Рассказать о спортивном туризме, гор.турклубе, себе, желательно все это проиллюстрировать фотографиями и прочими наглядностями. Перейти к работе конкретно своей секции: распорядок занятий, возможные походы и соревнования, необходимые зачеты, договоренность с физруком, ваши требования к студентам.
Составить подробный список группы (всех явившихся, потом, когда будут слеты и прочее, он может очень пригодится): фамилия , имя, отчество, дата рождения, место учебы (группа), дом.адрес, телефон, пейджер и прочая связь, наличие туристского опыта (уточняйте у кого занимался, сколько, куда ходил в походы), наличие спортивных разрядов, разных хобби, способностей и увлечений (все туристы, спортсмены, гитаристы, фотографы, художники-оформители, владельцы компьютеров, видеооператоры, швеи вам в дальнейшем очень пригодятся), можно осведомиться о месте работы родителей, тоже порой небесполезная информация.
Список можно составить или по анкетам, которые вы раздадите, и которые будут заполняться, пока вы излагаете планы на будущее, или запустив листочек с таблицей, где все по порядку вносят свои данные (но анкета предпочтительнее – она более конфиденциальна, а потому более откровенна).
Если собралось мало (много) народу (менее 7 или более 25 человек), обсуждаете со студентами или то, как привлечь в секцию побольше ребят (какие группы могут этим заинтересоваться, какие группы дружны, кто координирует внеучебную деятельность в данном заведении и прочие вопросы), или как поделить группу (хотя бы для занятий в городе – в походы будете выезжать все вместе, все равно все не прийдут) на части и надо ли это делать.
Заканчиваете занятие напоминанием о следующем: где, когда собираетесть, по какому вопросу, если это будет спорт.занятие, то оговариваете форму одежды. Находите единомышленника, которому поручаете оформить объявление о первом занятиии в тур.секции (и расписание занятий, если оно уже точно известно).
Отвечаете на вопросы самых настырных.
Назовем его «ВВЕДЕНИЕ В ТУРИЗМ», хотя правильнее будет – подготовка к первому походу.
Следовательно, этот первый туристский «блин» (поход т.е.) стОит рассматривать как практическое занятие по вышеуказанной теме.
Первый поход. То как вы его проведет, определит дальше многое, в том числе и желание дальше этим заниматься, и ваше, и студентов. Поэтому первый поход должен быть таким, чтобы хотя бы не отбивал охоту путешествовать, в идеале – вызывал горячее желание уже завтра покорить Эверест. Поэтому хорошо бы, чтобы первый поход соответствовал следующим требованиям:
Рекомендуемыми местами для поведения первого похода будут: 1 и 2 пруд, Новожилово, Быгель, «Летающий лыжник», Легино, Расик (Лабиринт, Америка, Опасный камень).
Не стоит посещать во время первого похода Провал, пещеры, Усьву.
Любое мероприятие, даже подобная прогулка, требует определенной подготовки. Первый поход можно попробовать подготовить по следующей схеме:
1. Согласовываете с группой (до этого – с физруком или замом по внеучебке, в зависимости от того, кому подчиняетесь, и обязательно – с расписанием занятий) дату похода.
2. Решаете или коллегиально (предлагаете варианты и склоняете к тому, который вам нравится), или самолично (ставите группу перед фактом, что пойдем туда-то, там хорошо) куда же вы отправитесь.
3. Излагаете примерную стоимость этого удовольствия (лучше слегка её завысить мало ли какие непредвиденные бывают), сумма может складываться либо только из стоимости проезда, тогда продукты берете из дома, либо из проезда, стоимости ф/пленки и стоимости питания, последняя даже на один день должна быть около 20 рублей (можно больше). Стоимость похода надо обязательно аргументировать, т.е. объяснить почему именно столько, если надо – предупредить о необходимости «запасных» денег, решить как и когда вы их собираете и кто за это отвечает. Это и будет первой туристской должностью, которую вы торжественно объявите: «Вот, теперь Маша (Даша,Глаша) у нас казначей, она со всех соберет деньги, всех запишет, будет считать, сколько истратили и сколько сэкономили, а потом нам все это расскажет. Все вопросы по деньгам – к Маше». Вы, естественно, новоиспеченного казначея на произвол судьбы не бросаете и ненавязчиво контролируете финансовое состояние вашей группы вопросами типа «А что у нас там с денежками? А сколько сейчас стоит то-то? А что, правда, на билет так много потратили?»
