Тенденции развития системы управления спортивным туризмом в России: взгляд из провинции

 

1. Предмет обсуждения

 

Чтобы начать обсуждение, необходимо определиться с предметом. Понятие «туризм», в том числе спортивный, настолько многогранно, что действительно стоит дать ему однозначное определение. Странно, но до сих пор мне такое определение не встречалось.

Спортивный туризм (СТ) – вид спорта, связанный с длительным автономным пребыванием в отрыве от цивилизованных условий проживания, целью которого является преодоление набора локальных и протяженных природных препятствий, потенциально опасных для жизни и здоровья, что невозможно без постоянной высокой физической нагрузки. Ключевые слова – длительное, автономное, набор, природные, опасные, нагрузка.

Согласно этому определению, СТ не являются:

Таким образом, остаются пеший, горный, лыжный, спелео- и велотуризм.

Особенно жалко исключать из десяти базовых видов наиболее массовый водный туризм, но в этом есть и свои плюсы. Например, в этом виде очень трудно обосновать перед чиновником, почему за пьяный трехдневный сплав на рафте нужно выписывать участнику третий спортивный разряд. Чиновник здраво заметит, что в легкой атлетике или боксе надо не один пот пролить до третьего, а тут привезли к реке «колесами в воду», прокатились, вывезли… Если применительно к пешему виду можно хоть ответить – «а Вы попробуйте!», то здесь и сказать нечего. Водный туризм не связан с продолжительной автономностью: походы шестой категории сложности занимают часто менее 10 дней, а «единичка» и «двойка», протяженностью до 150 км, проскакивается по большое воде за 3-4 дня. Это снижает как требования к обеспечению группы, так и к участникам. Одно дело напрягаться неделю, совсем другое – месяц. В протяженных сплавах группа не транспортирует груз, имеет возможность пополнять запасы продовольствия либо в населенных пунктах по берегам, либо рыбалкой. Да и количество несчастных случаев в водном туризме, учтенных и неучтенных, очень велико. Доступность сплава 1-2 к.с. для совершенно неподготовленного участника расслабляет, ведет к элементарным ошибкам, разгильдяйству и пьянке на воде. Это, безусловно, ухудшает имидж туризма в целом как вида спорта.

Подтверждением ненормативно краткой продолжительности служит недавно опубликованная на сайте ТССР табличка итогов сплавов высшей (6) к.с., начало которой привожу здесь:

Команда

Сроки

Дней

Место

Черник С.И. Москва

09.10 - 18.10.06

9

1

Айбатулин Р.Т. Москва

27.08 - 10.09.06

13

2

Некрылов Н.А. Москва

21.07 - 07.08.06

16

4

Петров К.В. Калужская обл.

29.08 - 16.09.05

18

5

Кривонос А.В. Москва

30.07 - 10.08.06

12

8

Таболин С.А. Ростов-на-Дону

17.09 - 13.10.06

26

13

 

Интересно, что наблюдается определенная корреляция между количеством дней и местом в ЧР.

 

2. Система управления и ее влияние на туристов

 

Система управления СТ очень сложна и запутана и включает следующие вертикали и свойственные им проблемы осуществления деятельности.

