А.В. Затонский, г. Березники
Информационная система обеспечения
деятельности
Туристско-спортивного союза России
Предложена
функциональная структура информационной системы, обеспечивающей все виды
деятельности в рамках спортивного туризма и турмногоборья.
Приведены рекомендации по построению информационной модели и способам
реализации.
Спортивный туризм (СТ) – вид спорта, связанный с длительным автономным пребыванием в отрыве от цивилизованных условий проживания, целью которого является преодоление набора локальных и протяженных природных препятствий. Традиционно СТ роднится с турмногоборьем (ТМ), то есть соревнованиями по технике владения снаряжением и приемами работы с ним на скорость в условиях, напоминающих походы.
В настоящее время в России в информационных системах всех государственных служб повышается уровень централизации. Каждое способное к тому ведомство (федеральная миграционная служба, федеральная налоговая служба, пенсионный фонд, организации обязательного медицинского страхования, кадастровая служба и регистрационная палата, другие организации) ввело сквозную в масштабах страны идентификацию подданных. Основной целью является сделать более доступной информацию о состоянии каждого гражданина, относящемся к ведомству. Единая система идентификации упрощает централизованную обработку информации, анализ данных, построение моделей развития и прогнозирование ситуации.
Чтобы оценить перспективы и возможные пути реализации централизованной обработки данных в области СТ и ТМ, рассмотрим основные направления деятельности, задачи, которые в них возникают, и информационные потоки.
В СТ деятельность ведется в следующих направлениях (табл. 1).
Таблица 1
Направления деятельности в спортивном туризме
№ |
Направление |
Цели, задачи |
Подразделение ТССР |
Основные документы |
1 |
Проведение спортивных походов (по видам СТ) |
1. Категорирование маршрутов 2. Прием заявок на прохождение 3. Выпуск групп на маршрут 4. Сообщение в МЧС 5. Контроль сроков прохождения 6. Прием и оценка отчета 7. Аттестация участников и руководителя |
Туристско-спортивная маршрутно-квалификационная комиссия (МКК) |
1. Перечень маршрутов 2. Перечень вершин и перевалов 3. Методика оценки 4. Заявочная и маршрутная книжка 5. Сообщение в МЧС (КСС) 6. Справка об участии и руководстве 7. Книжка туриста |
2 |
Кадровая работа |
1. Проведение обучения 2. Организация и прием экзаменов (в т.ч. экстерната) 3. Аттестация инструкторов |
Комиссия по подготовка кадров (КПК) МКК |
1. Положение о кадрах 2. Списки курсантов, ведомости и т.п. 3. Справки о прохождении обучения 4. Удостоверения |
3 |
Судейская работа |
1. Проведение чемпионатов по СТ различных уровней 2. Проведение судейских семинаров 3. Аттестация судей |
? |
1. Протоколы (различные) 2. Справки о судействе 3. Грамоты 4. |
4. |
Спортивная аттестация |
1. Присвоение разрядов и званий |
МКК, ФСТ |
1. Протокол 2. Представление |
5. |
Тренерская работа |
1. Проведение тренировок 2. Аттестация тренеров 3. Повышение квалификации тренеров |
? |
1. Журналы занятий 2. |
В ТМ деятельность ведется в следующих направлениях (табл. 2):
Таблица 2
Направления деятельности в турмногоборье
№ |
Направление |
Цели, задачи |
Подразделение ТССР |
Основные документы |
6 |
Тренерская (педагоги-ческая) работа |
1. Проведение обучения (тренировок) 2. Присвоение разрядов и званий 3. Повышение квалификации |
Комиссия по ТМ |
1. Журналы занятий 2. Протокол 3. Представление |
7 |
Судейская работа |
1. Проведение соревнований по ТМ различных уровней 2. Проведение судейских семинаров |
Не определено |
1. Протоколы (различные) 2. Справки о судействе 3. Грамоты 4. |
Кроме того, курс Росспорта ведет к оформлению на каждого спортсмена дополнительных документов, например, паспорта спортсмена. В детско-юношеском туризме, по нормативом Агентства по образованию, также ведется дополнительная документация.
Отсутствие централизации информационных потоков в СТ и ТМ порождает следующие проблемы (по порядку следования направлений деятельности):
1. Нет полного списка МКК, так как полномочия выдает вышестоящая МКК, никого не ставя в известность.
2. Следовательно, нет возможности низовым МКК оперативно передать информацию в «Рейтинг регионов», кроме как через вышестоящую МКК.
3. Следовательно, нет контроля за деятельностью низовых МКК, кроме как со стороны вышестоящей МКК, и нет гласности в работе МКК.
4. Следовательно, нет возможности для потенциального руководителя выбрать МКК, какое право ему дается положением о МКК.
5. При выпуске на маршрут малоизвестного человека возникает проблема подтверждения его полномочий: нет никакой проблемы при современных технических средствах сделать любую справку и поставить (струйным принтером) любую печать.
6. Все документы могут заполняться вручную, без автоматизированного контроля, что не повышает их качества (да и просто читаемости) и затрудняет унификацию, а также выдачу дубликатов.
7. При планировании маршрута невозможно получить информацию о других группах, идущих в тот же район, для повышения безопасности, совместной заброски, общения и т.п., разве что попытаться «выловить» эти сведения из нескольких десятков форумов.
8. При проведении школ и аттестации инструкторов возникает аналогичная проблема: сложно выяснить, кто действительно какие школы проходил или проводил. Информирование КПК ЦМКК не спасает, потому что нет удобного канала «обратной связи», кроме переписки с уважаемым М.Ю. Васильевым. Кроме того, здесь отсутствие гласности еще более опасно, потому что самозванство в образовании растет в геометрической прогрессии: что делать с аттестованным выпускником школы, которую проводил неаттестованный старший инструктор?
