(аналитическая записка)
Этот документ отражает мое и только мое личное мнение по вопросу о состоянии спортивного туризма в Березниках. При его составлении я ни с кем не обсуждал содержание, но использовал сведения, полученные от многих людей (слухи).
Понятие «туризм» в спортивном плане объединяет в себе несколько принципиально разных видов спорта:
В общеупотребительном плане «заниматься туризмом» значит заниматься одним или несколькими из перечисленных самостоятельных видов спорта. В Березниках это можно делать как самостоятельно («своей компанией»), так и в рамках одной или сразу нескольких туристских организаций:
Кроме туристских организаций в Березниках есть отдельные люди, влияние которых в этой области очень значительно. В первую очередь, это семья Буториных. Буторин Б.П. был руководителем т/к школы № 17, в настоящее время занимается подготовкой команды юных спасателей, является специалистом по широкому кругу вопросов. Буторина Л.М. (директор ЦНТТ) активно принимает участие в туристских мероприятиях, на базе ЦНТТ летом проводятся сплавы для «трудных» подростков. Несмотря на неоднозначное и, зачастую, критическое к ним отношение со стороны других туристов, мнение Буториных по всем вопросам туристской жизни Березников нельзя не учитывать.
Преподаватель ЦНТТ Полозов М.В. имеет квалификацию судьи Российской категории, был главным судьей городского турслета 2004 г.
Всех значительных туристов, не принадлежащих ни к какой организации, перечислить сложно. Т/к «Кристалл» провел большую работу по их выявлению, чтобы отчитываться перед ними о результатах своей деятельности. Из не упомянутых выше, это Азанов А.М., Булгаков С.В., Гойнов М.И., Голев М.Г., Коновалов И.В., Кукшинов Н.Л., Кутяев А.С., Нешатаев В.А., Ситев Б.С., Ульянов В.И.
Прочие турклубы предприятий (Уралкалий, Азот, Сода) активную деятельность не ведут, временно активизируются перед очередным турслетом.
Все постоянно действующие организации, кроме т/к «Кристалл», являются подразделениями ДДЮТиЭ, следовательно:
1) могут работать только с детьми до 18 лет (предпочтительно, школьниками);
2) так или иначе, находятся в русле политики, проводимой ДДЮТиЭ.
Существующий подход к развитию туризма исключительно через образование имеет множество недостатков. Очень трудно однозначно определить, что же такое спортивный туризм. Бег – индивидуальный спорт, футбол – командный вид спорта, поэзия – искусство, марксизм – философия, тунеядство – образ жизни. Дать такое однозначное определение спортивному туризму нельзя. Он характеризуется следующими чертами:
1) В первую очередь, это воспитание. Экстремальные условия, тесное общение в замкнутом коллективе, высокий эмоциональный накал очень четко выявляют достоинства и недостатки людей. Духовные и душевные изъяны либо сглаживаются, либо приводят к тому, что человек перестает ходить в походы – его просто не берут. Причем воспитание, если выйти за рамки начальных однодневных походов и слетов, именно коллективное: брать или не брать участника, какие предъявить к нему претензии, как поощрить или наказать – решает вся группа.
2) Это индивидуальный и командный вид спорта. В любом виде СТ (СП, ТМ, СО) есть командные составляющие (прохождение маршрута, турполосы группой, индивидуальное ориентирование), но очень высокие требования к участнику в смысле способности действовать индивидуально (перемещаться по сложному рельефу, нести рюкзак, ориентироваться и т.п.), когда никакой поддержки команды не может быть в принципе. Поэтому занятие СТ как видом спорта развивает и командные, и индивидуальные навыки. Кроме того, важна интеллектуальная составляющая, без которой участник ни приемлется командой, ни сможет добиться результата в личных соревнованиях («Ориентировщик! Никогда не беги быстрее, чем думает твоя голова!»)
