Для обоснованного выбора целей похода необходимо определить возможности каждого участника и группы в целом. Обычно, возможности группы в каждой области равны возможностям самого слабого в этой области участника. На выбор маршрута влияет следующее.
Несмотря на то, что на Приполярном Урале практически не встречаются перевалы сложности выше 1Б, да и те невысокие, прохождение любого категорийного перевала для абсолютного новичка, обычно, сопряжено с трудностями, необходимостью подстраховки или "ведения", непременной потерей времени и, иногда, травмами. Поэтому для неподготовленной группы желательно выбрать только несколько перевалов 1А (можно с непродолжительными элементами 1Б), а в остальном ограничиться простыми перевалами и водоразделами. Нормативно, участники группы, идущей категорийный перевал, должны иметь опыт прохождения перевала на 1 полукатегорию сложности ниже, а руководитель – опыт руководства прохождением перевала на 1 полукатегорию сложности ниже и участия в прохождении перевала этой или более высоких категорий сложности.
Практика показывает, что если не рваться до состояния британского флага, то за день можно пройти, в среднем за поход, не более 13 км, учитывая дневки и отсидки. Таким образом, на поход 4 к.с. реально надо закладывать не менее 17 дней (см. ниже). Также необходимо иметь время на заброс и выброс и запасной день. Телеграммы из лесу не послать, поэтому полное допустимое время похода надо рассчитывать по кратчайшему из отпусков участников.
Важным фактором в условиях нестабильной метеорологической обстановки является склонность участников к отсидкам и дневкам. Так, при наличии потенциальных легочников, не стоит двигаться в дождь при холодном ветре, лучше отсидеть. Множество таких параметров, определяемых желанием большинства, а иногда и меньшинства, группы, влияют на количество дней планируемых отсидок.
В продолжительных походах (более 10 дней) непременно накапливаются общая усталость, голод, переохлаждение, плохое настроение и множество прочих неприятностей. Если группа схоженна, или есть данные о продолжительной выносливости участников по опыту их прошлых походов, или участники известны, как облупленные, но только не на материале совместных попоек, то можно прогнозировать момент, когда всем дружно захочется в цивилизацию (а реакция это цепная и необратимая). Если данных нет, тем хуже для руководителя. В целом, график работоспособности группы имеет следующий качественный характер:
Сильная морально и физически группа быстрее выходит на максимальный уровень производительности и дольше на нем удерживается, причем он существенно выше, чем у слабой или недостаточно подготовленной группы.
Цели похода определяют, зачем идете в горы вы. Несмотря на трудности с формулировками, можно выделить несколько стандартных побуждений:
а) побыть на природе
б) побыть с друзьями
в) побыть на природе с друзьями
г) побыть на необычной природе - скалы, горы, ...
д) посмотреть на мир
е) покорить мир - взобраться, переправиться, ...
ж) повыпендриваться
з) оказаться в тесной компании с избранником/избранницей
и) доказать что-то себе
к) доказать что-то окружающим, которым, на самом деле, все равно
л) проверить себя
м) проверить окружающих
н) изжить комплекс
о) получить следующий спортивный разряд
xyz) и так далее.
Обычно каждый участник, возможно, неосознанно, преследует сразу несколько целей. Желательно подбирать группу так, чтобы имело место как можно большее пересечение целей различных участников. Если группа уже сформирована, некоторые цели можно запрограммировать дополнительной обработкой (не физической).
С учетом набора целей, присутствующего у большинства участников, производится постановка задач похода. Это может быть:
а) пребывание на природе
б) достижение определенной точки (посмотреть на гору снизу) или набора точек
в) покорение определенной точки (восхождение, переправа) или набора точек
г) преодоление протяженной цели (траверс красивого хребта, сплав)
д) охота за дарами природы (золотым корнем, провиантом, драгоценностями)
е) прохождение квалификационного маршрута
Разумеется, при постановке задач необходимо называть конкретные вещи, например: побывать на горе X, осмотреть водопады под перевалом Y, набрать кабошонов в пещере Z. Наиболее проста в реализации цель "а", прочие обладают вполне конкретными географическими координатами, что затрудняет их выполнение.
Является важнейшим пунктом программы подготовки похода. Несмотря на то, что в качестве района априорно задан Приполярный Урал, его различные части существенно рознятся друг от друга условиями, высотностью, способами входа и выхода, способами перемещения и т.п. Для пущей конкретности это изложение построено для центральной, наиболее широкой, части Уральского хребта в приполярных широтах – от г. Неройка до г. Грубе-Из. Особенности других районов, если доведется их посетить, придется учитывать самостоятельно.