  1. Иерархическая сеть федераций спортивного туризма (ФСТ). Задача их аналогична федерациям во всех других видах спорта: пропаганда, развитие, выделение продвинутых спортсменов разрядами и званиями, финансирование (начиная, обычно, с уровня областной федерации: районные и городские спорткомитеты часто занимаются только мероприятиями на своей территории, а областная финансирует участие в чемпионате России (ЧР)). Часто совмещается федерация СТ и ТМ, так как распространено заблуждение, что эти виды спорта чем-то близки.
  2. Маршрутно-квалификационные комиссии (МКК). Задача в обеспечении безопасности прохождения (отслеживая контрольные звонки и телеграммы), выпуске на маршрут и оценке пройденного маршрута, выдаче маршрутных книжек и справок об участии, присвоении разрядов и представлении на звания. Фактически МКК, кроме финансовой стороны, полностью выполняет функции видовой федерации.
  3. Система подготовки кадров. Представлена кадровой подкомиссией (КПК) МКК. В отличие от альпинизма, где звание инструктора многое значит, «зарабатывается» вполне конкретным алгоритмом действий, а главное, действительно необходимо, в СТ совершенно непонятно, кто такой инструктор и для чего он нужен. В походе есть руководитель, который отвечает за группу и командует. Инструктор, в лучшем случае, является совещательным органом или же существует, чтобы не пустовала графа «должность» в маршрутной книжке. Никаких требований к человеку, против которого красуется надпись «инструктор», наподобие опыта участия или перевального опыта, МКК не выдвигает. Критерии получения звания инструктора размазаны по полуторастастраничному «Положению о…», постулирующем пятиуровневую систему подготовки кадров в школах соответствующих уровней. Понятие стажировки в «Положении» используется, но статус и назначение стажера в группе совсем никак не оговаривается. При этом как-то забывается, что цель СТ – походы. Если в альплагере очень просто совместить школу и зачетные восхождения, так как между одно-двухдневными выходами на вершины весь коллектив находится под рукой, то в СТ приходится выбирать: либо поучаствовать в работе школы, либо сходить в поход. Отпуск-то один. Из-за всего перечисленного влияние КПК на проведение походов весьма невелико.
  4. Судейская вертикаль. Существует формально, проявляясь только на уровне чемпионатов России и межобластных. Забавно, что для участия в ЧР в качестве судьи формально нужна первая категория, а получать ее приходится в совсем другом виде спорта (ТМ или СО), так как низовые соревнования по СТ обычно не проводятся.
  5. Тренерская вертикаль. Совсем редкий подвид, но в некоторых ДЮСШ вид СТ поддерживается и преподается.

Рассмотрим, какое влияние оказывает эта сложная структура власти на рядового руководителя походом, скажем, четвертой категории сложности.

ФСТ руководителю нужна в единственном случае: если он вдруг получит от нее деньги на участие в ЧР. Одной из задач ФСТ является проведение мероприятий, но ведь руководитель свое мероприятие – поход – проведет и без федерации. ФСТ РФ (ТССР) проявляется только в тот момент, когда руководителю (или участнику) завершают оформлять мастера спорта, после того, как «зеленая карта» прошла местную и областную спортивную власть. Во многом ФСТ заменяют турклубы, так как ту же самую «зеленую карту» может подписать руководитель турклуба, при этом не нужна ни ФСТ, ни, по большому счету, МКК. Замечу, что в настоящее время мастеров и кандидатов не присваивают, и значимость ТССР с этой точки зрения существенно понизилась.

МКК руководителю нужна, чтобы выпустить в поход, принять отчет и присвоить участникам юношеский, третий или второй разряд. При этом возникают проблемы. Далеко не каждая МКК имеет свое помещение (обычно, при каком-то турклубе), поэтому три подписи приходится собирать, бегая по всему городу или, чаще, по областному центру. А некоторые областные МКК и не выпустят даже в четверку: нет полномочий. Значит, вопрос придется решать в соседней области или ЦМКК, что нисколько не упрощает ситуацию. Консультативная роль МКК, как в смысле устных консультаций, так и в роли библиотеки отчетов, пожалуй, перестала быть актуальной вследствие развития Интернет, многочисленных туристских форумов, электронной почты. Большая часть активистов-членов МКК довольно ответственные, отзывчивые люди, и если обратиться к ним с письмом и просьбой дать консультацию, то высока вероятность, что нужную информацию удастся получить ­- просто при личном обращении, а не на заседании МКК в другом городе. Затем, после похода, руководитель пишет отчет, представляет председателю МКК, который (сам или с помощью сторонних рецензий) принимает решение, как оценить поход. Заодно заполняются и подписываются справки, протоколы или представления на очередные разряды и звания. Замечу, что заполнение всех документов – маршрутной книжки, справки, протокола, представления – обычно выполняется вручную или подручными средствами, наподобие MS Office.

КПК МКК, повторюсь, руководителю не нужна совсем. У него (и у участников) есть четыре вида опыта, на основании которых выпускают на маршрут: опыт руководства, опыт участия, перевальный опыт, в высокогорье – высотный опыт. Инструкторские звания важны при проведении школ. Реально имеет смысл проводить школу начального или базового уровня перед тем, как вывести обширное сообщество «чайников» на весенний сплав. Хорошая разновидность школы – базового и специализированного уровней в спелеологии, когда лагерь нескольких групп стоит на месте, а в пещеры совершаются одно-двухдневные радиалки, как в альпинизме. В остальных видах спортивного туризма при планоровании школ возникают значительные трудности. Как правило, группа набирается небольшая. Возможность и безопасность прохождения препятствий в СТ не настолько зависит от слаженной работы коллектива, как при сплаве на катамаране-четверке. Подготовкой похода занимаются руководитель и завхоз, на подхвате находятся завснар, ремонтник и аптекарь (обычно неправильно называемый медиком). Смысла проводить школу или участвовать в школе для группы нет никакой: чему надо, научат естественным путем в походе или уже научили – откуда-то ведь взялся предыдущий опыт. В «выводах» каждого отчета можно прочитать, что группа повысила свою туристскую квалификацию, научилась делать то-то и не делать это. Вот это и есть настоящая школа, где высшей оценкой служит успешное прохождение похода. Сдача зачета вряд ли серьезно повлияет на результат.

