5. Составление маршрута

Правильно составленный маршрут обладает следующими свойствами:

а) приводит к выполнению всех поставленных задач похода

б) не противоречит целям похода

в) начинается и заканчивается в разумных точках входа-выхода

г) верно распределены трудности маршрута

д) технически и физически выполним

е) имеет заранее продуманные аварийные выходы.

Очевидным является необходимость соединять точки, связанные с выполнением задач похода, по кратчайшему времени передвижения, избегать ненужных трудностей и перенапряжений, согласовать маршрут с группой, даже если она делает вид, что ей все равно.

5.1 Распределение сил[1]

Рекомендуется отвести первую 1/6...1/4 похода под акклиматизацию к району и грузу. Надо избегать преодоления как локальных, так и серьезных протяженных препятствий, особенно сложных в техническом плане или опасных. Предпочтительны тропы, плато, пустоши, парковые леса.

Нельзя планировать большие дневные переходы. По окончании акклиматизации желательна дневка, хотя, как правило, получается отсидка. Один день отдыха за время акклиматизации необходим категорически. Режим движения до 10 км/день.

Далее следует наиболее активная часть маршрута, объединяющая сложные элементы. Неплохо постепенно наращивать сложность, например, пройти сначала простой перевал, затем категорийные. Под дни отдыха следует оставлять до 1/4 всех дней активного периода. Хороший эффект иногда дают полудневки, то есть неполные дневные переходы, если группа подготовлена к ним морально. Восхождения на вершины, как правило, можно считать полудневками. Режим движения 8...17 км/день, 20 в исключительных случаях.

Активная часть заканчивается, независимо от желания руководителя, при наступлении событий, указанных в п. 1.4. После этого допустимы только мероприятия, напрямую связанные с выходом. Сложности здесь совершенно излишни. Можно обойтись совсем без дней отдыха, потому что жрут на них много, но сейчас не об этом. Режим движения 13...18 км/день, допустимо и 23...25, но дня 3, не больше.

5.2 Дневные переходы

Ночлеги должны располагаться в комфортных местах, где есть вода, дрова, ровная площадка, желательны защита от стихии (холода, ветра, дождя, насекомых, зверей) и эстетическое наслаждение. По карте, даже масштаба 1:100000, найти их невозможно, приходится пользоваться чужим опытом, здравым смыслом и собственным опытом. Ночевки в безлесной зоне весьма нежелательны, если нет примусного хозяйства.

Планируемая продолжительность сна для дежурных, если они вообще назначаются, 8 часов, для белых людей не менее 9 часов. Все равно среднестатистические дежурные быстрее, чем за час, без примусов не управятся. Планируемая продолжительность рабочего времени (от начала первого перехода до конца последнего) порядка 4...7 часов, чистого ходового времени порядка 3...5 часов, последнее граничит с героизмом или утратой ограничителей.

Отсюда можно планировать дневные переходы, как чистое ходовое время, умноженное на характерную скорость движения:

 

Характер местности

Скорость, км/час

Протяженность в день, не более, км

Бурелом, топкое болото

2

10

Перевал 1А - 1Б

2

5

Осыпь особо крупная

2 ... 3

5

Глухой лес

3

10

Снег с фирном

3

5

Осыпь мелкая

3

5

Болото моховое

3 ... 4

10

Осыпь средняя

3 ... 4

15

Перевал н/к

3 ... 4

10

Водораздел травянистый

4

10

Плато, пустошь

4

15

Тропа плохая

4 ... 5

15

Тропа ничего себе

4 ... 5

20

Тропа магистральная

5 ... 5,5

20

Дорога грунтовая

5

20

Дорога с покрытием

5 ... 5,5

20

 

Конечно, существуют исключения, обычно связанные с невозможностью организации ночевок, наподобие перевала Каменистый – 24 км от леса до леса.

