2. Протяженные препятствия

С помощью следующей таблицы составляется перечень всех протяженных препятствий, преодолеваемых на маршруте, и определяется число баллов, которое набрал бы маршрут, если все баллы за ПП пойдут в зачет.

Протяженные препятствия

Категория трудности

Характеристика препятствия

Длина ПП км

количество баллов по категориям сложности

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

1

Растительный покров

н/к

лес легко проходимый

Проходится по тропам или легко без троп

50/10

50/ 10

50/ 10

25/5

 

 

 

 

лес средне-проходимый

Наличие густозаросших участков, подлеска

 

12/5

15/6

20/8

25/ 10

12/5

 

 

высоко-травье

Скрытые в траве неровности склона, углубления, камни, уклон не менее 20о

 

12/5

15/6

20/8

25/ 10

12/5

 

 

лес трудно-проходимый

Много участков завалов, буреломов, глубокий мшанник...

 

 

10/6

15/9

20/ 12

25/ 15

 

 

стланник, гари

Кедровый, березовый стланник, бамбук, гари...

 

 

 

5/14

10/ 28

20/ 56

Сумма баллов за препятствие

10

20

28

44

60

81

2

Болота

н/к

легко проходимое

Вязкие, заболоченные участки, необходима индивидуальная страховка, глубина 0.2-0.4 м

20/ 10

40/ 20

40/ 20

20/ 10

14/7

10/5

 

 

кочкарни-ковое

Кочки, окруженные водой, индивидуальная страховка

 

 

10/ 12

15/ 18

20/ 24

25/ 30

 

 

топи, мари

Индивидуальная и коллективная страховка, создание мостов из жердей, установка перил

 

 

 

2/20

3/30

5/50

Сумма баллов за препятствие

10

20

32

48

61

85


 

3

Осыпи, морены

н/к

мелкая, пологая

Камни небольшие, уклон 15-20о

14/7

20/ 10

20/ 10

10/5

6/3

 

 

 

средняя, пологая

Камни «живые», уклоны до 20о, размер камней до 1 м, индивидуальная страховка

2/3

4/6

6/9

10/ 15

10/ 15

10/ 15

 

 

мелкая, крутая

Уклон 30-40о, осыпи «живые»

 

2/4

3/6

5/10

7/14

10/ 20

 

 

средняя,

крутая

Уклон 30-35о, индивидуальная страховка, камни «живые» размером до 1м

 

 

1/5

2/10

3/15

4/20

 

 

крупная

Размер камней 1 м и более, камни «живые», необходима страховка

 

 

 

1/7

2/14

3/28

Сумма баллов за препятствие

10

20

30

47

61

83

4

Пески

н/к

грядовые

Отдельные гряды или лунки песков

20/ 10

40/ 20

40/ 20

10/5

6/3

 

 

 

сплошные

Сплошные участки ровных песков

 

 

10/ 15

30/ 30

60/ 45

100/ 60

 

 

дюнные

Сплошные пески с дюнами, грядами, барханами

 

 

 

20/ 15

40/ 30

60/ 45

Сумма баллов за препятствие

10

20

35

50

78

105


5

Снежные участки

н/к

неглубокий

Снежный покров глубиной 10-25 см

20/ 10

30/ 15

40/ 20

40/ 20

20/ 10

 

 

 

средний

Раскисший или неплотный снежный покров глубиной 0.5-0.6 м и более

 

2/4

6/12

10/ 20

20/ 40

30/ 60

 

 

глубокий

Раскисший или неплотный снежный покров глубиной 0.7-1 м

 

 

 

1/4

3/12

6/24

Сумма баллов за препятствие

10

19

32

44

62

84

6

Ледовый участок

н/к

фирновый снег

Сыпучий кристаллический снег глубиной 10-15 см

13/ 10

20/ 16

30/ 24

30/ 24

30/ 24

30/ 24

 

 

фирновый лед

Шероховатая поверхность льда

 

7/14

14/8

20/ 12

30/ 18

40/ 24

 

 

глетчерный лед

Ровная поверхность льда

 

 

 

5/10

10/ 20

15/ 30

Сумма баллов за препятствие

10

20

32

46

62

78


 

7

Водный участок

1 к.с.