Полезно разбираться в топонимике географических названий, принятой в выбранном районе, чтобы не произошло неприятных коллизий. Географические объекты Приполярного Урала, как правило, называются по-мансийски с добавлением суффикса, означающего характер объекта. Не вдаваясь в подробности дословного перевода, приведу примеры использования таких суффиксов:
·Пальник-Ель : “Ель” – ручеек, который можно перейти где угодно
·Повсян-Шор : “Шор” – горный ручей, в нижней части переправа может быть затруднена
·Капкан-Вож : “Вож” – речка, либо небольшая, либо, близкого к равнинному типа
·Лимбеко-Ю : “Ю” – большая река. Аналог – оконечный суффикс “ва” в названии реки Лёмва (угорского происхождения).
·Грубе-Из : “Из” – островерхая гора
·Манси-Ньёр : “Ньёр” – гора с округлой вершиной
·Малды-Нырд: “Нырд” – столообразный хребет
·Карпин-Ньёр-Иркусей : в названии хребта “Ньёр” означает затруднения с поиском несложного перевала. “Иркусей” – “святой”.
Если название не содержит суффиксов, это говорит либо о немансийском корне (Сабля, Оленья), либо крайнем уважении к объекту и, следовательно, его значимости (Кожым, Манарага).
Обычно они связаны с общественным или регулярным транспортом, конечно, исключая заказной транспорт. Расписание движения даже общественного транспорта меняется быстро, на регулярный транспорт (наподобие попутной машины) и, тем более, на случайный транспорт (наподобие попутного вездехода) лучше не рассчитывать, хотя нередко приходится. Из общественного транспорта предпочтительнее железнодорожный. Так, конкретно для средней части Приполярного Урала, существуют следующие точки входов-выходов:
а) пос. Аранец. Сообщается речным транспортом с гор. Печора. Через неделю хода по болотистому лесу можно попасть на пер. Аранецкий (н/к) или на пер. Гофмана (1Б) под г. Сабля. По договоренности можно немного подброситься лодкой из Аранца вверх по Печоре, сэкономив день хода по очень неприятным низовьям руч. Вёртный.
б) гор. Печора. Вертолет в любое место. Стоимость МИ-8 в 1997 г. порядка 600$ в час. Под Манарагу обойдется в 1500$, на Озерную (под г. Сундук) и Аранец - дешевле.
в) пос. Сыня. Немного попутного транспорта, затем пешком по берегу р. Сыня до урочища Красный Камень, затем через водораздел на р. Вангыр, а там уж и Колокольня недалеко. Всего дней десять хода. Нужны бродни, а лучше - гидрокостюмы, т.к. Сыню все время надо переходить туда-сюда.
г) пос. Кось-Ю. По берегу одноименной речки, она в 5 км от поселка, можно попасть на крайние южные окончания Заячьих гор, г. Маяк, массив Колокольни и т.д. Неделя хода буреломным лесом.
д) пос. Кожым-Рудник. Прямая дорога на: Обе-Из, устье Лимбеко-Ю, Малды-Нырд, Россомашь, Желанную, верховья Кожыма вплоть до Николай-Шора. Машина только под заказ.
е) гор. Инта. Дорога на устье Лимбеко-Ю и далее. Машина может быть попутной, но не факт, что дешевле заказной.
Кроме того, существуют выходы, связанные со сплавом:
ж) рр. Вангыр – Кось-Ю. 3-4 дня, сложность соответствует II-III к.с. Надо забрасывать сплавсредства на Озерную вертолетом.
з) р. Кось-Ю. III к.с. Надо забрасывать сплавсредство на Желанную и тащить на себе минимум до устья Оленьего. Выводит на железную дорогу в 5 км от ст. Кось-Ю.
и) р. Кожым. III к.с., от устья Балбан-Ю до устья Лимбеко-Ю IV к.с. для байдарок. Сплавсредство можно завезти на машине не выше устья Балбан-Ю и припрятать. Выводит на железную дорогу в 2 км от Кожым-Рудника. Проблема - далеко от Манараги и Народной. Река сложная.
к) р. Лёмва. III к.с. Сплавсредство нужно нести от Кожыма километров 15 лесом, зато это единственная река на западном склоне вне заповедника. Выводит на железную дорогу в районе ст. Абезь. Река сложная.
л) р. Печора. II к.с. Довольно далеко тащить сплавсредства до и вдоль притоковых речек, например, р. Паток, потом упираться веслами по Волге-матери (в смысле, по Печоре) до одноименного города или хотя бы до Аранца.
Все сплавные выходы на восточную часть хребта не рассматриваются, т.к. приводят в пос. Саранпауль, связанный с Большой Землей летом только нерегулярным вертолетным сообщением.