Район похода: Полярный Урал, северная часть.
Вид туризма |
Район похода |
Категория сложности похода |
Протяженность активной части похода, км |
Продолжительность |
Сроки проведения |
|
общая |
ходовых дней |
|||||
пеший |
Полярный Урал, северная часть |
пятая |
333,6 |
21 |
20 |
с 5 по 25 августа 2003 г. |
Нитка маршрута: пос. Полярный (ст. 110 км) - р. Хадата - р. Нгода-Яха - оз. Б. Щучье - р. Мядыяха - г. Борзова (1А, 1037) - р. Б.Кара - р. Лымбатояха - оз. Круглое - пер. б/н (1Б, 721) - в. 1079 (2А) – пер. б/н (1Б-2А, 821) - руч. Долгушина - оз. Очеты - оз. Сидяямбто - г. Лядгей (1Б, 1166) – лед. Алешкова – руч. Каньонный - пер. б/н (н/к, 586) - р. Нярмаха - г. Хуута-Саурей (1Б, 1240) - р. Нярматотане – пер. б/н (н/к, 610) – руч. Сангарэйтасё – р. Пырятане - р. Нензаяха – пер. б/н (1А, 677) – р. Гераусваю - пер. б/н (н/к, 482) - руч. Нюдя-Пырятане - р. М.Кара - пер. Ураганный (1Б, 736) - в. 1149(2А, п/п) - р. М.Уса - руч. Перевальный - пер. Неожиданный (1А, 814) - руч. Авсюка - пер. Шумского (1Б, 840) – в. 1137 (1Б) – траверс до в. 1164 (2А, п/п) - оз. Обручева – оз. М. Хадытаюганлор - руч. Изъяшор - пер. б/н (н/к, 826) - р. Б.Уса - р. Б. Пайпудына - пос. Полярный.
Определяющие препятствия маршрута:
- пер. б/н (1Б, 721) между оз. Круглое и лед. МИИГАиК
- в. 1079 (2А) в хр. Оче-Нырд между лед МИИГАиК и руч. Долгушина
- пер. б/н (1Б-2А, 821) между л. пр. р. Лымбатояха и руч. Долгушина
- г. Лядгей (1Б, 1166)
- г. Хуута-Саурей (1Б, 1240)
- каньон (1Б) на л. пр. р. Пырятане
- пер. Ураганный (1Б, 736) между р. М. Кара и пр. пр. р. М. Уса
- в. 1049 (2А) между лед. Карский и пр. пр. р. М. Уса (первопрохождение)
- переправа через р. М. Уса (1А, 30 * 0,6 м)
- пер. Шумского (1Б, 840) между руч. Шумского и руч. Чаншор
- в. 1137 (1Б) в Горно-Хадатинском массиве между руч. Чаншор и руч. Обручева
- траверс до верш. 1164 (2А, 1 км)
- в. 1164 (2А)
Чистое ходовое время 107:37.
Пройдено перевалов 10 (в т.ч. 2А – 1, 1Б – 3, 1А – 1), водоразделов 10, вершин 7 (в т.ч. 2А – 3, 1Б – 3, 1А – 1).
Высшая точка маршрута: г. Хуута-Саурей, 1240 м.