3) Это вид спорта не для избранных. Высоких результатов можно добиться, не обладая какими-то выдающимися физическими (как в силовых видах спорта) или умственными (как в шахматах) навыками. Многие мои знакомые к.м.с. и м.с. (в т.ч. единственный м.с.м.к. на Урале Д.Тиунов) не выглядят качками, зато умеют правильно спланировать маршрут, придумать, как сделать, чтобы группа его прошла и, собственно, пройти.
4) Это социально полезный спорт. Развиваемые спортивным туризмом качества (выносливость, самоотверженность, дружба, взаимопонимание, готовность помочь, ответственность и т.п.) издревле считались настолько важными, что для их достижения все средства были хороши. В таком объеме и ассортименте их не развивает никакой другой вид спорта.
5) Это вид спорта с самыми длительными нагрузками. Во других видах более важной представляется способность сравнительно кратковременно сконцентрироваться и проявить свои лучшие качества. А в походе, например, продолжительностью двадцать дней, необходимо на всем его протяжении интенсивно работать, время от времени преодолевая сложные препятствия, перенося высокие нагрузки, но не расслабляясь после этого окончательно. Практика показывает, что подготовленный в туризме человек хорошо переносит жизненные трудности, например, разного рода экстремальные ситуации.
6) Это один из немногих «экологических», близких к природе, видов спорта. Единение с окружающим миром, его яркое и нестандартное восприятие являются важной составляющей любого похода.
7) Это житейски полезный вид спорта. Умения адаптироваться к сложным природным условиям, самообеспечиваться, заботиться о своей безопасности и оказывать помощь другим участникам, выполнять бивачные работы являются очень полезными и важными в повседневной жизни. Особенно для детей и молодежи.
8) Это вид спорта, включающий в себя большую теоретическую подготовку наряду с силовой, «физкультурной» компонентой. Начиная с уровня участника категорийных походов, турист должен обладать обширными знаниями по технике и, частично, тактике туризма. А руководитель любого похода, в первую очередь, является организатором, «директором», на котором лежит ответственность за подготовку маршрута, материального обеспечения, безопасности, выработку стратегии прохождения маршрута в целом и тактики прохождения сложных участков и т.п.
9) Это вид спорта, который становится образом жизни. Лыжника можно узнать по походке, штангиста по фигуре, но по общению, жизненным особенностям они никак не распознаются. В отличие от спортсменов-туристов.
Приведенные особенности, на мой взгляд, убедительно доказывают, что односторонний образовательный подход к спортивному туризму, практикуемый повсеместно в настоящее время, не может быть эффективным и дать значительный социально полезный результат. Повторюсь, «обучение» туризму это
1) воспитание;
2) спорт;
3) образование.
Тем не менее, большинство туристских организаций (включая ДДЮТиЭ) организационно являются образовательными, очень редко – спортивными. То, что во главу угла ставится именно образовательный процесс, то есть часы, отрабатываемые педагогами на занятиях, немедленно ведет к следующим проблемам.
1) Основой спортивного туризма являются не соревнования, не слеты и, тем более, не совместные занятия, а спортивные походы. Именно за них держатся в туризме и школьники, и люди пожилого возраста. Исключения (глубокая увлеченность турмногоборьем, например) встречаются, но значительно реже. Зачастую в воспитательно-образовательных целях приходится даже использовать поход как средство принуждения («Не будешь ходить на занятия, не будем брать в походы»). С точки же зрения образования, поход это побочное – по отношению к аудиторным занятиям – мероприятие, которое сложно оплатить, учесть в качестве бонуса организации и т.п. В результате у педагога возникает внутренний конфликт интересов с туристом. Турист понимает, что дети не будут добровольно ходить в кружок, если не водить их в походы, а педагогу ясно, что те 8 часов, которые ему закрывают за день (24 часа) похода никак не компенсируют ни обширной внеаудиторной подготовки, ни даже работы в самом походе. «Взрослые» клубы также активизируются перед совместными походами, когда возникает общая заинтересованность в большом деле. Те клубы, которые не ходят в походы, фактически не существуют весь год от одного до другого городского турслета.
