Затонский А.В. // «Вольный Ветер» № …, 2009 г.
О безопасности и выживании
Свои рассуждения о перспективах деятельности и существования спортивного туризма (СТ) я хотел бы начать с двух утверждений.
Первое. В России люди ходили, ходят и, в обозримом будущем, будут ходить в походы. Независимо от признания их спортсменами, от существования каких-либо управляющих структур, от – а вернее, вопреки – решениям административных и законотворческих органов.
Второй. В походах люди умирали, умирают и будут умирать. Увы. Много меньше, чем в автобусах, на работах, на рыбалках, но будут. В конце концов, люди смертны.
В последнее время с подачи чиновников Минспорттуризма крепнет идея повышения ответственности всех и вся за смерти и несчастные случаи в походах. К совершенно неосуществимым предложениям о государственной аккредитации руководителей групп прибавляются высказывания о том, что основную ответственность за нештатные ситуации на маршрутах должны нести маршрутно-квалификационные комиссии (МКК). Очень странно, что в числе источников подобных тезисов замечены опытные и маститые туристы, руководители туристских организаций.
За чиновников не обидно: они вечно не в курсе дела. Им совершенно непонятно, что это за странный вид спорта, где судья не имеет возможности наблюдать за соревнованиями, где существуют две организации, имеющие право выдвижения на разряды (федерация и МКК), и в другие особенности вида им вникать некогда. Досадно, что высокопоставленные туристы явно недооценивают последствия своих радикальных предложений.
Вдумаемся. На чем держится спортивный туризм? На походах. Расслоение мнений на последнем Совете ТССР четко показало отношение к разным ответвлениям, типа «дисциплины дистанция» (или, по-старому, турмногоборья, ТМ), как старых туристов, так и «походной» молодежи. Вопрос выделения ТМ в отдельный вид при обсуждении был подавлен теми, кто сочетает (или же давно оставил) походы с руководством и проведением соревнований по ТМ на территориальном уровне. Действительно, если убрать из ТМ походы, убрать оттуда туризм не только de facto, как оно и есть на самом деле, но и юридически, станет совершенно непонятно, что это за такой условно-прикладной вид спорта и к чему он прикладывается. Еще раз вернусь к стартовым постулатам: люди ходят в походы. В походы – а не на соревнования, которые служат не более чем приятным дополнением к ежегодному нетерпеливому ожиданию рюкзака на спине или весла в руках.
Для чего нужны, чем занимаются федерации туризма? ТМ, массовыми мероприятиями, представительской деятельностью, учетом работы самостоятельных туристских организаций… еще, бывает, распределением денег. Походами, соревнованиями походов, кадровой работой в туризме, присвоением разрядов, выдачей значков «Турист России» занимаются МКК. Мне кажется, что само существование федераций, это такая же уступка федеральному спортивному ведомству, как и обзывание членов МКК «судьями маршрутной квалификации». Работа федераций близка и понятна местным администрациям и спорткомитетам, поскольку мероприятия имеют ощутимый социальный «выхлоп», привлекают много людей и проводятся вблизи от города; работа МКК не так на виду, но все «походные» функции осуществляются именно ими.
Еще раз основные тезисы: люди ходят в походы, походами занимается МКК.
Собственно, этого никто не оспаривает. Наоборот, всемерно пропагандируются обращения в МКК, при любом несчастном случае первый вопрос – а была ли заявлена группа в МКК и МЧС. Перед МКК и федерациями регулярно ставятся задачи повышения процента заявленных групп по сравнению с «дикими». Однако звучат и другие мнения.
Читаем статью В.С. Блажевича в «ВВ» № 93 об известном печальном случае на Онеге: «… я бы вывел их из МКК лет на пять, чтобы они поумнели и стали задумываться, прежде чем подписывать маршрутные книжки», «…члены МКК, подписавшие «маршрутку», должны нести ответственность» и так далее. Подобными фразами достаточно насыщены были и выступления на Совете ТССР в апреле 2009 года.