4. Обсуждаете проблему питания и принимаете по ней коллективное решение: что будете кушать и откуда это у вас появится. Варианты: первый – каждый берет из дома определенный набор продуктов (0.5 булки хлеба, 2 б/п, сахар, конфеты или печенье, колбасу или сало и т.д.), вариант второй – на продукты сдаются деньги и ответственные за продукты – завпиты– их покупают. Завпитов в этом случае должно быть не меньше двух, а то одному обидно бегать по магазинам и таскать сумки, да и скучно. Чтобы не повторяться можно разделить этих двоих на завпита и повара, или завпита и его главного помощника.
5. Рассказываете под запись (пользуясь заранее составленной шпаргалкой) как необходимо каждому экипироваться (одежда, обувь, бахилы, рюкзак, КЛМН), рассказываете очень подробно (типа «штанов должно быть хотя двое, причем верхние лучше из «болоньи», капрона и других им подобных…»), лучше по порядку, начав с головы или, наоборот, с ног, и не пропуская ни одну часть тела. Объясните, что такое бахилы, их значение и как их можно заменить (носками, капроновыми колготками, резинками на штанах). Не забудьте про запасную одежду: на один день это, хотя бы варежки и носки, но можно и больше. Подведите итог, что это был список личного снаряжения для однодневного похода, и его лучше не терять, а потом, дополнив, сделать списком для многодневного похода. Объясняете на личном примере как им пользоваться («…собираясь в поход, напротив каждой вещи, положенной в рюкзак, я ставлю карандашиком крестик...»). Лирическое отступление о рюкзаках. Конечно, если они есть в вашем учебном заведении, и есть возможность их у него взять, надо этим воспользоваться. Но, в принципе, первый раз можно обойтись и без рюкзаков: попросите студентов экипироваться так, чтобы руки были свободны, пусть отберут у младших родственников школьные рюкзаки или свои старенькие откопают, в крайнем случае, согласитесь на спортивные сумки, которые можно повесить на плечо, строго воспротивьтесь п/э пакетам, они порвутся на третьем шагу и все, что в них лежит будет просится в ваш большой рюкзак, в котором вы и без того понесете котелок, костровое, пилу, топор и проч.
6. Перейдите к вещам, которые необходимы для всей группы, т.е. групповому снаряжению. Скорее всего, вам понадобятся: котлы с черпаком, тросик, топор, пила, гитара, аптечка, фотоаппарат, может быть – палатка, и несколько пенок. Спросите, у кого что есть, и назначьте ответственных за особо крупные и важные вещи (за гитару, например). Взять аптечку (пару бинтов, зеленку, но-шпу и анальгин) обязательно поручите какой-нибудь девочке, присвоив ей почетное звание медика, а счастливых обладателей фотоаппаратов, обзовите фотографами и поручите им позаботится о съемке всего и вся. Может оказаться, что никакого туристского снаряжения у бедных студентов нет, тогда придется все это искать вам, но аптечку, гитару и фотоаппарат обязательно поручите своим подопечным, иначе привыкнут с самого начала «ехать» на вашей шее.
7. Обязательно обсудите правила поведения в походе, выскажите довольно ультимативно свои требования:
· Спиртное не распивать
· От группы без согласия руководителя не уходить
· Вперед направляющего не убегать, дальше замыкающего не отставать
· С руководителем не спорить, выполнять его распоряжения немедленно
· Девочек не обижать, мальчиков тоже
· Предупреждать руководителя обо всех конфликтах, ЧП, болезнях и недоразумениях.
Пригрозите, что в случае невыполнения этих правил, будет ставиться вопрос об исключении из группы. Техника безопасности – это святое.
8. Познакомьте студентов с походной документацией, если не с приказом по учреждению, то хотя бы с маршрутным листом. Очень желательно его сообща заполнить, указав в нем присвоенные должности, маршрут и все прочее.
9. Подведите итог занятия: напомните, где и когда встречаетесь, до каких пор ждете опоздавших, когда отъезжает транспорт, во сколько вернетесь назад. Предупреждаете, что при любых изменениях (кто-то не едет, нет какого-либо снаряжения, особенно группового, и прочее) о них надо сообщить вам по такому-то телефону (другие варианты).
10. Отправляете всех собираться. Настырным отвечаете на вопросы.
В первом походе командира группы лучше не назначать – легко «промахнуться». Но если есть явный лидер, можно предложить ему покомандовать, но не допускать дедовщины, а главное, спрашивать с командира в 10 раз больше, чем со всех остальных, спрашивать все, абсолютно. Но и требовать от группы, чтобы все его разумные распоряжения выполнялись беспрекословно, как и ваши.