№ |
ФИО |
г.р. |
Место раб./учебы |
Адрес |
Тур. опыт |
Должность |
|
1 |
|
Гагарин Дмитрий Евгеньевич |
1985 |
Березниковский политехнический колледж, студент |
ул. Свердлова 106-3 |
4п(у) Полярный Урал |
|
2 |
|
Гашев Константин Георгиевич |
1987 |
Березниковский строительный техникум, студент |
ул. Юбилейная, 44-2 |
3п(у) Северный Урал |
|
3 |
|
Давыдова Анастасия Владимировна |
1983 |
ДДЮТЭ[1], преподаватель |
ул. Березниковская 90-6 р. 2-64-80 |
4п(у) Полярный Урал |
Хронометрист |
4 |
|
Затонский Андрей Владимирович |
1969 |
ООО «Березниковский мостоотряд», инженер |
Ул. Свободы 51-38, р. 6-66-28 |
4п(р), 5п(у) Полярный и Приполярный Урал |
Руководитель, завснар, казначей |
5 |
|
Князев Дмитрий Александрович |
1985 |
Березниковский строительный техникум, студент |
ул. Гагарина, 26-9 |
3п(у) Северный Урал |
|
6 |
|
Кокшаров Сергей Николаевич |
1962 |
ДДЮТЭ, преподаватель |
ул. Мира 34-20 р. 1-67-61 |
4п(у) Полярный Урал |
|
7 |
|
Кольчурина Ольга Григорьевна |
1985 |
школа № 2 |
ул. Л. Толстого 56-8 |
4п(у) Пол. Урал |
|
8 |
|
Малышева Ольга Владимировна |
1974 |
ДДЮТЭ, преподаватель |
ул. Черепанова 18А-24 р. 2-64-80 |
4п(у) Полярный Урал |
Медик |
9 |
|
Романова Ольга Аркадьевна |
1968 |
ДДЮТЭ, зав. отделом спортивного туризма |
ул. Свердлова, 136-29 р. 2-64-80 |
4п(у) Полярный Урал |
Завхоз |
10 |
|
Сибирев Анатолий Викторович |
1987 |
Березниковский строительный техникум, студент |
ул. Юбилейная 40-48 |
3п(у) Северный Урал |
Ремонтник |
Основными задачами, стоящими перед нами, были:
1. Посетить хребет Оче-Нырд и подняться на одну из вершин в нем;
2. Совершить восхождение на вершину 1149 м в истоках р. М. Кара;
3. Исследовать возможность восхождения на пик Обручева в Горно-Хадатинском массиве.
Попутно планировалось взойти на другие интересные вершины самой северной части Урала – Нгэтенапэ, Лядгей, Хууту-Саурей, связав их максимально коротким маршрутом. Требование краткости возникло из-за того, что даже сам подход и отход от нитки Оче-Нырд – М. Уса – Хадата до любого населенного пункта (г. Воркута, пос. Полярный, факт. Лаборовая) превышает 300 км. Чтобы уложиться в то количество дней, на которое мы способны унести продукты, пришлось использовать транспорт от пос. Полярный до р. Хадата (100 км). Этот участок технически неинтересен (дорога, болота, однообразные увалы, несложные водоразделы), поэтому не было никакого смысла тратить 5...6 дней на то, чтобы его пройти. Благодаря финансовой поддержке областной федерации туризма, такой план стал для нас возможным, несмотря на высокую стоимость вездехода в пос. Полярный.
Сам поход логично делится на следующие этапы:
1. Дойти по кратчайшему пути от Хадаты до северного берега оз. Б. Щучье и оставить там продуктовую заброску, чтобы облегчить рюкзаки.
2. Пройти кольцевую часть маршрута через Оче-Нырд, Лядгей и Хууту и вернуться к заброске.
3. Пройти линейную часть маршрута через горный узел между Большим и Малым Щучьим озером, пер. Ураганный и вершину 1149, Горно-Хадатинский узел и перевал в районе ледника ИГАН до р. Б. Уса.
4. Выйти с маршрута на Бованенковскую трассу (60 км) или в пос. Полярный (70 км).
Такой план позволил большую часть похода двигаться быстрее и с уменьшенным грузом, что позволило за 20 дней пройти 334 км и выполнить практически все поставленные задачи.
Маршрут был проложен таким образом, чтобы, наряду с общеизвестными местами (Хадата, Щучье), пройти по мало посещаемым участкам района: руч. Сангарэйтасё, горному узлу между Щучьими озерами, перевалам Авсюка и Шумского в Горно-Хадатинском массиве, перевалу с ручья Изъяшор на р. Б. Уса. В результате были обнаружены изумительные по красоте места, упоминания о которых не встречались нам в отчетах и рассказах о районе.
Маршрут успешно пройден всеми участниками.
До г. Ухта существует автомобильная дорога, дальше наземное сообщение возможно только по железной дороге. При заезде из Пермской области возникают дополнительные трудности, связанные с пересадкой в Котласе, где обычно нет билетов на север. Стандартная схема заброски на поездах выглядит так: Пермь – Киров – Котлас (поездом Киров-Котлас) – Печора, Инта, Воркута. Иногда в Котласе удается взять билеты на поезд Москва – Сосногорск, доехать им до Сосногорска, где билеты на север берутся уже без проблем.
