– Сейчас бы встретить пьяного оленевода...
– Зачем?
– Дать ему по морде!
– За что?!
– За то, что пьяный...
7-00 подъем дежурных, 8-00 общий. Пасмурно, +8°, слабый ветер, временами моросит. Очень долго собирались из-за драных ног, наматывали на них километры лейкопластыря.
11-45 – 12-35. Прошли через густые кусты в устье ручья, пр. пр. Пырятане, затем по обширной пустоши, заросшей березкой, до следующего, большого, ручья. Петр идет с нами.
12-50 – 13-30. Вышли на снежник на повороте руч. Хэм-Вадаяха. Ольга Кольчурина сильно отстала, ждем. Петр тоже остановился, хотя обычно он ходит не переходами, а пока не устанет. Вчера мы побеседовали, посмотрели карты и нашли ему путь километров на 20 короче, чем он планировал. Чех доволен.
14-05 – 15-00. В верховьях ручья местами появляется, местами пропадает в болоте вездеходная колея. Идя по ней, перевалили водораздел и спустились на пр. б. Мядыяхи. Обедаем, угощаем гостя. Идет мелкий холодный дождь.
16-25 – 17-10. Дождь идет, и мы идем по следу вездехода. За осыпным выступом открылся вид на перевал к пр. пр. Мядыяхи, который мы хотели осмотреть на предмет – нельзя ли пройти через него под самую гору Борзова. Перевал осыпной, пологий, совершенно неинтересный и мокрый. Дружно решили двигаться по реке, а на гору восходить завтра от устья.
17-20 – 18-10. Петр повернул направо, срезая уголок к истокам Большой Кары. Дружески простились, обещали связаться друг с другом по электронной или обычной почте. Мы продолжили движение по высокому правому берегу.
18-20 – 19-00. Берег отошел очень далеко от воды, спустились на береговые осыпи. Ищем стоянку, но такая, чтобы с дровами и хорошей площадкой, пока не попадается.
19-10 – 19-25. Остановились на бивак, не доходя метров 300 до устья. Кустов мало, но нам должно хватить. Дождь почти перешелся, капает время от времени. Гора Борзова закрыта тучами на высоте порядка 750 м, но мы надеемся на лучшую погоду завтра.
Отбой в 23-00. Ночью много раз принимался идти дождь, дул ветер.
За день прошли 18,4 км за 4:55.
– Если жареный петух шибко клюнет, тогда точно туда полезем!
– Отгоняйте скорей всех жареных петухов!!
7-00 подъем дежурных, 8-00 общий. Пасмурно, +8°, слабый ветер, временами моросит. Гора Борзова закрыта от высоты 800 м. Но по небу временами пробегают голубые разрывы, и мы решаем попробовать подняться.
9-30 – перешли Мядыяху и направились к С-В окончанию горы, как по карте, так и визуально самому простому для восхождения.
10-30 – подошли под осыпи. Здесь течет ручей, ниспадающий красивым каскадом водопадов. Поднимаемся левым по ходу берегом. Осыпь очень крупная, до 25°. Местами попадаются большие участки живого склона.
11-20 – на высоте 873 м перед началом плато вошли в плотные облака, задул сильный ветер. Поднимались азимутом 240 с небольшим средним уклоном по ступенчатому осыпному плато. На вершину вышли в 12-15, попали почти точно, несмотря на отсутствие видимости. Вершина практически не возвышается над плато, выделяется только останками деревянного триангулятора. Сняли записку:
Группа туристов ГТК «Меркурий» г. Винница (Украина), совершая поход 4 к.с. вышла на г. Борзова 19 августа 2002 г. Снята записка из г. Инта, Коми. Всем привет, мы пошли на Оче-Нырд. Зам. полит. Сичко Михаил.
Оставили свою записку. Она была снята 23 августа 2003 г. группой туристов из г. Вильнюс (Литва) под руководством Вигантаса Дубаускаса, подтверждение получено 23 сентября 2003 г.
На вершине было очень холодно и промозгло, поэтому уже в 12-30 мы начали спуск по пути подъема и в 14-30 успешно пришли к палаткам. Сложность восхождения оценена нами как 1А, хотя на первом этапе подъема попадались довольно крутые участки.
На спуске вышли из облаков, стало тепло, а когда подходили к водопадам, небо прояснилось, вершина открылась полностью. До самого вечера стояла ясная теплая погода, +20°, ветер умеренный.
16-30 – 17-20. Пообедав, собрались и двинулись в сторону р. Лымбатояха. Перешли вброд ниже колена Б. Кару, поднялись через тальники на высокие площадки над ее правым берегом. Здесь открылся хороший вид на зеленый водораздел между массивом Лымбато-Пэ и верш. 435,9 м. По карте он существенно сокращал нам расстояние, чем и решили воспользоваться.