Стабильная судейская коллегия тоже обычно появляется на уровне ЧР. Четверку можно подать на ЧР… а можно и не подавать. Ничего не изменится: первый разряд как выписывал горспорткомитет, так и выписывает, а мастера с кандидатами безвременно почили. Обычно основным стимулом участия в ЧР являются не разряды и звания, а деньги облспорткомитета, которые через ФСТ распределяются по группам, собирающимся в ЧР участвовать.

Тренерская квалификация никому, кроме работников спортивных школ, не нужна. В том числе, руководителю гипотетической обсуждаемой четверки.

Что осталось в сухом остатке? Единственная организация, с которой взаимодействует руководитель, это МКК. При этом используются только учетная и оценочная функции комиссии; кадровая, судейская и тренерская подкомиссии существуют сами для себя.

 

3. Тенденции общегосударственного развития применительно к СТ

 

В настоящее время в государстве наблюдаются несколько четко очерченных тенденций развития систем управления (СУ), безусловно, оказывающих влияние и на СТ.

В информационных потоках всех государственных служб повышается уровень централизации. Каждое способное к тому ведомство ввело сквозную в масштабах страны идентификацию подданных. Кроме паспортной системы, свои идентификаторы ввели федеральная налоговая служба, пенсионный фонд, организации обязательного медицинского страхования, кадастровая служба и регистрационная палата, другие организации. Основной целью является сделать более доступной информацию о состоянии каждого гражданина, относящемся к ведомству. Единая система идентификации упрощает централизованную обработку информации, анализ данных, построение моделей развития и прогнозирование ситуации.

Повсеместно ужесточаются разрешительные процедуры на самую различную деятельность. Введены новые госструктуры (хотя бы та же регистрационная палата, которой передана часть функций от бюро технической инвентаризации), у существующих расширен уровень разрешительных и запретительных полномочий (введен ОГРН, расширены пограничные зоны, ОАО «РЖД» предоставлено право требовать паспорт гражданина и т.п.), ужесточается ответственность за нарушение запрещений (общегосударственный идиотизм проявляется, например, в требовании переходить улицу в деревне только на перекрестке, иначе грозит солидное взыскание). Причины очевидны и понятны: повышение полномочий каждого органа ведет к обязанности граждан покупать разрешения или оплачивать свое нежелание их покупать. Все перечисленные структуры нельзя назвать самофинансируемыми, однако, финансовая подпитка за счет граждан существенно расширяет их возможности… в том числе по введению новых ограничений и видов разрешительной деятельности.

Интересно, что неизменными остаются разрешительные полномочия некоторых общественных организаций: обществ охотников, рыбаков, автолюбителей. Их разрешение на определенный вид деятельности является определяющим для государственных органов при принятии окончательного решения. В преддверии внедрения в жизнь Болонских соглашений, активизируются не только государственные органы оценки квалификации научных и преподавательских кадров высшей школы, но и общественные академии – аналоги европейских организаций, занимающихся, фактически, разрешительной деятельностью на преподавание в ВУЗах Европы.

На бумаге стремительно развивается идея «электронного государства», некоторые государственные органы даже претворяют ее в жизнь. В инспекцию ФНС, администрацию местного самоуправления и даже к президенту РФ можно обратиться по электронной почте.

Развитие современных средств связи сделало почти не востребованными такие услуги, как телеграф и междугородный телефонный пункт. Они «для порядка» где-то сохраняются, а где-то и закрываются. Это же развитие служит основой для упомянутой выше централизации власти и информационных потоков, обеспечивающих как выработку, так и исполнение управляющих воздействий.