Чтобы избежать проблем с пересадками, мы решили забрасываться на автобусе до ветки Котлас – Воркута по дороге Соликамск – Коса – Сыктывкар – Микунь. Проехав Сыктывкар, всем автобусом искали отворот на ст. Микунь, но так и не обнаружили. Продолжая движение по дороге Сыктывкар – Ухта, в конце концов, попали в г. Ёмва (ст. Княжпогост), откуда взяли билеты на поезд 120 Москва – Лабытнанги до пос. Полярный (ст. 110 км).
Альтернативные варианты заброски проходят через г. Воркута и факторию Лаборовая. Было выяснено, что цена вездехода ГАЗ-71 от Воркуты до Кары колеблется в пределах от 15 до 25 тысяч рублей. Похоже, проблем с наймом транспорта в Воркуте нет, но нам этот вариант не подошел из-за высокой стоимости. До фактории Лаборовой добираются от ст. Обская по трансъямальской железной дороге или идущей параллельно автодороге. Это поселок оленеводов, состоящий примерно из 20 домов. Председателем крестьянско-фермерского хозяйства «Надежда» фактории, а также владельцем вездеходов является «гений ненецкой литературы…, писательница, создавшая духовную историю прекрасного Ямальского края» Анна Павловна Неркаги (см. http://www.yamal.org/yanao70/kult/nerk.htm). Одновременно она, конечно, владелец и продавец магазина.
В пос. Полярный существует возможность нанять частную автомашину (вездеход) или вездеход ОАО «Конгор-Хром». Из машин в поселке есть «УРАЛы» и ГАЗ-66, но на них можно подъехать на север только в пределах дороги Полярный – Харбей. Попытка «УРАЛа» прорваться на Хадату за две недели до нашего приезда закончилась тем, что мы наблюдали его все еще сидящем по самые фары в болоте на Лонготъегане. Частные вездеходы ГАЗ-71 могут взять не более 10 человек. В ОАО есть большие вездеходы АТС и ГТТ. Расценки на услуги также запредельные: до разрушенного моста через Б. Пайпудыну – 4...5 тысяч, до Хадаты – 15000 рублей.
В пос. Полярный нет железнодорожной кассы, поэтому посадка в поезд Лабытнанги – Москва может оказаться непростой проблемой. В поезд Лабытнанги – Воркута, говорят, сажают легко. Проблем с билетами в Инте и Печоре мы никогда не испытывали. Сложнее уехать из Кирова до Перми, чем из района Воркуты – до Кирова.
Все населенные пункты находятся очень далеко (100 км и более) от основной части маршрута. Поэтому при возникновении критических ситуаций единственно возможным представляется обратиться к помощи местного населения. Кочующие в это время в долинах рек Б. Уса, Хадата, Лонготъеган, Немуръеган, Нгодаяха семьи манси и зырян вполне дружелюбно расположены к туристам и, вероятно, могут помочь эвакуировать участника на нартах. Иначе руководителю придется выбирать, что в данный момент ближе – Воркута (через Хальмер-Ю), Лаборовая или Полярный и организовывать транспортировку самостоятельно. Надо сказать, что из любой точки маршрута можно выбрать сравнительно прямой путь по долинам рек и несложным водоразделам до любого из этих пунктов.
Нами были предусмотрены запасные варианты на случай непогоды, отставания от графика или других проблем. Это, в основном, обходы сложных перевалов через более простые. В этом районе всегда можно найти перевал не сложнее 1Б, ведущий в нужном направлении. Запасные варианты, которыми нам пришлось воспользоваться, перечислены в следующем разделе.
Основной причиной для использования запасных вариантов было отсутствие информации по некоторым участкам маршрута. Так, восхождения на вершины в Оче-Нырде, прохождение перевалов между Щучьими озерами, вершины 1149 и Обручева, перевалы Авсюка и Шумского планировались «по карте» или по очень сомнительным абрисам, на деле не соответствовавшим истине. После просмотра на местности приходилось менять планы и проходить либо другим маршрутом, либо выбирать другую вершину или перевал из-за явного несоответствия действительности описанию.
В итоге, произошли следующие изменения от заявленного маршрута.
1. Восхождение на верш. 1200 было совершено не с юго-западного (по отношению к лед. МИИГАиК) перевала, а по более короткому пути, с юго-восточного. Обнаружилось, что фактически (согласно GPS) ее высота 1079 м.