9. Несмотря на объемное «Положение о подготовке кадров», нет унифицированного перечня и образцов документов, которые должны оформляться при заявке, проведении школы и аттестации выпускников.
10. Судейская работа, в свете последних требований Росспорта, становится все более важной с точки зрения последующих присвоений разрядов и званий. Однако, данные о месте, занятом в каком-либо чемпионате, могут быть доведены до представляющей организации (МКК, ФСТ) только в виде бумажного протокола. Это долгий и ненадежный путь, к тому же, ставящий присвоение разряда в зависимость от компетенции не МКК, а от самого будущего разрядника.
11. Аналогично п.п. 7, 8 возникает проблема подтверждения опыта предыдущих судейств и судейской категории.
12. Аналогичные проблемы с оперативностью и достоверностью информации возникают и при проведении соревнований по ТМ.
Раньше (а кое-где и сейчас) применялась «Книжка туриста» – своеобразная персональная история, в которую заносились и заверялись печатями данные об участии в походах, соревнованиях, присвоении разрядов и т.п. Однако, актуальность «Книжки» очень зависела от аккуратности ее владельца и его возможностей в смысле получения печатей МКК и т.п. в подтверждение записей. Кроме того, «Книжка» доступна только самому владельцу, и сама по себе не решает обозначенных выше проблем.
Рассматривая возможные пути решения, несложно придти к выводу, что информационной основой всех данных является централизация персональных историй каждого туриста России, включающая сведения о:
· опыте участия и руководства походами (по видам);
· опыте преодоления категорированных препятствий (участие и руководство, по типам локальных препятствий), в том числе перечни определяющих препятствий пройденных походов;
· высотном опыте;
· участии в работе школ (по уровням и видам туризма) в качестве обучающегося, стажера, инструктора отделения, ИПС;
· кадровой аттестации (по видам туризма) в качестве организатора, ИДюТ, инструктора, СИ, ИМК;
· присвоении разрядов и званий;
· участии в соревнованиях (по видам, в ТМ – по видам и классам дистанции) и результатах участия;
· участии в судействе соревнований (по СТ, ТМ) в качестве секретаря, судьи, старшего судьи, главного судьи и т.п.;
· судейской аттестации на категорию;
· тренерской аттестации.
Источником первичной информации для такой системы является МКК, в которой заявляется и оценивается маршрут, проводятся соревнования и присваиваются разряды, формируются представления отчетов на чемпионаты и туристов – на спортивные звания, проводятся школы, в результате которых происходит аттестация кадров. В конечном итоге, даже Чемпионат России и школы высшего уровня проводятся ЦМКК. Кроме того, разработка централизованной информационной системы позволит уточнить перечень МКК, их полномочий (включая кадровые), в режиме реального времени получать информацию о выпуске групп и приеме отчетов, взаимодействовать с МЧС (КСС). Источником информации о проводимых соревнованиях, их участниках и результатах может стать либо комиссия по турмногоборью МКК, либо зарегистрированная как общественный член ТССР первичная организация или местная ФСТ. Как ценный побочный эффект можно рассматривать то, что ТМ станет ближе к МКК, особенно там, где ФСТ (областная, краевая) недоступна, а других аккредитованных в ТССР первичных организаций нет. МКК же аккредитована всегда, пока действуют ее полномочия.
Реализация интерфейса к централизованной ИС принципиально несложна и может базироваться на возможностях хостинга tssr.ru по предоставлению PHP-интерпретатора и системы управления базами данных MySQL. Распечатка документов на стороне клиента возможна с использованием подключаемых PEAR-модулей. Но суммарный объем работы может оказаться очень большим и занять год или даже два года, в зависимости от заинтересованности и стимулирования.
Дальнейшими шагами по разработке информационной системы должны стать:
· уточнение функциональной спецификации (требований, что должна делать программа) во всех заинтересованных подразделениях ТССР;
· выбор проектировщика информационной модели и официального разработчика («генподрядчика») информационной системы;
· утверждение ТССР календарного плана разработки и внедрения системы, назначение ответственных за предоставление информации, заполнение справочников и т.п., разграничение полномочий администраторов и пользователей и разработка системы безопасности;
· предполагаемая реализация первого этапа – «электронная МКК»;
· поэтапное внедрение с параллельным изменением нормативных документов, чтобы обязать председателей МКК и руководителей походов, а в дальнейшем, других ответственных, пользоваться централизованной информационной системой.
Централизация данных, начиная с актуализации списка МКК и их полномочий, может дать интересный побочный эффект. В спортивном туризме нет полной ясности в отношении главенства общественных объединений. Вроде бы, «главной» должна быть федерация, но она не принимает решений, способствующих профессиональному росту спортсменов, и в аттестации кадров (как в других видах спорта) не участвует, все делает МКК. Председатель МКК за все отвечает и отчитывается по понятной подчиненности, есть ответвления в виде КПК, КТМ и т.д. С моей точки зрения, ФСТ это просто «министерство иностранных дел», представительская сторона маршрутно-квалификационной комиссии, разве что за исключением Туристско-спортивного союза России.
Сведения об авторе: Затонский Андрей Владимирович, заведующий кафедрой автоматизации технологических процессов Березниковского филиала Пермского ГТУ, к.т.н., доцент, мастер спорта, инструктор международного класса, туристский опыт – 6р, председатель Березниковской городской МКК (Пермский край).