брали с собой каски, спасжилеты и спасконец, поскольку не имели четкого представления о сложности Усьвы в летний период. Реально все это не пригодилось.

    2. Заброска и выход с маршрута

Добирались из Самары поездом до Екатеринбурга (Свердловска). От Перми до Усьвы ехать ближе, но прямых поездов из Самары в Пермь нет. От Екатеринбурга поездом Свердловск – Соликамск до ст. Теплая Гора. От Теплой Горы до Средней Усьвы регулярного сообщения нет, но в Теплой Горе нетрудно найти машину.

От Средней Усьвы до пос. Безгодово никаких населенных пунктов на Усьве нет. От Безгодово ходит рейсовый автобус до ст. Усьва, но не каждый день, и желающих уехать много.
Плыть мы собирались либо до ст. Усьва, либо до ст.Чусовская, от последней были взяты обратные билеты. Если плыть до ст.Усьва, то до Чусовской можно добраться электричкой. Участок реки от ст.Усьва до ст.Чусовская более спокойный, но с живописными берегами.

    3. Описание маршрута

    15.07. Отправление из Самары на поезде Адлер-Нижний Тагил.
    16.07. Утром были в Свердловске. Вещи сдали в камеру хранения. Вообще стандартная стоимость – 30 руб./сут., но оптом сторговались по 25 руб./сут. Весь день гуляли по городу. Ходили в Геологический музей, отведали армянской кухни в закусочной “Витязь”, угол Московской и Челюскинцев. Вечером сели на поезд Свердловск-Соликамск.
    17.07. В 3:06 по местному времени (Московское+2 часа) были в Теплой Горе. Ночевали на вокзале. В 8:00 пошли искать машину. Машину можно найти либо в леспромхозе (тел. (3422) 913925, телефоны леспромхозов и др. ищутся здесь: http://www.permcnti.ru/base/search_p.shtml), либо найти частника. Леспромхоз заломил цену 3500 рублей. Нашли частника, который возит туристов на Усьву в КамАЗе, но в тот день он был занят (основная часть поселка находится на противополжной от станции стороне от железнодорожных путей, а мужик, который возит туристов на КамАЗе, живет на той же стороне, что и станция). Узнали у него, что он берет 2000 руб., – это уже лучше. После 3 часов поисков нашли грузовик за 2000 – переделанная пожарная машина с двойной кабиной. В 13:00 выехали. Через 3,5 часа были в Средней Усьве (70 км по грунтовке). Собрали байдарки.
    Уровень воды в Усьве несколько низковат, байдарки скребут по камням, но идти везде можно. Местные сказали, что нам повезло, две недели до нашего приезда шли дожди и уровень поднялся.
Отплыли от деревни и встали на ночлег за мостом. Дождь, но тепло. Темнеет очень поздно, примерно в 23:30 по местному времени.

Усьва в верховье

    18.07. Солнечно. Хорошая погода. Вышли в 13:00. Проплыли автомобильный мост. Воды достаточно, течение быстрое. В русле много камней, приходится выбирать дорогу между ними. За весь день (и за весь маршрут) встретился единственный завал, который пришлось обносить. Тут же первый раз клеились. К этому радостному событию приурочили обед. После обеда – первый оверкиль. На повороте байдарку прижало к березе и перевернуло. Через некоторое время еще на одном повороте Таймень-трешку прижало к наклонному дереву – в результате второй оверкиль, да к тому же байду течением сломало пополам об это же дерево. Сказалось отстутсвие опыта отгребания от прижимов. Шкура осталась цела, сломалась одна секция кильсона, 4 стрингера, сильно погнулись фальшборта. Встали на ночлег чиниться чуть ниже устья реки Сурья. Сломанные металлические части каркаса укрепляли палками. Вечером очень сильная роса и клеиться невозможно. Поэтому дыры штопали и клеили утром.