Все перечисленные особенности по странному стечению обстоятельств практически не отразились на системе управления СТ. Информационные потоки от низовых МКК с большим трудом поднимаются в «Рейтинг регионов» ТССР. При этом многие области не учитываются совсем (за несданный взнос коллективного члена ТССР или просто от лености в подготовке информации), а достоверность данных других регионов, мягко говоря, ничем не подтверждается. Система управления СТ утратила разрешительные функции (существовавшие, в какой-то степени, в пору КСО и КСС СССР) и не приобрела новые (например, в отличие от РГО или МПР, ТССР не может разрешить группе прохождение по заповеднику). Формы документов и способы их представления остаются неизменными десятки лет. Так, важным считается подать телеграмму с ближайшего к старту или финишу телеграфного пункта. С одной стороны, это правильно, потому что с мобильного или спутникового телефона можно позвонить, и не выезжая из Москвы, а с другой стороны вряд ли современно и влечет за собой дополнительные трудности для руководителя. Не меняется форма отчета, в котором наиболее важными являются не подтверждающие прохождение перевала фотографии, а описывающие перевал. Однако современное широкое (путь и не совсем законное) распространение карт, системы GPS дает возможность идентифицировать перевалы до 2А просто по «километровке», да и найти их на местности значительно проще, чем по «хребтовке» конца прошлого века. Последнее направление развития («электронная организация») на деле тоже мало затронуло ТССР, так как сайт нельзя назвать ни удачным в плане структурирования, ни, тем более, актуальным или насыщенным.

 

4. Возможные пути направления развития СУ СТ

 

Тем не менее, система централизованного управления любой деятельностью необходима. Доказательством тому служит факт, что на протяжении всей истории ни одна анархическая общественная формация не оказалась стабильной. Управление на верхнем уровне (например, определение полномочий областных МКК), представительская, разрешительная деятельность, присвоение высших спортивных званий не могут происходить нигде, кроме как на российском уровне. Рассмотрим возможные пути направления развития централизованной СУ с точки зрения «низового» провинциального руководителя или даже участника похода.

Путь № 1: разрешительный. Сделать так, чтобы без разрешения МКК идти в поход было просто нельзя. Никому. Достоинства и недостатки такого подхода спорны, однако, его нельзя назвать нежизнеспособным. Пример обществ рыболовов и охотников убедителен: стоит только принять соответствующий закон, назначить солидные взыскания за его нарушение и обязать правоохранительные органы отслеживать злодеев, и МКК на самофинансировании тут же появятся в каждом городе. А можно создать отдельную инспекцию – наподобие рыбнадзора. В свое время, действительно, физически развитые представители КСС могли остановить группу «чайников» на реке перед серьезным порогом и мягко, ненастойчиво убедить их отказаться от прохождения. Такая идея может даже получить поддержку государства, потому что можно будет штрафовать каждого грибника, рыбака и т.п., находящихся в «походе – многодневном пребывании на природе», или какое там определение «похода» будет утверждено законодательно.

Путь № 2: использование обязательности. Сделать так, чтобы ТССР (ЦМКК, ФСТ РФ, КПК ЦМКК и т.п.) стали обязательны для тех, кто желает провести (пройти) поход в рамках установленных правил, сдать отчет и получить справки и разряды. Таких людей становится все меньше. Общество охолонуло к романтике зеленого океана тайги, поющего под крылом «Аэрофлота», и фокус предпочтительности сместился к совсем другому увлечению, тоже по ошибке называемому туризмом. Это хорошо или плохо экипированные граждане, которые способны на машине или электричке выехать на природу, героически переночевать ночь в палатке под песни у костра и звон стеклотары различного происхождения. После этого они гордо расписывают знакомому журналисту жуткие тяготы и невзгоды, наподобие инея на пологе палатке или дождя, который мешал жарить шашлык, выходит газетная публикация и сбивает фокус предпочтительности еще и еще. Поэтому центральной туристской власти надо удержать в поле своей активности хотя бы тех, кто еще согласен оформлять походы. Сделать это не очень сложно, например, введя уже упомянутую выше сквозную систему идентификации туристов, походов и справок. Замечу попутно, что путем предоставления различных скидок на снаряжение «индивидуальны членам ТССР» добиться ничего не удастся, так как производители оборудования с одинаковой радостью продадут палатку как мастеру спорта, так и мастеру природных пикников. Время такое, что привлечь массы в «члены» обтекаемыми обещаниями не удастся. Единственный способ – поставить перед дилеммой: или ты «член», или ни одна МКК поход не засчитает. После того, как отпадет половина численности движения, останутся настоящие «члены». А затем уже можно ставить задачу увеличения численности движения.