Начитавшись и наслушавшись, посмотрим на ситуацию глазами члена или председателя МКК, к которому пришла выпускаться на весенний сплав группа. Вроде бы у них все нормально, в списке снаряжения перечислены жилеты, спасконцы и все прочее. Вроде бы и река знакомая, по ней десятки групп за весенний сплав проходит. Но вдруг именно у этой группы что-то случится? А мне – отвечать? Э, нет. Давайте-ка через неделю проверку на местности устроим, потом соберемся и коллегиально… Ну и что, что вы собираетесь послезавтра выходить? Ну и что, что реки только вчера вскрылись, а праздники короткие?..
(Трагедия 9-11 мая 2009 г. на реке Вильва в Пермском крае, где из-за ремонта газопровода прошлой осенью образовался сложный техногенный порог, унесший к моменту написания статьи минимум 9 жизней, лишний раз подтверждает, что даже самая известная река способна преподносить неприятные сюрпризы. Что уж говорить о горном походе, где сход одиночного камня вообще мало предсказуемое событие…)
По Положению, МКК, строго говоря, не обязана выпускать даже группу с идеально оформленными документами. Решение МКК – результат субъективной, экспертной оценки. Для походов 1-2 к.с., наподобие упомянутого сплава по Вильве,– оценки одного человека. В случае если подпись сможет повлечь действительно неприятные последствия, ее просто никто не будет ставить. Более того, если уж речь зашла о Положении, оно настолько отстало от жизни, что реально использовать его в работе можно только с большими ограничениями. «МКК… контролирует прохождение группами контрольных пунктов, проводит контрольные проверки групп на местности»; «члены МКК принимают участие в качестве экспертов при лицензировании организаций и фирм»; «ТСО для организации деятельности МКК предоставляют им материальные и финансовые ресурсы, обеспечивая их: помещением; туристской, географической, краеведческой, гидрометеорологической и другой литературой, картографическими материалами; наглядными пособиями (плакатами, картами, схемами и др.), средствами демонстрации слайдов, видеофильмов и др.; списками адресов и телефонов спасслужб и отрядов; руководящими документами по спортивному туризму; бланками туристской маршрутной документации установленных образцов…»; «МКК имеет право заверять паспорта туристско-спортивных судов и других технических средств передвижения туриста, проводить их технический осмотр, давать заключение на допуск к эксплуатации перед туристским сезоном» и прочие замечательные положения заставляют относиться к этому документу довольно осторожно. Вообще, система управления спортивным туризмом довольно сложна и регламентируется все менее жизненными документами, создаваемыми в угоду административным органам, ответная доброжелательная реакция которых, мягко говоря, не всегда заметна.
А в реальности большинство МКК давно превратились в группы людей, отличающихся чрезвычайно высокой социальной ответственностью, которые без какой-либо поддержки все же находят время и ресурсы на поддержание спортивного туризма в организованном виде. Это 1) консультативный; 2) оценочный; 3) повышающий безопасность путешествий орган, предоставляющий потенциальным туристам услугу, которой они могут воспользоваться. А могут не воспользоваться. Даже сообщение о походе в МЧС опционально. Никто не может запретить гражданам РФ передвигаться по нережимной территории так, как они сами того хотят. В том числе, не обозначая формально руководителя, чтобы и ему не грозила лишняя ответственность.
Если начать поднимать безопасность в туризме надменными окриками сверху, взысканиями и, как предлагают, уголовной ответственностью, никто не может запретить члену МКК вежливо извиниться перед окружающими и печально констатировать, что у него больше нет свободного времени на общественную работу.
Это будет концом организованного спортивного туризма.
