Подъезд к началу маршрута на поезде № 226 "Москва - Серов" до ст.Лаки.
Отправление из Кирова в 9.22, прибытие в Лаки в 1.07.Далее на вахтовке (приходит
к каждому поезду) до пос.Сараны. До реки от поселка около 2 км, поэтому сразу
договорились с водителем о заброске до реки.
Сплав
начали от водокачки у пос.Сараны, недалеко от которой начинается остров. За ним
длинная шивера. Стоячие волны высотой до 0,5 м образуются у надводных и
подводных камней. Путь хорошо просматривается с воды. По левому берегу стоят
отвесные скалы, к которым сильно прижимает. Течение быстрое, идти лучше по
центру. Следует опасаться нависающих над водой деревьев.
Через 5
км остров, который прошли левой протокой. За ним скалы (п), дальше шивера со
стоячими волнами высотой до 0,5 м. Реку пересекает телефонная линия, от которой
тянется плес до Тамбовского моста. Ниже в Вижай впадает р.Пестерок, а еще через
1 км р.Песчанка (рядом с ж.-д. мостом узкоколейки). Русло петляет, в одной из
петель русло р.Гороженка (п).
В 10 км от моста река течет в
довольно широкой долине, невысокие берега поросли еловой тайгой. Течение
быстрое. Дальше долина сужается. Невысокие, поросшие лесом горы подступают к
реке. До пос.Пашия (около 70 км) селений нет.
В 8-10 км
от моста - первый порог, через 10-11 км после него - второй, затем через 18 км -
третий. Пороги первый и второй можно определить только по бурунам, которые
образуются от крупных камней. Третий порог выражен более отчетливо. Прошли без
разведки, в малую воду желательна разведка. После третьего порога (через 2 км)
деревянный мост, вскоре после которого начинается бурный четвертый порог
протяженностью 1,5-2 км. Он начинается длинной шиверой и требует разведки. Порог
начинается на крутом правом повороте реки, где на несколько метров в русло
выступает береговая скала. Заранее уйти вправо мешают крупные камни. Разведку
провели по правому берегу. Страховка с берега "морковкой" в конце
порога.
Дальше до пос.Пашия серьезных
препятствий нет, за исключением множества отдельных камней в русле и прижимов.
Перед поселком несколько мостов. В его черте в р.Вижай впадает Пашийка
(п).
Сразу после низкого ж.-д.
моста у металлургического завода начинается довольно большой и опасный Пашийский
прижим (л), который оканчивается за автодорожным мостом. Прижим начинается
напротив завода, река здесь сужается и поворачивает налево. Байдарки на большой
скорости выносит к автодорожному мосту, где надо уйти от его опоры. Проходили
слева от быка. Примерно в 100 м от моста был выставлен сигнальщик, который
корректировал линию движения байдарки, чтобы вовремя уйти от быка. Заранее уйти
влево мешают глыбы шлака, арматура и камни. Страховка "морковкой" с берега сразу
за мостом. В 250 м от моста едва различимый небольшой, но опасный порог, с
открытыми камнями и глыбами шлака, который более отчетливо виден только вблизи.
После порога сразу ушли к левому (но не вплотную - здесь встречаются глыбы
шлака) берегу. За мостом русло расширяется и разбивается на два рукава с
островом посередине.
Ниже поселка стоит скала
Мал.Воронки (л), еще через 1 км группа скал Филенки. Возле них река делает
излучину, где над водой на высоту 100 м взметнулись скалы Бол.Воронки. На высоте
32 м находится вход в большую Пашийскую пещеру. Ниже пос.Пашия на протяжении
40-45 км долина загромождена отвалами (следы работы драги), среди которых река
петляет, образуя крутые повороты, заводи, тупики. Сложных препятствий нет. На
байдарке идти интересно: много неожиданных поворотов, быстрых, но неопасных в
большую воду перекатов и прижимов.
От скал Бол.Воронки река
течет на север почти по прямому коридору. Затем резко поворачивает, принимая в
излучине р.Лесовая. Здесь же скалы Зароды (п), выше которых выступающая в русло
скала-боец. За ней Вижай делает еще одну четырехкилометровую петлю. По пути
встречаются разрушенные плотины, поднимавшие воду для драги, которые в большую
воду проходить нетрудно. Русло на этом участке часто делится на два рукава, не
сообщающихся друг с другом на протяжении нескольких километров. Шли левыми
протоками.
Через 2 км после Косой Речки
река описывает девятикилометровую петлю, протекая весной при большой воде по
излучине (летом на протяжении 300 м вода течет под землей, по перемычке). В
северной части излучины устье р.Суходолка, от которой Вижай течет на юго-запад,
поворачивая затем на север. Перешеек второй петли менее 100 м. Через 2 км река
принимает приток Калановка (л) с хорошей стоянкой в устье.
Ниже старая плотина с проходным сливом. Дальше, где не работала драга, плыть
легче. Русло значительно расширяется, берега поросли хвойным лесом. Петли реки
становятся более плавными, за устьем р.Рассольная (п) Вижай поворачивает на
запад.
Через 3 км у скал русло резко
отклоняется на юг, потом - на восток, образуя плавную 800-метровую излучину.
Большой остров лучше обходить слева, далее два притока Скальная и Мал.Скальная
(л). Затем Вижай течет прямо, с хорошей скоростью и у южных отрогов хребта Белый
Спой уходит на юг. Река, петляя еще несколько раз, принимает р.Гремячка и через
4 км впадает в р.Вильва. Сразу за устьем Вижая большой автодорожный мост через
Вильву. Далее до г.Чусовой сильное течение без препятствий.
Выход с маршрута на поезде № 69 "Нижний Тагил - Москва". Отправление из Чусового
в 0.45, прибытие в Киров в 12.38.
PS 1.Протяженность
маршрута 120 км.
2.Категория сложности -
вторая (байдарка, катамаран).
3.Лучшее время для сплава -
первая половина мая.
4.Все вопросы по маршруту
можно мылом 2:5056/27.2 Baranov Boris.