Держаться со всеми спокойно и уверенно. Независимо от возраста и положения, сейчас вы коллеги – преподаватели. Преподаватель должен быть, или хотя бы выглядеть, достаточно солидно, независимо и достойно, чтобы ему легко было поручить проведение занятий.
Надо четко представить себе, чего хочешь добиться в разговоре, наметить все основные вопросы, которые надо обсудить, всю информацию, которую хочется донести до собеседника. При себе обязательно иметь записную книжку и ручку, чтобы сразу записывать конкретную информацию, не полагаясь на память.
Договориться о встрече надо заранее, лучше по телефону. Директор – человек занятой, его время надо экономить. Перед разговором надо убедиться (можно и спросить), что он сейчас ничем другим не занят и действительно может уделить десять минут для разговора.
Директора обычно интересуют общие вопросы – с какой целью, для чего, за счет чего все это будет делаться. Кроме того, в его компетенции находится организация и учебы, и внеучебной работы, поэтому надо уделить внимание обеим сторонам вопроса. Разговор вполне может пойти и не по намеченной схеме. Этого не надо пугаться, но тем не менее, ко всем необходимым вопросам (выделены в тексте) надо суметь подойти и их выяснить. Этот разговор очень важен, так как в дальнейшем, опираясь на его результаты, можно легко проводить переговоры со всеми остальными преподавателями.
Для первого разговора вполне подойдет следующая схема.
Я инструктор городского т/к. Меня попросили организовать работу секции спортивного туризма в Вашем учебном заведении.С Вами был предварительный разговор (тогда-то). Я могу рассказать о наших планах и о том, как я буду их реализовывать, если у Вас есть время. [Если да,коротко и быстро рассказать следующее. Наша цель – улучшить социальную обстановку в городе. Для этого мы планируем привлечь молодых людей в спортивный туризм и турмногоборье. Это позволит заинтересовать их полезным делом, занять в свободное время, улучшить здоровье. Увлечение туризмом сплачивает людей, позволяет развивать их лучшие качества. В походах участники получают полезные в жизни практические навыки, учатся дружбе, взаимопомощи, преодолению физических и психологических трудностей. Участия в турслетах, азарт соревнований, интересная и разносторонняя подготовка к ним помогают быть спортивным и настойчивым, даже небольшие победы в них влекут к достижению более высоких результатов. Наличие хорошо подготовленной спортивной команды повышает имидж любого учебного заведения, раскрывает широкие возможности, улучшает социальную обстановку внутри учебного заведения. Наша работа будет широко освещаться в СМИ, она получила поддержку на городском уровне, мы будем участвовать в конкурсах на городские и областные гранты].
Сейчас мы хотим выяснить, найдутся ли в Вашем учебном заведении люди, желающие заниматься этим видом спорта. Этим же мы занимаемся во всех ПУ, техникумах и институтах города. Мы полагаем, что в итоге в городе появится достаточное количество заинтересованных людей, чтобы был смысл проводить с ними массовые мероприятия, слеты, походы. Опираясь на них, на их достижения, мы будем привлекать к нашей работе новых участников. Вы не против, если я развешу у Вас объявления, попрошу преподавателей обратить внимание студентов на них, может быть, приду на какие-то занятия и попрошу уделить мне минуту-другую? Может быть, мне можно рассказать о создаваемой секции на педсовете? [Да/нет, записать, когда бывает, когда конкретно можно выступить]. Наверное, конкретные детали организации секции мне лучше обсудить с Вашим заместителем по внеучебной работе? [Да/нет, записать ФИО, где найти, какой кабинет, когда бывает на работе].
[При ответе «нет» см. п. 2!]
Мы хотим организовать работу так, чтобы учеба никак не пострадала. Занятия, походы, мероприятия будут проводиться только в свободное от учебы время. Мы не поощряем тех, кто плохо учится, хотя бы потому, что они при этом создают проблемы нам. Ведь плохого студента неохотно отпускают на мероприятия и дома, и в учебном заведении. Занятиям неуспевающего студента у нас мешают дополнительные занятия по учебной программе, которые, конечно, важнее внеучебной работы. Если изредка возникает необходимость для участия в городском или областном мероприятии пропустить день-два занятий, конечно, легче отпускают тех, кто хорошо успевает. Поэтому мы стараемся внушить всем, что они должны учиться успешно, чтобы без лишних помех заниматься любимым делом. Если у Вас появятся какие-то нарекания, что занятия у нас мешают кому-то учиться, мы немедленно разберемся с этим вопросом.