2) Для образования важна образовательная перспектива. Это знания и умения, которые можно проверить тестовыми мероприятиями, продемонстрировать контролирующим должностным лицам и т.п. К сожалению, удовлетворительных количественных методов контроля успешности воспитания не существует. Поэтому, поскольку цементирующей составляющей туризма являются походы, на мой взгляд, во главу угла правильнее поставить спортивную перспективу – например, выполнение разрядов, немыслимое без участий и руководств походами или побед в соревнованиях. Но для этого надо дать воспитанникам однозначную уверенность в их возможностях в этом виде спорта: да, мы можем сделать из вас мастеров (кандидатов, разрядников и т.п.). Однако уровень большинства активных спортивных туристов не позволяет этого сделать (см. список организаций). Соответственно кадровым проблемам, в ДДЮТиЭ, например, не ставится (или не решается) задача высокого спортивного роста учеников, четкого учета спортивных результатов и т.п.
3) Недостаточная мотивировка для занятий туризмом у участников ведет к тому, что их трудно бывает привлечь к спортивным тренировкам, подготовить до необходимого для участия в соревнованиях уровня. Нередки случаи, когда педагог ДДЮТиЭ на элементарные соревнования из 30-40 своих учеников выставляет 1-2 человека. Тому же способствует неразвитость и неравномерная доступность спортивно-тренировочной базы. То есть красивое, призванное подтвердить высокий образовательный уровень воспитанников, мероприятие превращается в соревнования тех, кому именно этот спортзал был более доступен для тренировок.
4) Главная проблема. Ценз возраста для образовательного учреждения – до окончания школы. Только в последний год, возможно, вследствие активизации секций т/к «Кристалл» в ССУЗ и ВУЗах Е.И.Лузина добилась (?) разрешения работать с любой молодежью в возрасте до 18 лет. Однако наиболее продуктивными спортивными туристами являются более старшие люди. Как правило, это юноши до призыва в Вооруженные силы (17-25 лет для студентов ВУЗов) и девушки до рождения первого ребенка. Это вообще наиболее социально активный слой общества, но получается, что они остаются за гранью внимания, исключая образовательные процессы в ПУ, ПЛ, техникумах и ВУЗах. Я считаю, что воспитанием в какой-то мере (наряду с обучением) занимаются в школах, но уже в ПУ и, тем более, в ВУЗах воспитательная составляющая значительно слабее образовательной. А ведь именно в возрасте от 16 до 21 года человек окончательно формирует свои представления о добре, зле, ценности разных личностных характеристик, утверждается и находит свое место в жизни. С точки зрения туризма как спорта практически нереально выполнить минимальные требования к возрасту участников походов:
Категория сложности |
Продолжительность, дней |
Минимальный возраст участника |
1 |
6 |
13 |
2 |
8 |
14 |
3 |
10 |
15 |
4 |
13 |
16 |
5 |
16 |
17 |
6 |
20 |
18 |
Участие в походе 1 к.с. является основанием для присвоения третьего (взрослого) разряда по спортивному туризму:
Разряд |
1у |
2у |
3у |
4у |
5у |
6у |
3 |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
2 |
|
|
|
|
1 |
|
|
2 |
2 |
|
|
кмс |
|
|
|
|
4 |
|
мс(м) |
|
|
|
1 |
1 |
2 |
мс(ж) |
|
|
|
|
1 |
4 |
Нельзя собрать группу только из детей 13 лет и провести их категорийным маршрутом. Указанные нормы фактически определяют, что (как правило) родители могут взять одного ребенка в поход и имеют право получить справку о его участии. Реальный возраст для самостоятельного шестидневного похода – как раз не менее 15-16 лет. То есть ограниченное таким возрастным цензом учреждение принципиально не может планировать походы выше 2-3 к.с. Это не дает возможность показать детям сияющие перспективы их участия в спортивном туризме, потому что нет никакого смысла и слишком дорого организовывать поход 1-2 к.с. вдалеке от родного города. То есть в интересные, красивые районы люди до 18 лет могут попасть только случайно, в составе взрослой группы. По многочисленным отчетам, размещенным в Internet, начальный возраст участников походов 4-5 к.с., то есть самых увлекательных, как раз на уровне 20-21 года.