2. Перевал западнее г. Нгэтенапэ (1Б, имеющийся в перечне перевалов, http://www.tag.spb.ru/mountains/class/mgctk/polural.html, № 1.1) представляет собой скально-осыпной кар по высоте практически равный вершине. Мы решили обойти его через водораздел между р. Лымбатояха и руч. Очетывис. От восхождения с этого перевала на Нгэтенапэ (1Б) также пришлось отказаться, благо вершин 1Б в заявке было достаточно.
3. Перевал Авсюка (1Б по перечню перевалов) имеет со стороны руч. Перевального сложность не менее 2А. Мы были готовы его пройти, произвели разведку до середины подъема, но внезапно пошел дождь, и седло перевала закрыли тучи. В этих условиях мы сочли разумным пройти расположенный рядом перевал Неожиданный (1А).
4. Пик Обручева имеет сложность не менее 2Б. Обнаружив это, мы выбрали из расположенных рядом вершин такую, которая соответствовала бы заявленной сложности 2А, и успешно взошли на нее.
5. В качестве последнего этапа похода рассматривались выход на Бованенковскую трассу или в пос. Полярный. В результате консультаций с местными жителями мы выяснили, что уехать с Бованенковской трассы в районе Хаче-Рузь-Лор довольно сложно, автомашины ходят очень редко, а поезд можно ждать сутки и более, и не факт, что его удастся остановить. Поэтому мы решили выходить по более длинному пути в пос. Полярный, где гарантированно можно сесть на поезд. Случайно подобравший нас ночью вездеход (за 40 км до поселка) ускорил выход с маршрута, но не изменил его сложности, так как нам оставалось пройти только по дорогам, а протяженность маршрута, значительно превышающая требуемую, уже была набрана.
День |
Дата |
Участок пути и определяющие препятствия |
Км |
Ходовое время |
Характер пути |
Метео-условия (утро, день, вечер) |
02.08 |
г. Березники – пос. Гайны – г. Сыктывкар – г. Ёмва (автобус), посадка в поезд 120 на ст. Княжпогост |
Автобус ООО «Березниковский мостоотряд», 720 км, 13:20. |
||||
03.08 |
Прибыли в пос. Полярный, ночевали на пилораме |
-- |
||||
04.08 |
Пос. Полярный – устье р. Гэна-Хадата (вездеход) |
Вездеход ОАО «Конгор-Хром», 106 км, 6:05, 15000 руб. |
Ясно, +20 |
|||
1 |
05.08 |
р. Хадата – руч. Воргашор – р. Нгодаяха |
19,2 |
4:35 |
По вездеходной дороге. Были в гостях в чуме. Кустов для костра достаточно. |
Переменно, +17 |
2 |
06.08 |
р. М. Щучья (переправа 1А) – южный берег оз. Б. Щучье |
19,8 |
4:42 |
По вездеходной дороге до оз. Б. Щучье, дальше по западному берегу до последних перед началом осыпей стоянок. Кусты, плавник, дров достаточно. |
Ясно, +15 |
3 |
07.08 |
Вдоль озера до северного берега – р. Пырятане. Заложили заброску. |
18,0 |
3:53 |
По берегу чередуются участки кустарника и осыпей, иногда выходящие скалами к воде. По берегу озера нет стоянок, но много дров. |
Пасмурно, +8 |
4 |
08.08 |
руч. Хэм-Вадаяха – устье р. Мядыяха |
18,4 |
4:55 |
По тундре, участкам березки и тальников вдоль Пырятане, дальше по болотистому водоразделу и тундре вдоль Мядыяхи. Кустов мало, но дров на костер нашли. |
Пасмурно, +8 |
5 |
09.08 |
Рад. выход на г. Борзова (1А, 1037) – р. Б. Кара – р. Лымбатояха |
12,7 |
4:00 |
Подъем по пр. берегу водопадного ручья по средней осыпи, дальше
по широкому ребру (крутая крупная осыпь) на плато, потом в сплошной