По существующей классификации[1]. Например, самое нижнее течение р. Кожым («Волга-мать»)

 

70/ 20

100/30

 

 

 

 

 

2 к.с.

По существующей классификации. Например, р. Кожым около устья Лимбеко-Ю.

 

 

 

100/45

 

 

 

 

3 к.с.

По существующей классификации. Например, р. Кожым между устьями Балбан-Ю и Лимбеко-Ю.

 

 

 

 

100/60

150/ 90

Сумма баллов за препятствие

0

20

30

45

60

90

При расчете баллов за протяженные препятствия допускаются незначительные отклонения от указанных требований при условии, что объем технической работы, необходимый для преодоления препятствия, остается прежним. Длина протяженного препятствия соответствующего вида определяется суммированием длин аналогичных препятствий по всему маршруту.

3. Требования к подсчету баллов

1.В зачет идет только то количество или та длина и те виды препятствий, которые указаны в таблицах, в соответствии с выбранной ориентировочно категорией сложности.

2.Если в маршрут включены препятствия, характерные для маршрутов более высоких категорий сложности, в т.ч. не приведенные в таблицах, то зачет баллов за них производится как за препятствия маршрута, категория сложности которого выбрана ориентировочно.

3.На одном и том же участке маршрута в зачет идут как локальные, так и протяженные препятствия, независимо от их взаимного расположения.

4.При уменьшении количества ЛП или уменьшении длины ПП соответствующей категории трудности пропорционально уменьшается и количество полученных за них баллов.

5.При наличии в походах 4-6 к.с. водных участков 1 или 2 к.с. зачет баллов за них идет как для походов 2, 3 или 4 к.с.

6.Категория сложности связки перевалов или перевала с односторонним прохождением оценивается по совокупности участков подъема и спуска, участки траверсов оцениваются отдельно.

7.Если траверс хребта или связка перевалов включает восхождение на вершину, то при категорировании маршрута в зачет идет только одно из двух локальных препятствий.

8.Если количество (длина) препятствий, определяющих соответствующую к.с., превышает значения, указанные в таблицах, то превысившее количество (длина) препятствий может идти в зачет за более простые препятствия данного вида. Это требование распространяется и на препятствия, определяющие более высокие к.с. маршрута.

4. Оценка маршрута

К сумме баллов за ЛП и ПП (с учетом ЛПmax) прибавляется произведение коэффициента автономности А и географического показателя Г:

Степень автономности маршрута

Коэффициент автономности

1

Полная

1

2

С привлечением транспортных средств, с организацией промежуточных баз

0.7

3

Маршрут проходит через один населенный пункт

0.5

4

Маршрут проходит через несколько населенных пунктов

0.2

 

Географический показатель разных районов:

 

Туристский район

Географический показатель

1

Кольский полуостров

10

2

Архангельская область, республика Коми

8

3

Карелия, Вологодская область

4

4

Средняя равнинная часть европейской территории,

 Ленинградская область

1-2

5

Карпаты, Крым

3

6

Кавказ, Закавказье

4

7

Полярный Урал

12

8

Приполярный Урал

10

9

Северный Урал

9

10

Средний и Южный Урал

6

11

Западная Сибирь

7-10

12

Равнинные районы Средней Азии и Казахстана

13

13

Тянь-Шань

6

14

Памир, Памиро-Алай

8-10

15

Алтай

7

16

Кузнецкий Алатау

7

17

Западный и Восточный Саян

8

18

Таймыр, горы Бырранга, остров Врангеля

24

19

Плато Путорана

16

20

Прибайкалье, Забайкалье, Кодар, Удокан

12

21

Становой хребет и Алданское нагорье

14

22

Верхоянский хребет, хребты Черского и Сунгар-Хаята

19

23

Хабаровский край

11

24

Приморье

9

25

Сахалин

12

26

Камчатка и Курильские острова

15

27

Магаданская область, Чукотка

18

28

Корякское нагорье

19

29

Северная Земля и Земля Франца-Иосифа

30

 

Если маршрут проходит по району, не указанному в таблице, то его географический показатель соответствует ближайшему по расположению к нему району из приведенного в перечне с аналогичными природными условиями.

