Река Юрюзань 93

Прислал: ???

Точка начала: Усть-Катав
Точка конца: Янган-Тау
Продолжительность: 6 дней (всего 4 стоянки, 1 дневка)
Расстояние по воде: 95 км
Участники: 10 человек и Капка (Колям, Светка, Рафаэль, Тим, Рустик, Гоша, Козлов, Серж, Сашка, Я)
Плавсредства: две лодки ЛЭ-3М, двухместка "Нырок", очередная экспериментальная лодка Козлова (не "Пароход")

Сплав по Юрюзани начался неожиданно быстро и также неожиданно быстро закончился. Начнем с того, что мы встали на воду уже через 4 часа после того как выехали на поезде из Уфы. Поезд останавливался прямо у моста через Юрюзань! Мы планировали доплыть до Малояза дней за семь. Какого-же было наше удивление, когда мы выскочили в Малояз уже на четвертый день. И это при том, что мы сделали одну дневку! То ли река была быстрая, то ли мы гребли лишнего, но факт остается фактом - мы прошли 70 км за три дневных перехода. Однако обо всем по порядку.

На этот сплав мы полностью обновили свои плавсредства. На этот раз мы взяли две лодки ЛЭ-3М, которые были просто созданы для сплава - высокие борта, большие баллоны, надувное дно, маленькая осадка. Козлов взял очередную экспериментальную лодку. Эта лодка представляла из себя 5 баллонов диаметром примерно 30 см. Три баллона были скреплены вместе и представляли собой дно чудовища. Оставшиеся два баллона были прикреплены сверху и представляли собой борта. Как и на "пароходе", на этой лодке стояли стальные уключины с навинчивающимися гайками, к которым крепились большие алюминевые весла.

Эпопея с веслами или проделки Козлова

Кстати о веслах. Кроме Козлова, который греб большими алюминевыми веслами и двух лодок на которых гребли обычными пластмассовыми веслами была еще наша лодка на которой мы гребли узкими деревянными веслами. Узкие деревянные весла представляли собой, выломанные здесь же в Усть-Катаве из забора, доски. Естественно мы и не предполагали, что нам придется столкнуться с такой проблемой, тем более, что в городе мы взяли с собой достаточно весел на все лодки. Потом выяснилось, что во время сборов, кто-то засунул одну пару в чехол к Козлову, а когда мы выгружались из машины на вокзале в Уфе, Козлов заметил эти весла и, со словами "На хера мне две пары весел", забросил весла обратно в машину. Ему показалось, что это он случайно взял из дома вторые весла. Хорошо, что никто не положил к Козлову свой спальник или мешок с одеждой...

Когда мы приехали в Усть-Катав, первое что мы увидели это была река Юрюзань. Поезд стоял прямо перед мостом через реку. Мы спустились вниз и начали надувать лодки. Усть-Катав был довольно крупным городом и всем нетерпелось уплыть из цивилизации. В процессе подготовки к сплаву выяснилась недостача в веслах, за что Козлова чуть не казнили прямо на месте. Нужно было, что-то делать и Рустик убежал на поиски подходящего заменителя. Вернулся он с парой досок, выдернутых из какого-то штакетника. Грести доской было довольно неудобно, и на первой же стоянке доски были обработаны топором и обожжены в костре. В результате появилось некое подобие весел с довольно гладкой ручкой, от которой руки чернели, как от угля. В конце концов самодельные весла были настолько хорошо отполированы руками, что жалко было их выбрасывать.

Итак, Козлов с Серегой плыли на лодке Козлова. Рустик, Рафаэль и Сашка плыли на ЛЭ-3М Рустика, которая для простоты была названа "Красный Перец", видимо из-за красного цвета. На второй ЛЭ-3М плыли Гоша, Тим и я. Эта лодка была названа "Вождь Краснокожих" отчасти из-за того же красного цвета, а отчасти от того, что это была лодка Гоши, а его еще в школе довольно долго называли Вождем. Этим именем его наградили после коллективного просмотра фильма Милоша Формана "Полет над гнездом кукушки". Колям со Светкой и Капкой плыли на новой двухместке "Нырок", которая также имела надувное дно. Парадоксально, но такая мощная экипировка оказалась ни к чему на Юрюзани. Все преимущества надувного дна становились несущественными на глубине больше 30 см., а на Юрюзани меньше полуметра нигде не было. Река была грязновата и плотно заселена. По берегу почти постоянно шла дорога и мы с трудом находили относительно дикие стоянки.

Первая стоянка была сделана на правом берегу у скалы. По карте в этом месте был прижим, но к июлю вода уже сошла и Юрюзань была неприлично спокойна и медлительна в этом месте. Кое-что впрочем напоминало о том, что по весне здесь бушевала стихия. Прямо на скале под которой мы встали на высоте около трех метров от поверхности воды висела мемориальная табличка погибшему на этом прижиме некоему Привалову. Подхода к воде не было вообще и мы высаживались прямо с лодок.