Но занятия спортивным туризмом или турмногоборьем – это настоящий спорт. Здесь присваиваются разряды и звания, проводятся соревнования вплоть до всероссийских. Поэтому мы просим Вас тем, кто будет активно заниматься этим спортом, зачитывать эти занятия как занятия по физкультуре. У нас они будут получать достаточную общефизическую и специальную туристскую подготовку. А участие в любом спортивном походе по продолжительности, напряженности и физической нагрузке значительно превосходит любые учебные занятия. Как Вы считаете, возможно ли нескольким студентам Вашего учебного заведения получать зачет по физкультуре по представлению официального документа от городского т/к? Не будет ли против ваш физрук? Кто он, как его найти и переговорить по этому вопросу? [Записать ФИО, где найти, когда бывает].
Основной вид туризма, которым мы будем заниматься, это пешеходный. Для него не нужно специального дорогого снаряжения. Обычно удается найти все минимально необходимое, чтобы полноценно учить ему. Многие занятия я буду проводить на открытом воздухе, у нас будет много походов. Но некоторые занятия, даже с нашим снаряжением, удобнее проводить в зале. У нас есть возможность использовать некоторые залы в городе, но обычно студенты предпочитают заниматься в привычном зале, да и не очень охотно директора пускают к себе чужих студентов. Если в какие-то часы Ваш спортзал пустует, можно ли его использовать для занятий со студентами Вашего учебного заведения? Зал никак не пострадает, мы не будем ничего существенного навешивать на стены, заниматься в неподходящей обуви и так далее.Если Вы позволите, все конкретные вопросы я обсужу с физруком.
Может быть, сейчас рано говорить об этом, но если мне удастся набрать достаточно большую (порядка 15 человек) группу желающих, то работа с ними будет занимать у меня достаточно большое время. Мне очень нравится заниматься этим видом спорта, развивать его, привлекать новых людей, но все время я этому не могу посвятить, ведь надо же и на что-то жить. Как Вы считаете, если я наберу такую группу, Вы сможете мне хоть сколько-то оплачивать занятия с ними? Конечно, ни в коем случае, не в ущерб оплате работы других Ваших преподавателей. Это можно сделать путем договора подряда со мной, чтобы платить меньше во внебюджетные фонды, или заключить договор с городским т/к. [При категоричном «нет»: если у Вас большие затруднения со средствами, я готов первое время работать без оплаты, а затем Вы сами решите, полезны ли такие занятия для Вашего учебного заведения, поддерживают ли они его имидж, улучшают ли социальную обстановку и согласны ли Вы это оплачивать].
Меня как инструктора городского т/к интересует вопрос, возможно ли не просто обучать Ваших студентов основам спортивного туризма, но полноценно сотрудничать с Вашим учебным заведением в какой-нибудь области? Как Вы считаете, может ли городской т/к помочь Вашему учебному заведению в решении каких-то проблем, в проведении каких-то мероприятий, оказать поддержку в других направлениях внеучебной работы? И наоборот, в случае успешного развития спортивного туризма у Вас будет ли у Вас возможность как-то помогать Вашим студентам, активно занимающимся этим спортом? А может быть, оказывать небольшую помощь всему городскому т/к? Мы сейчас только разворачиваем нашу деятельность, поэтому любая помощь для нас очень ценна. В каких направлениях, по Вашему мнению, возможно сотрудничество? [Записать].
Его область интереса – все, кроме учебного процесса. В разговоре надо выяснить границы его полномочий, какие вопросы он может решить самостоятельно, не доводя до директора. Подчеркнуть свою заинтересованность в том, чтобы он оказывал поддержку или хотя бы не препятствовал работе секции.
Примерная схема разговора.
Я инструктор городского т/к. Меня попросили организовать работу секции спортивного туризма в Вашем учебном заведении. Я разговаривал с (директором), он рекомендовал обратиться к Вам. Я могу рассказать о наших планах и о том, как я буду их реализовывать, если у Вас есть время. [Если да, повторить рассказ директору]
Как сейчас взаимодействуют внеучебная работа и занятия спортом Ваших студентов? Как Вы считаете, в каком направлении городскому т/к лучше работать со студентами, чтобы получить максимальную пользу для внеучебной работы в целом? [Записать] Есть ли другие спортивные или творческие коллективы в Вашем учебном заведении? Чем они занимаются, кто ведет занятия? [Записать, кто, что и когда можно найти]. Как лучше наладить взаимодействие с ними для общей пользы?
Вы лучше знаете учебные группы и студентов своего учебного заведения. На какие, по Вашему мнению, лучше обратить внимание в первую очередь? [Записать]. Вы не знаете, есть ли у вас люди, раньше занимавшиеся спортивным туризмом? Кто? В какой группе? [Записать].
