О Т Ч Ё Т
о водном туристском спортивном походе
второй категории сложности
по реке Зилим
28 апреля – 8 мая 2000 года
Заключение МКК
Маршрутно-квалификационная комиссия Федерации спортивного туризма Оренбургской области рассмотрела отчет и считает, что поход соответствует заявленной второй категории сложности и может быть зачтён участникам и руководителю с выдачей справок.
Председатель МКК _____________ ( Фесенко А.П.
)(подпись) (Фамилия И.О.)
Штамп МКК
“ 6 ” июня 2000 г.1. Справочные сведения.
1.1. Проводящая организация: самодеятельная группа туристов города Оренбурга. Руководитель – Кривонос Андрей Владимирович.
1.2.
Вид туризма |
Категория сложности похода |
Протяженность активной части похода, км |
Продолжительность |
Сроки проведения |
|
общая |
ходовых дней |
||||
водный |
вторая |
165 |
11 |
8 |
с 28 апреля по 8 мая 2000 года |
1.3. Район, подрайон, массив похода.
Река Зилим протекает в районе Южного Урала по территории Республики Башкортостан. 1.4. Подробная нитка маршрута. Маршрут проходил от деревни Бутаево мимо посёлка Толпарово, деревни Зириклы до посёлка Имендяшево.1.5. Определяющие препятствия маршрута.
Вид препятствия |
Категория трудности |
Длина препят-ствия |
Характеристика препятствия |
Путь прохождения |
Порог –шивера |
3 (СР) |
7-8 км |
Кысык. Многокилометровая шивера, образованная при проходе реки Зилим через хребет Зильмердак. Русло шириной около 20 м, уклон 8-10 м/км, скорость течения 7-11 км/час. В местах сливов скорость течения 11-17 км/час, ширина 10-15 м, валы до 1,5 м. |
Проход порога-шиверы возмо-жен только в среднюю и большую воду. Организовать страховку трудно. Для предотвращения быстрого входа в порог целесообразно подходя к поворотам останавливаться и просматривать с берега прямые участки, как при первопрохож-дении. Прохождение шивер и сливов по центру. |
Перекаты, шиверы |
от 1 (Л) до 2 (П) |
до 100 м |
Большое количество камней в русле, валы до 0,7 м, сливы до 0,5 м. |
Возможно прохождение без разведки и без страховки. |
Прижимы |
от 1 (Л) до 2 (П) |
- |
Прижимы к скальным берегам. Часто сочетаются с шиверами. Самый замечательный – к Толпаровским скалам, длина которых около 1,5 км. Расположены приблизительно в 5-7 км от посёлка Толпарово. |
Возможно прохождение без разведки и без страховки. Прохождение на отрицательной скорости с резким уходом от скалы. |
Категория трудности препятствий определена согласно таблицы классификации водных препятствий, приведенной в сборнике “Русский турист. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998-2000 гг.”, Москва 1998, стр. 94 раздел 5.4 “ПАСПОРТ препятствия водного маршрута (порога, каскада порогов, каньона, участка)” и стр. 116 раздел “Таблица оценки трудности водных препятствий”.
1.6. Состав группы.
№ п/п |
Фамилия, имя, отчество |
Год рож-дения |
Домашний адрес |
Телефон |
Тур. опыт |
Обязанность в группе |
1 |
Кривонос Андрей Владимирович |
1969 |
г. Оренбург, улица Салмышская, дом 33, кв. 192. |
д.(3532)-62-31-62 р.(3532)-79-83-18 |
1 Р – р. Сакмара 1 Р - р. Урал, 2 Р – р. Сакмара |
руководитель |
2 |
Синявский Леонид Владимирович |
1969 |
г. Оренбург, улица Мира, дом 10А, кв. 71. |
д.(3532)-33-89-89 р.(3532)-77-34-38 |
1 У – р. Сакмара 1 У - р. Урал, 2 У – р. Сакмара |
хронограф |
3 |
Полилова Людмила Петровна |
1960 |
г. Оренбург, проспект Победы, дом 117, кв. 17. |
д.(3532)-35-70-02 р.(3532)-33-51-15 |
1 У – р. Сакмара 1 Р – р. Сакмара 2 У – р. Сакмара |
завхоз - кок |
4 |
Щербаков Александр Юрьевич |
1976 |
Оренбургская область, Переволоцкий район, с. Адамовка, средняя школа. |
р.(353-38)-2-35-31 |
Некатегорийные походы |
костровой |
5 |
Полилов Игорь Артурович |
1986 |
г. Оренбург, проспект Победы, дом 117, кв. 17. |
д.(3532)-35-70-02 |
1 У – р. Сакмара 1 У – р. Урал 1 У – р. Белая (ЮУ) |
метеоролог |
1.7. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.
Отчет хранится в Оренбургском городском спорттуркомитете по адресу 460000, г. Оренбург, переулок Мало-Торговый, дом 5, кабинет 3, тел. (3532)-77-22-81.
Имеется 45 минут видео и более 50 фотографий.
1.8. Поход рассмотрен МКК Оренбургской области (Код 156-00-33263330).
2. Содержание отчета.
2.1. Общая смысловая идея похода.