Путь № 3: использование полезности. Сделать так, чтобы ТССР стал действительно полезен тем, кто хочет пойти в поход. Например, получить разрешение на посещение заповедника или консультацию юриста, как судиться с национальным парком; получить разрешение на посещение погранзоны; получить весомую скидку у конкретного перевозчика или поставщика снаряжения (слово «весомую» в данном случае является ключевым, так как получаемые за год скидки должны в несколько раз превышать величину «членского» взноса, иначе электорат предпочтет отсутствие скидок). Можно придумать и другие способы стимуляции туристского движения, поддержки или прямого лоббирования интересов туристов на местах и т.п. Надо сказать, что в настоящее время наблюдаемая из провинции полезность ТССР значительно падает.

Путь № 4: радикальных изменений. Пусть Росспорт не хочет признавать реалии туризма как вида спорта, ставит препоны на пути получения званий, привлекательных для низовых участников. Кстати, непонятно, почему: многие другие виды тоже предусматривают борьбу спортсмена, в первую очередь, со снарядом – например, штангой. В туризме «снарядом» выступает природа. Итак, нежелание Росспорта теоретически может привести к тому, что все десятки тысяч туристов просто перейдут «под крышу» другого ведомства, от РГО до министерства культуры. Думаю, принимающая сторона легко на такое согласится: совсем неплохо единовременно получить десятки тысяч участников. В этом случае коренные изменения должны произойти также в системе управления (под стиль нового руководящего органа), системе разрядов и званий, вертикалях власти.

Поставленная задача является не только практически важной, но и весьма актуальной. Наблюдается определенное центробежное движение, внешне проявляющееся в следующем:

·        известные асы туризма начинают возглавлять ответвления разных общественных движений (и становятся сами себе голова);

·        все дальше по требованиям и принципам управления от ТССР отходит детский туризм (кузница кадров!);

·        не удается консолидировать достаточно сил для того, чтобы на государственном уровне принять необходимые тысячам туристов решения (ГИМС, МС, погранзоны, заповедники – список можно продолжить).

Общая жизненная практика показывает, что любой заболевание проще предотвращать, чем лечить, и проще лечить начальную стадию, чем применять оперативное вмешательство в предсмертном состоянии. Болезнь налицо, ее симптомы перечислены выше, и если не начать лечить сейчас, через некоторое время туристы с удивлением могут обнаружить совершенно другую федерацию во главе движения. И все проблемы значительно усугубятся, так как решать их тогда придется «от печки».

С моей точки зрения, быстрое претворение в жизнь пути № 1 вряд ли возможно. Государственная законодательная власть находится на подходе к выборам, до и сразу после которых она не занимается никакими проблемами, кроме своих собственных. Исполнительной власти тоже в последнее время пришлось непросто. Поэтому этот путь, хотя и плодотворный, но длительный. Пути № 3 и № 4 требует огромного труда тех, кто возглавляет ТССР, а потому тоже мало осуществимы. Продвигать эти направления в жизнь усилиями из регионов принципиально невозможно.

Остается путь № 2. Как специалист по автоматизированным системам обработки информации, могу предложить следующие шаги по этому «маршруту»:

·        реорганизация сайта ТССР с целью повышения его оперативности и информативности;

·        принятие новой, современной, нормативной, маршрутной и отчетной документации, в том числе документов строгой отчетности (справок, маршрутных и заявочных книжек, удостоверений, свидетельств и т.п.);

·        определенная бюрократизация деятельности управляющих органов СТ (о полезности столь непопулярного термина см. ниже);

·        разработка сквозной системы персональной идентификации туристов и пройденных походов, информационное обеспечение этой деятельности (например, создание сайта электронной МКК);

·        разработка централизованной информационной системы комплектования групп, организации транспортных услуг в области СТ, страхования, обеспечения системами связи и сигнализации.

 

4. Бюрократизация СТ

 

В условиях работы в управляющих органах СТ исключительно на общественных началах, без материальной заинтересованности и четко очерченных должностных обязанностей, возникает ситуация, когда все серьезные вопросы можно решить только путем взаимной договоренности. На самом деле, не существует многих важных категорий СУ, например, следующих.

Четких критериев отнесения маршрута к той или иной категории сложности. Экспертная оценка категории трудности препятствий, их набора, необходимого для определения категории, условий выпуска на маршруты 6 к.с. существенно рознятся при перехода от одного эксперта к другому.

