Ресурсы пешеходного, водного, лыжного, горного туризма Пермского края

Затонский А.В.

// Проблемы и перспективы развития туризме в Верхнекамье: Сб. статей и материалов межрегиональной научно-практической конференции.– Березники, 2008.

Пешеходный туризм.

Большая часть хребтов («камней», как их называют на Среднем и Северном Урале) расположена на восточной границе области и захватывает также часть Свердловской, Тюменской областей и Республики Коми. Горы это невысокие, наивысшая  – Конжаковский камень (1569 м), а типичная высота вершин порядка 1000 метров. Хребты сильно разрушены выветриванием, покрыты сплошными осыпями («курумами»), скальные выходы встречаются редко. Курумники начинаются от границы леса (около 800 метров – на Среднем Урале и порядка 600 – на севере области) и простираются до самоq вершины, обычно также сложенной осыпными породами. Наиболее значительные вершины, начиная с севера области, следуюшие:

-         Оттортен (1А, 1234 м) в хр. Поясовой камень, граница Свердловской области и РК;

-         Холатсяхль (1096 м) в хр. Поясовой камень, неподалеку от известного перевала Дятлова;

-         Гумпкапай (1А, 1145 м) в восточном отроге Поясового камня;

-         Нятарухтумсяхль (1110 м) – заповедник Вишерский;

-         Мунингтумп (910 м) – удивительный каменный город между Вишерой и Ниолсом (заповедник Вишерский);

-         Хус-Ойк (1А, 1350 м) – главная вершина острого величественного гребня хребта Муравьиный камень, возвышающегося над Малой Мойвой (заповедник Вишерский);

-         Ойкасяхль, или Молебная (1А, 1322 м) – главная вершина Молебного камня, украшенная огромными камнями с вкраплениями кварца (заповедник Вишерский);

-         Ишерим (1331 м) – главная вершина большого массива между Ольховкой и Б. Мойвой (заповедник Вишерский);

-         Главная (1А, 1469 м) и Острая (1А, 1420 м) – вершины хребта Тулымский Камень (заповедник Вишерский);

-         Мартай (1129 м) – вершина небольшого, причудливо изукрашенного складками хребта между реками Вёлс и Посьмак (заповедник Вишерский);

-         Южный Чувал (912 м) – слабо выраженная вершина Чувальского камня, обрамленная красивыми скальными замками;

-         Шудья-Пендыш (1А, 1050 м) – Одинокая Гора с острым гребнем, маленькая Манарага Северного Урала;

-         Белый камень (1А, 1085 м) – главная вершина одноименного хребта в верховьях Кутима;

-         Гумбольдта (1А с элементами 1Б, 1410 м) – наивысшая точка Главного Уральского хребта (ГУХ), непрерывной горной цепи между истоками Кутима и Улса;

-         Денежкин Камень (1А, 1492 м) – вершина одноименного горного массива в среднем течении Сосьвы (Свердловская область, заповедник Денежкин камень);

-         Большая Ходовская сопка (1А, 1338 м) – высшая точка южной части ГУХ, над Ходовским перевалом;

-         Вогульская сопка (1066 м) – высшая точка хребта Кваркуш;

-         Казанский камень (1034 м) – высшая точка одноименного хребта, западного ответвления ГУХ;

-         Помяненный (Колчимский) камень (780 м) – красивая вершина вблизи пос. Волынка, украшенная скальным пьедесталом;

-         Ольвинский камень (1041 м) – вершина одинокой горы в лесном море между Конжаком и Денежкиным (Свердловская область);

-         Конжаковский камень (1А-1Б, 1569 м) – высшая точка Свердловской области, вершина одноименного компактного массива;

-         Серебрянский камень (1А-1Б, 1325 м) – вершина восточного отрога Конжака, удивительный скальный островок в море осыпей  (Свердловская область);

-         Косьвинский камень (1А, 1519 м) – отдельно стоящая гора южнее Конжака  (Свердловская область);

-         Ослянка (1А, 1119 м) – гора в среднем течении Косьвы. Считается, что она разделяет Средний и Северный Урал;

-         Средний Басег (н/к-1А, 994 м) – высшая точка Среднего Урала (заповедник Басеги).

С горами и их окрестностями связана другая особенность пеших походов в Пермских горах. Наша область изобилует труднопроходимыми лесами, почти непроходимыми следами лесоразработок и совсем непреодолимыми болотами. Из-за упадка хозяйственной деятельности и сравнительно малой посещаемости края туристами, найти старые дороги и тропы, позволяющие скрасить путь через все эти препятствия,  местами сложно, местами невозможно (особенно в северной части). Горы же часто представляют из себя столовЫе хребты с плоскими участками курумника[1] и невысокой растительности сверху. В отличие от других районов часто получается энергетически выгодно набрать лишнюю высоту только чтобы подняться на плоскогорье, пройти по нему и снова спуститься в лес, чем продираться сквозь заросли и буреломы вдоль речки. Иногда вдоль подошвы хребта встречаются плоские «полочки», заросшие редким лесом, также удобные для движения, но они перемежаются с осыпными языками, затрудняющими движение. Планировать же движение по лесу или по дорогам, обозначенным на картах 20…30 летней давности, неразумно. Большая часть заброшенных дорог через 10…15 лет зарастает густым лиственным подлеском, прорваться через который удается только ценой больших усилий. Таким образом, для пешего туриста наибольший интерес представляет северная часть области (районы Кваркуш-ГУХ и Вишерский заповедник), где горы выше, круче и расположены ближе друг к другу.

Особый интерес представляет точное определение границы Вишерского заповедника, поскольку оплата за его посещение нереально высокая, а штрафы за нарушение велики.

Цитируется по Приложению № 6 к решению Пермского облисполкома от 6.08.1990 г. Получено в письме от директора заповедника Вишерский Идрисова Р.К. 25.05.1994 г.

 

Описание границ заповедника "Вишерский"

<...>

ВОСТОЧНАЯ

От точки выхода северной границы Пермской области на границу со Свердловской областью на юг по восточной границе Красновишерского района Пермской области со Свердловской областью до юго-восточного угла кв. 239 Вёлсовского лесничества Вайского лесхоза.

ЮЖНАЯ

От юго-восточного угла кв. 239 на запад по южным границам кв. 239, 238 до выхода на правый берег р. Вёлс, далее по правому берегу р. Вёлс вниз по течению до пересечения с южной границей кв. 300, затем на запад по южным границам кв. 300, 299, 298, 283 до юго-восточного угла кв. 297, оттуда на север по восточной границе до северо-восточного угла того же квартала. Затем на север по восточным границам кв. 282, 275 до его северо-восточного угла, на запад по северной границе того же квартала до его северо-западного угла, на север по восточной границе кв. 262 до его северо-восточного угла, на запад по северным границам кв. 262, 261, 260, 259, 258, 257 через р. Вишера до его северо-западного угла, далее на юг по восточной границе кв. 245 до его юго-восточного угла и на запад по южным границам кв. 245, 244 Вёлсовского лесничества Вайского лесхоза до его западного угла по восточной границе кв. 39 Вижайского лесничества Колвинского лесхоза Чердынского района.

<...>

Смотрим карту. Угол кв. 239 находится на левом берегу Вёлса у горы Улёчарынтумп - это вершина на границе Пермской и Свердловской областей в 4 км севернее г. Пятый Тумп (931 м) - она обычно на картах бывает, в атласе Пермской области есть. В том же квадрате г. Верх. Кул (796 м). Кв. 238 выходит на Вёлс на уровне изгиба хр. Пу-Тумп в 4 км выше Сибирёвского прииска. Кв. 300 находится на уровне самой южной точки хр. Мартай. Буквально читая описание, я понял так, что если заехать на прииск и на участке до Мартая останавливаться только на левом берегу, то граница заповедника не будет нарушена. Также вне заповедника остается весь Мартай. Отмечу также, что кв. 298 лежит в средней части "ножки" хр. Чувальский камень, то есть ни 71 квартал, ни "Французская изба", ни г. Ю.Чувал в заповедник не попадают. В атласе Пермской области границы заповедника обозначены неверно - значительно южнее! (атлас издания 439 ЦЭВКФ, 2000 г.). А именно по южной границе кв. 328, 329 и т.д. на восток до г. Посьмак на границе со Свердловской областью.

 

В свое время я исследовал актуальный для Северного и Приполярного Урала вопрос ответственности за пребывание в заповеднике без оплаты, и получил следующую консультацию от квалифицированного юриста.

Если Вас поймают в заповеднике, то (теоретически) с Вас могут только потребовать плату за посещение, но никак не штраф, если вы не были уличены в каких то противоправных действиях (т.е. деятельность, прямо запрещенная в заповеднике - охота, рыбная ловля, разжигание костров, национальной розни и пр.) В то же время, Статья 8.39. КОАП РФ "Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях" звучит следующим образом:

"Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников… влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой…".