С моей точки зрения, даже в рамках образовательного учреждения можно сделать многое для того, чтобы туризм оставался значимым и развивающимся видом спорта, а занятия не вырождались в кружково-краеведческие. Я не считаю себя вправе советовать руководителю учреждения дополнительного образования с большим стажем, какую стратегию развития проводить, но следующие постулаты представляются самоочевидными:
1) Спортивный туризм как идеология воспитания и вид спорта должен главенствовать в целях туристского учреждения. Через участие в соревнованиях всех видов (видовые ТМ, СО) и участие в многодневном походе должны пройти все воспитанники, даже если они занимаются краеведением, психологией и другими вопросами. Иначе буква «Т» станет просто лишней в названии учреждения.
2) Все педагоги должны иметь квалификацию не ниже руководства походом 1 к.с. – для педагогов-туристов, и не ниже участника похода 1 к.с. – для непрофильных педагогов, а также квалификацию судьи (секретаря) соревнований разных видов. Квалификация должна подтверждаться ежегодно и служить основанием для повышения уровня оплаты труда.
3) Специализация педагога должна использоваться на благо всего учреждения, а не одного его кружка. Педагог должен быть куратором (воспитателем) своей группы, но на специализированные занятия (ТМ, СО, пеший туризм, водный туризм и т.п.) группа (или поток групп – для теоретических занятий) должна ходить к профильному педагогу (куратору другой группы). Таким образом, каждый педагог получает возможность наработать тренерскую квалификацию в своем виде спорта, что дает основания уменьшать количество учеников в группе по мере их спортивного роста (такого основания в образовательном учреждении просто не существует).
4) Проводимые соревнования не должны мешать походам, то есть не проводиться в выходные и праздничные дни. Надо организовывать соревнования разной сложности для учеников с различным уровнем подготовки (вне зависимости от срока обучения). В городе должны быть команды (сборные?), способные достойно представлять Березники на областных и более высоких соревнованиях, но иметь возможность принять участие в соревнованиях любого вида должен каждый желающий.
5) Соревнований (в одном виде) должно быть достаточно много для присвоения спортивных разрядов по результату участий. Например, для присвоения 3 взрослого разряда по СО необходимо просто принять участие в пяти соревнованиях в течение года (для 3 юношеского – в трех). То есть с точки зрения спортивного роста просто нет смысла проводить в год менее 5 соревнований по СО.
Для достижения спортивного, соревновательного роста можно было бы предпринять следующее:
1) Создать постоянные тренировочные базы по ТМ и СО, установить очередность и графики занятий всех секций, специализировать преподавателей по видам подготовки, стажировать их в качестве тренеров.
2) На аналогичной базе в обязательном порядке проводить общефизическую подготовку (и проводить по ней соревнования?) у всех секций.
3) В обязательном порядке проводить соревнования внутри каждой секции, выводя лучших участников на городские соревнования.
4) Для обеспечения соревнований готовить и повышать квалификацию судей из числа педагогов и воспитанников.
Тем не менее, главная проблема – возрастной ценз – не может быть решена в рамках учреждения, подведомственного КВО. Именно для этого был воссоздан т/к «Кристалл», основными целями которого являются:
1) Дать возможность выпускникам туристских секций продолжать заниматься спортивным туризмом.
2) Привлечь к спортивному туризму активную молодежь, не определившуюся еще с любимым хобби.
3) Дать возможность перспективным молодым людям реализовать себя в качестве наставников, руководителей походов, инструкторов туристских секций.