Вторая стоянка также была на правом берегу. Едва мы поставили палатки пошел дождь и тут выянилось что Колям поставил свою палатку в низинке и под нее натекла вода. Поскольку дно было непромокаемым, ребята смогли оценить все достоинства и недостатаки водной постели. Видимо недостатков оказалось больше, поскольку Колям переставил палатку на другое место. Дождь потихоньку моросил, но не мешал находиться у костра. Тем более Тим взял с собой пару очень удобных армейских плащ-палаток, которые нам хорошо послужили в том походе. Тим также взял с собой фляжку со спиртом и мы добавляли его в чай. В сочетании с крепкой Гошиной заваркой, ложка спирта на стакан давала неповторимый аромат. Под вечер дождь прекратился, а Светка с Сашкой напились водки и развеселились не на шутку. Утром все проснулись поздно и мы выплыли только в обед.

Приход свиньи и другие сюрпризы

После третьего перехода мы сделали дневку. Это было достаточно чистое место под горой на правом берегу. Через лес шла заросшая тропинка, но мы не придали этому значения. На следующий день по этой тропинке по направлению вниз по реке прошла, кто бы вы думали? Самая обычная домашняя свинья. Мы посмеялись и подумали, что животное потерялось и живет дикой жизнью. Днем ребята сходили на гору и принесли несколько белых грибов. Мы сварили такой плотный, вкусный и наваристый суп, что после еды все лежали и балдели. Прямо у берега хорошо брала какая-то мелкая рыба типа бакли, и Гоша с Рустиком наловили на пару сковородок. Рыбу почистили и Колям пожарил ее на масле в сухарях и с луком.

Вечером по тропинке в обратном направлении снова прошла свинья. Мы призадумались и решили, что свинья ходит между двумя деревнями - то ли в гости, то ли почту носит. Рустик сказал, что если она пройдет еще раз, он нас накормит шашлыком. На следующее утро свинья пришла снова. На этот раз она бесцеремонно копалась в вещах у палатки и даже сорвала полиэтилен. Капка бегала вокруг и лаяла на свинью. Из палатки вылез хмурый Рустик и сказал, что сначала свинью нужно приучить к топору. Он взял в одну руку топор, в другую хлеб и пошел кормить скотину. Свинья близко не подходила и к топору не привыкала. Дальше этих уроков дело не зашло и свинья избежала страшной участи.

Гоша тогда брал с собой кинокамеру и мы засняли минисценку "Охота на свинью" с Рустиком в роли Свиньи и Колямом в роли охотника. Капка носилась вокруг и лаяла пока Рустик на четвереньках забегал в поставленную Колямом петлю.

Утром второго дня Рустик пошел к реке и обнаружил, что вода поднялась и унесла с собой одно из наших самодельных весел. В связи с этой утратой Тим перестал грести, что вызвало во мне смешанные чувства. Грести одному было тяжелее, но с другой стороны на предыдущем переходе Тим смахнул веслом на перекате у меня с плеч тельняшку и я был рад что его весло больше не будет свистеть у меня над ухом. Проплыв немного мы выплыли к деревне В. Лука. Там мы купили полный котелок яиц. Яйца не прожили долго, ибо Колям вскоре, запрыгивая в лодку, наступил в котелок ногой. Получившийся омлет из пятидесяти яиц пришлось выбросить. Пока мы стояли под деревней, пошел дождь. Мы накрылись полиэтиленом и плащ-палатками и тихо плыли по течению. Дождь все не прекращался и из всех лодок продолжал грести только Козлов. Вскоре он скрылся из глаз. Остальные сильно промокнув и замерзнув остановились на левом берегу, чтобы разжечь костер и выпить водки. Рустик поленился выходить из лодки и уснул пригревшись под полиэтиленом.

Мы выпили водочки, закусили охотничьими колбасками и развели костер. Дождь перестал, выглянуло солнце и мы выплыли. Вскоре мы догнали Козлова. Они с Серегой не видели как обогнали нас и теперь не знали, что делать - грести дальше или остановиться и ждать нас. Наконец они остановились и пока ждали нас сожрали банку сгущенки о чем признались только после похода.

Мы причалили к горе на правом берегу и поднялись наверх. С горы открылся вид на большое село, которое судя по карте могло быть только нашим предполагаемым конечным пунктом Малоязом. Мы были ошарашены. Никому еще не хотелось домой. Следующим местом на карте, откуда должен был ходить транспорт был санаторий Янган-Тау, что в переводе означает Дымящаяся Гора. Там действительно выходили какие-то целебные газы. Недалеко от Янган-Тау был знаменитый источник Кургазак и мы решили, что вкупе с нежеланием ехать домой эти факты являляются достаточным основанием для того, чтобы плыть дальше.