Формально, под установленным режимом функционирования заповедника может считаться и запрещение нахождения там без оплаты. Таким образом, юридически подкованный егерь может инкриминировать Вам именно нарушение режима функционирования заповедника и попытаться взыскать за это штраф (от 500 до 1000 рублей). В этом случае Вы не обязаны платить за пребывание, ибо именно за отсутствие этого вы подвергаетесь наказанию.

 

Заповедник Денежкин камень образован в 1946 году, на сегодняшний день его территория увеличилась почти вдвое. С точки зрения инспекторов, границы заповедника: на юге - от Уральского хребта по широтному течению реки Сосьва; на западе - по гребню Уральского хребта через верховья реки Малый Кутим и далее по хребту Хоза-Тумп до истоков реки Малый Ивдель; северная граница проходит по долине между хребтами Хоза-Тумп и Тарынг-Нер; на востоке - по долине вдоль хребта Тарынг-Нер, далее по реке Большая Косьва и Шегультан, затем по просекам через Журавлев Камень и восточнее горы Пихтовый Увал до реки Сосьва. В атласе Свердловской области размеры заповедника указаны значительно скромнее, вплоть до того, что кордон Сольва находится западнее территории заповедника.

 

Наилучшее время для проведения пеших походов – с начала июля до середины сентября. Наиболее теплая, даже жаркая, и сухая погода устанавливается в июле. В это время на всех горных реках уже прошел паводок, они, кроме самых крупных, легко переходятся вброд, болота также слегка подсохли. Клещи, разносчики энцефалита, поутихли, но свирепствуют кровососы – мошка, комары, слепни, оводы… Антикомарины помогают мало, смешиваясь с обильным потом, разъедают кожу и оставляют разводы на одежде. Очень рекомендуется, несмотря на жару и духоту в лесу, хороший накомарник и плотная одежда с длинными рукавами. В августе поспевают ягоды, много грибов, не так рьяны разные комары. Однако с середины августа очень часто устанавливается стабильно плохая погода. Тучи блуждают в отрогах хребтов и поливают, поливают… пока не выльются полностью. В конце августа есть шанс примерзнуть волосами к скату палатки – при ясном небе нередки заморозки. Сентябрь дождлив и мерзок, хотя богат ягодами, грибами и кедровыми орехами. Но есть и в нем краткий луч света в темном царстве – так называемое «бабье лето». Счастье тому, кто несколько этих теплых, солнечных дней провел в горах, обрамленных увядающим золотом лесов. Но бабье лето капризно, по срокам и продолжительности непредсказуемо, и планировать поход с его учетом никак нельзя, разве что надеяться совпасть с ним случайно.

Идущим в поход в весеннее межсезонье надо заботиться о защите от энцефалитных клещей. Их активность максимальна в конце мая,  к концу лета существенно понижается, но и в сентябре есть шанс увидеть присосавшегося клеща. Лучшие средства от клеща – своевременная прививка, плотная одежда, частые осмотры потайных уголков тела. Иногда помогают хорошие репелленты.

 

Определение района путешествия.

Горные участки Пермской области можно условно разделить на следующие районы, отличающиеся характером рельефа, доступностью, способами заброски и выброски и туристическими возможностями.

§                                Северная часть области. Начинается на юге хребтом Чувальский камень и тянется на север до границы с республикой Коми и дальше, до широкой лесистой впадины между хр. Яныквотнер и хр. Маньхамбо. Район идеально подходит для проведения пеших походов 3 (и даже 4) к. сл., лыжных походов до 5 к. сл. и пеше-водных походов 2…4 к. сл. с выходом по Вишере, притокам Печоры или Лозьвы. Известен даже случай лыжно-водного похода, когда группа зашла 1 мая с Сибиревского прииска, прошла на лыжах по полутораметровому снегу до Вишеры и сплавилась по ней в Ваю. Однако большая часть района находится в пределах Вишерского (Пермская область) и Печеро-Илычского (республика Коми) заповедников, что накладывает определенные ограничения на его посещение.

§                                Хребет Кваркуш и прилегающая часть Главного Уральского хребта, включая Денежкин Камень. Наиболее трудный район для пеших походов. Здесь хребты (Кваркуш, ГУХ и Денежкин) разделены протяженными лесами, которые можно успешно пересечь только зная расположение дорог или троп. Район подходит для проведения пеших походов любой сложности (от 1 до 3…4), лыжных походов 1…5 к.сл., пеше-водных походов 2…3 к.сл. и водных походов 1…2 к.сл. по Улсу (Вёлсу) и Вишере. С отрогов Золотого камня течет сложная река Акчим, оцениваемая в половодье примерно 4 к.сл. для катамаранов. Известны случаи проезда через Кваркуш велосипедистов в походах высоких категорий сложности.

§                                Хребет Конжаковский камень (Свердловская область), бассейны Косьвы и Яйвы. Очень компактный, самый высокий и технически сложный горный район, в котором возможны пешие походы от 1 до 3…4 (в связке с Денежкиным и Главным Уральским) к. сл., лыжные походы 1…5 к.сл., пеше-водные походы 2…3 к. сл. с выходом по Косьве и Яйве и водные походы 1…2 к. сл. по Яйве, ее притокам Кади и Чаньве, Косьве и ее притокам. Как правило, посещается либо только Конжак, либо только сплав, большей частью в половодье (начало мая). Однако для проведения категорийного похода одного Конжаковского камня мало, необходимо связывать его маршрутом либо с ГУХ, либо с Денежкиным камнем через глухие леса, что не всем нравится.

§                                Хребет Басеги, г. Ослянка, бассейн Усьвы, Вильвы, Вижая и Койвы. Басеги находятся в одноименном заповеднике и летом посещаются редко, так как ценности с точки зрения организации пешего похода не представляют. В районе возможны, в первую очередь, водные походы 1…2 к. сл., а также лыжные походы 1…2 к. сл. Пеший поход 1 к. сл. также возможен, но его начало и окончание потеряются в неинтересных лесах левого берега Усьвы.

 Определение возможных точек входа и выхода

Обычно они связаны с общественным или регулярным транспортом, зачастую просто с наличием автомобильных дорог. Расписание движения даже общественного транспорта меняется быстро, на регулярный транспорт (наподобие попутной машины) лучше не рассчитывать, хотя нередко приходится. Из общественного транспорта предпочтительнее железнодорожный, но точек подъезда к горным районам по железной дороге на Северном Урале нет. Можно выделить следующие точки входов-выходов:

а) 71-й квартал. Северное окончание отворота от автодороги Вая – Вёлс, крайняя северная точка на р. Вишера, доступная на автотранспорте. Находится напротив хр. Чувальский камень, доступна летом на автомобилях УАЗ, «Нива» и более проходимых. Последнее время популярность 71 квартала растет, там практически постоянно есть люди, почти нет рыбы в реке и нет поблизости дров. Рыбу сетями вылавливают жители Вёлса и не задорого продают приезжим. Отсюда можно зайти в Вишерский заповедник, побывать на Чувальском камне вне заповедника или сплавиться по Вишере.

б) пос. Вёлс. Два раза в неделю ходит «буханка» в Ваю к автобусу Красновишерск – Вая. Промежуточный пункт для пеших и лыжных туристов, возможное место начала сплава по Вишере (1…2 к. сл. до Красновишерска). Договорившись с местными жителями, можно на их лодках подняться по Вишере до границ заповедника или по Вёлсу вплоть до устья р. Посьмак. От среднего течения Вёлса начинается заброшенная дорога на Кутимский завод, проходящая мимо г. Шудья-Пендыш. В Вёлсе есть магазин, почта и плохое телефонное сообщение с Красновишерском.

в) пос. Золотанка. Также два раза в неделю «буханка» до Ваи, магазин, почта, односторонний телефон (связист поселка Хахель В.В. в Красновишерск иногда дозвониться может, но вызвать его на связь по инициативе Красновишерска не удастся). Отсюда начинаются пешие и лыжные маршруты на Шудью-Пендыш, Белый камень, Кваркуш и Главный Уральский хребет, а также сплав по Улсу – Вишере до г. Красновишерск (1 к. сл).

г) пос. Вая. Промежуточный пункт для забросов на 71-й квартал, р. Березовая, для начала сплава по р. Вишера (некатегорийные маршруты). Здесь есть магазины, телефон, проще найти заказную машину и горючее. Несколько раз в неделю ходит ПАЗ до Красновишерска.

д) г. Красновишерск. Конечный пункт для водных походов, пересадочный для проезда «в цивилизацию». Большой новый автовокзал, гостиница, магазины, почта, телефон, телеграф. Телефон автовокзала (243) 2-15-33, здесь можно уточнить расписание автобуса до Ваи и попытаться заказать билеты.