Среди рек Южного Урала с маршрутами второй категории сложности река Зилим является, наверное, самой красивой и необитаемой одновременно. При организации похода выбор пал именно на эту реку, поскольку красоты были “краем глаза” увидены руководителем при посещении пещеры “Победа” (самый конец маршрута, где Зилим вытекает из гор) и поскольку никто из ближайшего окружения группы на этом маршруте не был. Сыграло свою роль и описание маршрута, сделанное Алексеем Белоусовым, почерпнутое из компьютерной сети Интернет. Добрая половина групп, встретившихся на маршруте, плыла по этому описанию.
На удивление участникам похода, на маршруте было встречено много групп из разных уголков России
: две группы из Перми, три группы из Екатеринбурга, группы из Ульяновска и Чебоксар, по две группы из Челябинска и из Магнитогорска, много групп из Уфы, и что самое удивительное для участников похода, ещё две группы из Оренбурга.В “Перечне классифицированных туристских спортивных маршрутов на 1989-1992 годы” (после не переиздавался) данный маршрут значиться под номером 95 в разделе “Водный туризм” (стр.118). Маршрут, отличный от данного первыми 10-15 км там же имеет номер 96.
2.2. Варианты подъезда и отъезда.
Заброска и выброска на Зилиме довольно непроста. Однако, ничего недоступного в ней нет. В основном, все группы из центра России едут до Уфы. От Уфы раз в сутки в 20
:15 (Мск) идет поезд Уфа – Сибай. В районе 3 часов ночи (Мск) этот поезд прибывает на станцию Улу-Елга. Через эту станцию в районе 7:30 местного (разница с Мск + 2 часа) проходит рейсовый автобус Белорецк – Тукан. Второй такой автобус идёт в районе 16:30 местного. От Тукана до Зигазы (маршрут № 96 по “Перечню…”) или Бутаево (маршрут № 95 по “Перечню…”) надо нанимать “Урал” - вахтовку или “ГАЗ-66”, поскольку дорога проходима только для этих машин.Некоторые группы нанимали автобус прямо от турклуба до Тукана (группы из Екатеринбурга). Далее – “Урал” - вахтовка.
Наша группа, в целях экономии средств, учитывая дороговизну автотранспорта, забрасывалась не через Уфу, куда поезд из Оренбурга ходит только раз в неделю, а через Карталы, Магнитогорск, Белорецк. От Белорецка до Тукана ехали на названном выше автобусе. Далее – до Бутаево – “Уралом”.
Выброска происходит, в основном, от посёлка Имендяшево. От этого посёлка в 7 утра идёт автобус до Стерлитамака. В 16
:30 – 17 часов, но не каждый день (в какие именно дни – выяснить не удалось), оттуда же идёт автобус до Красноусольского. Если пройти от остановки посёлка Имендяшево 4 – 5 км до перекрёстка у посёлка Карагаево, то можно уехать на автобусах, идущих от посёлка Саитбаба. Все они идут в первой половине дня и следуют до Стерлитамака, Красноусольского, а в некоторые дни и до Уфы.Некоторые группы продолжают сплав до посёлка Юлуково или Красного Зилима. У тех, кто нам встретился на маршруте, в эти населённые пункты должен был подойти заказанный автотранспорт. Варианты хождения общественного транспорта от этих населённых пунктов нам неизвестны.
2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
В случае аварийной ситуации в начале маршрута, легче всего вернуться в деревню Бутаево. В средней части – попробовать выйти через Хайбуллино, ещё дальше – через Толпарово. В любом случае, ввиду малой населённости и отсутствия регулярного автобусного сообщения в этом районе, аварийная выброска с маршрута будет сопряжена со значительным пешим переходом и наёмом частного автотранспорта.
2.4. Изменения маршрута и их причины.
Заявленный маршрут был усложнён спелеологической составляющей. В результате уплотнения графика движения было высвобождено время для спуска в пещеру “Имени 30-летия Победы” (“Победа” или Киндерлинская). Других изменений маршрута не было.
2.5. График движения.