облачности азимутом 240° до вершины. Спуск по пути подъема. |
Переменно, +8 |
6 |
10.08 |
оз. Круглое – пер. б/н (1Б, 721) – в. 1079 (2А) – пер. б/н (1Б-2А, 821) – оз. Восьмерка – руч. Долгушина - р. Лымбатояха |
18,3 |
11:00 |
По тундре пр. б. Лымбатояхи до входа в каньон ручья. Вдоль ручья по осыпному берегу и через снежники до озера, обход траверсом восточного берега, дальше с постепенным набором высоты по очень крупной живой осыпи на перевал 721. От перевала по С-В ребру над лед. МИИГАиК, по узкому кулуару (50-60°)и далее в обход слева высокой скалы (3 веревки). Последний участок подъема практически на С до площадки под вершиной. Дальше очень крупная живая осыпь до 40-50° до вершины. Спуск по ребру и далее по осыпи на Ю-В до перевала. Начало спуска по участкам скал и крутой крупной осыпи, дальше между двух сильно разрушенных гребней по осыпеопасному лотку вдоль левого гребня (50-60°, свободным лазаньем, затем 2 веревки), потом вышли на гребень, по крутой (40°) осыпи между участками скал до озера. По крупной и живой береговой осыпи до тундры вдоль Лымбатояхи и далее к биваку. |
Ясно, +20 |
7 |
11.08 |
Полудневка. |
10,2 |
2:48 |
По тундре до травянисто-осыпного водораздела за озером, затем по болоту и очень плотным тальникам до озера. Вдоль С-В берега грязная вездеходная дорога, заросли кустов, есть дрова. |
Ясно, +25 |
8 |
12.08 |
оз. Очеты – г. Лядгей (1Б, 1166) – лед. Алешкова – оз. Сидяямбто |
19,7 |
6:52 |
Вдоль берега по дороге, затем через кусты и по тундре на заметную полку над л. б. руч. Сидяямбтосё. Через ручей и по тундре С-З берега системы озер до сухого каньона с Ю от предвершинного плато. Подъем до плато по средней и крупной крутой осыпи (от 20 до 45°), в обход кара лед. Алёшкова по узкому скально-осыпному перевальному гребню и по средней некрутой осыпи до вершины. Спуск по средней и мелкой крутой (30...40°) осыпи змейкой до С-В борта ледника. Дальше по пологому леднику и снежникам до южного борта. Через крупноосыпной моренный вал до снежника над ледниковым ручьем, далее по снегу на В до карового расширения. По пр. б. ручья до оз. Сидяямбто. Кустов нет. |
Ясно, +20 |
9 |
13.08 |
руч. Каньонный – руч. Тисненьзашор – пер. б/н (н/к, 586) – р. Нярмаха – оз. Нярмато |
23,3 |
5:22 |
Через болотистый водораздел и заросли березки и тальника до руч. Тисненьзашор, его пришлось несколько раз перейти из-за прижимов, затем поднимались по болотам, далее по осыпям на пологий перевал. Спуск по снежникам и далее по осыпям в болотистую долину л. пр. р. Нярмаха. По осыпям и болотам обошли оз. Нярмато, остановились на галечной отмели у берега. Дров нет. |
Ясно, +12 |
10 |
14.08 |
Рад. выход на г. Хуута-Саурей (1Б, 1240) – руч. Нярматотане – пер. б/н (н/к, 610) – пр. пр. руч. Сангарэйтасё |
16,5 |
7:14 |
По тундре подошли к крупной живой осыпи (20...35°)
на л.б. каньонного ручья. Поднялись до 820 м на предвершинное плато,
обогнули слева кар и поднялись на вершину по очень крупной живой осыпи
(30...40°) на северном гребне
кара, обходя участки скал. Спуск по пути подъема. |
Ясно, +15 |
11 |
15.08 |
Руч. Сангарэйтасё – р. Пырятане. |
9,4 |
2:38 |
Над каньоном по пр. б. притока руч. Сангарэйтасё до осыпного водораздела. Затем крутой спуск к берегу ручья, и вдоль пр. б. до р. Пырятане. |