Используя высотный график маршрута, оценивается коэффициент перепада высот по формуле , где  – суммарный перепад высот, набранный на активной части маршрута, в километрах.

Общее количество баллов рассчитывается по формуле , где ЛП – баллы за локальные препятствия, идущие в зачет; ПП – баллы за протяженные препятствия, идущие в зачет; Г – географический показатель, А – коэффициент автономности, КВ – высотный коэффициент. В соответствии с этим количеством баллов, продолжительностью (t) и протяженностью (l) маршрута определяется его окончательная категория сложности. Если окончательная категория сложности ниже, чем ориентировочная, расчет проводится заново для более низкой категории сложности. Если количество баллов, набранных маршрутом, соответствует маршруту более высокой категории сложности, то МКК может присвоить ее маршруту, если его протяженность составляет не менее 75% от разрядного норматива этой к.с. и все участники имеют достаточный опыт.

В качестве примера рассмотрим оценку сложности конкретного маршрута:

День

Дата

Маршрут

Км

С коэфф

1

31.07

Ст. Кожим-Рудник – база Базальт

24

24

2

1.08

База Базальт – руч. Пальник-Ель

5

5

3

2.08

Отсидка

 

 

4

3.08

“Мокрый” водораздел - кар

8

9

5

4.08

пер. б/н (н/к, 800?) - р. Сывь-Ю

14

17

6

5.08

Заячьи горы

7

8

7

6.08

Дневка

 

 

8

7.08

р. Индысей

14

15

9

8.08

пер. Трехозерный (н/к, 650?)

7

8

10

9.08

Отсидка

 

 

11

10.08

р. Нидысей - приток

10

11

12

11.08

пер. Каменистый (1А, 1150) - р. Капкан-Вож

17

20

13

12.08

пер. Студенческий (1А,1050) - руч. Буревестник

9

11

14

13.08

Дневка

 

 

15

14.08

Отсидка

 

 

16

15.08

р.в. г. Манарага (1Б, 1820)

6

8

17

16.08

р. Манарага - Трехвостка

12

14

18

17.08

пер. Средний (1А, 1300) - р. Лимбеко-Ю

18

22

19

18.08

устье руч. Падежа-Вож

6

7

20

19.08

Дневка

 

 

21

20.08

Вдоль р. Лимбеко-Ю

19

21

22

21.08

До устья р. Лимбеко-Ю, р. Кожым

21

23

 

 

ИТОГО

197

223

 

Пройденный фактически маршрут содержит следующие ЛП и ПП и, соответственно, оценку сложности:


 

I. Локальные препятствия

Характеристика

Баллы

В зачет

Переправа через р.Сывь-Ю

переправа 1А

1

1

Пер. на р. Сывь-Ю

перевал н/к

2

2

Обзорная точка на Заячьих

вершина н/к

4

4

Пер. через Заячьи Горы

перевал н/к

2

 

Переправа через р. Индысей

переправа н/к

0,5

0,5

Пер. Трехозерный

перевал н/к

2

 

Переправа через р. Нидысей

переправа 1Б

2

2

Переправа через пр.р.Нидысей

переправа н/к

0,5

0,5

Перевал Каменистый

перевал 1А

4

4

Переправа через р.Капкан-Вож

переправа н/к

0,5

0,5

Перевал Студенческий

перевал 1А

4

 

Р.в.на г. Манарага

вершина 1Б

7

7

Пер. через руч. Буревестник

переправа н/к

0,5

0,5

Переправа через руч. Олений

переправа н/к

0,5

 