17-30 – 18-40. Прошли небольшое болото, поднялись на водораздел. С него открылся прекрасный вид на Оче-Нырд, примерно от высоты 1000 м закрытый облаками. Внизу, на рукаве Лымбатояхи, увидели 4 чума. За ними хорошо просматривался ручей Долгушина и все окрестные ледники Уровень снега оказался значительно выше, чем на карте обозначены верхние границы ледников. Осмотрев панораму, спустились к р. Лымбатояха около большого острова. Кустов, обозначенных на карте, нет совсем, будем жить на примусах.
Пригодную для постановки палаток площадку нашли с трудом, хотя местность, в целом, ровная, но то болото, то язычки осыпей. Малышева и Кольчурина пошли в чумы, где обменяли немного спирта на свежее и подкопченное мясо. Чумы оказались ненецкие. В отличие от жителей Салехарда, ненцы очень плохо, невнятно говорят по-русски и не используют блага цивилизации, наподобие канализационных труб. Их чумы крыты только шкурами, безо всякого брезента и, тем более, полиэтилена.
Только приготовили и собрались ужинать, показалась упряжка, запряженная пятью великолепными оленями. Подъехал ненец небольшого роста. Налили ему чаю (бутыль с разведенным спиртом сразу припрятали), извинились, что не угощаем едой. Посидел, немного и с трудом поговорили – кажется, он сам с Лядгейяхи, гостил, возвращается домой. После продолжительной паузы ненец сказал на чисто русском языке: «Сто грамм дай!», ему объяснили, что все стограммы уже остались у них в чуме. Кокшаров спросил (здесь это принято), можно ли сфотографировать оленей. Ненец задал встречный вопрос: «А сто грамм дашь?», после чего беседа сошла на нет. Минут через 10 гость отбыл, а бутыль была успешно использована (см. примечания в приложениях относительно продуктовой раскладки).
После ужина собрали клуб руководителей над картой местности. По результатам обсуждения, с учетом осмотра местности в натуре, решили восходить на заявленный гребень не со стороны лед. Долгушина, а с обратной, от лед. МИИГАиК. Принципиально это ничего не меняло, так как сохраняло и сложность, и протяженность подъема, но позволяло избежать длительного спуска по очень крутым снежникам, перемежающимся скалами, над лед. МГГ. На карте они не обозначены, но на самом деле, поднимаются почти до самого вершинного гребня, скального и очень крутого.
Отбой в 22-30, затянулся до 23-30. К ночи похолодало до +10°, ветер стих.
За день прошли 12,7 км (в т.ч. 7,6 линейном радиальном выходе, учитываются в одну сторону) за 4:00.
– Сделаешь мне сегодня массаж, позвонки на место вставишь?
– Позвонки-то вставлю. С мозгами сложнее…
6-30 подъем дежурных, 7-20 общий. Ясно, тепло (+20°), вдоль реки дует сильный ветер.
9-08 – перешли Лымбатояху ниже острова вброд ниже колена. Пошли по возвышенным полкам, удаляясь от берега, к ручью из-под оз. Круглое.
10-30 – вошли в долину ручья. В низовьях она густо заросла высокой травой, выше начинаются осыпи и небольшие прижимы, заставляющие переходить ручей туда-сюда. Перед озером небольшие моренные валы и красивые снежники, перекрывающие ручей.
11-10 – подошли к озеру. Обошли справа по ходу сначала по камням в воде вдоль скальных береговых выходов, затем по осыпи, постепенно переходящей в подъем на перевал к лед. МИИГАиК. Сложность подъема 1Б, местами осыпь очень крупная и живая. Одели каски. По пути надо пройти два снежника, один не слишком пологий.
[Примечание: далее специально не оговаривается, но каски одевались на всех осыпеопасных или сложных склонах].
11-56 – вышли на седло перевала (721 м по GPS). К леднику оно обрывается высоким головокружительным спуском (2Б – 3А) по отвесным скалам. С востока очень интересная, сильно разрушенная невысокая вершина. На запад уходит ребро кара лед. МИИГАиК, со стороны ледника практически вертикальное. Ребро венчают высокие перьевидные скалы с глубокими расщелинами между ними. Наш первоначальный, намеченный по карте, вариант пройти по верху ребра в сторону лед. МГГ, вероятно, неосуществим, потому что оно качественно отличается от всех виденных нами каровых гребней Полярного Урала.
На перевале тура нет, сложили свой, оставили записку. Вряд ли он будет когда-то использоваться для сквозного прохождения, разве что из спортивного интереса.