После проведения любого, даже мало-мальского мероприятия, хорошо устраивать «разбор полетов» или «финальную раздачу тумаков и поцелуев», и приучать группу к этому с самого начала – дело правильное. По научному такое мероприятие может быть названо «рефлексией», но неформальные термины, в том числе и такой как «самовар», молодежью воспринимаются лучше. Самым правильным и строгим было бы «ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПОХОДА», но это укладывается не во все программы, поэтому здесь уместен компромисс, к примеру «СПОРТИВНЫЕ РАЗРЯДЫ В ТУРИЗМЕ»
Это занятие хотелось бы сразу поделить на два части: формальную и неформальную.
Часть первая, формальная. Поздравляете всех с успешным походом («кончен поход без единого трупа…»). Торжественно вручаете справки и объясняете их предназначение: во-первых, они будут необходимы для получения значка «Турист России» (его бы надо продемонстрировать и зачитать, а можно и повесить где-нибудь, нормативы, которых он стОит), а во-вторых, по ним будет проходить ваш зачет (не только по ним, но без них – никак).
Можно тут же и озадачить группу выборами ответственного секретаря, который будет хранить эти справочки, вести учет ваших походов, дней, километров, маршрутных листов и прочей документации, её пока будет совсем немного, это совсем несложно, дополнительный «плюсик» активистам вы пообещаете (и при случае поставите).
Рассказываете, какие перспективы открывает туризм как спорт. Приводите нормативы на спортивные походы, начиная со степенных и кончая «шестерками», все делаете по типу: «Вот такие требования, столько-то дней, столько-то километров, такие-то препятствия, по разным видам – разные требования». Показываете справки, которые выдаются при защите похода. «Занимаются такими делами МКК, зачет походов идет по отчетам, которые для сложных походов должны быть письменными, отметкам в маршрутной книжке, фото-и-видеоматериалам.» Дальше показываете, тоже на примере таблицы, как спортивные походы переходят в спортивные разряды. Покажите (или хотя бы скажите), где прописаны все эти нормативы.
Пару слов говорите о турмногоборье: это отдельный вид, разряды присваиваются в зависимости от занятых мест и ранга соревнований (можно тоже проиллюстрировать какой-нибудь таблицей). Для одаренных и спортивных – перспективное направление, но требует, как и любой спорт, постоянных тренировок, если с физкультурой тяжело – проще добиться разрядов походами.
Тоже пару слов – о спортивном ориентировании, здесь тоже можно заработать разряды, причем до 3 взрослого это весьма просто и не требует особых спортивных талантов.
После этого неплохо прорисовать перспективу, чего же ваша конкретная группа может добиться за это полугодие, лето, и, возможно, следующий год. Но будьте осторожны, ничего не обещайте, просто расскажите возможные варианты (повторите, что будут лыжная 1-2, водная 1, м.б. пешая 1, студенческий лагерь).
Таким образом, тему о спортивных разрядах в туризме можно считать пройденной. Еще раз напоминаете о справках.
Вторая часть состоит из хвалебных речей в адрес новоиспеченных туристов, просмотра фотографий, фильмов, при наличии такой возможности, совместного поедания различных тортов и конфет. Хвалите своих подопечных по максимуму, замечайте каждую приятную мелочь, ругайте по минимуму, только при острой необходимости, и обязательно – очень корректно, либо в шутливом тоне и намеками, либо наедине, прямо и без эмоций, объясняя, почему такое поведение (поступок) не приемлемы.
Восхищаясь фотографиями, подайте идею о стенгазете, боевом листке или летописи секции. Основная идея такая – «страна должна знать героев в лицо», если начальство (директор, замы, физрук) будут видеть вашу бурную туристскую деятельность, вопросы о получении зачета по физ-ре, будут решаться гораздо проще.
Хорошим итогом этого занятия станет «закидывание удочки на будущее». Почти на любом самоваре, после мало-мальски удачного похода, обычно возникает вопрос «А куда и когда мы пойдем снова?». Вот и озвучьте, что план на этот месяц – еще один поход, но теперь уже сложнее и он требует определенной подготовки, по итогам которой будет небольшой зачет. Все остальное – на следующем занятии.
К занятию надо: справки на значок «Турист России», Положение об этом значке, таблицы с разрядными требованиями и параметрами походов, справки о зачете походов, маршрутки, отчеты.
На этом занятии вы начинаете подготовку к следующему походу. Его тема «ВИДЫ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА, ОСОБЕННОСТИ ОДНОГО ИЗ ВИДОВ». Поэтому сначала некоторые пояснения: что же представляет из себя следующий поход.