е) г. Ивдель. Железнодорожная станция (ветка Серов – Приобье). Здесь можно найти заказную машину на Сибиревский прииск, расположенный на р. Вёлс ниже Пу-Тумпа, либо до пос. Вижай и дальше, до нежилых поселков Ушма и Тохта. Из Ушмы начинаются пешие и лыжные маршруты в сторону хр. Чистоп и известного перевала Дятлова, через Тохту можно летом проехать в верховья р. Вижай и выйти к г. Ойка-Чакур и Молебному камню, откуда продолжать пеший поход или сплавиться по Малой Мойве, Мойве и Вишере.

е) г. Североуральск. Железнодорожная станция. Отсюда можно уехать в сторону Денежкина камня или до р. Жиголан, стекающей с Кваркуша.

ж) г. Карпинск – пос. Кытлым или пос. Каквинские Печи. Наиболее известные точки для начала путешествий по Конжаковскому камню. Из Кытлыма есть дорога на верховья р. Косьва, где можно начать сплав до Широковского водохранилища.

 

Примеры пешеходных маршрутов

  1. 71 квартал, р. Вишера – хр. Чувальский камень – р. Мойва – хр. Вольховочный камень – истоки р. Вёлс – р. Кул – пос. Тохта – пос. Вижай. 1 к.с.
  2. 71 квартал, р. Вишера – Чувальский камень – р. Мойва – Вольховочный камень – истоки р. Вёлс – пер. Ялпинг (1А, 1065) – р. Хомги-Лох-Я – г. Ойка-Чахл (1А, 1322) – пер. Хус-Ойк (н/к, 900)  – р. Ниолс – г. Сампалчахль (н/к, 823) – р. М. Тошемка – хр. Чистоп (1А, 1292) – пос. Ушма – пос. Вижай.  2 к. с.
  3. г. Ивдель – Сибиревский прииск – хр. Вольховочный камень – г. Ишерим (1А, 1331) – истоки р. Вёлс  – пер. Ялпинг (1А, 1065) – р. Хомги-Лох-Я – г. Ойкачахл (1А, 1322) – р. М. Мойва – г. Хус-Ойк (1А, 1350) – р. Мойва – хр. Тулымский камень – г. Главная (1А, 1469) – хр. Чувальский камень – р. Вишера – пос. Вёлс. 3 к. с.
  4. пос. Золотанка – р. Лелпель – ур . Выдерга – г. Шудья-Пендыш (1А, 1050) – р. Л. Рассоха – г. Белый камень (1А, 1085) – р. Кутим – р. Улс – р. Жиголан – хр. Кваркуш – г. Вогульская сопка (н/к, 1066)– р. Пеля – пос. Золотанка. 1-2 к. с.
  5. пос. Золотанка – р. Лелпель – ур . Выдерга – г. Шудья-Пендыш – р. Кутим – хр. Рус-Хайт – р. Лямпа Кутимская – в. Гумбольдта (1А, 1410) – р. Б. Лямпа – пер. Ходовской – г. Б.Ходовская сопка (1А, 1338) – траверс Главного Уральского хребта до истока р. М. Лямпа (1А) – г. Казанский камень (н/к, 1034)– р. Улс – р. Жиголан – хр. Кваркуш – г. Вогульская сопка (н/к, 1066)– р. Пеля – пос. Золотанка. 3 к. с.
  6. г. Североуральск – р. Вагран – г. Казанский камень (н/к, 1066) – траверс Главного Уральского хребта до истока р. Паймары (1А) – р. Кутим – г. Белый камень (1А, 1085) – р. Сольва – г. Денежкин камень (1А, 1492) – корд. Шарп – пос. Всеволодо-Благодатское. 2 к. с.
  7. пос. Каквинские Печи – г. Буртым – р. Иов – пер. Иовский провал (1А-1Б, 1200) – г. Конжаковский камень (1А-1Б, 1569) – г. Серебрянский камень (1А-1Б, 1325)– р. Серебрянка – пос. Кытлым. 1 к.с.
  8. пос. Кытлым - г. Косьвинский Камень (1А, 1519) – р. Конжаковка – г. Тылайский Камень (1А, 1471)-г. Конжаковский Камень (1А, 1569) - г. Серебрянский Камень (1А-1Б, 1325)-р. Северный Иов - г. Буртым (1А, 1145) - р. Лобва - траверс массива г. Сухогорский Камень (1А, 1201) – пос. Кытлым. 2 к. с.

Водный туризм.

Сложность водного похода очень зависит от времени проведения. В большой паводок сильно повышается сложность прохождения одних препятствий и совсем скрываются под водой другие. Поэтому водный поход в половодье и водный поход в межень, пусть даже по той же самой реке – два совершенно разных похода.

Период паводка на реках Пермской области начинается в конце апреля (для рек Среднего Урала) и заканчивается в конце мая (на севере области). В это время большая часть рек может быть оценена 2 к.с. с элементами 3 к.с. для байдарок. В межень (июнь – сентябрь) реки значительно проще, основными препятствиями являются мелководные перекаты. В конце сентября – начале октября возможен «осенний паводок», связанный с обильными дождями (а иногда и первым снегом), но любителей ходить по рекам в это время немного.

Наиболее известные сплавные реки, начиная с севера области, перечислены ниже.

Весной, даже в конце апреля, не надо забывать об опасности подцепить прогревшегося на солнышке клеща. В середине мая прибрежные кусты, шелестящие прошлогодние травы, просто кишат ими. Необходимо принимать меры предосторожности.

Бассейн Вишеры

р. Вишера.

Верховья реки (до устья р. Долганиха) находятся в пределах Вишерского заповедника. Сплав можно начинать и заканчивать в следующих пунктах.

-                     устье р. Ниолс. Заброс возможен из Свердловской области машиной от пос. Вижай через нежилой пос. Ушма и дальше через хр. Чистоп через верховья р. М.Тошемка до водораздельной г. Сампалсяхль, далее вдоль Ниолса до Вишеры. Такой заброс сложно организовать, он очень утомителен физически и дорог, но в качестве альтернативы можно предложить разве что вертолет. Не считая отдельных перекатов, участок между устьями Ниолса и Мойвы вполне сплавной все лето (см. маршруты по Мойве).

-                     71 квартал (см. в описании пеших маршрутов). Заброс машиной до начала сплава.

-                     пос. Вёлс.

-                     пос. Вая. Автобус в г. Красновишерск три раза в неделю.

-                     устье р. Средняя Золотиха. Здесь автодорога Красновишерск – Вая подходит к самому берегу, и удобная площадка для стапеля.

-                     устье р. Акчим. За поселком Мутиха есть железобетонный мост через Акчим. В полутора километрах за ним отворот налево на кладбище, расположенное на высоком левом берегу Вишеры (так называемая «Стрелка»). Это кратчайший путь к Писаному камню.

-                     пос. Сыпучи. Здесь можно поискать машину для переброски в среднее течение р. Березовая, потому что Вишера ниже по течению мало интересная река, исключая несколько красивых береговых скал. Местные жители на бортовых «УРАЛах» ездят на Березовую рыбачить и утверждают, что тамошний хариус слаще вишерского.

-                     пос. Вишерогорск. Отсюда по дороге меньше 20 км до Красновишерска, а по реке, совершенно равнинной и неинтересной, все 40. Однако автобусы ходят несколько раз в неделю, поэтому надо либо уточнить расписание, либо озаботиться заказным транспортом.

-                     г. Красновишерск. Связан автобусным сообщением с Соликамском и Пермью. Ниже река с точки зрения сплава интереса не представляет.

По Вишере обычно сплавляются летом, так как заброс в половодье осложнен плохим состоянием дорог, а то и метровым не растаявшим снегом. Река, в целом, спокойная, сплавиться можно на любом судне. Основными препятствиями являются мелкие перекаты, которых легко избежать, постоянно выбирая линию движения вдоль вогнутого (приливного) берега. Единственные настоящие пороги расположены выше кордона Лыпья перед резким поворотом реки на запад. Еще есть небольшой шумный перекат между устьем рек Средняя и Нижняя Золотиха. Наиболее интересными объектами по берегам являются:

-                     хребет Чувальский камень. На него можно подняться с юга по дороге, начинающейся на левом берегу реки на большом выкосе напротив острова (дорога обозначена в атласе Пермской области, стр. 25). Остров делит реку на две неравные протоки, надо войти в левую и сразу приставать к берегу. Собственно дорога начинается в остром северном углу выкоса переходом через небольшой ручей, дальше на первой развилке – прямо, на второй, минут через 20 хода, на 45° налево.

-                     камень Писаный на правом берегу. Высокая каменная стена, начинающаяся на повороте реки налево ниже пос. Акчим. Напротив, на левом берегу, есть единственный удобный пятачок для стоянки, от него начинается тропа в пос. Мутиха. Подъем на Писаный непрост, но с него открывается великолепный вид на реку и скалы. В средней части (примерно в 150 м ниже точки напротив места стоянки) есть небольшой «залив», над которым на скалах сохранилась живопись доисторических времен – фигурки зверей и животных оранжевого цвета.