По другой методике, скорость движения может быть приблизительно определена по формуле  км/ч, где  – условный угол подъема:

 

Тип местности, условный угол подъема

v, км/ч

 

L, км, в первый день

 

L, км, в остальные дни

 

Режим движения (ход/отдых), мин

 

без груза

с грузом

без груза

с грузом

без груза

с грузом

без груза

с грузом

Ровная, 0о

5

3.5

16...25

12...14

20...28

14...18

60...90 / 10

40...60 / 15

Пересеченная, 15о

3.5

2.5

14...18

8...10

16...22

12...16

50 / 10

30 / 10

Сильно пересеченная, 30о

2.5

2.0

10...12

6...8

12...16

8...10

45 / 10

20 / 10

 

Здесь v – скорость движения, L – максимальное расстояние, проходимое за день. По той же методике можно оценить энергозатраты:  ккал/мин. Таким образом, за час движения полным ходом по пересеченной местности расходуется  ккал, а за день (4 ходовых часа) 2520 ккал, что примерно соответствует нормам, указанным в п. 1.1 с учетом энергетических трат на бивачные работы и поддержание жизнедеятельности.

Планируемая продолжительность перекуса 0,5 часа, горячего обеда 1,5 часа, утренних сборов 1...1,5 часа, вечерних бивачных работ до 2 часов, но не менее 1 часа.

Нагрузка ото дня к дню остается неизменной на период акклиматизации, затем растет 2/3 активного периода, затем уменьшается. Идеализированный график сложности и трудности похода примерно следующий:

5.3 Техническая сторона

Золотое правило одно: пуп не должен трещать. Закладывать несколько категорийных перевалов подряд, например, можно, но не нужно, если между ними нет дневки или договоренности с небесной канцелярией о вселенском потопе. После резкой растраты сил желателен отдых в какой-либо форме.

Карта никогда не дает информации о характере препятствия. Только в лучшем и редком случае она предупреждает о его наличии. Поэтому необходимо заранее ознакомиться с наиболее серьезными перевалами, переправами, вершинами, изучить их описания или, что хуже, схемы. Особое внимание обращать на экспериментально установленное время прохождения.

Никогда не ограничиваться одним источником информации, потому что составители обычно врут, как очевидцы. Иногда предпочтительнее даже иметь самодельные карты, нежели генштабовскую километровку, потому что ХУДОжники неосознанно преувеличивают на них неожиданные особенности, делая их заметными для невнимательного исследователя.

Бесценна информация о наличии троп и изб. Получить ее практически невозможно, так что не стоит и голову забивать.

5.4 Обеспечение

Прокормить туриста впроголодь можно 0,6 кг продуктов в день. Вес личного снаряжения планируется 6...7 кг на человека, а составляет реально порядка 7...8 кг для мужчины и 8...10 для женщины, плюс вес рюкзака, плюс вес того, что на себе. Общественное снаряжение, порядка 40 кг на группу в 6 человек, (30 – на 4, 45 – на 9, 60 – на 12...15) условно делится между мужчинами. Плановая норма переноски для женщины 1/4...1/3 веса, для мужчины 1/3...1/2 веса, все ±20%. Идиотская привычка к уравниловке обычно приводит к нагрузке женщины 18...22 кг, мужчины 28...35, независимо от массы. Таким образом, женщина способна унести на себе продуктов, в среднем, на (20 – 10)/0.6 = 16 дней, мужчина на (30 – 8 – 10)/0.6 = 20 дней. Для достижения большей продолжительности похода прибегают к ухищрениям, обычно связанным с заменой общественного снаряжения на более легкое, экономией на аптечке, гитаре, изменению состава группы, перегрузки продуктов с женщин на мужиков. Откровенный перегруз следует считать неумным геройствованием.

Существенным моментом является порядок разгрузки по мере подъедания хавчика. Применяются два подхода: либо группа разгружается равномерно (продукты сгруппированы по наименованиям), либо, только с общего согласия, сначала разгружаются более слабые участники (продукты сгруппированы по дням). В последнем случае иногда наблюдается экономия, вернее, труднее организовать не запланированный перерасход, когда на каждый день отведен отдельный мешок.

Эффективным средством уменьшения веса переносимых продуктов является организация забросок. Различают следующие виды забросок:

1.Честная заброска. Продукты до начала маршрута завозятся в место “Х” и потом с переменным успехом там обнаруживаются. Если закладывают одни, а снимают другие люди, вероятность успеха существенно снижается. Честная заброска уменьшает показатель автономности при защите маршрута, поскольку отражается в заявочных документах.

2.Закладка. Маршрут образует кольцо, что честно записывается в заявочные документы. В точке самопересечения оставляется часть продуктов – “закладка”. Показатель автономности также снижается, но вероятность обнаружения близка к единице.