Сломанная байдарка

    Отмечали день рождения одного из участников похода. Варили глинтвейн. Рецепт: красное вино (желательно крепленое), сахар (10 столовых ложек на бутылку), 1 лимон на бут, 20 шт. гвоздики, корица и мускатный орех. Все перемешивается и доводится почти до кипения (или возгорания). Пьется горячим.
    19.07. Вышли в 14:00. Сломанная байда слегка забирает вправо и низко сидит корма. Прошли мост в Нижней Усьве, реку Малая Хариусная. Местные ловят хариуса (сволочи!). Мы брали с собой спиннинги и удочки, которые оказались бесполезными – ловить надо на кораблик. Встали на ночлег на левом берегу на плановую стоянку.
    20.07. Выправили выпирающие стрингеры у сломанной байды, чтобы она шла ровнее. По-другому загрузили (освободили корму и нагрузили центр), чтобы поднять корму. Теперь она поплыла как новенькая! Проплыли реку Большая Хариусная.

Гора

Встретили полуразрушенный мост и рядом новый, низкий. Из отчетов следовало, что вскоре должны быть Сухие пороги. Через некоторое время услышали шум первой ступени. Причалили к правому берегу, сделали разведку. Перепад не большой, но ввиду отсутствия опыта группы, первую байду полностью разгрузили и страховали спасконцом. Проход вдоль правого берега, по основной струе.

Первая ступень Сухих порогов

Следом  прошли еще две байды, а непроклеенную Таймень-двушку, уже сильно продранную на тот момент проводили между камней вдоль берега – в порог не пошли.
За первой ступенью тянулся длинный мелкий перекат с большим количеством камней. Это было самое мелкое место на всем маршруте. На Вуоксе прошли нормально, Таймени же приходилось проводить очень часто. Перед второй ступенью на левом берегу имеется отличная плановая стоянка, но она была занята – там уже стояли две группы. Пытались узнать у них дорогу на г.Сев. Басег, т.к. сами планировали радиалку туда. Выяснили, что тропы они не нашли. Пытались пройти напрямик по азимуту, но вернулись ни с чем.
    Поплыли дальше в поисках стоянки. Прошли вторую ступень Сухих порогов. Разведку не делали, все просматривалось с воды. Уровень воды ниже, чем на первой ступени.
Встали на ночлег на левом каменистом берегу.
    21.07. Дневка. Клеили байды. Делали баню. Баня – это вещь! Делали очень просто: две пары скрещенных весел с натянутой веревкой в качестве конька обматывали куском полиэтилена 3x4 метра. С одной стороны делали вход, с другой забрасывали камни. Сторону, откуда бросали горячие камни, закрывали не полиэтиленом, а брезентом (упаковка Тайменей). Внутри делали ямку для горячих камней. Снаружи выложили колодец из камней, внутри развели костер. Когда камни прогрелись, веслом забрасывали их внутрь, приподнимая брезент. Ну а там понятно – водичка на камушки, еловые веники. Попарились – и в речку по расчищенной от крупных камней дорожке.
    На берегу хвойный лес - ель, пихта, кедр. Проходим очень тяжело. Лазили на близлежащую горку – все завалено бревнами, свободных участков земли практически нет. В лесу к своему удивлению наткнулись на куст красной смородины. Встречается черника. Очень много кустов малины, но вся она была зеленая.
    22.07. Выплыли. К обеду были на урочище Побоище. Чуть не проскочили мимо резных столбиков, которые там стоят – они довольно маленькие и прячутся за кустами.

Урочище Побоище

Пообедали. Проплыли еще пару часов и встали на левом берегу на стоянку. Место отличное. Широкий каменистый берег с видом на скалы на противоположной стороне. Видели, как ездят местные на КрАЗах на сенокос. Грузовик перезжал реку поперек, местами ехал прямо по руслу – дороги-то нет!
    Непроклеенная двушка приказала долго жить. Люди! Не забывайте пролеить байду перед походом на Урал. Шкура выглядела как набор отдельных полосок из резины. Посовещались, как быть дальше. До Безгодово оставалось 20 км, но пройти их пешком предстояло без дороги по берегу, который не везде к этому приспособлен. Оставили экипажу пострадавшей байдарки сухой паек на 2 дня и запас денег на попутные машины (лесовозы там периодически встречались).
    23.07. Как выяснилось по возвращении в город, через 500 метров пешего пути оставшихся троих подобрал лесовоз до Безгодово и через 2 дня они были в Самаре.