День пути |
Ходо- вой день |
Дата |
Участок пути |
Про-тя-жен-ность в км |
Чисто ходовое время |
Определяющие препятствия на участке |
Метеоусловия |
1 |
- |
28.04.2000. |
Поезд от г. Оренбурга до станции Карталы |
600 |
- |
- |
В Оренбурге – гроза и солнце t19 час=+20° C |
2 |
- |
29.04.2000. |
Электропоезд от станции Карталы до г. Магнитогорска Электропоезд от г. Магнито-горска до г. Белорецка |
160
100 |
-
- |
-
- |
На станции Карталы: t8час=+2° C. В Магнитогорске: t16час=от 0 до -2° C, снег, метель. В Белорецке: t21:30=+3° C |
3 |
1 |
30.04.2000. |
Автобус от г. Белорецка до пос. Тукан Автотранспорт от пос. Тукан до дер. Бутаево Сплав дер. Бутаево – 8 км ниже дер. Бутаево |
90
16
8 |
-
-
1 час 40 минут |
-
-
Узкая, извилистая река, повороты до 180° , “расчёски”, завалы |
Ночью – до -3° C, t8час воздух = 0° C, туман. Днём – солнечно, порывы ветра, t19час воздух= +10° C, t19час вода=+5° C |
4 |
2 |
01.05.2000. |
8 км ниже дер. Бутаево – последняя шивера порога Кысык |
16 |
5 часов |
До впадения р. Зигаза – завалы, "расчёски", резкие пово-роты. Порог-шивера Кысык. |
Утром – мелкий снег t7час воздух = 0° C, t15час воздух = +3° C, t15час вода = +3° C, t21час воздух = -1° C |
5 |
3 |
02.05.2000. |
Последняя шивера порога Кысык – 15 км ниже устья реки Большой Шишеняк |
35 |
3 часа 25 минут |
Окончание последней шиверы порога Кысык. 13 прижимов, 8 шивер, в т.ч. 5 со сливами |
Утром – снегопад, t7час воздух = -2° C. До полудня – переменная облачность, после полудня – снег “зарядами”, метель, видимост – 20-30 м. t15час воздух = +2° C, t15час вода = +3° C, t19час воздух = -1° C |
6 |
4 |
03.05.2000. |
15 км ниже устья реки Большой Шишеняк – 2 км выше пос. Толпарово |
45 |
6 часов |
12 прижимов, в т.ч. 1 – к Толпаровским скалам; 3 шиверы |
Ночью – обильный снегопад, глубина снега утром – 20-25 см t8час воздух = -2° C, t8час вода = +2° C. Постоянный снегопад, холодный ветер. t15час воздух = 0°C, t15час вода = +2° C, t21час воздух = -2° C |
7 |
5 |
04.05.2000. |
2 км выше пос. Толпарово – генеральный поворот Зилима на Запад |
35 |
5 часов 10 минут |
7 прижимов, 4 шиверы, 3 переката |
t7час воздух = -3° C. Переменная облачность. t15час воздух = +3° C, t15час вода = +3° C, t19час воздух = +2° C |
8 |
6 |
05.05.2000. |
Генеральный поворот Зилима на Запад – ручей Большая Киндерля (пещера “Победа”) |
18 |
3 часа 40 минут |
5 прижимов, 3 шеверы, 4 переката |
t9час воздух = +3° C, С утра – солнечно, днем – переменная облачность. t15час воздух = +8° C, t15час вода = +4° C, t19час воздух = +6° C |
9 |
7 |
06.05.2000. |
Спуск в пещеру “Победа” |
- |
- |
- |
Всю ночь шел дождь. t7час воздух = +3° C. Переменная облачность, временами – дождь. t15час воздух = +16° C, t15час вода = +6° C, t19час воздух = +11° C |
10 |
8 |
07.05.2000. |
Ручей Большая Киндерля – пос. Имендяшево Пешком до остановки автобуса Автобус от пос. Имендяшево до поворота на с. Родина Автотранспорт от поворот на с. Родина до станция Белое Озеро Поезд от станции Белое Озеро до г. Кумертау |
8
2
50
24
160 |
1 час 25 минут
-
-
-
- |
1 прижим, 1 перекат |
t8час воздух = +6° C,t8час вода = +6° C. Переменная облачность. t15час воздух = +12° C |
11 |
- |
08.05.2000. |
Автотранспорт от г. Кумертау до г. Оренбурга |
140 |
- |
- |
Временами дождь, t1час воздух = +4° C |
Итого активным способом передвижения: |
165 |
26 часов 20 минут |
2.6. Техническое описание прохождения группой маршрута.
28
апреля 2000 года. Пятница. Первый день пути.Поезд 222 Саратов-Челябинск, на котором наша небольшая группа начала своё путешествие, отправляется из Оренбурга в сторону станции Карталы в 19:15 (здесь и далее время местное, разница с Московским + 2 часа). До самого отправления ждали Давыдова Владислава, тоже заявленного на участие в этом походе, но напрасно: Владислав не смог решить проблемы на работе. С нами поехал лишний спальник и спасжилет. В Оренбурге тепло.
29 апреля 2000 года. Суббота. Второй день пути.
На станцию Карталы прибыли в 7:30. Сильно похолодало. В 9:00 на ближайшем электропоезде до г. Магнитогорска продолжаем свой путь. В Приложении 1 приведены расписания электропоездов/поездов на этом участке дороги.
В связи с ремонтом железнодорожного полотна электропоезд прибывает в Магнитогорск с опозданием в 13:00 вместо положенных 12:20. Электропоезд от Магнитогорска до Белорецка в 18:05. Сидим в Магнитогорске 5 часов. Погода окончательно испортилась.
В Белорецк приезжаем в 21:10. Узнаём, что это железнодорожная станция, а не сам город, где располагается автовокзал. От станции до города 30-35 минут езды. Автобусы ходят через 35 минут. Автовокзал на ночь закрывается. Автобусы на Тукан уходят в 6:25 и в 15:20. Переезжаем с железнодорожной станции на автовокзал. Ночуем в палатке у автовокзала. По очереди дежурим.
С почтамта даём телеграмму о выходе на маршрут, в которой отмечаем отсутствие Давыдова. Почтамт в 1 час ночи закрывается.
30 апреля 2000 года. Воскресенье. Третий день пути. Первый ходовой день.
Автовокзал открылся в 5:30, а не в 6:00, как это написано на его дверях. Сразу же образовались очереди в кассы. Автобус отправился в 6:40.