12-20 – 15-00. Поднимались по восточному ребру вершины, обозначенной на одной из наших схем как 1200. Подъем проходит сначала по крутой (45°), очень живой осыпи, затем по трехступенчатому кулуару (2 веревки, уклон от 45° до, участками до 3...5 м по вертикали, 90°). Кулуар заканчивается под вертикальной 30...40 метровой (на вид выше 12, но ниже 16 этажного дома) гладкой скалой, обрывающейся вправо к леднику вертикальным спуском. Нашли обход слева по узкой полке, дальше по щели, выводящей на огибание огромной выпуклой скалы (1 веревка). Затем подъем по крутым (30...50°), сильно разрушенным скалам, перемежающимся узкими полочками с участками мха. Подъем выводит на узкое горизонтальное ребро, состоящее из высоких (до 1,5 м) вертикально стоящих перьевидных останцев, перемещаться по которому не просто. Через несколько десятков метров небольшое понижение (до 984 м по GPS), усыпанное белым кварцем, достаточно ровное. В сторону ледника, по-прежнему, отвесные скальные сбросы, в сторону ребра к Круглому озеру – крутой (30...45°) осыпной спуск, на вид соответствующий 1Б. Здесь решили перекусить.
15-30 – 15-55. По крутой живой осыпи поднялись с самостраховкой под вершину и залезли свободным лазаньем последний участок (2 скалы 60...75°, всего 10 м, 1 веревка). Суммарную сложность подъема по нашему пути оцениваем как 2А. Собственно вершина настолько мала, что мы на ней еле размещаемся. Во все стороны, кроме стороны нашего подъема, обрываются протяженные отвесные или очень крутые скалы. Для того, чтобы начать траверсировать гребень, необходимо преодолеть 40-50 метровую по глубине скальную щель, и таких щелей дальше в гребне сколько угодно. Поэтому от идеи траверса пришлось отказаться и выбрать спуск, по сложности соответствующий заявленному.
Сняли записку:
Группа туристов Башкирского медицинского института поднялась на эту вершину в 4 час. 20 мин. 15 июля [год не указан!]. Поход 5 категории сложности. Руководитель [неразборчиво] Мунданов, зам. Егорова, завхоз Сержанков, фотограф Заозерский, участник [дальше не читается].
Высота вершины по GPS составила 1079 м, как мы не уговаривали его показать циферку побольше. Вероятно, в карте ошибка, потому что расположение хребтов здесь очевидно, и именно эта вершина показана на ней как 1200.
16-05 – 16-50. Спускались с самостраховкой. по крутой (45°>), далее по более пологой (30° и менее) крупной живой осыпи на перевал между Круглым озером и оз. Восьмерка (руч. Долгушина). Верхнюю часть пришлось идти змейкой, потому что камни держатся очень плохо и то и дело «прочищают склон». В целом сложность спуска порядка 1Б. Седло перевала широкое, тура нет. Высота по GPS 821 м. Сложили свой, оставили записку. В сторону Круглого озера идет крупноосыпной спуск, на вид соответствующий 1Б. В сторону Восьмерки есть единственный путь спуска: между двух скальных ребер крутой средне- и мелкоосыпной, широкий (от 20 до 40 м) явно обвалоопасный желоб. Верхняя часть (50…80 м) имеет уклон свыше 50°, ниже спуск несколько выполаживается.
17-02 – 17-50. Спускались с перевала. Самое начало спуска прошли плотной группой вдоль левого по ходу скального гребня, затем он стал слишком неудобным для того, чтобы придерживаться. Повесили веревку, съехали наиболее неприятный участок и оттраверсировали под правый гребень по слегка более пологому участку. Здесь нам хватило 1 веревки, чтобы добраться до таких скал, вдоль которых двигаться уже удобнее, чем по непрерывно шуршащему лотку. Спустившись до середины склона, прошли траверсом обратно на левое ребро, показавшееся более удобным, и по нему с самостраховкой спустились к берегу озера. Здесь очень крупная почти горизонтальная осыпь, тем не менее, камни умудряются качаться под ногами.
18-00 – 20-00. Прошли по берегам нескольких озер по очень крупным осыпям, спустились с крутого моренного вала в тундру. Затем мимо чумов ненцев вышли к Лымбатояхе и по ее берегу пришли в лагерь.
Назавтра решили сделать полудневку, то есть поспать, сколько душе угодно. Запланированный (имеющийся в справочнике!) перевал западнее г. Нгэтенапэ, на наш взгляд, не существует. Там очень крутой осыпной кар, по высоте почти не уступающий вершине. Как следует рассмотрев это, мы решили отказаться от его прохождения, так как его сложность, вероятно, превышает заявленную 1Б. И, соответственно, не ходить на Нгэтенапэ. Последнее решение далось нам не без колебаний (уж очень красивая вершина), но заход на нее с С-З (как оказалось, это вообще единственный просматриваемый маршрут подъема в пределах 1Б) отнял бы у нас лишний день.
Отбой в 23-30.
За день в кольцевом радиальном выходе прошли 18,3 км за 11 часов.