-                     камень Столбы на правом берегу (обозначен в атласе). Два близких каменных столба, возвышающихся над лесистым яром.

Сплав по Вишере можно рекомендовать для начального ознакомления с природой Северного Урала, для неторопливого группового или семейного отдыха. Река за протяженность оценивается 1 к. сл. на участке Вёлс (71 квартал) – Красновишерск; в совокупности с Мойвой – 2 к. сл.

р. Мойва.

Красивая, труднодоступная и совершенно безлюдная река, протекающая по Вишерскому заповеднику. Способов попасть на нее три:

-                     Из г. Ивдель или пос. Вижай (Свердловская область) заказным транспортом доехать до нежилого поселка Тохта и дальше по заброшенной дороге мимо г. Б. Салатим до развалин бараков в истоках р. Тохта. Через лесистый перевал выйти в обширную котловину истока р Вижай, перевалить через высокое седло севернее г. Эквасяхль и спуститься на р. Малая Мойва. Она в среднем течении может оказаться сплавной, а может, придется пройти по тропе по ее правому берегу до впадения в Большую Мойву. Как вариант, можно проехать из Тохты до моста через р. Кул, по заброшенной лесовозной дороге на левом берегу Вижая пройти до начала еле заметной тропы на Молебный камень (обозначена в атласе) и перевалить его на р. Хомги-Лох-Я.

-                     Из г. Ивдель заказным транспортом проехать до Сибиревского прииска на р. Вёлс. Прииск работает, но рассчитывать на попутный транспорт не стоит. Отсюда же можно сплавиться по р. Вёлс и по пути зайти на г. Мартай, но ниже устья Посьмака река становится спокойной, проходимой для моторных лодок  и малоинтересной. Затем перевалить хребет Пу-Тумп и спуститься в болотистую местность между Пу-Тумпом и Вольховочным камнем, откуда берут начало Большая Мойва и Южный Вёлс.

-                     На 71 квартале переправиться через Вишеру, подняться на Чувальский камень, пройти его с юга на север, обойти справа г. Б.Мойва и спуститься вдоль руч. Лиственичный до его впадения в Б. Мойву.

Таким образом, эта река сравнительно трудно достижима, но удовольствие от путешествия по ней стоит затрат на его достижение. Сплав летом реально начинать от устья р. Ольховка, хотя может оказаться, что от дождей река набухла, и вода позволяет сплавляться от Лиственичной. Верхняя часть представляет собой череду омутов и мелких перекатов. Ниже Ольховки падение реки усиливается, примерно на широте г. Ишерим скалы справа вплотную подступают к реке, и немного ниже них начинаются протяженные Мойвинские пороги. В низкую воду они непроходимы, зато в высокую представляют собой сложное и интересное препятствие. Пороги заканчиваются высоким сливом, за ним река становится спокойнее. Ниже устья Малой Мойвы река сначала широко разливается, затем, на подходе к г. Брусья, русло сужается, скорость течения возрастает. Мойва впадает в Вишеру, делая резкий поворот, который в большую воду может быть опасен из-за прижима к берегу.

Путешествуя по Мойве, можно совершить восхождения на вершины Тулымского камня, г. Ишерим, г. Хус-Ойк. Сплав по Мойве и Вишере оценивается 2 к.сл., в большую воду от Ольховки – 2 с элементами 3 к. сл.

р. Улс.

На Улс можно попасть двумя путями:

-                     из г. Североуральск (Свердловская область) доехать заказным транспортом до моста в верховьях Улса, на широте Казанского камня, или до р. Жиголан. Вдоль левого берега Жиголана поднимается хорошо заметная тропа, по которой можно сходить, полюбоваться на великолепные водопады в среднем течении реки. За Жиголаном дорога обрывается, но по вывозным просекам можно пешком или на «УРАЛе» добраться до Улса.

-                     от г. Красновишерск доехать автобусом до пос. Вая, затем на рейсовой «буханке» до пос. Золотанка. В «буханку», даже если она пустая, туристов берут неохотно, поэтому есть смысл озаботиться заказным транспортом. Не доезжая 4 км до Золотанки, дорога выходит к разрушенному мосту на самом берегу Улса, где удобно стапелеваться.

В верховьях Улс труднопроходим, в районе верхнего моста могут встретиться даже лесные завалы. В среднем, летом можно планировать начать сплав либо ниже устья Жиголана и Б.Лямпы,  либо, что вероятнее, от устья р. Кутим. Улс – река несложная, но коварная в смысле выбора путей прохода через перекаты и мели: простое правило «держаться вогнутого берега» здесь помогает далеко не всегда. Поход от Золотанки до Красновишерска оценивается 1 к. сл., в высокую воду от устья Жиголана формально соответствует требованиям к походу 2 к. сл.

р. Акчим[2].

Река, «открытая» в 2000 году березниковскими туристами-водниками из т/к «Тулум» (http://tulum.narod.ru) . На дороге Красновишерск – Вая за бетонным мостом через р. Рассольная (в атласе Пермской области она называется Ябурская) отворот направо, дальше первая развилка проходится прямо, на второй поворачивать налево и далее – до разрушенного моста через Акчимскую Золотиху. Летом здесь можно проехать вброд через речку (есть съезды с обеих сторон). Отсюда два пути на р. Акчим:

-         200 м вниз по течению Акчимской Золотихи;

-         дальше по дороге в верховья р. Акчим.

Наиболее интересные участки находятся выше устья Акчимской Золотихи. Ниже река соответствует 1 к. сл., из достопримечательностей можно отметить скалы, очень похожие на верблюда, и, ниже дер. Нижние Родники, пещеру, которую довольно трудно найти.

Гораздо интереснее заброситься в верховья р. Акчим. После Акчимской Золотихи идет хорошая дорога до моста через Акчим (8 км), но на транспорте проехать через него нельзя. Сразу за мостом дорога раздваивается, надо повернуть налево и пройти около 3 км. После второго небольшого моста есть отворот налево через вырубки, дорога приведет к старому разрушенному мосту. Отсюда начинаются верхние Акчимские тулумы (3 к. тр.)

Можно заброситься еще выше, для этого нужно не сворачивать на вырубки, а идти прямо, пока дорога не упрется в Золотой камень. Пешая часть получится около 10 км.

Выше,в 3…4 км, от первого левого притока начинаются пороги 3 к. тр., они тянутся до первого правого притока, дальше до разрушенного моста пороги 2 к. тр. После моста начинаются самые сложные и опасные пороги этого маршрута (3 к. тр.), состоящие, в основном, из прижимов.

От моста до устья Акчимской Золотихи пороги 2 к. тр.

Общая протяженность сплавной части 95 км. Из них:

-         3.5 км от первого левого притока до первого правого (3 к. тр.)

-         10,5 км до разрушенного моста (2 к. тр.)

-         6 км до моста (3 к. тр.)

-         15 км до устья Акчимской Золотихи (2 к. тр.)

-         60 км до пос. Мутиха (1 к. тр.).

Верховья Акчима проходимы только в большую воду. Лучшее время для сплава – вторая половина мая. Маршрут соответствует 3 к. сл.

От пос. Мутиха маршрут может быть продолжен сплавом по Вишере.

р. Березовая.

Существует несколько вариантов сплава по Березовой.

-         От переправы в пос. Вая проехать около 24 км. На подъеме от дороги налево под небольшим углом отойдет заброшенный проселок. Вскоре он затеряется в лабиринте лесовозных просек, но держа направление на северо-запад, можно выйти на берег Полуденной Рассохи. Вдоль реки по правому берегу идет полузаросшая просека, держась ее, можно выйти на точку слияния Полуденной, Восточной и Северной Рассохи, откуда и начинается река Березовая.

-         В сухое лето из пос. Вая на «УРАЛе» можно проехать по долине р. Пож почти до самого устья

-         От пос. Ныроб идет грунтовая дорога к ИТК, расположенным в пос. Валай и Вижай. Эти пункты можно использовать как для начала, так и для окончания сплава. За пос. Вижай дорога идет дальше до т.н. Татарского моста – разрушенного моста ниже устья правого притока В. Расьи. Обычно до Татарского моста без проблем проходит «УАЗ».

Закончить сплав можно в пос. Валай, откуда несколько раз в неделю ходит автобус в Ныроб, или пройти ниже, до впадения в Колву, где найти удобное места для выхода на автодорогу Кикус – Ныроб. На Колве, ниже нежилого пос. Цепия, находится Дивья пещера – крупнейшая карстовая пещера Пермской области1.