Перед отправлением столкнулись с откровенным вымогательством со стороны ревизора автовокзала. Нами в кассе были куплены 5 билетов (по числу членов группы) и оплачено 10 мест багажа. Однако ревизор, ссылаясь на какое-то правило, в котором, якобы, разрешено пассажиру провозить только одно место багажа, потребовал заплатить штраф за 5 мест “лишнего” багажа по 10 рублей за место. “В честь Пасхи” сторговались на 30 рублях…
На станции Улу-Елга в автобус загрузилась группа туристов из Ульяновска. Идут тоже на Зилим. 10 человек на двух катамаранах и байдарке. Автобус-“ПАЗик” сразу становится переполненным. В Тукан прибываем в 9
:10.В Тукане в воскресный день не можем найти, где поставить печать в маршрутную книжку, поэтому даём еще одну телеграмму. Телефонистка местного коммутатора, обеспечивающая телефонную связь в этом городке и по совместительству принимающая телеграммы, печати или штампа не имеет.
1,5 часа ищем по Тукану “Урал”, который бы отвёз нас до д. Бутаево. Наконец, скооперировавшись с Ульяновцами, нанимаем необходимую машину. В 11
:35 прибываем в Бутаево. Собираем катамаран, варим обед. На воду встаём в 16:35. На фотографии 1 – группа готова к отплытию. На фоне деревни Бутаево. Слева – собирается группа из Ульяновска.Фото. 1. Место старта. На фоне деревни Бутаево.
Грузоподъёмность двух ненадувных спасжилетов, в соответствии с указанием МКК, была увеличена до необходимой за счёт прикрепления к ним проволокой пустых пластиковых бутылок из-под напитков. Это видно на фотографиях 1 и 2. Ёмкость двух надувных спасжилетов не увеличивалась ввиду её достаточности. Один из членов группы находился на воде сразу в двух спасжилетах, надетых один на другой, поскольку “лишний” спасжилет был взят на маршрут ввиду невыхода одного из участников.
Зилим в месте старта шириной 10-15 м, очень извилистый. Повороты на 90-180 градусов следуют один за другим. Много наклоненных деревьев – “расчёсок” и коряг. Прижимы к земляным берегам и корягам. У выпуклого берега на поворотах – мели. Маневрируя по этим петлям, само собой было выполнено указание МКК о проведении тренинга перед началом сплава.
Проплываем мимо групп из Екатеринбурга и Магнитогорска. Они в этот день стоят на стапеле.
Встаём на стоянку в 18:15. Рядом становится группа из Чебоксар.
01 мая 2000 года. Понедельник. Четвёртый день пути. Второй ходовой день.
Встаём на воду в 13:30. Оставшиеся 4 км до впадения Зигазы характер Зилима такой же, как и накануне. Зигаза чуть ли не полноводнее Зилима, впадение происходит на её прямом участке, где Зилим делает поворот, так что не ясно, кто в кого впадает. Место слияния двух потоков довольно бурное, осложненное корягами и прижимом.
Зилим становится полноводный. Ширина – 20-25 м. Поворотов значительно меньше, их угол не такой большой. Берега – каменистые. Скорость течения довольно велика.
Следим по карте и описанию, чтобы не “влететь” в порог-шиверу Кысык. Перед очередным левым поворотом чалимся (левый поворот – ориентир начала первой шиверы порога Кысык). Здесь стоит группа из Магнитогорска (другая, не та, что накануне). Поднимаемся на гору – порога пока не видно. По бродам, переходящим реку, точно находим своё местоположение на карте. Порог рядом. Чалимся на правом берегу, идём на разведку. Доходим до того левого поворота – начала шиверы. Дальше по правому берегу разведывать сложно – гора. Возвращаемся, обедаем, перечаливаемся к левому берегу у самого поворота – начала шиверы. Дорога, переходящая вброд реку в этом месте (отмечена на карте) – хороший ориентир.
Производим разведку по левому берегу. На первом прямом отрезке шивера имеет небольшие валы. Длина этого отрезка приблизительно 200 м. Далее следует небольшой, около 20 градусов, левый поворот. Протяженность этого участка более 200 метров. Затем, после правого поворота следует короткий, до 50 метров, бурный участок, после которого в левом повороте реки находится слив. На берегу в месте слива располагаются большие валуны. Далее просмотреть с левого берега сложно, поскольку на берегу бурелом из спиленных (поваленных?) деревьев.
На высоком левом берегу в месте конца первого отрезка шиверы ставим Полилова Игоря для фотографирования процесса прохождения (фотография 2). Начинаем движение по шивере в 18:30. Страховку с берега или с воды не организуем ввиду малочисленности группы и достаточной подготовки ее членов для прохождения такого препятствия. Успешно проходим первый и половину второго отрезка шиверы. Зачаливаемся к левому берегу, чтобы забрать Полилова. Продолжаем движение по шивере всей группой. Проходим слив. За сливом шивера продолжается. Зачаливаемся к правому берегу. Производим дальнейшую разведку.
Фото. 2. Начало прохождения первой шиверы порога Кысык.
Спустя приблизительно 300 метров после первого слива Зилим делает правый поворот на 90 градусов. На небольшом расстоянии от поворота (до 50 метров) располагается второй слив. Река на отрезке от поворота до слива довольно бурная, много обливных камней. После второго слива Зилим имеет длинный (около полутора километров) прямой участок. Валы становятся меньше, приблизительно как в первой шивере, однако, много обливных камней.
Выставляем Полилова Игоря для фотографирования прохождения поворота и второго слива.
Фото. 3. Прохождение порога Кысык.