Пасмурно, +10 |
12 |
16.08 |
Каньон на л. пр. р. Пырятане (1Б) – р. Нензаяха – пер. б/н (1А, 677) – р. Гераусваю (каньон 1А) – пер. б/н (н/к, 482) – л. пр. р. М. Кара – руч. Нюдя-Пырятане |
23,0 |
6:10 |
По узкому каньону ручья, постоянно переходя с берега на берег из-за скальных выходов и снежников, затем через снежник на водораздел. Спуск к Нензаяхе по наклонному болоту. Подъем к перевалу долиной правого по ходу ручья за снежник на правом борту, дальше по короткой крутой (40…50°) живой осыпи. Спуск к Гераусваю по пологой осыпи, дальше по узкому каньону вдоль ручья. После расширения долины по тундре подошли к повороту в узкую щель и по средней плотной осыпи поднялись на седло. Водораздел на Нюдя-Пырятане влажный и болотистый, начало спуска по крутой осыпи и каньону с осыпными бортами, дальше долина расширяется. Река временами скрывается под камнями. Дров нет. |
Ясно, +15 |
13 |
17.08 |
р. М. Кара – пер. Ураганный (1Б, 736) – в. 1149 (2А, п/п) – пр. пр. р. М. Уса |
11,8 |
6:45 |
Вдоль пр. б. Нюдя-Пырятане до невысокого осыпного водораздела на М.Кару. По осыпям и зеленкам пр. б. до переправы перед снежной пробкой в каньоне под озером. По снегу до озера вдоль правого борта каньона, дальше по крупной осыпи у кромки воды, иногда обходя поверху скальные выходы, до снежника на руч. из-под г. Хойдыпэ. Через два снежника и по крутой (30…40°) живой осыпи на пер. Ураганный. Подъем на вершину сначала по С скально-осыпному ребру (2 веревки по расщелинам), дальше спуск на восточный склон и подъем траверсом очень осыпеопасного склона до отм. 900. Затем подъем по крупной осыпи по ребру до скально-осыпного вершинного гребня, траверс его западного склона (живая осыпь, скалы, 1 веревка перил) и подъем по скалам (свободным лазаньем со страховкой сверху) на вершину. Спуск на перевал по пути подъема. Спуск с перевала по плотной крупной осыпи до озера, дальше по зеленкам и участкам осыпи. Дров нет. |
Пасмурно, +10 |
14 |
18.08 |
р. М. Уса (переправа 1А)– руч. Перевальный |
16,8 |
4:13 |
По тундре и участкам осыпей через несколько ручьев до перегиба к р. М. Уса. Спуск по осыпям, чередующимся с зарослями тальника. Переправа вброд стенкой (выше колена). Дальше по хорошей вездеходной дороге до руч. Перевальный и вдоль него по тундре и осыпям до водопадного л. пр. Дров нет. |
Ливень, +10 |
15 |
19.08 |
Разведка пер. Авсюка – пер. Неожиданный (1А, 814) – руч. Бурный (каньон 1А) – руч. Авсюка |
14,9 |
5:35 |
По осыпям и небольшому каньону до ручья из-под карового озера, дальше по крупной осыпи к озеру. За озером система морен из мелкого, очень живого крутого курумника. Под перевалом снежники. Пер. Авсюка – скально-осыпной, ближе к правому понижению, соседнему со скальной стенкой. Подъем через моренные валы, по крутой мелкой живой осыпи до скал, дальше по скалам и участкам очень живой осыпи. Разведка прекращена из-за сильного дождя. Подъем на пер. Неожиданный по пологой плотной осыпи. Спуск через снежник с крутизной от 10° в начале до 25…35° внизу. Спускаться вдоль правого по ходу борта. Дальше по зеленкам и участкам скал вдоль водопадов до руч. Бурный. По ручью около уреза воды по каньону, обходя по верху участки скальных выходов, до сухой тундры в устье ручья, не доходя озера. Есть дрова. |