3.Неявная заброска. Маршрут колец не образует, но, например, проходит в день № 2 с северной, а в день № 14 с южной стороны несложного перевала. В его окрестностях производится мухлеж, выраженный переброской продуктов на дни №№ 15, 16 и до конца похода через перевал в закладку. Показатель автономности не страдает. Комбинируя методы 2 и 3 можно, не нарушая правила “линейных 75%” (см. п. 1) довести предельную массу продуктов на плечах порядка 1/3 от необходимой на поход.

4.Использование группы поддержки. Обычно применяется в особо длительных экспедициях. Например, группа, идущая пеший поход 6 к.с., договаривается с группой, сплавляющейся по речке 2 к.с., что та к определенному сроку подбросит килограммов 20 жратвы на устье ручейка такого-то. Затем к определенному сроку одна из групп опаздывает; водники, конечно, встают не на том берегу, вынуждая маститых пешеходников к переправе вплавь на пустых рюкзаках и брюхах; выясняется, что 14 кг из 20 они пожрали по дороге, потому что свой хавчик утопили вместе с раззявой завхозом на Трахчерезтыгдымском прижиме... Замечательный метод.

5.5 Компоновка нитки

Пользуясь всей вышеприведенной информацией реальный маршрут составить невозможно. Но над каждым отступлением от правила стоит несколько раз подумать, прежде чем совершить. Если после нанесения на двадцать шестую копию карты с восемнадцатой попытки нитка и места ночевок не режут глаз явной несуразицей, таким маршрутом можно пользоваться для расчета продуктов. Удастся ли его пройти - совсем другой вопрос.

В итоге получается календарный план движения, содержащий колонки “Дата”, “№ дня похода”, “Подробное описание дневного перехода”, “Расстояние”. Разумно заготовить еще и таблицу расстояний со значительно более мелкой разбивкой переходов, километра по 2...4, чтобы легче было корректировать маршрут по дороге. Считается, что также необходимы описания препятствий (перевалов, вершин, переправ) с указанием последовательности прохождения и мер безопасности.

5.6 Примеры ниток

На Приполярном Урале возможны пешие походы 2-5 к.с. Вот примеры маршрутов, защищенных соответствующими категориями сложности:

1.Ст. Кожым-Рудник – хр. Обе-Из – хр. З. Саледы – хр. Хамбол-Нырд – ст. Кожим-Рудник. 2 к.с.

2.Ст. Кось-Ю – р. Манарага – г. Колокольня – пер. Аранецкий – пос. Аранец. 3 к.с.

3.Пос. Аранец – г. Сабля – г. Манарага – г. Народная – ст. Кожим-Рудник. Восхождения на 2 вершины. 4 к.с.

4.Пос. Усть-Щугор – г. Тельпос-Из (восх.) – г. Неройка (восх.) – г. Сабля (восх.) – пос. Аранец. 4 к.с.

5.Пос. Аранец – г. Сабля (восх.) – г. Неройка (восх.) – р. Л.Вангыр – р. Парнук – хр. Неприступный – руч. Повсян-Шор – г. Манарага (восх..) – г. Народа (восх.) – р. Народа – р. Хобе-Ю – р. Манья – пос. Саранпауль. 5 к.с.

6.Пос. Аранец – г. Сабля – г. Манарага – г. Народная – р. Балбан-Ю – сплав по р. Кожым до ст. Кожим-Рудник. Восхождение на 2 вершины. 5 к.с. пеше-водный.

7.Ст. Кожим-Рудник – р. Балбан-Ю – р. Пеленгичей – хр. Россомаха – г. Сана-Из (восх.) – руч. Хотахамба – р. С.Народа – руч. Карпин-Шор – г. Карпинского (восх.) – р. Манарага – г. Янченко (восх.) или г.Манарага (восх.) – г. Колокольня (восх.) – руч. Повсян-Шор – р. Парнук – р. Вангыр – г. Сабля (восх.) пос. Аранец. 5 к.с.

Замечу, что указанные маршруты по протяженности значительно превышают нормативы, а уж про количество баллов (см. п. V) и говорить нечего, но так уж в справочнике написали...

 

<< Назад                                            На главную                                     Дальше >>



[1] Настоящий параграф не имеет отношения к группам, сплошь состоящим из лосей.