Река, в целом, спокойная и не представляет сложности для сплава. Самыми существенными препятствиями являются мелкие перекаты и одиночные шиверы. В отличие от Вишеры, это река более «равнинного» склада, течение слабее, придонная растительность богаче. Берега изобилуют невысокими (20…50 м) скалами. Наибольшей достопримечательностью является камень Еран, находящийся на левом берегу между пос. Вижай и пос. Валай. На правом берегу напротив нижней оконечности камня хорошая стоянка. Еран - практически отвесная известняковая стена, вверху разделена на шесть высоких башен. Первая слева отделена от остальных широкой лощиной. Самые высокие из них третья и четвертая справа. У подножья скальная стенка заросла лесом, тем не менее выглядит грандиозно. Деревья торчат и из расщелин. Высота камня, по разным оценкам, не менее 110 метров (у С.А.Торопова приведено значение 180 м). Вдоль реки Еран тянется около четырехсот метров.

Сплав по Березовой от слияния Рассох по протяженности соответствует 2 к. сл.

р. Молмыс

Сплавная часть реки начинается около возв. Леонтьевский Чурок. Сюда можно придти пешком через Кваркуш, а можно доехать на «УРАЛе» через пос. Красный Берег по лесовозным дорогам. Топография их настолько сложна, что надежнее заручиться услугами местного водителя. Выше по течению река местами проходима, но встречаются перекаты, по которым надо тащить суда. Ниже устья р. Бурнима сплав возможен даже летом. Река быстрая, часто встречаются перекаты и русловые камни. После широкого разлива, заканчивающегося устьем р. Б. Сирья, река уходит в карстовые пустоты. Сплав здесь возможен только в высокий паводок, когда вода идет также и по поверхности. Вода возвращается в русло перед автодорожным мостом, от которого 11 км до пос. Красный берег.

 

Бассейн Яйвы.

Яйва – левый приток р. Кама, начинается на южных отрогах хр. Кваркуш и впадает в Каму напротив пос. Орел. С точки зрения сплава интересен участок от устья р. Губь до ГРЭС в пос. Яйва.

р. Яйва.

Точками начала (окончания) маршрута могут быть:

-         Высшая точка, доступная на автомашине. Находится вблизи впадения р. Абия, ниже устья р. Губь. Дорога сюда идет от пос. Скопкартная через пос. Чикман, мост на р. Кадь и дальше на перевал через отроги г. Абия.

-         К р. Губь можно добраться также пешком от поселка Кытлым через Конжаковский камень, Щучий камень, р. Тылай и отроги Сухого камня, как описано в [1], но это путь очень трудный. Как вариант, можно предложить проехать на автомашине от пос. Кытлым до устья р. Тыпыл, бечевой поднять суда примерно на 20 км, выше Сухого камня, затем по тайге на запад выйти к истокам Губи. р. Губь (протяженность 26 км) проходима только в пик половодья на легких судах и сплошь покрыта порогами и перекатами. В межень русло реки загромождено большими камнями. Планировать начало сплава можно от впадения Губи в Яйву.

-         пос. Усть-Сухая. От автодороги пос. Яйва – г. Березники есть отворот в сторону пос. Вижай, дальше эта дорога идет до пос. Вижайская База, Камень, Усть-Сухая. Регулярного сообщения нет.

-         к пос. Верх-Яйва есть отворот на 12 км дороги Камень – Усть-Сухая.

-         пос. Камень. Отсюда ходит вахтовка к переправе в пос. Вижайская база.

-         пос. Вижайская База. Работает лодочная переправа к дороге на пос. Галка и ст. Яйва (15 км). Удобное место для окончания сплава.

-         пос. Яйва. Сняться можно либо в т.н. деревне Яйва (с севера от ж/д станции) и пешком добраться до станции, либо высадиться на берегу водохранилища Яйвинской ГРЭС (но не слишком близко к плотине!), вблизи которого проходит автодорога на Березники.

Яйва выше устья Кади – река горного типа, узкая, быстрая, омуты чередуются с мелкими перекатами. В 20 км выше устья Кади начинаются Яйвинские тулумы протяженностью 15 км. Основные пороги получили собственные названия: Березовая Голова, две Прорывинские Головы, Косая Голова, две Белые Головы, Медвежья Голова и Овраги. В межень основными препятствиями являются обливные валуны, загромоздившие русло. В большую воду они скрыты под поверхностью, и опасность представляют гидродинамические препятствия – бочки, косые и прямые валы.

Ниже устья Кади река становится спокойной, русло углубляется, скорость течения падает. Напротив нежилой дер. Гашкова красивая Крестовая скала с одноименной пещерой. Ниже устья р. Чаньва, за большим островом, реку обрамляют живописные камни Соколиный, Родничный (по левому берегу), Тихий и Вязовой (по правому берегу). Наименее интересный участок для сплава – от переправы в Вижайской Базе до пос. Яйва. Здесь река сильно петляет, течение слабое, при малейшем встречном ветре приходится грести.

Сплав по Губи – Яйве может быть оценен 2 к.сл. В совокупности с различными вариантами пешего подхода (волока) со стороны Карпинска, можно составлять пеше-водные маршруты 2…3 категории сложности.

р. Кадь

Маршрут можно начать от моста на дороге Скопкартная – Чикман – г. Абия (от пос. Чикман – 25 км). Кроме того, первый поворот налево за мостом через р. Чикман также приведет к Кади, но в самые верховья. В Чикмане находится база алмазодобытчиков, сюда можно добраться попутным или заказным транспортом. На реке Чикман работает драга, вода сильно загрязнена, и вряд ли ее теперь можно рекомендовать для сплава.

 От моста Кадь течет в узкой долине, перерезанной множеством порогов. В большую воду могут встретиться сливы высотой более метра. Сложность реки соответствует 2 к.сл.

р. Чаньва

В любое время (с мая по октябрь) сплав можно начать от моста на автодороге пос. Яйва – пос. Галка – пос. Скопкартная (33 км от Яйвы). Есть вариант с забросом на верховья через г. Кизел – пос. Талый, дальше попутным поездом ИТК до устья р. Коспаш или лесоразработок в районе нежилого пос. Анюша. Река несложная, от моста до Вижайской Базы проходится за 2…3 дня.

р. Косьва

Косьва представляет интерес для сплава от устья р. Тыпыл (в большую воду – от устья р. Тылай) до пос. Широковский. Заброс на маршрут через г. Карпинск (телефон автостанции 8-34313-22354), автобусом до пос. Кытлым, дальше заказным транспортом по лесовозной дороге. После работы драги в верховьях много небольших озер и проток, поэтому поиск основного русла превращается в довольно увлекательное занятие.

Река несложная, основное препятствие – несколько тулумов перед пос. В. Косьва. Вблизи находятся несколько красивых гор – Острый камень, камень Дикарь, г. Ослянка – на которые можно совершить радиальные выходы. Река впадает в Широковское водохранилище, где совершенно отсутствует течение. Его реально пройти на байдарках или катамаранах за один-полтора дня. Есть вариант сняться с реки на 10 км выше водохранилища и по заброшенным дорогам вдоль руч. Чирковка совершить волок на Усьву (9 км), но может оказаться непросто выбрать из множества старых дорог нужную.

Косьва проходится за 7-9 дней, по протяженности соответствует 2 к.сл.

Бассейн Чусовой

р. Усьва

На р. Усьва есть много возможных точек начала (окончания) сплава.

-         пос. Средняя Усьва. Связан автодорогой плохого качества с пос. Теплая Гора (ж/д станция). Весной местные жители активно предлагают транспорт для заброса от Теплой Горы на Среднюю Усьву или Нововильвенский.

-         ур. Нижняя Усьва. Находится в 12 км от Средней Усьвы. Удобно отсутствием местных жителей на период стапелевания.

-         пос. Безгодово. Ходит автобус до г. Гремячинск, через пос. Усьва (ж/д станция).

-         пос. Усьва.

-         г. Чусовой.

Сплав по верховьям возможен только в половодье, потому что в межень здесь очень мелко, постоянно приходится протаскивать суда по перекатам. Участок выше Нижней Усьвы не слишком интересен, основные препятствия – прижимы к берегам на крутых поворотах, завалы, а весной еще и «гребенки» из наклоненных к воде деревьев. Ниже устья Малой Хариусной скорость течения увеличивается. Ниже устья р. Порожная (левый приток) полуразрушенный мост, в малую воду под ним можно проскочить на байдарке, но в большую придется обносить. За мостом после резкого поворота влево начинаются Сухие пороги. Это серьезное в большую воду препятствие состоит из трех ступеней. Перед каждой на берегу есть хорошо заметные стоянки, с которых удобно просмотреть порог. Между второй и третьей ступенями  протяженная шивера с высокой стоячей волной. Ниже порогов до пос. Безгодово существенных препятствий нет. Дальнейшие пороги «привязаны» к населенным пунктам: несложный перекат перед пос. Широковский и порог Бабий Бунт («Усьвинский») перед пос. Усьва.