Пасмурно, +18 |
16 |
20.08 |
Дневка |
Дождь, +12 |
|||
17 |
21.08 |
пер. Шумского (1Б, 840) – в. 1137 (1Б) – траверс 2А до в. 1164 (2А) – оз. Обручева – руч. Обручева - руч. Авсюка |
18,7 |
12:00 |
Вдоль руч. Авсюка по тундре до моренных валов лед. Шумского. Дальше по средней и крупной крутой осыпи северного гребня ледникового кара на пер. Шумского. С перевала траверсом Ю-В борта кара истоков руч. Чаншор по крупной живой осыпи до широкого желоба, ведущего на Ю-В ребро массива. За желобом средняя плотная осыпь и участки скал до верш. 1137. От вершины спустились метров на 50…70 и траверсировали С скальный склон в поисках наиболее высокого зубца (поднялись на 5 из 8 зубцов). Подъем на вершину свободным лазаньем по скалам (со страховкой сверху). Спуск с в. 1164 на С-З в осыпеопасный кулуар. Траверсом склона через скально-осыпные гребни с постепенным понижением вышли на осыпи над оз. Обручева (по пути 2 веревки через балконы). Спуск по крутой плотной осыпи на берег, дальше вдоль воды до руч. Обручева и через систему моренных валов в болотистую тундру. |
Переменно, +18 |
18 |
22.08 |
оз. М. Хадытаюганлор – руч. Изъяшор |
19,7 |
4:40 |
По вездеходной дороге вдоль берега оз. М. Хадытаюганлор до осыпей на Ю оконечности. Дальше по тундре и участкам болот до большого болота в истоке р. Хадата. Обход топи с З, через болото на водораздел с руч. Изъяшор. Вышли на В борт долины, по осыпям и участкам тальника дошли до ручья. Есть кусты. |
Ясно, +15 |
19 |
23.08 |
руч. Изъяшор (каньон 1А) – рад. выход на плато ИГАН – пер. б/н (н/к, 826) – р. Б. Уса |
19,6 |
5:50 |
По тундре и тальникам до резкого поворота ручья с С-В на Ю-В направление. В обход 40-метрового водопада по пр.б., дальше по каньону ручья и снежникам, перегораживающим его, до болотистого плато под перевалом. Выход на плато ИГАН, осмотр ледника сверху. Подъем на перевал вправо по ходу мимо разрушенной базы по остаткам вездеходной дороги. Спуск с перевала по некрутому снежнику, дальше по осыпям л. б. ручья. Часть группы прошла по глубокому каньону ручья, часть обошла сверху по осыпям. Переправа через Б.Усу вброд ниже колена, дальше по тропе по л.б. Дров нет. |
Ясно, +10 |
20 |
24.08 |
руч. Перевальный – р. Б. Пайпудына – оз. Рыбное |
23,6 |
5:25 |
По л. б. р. Б.Уса. За устьем руч. Перевального красивый прибрежный каньон, за ним начинается вездеходная дорога до водораздела к Б. Пайпудыне и далее на дорогу Харбей – пос. Полярный. |
Ясно, +20 |
25.08 |
На вездеходе до пос. Полярный |
Частный вездеход, попутно, 2000 руб. Поезд 119, плацкарт, 220-00 руб/чел |
Пасмурно, +10 |
|||
26.08 |
Поезд до Кирова |
Поезд 286, плацкарт, 546-10 руб/чел |
||||
27.08 |
Поезд до Перми, автобус до Березников |
Поезд 446, плацкарт, 226-40 руб/чел Автобус 351, 142-60 руб/чел |
||||
ИТОГО |
333,6 |
107:37 |
Дата и время |
Место |
N |
E |
H, м |
05/08, 12:20 |
бивак на руч. Ворга-шор |
67’36.547 |
66’11.352 |
|
05/08, 14:27 |
водораздел на р. Нгодяяха |
67’41.266 |
66’17.261 |
383 |
07/08, 13:30 |
обед на берегу оз. Большое Щучье |
67’54.519 |
66’16.398 |
188 |
07/08, 18:00 |
стоянка под заброской |
67’56.577 |
66’12.534 |
191 |
07/08, 22:30 |
заброска |