Основная идея заключается в следующем. В среде учеников ПУ, ПЛ, студентов техникумов и ВУЗов создается сеть секций спортивного туризма, охватывающая широкий круг участников. Среди них проводится непрерывное обучение по направлениям:
1) практика однодневных и многодневных походов (участие в походах)
2) общая физподготовка
3) специальная подготовка в качестве участников соревнований по ТМ и СО.
Занятия в секциях (пока на волонтерской основе) проводят такие же молодые люди, в том числе студенты и учащиеся других учебных заведений, но обладающие достаточным опытом в области СП, ТМ или СО.
Работа по созданию туристского центра Березников начата мной в 2000 году. Я провел переговоры с Лузиной Е.И. и другими заинтересованными лицами. В результате было решено провести летний походный семинар, в рамках которого широкие круги молодежи оказались бы ознакомленными со спортивным туризмом, и все желающие получили поддержку и помощь в проведении пеших и водных категорийных походов. Это явилось бы созданием той основы, на которой можно было бы взрастить, например, инструкторов. Однако, поддержав идею на словах, Лузина Е. И. протянула с ее реализацией до тех пор, пока не стало поздно.
В 2001 году я вновь попытался работать в этом направлении с ДДЮТиЭ, так как, собственно, больше и не с кем было. Увидев, что события развиваются по прошлогоднему сценарию, я в личном порядке договорился с С. Н. Кокшаровым о проведении достаточно сложного по березниковским меркам похода, помог осуществить его, обеспечил транспортом и сам принял участие. В результате, группа из 10 человек прошла красивый пеше-водный маршрут 3 к.с. по разработке и под руководством С. Н .Кокшарова. Я добился защиты отчета о походе в областной МКК, следовательно, в городе появились потенциальные участники походов высоких категорий сложности.
В 2002 году я организовал и провел пеший поход 4 к.с. в районе Полярного Урала. Отчет о походе был без замечаний защищен в областной МКК, принял участие в чемпионате России по спортивному туризму (занял 5 из 7 место в категории пеших походов 4 к.с.), в открытом чемпионате Урала по спортивному туризму (занял 7 из 8 место в категории пеших походов 4-6 к.с.) и получил специальный диплом открытого чемпионата Урала за лучший отчет.
В 2003 году я организовал и провел пеший поход 5 к.с. в районе Полярного Урала. В нем участвовали те, кто прошли Северный Урал-2001 и Полярный-2002. Насколько мне известно, предыдущая пешая пятерка была проведена в семидесятых годах под руководством Е.Д.Самусика, то есть порядка 30 лет березниковцы таких сложных и красивых походов не ходили. Поход состоялся при финансовой поддержке областной федерации туризма (то есть облспорткомитета, в конечном счете). После защиты отчета в областной МКК были достигнуты результаты:
- 5 (из 12) место на Чемпионате России в классе походов 5 к.с.
- 3 (из 7) место на открытом Чемпионате Урала в классе походов 4-6 к.с.
- специальный диплом открытого Чемпионата Урала за лучший отчет
- 1 место на конкурсе отчетов web-сервера «Скиталец» г. Санкт - Петербург
В 2004 году я организовал и провел пеший поход 6 к.с. в районе Приполярного Урала. По формальным причинам мне нельзя было оформить его именно шестой к.с., так как, например, в походе 6 к.с. не допускается участие «процентников» – людей, имеющих опыт участия не на одну, а на две к.с. ниже. Тем не менее, всем требованиям к походу высшей категории сложности он соответствует (фактическая продолжительность 27 дней, протяженность 369 км, пройдено 27 перевалов и вершин). Насколько мне известно, березниковские группы никогда до этого не ходили пеших шестерок. Отчет находится в стадии оформления, затем так же, как предыдущие, будет заявлен для участия в чемпионатах России и Урала. Поход состоялся при финансовой поддержке областной федерации туризма.
Кроме этого, при моем участии или руководстве проведены лыжный поход 1 к.с. на г. Шудья в 2003 г. (руководитель Давыдова А.В.), лыжный поход 2 к.с. в район г. Молебной в 2004 г. и другие походы.