Пер. Средний

перевал 1А

4

 

Переправа через р. Лимбеко-Ю

переправа н/к

2

 

Пер. через руч. Б.Варга-Шор

переправа н/к

2

 

Пер. через пр.р. Лимбеко-Ю

переправа н/к

0,5

 

ИТОГО ПО ЛОКАЛЬНЫМ ПРЕПЯТСТВИЯМ

 

39

22

 

 

 

 

II. Протяженные препятствия

Характеристика

Баллы

Км

Траверс хр. Обе-Из

осыпь н/к

1

2

Лес на руч. Пальник-Ель

лес н/к

1,2

6

Болото на руч. Пальник-Ель

болото н/к

2

4

Спуск с водораздела

осыпь н/к

0,5

1

Лес перед пер. на Сывь-Ю

лес н/к

0,8

4

Подход к пер. на Сывь-Ю

осыпь н/к

2

4

Траверс снежника на пер.

снежник н/к

4

1

Перевал на р. Сывь-Ю

осыпь н/к

3

6

Лес на р. Сывь-Ю

лес н/к

2

10

Болото на р. Сывь-Ю

болото н/к

3

6

Болото на Заячьих горах

болото н/к

1

2

Лес на р. Индысей

лес 1А

1,6

4

Лес на р. Индысей

лес 1Б

3,2

4

Подход и пер. Трехозерный

осыпь н/к

3

6

Лес на пр.р.Нидысей

лес н/к

1,6

8

Подход к пер. Каменистый

осыпь н/к

9

6

Перевал Каменистый

осыпь 1А

6

4

Спуск с пер. Каменистый

осыпь 1Б

4

2

Спуск с пер. Каменистый

осыпь 1А

3

2

Подъем на пер. Студенческий

осыпь 1А

1,5

1

Спуск с пер. Студенческий

осыпь н/к

1

2

г.Манарага

осыпь 1Б

6

3

Лес вдоль р. Манарага

лес н/к

1,6

8

Болото на руч. Олений

болото н/к

0,5

1

Подход и пер. Средний

осыпь 1А

4,5

3

Спуск с пер. Средний

осыпь н/к

2,5

5

Болото на р. Лимбеко-Ю

болото н/к

5

10

Траверсы на р. Лимбеко-Ю

осыпь н/к

2,5

5

Лес на р. Лимбеко-Ю

лес н/к

2

10

ИТОГО ПО ПРОТЯЖЕННЫМ ПРЕПЯТСТВИЯМ

 

79

 

 

 

 

 

Географический показатель района

 

9

 

Суммарный перепад высот

 

1600 м

 

Коэффициент перепада высот

 

1,06

 

Коэффициент автономности

 

1

 

Показатель

 

Расчет

Min/ Max[2]

Локальные препятствия, итого

 

39

50-75

Локальные препятствия, в зачет

 

22

20-35

Протяженные препятствия, итого

 

79

60-80

КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА МАРШРУТ

 

101

95-134

Протяженность, км

 

223

220-250

Продолжительность, дней движения

 

15

13-16

Категория сложности похода

 

IV

 

 

После расчета все зачетные характеристики укладываются в нормативы для похода IV к.с., следовательно, ориентировочная категория сложности выбрана правильно, пересчета не требуется, поход может быть защищен IV к.с.

 

<< Назад                                            На главную                                     Дальше >>



[1] Классификация водных маршрутов производится методом экспертной оценки маршрута в целом. Характеристика отдельных препятствий не может быть объективной оценкой, т.к. препятствия меняются от уровня и расхода воды, могут вообще исчезать и появляться, трудно учесть их взаимное расположение, последовательность и т.п. Кроме того, для байдарок к.с. повышается на 0.5-1, а для деревянных плотов на 1 относительно к.с. для надувных судов (ПСН, катамаран, плот с надувными элементами плавучести).

[2] Для похода IV к.с.