День 19. 23 августа 2003 г. Дежурные Малышева и Кокшаров.

– Может, пройдем покороче и покруче?

– Нет, нам бы по вездеходке!..


7-30 подъем дежурных, 8-30 общий. Ясно, прохладно (+10°), слабый ветер.

10-35 – 11-25. По л.б. Изъяшора прошли по тундре и обширным зарослям березки и тальника до поворота в каньон.

11-35 – 11-45. За поворотом ждал приятный сюрприз: 40-метровый водопад, не нанесенный на карту. Мы долго под ним фотографировались.


12-00 – 12-40. Поднялись по крутой осыпи левого берега, некоторое время траверсировали склон (уклон 15...25°), потом решили, что вдоль воды будет проще, и спустились по осыпному языку в каньон. Местами он перекрыт снеговыми мостами, попадаются красивые скальные выходы, не без труда обходимые по шумной воде. Прошли несколько небольших (1...5 м) водопадов.

12-50 – 13-40. Каньон закончился, борта долины стали чисто осыпными, без скал, долина расширилась. Остановились на перекус около фантастического снежника.

14-40 – 15-20. Клуб руководителей отправился на экскурсию на край кара ледника ИГАН. Зрелище взглядом неохватное, под скально-осыпными сбросами на все 180° распростерся бело-изумрудный лед.  За долиной Б.Усы видны красивые скальные стенки в истоках Немуръегана.



15-25 – 15-45. Поднялись на последний в походе перевал мимо останков разрушенной базы по некрутой мелкой осыпи. Тура на перевале нет, сложили свой, оставили записку. Высота перевала 826 м (по GPS), сложность подъема н/к, хотя сложность прохождения каньона ручья Изъяшор и обхода многочисленных водопадов, пожалуй, выше.

16-05 – 17-00. Спустились с перевала по длинному некрутому снежнику, дальше по осыпи вдоль л.б. набирающего силу ручья, пр. притока р. Б. Уса. За поворотом ручья обнаружился грандиозный каньон (также не обозначенный на карте), через который пошла большая часть группы. Остальные нашли путь обхода по осыпям и зеленкам поверху, вдоль л.б. ручья. Каньон заканчивается неподалеку от обширных пойм пр. б. р. Б. Уса.

17-15 – 18-05. Продвинулись немного вдоль правого берега, решили, что левый привлекательнее, и путь по нему короче. В 17-45 перешли в удобном месте Б. Усу по колено (20 * 0.6 м) и пошли по слабо заметной ворге.

18-15 – 19-00. Дошли до пустошей перед руч. Перевальный (л. пр.), остановились на ночлег на холме около берега реки, которая здесь разбегается множеством рукавов.

Ужинали в 21-30, отбой в 23-00.

За день прошли 19,6 км за 5:50.

День 20. 24 августа 2003 г. Дежурные Романова и Затонский.

– Командир, мы обычно насколько бодяжим, ну, до какого положения?

– Обычно? До горизонтального!..


7-30 подъем дежурных, 8-45 общий. Ясно, тепло (+20°), слабый ветер.

10-25 – 11-05. Прошли руч. Перевальный, поднялись на высокий берег, под которым шумят красивые пороги. Основная часть группы решила удовлетвориться воспоминаниями прошлого года и прошла мимо, но наиболее ретивые фотографы остановились для съемки, чем заставили остальных долго себя ждать.


11-40 – 12-20. В широкой травянистой пойме началась вездеходная колея, сначала слабая. Поднявшись по ней на небольшое возвышение, увидели близ устья ручья, следующего за Перевальным, чум. Зашли в гости. Это оказались наши знакомые с прошлого года, семья Терентьевых из Салехарда – они в 2002 г. стояли невдалеке отсюда и приходили к нам в гости. Пообщались, обменяли последний спирт на 4 кг мяса. Манси подтвердили услышанное нами раньше о том, что уехать с Бованенковской трассы сложно, и сказали, что отсюда до Полярного примерно 60 км.

12-45 – 13-30. От чума идет торная вездеходная дорога, по которой к манси ездит совхозный вездеход. По этой дороге подошли к водоразделу на Б. Пайпудыну. Стало жарко, +25°.

13-45 – 14-10. Перевалили водораздел, спустились по дороге к залитой грязью перемычке между двумя озерами, из которых вытекает правый исток Б. Пайпудыны. Остановились на перекус. Наиболее отважные девушки заодно и поплескались в озере.