Ниже железнодорожного моста река становится совсем спокойной. Через 4 км на повороте направо река упирается в вертикальную 120-метровую стену Усьвинских Столбов, перед которыми высится скала Чертов Палец. Ниже река совсем спокойная. Сплав удобно закончить у автомобильного моста в г. Чусовой.

р. Вильва

Традиционная точка начала сплава – пос. Нововильвенский, заброс заказной машиной с пос. Теплая Гора. Но наиболее сложный участок выше по течению, от устья руч. Хмели, до которого 3 км пешком по ручью от моста на автодороге Медведка – Нововильвенский. При хорошем паводке проходить на байдарках не рекомендуется, только на катамаранах.

В верховьях русло реки извилистое, часто встречаются перекаты, затопленные острова.

За устьем  Большой Мясной начинается мощная шивера, иногда называемая порогом «Нырок-1». Ниже второго разрушенного моста в получасе от нежилого пос. Коростелевка, на резком левом повороте за островом находится настоящий порог Нырок, состоящий из двух каскадов. Первый сложен каменными плитами, имеет прижим к правой скале; второй каскад значительно спокойнее. Между устьями руч. Верхний и Нижний Колдоватый на большой излучине расположены Колдоватовские пороги протяженностью около 3 км. В русле хаотично разбросаны камни, отчего создается высокая стоячая волна. Отрезки между порогами весной также представляют собой череду шивер и высоких стоячих валов, спокойных участков мало. Прохождение на байдарках возможно, но опасно. Ниже пос. Вильва река становится спокойнее, до Чусового серьезных препятствий нет. После впадения р. Вижай реку пересекает мост на автодороге Чусовой – Соликамск, где можно организовать выход с маршрута. Вблизи г. Чусового Вильва впадает в Усьву. По берегам на всей протяженности реки заметных достопримечательностей нет, часто бывает трудно найти хорошее место для стоянки.

Летом прохождение Вильвы затруднено низким уровнем воды. Выше пос. Вильва суда часто приходится протаскивать по перекатам.

Вероятно, из рек Среднего Урала, протекающих в Пермской области, Вильва – наиболее сложная, в половодье она соответствует 2 к. сл. (для байдарок – 2 с элементами 3 к.сл.).

р. Вижай

Вижай – река для сплава по большой воде, когда она соответствует 2 к.сл. Летом в верховьях воды мало даже для надувных судов. Из всех рек Среднего Урала она имеет наибольшее падение – до 3 м на км. Река логично делится на два участка: от пос. Сараны (ж/д ст. Лаки) до пос. Пашия и ниже пос. Пашия. Стоимость подвоза от станции до пос. Сараны вследствие предприимчивости и монополизма местных жителей в последнее время настолько возросла, что многие группы предпочитают проделать эти 6 км пешком. От поселка надо спуститься 2 км по дороге направо к старой водокачке, здесь удобное место для стапелевания.  Также можно начать сплав от железнодорожного моста, до которого 8 км пешком от ст. Вижай по узкоколейке. В этом есть смысл, если лед только что сошел, и у автомобильного моста ниже Саран держатся заторы.

Между Саранами и Пашией основными препятствиями являются многочисленные шиверы, прижимы, выступающие из воды подводные камни, стоячие валы, нависающие деревья («гребенки») и останки разрушенных мостов. Первые два порога, около 200 метров по протяженности каждый, находятся неподалеку за железнодорожным мостом. Третий, длиной 600 м, и четвертый, самый сложный, пороги разделяет низкий деревянный мост. Четвертый порог имеет длине около 2 км, расположен на плавном левом повороте реки, за которым следует резкий поворот вправо с прижимом к береговой скале. За порогом сложная шивера с большим количеством камней в русле. Дальше до поселка Пашия серьезных препятствий нет. В поселке, сразу за железнодорожным мостом на территории металлургического завода, река круто поворачивает влево и бьет в скалистый правый берег («Пашийский прижим»). Сразу за поворотом автомобильный мост, а в 250 м от него небольшой, но опасный порог с обливными камнями.

Ниже Пашии  река простая, основными препятствиями являются быстрые перекаты и тупиковые протоки, прорытые драгой, и разрушенные плотины. Через 5 км после поселка на левом берегу высокие скалы, в который на высоте 32 м находится заметный вход в большую Пашийскую пещеру.

Сойти с маршрута можно на автодорожном мосту через Вильву или в г. Чусовом.

р. Койва

Река логично делится на несколько участков, на границах которых возможен вход и выход с маршрута. Первый участок начинается в пос. Теплая Гора. Здесь от вокзала несколько сотен метров до реки, есть удобное место для стапелевания, но совсем нет дров. Русло извилистое, множество мелей, островов и запутанных проток. Второй участок начинается от железнодорожного моста. Сюда приходят пешком от о.п. Усть-Тискос либо, в очень большую воду, сплавляются по руч. Тискос. Отсюда до пос. Старый Бисер характер реки меняется мало, русло постепенно расширяется. Поселок связан регулярным автобусным сообщением со ст. Бисер ветки Чусовская – Гороблагодатская. Здесь удобно начинать маршрут, если хочется за короткое время пройти только самую интересную часть реки. Ниже Бисера уклон увеличивается, скорость течения растет. Основное препятствие – Федотовский порог. Перед ним река описывает почти замкнутую петлю с поворотом влево. На выходе из петли река резко уходит вправо, огибая низменный мыс. Это удобное место для осмотра порога. Порог начинается высокими стоячими и косыми валами, заканчивается сливом в большую бочку, которую, впрочем, можно обойти под левым берегом. За бочкой удобное место для страховки. Ниже серьезных препятствий нет. Берега Койвы по всему маршруту красивые, встречаются небольшие изящные скалы, но мало хороших мест для ночлега. Перед пос. Кусье-Александровский на правом берегу высокая скала Шайтан. Дальше река сильно изрезана драгой, в многочисленных протоках не всегда просто разобраться. В устье Койвы на левом берегу туристическая база супругов Суворовых, где можно переночевать, сходить в баню, подсушиться. Закончить маршрут можно в Кусье-Александровском (ходит автобус в Горнозаводск) либо в г. Чусовом вблизи железнодорожного вокзала.

В большую воду Койва может быть оценена 1 к.сл. для надувных судов, 2 к.сл. для байдарок от пос. Теплая Гора до г. Чусового.

 


Лыжный туризм

 Традиционно лыжные походы проводятся по территории Пермской области либо глубокой осенью (ноябрь, начало декабря), либо весной (март, начало апреля). Время проведения определяет специфику похода и возможности по планированию маршрута.

В середине ноября еще не очень холодно, снежный покров неглубокий (порядка 0,5 м) и рыхлый. Поэтому для выхода на маршрут годятся практически все точки, перечисленные в разделе «Пешеходный туризм»: до них еще можно добраться на машине. Физически походы в это время труднее, чем весной, потому что мелкий снег не закрывает бурелом; реки, кроме самых спокойных, еще не замерзли, возникают проблемы с переправами; короткий световой день. Погода в это время стабильно плохая, практически все время пасмурно и идет снег, временами мокрый.

Весной глубина снега местами превышает два метра, поэтому проблем с буреломами, выбором места для бивака, небольшими переправами не возникает. Но для входа и выхода на маршрут годятся только населенные пункты и связывающие их дороги, которые чистят всю зиму. Это поселки Вёлс, Вая, Золотанка, Красный Берег, Баяновка, Кытлым, Каквинские Печи и другие. В это время погода неустойчивая, но может и порадовать солнышком, разумеется, в совокупности с сильным подлипом. Снега в лесу настолько много, что попытка отрыть яму под костер может затянуться надолго. Безлюдность большинства мест, интересных для походов, сопряжена с постоянным отсутствием лыжни, следов снегоходов и прочих факторов, облегчающих тропежку. Подлип весной есть почти всегда, независимо от погоды. Следует также иметь в виду, что даже в марте месяце на реках местами может оказаться очень непрочный (подмывной) лед или протяженные промоины, особенно ниже устьев притоков, что осложняет движение по реке или через нее.

Отдельным временным интервалом для лыжных походов являются зимние студенческие каникулы (конец января – середина февраля). Это период жестоких (до –40) морозов, рыхлого глубокого снега и трудной тропежки, сравнительно короткого светового дня, но тем не менее, походы возможны и в это время.

Во все времена года, особенно весной, как и в пеших походах, часто бывает удобнее подняться выше границы леса, на плато, где более плотный снег (наст) и проще выбирать направление движения, чем идти по руслам рек, просекам или азимутом по лесу. Однако на крутых склонах могут понадобиться кошки и страховочное снаряжение. В лыжном маршруте, в отличие от пешего, бывает удобно двигаться траверсом некрутого склона, сокращая путь или избегая бурелома. Также иногда логичным является пологий набор лишней высоты, если дальше последует удобный спуск, по которому можно быстро и безопасно съехать.