Четкой процедуры присвоения кадровых званий и полномочий. Фактически, в год можно пройти (кроме самых нижних уровней) не более одной ступени подготовки. Следовательно, полный путь, например, до старшего инструктора занимает до 14 лет: школа НУ – стажировка НУ – участник – школа БУ – стажировка БУ – организатор – школа СУ – стажировка СУ – работа инструктором БУ – инструктор – школа ВУ – стажировка ВУ – работа инструктором СУ – старший инструктор. Можно предлагать другие варианты, но это все равно около десяти лет. Замечу, что подготовка кандидата наук, в самом коротком варианте, занимает четыре года бакалавриата и три года соискательства, всего семь лет. Поэтому реально воспроизводится совсем другая цепочка, основанная не на правилах, а на договоренностях.

Четких процедур решения вопросов, рассмотрения претензий к деятельности того или иного органа.

Однозначной процедуры работы МКК. Существующее положение во многом не жизненно.

«МКК создаются путем делегирования выбранных видовыми комиссиями туристско-спортивных организаций (ТСО) наиболее опытных, действующих туристских кадров». Кто видел видовую комиссию ТСО в жизни, если нет МКК?

«Срок действия полномочий МКК определяется вышестоящей МКК, выдавшей полномочия, и, как правило, соответствует сроку окончания действия вступивших в силу разрядных требований и классификации». В настоящее время не действуют никакие разрядные требования, особенно если верить сайту ТССР. То есть не действует ни одна МКК, включая ЦМКК? Да нет, действуют…

«МКК… контролирует прохождение группами контрольных пунктов; проводит контрольные проверки групп на местности; дает заключение по документам организаций и фирм на проведение СПТ; выполняет экспертную оценку при сертификации туристских маршрутов». Затем снова: «МКК обязаны контролировать прохождение туристскими группами контрольных пунктов в контрольные сроки». Как контролирует? Как проводит? Кто дал МКК экспертные и лицензионные полномочия – делать заключения для фирм и организаций?

«ТСО для организации деятельности МКК предоставляют им материальные и финансовые ресурсы, обеспечивая их: помещением; туристской, географической, краеведческой, гидрометеорологической и другой литературой, картографическими материалами; наглядными пособиями (плакатами, картами, схемами и др.), средствами демонстрации слайдов, видеофильмов и др.; списками адресов и телефонов спасслужб и отрядов; руководящими документами по спортивному туризму; бланками туристской маршрутной документации установленных образцов; штампом установленного образца». У какой ТСО это все есть? За чей счет обеспечивает? Хорошо, если речь идет об МКК при турклубе завода, который дает комнатку в подвале. А какая ТСО должна предоставлять такие курортные условия областной или городской МКК?

«МКК имеет право заверять паспорта туристско-спортивных судов и других технических средств передвижения туриста, проводить их технический осмотр, давать заключение на допуск к эксплуатации перед туристским сезоном». А согласна ли ГИМС с этим пунктом?

И так далее. Нежизнеспособные «положения» ведут за собой неясности в организации и осуществлении деятельности, вынуждают не следовать правилам, а придумывать другие или договариваться о закрытии глаз на нарушение существующих.

Разумная бюрократизация определяет, пусть сложные и запутанные, но выполнимые правила достижения целей, накопления и использования информации, проверки качества деятельности низовых подразделений и т.п. Мне кажется, это более перспективный путь, чем создание прецедентных или одноразовых правил.

Бюрократический  подход делает невозможным беспредметные решения (то есть с неясной формулировкой, не определенными сроками и ответственными, с неопределенными взысканиями за неисполнение). Пока что решения внеочередного Съезда ТССР вызывают, в лучшем случае, немое изумление. Вот выдержки из него:

Подобные перлы в решениях шокируют не только вменяемых низовых туристов, но и чиновников всех уровней, привыкших к чеканным формулировкам распоряжений и четкому контролю их исполнения. Соответственно, формируется двойной негативный имидж СУ, как «изнутри», так и «снаружи». Думаю, это совсем не облегчает, например, процессы согласования точек зрения с Росспортом, МПР или ГИМС.

 

5. Вывод

 

Главное в полете к звездам – совсем не их изучение. Какое нам дело до того, кто и за что кого жрет в болоте далекой планеты на границе галактики! Важно увидеть звезды вблизи, суметь долететь до них через тернии и прочувствовать тот переполняющий вдохновением миг, который изредка встречается между прошлым и будущим. Пока есть люди, которые ходят в горы, чтобы увидеть их вблизи, спортивный туризм будет жить.

Будет, точно.

Но как?