Итак, если в первом путешествии, и вы, и группа присматривались друг к другу и «этому самому туризму», и, откровенно говоря, просто отдыхали на природе, то второй поход должен знакомить именно со спортивным туризмом. Его основная цель - «дать понюхать пороху», т.е. столкнуться с определенными трудностями и успешно их преодолеть. Здесь ключевым словом является успешно. Поэтому трудности должны быть минимальными, но они должны быть. В идеале (сейчас, зимой) это простенькие горизонтальные пещеры, не требующие для своего прохождения специального снаряжения, такие, в которых можно обойтись свечками, касками и парой веревок (без обвязок). За пару занятий невозможно подготовить группу к прохождению какой-либо серьезной пещеры, а приключения для своих подопечных устроить надо. Для таких целей подходят пещеры: Колбасная (между Расиком и Кизелом, но её трудно найти даже летом, а зимой просто невозможно, если точно, до шагов, не знаешь расположение), Медвежья (на 116 км, не доезжая одну остановку до Кизела), возможны варианты с Российкой, Виашеркой и Темной, но все только с проводником, совсем недалеко, и только в горизонтальных частях.
Пещеры могут быть заменены скалами и прочими им подобными препятствиями, т.е. Усьвой (Каменный город, Столбы), Александровск (Луньевская гряда, Плешатик, Двухэтажка, если, конечно, туда по снегу дойдете), в самом крайнем случае выручит опять тот же Расик. Но на все эти неровности рельефа надо не только посмотреть, но организовать их «покорение», причем желательно для всей группы (хотя это тоже не догма).
Второй поход тоже желательно устроить без ночевки в лесу, у вашей группы еще недостаточно опыта для зимних биваков, да и снаряжение для него собрать на всю ораву проблематично. Ночевки же в поезде будут очень даже кстати, добавят романтики, поэтому Чусовская электричка туда и обратно хорошо вписывается в общую программу действий.
На подготовку второго похода у вас уйдет 2-3 занятия (при 1-2 занятиях по турподготовке в неделю). Первые 1-2 занятия надо посвятить вопросам подготовки похода, акцентировав внимание на новых моментах (пещеры, скалы, веревки), а на последнем провести своеобразный зачет – проверку готовности группы к походу.
Примерная схема проведения занятия по подготовке ко второму походу.
1. Согласовываете дату похода (см. занятие № 2)
2. Предлагаете и заинтересовываете группу новым местом (обычно предложение побывать в пещере принимается «на ура»). Здесь уместно немного отклониться от темы вспомнить виды туризма, конкретизировать ваш, рассказать о пещерах и скалах нашего края, перспективности спелео и горного туризма.
3. Объясняете, сколько это будет стоить, как туда добраться, вспоминаете про «Машу», которая(ый) в первом походе заведовала финансами и просите (или не просите, или просите, но не Машу) повторить прошлый опыт.
4. Вспоминаете о питании и тех, кто его вам обеспечивал, поручаете им «принять меры к повторному обеспечению группы хорошим питанием по известной уже схеме и к следующему занятию доложить вам обстановку»
5. Решаете вопросы по групповому снаряжению общетуристского назначения (см. занятие № 2), мельком «пробегаете» по «личняку» (здесь желательно всегда напоминать о необходимости КЛМН и туалетной бумаги, это забывают даже те, кто собирается в 5 и 6 к.с., ну и прочие мелочи)
Вся эта часть должна пройти быстро, так, будто вы лишь уточняете некоторые детали. Повторять все, что говорилось на втором занятии категорически противопоказано, даже если в вашей группе появилось немало новичков (если же состав группы изменился более чем на 80% - начинайте все сначала). Лучше попросить кого-нибудь из «старожилов» объяснить вновь прошедшим, как нужно подготовится к походу или даже назначить шефство над новичками.
6. Дальше перейдите к новому материалу. Расскажите, что представляют из себя скалы, а особенно пещеры (температура, влажность, темнота, шкуродеры, колодцы и прочее). Напомните (лучше на конкретных примерах, тут можно и присочинить) об опасности, которую они таят, о необходимости подготовки к их посещению, соблюдении правил ТБ.
7. Подробно опишите специальную экипировку для этого конкретного похода. Для пещеры: спецодежду, перчатки, каски, обувь, фонарики, свечи (какие), спички (как), фотоаппарат со вспышкой и проч. Для скал: одежду для восхождений, лазанья, варежки, обувь, каски. Обсудите, что и где можно приобрести, попросить. Объясните, что без необходимого снаряжения, никто никуда не пойдет.