Никакие федерации, массовки на природе и посиделки в клубах не удержат тех людей, на которых по-настоящему держится развитие туризма: закоренелых руководителей (обычно являющихся и членами МКК тоже), способных водить сложные, самые привлекательные походы. Им МКК давно не нужна в том смысле, что все формальные высоты давно достигнуты. Однако они потеряют право брать участниками новых людей как не имеющих подтвержденных походов низших категорий сложности. Эти походы просто некому будет подписывать. Участники пьяных весенних сплавов на полном основании скажут, что им теперь негде выпускаться – не ехать же в областной (или соседний областной) центр из-за справок о походе продолжительностью несколько дней! Фантазировать можно бесконечно, но всю глубину предстоящего краха, боюсь, можно будет ощутить только по факту его наступления.
В условиях жесткого прессинга со стороны спортивного руководства страны, падения общественного признания туризма как спорта и увлечения, роста популярности «быстрых» успехов (наподобие экстремальных покатушек на веревках) у молодежи, просматривается не так уж много путей сохранения хоть какой-то организованности в спортивном туризме.
С одной стороны, услуга МКК должна стать более востребуемой. Такой эффект могут дать упрощение и приведение к современному виду нормативных документов (в том числе, запутанных методик оценки сложности маршрутов), расширение полномочий МКК в плане легализации успешно пройденных походов, увеличение ассортимента атрибутики (наподобие «Барсов Алтая» и «Туристов России») и других промоутерских действий. Как вариант, я неоднократно предлагал упростить процедуры заявки и оформления документов созданием единой информационной системы государственной регистрации спортивных туристских походов, и сейчас над этим работаю в инициативном порядке.
С другой стороны, необходима смена отношения к МКК внутри системы управления спортивным туризмом. Если МКК выпустила поход, члены комиссии дали бесплатные консультации, сделали замечания, нашли время вдуматься в чужой маршрут – они молодцы. Дальше следует отследить вход и выход с маршрута, если что-то пошло не так – уведомить МЧС, где есть вертолеты и люди, получающие зарплату за оказание помощи. Более того, только МКК может сделать это профессионально и точно, поскольку досконально рассматривала маршрут и знает его не хуже руководителя. Ни родственники, ни работники МЧС никогда не располагают такой информацией. Разумеется, ни о какой ответственности за не вписанные в маршрутку особые указания (там, в конце концов, не так уж много места, чтобы все возможные осложнения перечислять), за неуказанные запасные варианты (в маршрутке совсем не предусмотрено место для них), за разгильдяйство участников или форс-мажорные обстоятельство не должно идти и речи. Разве может член МКК быть наказан за то, что участник на сплаве перестарался с горячительными жидкостями, или у него развязался шнурок не вовремя, или местные жители обстреляли катамаран с берега из огнестрельного оружия (случай обсуждался в форуме сервера «Скиталец»)?..
Безусловно, МКК обязана добросовестно, в той или иной степени, проверить готовность группы, оценить категорию сложности маршрута, указать руководителю на слабые места в подготовке, отслеживать задержку группы на маршруте и так далее. Но вопрос о том, выпускать ли группу на маршрут, если члены МКК не согласны с мнениями руководителя, не так прост. С одной стороны, как-то обозначить несогласие необходимо. Но совсем не выпущенная группа, скорее всего, на маршрут все равно выйдет, а вот в документы МКК уже не попадет. Следовательно, никто не будет представлять, где группа находится, беспокоиться о своевременном выходе с маршрута, и безопасность, в целом, только пострадает. Переход к заявительной системе обращений в МКК от существующей разрешительной (наподобие системы уведомлений МЧС), возможно, решит подобную проблему. И кстати, снимет некоторые другие препятствия на пути повышения спроса на услугу, оказываемую руководящими туристскими органами.
Подытожу. Иерархическая система МКК – основа существования спортивного туризма как вида спорта, как общественного движения, как социальной группы единомышленников. Только сохраняя и развивая маршрутно-квалификационные комиссии, повышая уважение общества и самих туристов к ним, создавая все условия для их деятельности можно, в сохранить в спортивном туризме некоторую организованность, повысить безопасность походов и удовольствие людей от их прохождения.
В том числе – иногда!– спасая им жизнь добрым советом.