На фотографии 3 (к сожалению, она получилась смазано) запечатлен момент прохождения второго слива порога-шиверы Кысык. Из-за заросшего ивняком правого берега и большой скорости течения зачалиться удается только приблизительно в 300 метрах ниже второго слива. Перегруппируемся: Александр Щербаков с видеокамерой отходит вниз по течению для проведения видеосъемки, а Полилов Игорь “садится на весло”.
После прохождения прямого отрезка делаем дальнейшую разведку. Сразу за прямым участком реки находится островок, который проходится слева. Шивера продолжается, но теперь она осложняется поворотами реки на 90 градусов и прижимами к скалам. Производить разведку трудно, поскольку прямые участки очень коротки и дальнейшее поведение потока мало просматривается, а берег крутой и поросший лесом, затрудняющим передвижение. Просмотрев три небольших прямых участка, т.е. заглянув за два поворота, возвращаемся к катамарану.
Продолжаем движение всей группой. После прохождения просмотренного участка перед каждым поворотом снижаем скорость судна до минимальной, определяем линию дальнейшего движения. В русле много надводных и обливных камней. Несколько прижимов, совмещенных с шиверами, заставляют экипаж активно поработать веслами. Налетаем на обливной камень, которого на подходе не было видно. Катамаран “садиться”, потоком его разворачивает поперек русла. Но все обходится благополучно, катамаран снимается с камня и продолжает движение.
После очередного прижима к скале справа (в левом повороте реки), и впадения в Зилим ручья (тоже справа, из-за утеса), начинается довольно длинный прямой участок реки. Недалеко от ручья, на правом берегу в 21:30 останавливаемся на ночлег. Шивера в этом месте довольно бурная.
02 мая 2000 года. Вторник. Пятый день пути. Третий ходовой день.
Ночью и утром идет небольшой снег. Иногда выглядывает солнце. Начинаем день с просушки вещей, которые подмокли накануне, и небольшой правки рамы катамарана. Встаем на воду в 14:30. К этому времени нас обходят группы из Екатеринбурга, вставшие на ночлег возле сливов порога Кысык, и догоняет группа из Чебоксар.
Продолжаем движение по шивере. Горы по берегам немного расступаются. В Зилим справа впадает сначала ручей, а затем речушка Сарышка, текущая по небольшой долине.
Фото. 4. На фоне моста.
Ориентиром окончания последней шиверы порога-шиверы Кысык может служить деревянный мост (фотография 4). Это единственный мост на маршруте, не считая моста у деревни Бутаево, поскольку сплав был начат чуть ниже его. Дорога, идущая по мосту у конца порога-шиверы Кысык, соединяет деревни Бакеево и Бутаево. По ней возможен аварийный выход с маршрута в случае, если такая необходимость возникла после прохождения большого прямого участка в пороге-шивере Кысык.
Проходим ряд небольших шивер и прижимов. Набегают снежные тучи, сбрасывающие снеговые “заряды”. Каждый следующий “заряд” становится все больше и, наконец, поднимается настоящая снежная метель. Видимость снижается до 20-30 метров. Мокрый снег залепляет глаза. Продолжаем движение. Скалы с прижимами возникают из снежной пелены неожиданно и время на реакцию и маневр остается очень мало. Чалиться к берегу и пережидать непогоду смысла не имеет, поскольку, во-первых, неясно, когда кончиться снегопад, а длительная задержка может привести в выходу из графика, во-вторых, в движении, когда работаем веслами, теплее. В момент небольшого затишья производим фотографирование (фотография 5).
Фото. 5. Сплав в метель.
Принимаем решение идти без обеда и пораньше остановиться на ночлег. Метель утихает. Проходим Малый Шишеняк, а через небольшое после этого время, Большой Шишеняк. Эти притоки впадают в Зилим слева. Поток Большого Шишеняка приблизительно равен Зилиму, в месте его слияния с Зигазой. Не зря говорят, что Большой Шишеняк может быть использован для сплава в весеннее время.
Обходим флотилию Екатеринбурга, остановившуюся на обед. Проплываем мимо пещеры, заложенной бревнами с закрытой дверью и фонарем над ней. Рядом с этой пещерой располагается небольшой хутор. Над крышами домов установлены солнечные батареи. Во дворе – спутниковая антенна довольно большого (около 4 м) диаметра, покрашенная в защитный цвет. Чуть в стороне – вертолетная площадка, которую опознаем по наличию характерной “колбасы” для определения направления ветра. Тут же стоит ветряк для выработки электроэнергии, правда, с отломанной лопастью. При попытке зачалиться у пещеры на нас были спущены собаки. В дальнейшем, в Толпарово, нам удалось выяснить про этот загадочный хутор только то, что там обосновались военные.
Встаем на ночлег в 18 часов. В 22 часа опять начинается снегопад.
03 мая 2000 года. Среда. Шестой день пути. Четвертый ходовой день.
Всю ночь шел снег. К утру палатки прогнулись под тяжестью сугробов (фотография 6). Снегопад не прекращается. Не смотря на это решаем двигаться вперед. Собираться трудно – снег все засыпает очень быстро. Выходим в 12:35.
Фото. 6. Наутро лагерь завален снегом.
Проплываем очень красивые места. Из-за сильной облачности и снегопада удается сделать лишь небольшое количество фотоснимков. Проплываем мимо стоящих дневкой Екатеринбуржцев (их флотилия обошла нас вчера вечером, когда мы уже встали на ночлег). Группа из Уфы (раньше их не встречали) тоже стоит, пережидая непогоду.