67’56.917 |
66’11.191 |
219 |
08/08, 14:45 |
водораздел на р. Мядыяха |
67’58.885 |
66’03.237 |
245 |
09/08, 10:30 |
начало подъема на г. Борзова |
67’58.947 |
65’51.438 |
306 |
09/08, 11:20 |
граница начала облачности |
67’58.048 |
65’50.397 |
873 |
09/08, 12:15 |
вершина г. Борзова |
67’58.066 |
65’48.898 |
1038 |
09/08, 16:40 |
устье р. Мядыяха в р. Б. Кара |
68’00.019 |
65’51.517 |
225 |
09/08, 17:30 |
водораздел на р. Лымбатояха |
68’00.933 |
65’49.173 |
373 |
10/08, 11:50 |
пер. б/н (1Б) на ледн. МИИГАиК |
68’02.890 |
65’41.286 |
721 |
10/08, 15:50 |
вершина б/н (2А) |
68’02.766 |
65’40.501 |
1079 |
10/08, 17:10 |
пер. б/н (1Б-2А) к оз. Восьмерка |
68’02.510 |
65’40.809 |
821 |
10/08, 20:30 |
стоянка у р. Лымбатояха |
68’02.336 |
65’47.936 |
301 |
11/08, 16:25 |
Ю-В оконечность оз. Очеты |
68’05.734 |
65’51.592 |
266 |
11/08, 20:00 |
стоянка на оз. Очеты |
68’06.419 |
65’50.994 |
276 |
12/08, 12:40 |
оз. Сидяямбто (№2), С-З берег |
68’08.511 |
65’54.291 |
452 |
12/08, 14:50 |
плато перед г. Лядгей |
68’09.485 |
65’54.251 |
1078 |
12/08, 16:10 |
вершина г. Лядгей |
68’10.007 |
65’54.467 |
1171 |
12/08, 17:05 |
ледн. Алешкова |
68’09.756 |
65’54.744 |
898 |
12/08, 19:40 |
стоянка между 2 и 3 оз. Сидяямбто |
68’08.404 |
65’55.270 |
455 |
13/08, 13:10 |
обед на руч. Тисненьзашор |
68’04.546 |
66’03.639 |
397 |
13/08, 16:20 |
пер. б/н (н/к) на р. Нярмаха |
68’04.555 |
66’09.196 |
586 |
13/08, 18:40 |
стоянка на оз. Нярмато |
68’04.985 |
66’14.917 |
338 |
14/08, 11:40 |
г. Хуута-Саурей (1Б) |
68’05.040 |
66’20.399 |
1244 |
14/08, 18:55 |
пер. б/н (н/к) на руч. Сангарэйтасё |
68’00.789 |
66’15.965 |
610 |
15/08, 13:30 |
стоянка на р. Пырятане |
67’57.382 |
66’11.163 |
198 |
16/08, 12:55 |
пер. б/н (1А) на р. Гераусваю |
67’55.246 |
66’07.685 |
617 |
16/08, 15:30 |
поворот к пер. на пр. пр. М.Кары |
67’54.305 |
66’00.691 |
277 |
16/08, 16:40 |
пер. б/н (н/к) на пр. пр. р. М. Кара |
67’54.346 |
66’01.301 |
482 |
16/08, 18:30 |
стоянка перед оз. Малое Щучье |
67’52.116 |
66’05.397 |
329 |
17/08, 15:15 |
пер. Ураганный (1Б) |
67’48.986 |
66’00.458 |
729 |
17/08, 17:30 |
вершина б/н (2А) |
67’48.487 |
66’00.201 |
1150 |
17/08, 20:05 |
стоянка под г. Хойды-пэ |
67’48.731 |
65’58.905 |
563 |
18/08, 13:20 |
переправа через р. Малая Уса |
67’45.375 |
65’54.220 |
247 |
18/08, 17:45 |
стоянка на руч. Перевальном |
67’42.445 |
65’52.507 |
292 |
19/08, 16:15 |
пер. Неожиданный (1А) |
67’39.863 |
65’58.244 |
814 |
19/08, 19:40 |
стоянка на руч. Авсюка |
67’37.493 |
65’56.901 |
210 |
21/08, 12:55 |
пер. Шумского (1Б) |
67’39.732 |
65’51.378 |
840 |
21/08, 14:20 |
вершина б/н (1Б) |
67’39.384 |
65’50.901 |
1138 |
21/08, 17:00 |
вершина б/н (2А) |
67’39.367 |
65’50.108 |
1168 |
22/08, 14:50 |
обед у болота |
67’34.460 |
65’50.183 |
221 |
22/08, 18:40 |
стоянка на руч. Изъяшор |
67’31.405 |
65’52.091 |
334 |
23/08, 11:45 |
водопад за поворотом руч. Изъяшор |
67’32.537 |
65’55.104 |
425 |
23/08, 15:45 |
пер. н/к на л. пр. р. Б. Уса |
67’32.381 |
65’58.082 |
826 |
23/08, 19:20 |
стоянка на р. Б. Уса |
67’28.566 |
65’57.373 |
370 |
25/08, 05:15 |
пос. Полярный |
67’03.513 |
65’20.894 |
137 |
[1] Березниковский дом детского и юношеского туризма и экскурсий