Как вы считаете, где лучше разместить объявления о наборе в секцию спортивного туризма? Не могли бы Вы попросить преподавателей обратить внимание студентов на них?
Я хочу закончить формирование группы на этот семестр и провести организационное собрание (тогда-то). Как Вы считаете, в какое время лучше это сделать? Найдется в это время свободная аудитория или лучше провести собрание в городском т/к? Как мне попасть в аудиторию в это время, у кого взять ключ, если она запирается? [Записать, как зовут завхоза, вахтера и т.п. источника ключей]. Есть ли возможность воспользоваться Вашим телевизором и видеомагнитофоном для показа фильма о походах?
Если работа пойдет успешно, можно ли будет разместить в Вашем учебном заведении небольшой стенд с информацией о наших делах и успехах? Где его лучше разместить, чтобы он был заметен, но не очень доступен для разного вандализма?
Какую помощь Вы хотели бы получить в Вашей работе от городского т/к? Вас интересует организация каких-либо мероприятий? Секций и кружков других направлений? Какие из них, с Вашей точки зрения, являются достаточно важными, чтобы можно было вести переговоры с директором об оплате работы по ним? [Записать].
Его область интереса – собственная власть над предметом и студентами, которые у него занимаются. Основой разговора должны быть два факта: 1) Зарплата, положение, достижения физрука никак не пострадают от того, что 10-15 человек будут заниматься спортом на стороне; 2) У него по-прежнему будет последнее слово в простановке зачета по физкультуре; несмотря на согласование с директором, его мнение здесь остается самым важным. В результате договора надо добиться, чтобы физрук не был против развития секции и признал саму возможность ставить зачет по представлению т/к. Так как этот вопрос уже должен быть решен с директором, договариваться с физруком сейчас можно на очень широких условиях, а перед самой простановкой зачета вежливо упереться в разрешение на то директора. Но лучше сразу добиться как можно более приемлемых для себя условий.
Примерная схема разговора.
Я инструктор городского т/к. Меня попросили организовать работу секции спортивного туризма в Вашем учебном заведении. Я разговаривал с (директором), он рекомендовал обратиться к Вам. Я могу рассказать о наших планах и о том, как я буду их реализовывать, если у Вас есть время. [Если да, повторить рассказ директору]
В нашей секции студенты будут заниматься общефизической и специальной подготовкой в объеме, достаточном для участия в спортивных походах и соревнованиях по турмногоборью. У нас есть хорошая учебная программа, где расписаны темы занятий, цели и задачи, объемы и виды учебной работы, примерно соответствующие государственному образовательному стандарту для технических ВУЗов. Мы можем Вам ее показать [на самом деле, лучше этого избежать]. Физическая нагрузка предполагается достаточно высокая. Участие в любом походе по продолжительности, напряженности и физической нагрузке превосходит любые учебные занятия. Обязательными условиями того, что мы представим студента к зачету по физкультуре, являются посещение наших занятий и участие в походах. Мы заинтересованы в том, чтобы участники нашей секции были достаточно развиты физически, чтобы успешно ходить в походы и выступать на соревнованиях. Какие дополнительные требования у Вас есть к содержанию и проведению занятий? Что я должен соблюдать, чтобы Вы согласились зачитывать эти занятия в качестве занятий по физкультуре? Какие нормативы и в каком объеме я должен принять у них? Есть ли какие-то занятия, нормативы, вопросы, которые Вы непременно хотите оставить под своим контролем? [Записывать основные ответы]. Хотите ли Вы как-то контролировать наша занятия?
[То же, что и в обсуждении с директором] Основной вид туризма, которым мы будем заниматься, это пешеходный. Для него не нужно специального дорогого снаряжения. Обычно удается найти все минимально необходимое, чтобы полноценно учить ему. Многие занятия я буду проводить на открытом воздухе, у нас будет много походов. Но некоторые занятия, даже с нашим снаряжением, удобнее проводить в зале. У нас есть возможность использовать некоторые залы в городе, но обычно студенты предпочитают заниматься в привычном зале, да и не очень охотно директора пускают к себе чужих студентов. Если в какие-то часы Ваш спортзал пустует, можно ли его использовать для занятий со студентами Вашего учебного заведения? Зал никак не пострадает, мы не будем ничего существенного навешивать на стены, заниматься в неподходящей обуви и так далее. У кого брать ключ от зала? [Записать] Что конкретно можно и что нельзя делать в зале, например, какие допускаются спортивные игры?