Серьезной лавинной опасности на Урале обычно не наблюдается. Хотя хорошо известны некоторые, локальные, участки регулярного схода лавин. В частности, весной лавины сходят в Йовском провале (район Конжаковского камня) и на Главном Уральском хребте.

Последнее время количество лыжных походов уменьшилось, и вероятность встретиться на маршруте с другой группой, и даже с местными жителями, исчезающе мала. Исключением является только район Конжаковского камня в период весенних школьных каникул; в остальных же районах встречи редки. В горах Пермской области возможно проведение лыжных походов до 4 категории сложности. В зимнее время примерно так же, как и в летнее, логично выделяются районы Вишерского заповедника, Кваркуш-ГУХ-Денежкин и Конжак.

Определение района путешествия.

В районе Вишерского заповедника разумно проводить походы высоких категорий сложности, не ниже третьей, потому что заброс и выброс с маршрута, протяженные подходы к интересным местам слишком сложны для походов начального уровня. Выйти на маршрут и окончить его можно в поселках Вёлс (Пермская область) и Вижай (Свердловская область), до которых зимой прочищается дорога.

В районе Кваркуша можно спланировать поход любой категории сложности. От пос. Золотанка до г. Шудья-Пендыш или до Кваркуша всего несколько десятков километров, что позволяет составить интересные маршруты 1 к.сл. С другой стороны, связав маршрутом Золотанку, Шудью, ГУХ, Ольвинский и Конжак можно получить нитку пятой категории сложности.

Размеры Конжаковского массива не позволяют провести даже поход 1 к.сл., поэтому все категорийные маршруты через него увязывают с близлежащими горами: Косьвинским, Казанским, Ольвинским камнями, г. Буртым и Семичеловечья. Но если стоит задача просто полюбоваться на прекрасные горы, лучшего места, чем Конжаковский и Серебрянский камни, не придумать. Для жителей Пермской области может оказаться интересным лыжный маршрут, связывающий Конжак, гору Ослянка и г. Кизел.

Примеры лыжных маршрутов

  1. Пос. Вижай – пос. Ушма (нежилой) – р. Ауспия – р. Лозьва – р. Сульпа – г. Отортен – г. Холатсяхль – пер. Дятлова – г. Хулахпитингнел – г. Гумпкапай – г. Мунингтумп – р. М. Тошемка – пос. Тохта (нежилой) – пос. Вижай. 3-4 к. сл.
  2. Пос. Вёлс – р. Вишера – хр. Чувальский камень – р. Мойва – р. Ольховка – г. Ишерим – р. Хомги-Лох-Я – г. Ойкачахл  – пер. Хус-Ойк – р. Ниолс – г. Сампалчахль – р. М. Тошемка - пос. Тохта (нежилой) – пос. Вижай. 3 к. сл.
  3. г. Ивдель – Сибиревский прииск – р. Вёлс – хр. Пу-Тумп – р. Мойва – хр. Вольховочный камень – пер. Ялпинг – р. Хомги-Лох-Я – г. Ойкачахл  – р. М. Мойва – г. Хус-Ойк – р. Мойва – г. Брусья – траверс и восхождение на вершину хр. Тулымский камень – р. Лиственичная – хр. Чувальский камень – р. Вишера – пос. Вёлс. 3-4 к.сл.
  4. пос. Вёлс – р. Б. Шудья – г. Шудья-Пендыш – р. Л. Рассоха – г. Белый камень – р. Кутим – хр. Рус-Хайт – р. Лямпа Кутимская – траверс ГУХ с восх. на верш. Гумбольдта и Б. Ходовская сопка – хр. Казанский камень – р. Улс – р. Жиголан – хр. Кваркуш – г. Вогульская сопка – р. Пеля – пос. Золотанка. 3 к. сл.
  5. пос. Золотанка – р. Мыка – ур. Выдерга – г. Шудья-Пендыш (радиально) – р. Кутим – р. Улс – р. Жиголан – хр. Кваркуш – г. Вогульская сопка – р. Пеля – пос. Золотанка. 1 к. сл.
  6. г. Североуральск – пос. Баяновка – корд. Сольва – р. Кутим – г. Белый камень (радиально) – р. Б. Сурья – г. Антипинский гребешок – р. Б. Лямпа – р. Улс – р. Жиголан – хр. Кваркуш – г. Вогульская сопка (радиально) – р. Цепел – р. Язьва – г. Кабакайка – пос. Красный Берег. 2 к. сл.
  7. пос.Кытлым - г.Косьвинский Камень- г.Тылайский Камень - г.Конжаковкий Камень - р.Сев.Иов - р.Буртымка - р.Козья - г.Ольвинский Камень - г.Козмер - р.Улс - р.Вагран - р.Мал.Лямпа - р.Улс – пос. Золотанка. 3 к. сл.
  8. г. Североуральск – р. Вагран – р. Шомпа – г. Ольвинский камень – р. Каква – г. Буртым – г. Конжаковский камень – пос. Кытлым. 1 к.сл.

Горный туризм

В связи со значительным удорожанием походов, нестабильностью обстановки во многих горных районах бывшего СССР, все чаще появляется интерес к Уралу как району для горных походов начальных категорий сложности. Наиболее эффективным считается проведение похода 1-2 категории сложности в начале лета на Урале, а поход следующей к. сл. – этим же летом на Кавказе, Алтае или в Средней Азии. Для набора сложности на Северном Урале существуют перевалы, траверсы хребтов и восхождения скального, осыпного, снежного и снежно-ледового (обледенелый фирн и натечный лед) характера, сложностью 1А-1Б категории сложности.  В горных походах по Северному и Южному Уралу, при сохранении эталонного километража (100 км для похода 1 к.сл. и 120 км для 2 к.сл.) рекомендуется увеличивать количество определяющих сложность маршрута перевалов, траверсов и восхождений. Это объясняется меньшими перепадами высот, чем в высокогорных районах.

Наиболее подходящим для проведения горных походов является массив Конжаковского камня, где горы расположены близко к точкам возможного подъезда на транспорте, хотя, по аналогии с приведенными ниже, возможно составление маршрута и в других районах. При выборе определяющих препятствий можно пользоваться приведенной ниже, согласованной с ЦМКК, таблицей.

Классифицированные вершины и перевалы Северного и Южного Урала

Классификация дана для лета (с июня по октябрь) и для зимы (с ноября по май включительно).

№ п/п

Название вершины, перевала

Лето

Зима

Направление движения

Район к западу от г. Карпинск

1

Кытлымский горный район

1.1

Серебрянский камень

1А*

Восхождение или траверс

Траверс скальной зубчатки западного гребня

1.2

Конжаковский камень 1570м

1А*

С востока, с Йовского плато

С востока, через Йовский провал

По Ю склону,из р. Катышер

1.3

Г. Буртым 1148

Восхождение или траверс

1.4

Тылайский камень 1470м

1А*

1А*

1А*

По восточному склону

По западному склону

По южному гребню

1.5

Конжаковско-Тылайский Траверс

1А*

Траверс от Йовского плато до пер.Северный Катышер

1,6

Г. Катышер

н/к

н/к

 

1,7

Г. Косьвинский камень 1519м

1А-1Б

Восхождение или траверс

1,8

Пер. Серебрянский 1170м

Р.Серебрянка - р.Йов

1,9

Пер. Серебрянский зап.1100м

Р. Серебрянка - р.Полудневая

1,10

Пер. Йовское плато 1230м

Р. Йов - р.Конжаковка

1,11

Пер. Йовский провал 1200м

2А*

По центральному кулуару провала, из р. Полудневая на Йовское плато.

Подъем по скальным контрфорсам Сев. или южного борта провала.

Обход Йовского провала с севера, южнее г. Йов, или с юга.

1.12

Пер. Тылайское седло 1360м

1А*

р. Крутобережная, (р. Вост. Тылай) - р. Катышер. Между Тылайским и Конжаковским камнем, в обход Тылайского провала.

1.13

Пер. Тылайский провал

Пер. Тылайское седло через Тылайский провал.

1.14

Пер. Катышерский 750м

н/к

н/к

Р. Катышер сев. - дол. р. Тылай (южнее г. Катышер)

1.15

Г. Казанский камень 1200м

Восхождение, траверс или перевал вершинного гребня

1.16

Вершина 1080 к Ю-В от Кытлыма

Восхождение

1.17

Пер. Большой Бугор 900м

н/к

Дорога Ю-В от пос. Кытлым - исток правого притока р.Лобва. Седловина, севернее г.1080

1.18

Щучий камень 842м

?

?

Скальный гребень

 

Чердынский камень 939м

?

?

Скальный гребень к югу от вершины (нет информации)

Район к северо-западу от г. Североуральск

2

Горный узел Заповедник Денежкин камень

2.1

Денежкин камень 1492м (восхождения)

1А*

С запада, через Желтую сопку.

С ю-в, из дол. р. Тальничная.

С севера, из долины Б.Шегультан.