Проходим ряд прижимов и шивер. К 16 часам подходим к охотхозяйству. Чувствуется, что люди это место не забросили: окна застеклены, на дверях замки, в помещениях прибрано. В незапертой баньке готовим обед на примусе, топим печь, греемся и сушимся.
Согревшиеся и повеселевшие в 18:35 продолжаем путь. Самое интересное на этом участке – Толпаровские скалы. Сильный поток в левом повороте реки несет судно прямо на отвесную стену. Скорость течения довольно значительна. После Кысыка это наиболее замечательное препятствие на маршруте. Скалы впечатляют. Длинная (до 1,5 км) и высокая (более 150 м) отвесная стена разных цветов.
Отслеживаем по карте каждый поворот реки, поскольку необходимо встать на ночевку как можно ближе к поселку Толпарово, но в тоже время, не “влететь” в поселок. Останавливаемся в 21:10 около огороженного луга (не то загон для скота, не то сенокос).
С точки зрения погодных условий это был самый сложный день маршрута: холодный ветер, снег с редкими перерывами то хлопьями, то крупой.
04 мая 2000 года. Четверг. Седьмой день пути. Пятый ходовой день.
С утра идем в Толпарово. Ставим печать в маршрутную книжку в средней (полной) школе. Покупаем у селян хлеб, молоко, мед. Даем телеграмму об успешном прохождении маршрута.
К 10 часам утра погода улучшается. Выглядывает солнце. Теплеет. Сушим вещи.
На воду встаем в 13:48. Леонид Синявский сегодня “отдыхает”, а Игорь Полилов занимает его место. Проплываем Толпарово. Поселок протянулся на несколько километров вдоль реки.
Характер Зилима меняется. Ширина возрастает до 30-50 м и более, много плесов, между которыми перекаты и шиверки со сливами и прижимами. Погода улучшается. Все чаще светит солнце, но местами ветрено. В 18 часов проплываем деревню Зириклы. К 19 часам заканчиваем длинный прямой плес перед генеральным поворотом Зилима на Запад. На ночевку становимся в начале восьмого вечера на высоком левом берегу, поросшим лесом, под двумя огромными елями.
05 мая 2000 года. Пятница. Восьмой день пути. Шестой ходовой день.
С утра тепло и солнечно. Природный феномен – над Башкирией безоблачное небо. Мимо проходит группа Пермяков и Екатеринбуржская флотилия. Встаем на воду в 13 часов. Производим с берега видеосъемку. Обходим Екатеринбуржцев, остановившихся на обед.
Большее время движемся по плесам. Ветер – “всегда встречный”. На одном из плесов на воде обгоняем группу Пермяков на двух катамаранах. Это другие Пермяки, не те, что проходили мимо с утра. Совершаем подъем к одной из пещерок на высоком левом берегу реки.
К ручью Большая Киндерля (впадает справа) подходим в 16:40. Здесь, рядом – пещера “Имени 30-летия Победы” или “Киндерлимская” (по-простому - “Победа”). Ориентиром, кроме ручья, служит поворот реки на 90 градусов налево и, после этого поворота, в скале на левом берегу на значительной высоте огромное зияющее отверстие.
Ставим лагерь на высоком правом берегу реки под скалой (фотография 8). Нас опять догоняют Екатеринбуржцы. Подсказываем им, что если хотят в “Победу”, то надо чалиться. Знакомимся с их старшим – он председатель турклуба Уралмаш. Обмениваемся адресами.
Готовимся к спуску в пещеру: проверяем фонари, оплавляем свечи, готовим веревки и карабины. Делаем каркас для бани и печку. Когда стемнело – пошел дождь.
06 мая 2000 года. Суббота. Девятый день пути. Седьмой день на маршруте.
Посещение пещеры “Победа”.
Вышли в пещеру в 9:45. Весь ледник у входа “оброс” ледяными сталагмитами. Осенью их нет – частично тают, частично ломаются туристами. Вопреки ожиданиям спуск по леднику не сложен, поскольку ледник уже значительно загрязнен. Фотографируемся у огромного ледяного сталагмита “Снежная Королева” (фотография 7) и у каменного сталагмита-столба.
Фото. 7. В пещере “Победа” у “Снежной королевы”.
Проходим обводненный “шкурник”, подходим к 12-метровому уступу (обрыву). Прохождение уступа производим со страховкой и самостраховкой при помощи “уса” по карнизу слева, держась за навешанные кем-то перила и по расщелине. Самый сложный участок пути – преодоление карниза до начала расщелины. По расщелине можно спускаться (подниматься) “в распоре” или воспользоваться находящейся там постоянно веревкой. Через некоторое время после 12-метрового уступа, двигаясь по главному ходу, доходим до залитого водой коридора. Продвигаться по воде в сапогах “с камня на камень” далеко не удается, глубина становится большой. По правому карнизу, над водой, продвигаемся вперед. Карниз заканчивается. Довольно далеко внизу – вода. Забираться еще выше, в надежде найти карниз для дальнейшего обхода залитого участка коридора, не решаемся. Фотографируемся у органоподобных сталагнатов на карнизе.