Главными результатами походов были привлечение внимания березниковцев к спортивному туризму и воспитание будущих инструкторов. В т/к «Кристалл» в дальнейшем проявили активность участники походов Малышева О.В., Штоль Т.В., Гагарин Д.Е., Давыдова А.В., Евшель Н.А., Князев Д.А., Коробов Д.Н., Лукина А.В., Русаков В.Ю., Серкова Ю.П., Щербак Н.А.
В настоящее время практически во всех учебных заведениях города (БФ ПГТУ, БПК, БСТ, ПУ-8, ПУ-28, ПУ-31, ПУ-40, ПЛ-42, ПЛ-47, ПУ-51, ПУ-53) была проведена работа по созданию секции спортивного туризма. В некоторых учебных заведениях это удалось. Наиболее стабильные секции работают в БСТ (инструктор Лукина А.В.), БПК (инструктор Кибанова Ю.И.), ПЛ-47 (занимаются самостоятельно без инструктора). Уже в качестве инструкторов работают воспитанники секции при БФ ПГТУ (инструктор Малышева О.В.). Совсем не удалось создать секции только в ПУ-31 и ПУ-53.
Работа т/к «Кристалл» по поддержанию спортивного туризма в городе сопряжена со следующими проблемами.
1. У т/к нет своего помещения. Благодаря любезности педагога ДДЮТиЭ Малышевой О.В. занятия инструкторов проходят в помещении велоклуба «Серебряные спицы», принадлежащего ДДЮТиЭ. Поскольку отношения т/к с директором ДДЮТиЭ Лузиной Е.И. складываются не самые мирные, этот вариант нельзя рассматривать как долговременный. Рано или поздно, при очередном конфликте есть основания опасаться, что т/к останется без помещения. Это не очень страшно, так как уже есть предложение директора ЦНТТ Буториной Л.М. базироваться в одном из ее классов, но и это не лучший выход. Ни тот, ни другой варианты не решают, например, проблем хранения документации и имущества т/к; размещения групп, поздно ночью приходящих из походов; проведения мероприятий и т.п.
2. У т/к нет достаточного количества снаряжения для обеспечения проведения походов и других мероприятий. Сейчас эта проблема решается поиском снаряжения «по знакомым», причем довольно успешно: так 16/10/04 проведен достаточно масштабный скальный семинар, организовано 4 трассы разной сложности (туристская, альпинистская, дюльфер и скалолазная), и все это сделано на привлеченном снаряжении. Но, например, провести городской турслет таким образом уже не удастся. В настоящее время ведется работа с движением «Березниковский характер» и подыскиваются другие спонсоры для решения проблемы.
3. Вся работа ведется исключительно на волонтерской основе, то есть никак не оплачивается. Для меня как руководителя т/к в связи с этим возникают трудности морального плана, когда приходится требовать с инструкторов выполнения той или иной работы. Реалии современной жизни таковы, что любое требование работы должно быть подкреплено материально.
4. Даже если найти средства на оплату труда или снаряжения, возникает проблема юридического и бухгалтерского оформления платежей. В свое время было проведено собрание инициативных лиц (Бронников В.Н, Затонский А.В., Ковалев О.А., Манько В.В., Романова О.А., Шамсина Г.З.), на котором принято решение об организации «Некоммерческой организации «Березниковский молодежный клуб спортивного туризма Кристалл». Однако зарегистрировать ее с первого раза не удалось. Выяснилось, что единственная подходящая форма собственности для нас «общественная организация», а регистрировать ее надо в областном управлении юстиции, что обходится чрезвычайно дорого. Я мог позволить себе потратить насколько тысяч рублей на попытку регистрации в ИМНС г. Березники (не удавшуюся из-за халатности работника ИМНС), но не могу потратить несколько десятков тысяч на такую же работу в Перми. Таким образом, ОО БМКСТ «Кристалл» существует и будет существовать, не ведя какой-либо фининсово-хозяйственной деятельности, пока не найдется спонсор, способный помочь ее зарегистрировать. Решением проблемы сейчас вижу взаимодействие с общественной молодежной организацией (ОМО) «Велоклуб «Серебряные спицы» (директор Кулакова В.П.), зарегистрированной в установленном порядке. В настоящее время В.П.Кулакова часто говорит о том, что собирается закрывать ОМО, так как устала от постоянных конфликтов с ИМНС и т.п. От нее поступало устное предложение «передать» ОМО (путем отчетно-выборного собрания) мне. Тогда все финансовые операции т/к «Кристалл» можно будет вполне законно проводить через другое юридическое лицо. Кроме того, возможен вариант (проведены устные переговоры), что «Березниковский характер» окажет помощь в регистрации ОО.