Дело однако было к вечеру и нужно было выплывать из Малояза и искать стоянку. Это оказалось довольно трудным делом. С одной стороны была деревня, с другой - крутая гора с лесом. Все были голодны и мы перекусили прямо на воде. Необычайно вкусными показались хлеб намазанный майонезом и сырой репчатый лук.

Наконец мы выплыли из деревни и тут широкая река разделилась на два рукава. Левый рукав был довольно широк и мелок. Мы вошли в правый и оказались в совершенно другой реке. Это было удивительное ощущение. Река ничуть не была похожа на Юрюзань. Это был канал глубиной около метра и шириной около трех метров. С берегов свисали причудливые деревца и кустарники. Течение было очень сильное но не бурное. Воды не было слышно и вокруг стояла странная после шума перекатов тишина. Лодки шли как по маслу и вскоре мы выскочили обратно в Юрюзань.

Приличной стоянки мы так и не нашли. Уже почти стемнело, когда мы нашли, по крайней мере, ровное место, на котором можно было поставить палатки. На этом все преимущества стоянки заканчивались. Это была большая поляна с лужами и зарослями крапивы. Дров вокруг не было вообще, зато было много комаров и мошек. Кроме того на этой стоянке не было подхода к воде. Берег был обрывистый и под берегом была быстрая и глубокая протока. Мы с трудом зацепились за дерево выбросили вещи, вылезли сами и подняли лодки. Из-за быстрого течения, вода была настолько мутной, что в котелке имела радикально черный цвет. Чуть дальше, на другой стороне стояли какие-то пионеры и сильно шумели.

На следующий день мы выплыли с целью доплыть до Янган-Тау. По дороге мы остановились около источника Кургазак, набрали воды и погуляли по территории источника, которая была худождественно оформлена и содержала озерца, мостики, беседки и маленькие водопады. После набора воды из источника в нем было произведено коллективное омовение рук, голов и прочих частей тела.

Сумасшедшие туземцы Юрюзани и инцендент с коровьими экскрементами

Отплыв пару километров от Кургазака, мы столкнулись с проявлением недоброжелательности со стороны аборигенов. Какой-то пьяный мудак с металлическим протезом вместо одной руки начал орать с берега "Швартуйтесь к шестому причалу". Кусок берега, по которому он бегал, естественно не содержал никакого причала. Такого же приколиста мы уже встречали во время второго перехода. Он кричал: "Приставайте к берегу. Дальше водопад. . ." Два похожих случая на одной реке наводили на мысль о плохом ментальном здоровье туземцев.

Мы плыли дальше и вскоре доплыли до Янган-Тау. Санаторий Янган-Тау находился на вершине одноименной горы и туда нужно было идти пешком. Мы встали неподалеку и разбили лагерь. Потом мы с Козловым пошли в санаторий. Поход преследовал две цели. Во-первых нам нужно было узнать расписание автобусов и, по возможности, обеспечить завтрашний отъезд. Во-вторых, по непроверенным слухам в санатории отдыхали родители Ольги Кузнецовой и нам показалось уместным зайти и передать привет. Всю нужную информацию мы получили за пять минут в одном из корпусов. Дежурная по корпусу не только объяснила где и когда ходят автобусы, но и с большой радостью "заложила" Кузнецовых, которые действительно отдыхали в санатории в то время. В комнате их, однако, не оказалось и мы ушли обратно в лагерь.

Поляна на которой мы остановились изобиловала коровьими лепешками, по большей части сухими. В этот вечер с Серегой произошел обидный казус. Мы сидели у костра и орали песни. Тим играл "Sweet Home Chicago", а Серега в такт притоптывал ногой. Когда Тим перестал играть стало явственно слышно хлюпающие звуки доносящиеся из под ноги Сереги. Так Серега обнаружил, что не все коровьи лепешки были сухими...

Рано утром я разбудил Тима и мы пошли в санаторий за билетами. Купив билеты мы решили позвонить домой и пошли на почту, где и встретили отца Ольги. Нам была оказана огромная помощь с нашим отъездом. Дело в том, что автобус отходил прямо из санатория, а до санатория было два-с-лишним километра ходьбы в гору. При нашей загрузке плавсредствами это означало две ходки, но вместо этого было сделано два рейса на машине.

Перед отъездом Гоша испек, ставшие традиционными, блины. Все уже, однако, обожрались гречневой каши с тушенкой и блины пошли плохо. Часть пришлось выбросить вместе с недоеденной банкой сгущенки. Такого еще не случалось раньше. Из всех продуктов питания, сгущенка неизменно пользовалась наибольшей популярностью.

Автобус из Янган-Тау шел прямо в Уфу. Так закончился наш поход на Юрюзань.