15-05 – 16-00. Дорога от озер берет вправо, забираясь высоко на западный борт долины реки. Сначала она совпадает с обозначенной на карте, затем отклоняется еще правее, ближе к горам.

16-10 – 17-05. К концу перехода увидели далеко на левом борту долины точечку вездехода, ползущего по дороге Харбей – Полярный. Тот факт, что тут в это время вообще что-то ездит, нас обрадовал, так как появилась надежда словить попутный транспорт вместо того, чтобы идти по дороге ногами.

17-18 – 18-08. Дошли до озера Рыбного. По дороге собрали массу грибов, огромных и не червивых.

18-20 – 18-35. Перешли протоку из оз. Большого и нашли удобное место для стоянки со следами костра в обширном углублении высокого берега. Вокруг много березки. Остановились на ночлег.

В 21-30, после небольшого дождя, состоялся грандиозный ужин – картофельное пюре с олениной (готовилась отдельно, в соусе) и грибами (тушились отдельно). По окончании от костра было так сложно отойти, что трапеза плавно перешла через чаепитие в песнопения. Пению помешал вездеход, откуда ни возьмись появившийся со стороны Полярного. Он вез группу на Б. Усу и, на наше счастье, слегка заблудился. Мы указали дорогу и договорились, что на обратном пути он проедет через нас. По такому случаю распорядок дня был срочно задвинут, и до 2 часов ночи происходило разнообразное приятное времяпровождение.

В 2-00 пришел вездеход. В кабине обнаружился тот самый Степан Иванович, который двадцать дней назад не согласился везти 13 человек на Хадату. Теперь нас было 10, рюкзаки подъедены... сговорились за 2000 рублей. С 2-40 до 3-30 блуждали на вездеходе по окрестностям, пытались попасть на Харбейскую дорогу, но чуть было не забрались на Есто-То. В 5-15 вездеход остановился у хорошо знакомой пилорамы, от которой начинался наш маршрут.

За день прошли 23,6 км за 5:25.

25 августа 2003 г.

Сварили поесть, подремали, дождались открытия магазинов и конторы. Сходили к камнерезной мастерской (находится справа при въезде в поселок с севера). На «помойке» под ее стенами подобрали немало красивых (с нашей точки зрения) камней. В конторе отметили командировку и маршрутку, в магазин отправили завхоза и много носильщиков, так как яма желудка у некоторых участников прогрессировала.

В неспешной беседе с подошедшим на рабочее место Степаном Ивановичем вдруг выяснили, что с 1 августа расписание сменилось, и поезд 119 Лабытнанги – Москва будет не в 11-50, а в 11-05. Неспешно бредущие из магазина провиантмейстеры появились на горизонте одновременно с поездом. К нему бежали бегом, подбадриваемые гудками мотовоза. На удивление легко договорились с проводником о проезде до Инты без билетов, в купейном вагоне по цене плацкартного (220 рублей с человека).

В Инту прибыли в 17-20. Принеся некоторую прибыль окрестным магазинам, в 20-12 уже загрузились в поезд 283 Воркута – Новороссийск в плацкартный вагон до Кирова (546-10 с человека). Время ожидания составило, таким образом, менее 3 часов.

26 августа 2003 г.

Прибыли в Киров в 21-27. Билетов, как всегда, нет. Только собрались терпеливо ждать электрички до Балезино (отправлением в 02-50), как подслушали, что вот-вот пойдет какой-то дополнительный поезд, которого нет ни в одном расписании. Отстояв второй хвост (кассир наивно удивилась, почему не подошли без очереди), в 22-30 взяли билеты, а в 22-48 погрузились в пустой плацкартный вагон поезда 446 Нижний Новгород – Екатеринбург (по 226-40 с человека). Время ожидания составило менее полутора часов.

27 августа 2003 г.

Прибыли в Пермь в 08-40 по местному времени, установив, вероятно, рекорд по скорости выброски из пос. Полярный: вся дорога заняла 45 с половиной часов, в том числе, менее 5 часов ожидания. Добрались до автовокзала, купили билеты не на ближайший, а на "железовский" автобус по 142-60, поскольку в нем есть видеомагнитофон, по которому все, похоже, соскучились. В 16-30 прибыли в Березники.

В начало