С юга, из долины р. Бол. Супрея

2.2

Бол. Шарпинская сопка (восхождения)

По ю-в склону

Траверс с востока на запад

2.3

Журавлиный камень 782м

Восхождение с кордона Шарп

2.3

Пик Пихтовый 916м

Восхождение на вершинные скалы

Без подъема на скалы

2.4

Пик Кулаковский 971м

Восхождение из дол. р. Шегультан

2.5

Желтая сопка 798м

По западному склону

2.6

Пер. Желтая сопка

Р. Сольва - р. Бол. Супрея

2.7

Пер. Б. Супрея

р. Бол. Супрея - р. Тальничная, между г. Денежкин кам. и г. Пихтовый увал.

2.8

Пер. Рубель

1А*

1Б*

Р. Быстрая - р. Б. Шегультан (1км севернее вершины Денежкин камень)

2.9

Пер. Сорокинские ворота

Р. Быстрая - р. Сухой Шарп Восточнее пика Рубель

3

Главный Уральский хребет к западу от вершины Денежкин камень

3.1

Главный Уральский хребет (траверс)

1А*

Траверс с севера на юг, от долины р. Кутим до пер. Ходовой

3.2

Пер. Европа-Азия 1300м

1А*-1Б

В Г.У.Х, между в. Северная 1337м и Главная 1410м

3.3

Пер. Пер. Красивый кулуар (Горных туристов) 1300м

-2А

В Гл. Уральском хребте, кулуар на восточном склоне вершины 1410м.

3.4

Пер. Ходовой сев.

н/к

Н/к

Понижение Г.У.Х южнее в. 1410м

3.5

Пер. Ходовой юж.

н/к

Н/к

Понижение Г.У.Х севернее в. 1338

4

Вершины северо-западнее заповедника Денежкин камень

4.1

Шудья-Пендыш 1051м

1А*

Восхождение

4.2

Белый камень 1085м

1А*

Восхождение или траверс

4.3

Пер. Белый 1000м

Р. Лев. Рассоха - исток р. Кутим (1км севернее в. Белый камень)

4.4

Чуроп

Восхождение из дол. Л.Рассоха

4.5

Гора Каюк 980м

Восхождение

5

Главный Уральский Хребет южнее перевала Ходовой

5.1

Пик Туристов-лыжников

1А*

Восхождение с пер-ла Ходовой

5.2

Пер. Ураганный сев. 1100м

Исток р.Сосьва - р.Б.Лямпа, южнее вершины 1338м

5.3

Пер. Ураганный юж. 1050м

Следующая на юг седловина Г.У.Х

5.4

Пер. Лыжных туристов 1010

Следующая на юг седловина Г.У.Х

5.5

Пер. Лямпа 1010

2-й пр. приток М. Лямпы- р. Соьва

5.6

Пик Трезубец Лямпы 1264

1А*

Восхождение с запада или востока

5.7

Пер. Трезубец Лямпы сев.

Севернее в.Трезубец Лямпы 1264

5.8

Пер. Трезубец Лямпы юж.

Южнее в.Трезубец Лямпы 1264

5.9

Пер. Казанский 920м

н/к

К сев.-зап. от в. Казанский камень

5.10

Пик. Казанский камень 1264

Восхождение с пер-ла 5.9

6

Вершины предгорий ГУХ, к западу от Североуральска

6.1

Гора Кумба 921м

Восхождение или траверс

6.2

Г. Брусковая 813

н/к

Восхождение

6.3

Г. Кривинская сопка 867м

н/к

Восхождение

7

Вершины Пермской области, к востоку от г. Кизел

7.1

Ослянка 1119м

1А*

Восхождение или траверс

7.2

Средний Басег 994м

1А*

Восхождение или траверс

Горы к С-З от города Ивдель

8

Хребет Чистоп

8.1

Хребет Чистоп

1А*

р. Мал. Тошемка - траверс от в. 837м, или от пер. Витим-Ятия, через г. Чистоп 1292м - р. Бол. Тосемья (р. Ушма). Или обратно.

8.2

Пик Чистоп 1292м

1А*

Восхождение с любой стороны.

8.3

Пер. Чистоп 1100м

1А*

Исток.р. Тосемья (р. Лозьва) - верховья р. Мал. Тошемка. Между главной и южной вершиной Чистоп.

8.4

Пер. Витим-Ятия 910м

н/к

Исток р. Витим-Ятия (р. Лозьва) - р. Мал. Тошемка. Между в. Ю.Чистоп и сопкой 954м.

8.5

Пер. Лох-нья 890м

н/к

Исток р. Лох-нья (р. С. Тошемка) - р. Мал. Тошемка. Южнее в. 954м.

9

Отдельные вершины восточных предгорий ГУХ, в бассейне р. Вижай

9.1

Гора Тумп-янг 938м

Траверс запад-восток

9.2

Гора Бол. Салатым 681м

?

?

Скальная вершина. Восхождение или траверс из дол. р. Тохта

9.3

Гора Маньятумп 933м

Восх. из дол. р. Анчуг или р. Кул

9.4

Гора Янытумп 1031 м

Восхождение из истоков р. Анчуг

10

Участок ГУХ в истоках р. Вижай

10.1

Гора Пятый Тумп 931м

 

10.2

Гора Хапхарнетумп 906м

 

10.3

Гора Эквачахл 1290м

1А*

Восх. из верх. р. Вижай (с востока); с юга, из верх. р. Велс; с с-запада, из истока р. М. Мойва

10.4

Гора Ойка-Чакур 1322м

1А*

Восх. из верх. р. Вижай (с востока) или с запада, из истока р. М.Мойва

10.5

Хребет Молебный Камень

1А*

Траверс через вершины Эквачахл 1290м и Ойка-Чакур 1322м

10.6

Пер. Велс 700м

н/к

Н/к

р.Вижай (Азия) - исток р.Велс (Европа)

10.7

Пер. Молебный южн 1030м

Дол. р. Вижай, с пер-ла Велс (или из истока р. Велс) - р. М.Мойва. западнее в. Эквачахл 1290м.

10.8

Пер. Ойка-Чакур 1000м

Дол. р. Вижай, с пер-ла Велс (или из истока р. Велс) - р. Мал. Мойва. южнее в. Ойка-Чакур 1322м.

10.9

Пер. Мал. Мойва

н/к

н/к

Сев. исток. Р. Мал. Мойва - истоки р. Вижай (дорога для гусеничного а-транспорта)

11

Участок ГУХ в истоках р. Северная Тошемка

11.1

Пер. Ниолс 630м

н/к

н/к

Р.Ниолс - р.Бол.Тошемка

11.2

Пер. Высокий Ниолс 800м

н/к

Р.Ниолс - р.Мал.Тошемка

11.3

Пер. Сампал-чахл 800м

н/к

Р. Мал.Тошемка - исток р. Вишера

12

Горы в бассейне р. Мойва (Вишера)

12.1

Гора Ишерим 1331м

Восх. с любой стороны

12.2

Пер. Ишерим

Дол. р. Вижай, с пер-ла Велс (или из истока р. Велс) - р. Бол. Молебная (М.Мойва).

12.3

Тулымский камень 1469м

Восхождение с востока

12.4

Хребет Тулымский камень

Полный траверс

12.5

Муравьиный камень 1469м

Полный траверс

12.6

Гора Хус-Ойк 1450м

1А*

Главная вершина хр. Муравьиный камень. Восхождение с востока

12.7

Пер. Муравьиный

1А*

Правый приток р.Мойва - исток р. Мойва (южнее в. Хус-Ойк 1450м).

 

Примеры горных маршрутов

  1. Пос. Кытлым - г. Семичеловечья + Казанский Камень (1А, 1200) - р. Серебрянка - г. Серебрянский камень (1А, 1305) - г. Конжаковский камень (1570) + Тылайский Камень (1470, траверс, 1А) - пос. Кытлым. 1 к. сл.
  2. Г. Карпинск - г. Семичеловечья + Казанский камень (1А, 1200) - г. Серебрянский камень (1Б с траверсом скальной зубчатки западного гребня, 1305), - спуск в долину р. Йов – пер. Йовский провал (1Б, сн, по главному кулуару) - г. Конжаковский камень (1А, 1570) -Тылайское седло + пер. Тылайский Провал (1Б) - г. Щучий Камень - пос. Усть-Тылай – г. Косьвинский Камень (1А, 1519) - пос. Кытлым. 2. к. сл.

 

Список литературы

 

  1. Торопов С. А.
  2. Рыжавский Г.Я. "По Каме и её притокам". - М.: Физкультура и Спорт, 1986. - 240 с., с ил.
  3. Заплатин М.А. "В краю таежных рек" (по Мансийскому Северному Зауралью). М., "Физкультура и спорт", 1972.


[1] Осыпь

[2] Материал предоставлен президентом т/к «Тулум» к.м.с. Ирвачевым В.К.