Производим обследование зала, где спелеологи ставят БПЛ (базовый подземный лагерь), и ходов, берущих начало из него. Возвращаемся к 12-метровому уступу. Производим обследование лабиринтной части, начинающейся за расщелиной, по которой спускались вниз. Поднимаемся наверх 12-метрового уступа. В 15 часов возвращаемся в лагерь.
В наше отсутствие мимо проплывала группа из Оренбурга на резиновой лодке. Ребята очень спешили, собирались уже сегодня попасть домой.
Фото. 8. Лагерь под скалой.
Нас догоняет уже знакомая группа из Чебоксар. Становятся лагерем возле нас. Вызываемся помочь им при посещении пещеры. Пока Чебоксарцы, а с ними Александр Щербаков, лазают по пещере, топится печка баньки. Производится фото и видеосъемка окрестностей и красивейшего заката. Вечером паримся в баньке.
07 мая 2000 года. Воскресенье. Десятый день пути. Восьмой день на маршруте.
Отплываем в 9:15. В 10:40 подплываем к Имендяшево (на левом берегу реки). Этот последний отрезок пути, кроме одного прижима и одного переката, все остальное – сплошной плес. Зилим вытекает из гор и становится равнинной рекой. Сильный боковой ветер значительно замедляет движение. У Имендяшево сушим катамаран и вещи, производим переупаковку вещей из гермомешков в рюкзаки. Печать в маршрутную книжку ставим в средней школе. В этом поселке нет ни сельского совета, ни почты, ни медпункта. Все эти атрибуты цивилизации находятся в соседней деревне Карагаево, отстоящей от Имендяшево на 4 км.
В надежде дать телеграмму об успешном окончании маршрута, Андрей Кривонос идёт в Имендяшево. День выходной, почта закрыта, почтальона дома нет. Выручает работник узла связи. У него дома есть телефон, с которого можно передать телеграмму. Телеграмма уходит с Красноусольского телеграфа. Квитанции при такой отправке получить, конечно, невозможно.
Расстояние от воды до остановки автобуса – 2 км – преодолеваем пешком. Поднявшись на пригорок, фотографируемся на фоне посёлка Имендяшево и деревни Таш-Асты, которая находится на правом берегу Зилима напротив Имендяшево (фотография 9). “Таш-Асты” в переводе с Башкирского – “скалы вышли (открылись)”. Действительно, здесь кончаются горы и начинается равнина.
Фото. 9. На фоне “открывшихся скал”.
В 17 часов уезжаем автобусом, идущим до Красноусольского. После Табынского, у поворота на посёлок Родина, выходим. Скооперировавшись с группами из Чебоксар и Магнитогорска, нанимаем КАМАЗ и в его тентованном кузове доезжаем до станции Белое Озеро (дорога непосредственно от Табынского до Белого Озера оказывается закрыта).
От станции Белое Озеро едем поездом Уфа-Кумертау. В город Кумертау прибываем в 22:30 и узнаём, что там железнодорожный вокзал и автовокзал расположены довольно далеко друг от друга. Автобус ходит редко. На автовокзал прибываем около полуночи.
08 мая 2000 года. Понедельник. Одиннадцатый день пути.
Ближайший автобус до Оренбурга уходит не раньше 6 часов утра. Автовокзал на ночь закрыт. Место вокруг автовокзала довольно людное. Поставить палатку, как это делали в Белорецке, нельзя. Принимается решение добираться до Оренбурга автотранспортом. Около трёх часов ночи “с ветерком” прибываем в Оренбург. Маршрут закончен.
2.7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
Кроме естественных препятствий (порог-шивера Кысык, шиверы и прижимы), которые описаны в разделе 1.5 “Определяющие препятствия маршрута” и в разделе 2.6 “Техническое описание прохождение группой маршрута”, других препятствий маршрут не имеет.
2.8. Наиболее интересные объекты на маршруте.
На протяжении всего маршрута, река имеет очень живописные берега. Карстовые породы, из которых сложены прибрежные скалы, изобилуют большими и маленькими пещерами. Пещера “Победа”, которую посещала группа во время путешествия, достойна отдельного длительного спелеологического похода.
Малая заселённость района маршрута, большое количество зверей и рыбы, а также то, что эти места не являются заповедником, привлекают сюда многих охотников и рыболовов.
2.9. Дополнительные сведения о походе.
Перечень специального снаряжения.
№ п/п |
Наименование |
Количество, шт. |
Групповое |
||
1 |
Катамаран четырёхместный с дюралевой рамой |
1 |
2 |
Спасательный конец (“морковка”) |
1 |
3 |
Спасательный круг надувной |
2 |
4 |
Гермомешки 100 литров |
6 |
5 |
Гермомешки 60 литров |
6 |
6 |
Вёсла дюралевые |
6 |
Личное |
||
7 |
Каска хоккейная (для роликовых коньков) |
3 |
8 |
Каска сплавная |
2 |
9 |
Спасжилет поролоновый с доп. Ёмкостями плавучести |
2 |
10 |
Спасжилет поролоновый двойной |
1 |
11 |
Спасжилет надувной |
2 |
12 |
Гермокостюм резиновый “сухого” типа |
1 |
13 |
Гермокостюм неопреновый “мокрого” типа |
1 |
2.10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
Общая смета похода составила чуть больше 3348 рублей. В неё, конечно же, не входила стоимость снаряжения, экипировки, запчастей и инструментов. Это стоимость продуктов питания (1194 руб.), фотопленок, заброски и выброски, текущих расходов во время похода. Продукты закупались заранее, некоторые консервы – за несколько месяцев до начала похода на мелкооптовом рынке, так что стоимость их была минимальной.