На мой взгляд, если город Березники заинтересован в дальнейшем развитии спортивного туризма – социально полезного в различных слоях молодежи увлечения – то этому несложно помочь. Мне представляется наиболее правильным следующий подход. Необходимо создание муниципальной организации, ведающей спортивным туризмом. Комитет по молодежной политике, физкультуре и спорту является идеальным «родителем» такой организации, так как в ее рамках можно осуществлять реализацию молодежной политики города, в первую очередь, через воспитание молодежи, а также преследовать спортивные цели. Создание такой организации:
1. Показывает, что городу, городской администрации небезразлично состояние дел в этой области. Руководитель муниципальной организации (МО) будет значительно увереннее разговаривать с любым чиновником, представителем предприятия и т.п., чем руководитель ОО.
2. Укрепляет саму идею необходимости и социальной значимости спортивного туризма в городе. К моему большому сожалению, сейчас т/к «Кристалл», в основном, поддерживается моими личными усилиями. Мне кажется, что, отойди я от этого движения, оно существенно ослабнет, так как молодые инструктора нуждаются в руководстве ими более опытным – в спортивном или административном плане – постоянным работником. Чтобы жил и процветал спортивный туризм, нужна именно организация, так как люди приходят и уходят, а стабильные организации остаются.
3. Нужная городу МО, я полагаю, имеет право быть обеспеченной хотя бы помещением и 2-3 ставками (директор, педагог по воспитанию, инструктор по спорту). С этих работников можно требовать выполнения задач и достижения поставленных целей, а не просить их об одолжении работать за свой интерес.
В настоящее время я не планирую оставлять занятия с т/к «Кристалл». Составлен план работы на учебный год, он пока успешно выполняется, проводятся также внеплановые мероприятия. Так или иначе, туристское движение в городе будет существовать хотя бы до тех пор, пока у меня будут силы, средства и желание его поддерживать.
Практика показывает, что, при изъятии из такой системы некоего организующего центра, она быстро рушится. Например, активисты т/к «Тулум» часто вступали в конфликты с его создателем Ирвачевым В.К., когда им казалось, что он обращает ресурсы организации на свое обогащение. Но тем не менее, именно он был тем, вокруг кого обращался клуб. С отъездом Ирвачева в Пермь тулумовцы практически прекратили собираться – стало незачем, а теперь и негде. Городской клуб «Кристалл» в доперестроечные времена существовал, пока было помещение, в котором постоянно находился секретарь, владеющий положением дел, был заинтересованный председатель и была привычка – каждую среду увидеть лица друзей. Возможно, тот факт, что основатели «Водолея» отошли от туристских дел, сделал когда-то мощный турклуб просто помещением, где хранится прокатное снаряжение. «Организация одного человека» также не может существовать долго, как ЛДПР без Жириновского. Городская организация, поддерживаемая всеобщим интересом, может быть вечной.
Председатель правления т/к «Кристалл»,
не оформленный документами м.с.,
заведующий кафедрой АТП БФ ПГТУ,
к.т.н., доцент, профессор РАЕ Затонский А.В.
1 ноября 2004 г.