Есть ли в Вашем учебном заведении какое-то имущество, снаряжение, которое я могу использовать для занятий и походов с вашими студентами [лыжи, палатки, веревки, спальники и т.д.]? Кто является материально ответственным лицом? Как, у кого его можно получить для занятий, на каких условиях, кому сдавать? Есть ли, например, старые лыжи, которые Вам больше не нужны, а нам могут пригодиться для походов? Ненужные брезентовые палатки, которые пригодны нам не для походов, но для стационарных лагерей?
Как Вы считаете, может ли городской т/к оказать Вам или Вашему учебному заведению какую-то помощь в организации спортивных мероприятий? В развитии других видов спорта, смежных спортивному туризму (например, спортивное ориентирование)? В проведении соревнований только для Вашего учебного заведения?
Цель – набрать достаточно большую группу, чтобы ставить вопрос об оплате труда, но из наиболее подходящих студентов, а не абы каких. Хороших людей надо удержать, тех, кто пришел только за халявным зачетом, отсеять сразу. Для этого надо решить следующие задачи.
1. Оповестить о создании секции как можно больше людей, в наиболее доступной и привлекательной форме. Привлечь к рекламе знакомых студентов этого учебного заведения. Попросить зама по внеучебной работе, преподавателей (на педсовете) обратить внимание студентов на объявление о создаваемой секции.
2. Назначить удобное для всех желающих место и время организационного собрания, лучше на территории учебного заведения.
3. На собрании подготовить наглядные материалы – фотографии, газетные статьи, видеофильмы (при наличии возможности их показать).
4. Представиться по имени и отчеству. Сразу ставить себя не вровень со студентами. В дальнейшем придется ими командовать, пусть привыкают сразу.
5. Выделить из пришедших человека, который всех перепишет (с адресами, телефонами, предыдущим туристским и спортивным опытом). Отвести на это 15-20 минут, затем взять список и проконтролировать, что действительно все и всё записано.
6. Рассказать кратко о городском т/к, целях, задачах, возможных достижениях.
7. Рассказать о том, что будет в секции (походы, слеты, соревнования). Довести, что за это точно будет зачет по физкультуре, а иначе могут быть проблемы с его получением (у основного преподавателя). Спросить у студентов, действительно ли бывали проблемы с зачетом (а они бывают всегда, что и требуется подтвердить).
8. Сразу оговорить обязательные условия получения зачета. Например: это не обычные занятия с бегом, подтягиванием, отжиманиями и т.д., но обязательные для посещения. Также обязательно участие в походах, без них зачет не ставится. Даже если поначалу это выглядит странно, потом вам самим понравится, и вы будете меня просить сводить куда-нибудь еще. Зачет будет ставить ваш физрук, но только по моему представлению. Результат, чисто спортивные достижения для получения зачета не так важны, как постоянное участие в работе секции и в походах.
9. Сразу оговорить финансовую сторону вопроса. Занятия спортивным туризмом – дело добровольное и само по себе бесплатное. Я работаю с вами бесплатно [вариант: за счет вашего учебного заведения]. Но для того, чтобы ходить в походы, нужны подходящие одежда, обувь и деньги. Одежда и обувь должны быть свои. Деньги потребуются небольшие, они точно также расходуются на еду и проезд, если находиться в городе. Однако для серьезных походов, начиная с многодневных, требуется некоторое снаряжение: палатки, спальники, веревки, бивачное снаряжение, лыжи и т.п. У вас сейчас, скорее всего, ничего нет. Поэтому нам придется либо арендовать это снаряжение у кого-то, либо потихоньку покупать для себя при помощи учебного заведения. На это также понадобятся некоторые средства. Например, сходить в многодневный поход стоит обычно порядка 100 рублей в день с человека, включая еду, проезд и снаряжение. Мы будем что-то пытаться зарабатывать, в этом нам будет помогать городской турклуб, но лучше понемногу экономить на пиве, чтобы не возникало проблем с деньгами в походы.
10. Рассказать о городском туристском семинаре [см. документ]. Пригласить участвовать в нем всех желающих. Участие в семинаре, походы в его рамках также будут засчитываться к зачету по физкультуре.
11. На занятиях мы будем заниматься интересными вещами – работать со снаряжением, учиться участвовать в походах и слетах, играть в спортивные игры. Ваш физрук выдвинул следующие условия для получения зачета (огласить, о чем договорились с физруком: сдача конкретных нормативов, другие условия).
12. Назначить дату и время проведения первого занятия. На него пригласить всех, даже тех, кто сомневается. Всегда есть возможность перейти обратно в основную группу по физкультуре [это само собой разумеется, обсуждать с физруком не надо].