Выплыли на трех байдарках всемером. Река стала глубже и спокойнее. В 17:00 были в Безгодово. В деревне есть два магазина (оба в одной избе), почта. Хлеб завозят редко, но зато пекут по домам. Мы, погуляв по деревне и пообщавшись с местными жителями, купили свежего хлеба, творога, молока и т.д.
    В 19:30 выплыли из Безгодово и встали на стоянку несколько километров ниже моста. За прошедший день достаточно сильно продрали байды и решили на следующий день клеиться.

Клеились много и часто

    24.07. Дежурные утром отправились в радиалку в Безгодово (“…мы посылали наверх парламентера за вином, за хлебом и за травой…”). Ужин прошел успешно.
    25.07. Выплыли. Холодно. Сильный ветер. Пасмурно. Проплыли 3,5 часа и встали обедать. Решили после обеда искать место для бани. Через полчаса наткнулись на отличную плановую стоянку на левом берегу. Здесь и заночевали.
    26.07. Дневка. Холодно. Делали баню. Сделали. В холод оно пошло вдвойне приятно. Ночью было около 10°C.

Баня

    27.07. Прошли пос. Громовой (дачный поселок). Река стала значительно уже и глубже. Течение более быстрое. Дошли до Шумихинского переката. Валы, пена, мощное течение. Проходится просто и весело. Времени остается много, послали гонцов в пос.Шумихинский. Вот здесь хочется отдельно остановиться на доброжелательности местных жителей. Нашим гонцам почти бесплатно налили молока, дали творога. А милая бабуля приглашала зайти в дом и, подмигивая, предлагала выпить спиртику. До берега всех довезли на мотоцикле.
А потом с восхищением говорили нам “Да, мы по телевизору видели, туристы – это такие люди, которые у костра под гитару поют…”
Встали на ночлег чуть ниже села.
    28.07. Дошли до Усьвинского порога. Речка стала совсем узкой, а течение быстрым. Порог мощнее, чем Сухие пороги, но проходится проще. Провели разведку по левому берегу. Прошли все три байды, потом мы разгрузили “трешку” и посадили прокатиться чисто женский экипаж.
 
Усьвинский порог Усьвинский порог Усьвинский порог

Усьвинский порог

Купание в Усьвинском пороге

После Усьвинского порога следуют несколько перекатов с прижимами к правому берегу. Затем сразу начинается поселок Усьва. Проплыли три моста – пешеходный, шоссейный и железнодорожный. За железнодорожным мостом встали сушиться. Наиболее подходящее для этого место – на левом берегу, хотя станция на правом (всегда можно перейти по железнодорожному мосту). Двое искателей приключений воплотили в жизнь свою детскую мечту – сходили ночью на кладбище в Усьве.
    29.07. Сушились. Разбирались (не с местными, а байды). Лазили на горку на правом берегу.

Река и поселок Усьва

    30.07. Электричкой доехали до Чусового. До поезда оставлось 5 часов. Камера хранения как таковая отсутствовала. Решили поделиться на две группы и по очереди дежурить. Первая группа пошла гулять, залезла на местную вершину и обозревала оттуда окрестности. Вторая осталась караулить вещи, при этом пела песни и танцевала венский вальс на привокзальной площади под удивленными взглядами таксистов. Потом поменялись. В смысле, первые вещи караулили, а вторые в Чусовой купались. Вечером уехали на поезде Соликамск – Свердловск.
    31.07. Прибытие в Свердловск. Гуляли по набережной. Вновь посетили “Витязь”. Вечером уехали на поезде Свердловск – Симферополь.
    01.08. Прибыли в Самару. Вышли из поезда, хотя было сильное желание ехать до Симферополя. Вечером встретились на набережной всей группой.
 

Контактные адреса участников похода:
    Маслов Дмитрий - dmaslov@industrialauto.ru
    Шерешевский Лев - leo@industrialauto.ru
    Занин Иван - ivan@sms-samara.ru