Некоторые участники похода имеют льготы на определённые виды транспорта. Поэтому, для каждого участника поход обошёлся в свою, индивидуальную, сумму, лежащую в пределе от 618 до 687 рублей.
Стоимость транспортных расходов такова (стоимость билетов без льгот)
:Плацкартный вагон поезда от Оренбурга до станции Карталы – 89,8 руб./чел.
Электропоезд Карталы – Магнитогорск – 22,5 руб./чел.
Электропоезд Магнитогорск – Белорецк – 16,5 руб./чел.
Тариф Белорецк – Тукан – 19,4 руб./чел.
Багаж Белорецк – Тукан – 5,80 руб./чел.
Проезд Тукан – Бутаево – 60 руб. с группы
Имендяшево – поворот на Белое Озеро – 75 руб. с группы
КАМАЗ до станции Белое Озеро – 80 руб. с группы
Поезд Белое Озеро – Кумертау – 23,6 руб./чел.
Автотранспорт Кумертау – Оренбург – 730 руб. с группы.
2.11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
Для средней воды и прохождения на катамаранах маршрут по реке Зилим не является очень сложным и соответствует определенной для него второй категории.
Для спортивного сплава Зилим пригоден только весной, при большой воде. Однако, после впадения Большого и Малого Шишеняка, ниже порога-шиверы Кысык, возможен сплав и летнее время. При этом надо быть готовым к тому, что на перекатах придется переносить свои плавсредства на себе.
Весенняя погода не Южном Урале в конце апреля – начале мая обычно неустойчива. За время, необходимое для совершения похода второй категории сложности (8 дней), значительные перемены в погоде практически всегда гарантированы. При планировании сплавов это необходимо учитывать.
3. Отчет подготовили.
Отчёт подготовил Кривонос А.В. Корректировал Синявский Л.В.
Приложение 1.
Расписание движения железнодорожного транспорта.
Электропоезда от станции Карталы до г. Магнитогорска
№ поезда |
Время отправления (Мск) |
Дни отправления |
6515 |
3:50 |
еж. |
6517 |
7:00 |
еж. |
6521 |
15:30 |
еж. |
6523 |
18:55 |
Субб., воскр. |
Электропоезда от г. Магнитогорска до станции Карталы
№ поезда |
Время отправления (Мск) |
Дни отправления |
6524 |
4:55 |
еж. |
6516 |
8:50 |
понед., субб., воскр. |
6518 |
14:00 |
еж. |
6522 |
17:00 |
еж. |
Электропоезда от г. Магнитогорска до г. Белорецка
№ поезда |
Время прибытия в Магнитогорск (Мск) |
Дни отправления |
6501 |
5:25 |
еж. |
6507 |
8:35 |
субб., воскр. |
6511 |
16:05 |
пятн., субб., предпр. дни |
Электропоезда от г. Белорецка до г. Магнитогорска
№ поезда |
Время прибытия в Магнитогорск (Мск) |
Дни отправления |
6506 |
15:50 |
кр. субб. и воскр. |
6508 |
8:50 |
субб., воскр. |
6512 |
14:00 |
пятн., субб., предпр. дни |
6502 |
17:00 |
субб., воскр. |
Поезд Орск-Магнитогорск в г. Магнитогорске
Время отправления (Мск) |
Время прибытия (Мск) |
Дни |
|
Магнитогорск-Орск |
- |
22:55 |
еж. |
Орск-Магнитогорск |
15:15 |
- |
еж. |
Поезд Уфа-Сибай в Магнитогорске
Время прибытия (Мск) |
Время отправления (Мск) |
Дни |
|
Уфа-Сибай |
6:35 |
7:25 |
еж. |
Сибай-Уфа |
17:40 |
18:20 |
еж. |
Приложение 2.
Карта маршрута.
Рецензия
Отчёт составлен в полном соответствии с действующими требованиями, даёт необходимые представления о действиях группы на маршруте и о познавательной составляющей похода.
Отчёт содержит необходимый для последующих групп справочный материал. Отчёт предлагается как образцовый по исполнению. Председатель ОМКК А.П. Фесенко 06.06.2000.Содержание
1. Справочные сведения
1.1. Проводящая организация 1.2. Характеристика похода 1.3. Район, подрайон, массив похода 1.4. Подробная нитка маршрута 1.5. Определяющие препятствия маршрута 1.6. Состав группы 1.7. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов 1.8. Поход рассмотрен МКК 2. Содержание отчета 2.1. Общая смысловая идея похода 2.2. Варианты подъезда и отъезда 2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты 2.4. Изменения маршрута и их причины 2.5. График движения 2.6. Техническое описание прохождения группой маршрута 2.7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте 2.8. Наиболее интересные объекты на маршруте 2.9. Дополнительные сведения о походе (Перечень специального снаряжения) 2.10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения 2.11. Итого, выводы и рекомендации по прохождению маршрута 3. Отчет подготовили Приложения 1. Расписание движения железнодорожного транспорта 2. Карта маршрута 3. Условные обозначения, применённые на схемах 4. Схема прохождения порога Рецензия