8. Очень серьезно предъявите требования по технике безопасности при движении в пещере:
· Не отставать, не растягиваться, всегда надо видеть впереди-и-позади идущих, при разрыве группы – останавливаться и собираться всем вместе.
· Идти только там, где показывает или идет инструктор, не сворачивать, не залазить выше, не спускаться ниже.
· Подсвечивать другим участникам путь, помогать им и подстраховывать, особенно девочек и младших участников
· Не употреблять спиртное ни до пещеры, ни в ней
· Бережно относиться к пещере, не рисовать на стенах, не ломать сталактиты, даже ледяные, не ловить мышей
· При малейшем недомогании, ударе, ушибе – сообщать руководителю
· Идти в пещеру только в каске и со светом
· Немедленно и без пререканий выполнять все (!) распоряжения руководителя
· Не превышать контрольное время
На скалах правила остаются почти те же, но в переносе на скалы, (кроме, конечно, самых специфичных), плюс:
· команда «Камень!»
· опасность снежных карнизов, осыпей и камнепадов
· запрет находится под скальной или веревочной трассой
Если ваш второй поход предполагает использование веревок, то второе занятие (вторую половину первого) по его подготовке надо отвести под эту тему, официальное название которой «ПЕРИЛЬНАЯ ТЕХНИКА. ПОДЪЕМ И СПУСК СПОРТИВНЫМ СПОСОБОМ». Для начала стоит разучить 3 ( 1-7) узла (лучше булинь, восьмерку и прямой, чтоб знали как обвязаться простой веревкой /без обвязки/, или пристегнуть к себе веревку/не только к себе), и освоить подъем и спуск спортивным способом. Где: наихудший вариант – лесенки учебного заведения, наилучший – трамплины, компромисс – парк, стадионы и проч. Как: 1. Вешаете веревку 2. Показываете на собственном (любом другом наглядном и правильном) примере как спускаться/подниматься, акцентируя внимание на положении рук, тела, веревки. 3. Даете попробовать сделать это самостоятельно 4. Нежно и ласково исправляете разные ошибки и неточности у каждого индивидуально 5. Пару раз организуете соревновательный момент – пройти на время 6. Если, на ваш взгляд, результаты соревнований положительные, объявляете всем зачет, если нет – возвращаемся к п.4
На этом занятии надо провести «генеральную репетицию» похода. Это занятие - проверка готовности. Его официальная тема «ПОДГОТОВКА ПОХОДА ПО ВИДУ ТУРИЗМА».
На этом занятии вы должны:
1. Выяснить окончательный список группы
2. Выяснить и откорректировать раскладку, проконтролировать приобретение продуктов (завпит, повар)
3. Услышать отчет о финансовом состоянии группы (казначей)
4. Проверить материальное обеспечение группы (котлы, костровое, топор, пила, аптечка, гитара, фотоаппарат, м.б. палатка и пенки), проконтролировать выполнение туристских должностей: фоторграф(ы), медик, культмассовик (гитарист)
5. Ввести новые должности ( с объяснением обязанностей): летописец (ведет полевые записи, дневник группы, фиксирует время, отрезки пути, их характер, по окончании похода принимает участие в составлении отчета) завснар (отвечает за справедливое распределение по участникам и сохранность группового снаряжения: котлы, тросик, пила, топор и прочее), направляющий (ведущий группу, не выпускает никого вперед себя, организует остановки для сбора группы), замыкающий (его задача – не оставлять никого позади себя, в случае ЧП должен быть в состоянии догнать группу и сообщить об этом, эта должность для самого сильного и опытного, пока в вашей группе такой не появится /которому вы доверяете также как и себе/ всегда контролируйте или выполняйте ее сами), если хотите – в вашей группе могут быть косторовой, завспецснаряжением, штурман и командир, но даже для второго похода штурманство и командирство - лишь игра, и от них лучше пока показаться.
6. Проверить, причем очень придирчиво, участников, особенно наличие личного снаряжения для посещения пещеры или(и) скал
7. Заполнить вместе с участниками похода м/лист, назначить ответственного за него (можно здесь и присобачить должности командира или штурмана)
8. Решаете, кто получает зачет по теме «Подготовка похода», а кто – будет ее еще сдавать, когда и как, хотя это можно озвучить и после похода, чтоб не накалять перед ответственным мероприятием обстановку.
9. Подводите итог (см. занятие № 2, п.9)